Открытый урок
обмен опытом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr.urok_zona_arkticheskihpustyn.docx | 68.76 КБ |
otkr.urok_mestoimenie_4_kl.docx | 41.57 КБ |
otrk.urok_skorost_4_kl.docx | 58.96 КБ |
urok_orkse.docx | 50.38 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗОНА АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ. ЦАРСТВО ЛЬДА И СНЕГА.
АРКТИКА И ЧЕЛОВЕК
Цели:
1. Сформировать у учащихся понятие «Арктика»; учить находить и показывать ее на карте полушарий.
2. Познакомить учащихся с особенностями природы (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе), значением природы данной зоны для человека, ее использованием.
3. Учить определять существенные признаки природных зон и сравнивать их.
4. Воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение пользоваться атласом и энциклопедиями.
О б о р у д о в а н и е: карта «Природные зоны России»; рисунки и фотографии с изображением растительного и животного мира Арктики; подвижная планшетная карта; схема-таблица.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Где-то на белом свете
Там, где всегда мороз,
Трутся спиной медведи
О земную ось.
Мимо плывут столетья,
Спят подо льдом моря.
Трутся об ось медведи –
Вертится Земля.
Мы отправляемся с вами туда, где царство холода, снега и льда!
Учитель. Сегодня на уроке мы отправимся за Полярный круг, в зону арктических пустынь. Запишите тему урока: «Зона арктических пустынь».
II. Проверка домашнего задания.
1) Конкурс мини-сочинений «Какой я представляю себе Россию, глядя на карту». (Учитель вызывает троих учеников к доске, остальные сдают сочинения на проверку.)
2) Игра «Я знаю географические объекты».
Учитель называет горы, моря, реки, озера России. Двое учащихся у доски соревнуются: кто быстрее найдет данный географический объект.
3) Игра «Найди лишний географический объект». Объясни почему.
а) Лена, Волга, Байкал, Енисей;
б) Дон, Марс, Енисей, Днепр;
в) Обь, Байкал, Онежское, Каспийское;
г) Кавказ, Альпы, Баренцево, Урал.
д) Каспийское, Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый.
4) Какие моря к какому океану относятся? (Соедини стрелками.)
О т в е т:
Северный Ледовитый океан: море Лаптевых, Чукотское, Карское, Баренцево, Восточно-Сибирское моря.
Тихий океан: Японское, Берингово, Охотское моря.
Атлантический океан: Балтийское, Черное моря.
5) Вставь пропущенное слово, чтобы получилось верное высказывание.
Самая длинная река России – это … (Обь). Река, впадающая в Каспийское море, – это … (Волга). Самое большое по площади озеро России – это … (Каспийское). В список Всемирного наследия внесено озеро … (Байкал).
6) Индивидуальный опрос.
Учащиеся рассказывают о Дальневосточном морском заповеднике.
III. Работа над новой темой.
Учитель. К бескрайним просторам арктических пустынь лежит наш путь. У нашей экспедиции строгий маршрут. (Учитель предлагает рассмотреть карту путешествия.)
Ученики. Наш путь проходит через льдины.
Учитель. На «льдине географов» мы выясним климатические условия в зоне арктических пустынь; на «льдине ботаников» – какие встречаются растения; на «льдине зоологов» – каков мир животный.
Итак, в путь! Мы находимся на «льдине географов». На карте природных зон найдите арктическую пустыню. Назовите, что к ней относится.
Ученики (показывают на карте). Северный Ледовитый океан, острова: Земля Франца-Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля.
Учитель. Северный Ледовитый океан скован толстым крепким льдом. В белых льдах кое-где видны трещины – разводья. По ним вслед за могучими ледоколами плывут корабли. А вокруг многометровые снежные сугробы. Снег и лед здесь никогда не тают, по безмолвным снежным просторам гуляют холодные ветры, поскольку коротким полярным летом солнце поднимается невысоко, и его нежаркие, косые лучи отражаются ото льда и снега. Летом – полгода день, зимой – полгода ночь. Температура понижается до –60°…
Учитель предлагает вставить пропущенные слова в карточке:
Арктика – это огромное пространство … (Северного Ледовитого океана), с … (морями) и … (островами). Солнце направляет на это пространство …(косые) лучи. Оно … (светит), но не греет. Зимой в Арктике … (полярная ночь). Дуют … (ветры), бушует … (пурга). Температура опускается до … (–60) градусов. Летом в Арктике … (полярный день), но … (тепла) тоже нет. Это зависит от географического … (положения) арктической зоны.
