Для педагогов
Представление собственного опыта работы, своей педагогической деятельности
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Специфика педагогического мастерства воспитателя ДОО
«Собери самых лучших детей, поставь около них самых плохих педагогов, и через месяц они разнесут и колонию, и детдом, и школу, и этих педагогов»
А. С. Макаренко
Антон Семенович Макаренко был убежден в том, что без профессиональных знаний и направленности, без педагогической техники не может быть педагогического мастерства. Он считал, что многие ошибки в воспитании идут от неумения педагогов воздействовать на воспитанников, от неумения сказать детям убедительные слова. «Нужно уметь сказать так, чтобы ребята почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность. Этому нужно учиться». Педагог должен обладать высоким авторитетом. Мало одной любви к детям, они симпатизируют тем, кто обладает высокой квалификацией и глубокими знаниями.
Педагогическое мастерство – это высокое искусство осуществления деятельности педагога на основе его знаний, личностных качеств и педагогического опыта, проявляемое в комплексном решении задач образования, воспитания, развития обучаемых.
Основы педагогического мастерства должны закладываться изначально при подготовке педагога. Без таких основ нет хорошего педагога, без них нельзя рассчитывать на успех в обучении. Но сами по себе основы могут и быть заложены, но это еще не означает, что человек автоматически становится педагогом-мастером. Педагог-мастер ежедневно подтверждает высокий профессиональный уровень своей деятельностью. И если этого нет, то основы остаются всего лишь «потенциальными возможностями»
Чтобы стать мастером, педагог должен иметь ряд способностей, которые помогут ему более успешно выполнять свои профессиональные функции:
а) организаторские способности - способность организовать и развивать коллектив, направлять его на решение важных задач; способность организовать совместную деятельность с воспитанниками;
б) коммуникативные способности - способность управлять процессом своего общения с воспитанниками, их родителями, предупреждать и своевременно устранять конфликты;
в) дидактические способности - способность передать свои знания в доступной форме и разъяснить их воспитанникам; способность самостоятельно добывать новейшие знания, учить дошкольников самостоятельно мыслить, высказывать своё мнение и защищать его;
г) наблюдательские способности - умение изучать и понимать внутренний мир каждого воспитанника, раскрыть особенности его поведения и характера.
д) речевые способности - умение точно и содержательно выразить свои мысли и чувства, оценить знания, умения и поведение дошкольников; способность воспитателя говорить точно, доступно, выразительно, эмоционально, образно, без ошибок;
Важнейшие компоненты основ педагогического мастерства:
1) Педагогическая техника
Педагогическая техника относится к средствам выразительного воздействия при решении разнообразных задач обучения и воспитания; ее следует рассматривать как одно из слагаемых педагогической технологии.
2) Творческое самочувствие, саморегуляция настроения и эмоциональных состояний.
Саморегуляция эмоциональных состояний педагога и управление ими в процессе профессиональной деятельности и общения очень важна. Физическая раскрепощенность (отсутствие «мышечных зажимов», свобода движений, легкость пластического выражения) и психологическая свобода (отсутствие страха быть объектом, внимания, свободное изъявление своей воли, выражение мыслей, чувств, психическое равновесие) являются необходимыми условиями продуктивности педагогической деятельности.
3) Обаяние, самовыражение, индивидуальный стиль работы.
Не может быть хорошим воспитателем тот, который не владеет мимикой, который не может предавать своему лицу необходимого выражения или сдержать своего настроения. Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым. Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало.
Индивидуальный стиль работы, безусловно, отражает особенности характера педагога. На практике встречаются воспитатели жесткие и мягкие, открытые и сдержанные, коммуникабельные и достаточно замкнутые. Все это непосредственно влияет на взаимоотношения с обучаемыми.
Задача педагога – оказать на них эмоциональное воздействие, вызвать в их душах отклик, определенные переживания, без которых невозможно восприятие жизни, ее понимание. В связи с этим педагог должен внушать к себе симпатию, заинтересовывать обучаемых, овладевать их вниманием.
4) Уравновешенность, внешняя выразительность.
Для успешной педагогической деятельности важное значение имеет уравновешенность нервной системы, подвижность процессов возбуждения и торможения.
5) Культура внешнего вида педагога.
