Консультации для родителей

Вахрамова Ольга Николаевна

            

 

            Детский сад и семья два главных коллектива, ответственных за развитие и воспитание ребенка.Очень важно, чтобы уже в раннем возрасте рядом с ребенком оказался взрослый,который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки,дать возможность ее прочувствовать.

            

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\ОЛЬГА\Downloads\«Музыкальное воспитание в семье» Обучая ребёнка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитания дете.jpg

Обучая ребёнка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это

зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако

основными задачами музыкального воспитания детей в семье можно назвать те

же, что и в образовательном учреждении, а именно:

Обогатить духовный мир ребёнка музыкальными впечатлениями, вызвать

интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы

музыкальной культуры;

Развивать музыкальные и творческие способности в процессе различных

видов деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально –

образовательная деятельность);

· Способствовать общему развитию детей средствами музыки.

· Если ребёнок музыкально одарён, то уже в дошкольном возрасте

необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения. Все

эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают

важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье,

музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними

концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить разносторонними

музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт.

Выбор музыкальных произведений, которые ребёнок слушает дома,

зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, её

общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей,

формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать

народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус

маленьких слушателей. Дети должны знать народную музыку, которая тесно

связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной

культурой народа.

Если ребёнок слышит народные мелодии с раннего детства, он,

естественно, «проникается» народно-песенными интонациями. Они становятся

ему привычными, родными. Ребёнку важно прочувствовать и красоту

классической музыки, накопить опыт её восприятия, различить смену

настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инструментов,

научиться воспринимать и старинную, и современную музыку, как «взрослую»,

так и написанную специально для детей.

Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены

чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие или

фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной

гармонизацией, оркестровкой и более скромная по выразительным средствам, но

вызывающая чувство восхищения старинная музыка.

Музыкальное воспитание в домашних условиях проходит индивидуально.

Ребёнок должен чувствовать себя защищённым, любимым, находиться в

насыщенном положительными эмоциями окружении.



Предварительный просмотр:

C:\Users\ОЛЬГА\Downloads\значение.jpg

Различные виды искусства обладают специфическими средствами

воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на

ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период

чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую

слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка.

 Музыка является одним из богатейших и действенных средств

эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального

воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что

развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной

культуры – т.е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном

возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с

трудом восполнимо впоследствии. Музыка имеет сходную с речью

интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которой

необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь

опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей,

привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения. Известный

фольклорист Г.М.Науменко писал: «… у ребенка, попадающего в

социальную изоляцию, происходит задержка умственного развития, он

усваивает навыки и язык того, кто его воспитывает, общается с ним. И какую

звуковую информацию он впитает в себя в раннем детстве, та и будет основным

опорным поэтическим и музыкальным языком в его будущем сознательном

речевом и музыкальном интонировании. Становится понятным, почему те

дети, которых укачивали под колыбельные, воспитывали на пестушках,

развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки,

по многочисленным наблюдениям, наиболее творческие дети, с развитым

музыкальным мышлением …»

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на

общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется

мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. «Только

развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к

музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно

важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе

музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое

сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его

общего духовного становления».

Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем

развитии детей. Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах

человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму

чувств и их оттенков может расширить эти представления. Помимо

нравственного аспекта, музыкальное воспитание имеет большое значение для

формирования у детей эстетических чувств: приобщаясь к культурному

музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает

ценный культурный опыт поколений. Музыка развивает ребенка и

умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих

познавательное значение, беседа о ней включает характеристику

эмоционально-образного содержания, следовательно словарь детей

обогащается образными словами и выражениями, характеризующими

чувства, переданные в музыке. Умение представить и воспроизвести высоту

звуков в мелодии так же предполагает умственные операции: сравнение,

анализ, сопоставление, запоминание, что так же влияет не только на

музыкальное, но и на общее развитие ребенка.

Как уже было сказано, музыка развивает эмоциональную сферу.

Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных

способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни,

с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать

другому человеку.

