Работы по военно-патриотическому воспитанию -

Павлова Татьяна Валерьевна

Разработка уроков, презентаций.

Презентации о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Презентация  О Фёдоре Яковлевиче  Фалалееве.

Присвоено посмертно звание Героя Советского Союза.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гордость моей семьи. Прадедушка. МАОУ СОШ № 1 им. Ф.Я. Фалалеева п. монино автор: Гильмутдинова алина артуровна руководитель: павлова татьяна валерьевна 2014 год Ефимченко Георгий Кузьмич

Слайд 2

Цели и задачи Гражданско - патриотическое воспитание школьников Приобщение учащихся к поисково – исследовательской, краеведческой работе Изучение истории собственной семьи на основе конкретных фактов, реликвий, воспоминаний и т.д. Развитие потребности личности к познанию и творчеству средствами краеведческой деятельности Воспитание уважения к собственной личности, семьи Воспитание уважения к историческому наследию предшествующих поколений

Слайд 3

Краткая биография прадедушки Ефимченко Георгий Кузьмич родился 22 января 1910 года в городе Таганрог. В 1921 году он вместе с матерью, братьями и сестрами переехал на станцию Щетово, Антрацитовского района, Луганской области. Закончил 2 класса, что сейчас приравнивается к начальной школе. Пошел учиться на электромеханика, где преподавали немецкие инженеры. Всю последующую жизнь проработал на шахте по специальности. В 1929 году поженился с моей прабабушкой Токаревой Марии Ивановне. В 1934 году получил водительские права военного шофера.

Слайд 4

Жизнь на фронте В печально известном 1941 году Георгий Кузьмич отправился на фронт. Согласно письмам он воевал в : Сталинграде, Одессе, Сербии , Югославии, В Венгрии , Австрии, Румынии.

Слайд 5

НАГРАДЫ: Был неоднократно награжден: - медаль «За боевые заслуги» (1) - медаль «За оборону Сталинграда» (2) - медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (3) - благодарность за участие в боях в Югославии, Венгрии и Австрии (4)

Слайд 6

Удостоверение к медали «За боевые заслуги »

Слайд 7

удостоверение к медали «За оборону Сталинграда»

Слайд 8

Удостоверение к медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.»

Слайд 9

Удостоверение к медали «За трудовую доблесть»

Слайд 10

Письмо с фронта

Слайд 11

Венгрия . 22 марта 45 года. Здравствуйте дорогая жена Марусичка и дети: Виталичка и дочь Надичка , мама и все мои знакомые! Я вам спешу сообщить, что я пока жив и здоров, того и вам всем желаю! Марусичка , я от вас получил вместе три письма, все в один день! Это было вечером 20 марта. Одно еще от 18.01.45, второе от 11.02.45, и третье от 18.02.45! Я был очень и очень рад, что от вас получил много новостей! Марусичка , я выслал вам вторую посылку: в первой было одно сало, а во второй послал пару подошв и еще кусок кожи, два куска умывального мыло, два карандаша и четыре тетради, остальное – бумага…выслал свое фото со своими четырьмя фронтовыми друзьями…

Слайд 12

Письмо сыну

Слайд 13

Венгрия . 22 марта 45 года. Сыну Виталику. Лично. Виталик, прочти это письмо вслух при сестричке Надечкке , что вам ваш родной папка пишет с фронта… Виталичка , я послал тебе и Надечке большой подарок с условием: если ты будешь хорошо учиться и любить Надечку и мамочку свою и помогать мамочке садить огород! Виталик, будешь хорошо учиться и перейдешь во второй класс, то напиши об этом. Виталичка , твой папка немцев гонит и не дает им даже отдыху… С приветом фронтовым твой любимый папка вас крепко целует несчетно раз, и жду с нетерпением ответа от вас всех… твой папка. Ждите…

Слайд 14

Прадедушка прошел всю войну и вернулся домой. Погиб прадедушка, упав в колодец, в 1949 году 28-го сентября… Он опускаясь вниз, чтобы оставить взрывчатку, сорвался вниз и ударился шеей о край металлического ведра. В результате чего наступила мгновенная смерть …

Слайд 15

Список использованных источников Семейный фотоальбом Семейные документы и письма Интервью с членами семьи

Слайд 17

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

https://masterjournal.ru/wp-content/uploads/2017/11/Konkurs-2.jpg



Предварительный просмотр:

Фалалеев Ф.Я.

