Дидактические игры на тему "Осень" для старших дошкольников
Предварительный просмотр:
Дидактические игры по развитию речи на тему «Осень»
«Подбери признак»
Цель: активизация словаря прилагательных, развитие связной речи, внимания, мышления
Ход игры:
Педагог спрашивает, а дети отвечают.
Осень (какая?) – золотая, красивая, холодная…
Погода осенью (какая?) – ветреная, дождливая, теплая…
Небо осенью (какое?) – облачное, пасмурное, серое …
Солнце осенью (какое?) - …
Листья осенью (какие?)- …
«Назови действие»
Цель: активизация словаря глаголов, развитие связной речи, внимания
Ход игры:
Педагог задает вопрос, а дети отвечают.
Осенью листья (что делают?) – желтеют, вянут, сохнут, опадают…
Осенью птицы (что делают?) - …
Осенью животные (что делают?) -…
Осенью дождь (что делает?) -…
Осенью фермеры (что делают?)- …
«Скажи наоборот»
Цель: формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова
Ход игры:
Педагог; Я начну, а вы продолжите:
Ранняя осень - поздняя
Большой листок – маленький
Светлое небо – …
Хорошее настроение – …
Теплая погода - …
Сильный ветер -…и т.д.
Летом солнце яркое, а осенью…
Летом день длинный, а осенью…
Летом тучи ходят высоко, а осенью…и т.д.
«Четвертый лишний»
Цель: развивать внимание, сообразительность, речь доказательную
Ход игры:
Педагог: Послушайте и скажите, какое слово лишнее и почему:
- пасмурно, ненастно, хмуро, ясно
- яблоко, груша, огурец, персик
- малина, ежевика, помидор, голубика
- картофель, свекла, слива, капуста
- боровик, опенок, мухомор, подосиновик и т.д.
«Назови одним словом»
Цель: учить обобщать предметы одним словом, обогащать словарный запас.
Материал: картинки с изображением разных овощей, фруктов, ягод, грибов, злаков, предметов одежды и т.д.
Ход игры:
Сгруппируйте эти предметы.
Вопросы: как эти предметы можно назвать одним словом? Почему так можно сгруппировать? Придумай для любой группы свое условное обозначение.
«Узнай по описанию»
Цель: продолжать учить составлять описательные рассказы, узнавать предмет по описанию
Материал: изображения предметов с незначительными отличиями во внешнем виде
Ход игры: у каждого из детей по 2-3 картинки. Воспитатель описывает какой-нибудь предмет. Дети должны угадать, о каком изображении идет речь, показывать его.
Усложнение:
- дети объясняют свой выбор;
- роль водящего выполняет ребенок.
«Отгадай-ка!»
Цель: упражнять детей в составлении описательных рассказов.
Ход игры:
Водящий описывает какой-либо предмет, не называя его. Остальные играющие должны по описанию узнать предмет. Назвавший его правильно становится водящим.
Педагог: ребята, я напомню вам план (схема), который поможет вам при описании предмета:
из какого материала он сделан,
какой он формы,
из каких частей состоит,
какой на вкус (если это овощ, фрукт или ягода),
для чего можно использовать, что можно приготовить.
«Что изменилось?»
Цель: развитие внимания, связной речи, умение описывать предмет.
Ход игры: на столе расположены предметы в определенной последовательности (овощи, фрукты, ягоды, грибы, листочки с деревьев)
Педагог: посмотрите внимательно на предметы, запомните, как они расположены. Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю. Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне, что изменилось?
Усложнение:
- Описать предмет, которого не стало.
- Рассказать о месте, где он стоял.
- На какой звук начиналось название этого предмета.
«Один-много»
Цель: упражнять в правильном употреблении множественного числа существительных
Ход игры: Педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.
Туча – тучи
Лист – листья
Гриб – грибы
Лужа – лужи
Овощь – овощи и т. д.
«Назови ласково»
Цель: закреплять умение образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов
Ход игры:
Лист- листочек
Солнце- солнышко
Ветка- веточка
Гора – горочка
Туча- тучка
Гриб- грибочек
Дождь- дождик
Дерево – деревце
Дуб - дубок
Огурец-огурчик
Шапка – шапочка
И т.д.
«Из чего - какой?»
Цель: активизировать произношение прилагательных, согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе.
Ход игры:
Варенье из малины – малиновое варенье
Суп с грибами – грибной суп
Пирог с яблоками – яблочный пирог
Сок из фруктов – фруктовый сок
Пюре из картофеля – картофельное пюре
Салат из овощей – овощной салат и т. д.
«Угадай дерево по листу»
Материал: карточки с листьями знакомых деревьев
Ход игры: воспитатель показывает карточки одну за другой и спрашивает, какому дереву этот лист принадлежит. Дает образец ответа:
- Этот лист березы
- Этот лист клена
«Закончи предложение»
Цель: учить детей уточнять смысл с помощью прилагательных, подбирать наиболее точные слова.
Ход игры:
Воспитатель рассказывает историю, а дети должны подбирать уточняющие слова, чтобы смысл стал более понятен.
- Марина купила арбуз. Но он не помещался в сумке, потому что он был … (большой). Она еле принесла его домой, разрезала и обрадовалась, потому что он оказался такой (спелый). Марина нарезала его дольками и угостила брата Лешу. Леша съел кусок и причмокнул губами. Марина поняла, что арбуз был очень (вкусный).
Воспитатель предлагает каждому ребенку рассказать о своей покупке.
«Кто это, что это?»
Цель: формировать умение у детей правильно ставить вопрос к одушевленным и неодушевленным предметам живой и неживой природы.
Ход игры:
Воспитатель показывает предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы, дети – задают вопрос кто? Если предмет неживой природы – что?
«Подбери разные слова»
Цель: учить согласовывать названые слова с заданным родом и числом.
Ход игры:
Педагог побуждает детей подобрать как можно больше существительных к прилагательным. Во время игры воспитатель должен следить за тем, чтобы малыши правильно согласовывали названные слова с заданным родом и числом.
Осенняя … (Погода, прохлада, тучка, пора, куртка, роща)
Осеннее … (Пальто, солнышко, поле, утро)
Осенний … (Ветер, листок, лес, парк, урожай, дождик, туман, вечер)
Осенние…(Дни, деревья, месяцы, дожди, лучики, облака)
«Считай и называй»
Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными.
Ход игры: Педагог просит ребенка сосчитать тучи, овощи, фрукты, деревья, грибы и т.д., а ребенок считает (одна туча, две тучи, …пять туч; один дуб, два дуба…. пять дубов)