Развитие музыкальных способностей, одна из главных задач

музыкального воспитания детей. Кардинальным для педагогики является

вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой

врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия

окружающей среды, воспитания и обучения. Б.М.Теплов в своих работах дал

глубокий всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей.

Он признает врожденными некоторые особенности, предрасположения

человека, задатки. «Сами же способности всегда являются результатом

развития. Способность по самому своему существу есть понятие

динамическое. Она существует только в движении, только в развитии».

Способности зависят от врожденных задатках, но развиваются в процессе

воспитания и обучения. Все музыкальные способности возникают и

развиваются в музыкальной деятельности ребенка. «Не том дело – пишет

ученый – что способности проявляются в деятельности, а в том, что они

создаются в этой деятельности». Это утверждение стало общепринятым в

педагогике и психологии.



Предварительный просмотр:

D:\доу 18\планы 2020-2021\РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ\Консультации для родителей\«Условия для музыкального развития ребенка в семье».png

Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания

ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье.

Большинство детей до 3 лет не посещают дошкольные учреждения. Поэтому

родители, взяв на себя ответственную роль педагога, должны помнить, что этот

период чрезвычайно важен для последующего развития ребенка. Именно в этом

возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно развить у детей

музыкальные способности, приобщить их к музыке, сформировать у них

положительное к ней отношение. Родители должны знать методы и приемы,

формы организации музыкального воспитания в семье, понимать значение

музыкального воспитания, повышать свой собственный культурный уровень.

Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех

предпосылок и условий, которые определяются врожденными музыкальными

задатками и образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музыке и

музыкальной деятельности, общей культурой.

Как известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В

одних с уважением относятся к народной и классической музыке, профессии

музыканта, часто посещают концерты, музыкальные спектакли, в доме звучит

музыка, которую взрослые слушают вместе с ребенком . Родители, понимая,

какую радость и духовное удовлетворение приносит детям музыка, стараются

дать им музыкальное образование, развить их способности.

В некоторых семьях мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей,

даже с очень хорошими задатками, так как родители не видят в этом

практической пользы. К музыке у них отношение лишь как к средству

развлечения. В таких семьях ребенок слышит в основном современную «легкую»

музыку, потому что к «серьезной» музыке его родители безразличны.

Вместе с тем в семье имеются все возможности для применения различных

видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество,

музыкально - образовательная деятельность). В семье, серьезно занимающейся

музыкальным воспитанием, ребенок постоянно находится в музыкальной среде,

он с первых дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления, на

основе которых развиваются музыкальные способности, формируется

музыкальная культура. Дома ребенок может слушать музыку по своему желанию

в профессиональном исполнении и качественном звучании (грамзапись,

магнитофонная запись).

Среди видов исполнительства наиболее доступны пение и игра на

музыкальных инструментах. Ребенок без специальных занятий способен усвоить

песни, которые он слышит. Игра на фортепиано требует профессионального

обучения. Во многих семьях есть музыкальные инструменты - игрушки

(металлофон, ксилофон, арфа, дудочка). Родители могут обучать детей игре на

этих инструментах, если сами умеют подбирать мелодию по слyxy. Иначе дети

будут видеть В этих инструментах лишь игрушки, предназначенные только для

забавы.

Реже всего в семьях занимаются с детьми музыкальным творчеством, за

исключением семей профессиональных музыкантов. Однако способные дети

могут творить спонтанно, «сочинять» музыку во время игр - напевать марш,

ритмично стуча солдатиками и изображая, что они маршируют; петь

колыбельную, убаюкивая куклу; импровизировать мелодии на фортепиано,

детских музыкальных инструментах.

Музыкально — образовательной деятельностью в семье занимаются в

основном дети, которые обучаются игре на музыкальном инструменте.

Большинство же дошкольников получают музыкальные знания стихийно, без

какой - либо системы.

Таким образом, в семье дети получают реальное музыкальное воспитание.

Если ребенок посещает детский сад, то «двойное» музыкальное образование

позволяет успешнее развивать его музыкальные способности, формировать

основы музыкальной культуры.

