Консультация педагога-психолога "Подготовка детей к школьному обучению"
Подготовка детей к обучению в школе.
Готовить к будущему школьному обучению ребенка необходимо с пяти лет. В пять лет можно уже сделать относительный прогноз трудностей, с которыми столкнется ребенок, когда начнет обучение в школе. Чтобы избежать трудностей в школьном обучении, начинать заниматься с детьми нужно на более ранних этапах его развития.
Когда говорят о "психологической готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты. Психолог Л. А. Венгер говорил, что этот набор похож на набор необходимых продуктов, без которых нельзя приготовить определенного блюда, хотя пропорции его составляющих могут быть разные, они могут дополнять друг друга, и недостаток одного может компенсироваться большим количеством другого, но совсем без них обойтись нельзя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 26.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация педагога-психолога «Подготовка детей к школе.
Курбанова М.М.
Подготовка детей к обучению в школе.
Готовить к будущему школьному обучению ребенка необходимо с пяти лет. В пять лет можно уже сделать относительный прогноз трудностей, с которыми столкнется ребенок, когда начнет обучение в школе. Чтобы избежать трудностей в школьном обучении, начинать заниматься с детьми нужно на более ранних этапах его развития.
Когда говорят о "психологической готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты. Психолог Л. А. Венгер говорил, что этот набор похож на набор необходимых продуктов, без которых нельзя приготовить определенного блюда, хотя пропорции его составляющих могут быть разные, они могут дополнять друг друга, и недостаток одного может компенсироваться большим количеством другого, но совсем без них обойтись нельзя.
Школьная зрелость включает в себя несколько основных взаимодополняющих друг друга компонентов:
• эмоционально-волевая зрелость,
• социально-личностная готовность.
• физиологическая готовность,
• интеллектуальная подготовка,
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ ВКЛЮЧАЕТ:
• Способность выдерживать нагрузки. Уметь справляться со своими эмоциями, адекватно переносить разочарования.
• Умение управлять своим поведением.
• Умение управлять своей умственной деятельностью - выделить цель, наметить план действий, самостоятельно выполнить задание, довести начатое дело до конца, оценить результат своей деятельности.
• Умение организовать себя - без подсказки приготовить всё необходимое для прогулки, игры, труда. Выполнить просьбу, поручение, убрать на место вещи, игрушки, соблюдать режим дня и др.
• Быть ответственным за свои поступки.
СОЦИАЛЬНО – ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:
• Умение общаться со взрослыми и сверстниками (вступать в контакт, слушать собеседника, не перебивая его, уметь поддержать беседу, выстраивать диалог, действовать совместно, согласовывая свои действия, быть вежливым в общении).
• Умение работать в группе, чувствовать себя членом группы, группового сообщества (класса).
• Умение подчинять свое поведение законам и нормам , установленными в классе, школе. Быть дисциплинированным.
• Умение разрешать конфликтные ситуации (говорить друг с другом, вместе искать решения конфликтов).
• Уверенность в себе и своих силах, самостоятельность, инициативность.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ:
включает в себя состояние здоровья ребенка, его физическое развитие, сформированность общей и мелкой моторики.
Мелкая моторика.
К школе у детей должна быть хорошо сформирована координация системы «рука-глаз», ловкость пальцев рук. Хорошо писать может сильная, уверенная рука, а сделать ее такой могут пластилин, глина, карандаши и ножницы. Лепка и вырезание развивают силу и ловкость пальцев, пространственное мышление и координацию движений.
К семи годам ребёнок должен:
• Владеть навыками графической деятельности (уметь рисовать, делать аппликацию, лепить, вырезать).
• Изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием.
• Штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры.
• Передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей.
• Уметь копировать простейшие рисунки.
Игры: «Собери бусы», «Перебери фасоль, горох», «Зашнуруй ботинок», «Собери игрушку», «Волшебные клубочки», «Пазлы», «Мозаика», «Выложи из палочек», «Перенеси узор», «Закрась контур предмета» и др.
В плане ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ у ребенка должны быть хорошо развиты такие процессы, как внимание, память, восприятие, мышление, воображение и речь.
Внимание ребенка в 5-ти летнем возрасте характеризуется непроизвольностью; он еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности.
Работа педагога должна быть направлена на постепенное формирование произвольного внимания. Это предполагает тщательное выполнение любого задания - как интересного, так и не очень интересного.
Важнейшими характеристиками внимания являются: устойчивость внимания, как способность к более длительному сохранению концентрации, переключение внимания, как способность быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой, и распределение внимания - возможность сосредоточения одновременно на двух или большем числе различных объектов.
К семи годам ребёнок должен:
• Внимательно слушать говорящего. Точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме.
• Выполнять задания, не отвлекаясь, в течение 15–20 минут.
• Уметь находить одинаковые предметы.
• Находить 10 отличий между предметами.
• Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу (копировать в точности узор или движение) и др.
Все свойства внимания хорошо развиваются в результате упражнений.
Игры: «Светофор» (игры с правилами, «Чего не стало?», «Найди отличия», «Что изменилось?», «10 треугольников», «Перенеси рисунок…точечный» и др.
Восприятие у ребенка развивается буквально с первых месяцев жизни. К пяти-шести годам ребенок должен различать цвета и форму предметов (он называет различные геометрические фигуры).
Ребенок должен ориентироваться в пространстве и правильно использовать многообразные обозначения пространственных отношений: "Надо спуститься вниз, повернуть направо, дойти до угла, повернуть налево, перейти на другую сторону".