Учащиеся зачитывают текст вслух.
Учитель. К суровым условиям арктических пустынь приспособились немногие живые организмы. Смотрите, плывет зеленая льдина! Откуда она здесь? Оказывается, есть мельчайшие растения, которые могут жить на снегах и во льдах. Их называют снежными водорослями.
Ребята, садимся на «льдину ботаников» и плывем! Рассмотрите иллюстрацию на с. 80–81 учебника. Назовите, какие растения приспособились к суровому климату Арктики.
Ученики. Водоросли, лишайники, полярный мак.
Учитель показывает изображения растений Арктики: мхи, полярный мак, лишайники, водоросли.
Затем предлагает вставить пропущенные слова в карточке.
На островах прямо на голых … (камнях) встречаются … (лишайники), они очень … (малы). Также приспособились к жизни на камнях … (мхи) и … (полярные маки). В толще воды, не покрытой … (льдом), большое количество … (водорослей).
Учащиеся зачитывают текст вслух.
Учитель. А впереди нас ждет «льдина зоологов». Рассмотрите иллюстрацию на с. 80–81. Назовите, какие птицы и животные живут в Арктике.
Ученики. Больше всего таких птиц: чайки, кайры, гагарки, тупики. Животные: белый медведь, тюлень, сайка, рачки, морж.
Учитель предлагает вставить пропущенные слова в карточке.
Животных арктической зоны кормит … (море). Морскими водорослями питаются ... (рачки), а ими – … (рыбы). Основная пища птиц и животных – это … (рыба). На скалистых берегах собираются … (чайки), … (кайры) и … (гагарки), здесь они выводят … (потомство). Птиц с необычными клювами называют … (тупики).
Все звери – прекрасные – … (пловцы). От холода их защищает … (слой жира). Это … (моржи) и … (тюлени). На тюленей охотятся … (белые медведи). У них длинная густая шерсть … (белого) цвета и … (широкие) лапы, чтобы удобнее было … (передвигаться по льду и снегу).
Учащиеся зачитывают текст вслух.
Учитель. В водах северных морей, где проходят теплые течения, обитает великолепное животное – гренландский кит (показ фотографии).
Что за чудо-чудеса:
Загорелись небеса!
Ой, горит-пылает пламя
Над сверкающими льдами!
Кто зажег огонь чудесный,
Золотой костер небесный?
Никого за тучей нет.
Это с неба льется свет.
Учащиеся выполняют упражнения за учителем. Отгадывают загадку: северное сияние.
IV. Продолжение новой темы.
Учитель. Человек не является коренным жителем Арктики, но она всегда привлекала людей своей загадочностью.
О том, как люди осваивают Арктику, прочитайте текст на с. 83–84 учебника.
Учитель. Об арктическом заповеднике «Остров Врангеля» нам расскажет подготовленный ученик.
Ученик. Этот заповедник расположен на острове Врангеля, он был организован в 1976 году. На остров прилетает большое количество птиц на гнездовья. Через весь остров с запада на восток идут параллельно три цепи гор, разделенные долинами. Весной на южном побережье можно встретить редкую птицу – розовую чайку. «Прирожденные кочевники» полярных льдов выводят здесь свое потомство, и не только они. Белые медведи также облюбовали остров для рождения детёнышей. На острове обитает самое крупное из копытных животных Арктики – овцебык, завезенный в заповедник из Америки. Остров Врангеля – единственное место, где гнездятся белые гуси.
V. Закрепление изученного материала.
1. Работа с подвижной планшетной картой.
1) Определите, на какую высоту над уровнем поверхности нам надо прикрепить солнце. Объясните свой выбор.
2) Выберите и прикрепите картинки с изображением тех животных, которые обитают в Арктике. Как они приспособились?
3) Выберите и прикрепите картинки с изображением тех птиц, которые живут в Арктике. Как они приспособились?
4) Прикрепите картинки, изображающие растения, растущие в Арктике, к карте. Почему там растут только эти растения?