Основными требованиями к внешнему виду педагога являются: эстетическая привлекательность, чувство меры, соответствие условиям деятельности. Эстетически выразительный педагог вправе предъявлять эстетические требования к прическе ребёнка, его обуви, одежде. Осанка, манера стоять, ходить, сидеть, владение взглядом, голосом, жестом, уверенность в себе, успехи своей работы - все это привлекает воспитанников, а также вызывает положительное отношение к воспитателю, готовность к восприятию идущего от него влияния.
Дошкольное детство – важный этап в жизни человека. Огромная ответственность перед обществом за воспитание подрастающих граждан лежит на воспитателе. Воспитатель – это первый, после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути. Так же как мать отдает своим детям лучшее, чем она владеет, так и педагог вкладывает свою душу в своих воспитанников. В этом внутренний смысл профессии. Отдавать душу трудно и радостно. Трудно потому, что это требует затраты не только душевных, но и физических сил. Радостно потому, что видя результат полученной работы, понимаешь смысл своей жизни.
А что необходимо иметь, чтобы стать воспитателем? Требования, предъявляемые к воспитателю, очень высокие. Он должен быть мудрым, всё знающим наставником и артистом одновременно, владеть всеми развивающими и воспитывающими малышей знаниями и уметь профессионально использовать их на занятиях с детьми в детском саду. Воспитатель должен обладать такими качествами, как терпеливость, доброжелательность, справедливость, толерантность, начитанность, эрудированность, развитое чувство эмпатии, ведь воспитателю приходится работать не только с детьми, но и с родителями. Необходимо научиться уважать родителей, считаться с их мнением, даже если оно расходится с представлениями воспитателя о педагогике.
Бурное развитие системы дошкольного воспитания и современное общество, особая значимость дошкольного периода жизни в становлении и развитии личности предъявляют повышенные требования к уровню профессиональной подготовленности воспитателя, вызывают необходимость постоянно совершенствовать его педагогическое мастерство.
Педагогическое мастерство - это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогической деятельности, при котором происходит создание принципиально нового в организации учебно-воспитательного процесса, в решении научно-практических проблем. Важнейшей частью педагогического мастерства являются профессиональные знания и умения. Постоянная работа над собой, стремление к собственному росту, воспитание себя - вот единственный путь жизни воспитателя. Известна мысль Л. Н. Толстого о том, что дело воспитания от того только и кажется трудным, что люди, не воспитывая себя, хотят воспитать других. Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала всех работников системы дошкольного образования. Важнейшие компоненты основ педагогического мастерства — профессиональные знания воспитателя, его профессионально-гуманистическая направленность, педагогические способности, педагогическая техника и педагогическая технология, его духовно–нравственные принципы, основанные на традициях народного воспитания.
Воспитатель постоянно должен совершенствовать свое мастерство, используя достижения педагогической науки и передовой практики. Идти вперед, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методики, но и не должен забывать доброе старое, веками сохраняемое народом, например, устное народное творчество. Каждый воспитатель должен заниматься самообразованием, повышать свой профессиональный интеллект. Необходимы разнообразные знания, чтобы удовлетворять любознательность современного ребенка, помогать познавать окружающий мир. Воспитатель не только организует работу детского коллектива в целом, но и формирует личные взаимоотношения детей между собой, в общении с взрослыми, и вообще с окружающим маленького человека миром. Нельзя забывать и самого главного в работе воспитателя детского сада – это его ответственность за каждого малыша. Именно он следит за тем, чтобы в жизни ребёнка не было разбитых коленок и носов, и чтобы каждое пребывание в саду доставляло ему нескрываемое удовольствие и приносило радость.
Мастерство воспитателя в каждом отдельном случае есть творчество. Педагог ищет и находит творческие решения в подходе к детям, в выборе средств воздействия на воспитанников. В содержании работы, в подборе средств и методов воздействия на детей не должно быть шаблона и однообразия. Унылая монотонная работа, в которой отсутствует творчество, приводит к преждевременному профессиональному увяданию, к прекращению интеллектуального роста. Творческий характер педагогической деятельности побуждает педагога к изучению и заимствованию передового опыта коллег, делает его чувствительным к инновациям в области образования. Отсутствие творчества воспитателя негативно сказывается на развитии детей.
