Дидактические игры на тему "Осень" для старших дошкольников

Ирина Владимировна Ермакова
Дидактические игры на тему "Осень"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did_igry_osen.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры по развитию речи на тему «Осень»

«Подбери признак»

Цель: активизация словаря прилагательных, развитие связной речи, внимания, мышления

Ход игры:

Педагог спрашивает, а дети отвечают.

Осень (какая?) – золотая, красивая, холодная…

Погода осенью (какая?) – ветреная, дождливая, теплая…

Небо осенью (какое?) – облачное, пасмурное, серое …

Солнце осенью (какое?) - …

Листья осенью (какие?)- …

«Назови действие»

Цель: активизация словаря глаголов, развитие связной речи, внимания

Ход игры:

Педагог задает вопрос, а дети отвечают.

Осенью листья (что делают?) – желтеют, вянут, сохнут, опадают…

Осенью птицы (что делают?) - …

Осенью животные (что делают?) -…

Осенью дождь (что делает?) -…

Осенью фермеры (что делают?)- …

«Скажи наоборот»

Цель: формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова

Ход игры:

Педагог; Я начну, а вы продолжите:

Ранняя осень - поздняя

Большой листок – маленький

Светлое небо – …

Хорошее настроение – …

Теплая погода - …

Сильный ветер -…и т.д.

Летом солнце яркое, а осенью…

Летом день длинный, а осенью…

Летом тучи ходят высоко, а осенью…и т.д.

«Четвертый лишний»

Цель: развивать внимание, сообразительность, речь доказательную

Ход игры:

Педагог: Послушайте и скажите, какое слово лишнее и почему:

- пасмурно, ненастно, хмуро, ясно

- яблоко, груша, огурец, персик

- малина, ежевика, помидор, голубика

- картофель, свекла, слива, капуста

- боровик, опенок, мухомор, подосиновик и т.д.

«Назови одним словом»

Цель: учить обобщать предметы одним словом, обогащать словарный запас.

Материал: картинки с изображением разных овощей, фруктов, ягод, грибов, злаков, предметов одежды и т.д.

Ход игры:

Сгруппируйте эти предметы.

Вопросы: как эти предметы можно назвать одним словом? Почему так можно сгруппировать? Придумай для любой группы свое условное обозначение.

«Узнай по описанию»

Цель: продолжать учить составлять описательные рассказы, узнавать предмет по описанию

Материал: изображения предметов с незначительными отличиями во внешнем виде

Ход игры: у каждого из детей по 2-3 картинки. Воспитатель описывает какой-нибудь предмет. Дети должны угадать, о каком изображении идет речь, показывать его.

Усложнение:

  1. дети объясняют свой выбор;
  2. роль водящего выполняет ребенок.

«Отгадай-ка!»

Цель: упражнять детей в составлении описательных рассказов.

Ход игры:

Водящий описывает какой-либо предмет, не называя его. Остальные играющие должны по описанию узнать предмет. Назвавший его правильно становится водящим.

Педагог: ребята, я напомню вам план (схема), который поможет вам при описании предмета:

из какого материала он сделан,

какой он формы,

из каких частей состоит,

какой на вкус (если это овощ, фрукт или ягода),

для чего можно использовать, что можно приготовить.

«Что изменилось?»

Цель: развитие внимания, связной речи, умение описывать предмет.

Ход игры: на столе расположены предметы в определенной последовательности (овощи, фрукты, ягоды, грибы, листочки с деревьев)

Педагог: посмотрите внимательно на предметы, запомните, как они расположены. Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю. Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне, что изменилось?

Усложнение:

  1. Описать предмет, которого не стало.
  2. Рассказать о месте, где он стоял.
  3. На какой звук начиналось название этого предмета.

«Один-много»

Цель: упражнять в правильном употреблении множественного числа существительных

Ход игры: Педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.

Туча – тучи

Лист – листья

Гриб – грибы

Лужа – лужи

Овощь – овощи и т. д.

«Назови ласково»

Цель: закреплять умение образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов

Ход игры:

Лист- листочек

Солнце- солнышко

Ветка- веточка

Гора – горочка

Туча- тучка

Гриб- грибочек

Дождь- дождик

Дерево – деревце

Дуб - дубок

Огурец-огурчик

Шапка – шапочка

И т.д.

«Из чего - какой?»

Цель: активизировать произношение прилагательных, согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе.

Ход игры:

Варенье из малины – малиновое варенье

Суп с грибами – грибной суп

Пирог с яблоками – яблочный пирог

Сок из фруктов – фруктовый сок

Пюре из картофеля – картофельное пюре

Салат из овощей – овощной салат и т. д.

«Угадай дерево по листу»

Материал: карточки с листьями знакомых деревьев

Ход игры: воспитатель показывает карточки одну за другой и спрашивает, какому дереву этот лист принадлежит. Дает образец ответа:

- Этот лист березы

- Этот лист клена

«Закончи предложение»

Цель: учить детей уточнять смысл с помощью прилагательных, подбирать наиболее точные слова.

Ход игры:

Воспитатель рассказывает историю, а дети должны подбирать уточняющие слова, чтобы смысл стал более понятен.

- Марина купила арбуз. Но он не помещался в сумке, потому что он был … (большой). Она еле принесла его домой, разрезала и обрадовалась, потому что он оказался такой (спелый). Марина нарезала его дольками и угостила брата Лешу. Леша съел кусок и причмокнул губами. Марина поняла, что арбуз был очень (вкусный).

Воспитатель предлагает каждому ребенку рассказать о своей покупке.

«Кто это, что это?»

Цель: формировать умение у детей правильно ставить вопрос к одушевленным и неодушевленным предметам живой и неживой природы.

Ход игры:

Воспитатель показывает предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы, дети – задают вопрос кто? Если предмет неживой природы – что?

«Подбери разные слова»

Цель: учить согласовывать названые слова с заданным родом и числом.

Ход игры:

Педагог побуждает детей подобрать как можно больше существительных к прилагательным. Во время игры воспитатель должен следить за тем, чтобы малыши правильно согласовывали названные слова с заданным родом и числом.
Осенняя … (Погода, прохлада, тучка, пора, куртка, роща)
Осеннее … (Пальто, солнышко, поле, утро)
Осенний … (Ветер, листок, лес, парк, урожай, дождик, туман, вечер)
Осенние…(Дни, деревья, месяцы, дожди, лучики, облака)

«Считай и называй»

Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными.

Ход игры: Педагог просит ребенка сосчитать тучи, овощи, фрукты, деревья, грибы и т.д., а ребенок считает (одна туча, две тучи, …пять туч; один дуб, два дуба…. пять дубов)