Педагог в своей работе должен учитывать специфику каждой семьи,

ориентироваться на различные условия, в которых воспитываются дети, на их

домашнее музыкальное окружение.



Предварительный просмотр:

D:\доу 18\планы 2020-2021\РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ\Консультации для родителей\«Задачи музыкального воспитания детей в семье.».png

Важное значение имеет выбор используемого репертуара.

Обучая ребенка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это

зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако

основными задачами музыкального воспитания детей в семье можно назвать те

же, что и в до-школьном учреждении, а именно:

· обогатить духовный мир ребенка музыкальными впечатлениями, вызвать

интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы

музыкальной культуры;

· развить музыкальные и творческие способности в процессе различных видов

музыкальной деятельности (восприятие, испольнительство, творчество,

музыкально-образовательная, деятельность);

· способствовать общему развитию детей средствами музыки.

Если ребенок музыкально одарен, то уже в дошкольном возрасте

необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения.

Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители

понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в

семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними

концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить разносторонними

музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт.

Выбор музыкальных произведений, которые ребенок слушает дома,

зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, ее

общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей,

формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать

народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус

маленьких слушателей. Дети должны знать народную музыку, которая тесно

связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной

культурой народа. Если ребенок слышит народные мелодии с раннего детства,

естественно, «проникается» народно-песенными интонациями. Они становятся

ему привычными, родными. Ребенку важно прочувствовать и красоту

классической музыки, накопить опыт ее восприятия, различить смену

настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инстру-ментов,

научиться воспринимать и старинную, и современную музыку, как «взрослую»,

так и написанную специально для детей.

Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены

чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие

произведения или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом,

красочной гармонизацией, оркестровкой (пьесы Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф.

Шопена, П. И. Чайковского) и более скромная по выразительным средствам, но

вызывающая чувство восхищения старинная музыка А. Вивальди, И.С., Баха, В.

А. Моцарта.



Предварительный просмотр:

C:\Users\ОЛЬГА\Downloads\«Методы обучения в семье».jpg

Основные педагогические методы (наглядный, словесный, практический)

применимы и в музыкальном семейном воспитании.

Наглядно-слуховой метод - основной метод музыкального воспитания.

Если ребенок растет в семье, где звучит не только развлекательная музыка, но и

классика и народная музыка, он, естественно, привыкает к ее звучанию,

накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности

(активных и более пассивных, нацеленных на непосредственное занятие

музыкой и использование ее как фона для другой деятельности).

Наглядно-зрительный метод в семейном воспитании имеет свои

преимущества. В детском саду для работы с детьми используются обычно

крупные по размеру репродукции картин, иллюстрации, качество которых не

всегда высоко. Дома же имеется возможность показать детям книги с

репродукциями картин, рассказывая об эпохе, когда была сочинена музыка,

народных традициях, обрядах, познакомить их с изображениями предметов

быта, одежды. Рассматривание репродукций картин, соответствующих по

настроению звучащей музыке, обогащает представления детей об искусстве.

Словесный метод также очень важен. Краткие беседы о музыке, реплики

взрослого помогают ребенку настроиться на ее восприятие, поддерживают

возникший интерес. Во время слушания взрослый может обратить внимание

ребенка на смену настроений, на изменения [в звучании (как нежно и печально

поет скрипка, а теперь тревожно и сумрачно зазвучала виолончель, как сверкают

и переливаются звуки челесты, треугольника, как грустно звучит мелодия).

Практический метод (обучение игре на музыкальных инструментах,

пению, музыкально-ритмическим движениям) позволяет ребенку овладеть

определенными умениями и навыками исполнительства и творчества.

Успешность применения всех этих методов зависит от общекультурного и

музыкального уровня взрослых, их педагогических знаний и способностей,

терпения, желания заинтересовать детей музыкой.

Иногда родители, стремясь, чтобы их ребенок достиг непременно

наивысших результатов (например, в игре на музыкальном инструменте),

насильно заставляют его подолгу заниматься, часами играть упражнения. Если

же малыш не справляется с заданиями его наказывают. Любой насильственный

метод неприемлем в воспитании, тем более на занятиях искусством.