Воспитатель должен знать закономерности развития ребенка. Одна из закономерностей – зависимость психического, физического развития ребенка от окружающей среды, невозможность его существования без взрослого. Отсюда вытекают важнейшие профессиональные функции педагога:
- создание педагогических условий для успешного воспитания детей;
- обеспечение охраны жизни, укрепления здоровья детей.
Педагог должен быть внимателен к окружающей обстановке, предвидеть любую мелочь, которая может быть опасна для жизни и здоровья детей. Воспитатель должен быть тактичным, соблюдать меры приличия, уметь держать себя подобающим образом, не ввязываться в ссоры с родителями, следить за своей речью, так как дети способны подражанию, не ущемлять детей, их родителей, коллег по работе. Воспитатель должен обладать педагогической зоркостью, что дает возможность видеть, слушать, чувствовать детей, понимать их психическое состояние, переключать с одного вида деятельности на другую. Воспитатель в любой ситуации должен быть оптимистом. Столкнувшись с трудностями воспитательного процесса, он не опускает руки. Нельзя плохо отзываться о ребенке, жаловаться родителям, чтобы они принимали необходимые меры, а наоборот, верить в возможности каждого воспитанника, подбадривать и поощрять ребенка в его стремлении быть хорошим. В этом мудрость воспитания.
Деятельность педагога дошкольного учреждения многогранна по своим функциям и содержанию. Она предполагает овладение педагогом разнообразными профессиональными умениями. Эти умения можно условно поделить на гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные.
- Гностические умения – это умения, с помощью которых педагог изучает личностные качества, индивидуальные и возрастные особенности ребенка и коллектив в целом. Изучение ребенка – основа понимания его внутреннего мира. Оно дает педагогу возможность объяснить причины поведения, увидеть пути совершенствования воспитания и обучения.
- конструктивная и проектированная деятельность предусматривает прогнозирование дальнейшего развития ребёнка и детского коллектива, определение целей, задач, содержания, форм и методов работы (планирование деятельности).
- Коммуникативные умения – это организация педагогически целесообразных отношений между взрослыми и детьми. Они также проявляются в установлении педагогом быстрого контакта с разными людьми в различных ситуациях, нахождении общего с ними языка.
- Организаторские умения предусматривают систему действий воспитателя и воспитанников по выполнению разнообразных видов деятельности.
- Аналитическая деятельность – это анализ результатов педагогической деятельности с целью прогнозирования и внесения изменений в учебно-воспитательный процесс.
- Обладать специальными умениями – петь, танцевать, выразительно рассказывать, читать стихи …Чем больше таких специальных умений в арсенале педагога, тем интереснее и содержательнее жизнь детей в детском саду.
Разносторонне развитый педагог вызывает восхищение и гордость воспитанников. Они хотят подражать ему, стремятся большему научиться.
Педагог должен владеть арсеналом средств, при помощи которых он доносит свой опыт, свои видения. Эти средства всегда индивидуальны, неповторимы. 3нания и основанные на них умения - это основа содержания мастерства воспитателя. К важным умениям воспитателя относятся: умение правильно воспринимать те процессы, которые происходят в мире детей, каждого отдельного ребенка в различных педагогических ситуациях; умение анализировать соотношение «цель - средства – результат, применительно к выбору ситуации; умение требовать и доверять; умение быстро ориентироваться и переключать внимание; умение играть с детьми; умение оценивать ситуацию с различных сторон; умение из многообразия педагогических фактов выделить существенное; умение в случайном факте увидеть существенное; умение в одной и той же ситуации пользоваться разнородными приемами воздействия; умение точно передавать свои настроения, чувства и мысли словом, мимикой, движениями.
Воспитатель постоянно должен совершенствовать свое мастерство, используя достижения педагогической науки и передовой практики. Идти вперед, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методики, но и не должен забывать доброе старое, веками сохраняемое народом, например, устное народное творчество. Каждый воспитатель должен заниматься самообразованием, повышать свой профессиональный интеллект. Необходимы разнообразные знания, чтобы удовлетворять любознательность современного ребенка, помогать познавать окружающий мир. Воспитатель не только организует работу детского коллектива в целом, но и формирует личные взаимоотношения детей между собой, в общении с взрослыми, и вообще с окружающим маленького человека миром. Нельзя забывать и самого главного в работе воспитателя детского сада – это его ответственность за каждого малыша. Именно он следит за тем, чтобы в жизни ребёнка не было разбитых коленок и носов, и чтобы каждое пребывание в саду доставляло ему нескрываемое удовольствие и приносило радость.