О детстве и юности

Родился Федор Яковлевич Фалалеев 31 мая 1899 года в деревне Полянское Большеучинской волости Вятской губернии, ныне Удмуртской Республики. Деревня была небольшая, насчитывала всего 45 дворов, уныло торчащих на голой местности, хотя недалеко были вековые леса. Расположена она в страшной глуши, до уездного центра, города Малмыж – 120 верст. Деревня была сравнительно зажиточная, безлошадных не было, но хозяйственный уклад в ней был полунатуральный. Обходились главным образом продуктами собственного труда – свой хлеб, своя пища, своя обувь и самотканая одежда. Отец, Фалалеев Яков Андреевич, и мать, Феклинья Васильевна, имели 18 детей, но выжили только шестеро. Старший брат Василий, окончивший двухклассную школу, работал приказчиком. Он погиб в 1912 году двадцатилетним юношей, спасая тонущих. Сестра Настя старше Феди на 6 лет, следующим был Федор, за ним, моложе на полтора года, брат Николай, за ним сестра Паня и через 10 лет после нее меньший брат Петр. Остальные братья и сестры умерли маленькими. Из воспоминаний Федора Яковлевича о детстве: '' В нашем доме деньги – редкость, и всякие сладости для нас, ребятишек, были недоступными. Изредка отец приносил с базара фунт белого хлеба, а в большие праздники пекли белые пироги с изюмом. Изюм, если не считать дешевых карамелек, был для нас единственным деликатесом. Жили безбедно, но без лакомств''. Мать и отец, от природы умные и сметливые, сами были трудолюбивы и детей своих не баловали, приучали ко всякому труду. Отец, Яков Андреевич, был крутого нрава. Все в семье должно было делаться так, как он хотел. У него всегда это выглядело определенно: если работать, так работать много, аккуратно, если отдыхать, так полно. Он часто посещал школу, был строг с детьми. Очень редко бил кого-либо, но все его боялись. Будучи сам неграмотным, он острее чувствовал значение учебы. Впоследствии гордился тем, что все его сыновья были грамотными. Все хорошее, радостное, незабываемое в тяжелом детстве связано с мамой. Мама была полна неистощимой энергии. Работала много, упорно. Но, как большинство деревенских женщин, ни в чем не смела ослушаться мужа, который был черствым, временами грубым и властным. Мать, работая всю жизнь, только и пеклась о семье. Умело воспитывала в детях честность и трудолюбие. Неграмотная, вечно занятая, она в отношении к детям, семье, окружающим, в понимании значения грамотности, в воспитании моральных качеств своих детей обладала какой-то особой внутренней культурой. Она умела с удивительной способностью нарисовать идеалы, к которым её дети должны стремиться. Про Федора она говорила, что он будет городским:- Ты, Федя, поменьше читал бы, а побольше писал, может быть, со временем занял место волостного писаря.Волостной писарь в те времена считался первым грамотеем в волости.