5) Прикрепите картинки, изображающие обитателей моря арктической зоны.
2. Составление пищевых цепей.
Водоросли – рачки – рыбы – птицы.
Водоросли – рачки – рыбы – белый медведь. И т. д.
3. Закрепление изученного.
Учитель. Разгадайте кроссворд и восстановите предложение: « … – царство льда и снега».
Вопросы:
1. Эти птицы собираются летом на скалистых берегах в шумные «птичьи базары», очень любят полакомиться рыбкой.
2. Близкий родственник тюленя.
3. Птицы, которые откладывают яйца прямо на голые уступы скал.
4. На них очень любит поохотиться белый медведь.
5. Самое распространенное растение полярных районов.
6. Самый крупный обитатель морей и океанов.
7. Маленькие жители морей и океанов, которыми питаются рыбы.
Ученики читают: «Арктика – царство льда и снега».
VI. Итог урока. Выставление оценок.
Работа со схемой.
Арктика – царство льда и снега | |
Географическое положение | Северный Ледовитый океан. Северные моря. Острова |
Освещенность | Полярный день и полярная ночь. Северное сияние |
Растительный и животный мир | Лишайники, мхи, полярный мак, водоросли. Рачки, рыбы, чайки, гагарки, тупики, морж, тюлень, белый медведь |
Деятельность человека | Научные станции, рыбный промысел, охота. Северный морской путь |
Учащиеся читают выводы на с. 85 учебника.
Домашнее задание.
С. 78–86. Ответы на вопросы «Проверь себя»; выполнить
Предварительный просмотр:
МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ.СРАВНЕНИЕ ЛИЧНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ И ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Цель: учащиеся знакомятся с ролью местоимений в речи, их особенностями; развивают умение находить местоимения в тексте.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
III. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.
– Сегодня мы начинаем изучение новой темы – «Местоимение». Вспомним, что вам известно об этой части речи из курса 3 класса.
– На уроке мы узнаем, какие личные местоимения есть в русском языке, выясним, чем они отличаются от имён существительных.
IV. Наблюдение за личными местоимениями, их ролью в речи.
1. Сравнение текстов. Введение понятия «местоимение».
– Прочитайте тексты, записанные на доске. Что заметили? Что хотите сказать?
1) Полярные совы живут в тундре. В ночной тишине пролетают совы над снегами. Кормом сов являются мыши, зайцы, куропатки. Терпеливо дежурит сова на своём посту. Часами ожидает сова добычи. Охотнику редко удаётся подойти к сове. Зимнее оперение совы белее снега.
2) Полярные совы живут в тундре. В ночной тишине пролетают они над снегами. Кормом сов являются мыши, зайцы, куропатки. Терпеливо дежурит сова на своём посту. Часами ожидает она добычи. Охотнику редко удаётся подойти к сове. Зимнее оперение её белее снега.
Учащиеся сравнивают оба варианта текста и указывают на повтор слова сова в первом варианте текста.
– Почему повтор слова отсутствует во 2-м варианте? Как добились этого? (Заменили существительное словами они, она, её.)
– Эти слова называются местоимениями. Подумайте, почему они так называются? (Употребляются вместо имени существительного.)
– Задайте к местоимениям в тексте вопросы. Что можете сказать? (Вопросы такие же, как у существительного.)
– Можно ли в тексте заменить все имена существительные местоимениями? (Нет.) Почему? (Трудно будет понять, о ком или о чём идёт речь.)
– Да, верно. Запомните – местоимение лишь указывает на предмет, не называя его.
2. Знакомство с правилами в учебнике (с. 49–50).
3. Упражнение в употреблении личных местоимений. Составление предложений (устно).
– Назовите ещё раз личные местоимения, о которых вы прочитали в учебнике.
– Какое местоимение вы употребите, говоря о себе, указывая на себя? (Я.)
– Если вы говорите от лица группы людей, какое местоимение нужно использовать? (Мы.)
– Если необходимо обратиться к собеседнику (или собеседникам), какие местоимения нужно употребить? (Ты, вы.)
– Когда нужно употребить местоимение Вы, обращаясь к одному лицу? (Если это взрослый человек, незнакомый, старший по возрасту.)
– Да, это форма вежливого обращения.
