Представление педагогического опыта
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Тема опыта: «Формирование эстетических представлений у школьников с ограниченными возможностями здоровья».
Автор опыта: Муртазина Юлия Александровна, учитель начальных классов ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Актуальность и перспективность педагогического опыта.
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
А формировать личность и эстетическую культуру - как отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.
Вопрос о формировании эстетической культуры личности всегда был и будет актуален, потому что от уровня культуры каждого отдельно взятого человека зависит уровень культурного развития общества в целом. Чтобы наслаждаться красотой и создавать ее, нужно обладать качествами, которые в своей совокупности составляют эстетическую культуру личности. Первоосновой этой культуры является эстетическое чувство, особая эмоциональная отзывчивость к прекрасному. Но этого недостаточно. Для того чтобы в полной мере воспринять красивое или проявить себя в художественном творчестве, нужен еще и некоторый фонд теоретических и конкретных знаний, на базе которых развиваются представления и понятия об эстетических ценностях, то есть эстетический кругозор.
Непосредственным отражением эстетических позиций человека, его взглядов, идеалов является эстетический вкус, то есть умение отличать прекрасное от безобразного, истинную красоту от ложной. Существенным показателем эстетического отношения человека к миру служат эстетические интересы и потребности, которые наиболее ярко выражают ценностные ориентации личности в сфере прекрасного.
Идея педагогического опыта.
Условия возникновения, становление опыта определяется тем, что эстетическое воспитание при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья является не только одним из направлений воспитательной работы, но и неотъемлемой частью единого коррекционно-воспитательного процесса. При создании надлежащих педагогических условий школьники с ОВЗ способны достаточно продвинуться в своем эстетическом развитии, у них формируется интеллектуальная и эмоциональная отзывчивость по отношению к объектам эстетического восприятия, способность замечать, выделять и оценивать прекрасное, многие способны овладеть элементами художественного творчества, освоить простейшие навыки и умения создавать красивое.
Эстетическое воспитание у школьников с ОВЗ значительно осложняется в силу присущих данной категории детей особенностей: недостатков познавательной, речевой, эмоционально-волевой и двигательной сфер. Вследствие этого работа по эстетическому воспитанию в специальной школе имеет определенную специфику, обусловленную нарушениями психофизического развития воспитанников, и требует специальной организации, предусматривающей: более элементарный уровень содержания эстетического воспитания по сравнению с массовой школой; рациональное использование разнообразных форм, методов и средств эстетического обучения и воспитания, отвечающих возможностям учащихся; коррекционно-направленный характер всех учебно-воспитательных мероприятий.
Таким образом, я считаю, что проблема формирования эстетических представлений у учащихся с ограниченными возможностями здоровья актуальна и требует трудоёмкой работы со стороны учителей и воспитателей учреждений для детей с ОВЗ.
Я считаю, что эстетическое воспитание, как целенаправленная система мер, призвана пробудить в душе каждого школьника с ОВЗ тягу к красоте, восхищение перед прекрасным во всех его проявлениях, которое не позволит ему творить зло, так как зло безобразно.
Теоретическая база опыта.
Современные требования к уроку ставят перед учителем задачу, научить школьника самостоятельно добывать знания, находить новое в различных источниках, сопоставлять, делать выводы, уметь формулировать новые вопросы и опять возвращаться на поиски ответов. А формировать личность и эстетическую культуру - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.
Новизна опыта.
Новизна опыта заключается в том, что в процессе формирования эстетических представлений у школьников с ОВЗ решаются прямые и косвенные задачи. К прямым задачам относят: развитие у умственно отсталого ребенка способности воспринимать эстетические явления в действительности и искусстве, формирование у него художественного вкуса, воспитание эстетического отношения к произведениям искусства и к объектам действительности и их эстетической оценки. Умственно отсталый школьник должен научиться видеть прекрасное и безобразное, комическое и трагическое, понимать, чувствовать и выражать свое отношение к этим явлениям в той или иной доступной ему форме. В неразрывной связи с прямыми задачами решаются косвенные, реализуемые в процессе решения задач других направлений воспитательного процесса (умственного, нравственного, физического, трудового и др.), основанные на привлечении внимания учащихся к различным произведениям искусства, отражающим представления о красоте и доброте.