Исполнилось Феде 8 лет. Первой его учительницей была Глафира Николаевна Овчинникова, воспитавшая не одно поколение волости. Четвертый и пятый годы учился в двухклассной школе в Вавоже, расположенном от его деревни в 25 километрах. Ученик Федор Фалалеев обладал очень хорошими способностями, много занимался в неурочное время, читал библиотечные книги по разным отраслям знаний, обстоятельно и подробно отвечал на уроках и закончил классы с похвальными листами ( так тогда называлась грамота ). Но и шалуном Федя был отчаянным. Правда, после какой-нибудь очередной проделки, испытывал искреннее раскаяние, и старался не только получить прощение, но и как-то искупить свою вину: он принимался пилить дрова в школьном дворе или подметал перед крыльцом. Учителя заложили в Феде начальные понятия о гражданине и человеке, разбудили любознательность, пробудили интерес к знаниям. Сам он считал эти годы самым лучшим периодом своей молодости и замечательной порой становления личности. Позже Глафира Николаевна писала Федору Яковлевичу: '' В школе, будучи путеводной звездой, вы своими успехами, веселым нравом и добродушием были украшением класса. Такие ученики не забываются. '' (27 июня 1945 г.) Став взрослым, Федор Яковлевич вспоминал: '' Я сидел с края у простенка, на котором висела географическая карта. Как-то просматривая её, увидел надпись: '' Изюм ''. (В детстве отец изредка с базара привозил изюм, это было сладким лакомством). Ах, думаю, вот город, в котором растет изюм. И у меня появилось неодолимое желание побывать в этом городе. В течение 3 лет я смотрел каждый день на эту надпись и мечтал, мечтал. И надо же случилось так. В 1920 году наш полк выступил пешим порядком в Изюм. Можно себе представить с каким нетерпением шел я туда. В конце 1921 года меня назначили помощником комиссара изюмских командных курсов. В 1922 году в Изюме женился. В 1924 году стал комиссаром полка, лагерь которого был в Изюмском районе. В Великую Отечественную войну дважды принимал участие в освобождении Изюма. Вот как в жизни бывает''. Трудно было в дореволюционное время крестьянским детям получить среднее образование. Кроме материальных затруднений требовалось выдержать большой конкурс при приемных экзаменах. Группа учащихся около 10 человек, в том числе и Фалалеев, усиленно готовились к приемным экзаменам. Но смерть старшего брата прервала учебу Фалалеева. И в 13 лет Федя вступил в самостоятельную жизнь. Сначала работал мальчиком- продавцом у купца Гагарина в селе Большая Уча. В его обязанности входило отпускать товар покупателям, ухаживать за лошадью и содержать в чистоте двор. Летом 1914 года бойкий и смышленый подросток понравился вятско-полянскому купцу, который увез его к себе. Он работал приказчиком в магазине. В работе приказчиков основным было умение быстро и выгодно продать товар. В свободное время юноша читал много книг, ему хотелось стать интеллигентным и умным. Федя взрослел, и приходило к нему осознание противоречий жизни. Все люди вокруг него жили по-разному: одни бедно, другие богато. Постепенно Федя проникся сочувствием к тем, кто беднее. Эти люди казались ему более добрыми и честными, чем богатые, а судьба с ними обходилась несправедливо. И подчас Федя пытался справедливость восстановить. Однажды вечером он возвращался из магазина домой. На улице ребятишки играли с большой пушистой собакой. Федю поразило, что пес отлично понимал команды. Ребята похвастались, что пес колыбель с младенцем качает. Федя, не поверив этому, зашел в их дом. Изба была бедная, одежонка на всех пятерых ребятах - заплата на заплате. Их мать, худая, болезненного вида женщина потвердила слова ребят. Некоторое время спустя эта самая женщина пришла в магазин и попросила отмерить пять аршин ситцу. Федя отмерил и завернул втрое больше.

