Для обучающихся и родителей

Васильева Карина Игоревна

Материал для детей и родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задания, стимулирующие учащихся к чтению и речевой деятельности:

1. Сочините чистоговорку из данных слогов, чтобы последнее слово рифмовалось со слогом.

Са-са-са – … . Со-со-со – … . Сы-сы-сы – … . Су-су-су – … .

При этом на начальном этапе предлагаю образец выполнения задания:

Са-са-са – меня ужалила оса.

2. Прочитайте стихотворение, установив правильный порядок строк.

Ты будильник разбудил.

Встал, будильник зазвонил.

Я проснулся, рано было,

После бабушка шутила.



Предварительный просмотр:

Приёмы, направленные на повышение уровня

читательской грамотности

  • Приём – «Чтение с остановками». 

                Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

  • Приём «Работа с вопросником» применяют при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

Пример вопросника:

ВОПРОСНИК Л.Н. Толстой «Лев и собачка»

  1. Назовите главных героев произведения.
  2. Где происходят события?
  3. Какие чувства испытывала собачка, оказавшись в клетке со львом. Подтвердите ответ словами из текста.
  4. Как автор относится к собачке? Какими словами он пишет о ней?
  5. Как лев относился к собачке? Найдите в тексте соответствующие глаголы.
  6. Что однажды произошло?
  7. Что случилось с собачкой через год?
  8. Перечитайте описание поведения льва после смерти собачки. Подберите слова-ассоциации.
  9. Чем заканчивается быль?
  10. Вспомните начало рассказа и подумайте, кого противопоставляет автор? Ответ обоснуйте.
  11. Каково ваше впечатление от рассказа?

  • Приём «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Этот прием учит детей диалогу, культуре общения.

  • Приём: «Устное рисование»

Приём устного рисования содействует развитию творческого воображения. Прибегая к приёму устного рисования, на который иногда только намекается в тексте, учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:

- Какую картину представляете вы, читая такие - то звенья?

- Что бы вы увидели, если бы эту картину предложили изобразить на холсте или на киноэкране?

- Какие чувства может вызвать эта картина?

Таки образом, работа учителя по использованию метода устного рисования состоит из двух этапов. На первом он помогает ученику представить и обрисовать картину, изображённую в произведении, на втором – учит читать.



Предварительный просмотр:

Памятка «Как сочинить сказку».

  1. Чтобы сочинить сказку, нужно вспомнить всё, о чём мы знаем:
    - особенности сказки;
    - построение сказки (присказка, зачин, концовка);
    - сказочные герои;
    - сказочные ситуации;
    - сказочные помощники.

  1. Надо решить, где и когда будет происходить действие (в стародавние времена, в современном мире, в будущем). Самое главное - это определить характер, внешность, поступки внешних героев.

  1. Все события и сказочные ситуации, которые будут происходить в сказке, надо детально продумать, определить их последовательность, не забывая о троекратных повторах.

  1. Вопросы, которые могут помочь:
    - Какая беда случилась с героем (колдовство, похищение, преследование)?
    - Кто и как помогает герою?
    - Что происходит с героем, с какими врагами он сталкивается? (Надо не забыть о волшебных превращениях)
    - Чем заканчиваются приключения героя?

  1. Надо определить, от чьего имени будет написана сказка



Предварительный просмотр:

Упражнения для развития словарного запаса.

«Игра в слова»

  1. Назвать как можно больше слов, обозначающих фрукты, цветы и др. (Можно проводить в виде соревнования).
  2. Учитель называет предмет, а дети рассказывают, что этот предмет может делать. Необходимо назвать как можно больше слов, обозначающих действие. Затем можно повторить ту же игру наоборот: «Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди?» и т.д.

«Признаки»

  1. «Если предмет сделан из железа, то какой он?» (из бумаги, из дерева и др.)
  2. «Назови другой предмет, такой же белый, как снег». (Такой же узкий, как лента; такой же круглый, как мяч; такой же жёлтый, как лимон).
  3. «Сравни по вкусу лимон и мёд, по цвету – гвоздику и ромашку, по прочности – верёвку и нитку, по высоте – гору и холм».

«Угадайка»

  1. Отгадывание загадок.
  2. Придумывание своих загадок



Предварительный просмотр:

Тренировочные упражнения, которые способствуют развитию речевых и читательских умений и навыков:

1.  Дыхательная разминка и подготовка  голоса. Она проводится стоя в течение 1-2 минут. Такой вид упражнений провожу в начале каждого урока. Например, «Дышит носик»: носом делаются глубокий вдох и выдох. Нос закрывается с одной стороны, делаются вдох и выдох. Потом нос закрывается с одной стороны – вдох и выдох.

2. Речевая разминка: артикуляционная разминка, отработка дикции, интонационная разминка. Она служит для отработки артикуляции каждого звука и развития умения чётко, быстро и правильно говорить. Артикуляционная гимнастика для губ и языка – это такие упражнения как «Построй заборчик», «Сделай трубочку из губ», «Язык-маляр», «Чищу зубы», работа над скороговоркой и чистоговоркой. В работе над скороговоркой она использует следующие приёмы: медленное чтение с правильным дыханием; чтение с логическим ударением на каждом слове поочерёдно; чтение с мимикой и жестами (показ); чтение с наращиванием ускорения; прослушивание. Чистоговорки дети сначала повторяют за учителем, затем усложняет задание: учит сочинять чистоговорки в рифму предложенным слогам, читать их, заучивать наизусть.

3. Чтение блоков (таблиц по чтению). Материал для таких упражнений распечатан на каждого учащегося, он распределён по группам таким образом, чтобы строго соблюдать основной принцип обучения от простого к сложному. Блоки  также записаны на доске, чтобы дети читали их по мере написания про себя. Затем блок прочитывается хором.

4. Развитие поля зрения. Во время чтения учит детей захватывать в поле зрения как можно больше слов. Начиная с 1-го класса, выполняет с детьми  упражнения, которые способствуют расширению у них поля зрения.

5. Развитие оперативной памяти проводит с помощью зрительных диктантов.