– Если говорят о человеке, который в данный момент отсутствует, какие местоимения употребим? (Он, она.)
– Если это группа лиц? (Они.)
– Составить предложения, употребив в них разные личные местоимения.
4. Обобщение: личные местоимения указывают на предмет, не называя его; употребляются в предложении вместо имени существительного (отсюда название); отвечают на те же вопросы, что и существительное.
5. Составление сравнительной таблицы существительных и местоимений.
Существительное | Личное местоимение | |
Вопросы | одинаковые | |
Значение | Называет предмет | Указывает на предмет, |
На следующих уроках мы дополним эту таблицу новыми сведениями.
V. Редактирование предложений, текста. Работа в парах (по вариантам).
Задание: заменить, где это необходимо, имена существительные личными местоимениями, подчеркнуть местоимения.
Вариант I Юра идёт на каток. Юра хорошо катается на коньках. Нина участвует в лыжной эстафете. Нина любит лыжный спорт. На небе появилось облако. Облако закрыло солнце. | Вариант II Летом на тополях появляется пух. Пух покрывает толстым слоем дороги, крыши домов. Лёгкие пушинки залетают в окна. Пушинки приносят много хлопот хозяйкам. Люди вывели новое тополиное дерево. Дерево рано зеленеет и не даёт пуха. |
VI. Работа с учебником. Упражнение в распознавании местоимений в тексте.
1. Выполнение упражнения 373, с. 49 (устно).
2. Самостоятельная работа (упр. 374, с. 50).
VII. Домашнее задание: упражнение 375, с. 50.
VIII. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Расскажите о местоимении.
– В чём сходство и различие местоимения и существительного?
Предварительный просмотр:
СКОРОСТЬ. ЕДИНИЦЫ СКОРОСТИ
Цели: познакомить детей со скоростью равномерного движения и с решением простых задач на нахождение скорости по известным расстоянию и времени движения; совершенствовать вычислительные навыки.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. Восстановите цепочку вычислений.
2. Арифметический диктант.
Найдите частное чисел 420 и 6.
Какое число меньше 720 на 100?
Какое число надо увеличить на 8, чтобы получить 64?
Запишите число, которое больше 20 в 5 раз.
На сколько надо разделить 560, чтобы получить 80?
К какому числу надо прибавить 100, чтобы получить 360?
Первый множитель 42, второй 2. Чему равно произведение?
Во сколько раз 70 больше 2?
Уменьшаемое 360, вычитаемое 60. Чему равна разность?
Из чисел 625, 506, 650, 605, 526, 256, 560 выпишите те, у которых 6 единиц I разряда и 5 единиц III разряда (числа записываются на доске).
III. Работа над новым материалом.
Учитель. Ребята, вы уже знаете такие величины, как время и расстояние, а также единицы их измерения. А сегодня на уроке мы познакомимся с новой величиной, которая называется «скорость»; узнаем, как связаны между собой скорость, время и расстояние.
Ребята, откройте учебник на с. 92 и прочитайте решения задач, которые даны вверху.
Дети открывают учебник, читают задачи и к ним решения.
После этого дети устно решают задачу 460, а затем под руководством учителя выполняют задачу 461 (1, 2).
З а д а ч а 461 (1).
1-й час – 75 км
2-й час – 60 км
3-й час – 75 км
Сред. скорость – ?
(75 + 60 + 75) : 3 = 70 (км/ч)
О т в е т: средняя скорость поезда 70 км/ч.
Учитель. Ребята, задачу 461 (2) мы с вами оформим в таблицу. Для краткой записи скорость обозначается буквой υ, время – t, расстояние – S.
υ | t | S |
? | 3 ч | 120 км |
Учитель. Сколько часов был в пути поезд?
Дети. 3 ч.
Учитель. Это – время движения поезда. Запишем название этой величины и ее значение в таблице. Сколько всего километров проехал поезд?
Дети. 120 км.
Учитель. Это расстояние, пройденное поездом. Запишем в таблице.
Учитель. Что сказано в задаче о том, какое расстояние проходил поезд в течение каждого часа?
Дети. Одинаковое.
Учитель. Что надо узнать?
Дети. Скорость.
Учитель. Подумайте, как можно найти скорость?