К сожалению, некоторые учителя музыкальных школ, занимаясь с

маленькими детьми, допускают излишнюю строгость, требовательность, не

учитывая желаний и возможностей ребенка. Это часто приводит к тому, что даже

одаренные дети теряют интерес к музыкальным занятиям, а иногда и к музыке

вообще. У ребят на долго закрепляются отрицательные эмоции, полученные во

время учебы, которые порождают затем негативное отношение к музыке.

Педагог должен суметь убедить родителе и , что только

заинтересованностью можно добиться успеха в музыкальном развитии детей.

Нужно широко использовать игровые ситуации, соблюдать меру в занятиях,

следить, чтобы дети не переутомлялись, не начали скучать. Необходимо

учитывать, что дошкольники не в состоянии подолгу заниматься одним делом,

требуется смена музыкальной деятельности, применение разных ее видов,

наглядности.

Известно, что заинтересовать детей чем-либо взрослый, может только

когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого,

восхищение красотой музыки, он постепенно тоже признает музыкальные

ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и малышам.

Поэтому очень важна культура общения взрослого с детьми.

Музыкальное воспитание в домашних условиях проходит индивидуально.

Ребенок должен чувствовать себя защищенным, любимым, находиться в

насыщенном положительными эмоциями окружении.

Консультируя родителей, педагогу-музыканту дошкольного учреждения

необходимо рассказывать об опыте ·музыкального воспитания, накопленном

ребенком в детском саду, чтобы они могли использовать его дома.



Предварительный просмотр:

C:\Users\ОЛЬГА\Downloads\«Формы организации музыкальной деятельности в семье.jpg

Музыка в семье может использоваться как в виде занятий, с детьми так и в

более свободных формах - как развлечение, самостоятельное музицирование

детей, она может звучать и фоном для другой деятельности. В занятиях с детьми

роль взрослого (родителей или педагога) активна - это совместное слушание

музыки, совместное музицирование (пение, игра на музыкальных инструментах,

музыкально - ритмические движения, игры с музыкой).

К менее активным формам руководства взрослого относятся слушание

грамзаписей музыкальных сказок, музыки к мультфильмам, самостоятельное

музицирование детей. Взрослый может вмешиваться в эту деятельность, лишь

чтобы помочь ребенку перевернуть пластинку, подобрать мелодию и т. д.

Ребенок должен чувствовать, что ему всегда окажут поддержку, уделят

внимание.

Более свободная форма музыкальной деятельности - слушание музыки

одновременно с другой деятельностью (тихими играми, рисованием).

Восприятие музыки в таком случае может быть фрагментарным. Музыка звучит

фоном для других занятий. Но и такое восприятие, свободное, не

сопровождающееся беседой, полезно для развития и обогащения музыкальных

впечатлений дошкольников, накопления слухового опыта. Рекомендуется

использовать такое слушание музыки и с маленькими детьми, чтобы они

привыкали к интонациям различной по стилям музыки.

Музыка может изучать и во время утренней гимнастики. В этом случае

нужно подбирать легкие, танцевальные, ритмичные мелодии.

Таким образом, семейное музыкальное воспитание очень важно для

разностороннего развития детей. И родители должны, стремиться наиболее

полно использовать его возможности.



Предварительный просмотр:

C:\Users\ОЛЬГА\Downloads\«Учимся слушать музыку дома».jpg

1. Прежде всего помните о том, что любое музыкальное произведение

необходимо слушать, не отвлекаясь ни на что другое. Главное, конечно, хотеть

слушать! Нужно очень постараться внимательно следить за тем, что происходит

в музыке, от самого начала до самого ее завершения, охватывая слухом звук за

звуком, ничего не упуская из виду! Музыка всегда наградит слушателя за это,

подарив ему новое чувство, новое настроение, возможно, прежде никогда в

жизни не испытанное.

2. На первых порах не следует слушать крупные музыкальные сочинения, так как

можно потерпеть неудачу. Ведь навык слежения слухом за звуками еще не

выработан и внимание недостаточно дисциплинировано. Поэтому лучше

выбирать для слушания небольшие произведения.