Армейская служба

В феврале 1917 года произошла революция. Интересы торговой буржуазии были несовместимы с его взглядами, и 18-летний юноша летом 1917 оставил среду купцов и торговцев и поступил рядовым рабочим на Ижевский оружейный завод. Поначалу Федора поставили резчиком обойм, потом перевели в прокатную мастерскую на должность конторщика. Здесь он получил политическое воспитание. В начале 1918 года в Ижевске власть захватили белогвардейцы. Фалалеев из-за близости к большевикам вынужден был скрыться, вернувшись в Полянское. Начал работать в волостном ревкоме села Можги. В конце августа приняли его в Коммунистическую партию. В 1918 году избран секретарем партийной ячейки. В 1919 году он добровольно вступил в ряды Красной Армии и на всю жизнь посвятил себя служению защиты Родины. Осенью 1919 года батальон, в котором служил Фалалеев, влился в запасной полк, стоявший в Калуге. Фалалеева назначили комиссаром пулеметной школы. В конце года – новое перемещение, на этот раз в Мценск. Не хватало паровозов, зачастую не было для них топлива – вот и тащился воинский эшелон целых шестнадцать суток, подолгу застревая на запасных путях то одной, то другой станции. Между тем продовольствия было выдано лишь на пять дней. Бойцы голодали, начал людей косить тиф. Начальник эшелона Леонтьев и комиссар Фалалеев делали все возможное, чтобы ускорить продвижение эшелона: пытались – часто безуспешно – уговаривать начальников станций, звонили по телефону и слали телеграммы начальникам разных рангов, но и от этого толку было мало. Фалалеев как личное горе переживал смерть каждого бойца. Наконец прибыли в Мценск, не досчитываясь трети бойцов: заболевших пришлось отправить на эвакопункты и в больницы, мертвых предали земле… В подавленном состоянии духа пришел Фалалеев к начальнику политотдела вновь формирующегося полка Белецкому, доложил о потерях. Белецкий, не вникая в причины случившегося, пригрозил трибуналом и тут же позвонил военному прокурору. Не дожидаясь вызова, Фалалеев с Леонтьевым сами отправились к военному прокурору. Причем явились к нему не с пустыми руками: предусмотрительный Леонтьев прихватил с собой целую пачку документов: тут были копии разосланных в разные концы телеграмм, справки начальников станций о задержке эшелона из-за отсутствия тяги. Прокурор, внимательно выслушав их и просмотрев документы, снял с них обвинение. Нередко в запасной части были перебои в питании, не хватало обмундирования. Не было сапог, и красноармейцы выводились на занятия босыми. Кочки, жнива, утренняя роса, а позднее иней приводили к тому, что кожа на ногах лопалась и сочилась кровь. Никакая другая армия таких условий не выдержала бы. Но наши бойцы с их высоким политическим сознанием, готовностью к самопожертвованию во имя революции стойко переносили любые трудности. Осенью 1921 года Федора Яковлевича Фалалеева направили в сводно-маневренную группу войск Украины по борьбе с бандитизмом, а некоторое время спустя назначили заместителем командующего группы по политчасти. Трудное, опасное это было дело – бороться с многочисленными бандами; их обезвреживали одну за другой, но немало недобитых бандитов еще рыскало по степям Украины. Как-то зимним днем Фалалеев заехал по делам в один из сельсоветов. Вдруг вбегает комбедчик и докладывает о том, что у околицы бандиты. По счастью, у ворот сельсовета Фалалеева поджидали сани. Бандиты – человек 7-8 конников – заметили в санях красного командира и бросились в погоню. Фалалеев из-за спины возницы посмотрел вперед. Впереди дорога резко сворачивала влево, к видневшейся невдалеке железнодорожной станции. За поворотом при дороге стояла одинокая изба с двором, обнесенным забором. Фалалеев крикнул вознице, чтобы он гнал на станцию. И когда сани поравнялись с воротами, вывалился в снег. Он проворно вскочил на ноги, метнулся во двор, а там – в клуню и зарылся в солому. Оказалось, что, обеспокоенные долгим отсутствием Фалалеева, товарищи поехали его разыскивать. В сельсовете им сказали, что за ним погнались бандиты, а на станции они услышали о гибели от бандитской пули молодого командира Красной Армии. Решили, что это и был Фалалеев, с тем и вернулись в штаб. Тем сильнее была радость товарищей при его возвращении… После окончания гражданской войны Федор Яковлевич находился на политработе, был комиссаром Мариупольского пехотного полка. Начальствующий состав полка был сплочен и работал очень дружно. За два-три года полк изменился во всех отношениях и вышел в дивизии на первое место по всем видам боевой и политической подготовки. Это первенство было, конечно, результатом работы всей партийной организации и начсостава. После окончания курсов '' Выстрел'' осенью 1928 года Федор Яковлевич был назначен на стажировку по должности командира батальона в 240-й Краснолуганский полк. Зимой занимался подготовкой начсостава запаса. Летом готовил пулеметчиков дивизии. После стажировки в ноябре 1929 года был назначен командиром и военным комиссаром Краснолуганского полка. Полк занял призовое место в Красной Армии по боевой подготовке. Командиру полка было поручено поделиться опытом, и он написал брошюру '' Пути стрелковых успехов '', изданную в 1932 году Московским государственным военным издательством.