Дети. Надо расстояние 120 км разделить на время – 3 ч.
Учитель. Запишем решение и ответ.
120 : 3 = 40 (км/ч)
О т в е т: скорость поезда 40 км/ч.
Учитель. Ребята, так как же, зная время и расстояние, можно найти скорость?
Дети. Чтобы найти скорость, надо расстояние разделить на время.
Для закрепления представлений о скорости ученики под руководством учителя выполняют задачу 464.
1) 6 · 10 = 60 (км/ч) – на машине
2) 60 : 4 = 15 (км/ч)
О т в е т: скорость на велосипеде 15 км/ч.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
IV. Работа над пройденным материалом.
Для самостоятельной работы учащимся можно предложить решить примеры из задания 462, 465.
V. Итоги урока.
Учитель. Ребята, что нового узнали на уроке?
Дети. Мы познакомились с новой величиной – скоростью. Узнали, как она связана с временем и расстоянием, учились решать с ней задачи.
Учитель. Что повторили на уроке?
Дети. Мы повторили решение примеров.
Домашнее задание: задание 463; тетрадь № 1, с. 63, № 1–3.
Предварительный просмотр:
Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
4 класс
Тема урока: «Нравственный поступок»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: осмысление понятия «нравственный поступок».
Задачи урока:
- Актуализировать известные знания обучающихся о поступках.
- Создать условия для выявления обучающимися существенных признаков нравственного поступка.
- Подвести обучающихся к определению понятия «нравственный поступок».
- Раскрыть на конкретных примерах понятие «нравственный поступок».Формировать убеждения о том, что совершать нравственные поступки - духовная радость.
- Учить совершать в жизни нравственные поступки. Развивать речь обучающихся.
- Организовать самооценивание обучающимися работы на уроке.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
понимание значения нравственности, морально ответственного поведения человека; воспитание уважения к людям, к окружающему миру, к самому себе;
предметные:
осознание обучающимися связи свободы и нравственного выбора, ответственности человека;
метапредметные:
учащиеся приобретут опыт работы в группе, не нарушая принципов толерантности; уважительное отношение к мыслям и настроениям другого человека, проявление интереса к новому учебному материалу; навыки оценки и самооценки результатов учебной деятельности.
навыки смыслового чтения текста, выражение своего понимания прочитанного.
Методы и технологии обучения: объяснительно- иллюстративный, частично поисково-исследовательский, метод сравнительного анализа, составление синквейна.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:эвристическаябеседа,лексическая работа, работа с видеоматериалами,самостоятельная работа с источником информации, работа в парах, работа в группах.
Основные термины и понятия:Поступок. Нравственный поступок. Мотив. Цель поступка. Средства достижения цели. Действие. Результат.
Оборудование к уроку: презентация,учебник «Основы религиозных культур и светской этики», компьютер, проектор,листы с задачами урока, толковый словарь Ожегова,схемы
для заполнения «Признаки нравственного поступка», чистые листы для синквейна, полоски для самооценивания, дополнительный дидактический материал.
Ход урока
1.Мотивация
- Здравствуйте, ребята. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их.
- А вы знаете, как здороваются тибетцы?
-Тибетцы, например, здороваясь, снимают с голова головной убор правой рукой, левую закидывают за ухо. Доблестные мушкетеры, приветствуя друг друга, изящно склонившись, помахивали своими великолепными шляпами. Но все разумные правила поведения основаны на взаимном уважении и внимании человека к человеку.
- А теперь давайте поздороваемся с нашими гостями. Как с уважением вы можете поздороваться с другими людьми?
Здравствуйте, доброе утро, добрый день, рад встрече, рад Вас видеть.
- Как можно поздороваться на иностранных языках?
Немецкий
Gиtеn Таg - добрый день;
Английский:
Good! с1ау - добрый день;
Niсе tо mееt уои - приятно Вас видеть.
2. Целеполагание
-Ребята, послушайте рассказ.
Капля воды. В.А.Сухомлинский
Был жаркий июльский день. К колодцу, что под высоким дубом, подошла группа школьников. Они возвращались из туристического похода. Детям очень хотелось пить. И чем ближе был колодец, тем быстрее они шли.
А с другой стороны к нему приближалась бабушка. Она шла издалека, очень устала. И бабушка, и школьники подошли к колодцу одновременно.