Предварительный просмотр:
Консультация
Предметно – развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.
Обогащенная среда - это единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.
Роль предметно – развивающей среды в коммуникативном развитии ребенка
Одним из условий для полноценного речевого развития детей является обеспечение развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ.
Творческое развитие ребенка дошкольного возраста успешно формируется в условиях предметно – развивающей среды, которая обеспечивает разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта ребенка.
В дошкольной педагогике под развивающей средой понимается естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В этой среде возможно включение в активную познавательно– творческую деятельность детей группы.
Требования к предметно-развивающей речевой среде:
- Насыщенность среды соответственно возрастным особенностям;
- Трансформируемость пространства;
- Полифункциональность материалов;
- Вариативность среды;
- Доступность среды (помещений, игр, материалов, пособий, обеспечивающих все основные виды деятельности);
- Безопасность
Организация развивающей среды в ДОУ с учётом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
В качестве основных составляющих речевой развивающей среды дошкольного образовательного учреждении можно выделить следующие:
1. Речь педагога.
2. Методы и приемы, направленные на развитие речи детей.
3. Специальное оборудование для каждой возрастной группы.
Одной из самых важных составляющих речевой развивающей среды является
грамотная речь педагога, так – как педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует культуру речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания, т. е. оказывает огромное влияние на все стороны речи. Речь педагога имеет обучающую и воспитательную направленность.
Качества речи педагога: правильность, точность, логичность, чистота, выразительность.
В пустых стенах ребенок не заговорит…» - заметила в свое время Е. И. Тихеева. Насыщая групповое пространство, надо учитывать в первую очередь то, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, и общении.
Насыщая групповое пространство, педагоги заботятся в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками. Группы должны быть оснащены современным игровым и дидактическим оборудованием, которое включает наглядный, раздаточный материал, оборудования.
Рекомендуемое наполнение в уголках по развитию речи обеспечивающий более высокий уровень познавательно–речевого развития детей.
- На развитие речевого дыхания: султанчики, вертушки, игрушки на поддувание, снежинки, листики, легкие мячики из ваты и т.д.
- На формирование фонетического восприятия и слуха: шумовые инструменты, детские музыкальные инструменты, картинки для определения звучащих инструментов и т.д.
- Дидактические игры для активизации словаря;
- Пособия для развития связной речи: серии сюжетных картинок, разные виды театра, литературные уголки;
- На развитие мелкой моторики: массажные валики, мячики, прищепки, пуговки, бусы, разные виды застёжек, шнуровки, мозаики и т.д.
- Наполнение речевой развивающей среды определяется
приоритетной линией речевого развития детей каждого возраста.
Речевая развивающая среда
первой младшей группы
- грамотная, педагогически целесообразная речь педагога;
- методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец, сопряжённая речь и др.);
- методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (рассказы, чтение);
- самостоятельное рассматривание картинок, игрушек, книжек и др. (на развитие инициативной речи).
Речевая развивающая среда
второй младшей группы
- грамотная, педагогически целесообразная речь педагога;
- методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец обращения, образец взаимодействия посредством речи в разных видах деятельности);
- методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (беседы, рассказы, чтение);
- организация деятельности детей с целью стимулирования самостоятельного рассматривания книг, картинок, игрушек, предметов для развития инициативной речи, обобщения и уточнения представлений детей об окружающем.
Речевая развивающая среда
средней группы
- — грамотная речь педагога;
- — методы и приемы, направленные на развитие речи как средства общения: удовлетворение потребности в получении и обсуждении информации, формирование навыков общения со сверстниками, знакомство с формулами речевого этикета;
- — методы и приемы, направленные на формирование умения слушать и слышать: выслушивание детей, уточнение ответов, подсказ, рассказы воспитателя с акцентом на стимулирование познавательного интереса;
- — активное использование приемов формирования навыков общения со сверстниками;
- — организация деятельности по рассматриванию, изучению наборов открыток, картинок, фотографий и др. для развития объяснительной речи.