Технология опыта.
Все задачи по формированию эстетических представлений у школьников с ОВЗ можно распределить на пять групп. К первой группе относятся задачи, направленные на коррекцию дефектов психического и физического развития умственно отсталых детей, становление личности каждого ребенка и подготовку его к самостоятельной жизни. Задачи второй группы направлены на развития у умственно отсталых детей эстетической восприимчивости, умения видеть и понимать красивое в повседневной жизни, природе, искусстве, обогащение опыта эстетическими впечатления, формирование запаса эстетических образцов, формирование эстетических эмоций, чувств, отношений, интересов, приучение к нравственно-этическим оценкам и правильным, аргументированным суждениям. В третью группу выделяются задачи, включающие формирование элементов эстетического сознания умственно отсталых детей (объем представлений и знаний, эстетические суждения и оценки), основанного на формировании системы разнообразных эталонов: сенсорных (свойства и качества предметов), эмоциональных (эмоции и чувства), искусствоведческих (виды и жанры искусства, выразительные средства, произведения разных видов, знание имен авторов различных произведений искусства), эстетических (красивое - некрасивое), развитие и совершенствование эмоциональной сферы умственно отсталых детей, добиваясь адекватной реакции на красоту природы, окружающей обстановки и произведений искусства. К четвертой группе относятся задачи, позволяющие приобщить детей к активной эстетической и художественной деятельности: развитие эстетического и художественного восприятия, формирование первичных умений и навыков исполнительской художественной деятельности, воспитание у детей потребности активно и творчески вносить элементы прекрасного в быт, природу, собственный облик, в отношения с окружающими людьми на основе формирования соответствующих умений и навыков. К пятой группе задач относят задачи, направленные на формирование у каждого ребенка общих и специальных художественно-творческих способностей (наклонностей).
Группы задач эстетического воспитания взаимосвязаны и взаимообусловлены. На основе задач разрабатываются содержание и методика эстетического воспитания.
Можно выделить следующие группы методов эстетического воспитания:
Методы, направленные на формирование эстетической восприимчивости окружающей действительности и произведений искусства, эмоциональной отзывчивости на них, эстетических чувств, интересов, потребностей, отношений (восприятие и наблюдение за окружающими предметами и явлениями, рассматривание или прослушивание произведений искусства, сравнение или сопоставление их).
Методы, направленные на формирование элементов эстетического сознания (беседы, рассказы, экскурсии, прогулки с наблюдениями, игра).
Методы, направленные на приобщение детей к эстетической и художественной деятельности, развитие у них умений и навыков художественного воспроизведения окружающих форм (показ способа действия, образцов для обследования, тренировочные упражнения с целью освоения элементарных средств художественной выразительности в зависимости от вида искусства).
Во все названные группы методов следует активно включать игровые ситуации (особенно в младшем школьном возрасте), а также приемы, повышающие интерес умственно отсталых детей к деятельности и способствующие ее усвоению.
Разнообразие задач содержания эстетического воспитания требует как разнообразия методов, так и форм организации эстетического воспитания в специальных школах.
Эстетическое воспитание учащихся с нарушением интеллекта осуществляется в процессе обучения (на уроках) и во внеклассное время. Система коррекционно-воспитательной работы предполагает эстетическое воспитание в ходе преподавания всех учебных дисциплин на протяжении всего периода обучения. Ряд учебных дисциплин в силу их специфики (изобразительное искусство, музыка и пение, ритмика, трудовое обучение, физическая культура) обладают большими возможностями для эстетического воспитания, остальные меньшими. Однако очень важно, чтобы каждый учебный предмет был максимально использован в целях эстетического воспитания. При этом также необходимо помнить, что органичное включение эстетических средств воздействия на умственно отсталых учащихся, с присущими этим средствам красочностью, выразительностью, образностью, неизбежно затрагивающей чувства ребенка, значительно повышают результативность усвоения учебного материала.