На срубе стояло ведро с холодной водой. Дети окружили его и по очереди пили воду. А бабушку оттеснили. Она отошла к дубу и стояла, печально прислонившись к дереву.
Когда школьники напились и пошли дальше, бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой.
-Как вы считаете, почему бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой? (не предложили бабушке первой напиться, проявили неуважение к старшим)
-Почему бабушка ничего им не сказала? (скромный человек, добрый человек не будет конфликтовать, пожилой человек привык больше делать, чем говорит, бабушка не ожидала такого поведения, опешила.)
-А как поступили школьники? (нехорошо, неуважительно к пожилому человеку)
-Являются ли действия ребят поступком? (является)
-Ребята, послушайте еще одну современную притчу и оцените поступки семьи и старушки.
Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки из песка. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развивались на ветру, одежда была грязной и порванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и складывая их в сумку. Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело, нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие. Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю свою жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.
- Оцените поступки семьи и старушки.
- Как можно по-другому назвать все хорошие поступки? (нравственные)
-Как вы думаете, о чём мы будем с вами сегодня говорить на уроке? (о поступках людей)
- Значит, какова цель нашего урока?
Цель: раскрыть на конкретных примерах понятие «нравственный поступок»;
- Каждый ли поступок будетнравствственным?
- Какие ЗАДАЧИ помогут добиться поставленной цели?
На партах у детей листки с задачами.
Задачи:
1. Дать понятие нравственного поступка.
2. Определить особенности нравственного поступка, узнать из каких частей состоит нравственный поступок.
3. Проанализировать поступки героев мультфильмов.
3. Открытие новых знаний
- Поступки мы совершаем каждый день. По нашим поступкам люди судят о нас как о личности. Как вы понимаете слово поступок?
Мнения детей
Прочитайте определение поступка в учебнике.
Читают определение поступка на стр. 40
Слово нравственный произошло от сущ. нрав, т.е. характер (нрав – характер, совокупность душевных свойств).
Каков бы ни был характер, человек должен уметь вести себя правильно,
должен уметь управлять собой.
Нравственный поступок – это хороший поступок, поступок,
соответствующий принятым правилам.
- Мы должны понять с вами, что не каждое действие человека - это поступок, а только определённое.
- Рассмотрите картинки и объясните, какие их данных поступков будут нравственными.
- Прочитайте 1-ю задачу. Выполнили её?
Дали определение слову «ПОСТУПОК» и «Нравствственный поступок»
Физкультминутка
-Древние философы считали, что на добродетелях основываются лучшие нравственные качества человека. Какие нравственные качества вы считаете лучшими?
Дети встают в круг.
Они передают друг другу игрушку и называют нравственные качества человека.
- Какую задачу мы должны решить сейчас? Зачитайте.
- Прочитайте статью в пособии. Заполните схему нравственного поступка (его пяти компонентов). Схема у каждой пары.
Самостоятельная работа в парах
1. Мотив (Почему захотелось совершить поступок? Зачем совершаем поступок)
2. Цель (для чего?) ( Для чего будем совершать поступок?)
3. Средства достижения цели (какими средствами?)
4. Само действие (где? когда? каким образом действует человек?)
5. Результат (К чему привёл поступок?)
- Средства достижения цели могут быть нравственными или безнравственными.
- Только добровольный поступок говорит о его нравственности. Если человек захотел сделать его сам, значит это нравственный поступок.
- Какую задачу выполнили?
2. Определили особенности нравственного поступка, узнали из каких частей состоит нравственный поступок.
4. Формирование первичных умений на основе самоконтроля
- Какая следующая задача?
- Любой ли поступок может соответствовать данной схеме?
- Ответить на этот вопрос нам поможет мультфильм.
- Проанализируем поступки героя мультфильма.
Посмотрите мультфильм «Самый маленький гном».
Работа в группах
1. Работая в группах, проанализируйте мультфильм, найдите все компоненты «нравственного поступка».
2. Пользуясь схемой, выделите в поступке главного героя пять признаков нравственного поступка.