Авиация 

В 1932 году в военной судьбе Федора Яковлевича произошли важные изменения: он был назначен инспектором Смоленской авиабригады. Нелегко, непривычно было первое время Фалалееву в авиации; он всею душой рвался обратно в пехоту. Как-никак именно в пехоте вырос он от рядового красноармейца до командира полка, в пехотных войсках все было ему досконально знакомо, там добился он очевидных успехов. Но, подчиняясь партийной дисциплине, он стал так же самоотверженно, как в стрелковом полку, работать в авиации и вскоре полюбил этот род войск, с большим уважением и заботой относился к летчикам, высоко ценя их нелегкий и опасный труд. Он настойчиво изучает авиационную технику, тактику, самолетовождение. В 1933 году успешно оканчивает Качинскую школу военных летчиков. А после обучения на оперативном факультете Военно - Воздушной академии имени Жуковского получил назначение в Смоленск на должность командира 4-й дальне разведывательной авиационной эскадрильи. За умелое руководство боевой подготовкой эскадрильи Фалалеев был награжден в 1936 году орденом '' Знак Почета ''. Он и сам стал вскоре прекрасным летчиком – умелым и отважным. Как-то раз командир одного из отрядов не смог вылететь на задание. Чтобы не срывать намеченный план, Фалалеев решил: надо лететь самому. Самолет Фалалеева был в ремонте, поэтому он вылетел на машине командира отряда. Самолет, пробежав немного по взлетной полосе, вдруг стал круто разворачиваться влево. Все попытки Фалалеева выправить курс ни к чему не привели: машина, не слушаясь руля, мчалась на выстроенные на аэродроме самолеты эскадрильи. Перед пилотом в долю секунды встали два возможных варианта дальнейших событий. Первый вариант не грозил гибелью экипажу вышедшей из повиновения машины: скорость была невелика и при неизбежном столкновении со стоящими самолетами пострадает только техника. Второй вариант: увеличить скорость до предела и попытаться взлететь. Но если скорость будет увеличена, а самолет не взлетит – гибель экипажа неизбежна. Однако во втором варианте все-таки есть надежда на благополучный исход. И Фалалеев дал полный газ обоим моторам. Миг, другой, третий – самолет оторвался от земли и взлетел, едва не задев колесами шасси стоящей машины. Летчики эскадрильи своими глазами увидели, как мастерское владение штурвалом самолета, ответственность и выдержка помогают в критическую минуту принять единственно правильное решение. Чуждый всякой позы – как ложной скромности, так и показного величия – Фалалеев всегда и со всеми был прост и естественен, держался со спокойным достоинством. Так, попав однажды на строительство дома, он, ничуть не смущаясь, отказался пройти по доске, перекинутой на высоте третьего этажа, хотя никто не хотел поверить, что бесстрашный летчик побоялся упасть с качающейся доски. В общении с людьми Фалалеев признавал лишь одного советчика: свою совесть, поэтому никогда не заискивал перед начальством, был строг с подчиненными, но не был педантом. '' Любить людей – естественное побуждение каждого человека, - говорил он, - уважать людей – свойство умного человека; помогать людям – обязанности каждого честного человека''. Обостренное чувство справедливости, способность к искреннему сопереживанию, стремление5 оказать нуждающемуся действенную помощь – все эти качества привлекали к Фалалееву людей. Пытливый природный ум, целеустремленность, умение ориентироваться в обстановке помогли Федору Яковлевичу освоить особенности службы в авиации, завоевать авторитет у летчиков. В предвоенный период Фалалеев успешно работал и продвигался по службе. 4 июня 1940 года ему присвоено воинское звание генерал-майор авиации. Много позже, оглядываясь на пройденный путь, он напишет такие поистине замечательные строки: '' В армию я пришел с образованием в 5 классов – багажом, с которым можно кое-как жить, но совершенно недостаточно, чтобы командовать частями и соединениями, тем более мизерным – для управления и руководства в еще более крупных масштабах. Из-за недостатка знаний часто приходилось полагаться на удачу, что для всякого начальника, тем более командира, отвечающего за жизнь подчиненных людей, совершенно нетерпимо. Всю свою сознательную жизнь я хотел быть более и более просвещенным, настойчиво использовал самое доступное и полезное занятие – вдумчивое чтение. Лучшие средства развить мышление – чтение, беседы и наблюдение. Всю жизнь приходилось принуждать себя постоянно учиться, держаться тактично, сохранять спокойствие, хотя нервы напрягались иногда до предела; держать в узде пороки, свойственные человеку; не показывать боязни при опасности; не проявлять без нужды своего превосходства. Кажется, ни с кем из людей я не воевал больше, чем с самим собой…'' Между тем под началом Фалалеева – уже многие тысячи людей: в 1938 году он командует Сещенской авиабригадой, в 1939-м – назначен заместителем командующего по военно-воздушным силам Витебской армейской группировки, которая осенью этого года участвовала в освобождении Западной Белоруссии. Через год – он заместитель командующего по ВВС 1-й Дальневосточной армии, с конца 1940-го – генерал-инспектор инспекции ВВС Красной Армии, а с апреля 1941 года – первый заместитель начальника Главного управления ВВВ Красной Армии.

