1. Работа с текстом. - Скажите, пожалуйста, чем закончилась история написанная Гаршиным? Что вы об этом думаете? (Очень жалко мальчика) - Готовы ли вы сейчас ответить, почему именно так заканчивается произведение? Тогда давайте постараемся разобраться в этом. - Подумайте, сколько сюжетов (историй) в этой сказке? (Два). - О чем первый сюжет? (Первый о жабе и розе) - О чем второй сюжет? (Второй – о сестре и брате)(Слайд 4) -Где происходят события, описанные сказке? (в цветнике и в доме) - Обратимся к первому абзацу, где автор создает образ дикого сада. Каким нам показан дикий сад? Подтвердите текстом. (Цветник запущен, по нему разрослись сорные травы, дорожки не чищены, деревянная решетка облезла, рассохлась и развалилась). --А так ли некрасив был этот цветник? Прочитайте II абзац. Только что мы говорили о полном запустении цветника. Каким он сейчас предстал перед вами? (Цветник от разрушения стал нисколько не хуже. Он приобрел свою индивидуальность). -Что придало красоту и индивидуальность этому запустению? Подтвердите словами из текста. (...Остатки решетки заплели хмель, повилика с крупными белыми цветами и мышиный горошек, висевший целыми бледно-зелеными кучками, с разбросанными кое-где бледно-лиловыми кисточками цветов) -Кто же был обитателем цветника? (роза, жаба, хозяин-мальчик) -Как чувствовала себя роза в этом цветнике? Прочитайте III абзац. (Она чувствовала себя необыкновенно счастливой). -Итак, роза распустилась тонким ароматом, нежностью красок, щедростью красоты к миру. -Каким изобразил Гаршин майское утро? Можно дофантазировать. (Ярко светит солнце. Все искрится и играет в лучах майского солнца. Дует ветерок, несущий свежий запах молодой травки. Природа просыпается ото сна, зеленеют деревья. Природа оживает). -Оживает природа, казалось бы, все хорошо, а роза плачет.(зачитайте) -Отчего плачет роза? (Слайд 5) (Она плачет от счастья. Ведь она дарит красоту миру). В сравнительной таблице заполняем строку –описание внешности розы.(Нежная, красивая, прекрасная, с тонким ароматом)
Образ жабы Эта героиня сидит под кустом, Мысли её в ерунде, о пустом. Изредка лишь нарушает мышленье Майского ветра слегка дуновенье. -Кто эта героиня? (жаба) (Слайд 6 ) - Прочитайте отрывок о жабе. (описание жабы стр. 170) В сравнительной таблице заполняем строку –описание внешности жабы. (старая, безобразная, со злыми глазами, липкими лапками) - Автор в описании жабы использует эпитеты (Слайд 7 ) :жирная, старая жаба; грязно-серые бородавчатые и липкие бока; безобразные лапы. Зачем? (чтобы усилить различие между жабой и розой) - Почему жаба ничему не радовалась?(она была ленивой, наелась и собралась отдыхать) - Почему жаба хотела уничтожить розу? (роза жабе понравилась, она хотела быть ближе к цветку, но жаба не придумала ничего лучше, чем съесть розу) - Такие разные герои! А нет ли у них чего-то общего? (и розе и жабе нужно тепло, свет, еда) - О чём мечтают главные герои? (Они мечтают, хотят счастья) В сравнительной таблице заполняем строку –о чем мечтали. - В чём заключается счастье для жабы? Для розы? (Для жабы – еда, лень. Для розы – дарить радость) - Назовите мне, какие же качества присуще розе, а какие жабе. ( Слайд 8) - качества для жабы и розы: добрая, злая, милосердная, отзывчивая, ласковая, нежная, милосердная, жестокая, коварная, черствая, завистливая, грубая) 2. Первичный вывод. - Как вы думаете, с кем автор сравнивает Розу и Жабу? (с человеком) -Каким бы Роза была человеком? А Жаба? - Какой можно сделать вывод? (Люди, которые делают добро, - прекрасны, а жадные и ленивые – отвратительны, их никто не любит. Приноси добро и радость другим, и о тебе будут помнить) 3. Знакомство с новым литературным приемом «Антитеза». - Что символизирует жаба? (зло, уродство.) В сравнительной таблице заполняем строку- что символизирует. - Что символизирует роза? (доброту, красоту, душевную чистоту) В сравнительной таблице заполняем строку- что символизирует. -Можно ли сказать, что жаба и роза противостоят друг другу? (Да) -Какие это персонажи? (противоположные) -Литературный прием, который показывает читателю единство и борьбу противоположностей называется АНТИТЕЗА (Слайд ) -В чем заключается противоположность наших персонажей: жабы и розы? (Противоположность характеров)В сравнительной таблице заполняем строку- описание характера. (Роза- добрая романтичная, хочет приносить радость, жаба-злая, вечно голодная, упрямая, на0стойчивая, мстительная)
|