Проверка
Мотив (Никто не замечал гномика)
Цель (Спасти поросят)
Средства достижения цели (следит за волком, включает вентилятор)
Само действие (по собственному желанию спасает поросят)
Результат (Спас трёх поросят, Красную шапочку, семерых козлят)
- Можно сказать, что заметили поступки Гномика.
- Чему учит этот мультфильм?
Мнения детей.
- Оказывается все поступки, которые совершают люди, делятся ещё на три группы.
- Прочитайте. Как вы понимаете?
Группы поступков:
- Импульсивные, т.е.непроизвольные. Такие действия совершаются без особого напряжения, без ясной постановки цели и плохо контролируются сознанием, продумывания того, какими могут быть последствия, т.е.результат.
-Привычные – не требуют особых усилий.
- Волевые – имеют чёткую цель, на пути к цели преодолеваются внешние и внутренние трудности.
- К какой группе можно отнести поступки гномика Васи?
Волевые
ВЫВОД: прочитайте 3 задачу. Выполнили ли мы её?
Третья задача- Проанализировать поступки героя мультфильма.
5. Домашнее задание
Составить личный календарь нравственных поступков.
6. Рефлексия
- Давайте составим синквейн на тему «Нравственный поступок»
Работа в группах
1. Нравственный поступок
2. Хороший, добрый
3. Помогать, уважать, заботиться.
4. Люди оценивают человека по его поступкам.
5. Бескорыстность.
- Какую мы ставили цель на этот урок? Достигли ли мы её?
Самоконтроль
- Отметьте на листах, на сколько хорошо вы поняли сегодняшний материал.
- Оцените свою работу на волшебных линеечках. На первой – поняли ли вы что такое нравственный поступок и почему нужно совершать нравственные поступки в жизни?
- На второй – комфортно ли было вам на уроке? Получилась ли у вас работа в парах и группах?
Заключительное слово учителя.
- Каждый человек растет и воспитывается с ясным осознанием понятий «хорошо» и «плохо». Эта тема поднимается и в детских сказках, и в кино, и в любых литературных произведениях. О силе добра говорят родители, учителя и воспитатели, поэтому нет такого ребенка, который не представлял бы себе, что такое хороший поступок.
Помогая другим, защищая младших, сберегая природные красоты, мы совершаем по-настоящему хорошие, добрые дела. В жизни очень важно прийти на выручку не только закадычному другу или пожилой родственнице, но и незнакомому человеку. Часто случается, что прохожему внезапно становится плохо на улице, и безразличный человек просто пройдет мимо, а в таких ситуациях бывает дорога каждая минута. Это значит, что нужно остановиться, по возможности помочь присесть, по телефону вызвать скорую помощь.
Увидев женщину с детской коляской, пытающуюся преодолеть высокий бордюр, бабушку с тяжелой кошелкой, потерявшегося на улице малыша, необходимо не только откликаться на просьбы о помощи, но и самостоятельно предлагать свои услуги. Уступить место в транспорте пожилому человеку, инвалиду или молодой маме, вместе со слепым перейти опасную дорогу, донести женщине тяжелые сумки, найти потерявшуюся игрушку ребенку – такие поступки должны войти в норму жизни и стать неотъемлемой ее частью.
Но добро необходимо делать не только незнакомым людям. Нельзя забывать и о своей семье, помогая родителям в хозяйстве и воспитании младших детей, заботясь о здоровье бабушек и дедушек, о чистоте и порядке в доме.
Тому, кто никогда не откликается на призывы о помощи, трудно придется во взрослой жизни. Люди станут избегать такого человека, и он рискует остаться без друзей. Но это не значит, что хорошие поступки нужно совершать с определенной выгодой для себя, стараясь лишь завоевать авторитет. Напротив, доброе дело только тогда становится добрым, когда оно совершенно бескорыстно. Лишь искренность, горячий порыв души могут сподвигнуть человека совершить по-настоящему хороший, нравственный поступок.
Нужно помнить о том, что каждое хорошее деяние украшает жизнь и делает
наш мир добрее. И если каждый человек внесет свою лепту в общее дело, то
жизнь всех людей обязательно улучшится, и в мире будут править любовь, гармония и взаимопонимание.
Чтобы поставить точку в нашем сегодняшнем уроке, давайте все вместе исполним песню «Дорогою добра»
Итак, наш урок окончен. Благодарю всех за внимание.