В штабе ВВС и на фронтах 

Великая Отечественная война застала Федора Яковлевича в Киевском военном округе. Он очень любил читать, в эту самую ночь до утра он зачитался книгой Беляеева '' Человек- амфибия''. Прервал чтение тревожный звонок. В первый же день войны был назначен командующим ВВС 6-й общевойсковой армии, действующей в районе Львова. С июля 1941 года Фалалеев командует ВВС Юго-Западного фронта и Юго-Западного направления, принимает непосредственное участие в оборонительных и наступательных операциях с танковыми и моторизованными войсками противника. Тяжело переживает Фалалеев вынужденное отступление Красной Армии под натиском превосходящих сил противника. Позже он так напишет об этом труднейшем для нашей страны времени: '' Первые недели войны по известным причинам, одной из которых явилось использование врагом огромного преимущества внезапности, были для Советского Союза тяжелыми. Наша авиация, дислоцированная в Белоруссии, на Украине и в Прибалтике, понесла значительные потери. Материальные ценности грузились для эвакуации, сотни тысяч голов скота гнались на восток. Население также устремилось на восток, чтобы уйти от врага и ужасов оккупации. Это сокрушающая и изнуряющая правда об ужасных картинах неизмеримых испытаний людей, затянутых в пекло войны. Быть свидителем таких потрясений – это невиданная нравственная пытка. Все это было выше моих представлений о несчастьях. Только советские люди могут перенести такие суровые испытания войны, проявить такую жизненную стойкость. Я нередко думаю ,какие источники поддерживали наш народ тогда, когда нависла над страной смертельная опасность. Вера и убежденность советского народа в свои силы. Эта вера и убежденность питались не в малой степени победами в революции, победами в 1918-1920 годах, когда положение страны было тоже тяжелым, а мы были значительно слабее, и успехами социалистического строительства. Надо было, стиснув зубы, готовить возмездие врагу. Так делали все честные и преданные Родине люди''. Так делал Федор Яковлевич. Главную задачу военно-воздушных сил он видел в том, чтобы всемерно содействовать сухопутным войскам, нанося удары с воздуха по танковым и механизированным колоннам. Авиация вела воздушную разведку, бомбила тылы противника, оказывала помощь партизанам, совместно с войсками противовоздушной обороны защищала крупнейшие города страны от налетов фашистских бомбардировщиков.В тесном взаимодействии сухопутные войска и военно-воздушные силы одержали одну из первых побед над гитлеровцами: : 29 ноября 1941 года был освобожден Ростов –на- Дону . За эту операцию Фалалеев награжден орденом Красного Знамени. Зимой 1941-1942 годов Фалалеев принимает непосредственное участие в проведении двух операций. Первая из них – Елецкая – была частью Московской наступательной операции и закончилась разгромом группировки фашистских войск. В результате второй операции наши войска глубоко вклинились в расположение противника и захватили большой плацдарм в районе Изюм – Лозовая – Барвенково. В конце зимы 1942 года на фронт к Фалалееву прилетели из Новосибирска ( были в начале войны эвакуированы в Сибирь) жена и дочь. Вера Алексеевна стала работать в штабе, а 18-летняя Клацетта добровольцем вступила в армию и служила в батальоне связи. В июне 1942 года генерал-лейтенант авиации Ф.Я. Фалалеев назначается заместителем командующего ВВС, а в ноябре 1942 г. – начальником штаба и заместителем командующего ВВС Советской Армии. Почти все время он находился на фронте в качестве представителя ставки Верховного Главнокомандующего по координации действий авиации фронтов различных направлений. Он руководил действиями авиации в Сталинградской битве, участвовал в освобождении Донбасса, Южной Украины, Крыма, Белоруссии, Эстонии, Латвии, разрабатывал план разгрома противника на границе с Восточной Пруссией. По поручению Советского правительства в ноябре 1942 года провел переговоры с руководителями военной миссии в СССР правительства де Голля Франции генералом Э. Пети и подписал соглашение о формировании авиа