Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Дашеева Александра Андреевна

Интеллектуальный и творческий потенциал подрастающего поколения рассматривается в качестве основного капитала государства. Для развития заложенных природой возможностей и задатков личности необходимо систематизировать работу по созданию творческой образовательной среды, в которой формировались бы способности обучаемых творчески и критически мыслить, находить нестандартные решения, самостоятельно определять свой профессиональный путь. Для детей с повышенными интеллектуальными способностями необходим серьезный уровень умственной нагрузки, который можно обеспечить лишь продуманным подходом учителя к способам работы с ними, подбором оригинальных заданий, развивающих творческие способности, воображение, фантазию учащихся, т.е. преподавать на высоком уровне сложности, чтобы обучающиеся все время поднимались до своего «потолка», тем самым поднимая свою планку все выше.

Способствует развитию способностей активная и интересная внеурочная деятельность: привлечение детей к занятиям по интересам в кружках, факультативах, к участию в интеллектуальных конкурсах, очных и заочных, участию в олимпиадах и т.д.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Основная задача учителя начальных классов – способствовать развитию каждой личности младшего школьника. Поэтому важно не только установить уровень способностей и их разнообразие, но и правильно осуществлять их развитие.

            Работу по выявлению способностей у учащихся выстраиваю с помощью:

  •  психолого-педагогической диагностики;
  •  педагогического наблюдения;
  •  изучения результатов урочной и внеурочной деятельности учащихся.

Первоначальным исследованием по выявлению способностей выступает диагностика учебной мотивации учащихся.

Педагогическая диагностика помогает осуществлять индивидуально-дифференцированный подход в обучении, проводить коррекционную работу.

Для выявления способностей к физкультурно-оздоровительной деятельности изучаю  уровень физической подготовки учащихся (нормативы). В учебно-воспитательном процессе применяю здоровьесберегающие технологии.

            Развитие способностей происходит через включение в учебный процесс разноуровневых заданий, побуждение к прочному усвоению изучаемого материала, углубленное изучение предмета, обучение самооценке результатов своей деятельности, формирование навыков публичного обсуждения и отстаивания своих идей, результатов решения различных задач повышенной сложности.

Проведение предметных недель, кружков, участие в олимпиадах, викторинах и конкурсах разного уровня, участие в проектной и исследовательской деятельности, участие в научно-практических конференциях.

Большое значение имеет сотрудничество с психологом школы, учителями-предметниками и родителями.

             Использую анкеты, диагностические карты, листы достижений, комплексные работы для выявления способностей учащихся. Активно провожу работу по включению каждого ребёнка в учебно-воспитательный процесс, развивая его индивидуальные способности.

             По итогам полугодия и года провожу комплексные проверочные работы с целью оценки достижения планируемых результатов по междисциплинарной программе формирования универсальных учебных действий.

             Формой реализации способностей учащихся служит «Портфолио», где накапливаются индивидуальные учебные и внеучебные достижения в течение учебного года.

 

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-оздоровительной деятельности

Способы выявления способностей

Способы развития способностей

Работу по выявлению способностей выстраиваю с помощью: - инструментальной диагностики; - педагогического наблюдения; - изучения результатов деятельности; - учёта мнений родителей, - наблюдения над проектной деятельностью учащихся и анализа продуктов деятельности.  

Работу по развитию способностей выстраиваю с помощью: - применения индивидуального подхода в работе с учащимися на уроках и во внеурочное время с учётом возрастных особенностей детей и создания условий для включения их в активную познавательную деятельность; - использования в образовательном процессе современных технологий: проблемно-развивающего обучения, продуктивного чтения и письма, оценивания учебных достижений, методов проектно-исследовательской деятельности, оценки достижений «Портфолио»; - использования творческих и нестандартных заданий.

Для определения способностей к научной (интеллектуальной), - создаю методический материал для работы с одарёнными детьми; - выявляю творческие способности через анализ продуктов деятельности учащихся.

Провожу предметные кружки: «Удивительный мир слов», «Занимательная математика», «Юный эколог»; - дополнительные занятия по программе «Одарённые дети»; - предлагаю разноуровневые домашние задания; - провожу интеллектуальные игры; - привлекаю к участию в школьных выставках, творческих мастерских, смотрах; - организую и провожу проектные задачи, в том числе разновозрастные с участием учащихся 1-4 классов.

Выявление интеллектуальных способностей: - диагностика способностей к обучению (тесты: «Способность к обучению» Г. Вицлака, «Оценка уровня школьной мотивации по методике Н.Г. Лускановой); - интегрированные диагностические работы; - анализ результатов контрольных, проверочных работ, тестовых заданий в течение учебного года; - педагогическое наблюдение (владение теоретическими понятиями, выполнение заданий повышенной сложности, успешность выполнения логических заданий).

Проведение классных викторин по предметам: русский язык «Юный грамотей», литературное чтение «Всезнайка», математика «Умники и умницы», окружающий мир «Знатоки природы»; - участие детей в Международных, Всероссийских олимпиадах, конкурсах: проекта «Инфоурок», образовательной платформы «Учи.ру», электронной школы «Знаника» и др.; - участие в республиканских и муниципальных конкурсах, олимпиадах; - проведение школьных предметных недель; - проведение предметных и метапредметных олимпиад в начальной школе.

Выявление способностей к физкультурно-оздоровительной деятельности: - изучение уровня физической подготовки учащихся (нормативы); - заполнение «Листка здоровья»; - использование познавательной деятельности в группе, команде, сотрудничество при решении учебных задач, умение сотрудничать в условиях спортивно-оздоровительных занятий.

В учебно-воспитательном процессе применяю здоровьесберегающие технологии; - динамические паузы и подвижные игры на переменах; - физкультминутки, упражнения для глаз, мышц рук, осанки на уроках и занятиях в кружках; - участие в физкультурно-оздоровительных и спортивно-развлекательных мероприятиях, походах; - посещение предметных, творческих кружков и спортивных секций.

Беседы с родителями. Диагностика творческих способностей детей с помощью тестов «Оцени свои способности», «Творческие способности ребёнка» (для родителей).

Провожу анкетирование; - организую психолого-педагогическое просвещение родителей; - информационно-практические беседы; - включение родителей в учебно-воспитательный процесс.

 

 

            Мониторинг качества обучения помогает отслеживать все продвижения и достижения обучающихся, видеть их слабые и сильные стороны, анализировать и оценить результативность обучения, оценить эффективность учебного процесса.

            Отслеживание качества обученности отдельных учащихся и класса в целом по всем разделам учебных программ позволяет осуществлять самоконтроль за своей деятельностью.