Речевая развивающая среда
старшей и подготовительной групп
- грамотная речь педагога;
- методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений; умений грамотного отстаивания своей точки зрения);
- методы и приёмы, направленные на формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей; трансформация высказываний в связные рассказы; побуждать к пересказу, запись и повторение рассказов; уточнения, обобщения);
- организация восприятия с последующим обсуждением).
- создание условий для каждого ребенка с целью стимулирования детского словотворчества и повышения качества детских речевых высказываний.
Предварительный просмотр:
«Радость словотворчества – самая доступная для ребенка интеллектуальная одухотворенность…»
В. Сухомлинский
В настоящее время дошкольные образовательные учреждения находятся на новом этапе развития, когда происходит пересмотр содержания дошкольного образования. Приняты новые Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, в которых работа с детьми по активизации речевой деятельности, профилактике и предупреждению возникновения различных речевых нарушений выделяется в самостоятельное направление. Контакт ребенка с окружающим миром строится на речевом общении – поэтому особенно важна задача активизации речи детей. Развитие речи – одно из необходимых условий готовности ребенка к обучению в школе. Коммуникативная компетентность дошкольника предполагает умение свободно выражать свои мысли, подбирать адекватные средства выразительности, уметь общаться со сверстниками. Это важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии.
В ряду проблем речевого развития детей выделяю одну из основных: рече творчество, как важнейшую составляющую коммуникативной самодеятельности. Использование традиционной методики не всегда дает желаемый результат. Многие педагогические приемы построены на копировании образцов взрослого, подражании, повторении, тренировке упражнением. При такой организации учебно-воспитательного процесса самостоятельная мыслительная и речевая деятельность ребенка не в полной мере решает поставленные задачи. Как же активизировать речь ребенка?
В процессе общения и взаимодействия со взрослым ребенок проявляет активность в познании и деятельности, а взрослый создает условия, организует речевую среду. В практической работе очень полезен опыт А.Г.Арушановой. Решаю речевые задачи посредством налаживания игрового и речевого взаимодействия детей со сверстниками на материале проблемных речевых ситуаций – лексических и грамматических задач. Опыт педагогов – практиков Г.А.Тумаковой, Е.Б.Танниковой, Т.Б. Полянской способствовал разработке системы по развитию речевого творчества. Овладевая речью, ребенок овладевает и знаниями о предметах, признаках, действиях. При этом не только приобретает знания, но и учиться мыслить, поскольку думать – это значит говорить про себя или вслух, а говорить – это значит думать.
Развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем. Речевое творчество - это речевая деятельность, направленная на создание нового, что обеспечивается способностью человеческого мозга создавать новые образы посредством необычного сочетания.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте (ФГОС ДО). Усваивая родной язык, дошкольники овладевают важнейшей формой общения- устной речью.
Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребѐнок творчески освоил нормы и правила родного языка, определяемые для каждого возрастного этапа, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями. В ряду проблем речевого развития детей выделены две основные: рече творчество и диалог как важнейшие составляющие коммуникативной самодеятельности, важнейшие сферы саморазвития личности.
Творчество в речевой деятельности проявляется на разных уровнях в разной степени. Человек не изобретает собственную звуковую систему и, как правило, не изобретает морфем (корней, приставок, суффиксов, окончаний). Он учится правильно произносить звуки и слова в соответствии с нормами родного языка, строить предложения в соответствии с правилами грамматики, оформлять высказывания в виде текстов определенной структуры (с началом, серединой, концовкой) и определенного типа (описание, повествование, рассуждение). Но, осваивая эти языковые средства и формы речи, существующие в культуре, ребенок проявляет творчество, играет со звуками, рифмами, смыслами, экспериментирует и конструирует, создает свои оригинальные слова, словосочетания, грамматические конструкции, тексты, которых он никогда ни от кого не слышал. В такой форме ребенок познает языковые закономерности. Он приходит к свободному владению языком, языковому чутью через элементарное осознание языковой действительности. Он приходит к норме через эксперимент (через ее нарушение). В этом парадокс детской грамматики. Речевое творчество - самостоятельная деятельность детей по построению связных высказываний, вызванных восприятием произведений искусства, стимулирующих использование детьми разнообразных выразительных языковых средств, передающих впечатления ребѐнка от художественной информации.