Результативность опыта.
Правильное организованное обучение должно вести за собой развитие. Помощь, которую я оказываю ученикам, это не просто подсказка как правильно выполнить задание, а умение правильно организовать коллективный поиск, при котором ребенок напрягает ум в совместной деятельности со мной и одноклассниками. Наглядность и конкретность учебного материала, представляющего определенную эстетическую ценность, в сочетании с эмоциональным характером обучения рисованию, обостряют ощущения умственно отсталых детей, особенно ощущение цвета, цветовых сочетаний, ритмичных построений. Хорошо развитое чувство цвета составляет основу для развития способности осознанно воспринимать богатство красок в природе, в окружающей действительности. Чем лучше дети различают цвета и оттенки цвета, тем полнее они могут испытывать радость, рассматривая красивые цветосочетания в предметах быта и произведениях искусства.
Каждый ребенок со своим складом ума и характером, его я принимаю таким, какой он есть, в каждом ребенке вижу личность со своими особенностями. Детям надо, дать, необходимы знания и опыт, чтобы научит их творить. А для достижения наибольшего эффекта, в своей работе я сочетаю различные методы и формы организации образовательного процесса.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Эстетическое воспитание значительно осложняется в силу присущих данной категории детей с ограниченными возможностями здоровья особенностей: недостатков познавательной, речевой, эмоционально-волевой и двигательной сфер. Вследствие этого работа по эстетическому воспитанию в специальной школе имеет определенную специфику, обусловленную нарушениями психофизического развития воспитанников, и требует специальной организации, предусматривающей: более элементарный уровень содержания эстетического воспитания по сравнению с массовой школой; рациональное использование разнообразных форм, методов и средств эстетического обучения и воспитания, отвечающих возможностям учащихся; коррекционно-направленный характер всех учебно-воспитательных мероприятий.
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Данный педагогический опыт может быть полезен для учителя начальных классов при работе с учащимися с ОВЗ, так же родителям, студентам дефектологических факультетов.
Результаты применения педагогического опыта представлены:
в процессе выступлений на семинарах, конференциях различного уровня:
- Выступления с сообщениями на методическом объединении учителей начальных классов школы: «Проблема нравственного воспитания детей с нарушением интеллекта»; «Формирование эстетических представлений у детей с ОВЗ через уроки рисования»; «Использование нетрадиционных техник аппликации на уроках труда при обучении детей с ОВЗ».
- Выступление с докладом на Международной научно-практической конференции «52-е Евсевьевские чтения»: «Особенности эстетического воспитания младших школьников с нарушением интеллекта на уроках изобразительного искусства».
- Выступление с докладом на Международной научно-практической конференции: «Развитие познавательной сферы младших школьников с имбецильностью посредством специальных коррекционных приёмов».
- Выступление с докладом на Республиканском научно-практическом семинаре «Дефектологическое сопровождение субъектов образования: проблемы, перспективы развития»: проблемы и перспективы развития»: «Развитие художественно-эстетических возможностей младших школьников с нарушением интеллекта посредством нетрадиционных техник рисования»
- Выступление в МРИО для слушателей курсов повышения квалификации по программе «Особенности организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ в условиях введения ФГОС» с проектом на тему «Применение нетрадиционных техник рисования при работе с младшими школьниками с имбецильностью»
в публикациях:
- Мишина, Ю. А. Особенности работы по эстетическому воспитанию школьников с нарушением интеллекта на уроках изобразительного искусства / Ю. А. Мишина // Евсевьевские чтения. Серия: Актуальные проблемы специального и инклюзивного образования : сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых ученых «52-е Евсевьевские чтения» 02-03 июня 2016 г. / редкол.: Н. В. Рябова [и др.] : Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2016 -С.240-245.