эскадрильи '' Нормандия '', которая вписала славную страницу в историю борьбы с фашистской авиацией на советско-германском фронте. Летом 1944 года генерал-полковник авиации Фалалеев координирует действия 1-го Прибалтийского и 3-го Белорусского фронтов. Федор Яковлевич обладал широким оперативным кругозором, глубоко понимал природу боевых действий и место в них авиации. Первое генеральское звание Федор Яковлевич получил в 1940 году. Генерал-лейтенантом стал в 1942 году, генерал-полковником в начале 1943 года. Звание маршала авиации получил в 1944 году и ему вручена была Маршальская Золотая звезда. В годы войны Федор Яковлевич поддерживал переписку с земляками из бывшего колхоза '' Красная поляна '' д. Полянское и учащимися Русско-Пычасской восьмилетней школы и школы № 27 г. Ижевска. Весной 1945 года правительством Норвегии в Осло был организован праздник Победы в честь 3 стран - победительниц: Советского Союза, Англии, США. Федор Яковлевич возглавлял советскую делегацию''. Больше всего нас трогало любовное отношение народных масс к русским. У отеля, где мы размещались, всегда толпился народ. Выражением сильных дружественных чувств норвежцев было в королевском театре, когда после окончания спектакля все зрители встали и в присутствии англичан, американцев и всех гостей, а также членов своего правительства скандировали слово '' Россия ''… Кроме того, в знак дружбы и благодарности к русским они аплодировали и кричали ( у них, видимо, так принято ) русские слова, какие только знают: хлеб, камень, топор, товарищ, рука, друг и т. д., и т. п. Мы были растроганы и рады ''. В Осло Федору Яковлевичу стали известны героические поступки некоторых норвежцев при немцах. Так, один врач, рискуя жизнью, тайно лечил в собственной лечебнице несколько тяжелобольных пленных офицеров. А одна девушка пробиралась через колючую проволоку в лагерь военнопленных для передачи писем, посылок, лекарств и т. д. По приезду в Москву Федор Яковлевич представил их к правительственной награде через Министерство иностранных дел и Главное управление кадров Советской Армии. Летом этого же года вместе с Георгием Жуковым и Александром Василевским он участвовал в работе Потсдамской конференции глав правительств СССР, США и Великобритании. Находясь в Красной Армии Федор Яковлевич не прерывал связи с крестьянами, из среды которых он вышел. Приезжал на родину в д. Полянское и в с. Большая Уча, а в годы Великой Отечественной войны писал письма колхозникам родной '' Красной Поляны '', учащимся, пионерам. Вот строки из письма Федора Яковлевича школьникам: '' Дорогие ребята, здравствуйте! Мое письмо застанет вас уже за школьными скамьями. Советую вам учиться добросовестно и старательно, учиться, несмотря на все трудности и недостатки. Только грамотный, культурный и трудолюбивый человек может стать полноценным гражданином и принести большую пользу своей Родине. Ему будут широко открыты все пути в жизни: на селе он будет легко управлять сельскохозяйственными машинами и добывать богатый урожай, на заводе будет владеть самой сложной техникой, в городе перед ним будут открыты двери высших учебных заведений, в Красной Армии - перед ним славный путь офицера. Как видите, есть из-за чего приналечь на учебу. Я хотел бы вам дать совет и в отношении поведения. Без легких, безобидных шалостей школьнику, видно, не обойтись; но старайтесь придерживаться одного основного правила: старшего уважай, а маленького не обижай. Соблюдение этого правила разовьет у вас характер честный и благородный. Теперь несколько слов о себе. С первого дня Отечественной войны я на фронтах и участвовал в очень многих битвах. Сейчас Красная Армия и Военно-Воздушные Силы нашей страны беспощадно уничтожают врагов на их земле. Я по мере сил участвую в этом, руководя авиацией. Иногда ученику ставят тройку за урок, хотя он и не все отлично знает, полагая, что он еще подучит этот урок. Награды и звания маршала авиации я так и рассматриваю, т. е. Что я еще много, очень много должен работать, чтобы полностью оправдать высокое доверие Родины ''.