К семи годам ребёнок должен:
• Различать форму предмета, его цвет и оттенки.
• По силуэту или незначительным деталям определять предмет и различать его по величине, форме, удалённости и пр.
• Ориентироваться в пространстве (вниз, направо-налево, под- над, за, около, у, между и др.).
• Ориентироваться во времени суток, оценивать разные промежутки времени (неделя, месяц, время года, часы).
Игры «Назови цвет, форму», «Соотнеси по цвету, форме». «Дорисуй и назови…геометрическую фигуру». «Где находится?», «Когда это бывает?», «Части суток», «Времена года», «Определи на ощупь».
МЫШЛЕНИЕ - у детей становление мышления проходит через определенные этапы.
1 этап. Наглядно-действенное мышление.
Ребенок на практике решает примитивные задачи - вертит, тянет, открывает, нажимает. Здесь он на практике выявляет причину со следствием, такой своеобразный метод проб и ошибок.
2 этап. Наглядно-образное (Конкретно-предметное) мышление.
На этом этапе, ребенку не обязательно совершать действия руками, он уже способен образно (наглядно) представить, что будет, если он совершит какое-то действие.
3 этап. Словесно-логическое (Абстрактно-логическое) мышление.
Самый сложный процесс мышления для детей. Здесь ребенок оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами…. Например, в раннем детстве определенное слово ассоциируется у ребенка с конкретным, виденным им предметом. Например, при слове кошка ребенок младшего дошкольного возраста представляет себе именно свою кошку, и может удивиться, что другую кошку тоже зовут кошкой. Дети старшего дошкольного возраста понятие “кошка” уже могут обобщить. Ребенок с развитым словесно-логическим мышлением способен оперировать такими, например, абстрактными понятиями как время и пространство.
Мышление в младшем школьном возрасте будет являться доминирующей функцией. У детей со сниженным уровнем мыслительных операций возможны серьезные трудности в усвоении учебного материала, что может являться основной причиной школьной неуспеваемости.
При правильно развитом мышлении ребёнок способен:
-анализировать,
-синтезировать,
-сравнивать,
-классифицировать,
-обобщать,
-конкретизировать,
-абстрагировать.
К семи годам ребёнок должен:
• Объединять предметы в группы по определённым признакам.
• Находить закономерность в построении ряда предметов.
• Выделять предмет, не подходящий к общим признакам.
• Уметь выстроить последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам.
• Решать логические задачи. Делать простейшие выводы и обобщения.
• Сравнивать предметы друг с другом, находить сходства и различия между ними.
Игры: «Назови одним словом», «Четвёртый лишний», «Разложи по общему признаку», «Почтовый ящик», «Кот где живёт?», «Кто чем питается?» и др.
ПАМЯТЬ - у детей 5-6 лет память является непроизвольной, основанной на эмоциях, интересе. То есть ребенок легко запоминает то, что его заинтересовало. Но даже в этом случае забывание происходит очень быстро.
Уже в этом возрасте проявляются индивидуальные различия: у одних детей лучше развита зрительная память, у других - слуховая, у третьих - эмоциональная, а у четвертых - механическая.
В занятиях с ребенком следует развивать все виды памяти, но стремиться все-таки к обучению запоминания с опорой на мыслительную деятельность, на понимание.
К семи годам ребёнок должен:
• Уметь запоминать не менее 9-10 предложенных предметов или названных слов.
• Рассказывать по памяти стихи, сказки, рассказы.
• Повторять дословно предложения, состоящие из 9-10 слов.
• Подробно рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки.
Игры: «Чего не стало?», «Что изменилось», «Запомни предметы», заучивание стихотворений, песен и др.
ВООБРАЖЕНИЕ - это один из путей, ведущих к познанию и освоению мира. Ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, в процессе которой развивается воображение. Именно воображение дает возможность ребенку представить себя во время игры летчиком, моряком, шофером и т. д. Для развития воображения побуждайте детей фантазировать.
Игры: «Сюжетно-ролевые», «На что похоже?», «Дорисуй», «Что забыл дорисовать художник?»
РЕЧЬ тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления.
Речь включает в себя звукопроизношение, связную речь. Над совершенствованием артикуляционного аппарата мы должны работать постоянно – это артикуляционные упражнения и гимнастики (здесь следует учитывать рекомендации логопеда). Связную речь развивать должен (на ряду с дефектологом) и педагог. Это в первую очередь составление полных предложений, с использованием союзов, прилагательных, «Составление рассказа по серии сюжетных картинок», «Пересказ сказки», «Составление описательных рассказов» и др.
К семи годам ребенок должен:
• Иметь правильное звукопроизношение. Развитый фонематический слух.
• Ребенок должен понимать смысл текста и простых понятий.
• Уметь читать стихи выразительно, эмоционально.
• Уметь выделить в рассказе главное, передавать рассказ по определенному плану.
• Уметь связно и грамотно говорить, последовательно излагать свои мысли.
• Обладать широким кругозором и богатым словарным запасом.
ВЫВОД: Так, как в дошкольном возрасте преобладает игровая деятельность, все занятия, упражнения должны строиться в игровой форме, они должны быть интересными, посильными, и формироваться по принципу «от простого к сложному», задания планируются индивидуально на каждого ребёнка, с учётом его способностей и возможностей.
Чем раньше мы будем формировать у детей предпосылки к школьному обучению, тем успешнее будет ребёнок в школе!
+❤ В Мои закладки