Список литературы.
- Абалина, Т. Г. Эстетическое воспитание в школе : учебное пособие для учителя / Т. Г. Абалина, Н. Е. Миропольская. – Киев : КГУ, 2003. – 94 с.
- Адаскина, А. А. Особенности проявления эстетических отношений / А. А. Адаскина // Дефектология. – 2000. – № 6. – С. 41 – 45.
- Аринина, Н. Л. Уроки прекрасного / Н. Л. Аринина. – М. : Просвещение, 1998. – 200 с.
- Апресян, Г. З. Вопросы теории эстетического воспитания / Г. З. Апресян. – М. : Просвещение, 2001. – 86 с.
- Бегак, Б. И. Воспитание искусством : пособие для учителей / Б. И. Бегак. – М. : Просвещение, 2004. – 94 с.
- Ванслов, В. В. Всестороннее развитие личности и виды искусства / В. В. Ванслов. – М. : Просвещение, 2006. – 208 с.
- Головина, Т. Н. Эстетическое воспитание во вспомогательной школе / Т. Н. Головина. – М. : Просвещение, 2002. – 104 с.
- Грошенков, И. А. Изобразительная деятельность во вспомогательной школе: учебное пособие для студентов дефектологического факультета педагогических институтов / И. А. Грошенков. – М. : Просвещение, 2000. – 168 с.
- Дремова, Л. К. Основы эстетического воспитания / Л. К. Дремова. - М. : Наука, 2005. – 176 с.
- Дульнев, Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе : учебное пособие для учителей / Г. М. Дульнев, Т. А. Власова, В. Г. Петрова. – М. : Просвещение, 1991. – 176 с.
- Лихачев, Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников : для студентов педагогических институтов / Б. Т. Лихачев. – М. : Просвещение, 2002. – 175 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta_murtazina_yu_a.docx | 31.55 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Тема опыта: «Формирование эстетических представлений у школьников с ограниченными возможностями здоровья».
Автор опыта: Муртазина Юлия Александровна, учитель начальных классов ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Актуальность и перспективность педагогического опыта.
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
А формировать личность и эстетическую культуру - как отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.
Вопрос о формировании эстетической культуры личности всегда был и будет актуален, потому что от уровня культуры каждого отдельно взятого человека зависит уровень культурного развития общества в целом. Чтобы наслаждаться красотой и создавать ее, нужно обладать качествами, которые в своей совокупности составляют эстетическую культуру личности. Первоосновой этой культуры является эстетическое чувство, особая эмоциональная отзывчивость к прекрасному. Но этого недостаточно. Для того чтобы в полной мере воспринять красивое или проявить себя в художественном творчестве, нужен еще и некоторый фонд теоретических и конкретных знаний, на базе которых развиваются представления и понятия об эстетических ценностях, то есть эстетический кругозор.
Непосредственным отражением эстетических позиций человека, его взглядов, идеалов является эстетический вкус, то есть умение отличать прекрасное от безобразного, истинную красоту от ложной. Существенным показателем эстетического отношения человека к миру служат эстетические интересы и потребности, которые наиболее ярко выражают ценностные ориентации личности в сфере прекрасного.
Идея педагогического опыта.
Условия возникновения, становление опыта определяется тем, что эстетическое воспитание при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья является не только одним из направлений воспитательной работы, но и неотъемлемой частью единого коррекционно-воспитательного процесса. При создании надлежащих педагогических условий школьники с ОВЗ способны достаточно продвинуться в своем эстетическом развитии, у них формируется интеллектуальная и эмоциональная отзывчивость по отношению к объектам эстетического восприятия, способность замечать, выделять и оценивать прекрасное, многие способны овладеть элементами художественного творчества, освоить простейшие навыки и умения создавать красивое.