В мирные дни 

С июля 1946года по 1950 год Федор Яковлевич – начальник Краснознаменной Военно-Воздушной академии, расположенной в городе Монино под Москвой. Гарнизон большой, и начальнику академии Фалалееву, помимо учебной и воспитательной работы, приходится решать множество хозяйственных и бытовых дел, заботиться об организации в гарнизоне спортивных занятий, о художественной самодеятельности, благоустраивать территорию. Всеми этими делами Фалалеев занимается с присущей ему энергией и заинтересованностью. Он нашел простой способ расшевелить людей, повести их за собой; он так рассказывал об этом: '' Было решено основным стержнем всех видов работ объявить призыв: '' Бороться за доброе имя нашей Краснознаменной академии''. Этот лозунг оказался удачным и доходчивым. Он поднял на ноги все категории личного состава и их семей. Все болели за '' свою академию '', боролись за ее доброе имя и гордились своими достижениями… Гарнизон стал одним из самых благоустроенных и красивых гарнизонов. Под его руководством профессорско-преподавательский коллектив академии достиг значительных успехов в подготовке высококвалифицированных офицерских авиационных кадров. По состоянию здоровья (после очередного инфаркта) в 1950 году Федор Яковлевич вынужден был выйти в отставку. Федор Яковлевич тяжело переживал вынужденную бездеятельность, одолевали его горькие мысли: ''Это все равно, что на полном ходу остановить машину. Во мне неутоленная жажда деятельности, как раскаленные угли в золе''. Потребность работать и нравственная, и физическая. Куда девать нерастраченные силы? И он находит для себя полезное и интересное дело: принимается за огромный труд – пишет воспоминания о своей жизни. Словно подводя итог своей такой трудной и короткой, но такой полной и значительной жизни, он написал: '' Я работал для Родины, для народа, для армии… Чему я бесконечно рад, так это тому, что больное кровоточащее сердце не утратило любви к людям, к правде, к добру и красоте… Я вправе сказать, что знаю цену жизни…'' 12 августа 1955 года в 56 лет безвременная смерть оборвала жизнь маршала авиации. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве, на могиле поставлен его бюст. За заслуги перед Родиной Федор Яковлевич награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, 2 орденами Суворова 1 степени, орденом Кутузова 1 степени, орденом Суворова 2 степени, орденами Красной Звезды и Знак Почета и многими медалями. За участие в организации полка '' Нормандия – Неман '' французское правительство наградило его командорским орденом Почетного Легиона и Боевым Крестом. Правительство Болгарии наградило его орденом '' За боевые заслуги ''. В память о маршале его именем названы улицы в городке Военно-Воздушной академии имени Ю. Гагарина, в Можге, в Большой Уче. Большеучинская школа носит его имя. На территории школы установлен бюст, такой же бюст Федора Яковлевича есть в Монино на территории академии.

Федор Яковлевич Фалалеев – единственный маршал в Удмуртии. За свою короткую жизнь он успел все на себе испытать: революция 1917 года, бандитизм на Украине и Великая Отечественная война. Служба в Советской Армии провела его в пехоте через многие должности, от рядового до командира полка, а в авиации – от командира эскадрильи до начальника штаба ВВС и начальника академии. Немногим удавалось пройти такой путь. Во многом большую роль сыграла школа. В школе его обучали дисциплинированности, коллективизму. Своему бывшему однокласснику Ивану Павловичу Пушкину Федор Яковлевич писал: '' Нужно воздать нашим учительницам должное за их бескорыстный труд, за обучение и воспитание интереса ко всему хорошему и правдивому. Все было впереди, все надо было брать с бою – к этому и готовились…'' И в процессе переписки с школьниками Фалалеев давал советы брать от школы все, что она может дать. Он из жизненного опыта знал, какую роль играет школа в духовном, физическом и трудовом формировании молодежи. Память о делах Федора Яковлевича на благо Родины живет и будет жить в наших сердцах.

http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=180531504-69-72&n=21http://zdocs.ru/pars_docs/refs/844/843274/843274_html_10b29ab5.jpg

http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=122371310-08-72&n=21