3. Это может быть вокальная музыка (музыка для голоса) или инструментальная

(которая исполняется на различных музыкальных инструментах).

Прислушивайтесь к звукам, постарайтесь услышать и различить динамические

оттенки музыкальной речи, определить, делают ли они выразительным

исполнение музыкального произведения.

4. Конечно, слушать вокальную музыку легче, ведь текст всегда подскажет, о чем

хотел сообщить композитор, какими мыслями хотел поделиться.

5. В инструментальной музыке слов нет. Но от этого она не становится менее

интересной. Возьмите пластинку с записью известного сочинения П. И.

Чайковского «Детский альбом». Какие только жизненные и даже сказочные

ситуации не отображены в этой музыке! Композитор, словно художник кистью,

нарисовал музыкальными красками удивительно интересные картинки из жизни

ребенка. Здесь и «Игра в лошадки», и «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь

куклы», «Новая кукла». Здесь вы услышите очень ласковые, мечтательные пьесы

«Сладкая греза», «Мама», «Зимнее утро» и много других очаровательных

музыкальных зарисовок. Такие же музыкальные альбомы, адресованные юным

слушателям, есть и у других композиторов. У С. С. Прокофьева этот альбом

называется «Детская музыка». Музыкальные пьесы как бы рисуют день,

прожитый ребенком. Послушайте из этого сборника «Сказку» или поэтическую

пьесу «Ходит месяц над лугами». В «Альбоме для юношества» Роберта Шумана

детям обязательно должны понравиться и «Смелый наездник», и «Веселый

крестьянин», и немножко загадочная пьеса «Отзвуки театра». А красочное

произведение «Дед Мороз» оживит фантазию и воображение любого слушателя.

В «Детском альбоме» А. Гречанинова каждого может рассмешить

музыкальная пьеса «Верхом на лошадке», а «Необычное путешествие»,

возможно, кого-нибудь даже чуть - чуть напугает. А произведения композитора

С. Майкапара «В садике», «Пастушок», «Маленький командир» будут близки и

понятны даже самым маленьким.

6. Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию тех же самых

произведений. Можно мысленно представлять их звучание, чтобы легко и

быстро узнавать. Чем чаще слушаешь уже знакомые произведения, тем они с

каждым разом все больше и больше нравятся. Но всегда слушайте музыку

внимательно, не отвлекаясь, вдумчиво. Важно следить не только за изменением

динамических оттенков, и за высотой звуков, быстротой их смены. Надо учиться

наслаждаться красочным музыкальным водопадом и уметь тонко различать

каждую хрустальную струйку. Учитесь сравнивать их, любуйтесь ими.

Почувствуйте, какая упорядоченность существует в музыке: звуки не могут

звучать «как попало, как вздумается».

7. Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием, выделите

для слушания специальное время. Ничто не должно отвлекать ребенка от

общения с музыкой, никогда нельзя делать этого наспех.

Большим праздником в жизни ребенка может стать его встреча с музыкой

в концертном зале. Сама атмосфера дворца, где «живет» музыка, создает особый

эмоциональный настрой, вызывает острое желание прикоснуться к красоте.

Конечно, к каждому празднику нужно готовиться, готовиться услышать о самом

сокровенном, что пережил композитор и чем захотел поделиться со

слушателями. Все пережитое словно оживает в звуках. На это нужно

настроиться, постараться вникнуть в суть произведения. Конечно, перед

концертом или оперным спектаклем очень хорошо иметь представление о

музыке, которая прозвучит. Чтобы понять произведение, узнать о нем и его

авторе, полезно заранее прослушать грамзаписи, прочитать книги. Если,

например, предстоит встреча с оперой, хорошо познакомиться со словесным

текстом оперы - либретто: ведь знать и понимать, о чем поют артисты, очень

важно.

8. Очень полезно слушать одни и те же сочинения в исполнении разных солистов

и коллективов, смотреть спектакли с различным составом исполнителей. Все это

поможет расширить знания о музыке, позволит не только яснее мыслить, но и

глубже чувствовать.