Эстетическое воспитание у школьников с ОВЗ значительно осложняется в силу присущих данной категории детей особенностей: недостатков познавательной, речевой, эмоционально-волевой и двигательной сфер. Вследствие этого работа по эстетическому воспитанию в специальной школе имеет определенную специфику, обусловленную нарушениями психофизического развития воспитанников, и требует специальной организации, предусматривающей: более элементарный уровень содержания эстетического воспитания по сравнению с массовой школой; рациональное использование разнообразных форм, методов и средств эстетического обучения и воспитания, отвечающих возможностям учащихся; коррекционно-направленный характер всех учебно-воспитательных мероприятий.
Таким образом, я считаю, что проблема формирования эстетических представлений у учащихся с ограниченными возможностями здоровья актуальна и требует трудоёмкой работы со стороны учителей и воспитателей учреждений для детей с ОВЗ.
Я считаю, что эстетическое воспитание, как целенаправленная система мер, призвана пробудить в душе каждого школьника с ОВЗ тягу к красоте, восхищение перед прекрасным во всех его проявлениях, которое не позволит ему творить зло, так как зло безобразно.
Теоретическая база опыта.
Современные требования к уроку ставят перед учителем задачу, научить школьника самостоятельно добывать знания, находить новое в различных источниках, сопоставлять, делать выводы, уметь формулировать новые вопросы и опять возвращаться на поиски ответов. А формировать личность и эстетическую культуру - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.
Новизна опыта.
Новизна опыта заключается в том, что в процессе формирования эстетических представлений у школьников с ОВЗ решаются прямые и косвенные задачи. К прямым задачам относят: развитие у умственно отсталого ребенка способности воспринимать эстетические явления в действительности и искусстве, формирование у него художественного вкуса, воспитание эстетического отношения к произведениям искусства и к объектам действительности и их эстетической оценки. Умственно отсталый школьник должен научиться видеть прекрасное и безобразное, комическое и трагическое, понимать, чувствовать и выражать свое отношение к этим явлениям в той или иной доступной ему форме. В неразрывной связи с прямыми задачами решаются косвенные, реализуемые в процессе решения задач других направлений воспитательного процесса (умственного, нравственного, физического, трудового и др.), основанные на привлечении внимания учащихся к различным произведениям искусства, отражающим представления о красоте и доброте.
Технология опыта.
Все задачи по формированию эстетических представлений у школьников с ОВЗ можно распределить на пять групп. К первой группе относятся задачи, направленные на коррекцию дефектов психического и физического развития умственно отсталых детей, становление личности каждого ребенка и подготовку его к самостоятельной жизни. Задачи второй группы направлены на развития у умственно отсталых детей эстетической восприимчивости, умения видеть и понимать красивое в повседневной жизни, природе, искусстве, обогащение опыта эстетическими впечатления, формирование запаса эстетических образцов, формирование эстетических эмоций, чувств, отношений, интересов, приучение к нравственно-этическим оценкам и правильным, аргументированным суждениям. В третью группу выделяются задачи, включающие формирование элементов эстетического сознания умственно отсталых детей (объем представлений и знаний, эстетические суждения и оценки), основанного на формировании системы разнообразных эталонов: сенсорных (свойства и качества предметов), эмоциональных (эмоции и чувства), искусствоведческих (виды и жанры искусства, выразительные средства, произведения разных видов, знание имен авторов различных произведений искусства), эстетических (красивое - некрасивое), развитие и совершенствование эмоциональной сферы умственно отсталых детей, добиваясь адекватной реакции на красоту природы, окружающей обстановки и произведений искусства. К четвертой группе относятся задачи, позволяющие приобщить детей к активной эстетической и художественной деятельности: развитие эстетического и художественного восприятия, формирование первичных умений и навыков исполнительской художественной деятельности, воспитание у детей потребности активно и творчески вносить элементы прекрасного в быт, природу, собственный облик, в отношения с окружающими людьми на основе формирования соответствующих умений и навыков. К пятой группе задач относят задачи, направленные на формирование у каждого ребенка общих и специальных художественно-творческих способностей (наклонностей).
Группы задач эстетического воспитания взаимосвязаны и взаимообусловлены. На основе задач разрабатываются содержание и методика эстетического воспитания.
Можно выделить следующие группы методов эстетического воспитания:
Методы, направленные на формирование эстетической восприимчивости окружающей действительности и произведений искусства, эмоциональной отзывчивости на них, эстетических чувств, интересов, потребностей, отношений (восприятие и наблюдение за окружающими предметами и явлениями, рассматривание или прослушивание произведений искусства, сравнение или сопоставление их).
Методы, направленные на формирование элементов эстетического сознания (беседы, рассказы, экскурсии, прогулки с наблюдениями, игра).
Методы, направленные на приобщение детей к эстетической и художественной деятельности, развитие у них умений и навыков художественного воспроизведения окружающих форм (показ способа действия, образцов для обследования, тренировочные упражнения с целью освоения элементарных средств художественной выразительности в зависимости от вида искусства).
Во все названные группы методов следует активно включать игровые ситуации (особенно в младшем школьном возрасте), а также приемы, повышающие интерес умственно отсталых детей к деятельности и способствующие ее усвоению.
Разнообразие задач содержания эстетического воспитания требует как разнообразия методов, так и форм организации эстетического воспитания в специальных школах.
Эстетическое воспитание учащихся с нарушением интеллекта осуществляется в процессе обучения (на уроках) и во внеклассное время. Система коррекционно-воспитательной работы предполагает эстетическое воспитание в ходе преподавания всех учебных дисциплин на протяжении всего периода обучения. Ряд учебных дисциплин в силу их специфики (изобразительное искусство, музыка и пение, ритмика, трудовое обучение, физическая культура) обладают большими возможностями для эстетического воспитания, остальные меньшими. Однако очень важно, чтобы каждый учебный предмет был максимально использован в целях эстетического воспитания. При этом также необходимо помнить, что органичное включение эстетических средств воздействия на умственно отсталых учащихся, с присущими этим средствам красочностью, выразительностью, образностью, неизбежно затрагивающей чувства ребенка, значительно повышают результативность усвоения учебного материала.
Результативность опыта.
Правильное организованное обучение должно вести за собой развитие. Помощь, которую я оказываю ученикам, это не просто подсказка как правильно выполнить задание, а умение правильно организовать коллективный поиск, при котором ребенок напрягает ум в совместной деятельности со мной и одноклассниками. Наглядность и конкретность учебного материала, представляющего определенную эстетическую ценность, в сочетании с эмоциональным характером обучения рисованию, обостряют ощущения умственно отсталых детей, особенно ощущение цвета, цветовых сочетаний, ритмичных построений. Хорошо развитое чувство цвета составляет основу для развития способности осознанно воспринимать богатство красок в природе, в окружающей действительности. Чем лучше дети различают цвета и оттенки цвета, тем полнее они могут испытывать радость, рассматривая красивые цветосочетания в предметах быта и произведениях искусства.
Каждый ребенок со своим складом ума и характером, его я принимаю таким, какой он есть, в каждом ребенке вижу личность со своими особенностями. Детям надо, дать, необходимы знания и опыт, чтобы научит их творить. А для достижения наибольшего эффекта, в своей работе я сочетаю различные методы и формы организации образовательного процесса.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Эстетическое воспитание значительно осложняется в силу присущих данной категории детей с ограниченными возможностями здоровья особенностей: недостатков познавательной, речевой, эмоционально-волевой и двигательной сфер. Вследствие этого работа по эстетическому воспитанию в специальной школе имеет определенную специфику, обусловленную нарушениями психофизического развития воспитанников, и требует специальной организации, предусматривающей: более элементарный уровень содержания эстетического воспитания по сравнению с массовой школой; рациональное использование разнообразных форм, методов и средств эстетического обучения и воспитания, отвечающих возможностям учащихся; коррекционно-направленный характер всех учебно-воспитательных мероприятий.
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Данный педагогический опыт может быть полезен для учителя начальных классов при работе с учащимися с ОВЗ, так же родителям, студентам дефектологических факультетов.
Результаты применения педагогического опыта представлены:
В процессе выступлений на семинарах, конференциях различного уровня:
- Выступления с сообщениями на методическом объединении учителей начальных классов школы: «Проблема нравственного воспитания детей с нарушением интеллекта»; «Формирование эстетических представлений у детей с ОВЗ через уроки рисования»; «Использование нетрадиционных техник аппликации на уроках труда при обучении детей с ОВЗ».
- Выступление с докладом на Международной научно-практической конференции «52-е Евсевьевские чтения»: «Особенности эстетического воспитания младших школьников с нарушением интеллекта на уроках изобразительного искусства».
- Выступление с докладом на Международной научно-практической конференции: «Развитие познавательной сферы младших школьников с имбецильностью посредством специальных коррекционных приёмов».
- Выступление с докладом на Республиканском научно-практическом семинаре «Дефектологическое сопровождение субъектов образования: проблемы, перспективы развития»: проблемы и перспективы развития»: «Развитие художественно-эстетических возможностей младших школьников с нарушением интеллекта посредством нетрадиционных техник рисования»
- Выступление в МРИО для слушателей курсов повышения квалификации по программе «Особенности организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ в условиях введения ФГОС» с проектом на тему «Применение нетрадиционных техник рисования при работе с младшими школьниками с имбецильностью»
в публикациях:
- Мишина, Ю. А. Особенности работы по эстетическому воспитанию школьников с нарушением интеллекта на уроках изобразительного искусства / Ю. А. Мишина // Евсевьевские чтения. Серия: Актуальные проблемы специального и инклюзивного образования : сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых ученых «52-е Евсевьевские чтения» 02-03 июня 2016 г. / редкол.: Н. В. Рябова [и др.] : Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2016 -С.240-245.
на сайтах:
https://specsar.schoolrm.ru/sveden/employees/?PAGEN_2=4&SIZEN_2=10;
https://www.prodlenka.org/profile/136103;
https://mmishina1812.jimdofree.com/;
http://soc.edurm.ru/users/mishina.
Список литературы.
- Абалина, Т. Г. Эстетическое воспитание в школе : учебное пособие для учителя / Т. Г. Абалина, Н. Е. Миропольская. – Киев : КГУ, 2003. – 94 с.
- Адаскина, А. А. Особенности проявления эстетических отношений / А. А. Адаскина // Дефектология. – 2000. – № 6. – С. 41 – 45.
- Аринина, Н. Л. Уроки прекрасного / Н. Л. Аринина. – М. : Просвещение, 1998. – 200 с.
- Апресян, Г. З. Вопросы теории эстетического воспитания / Г. З. Апресян. – М. : Просвещение, 2001. – 86 с.
- Бегак, Б. И. Воспитание искусством : пособие для учителей / Б. И. Бегак. – М. : Просвещение, 2004. – 94 с.
- Ванслов, В. В. Всестороннее развитие личности и виды искусства / В. В. Ванслов. – М. : Просвещение, 2006. – 208 с.
- Головина, Т. Н. Эстетическое воспитание во вспомогательной школе / Т. Н. Головина. – М. : Просвещение, 2002. – 104 с.
- Грошенков, И. А. Изобразительная деятельность во вспомогательной школе: учебное пособие для студентов дефектологического факультета педагогических институтов / И. А. Грошенков. – М. : Просвещение, 2000. – 168 с.
- Дремова, Л. К. Основы эстетического воспитания / Л. К. Дремова. − М. : Наука, 2005. – 176 с.
- Дульнев, Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе : учебное пособие для учителей / Г. М. Дульнев, Т. А. Власова, В. Г. Петрова. – М. : Просвещение, 1991. – 176 с.
- Лихачев, Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников : для студентов педагогических институтов / Б. Т. Лихачев. – М. : Просвещение, 2002. – 175 с.