Речевое творчество-«Заумное творчество» как назвал этот вид речевой деятельности Арватов Б. в 1923году сюда же включается и понятие словотворчество , которое у детей чаще всего встречается в раннем возрасте. Развитие словесного творчества включает все направления над словом лексическое, грамматическое, фонетическое. Необходимо поощрять творческие проявления детей в области слова и предлагать старшим дошкольникам задания на придумывание сказок, рассказов, загадок. Систематическая работа, направленная на развитие поэтического слуха, приведѐт к тому, что дети будут стремиться к самостоятельному творчеству. Воспитание у детей интереса и бережного отношения к языковому богатству, умение использовать разнообразные языковые средства в своей речи и словесном творчестве становятся одной из важнейших задач речевого воспитания в дошкольном детстве. По тому, как ребѐнок строит своѐ высказывание , насколько живо, интересно, образно умеет рассказывать и сочинять, можно судить об уровне его речевого развития, о владении богатством родного языка и одновременно об уровне его умственного, эстетического и эмоционального развития.
Старший дошкольный возраст - это период, когда ребенок способен к достаточно сложным самостоятельным контактам со взрослыми и сверстниками. Важную роль в жизни ребенка-дошкольника играет сверстник. У детей формируются относительно устойчивые симпатии, складывается совместная деятельность
Общение со сверстником - это общение с равным себе, оно дает возможность ребенку познавать самого себя. Общение в группе сверстников существенно отражается на развитии личности ребенка. От стиля общения, от положения среди сверстников зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, в какой мере он усваивает нормы отношений со сверстниками.
Сотрудничество – это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей.
Формы организации детей:
- работа в парах, в которой дошкольники осваивают
один из видов сотрудничества: действия по правилу (т.е. разделение
материала по какому либо признаку) или по роли (т.е. разделение
функций).
- деятельность в микро группах совместно действующих детей.
Дети должны понять, что успешность выполнения задания зависят от
планирования совместных действий, коллективного замысла
будущего продукта, от работы каждого члена группы.
Существует множество вариантов того как можно разделиться (по цвету волос, глаз, одежды; кто родился летом, зимой, весной, осенью; чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой; кто на каком этаже живет; по считалочке, по разрезной картинке; кто приехал в садик на машине, пешком и др.).
Работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек – лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться. Можно применить социо-игровую технологию, авторами которой являются Е. Е. Шулешко, А. П. Ершова, В. М. Букатов. Суть данной технологии означает развитие ребенка в игровом общении друг с другом.
В данной технологии в полной мере воплощены идеи диалога «ребенок-взрослый», «ребенок-сверстник». Существует прямая зависимость между социо-игровым стилем и личностно-ориентированной моделью общения.
Выделяют два направления по данной технологии:
- Формирование взаимоотношений между детьми.
Для этого могут помочь:
Игры, направленные на развитие интереса к партнеру по общению(«Кто говорит?», «Комплементы», «Ласковое имя»).
Игры, направленные на развитие умения входить в контакт, вести диалог («Разговор по телефону», «Рисунок на спине», «Раскрась правильно»).
2. Формирование взаимоотношений внутри групп и между группами. Для этого можно использовать:
Игры, направленные на развитие навыков взаимодействия в группе
( «Дракон кусает свой хвост», «Удержи предмет», «Зоопарк»).
Игры, направленные на сплочение детского коллектива
( «Я хочу с тобой подружиться», «Газета», «Квадрат»).
Очередность введения игр и игровых упражнений определялись принципами постепенности и последовательности.
На начальном этапе проводятся игры для рабочего настроения. Их главная задача – пробудить интерес друг к другу. В процессе таких игр детям легче преодолеть страх, враждебную настороженность, решить спор и нежелание совместно играть или заниматься («Настроение», «Волшебная палочка»).
Для усвоения и закрепления программного материала используют игры социо-игрового приобщения к делу, так как в них дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать («Радио», «Люблю-не люблю»).
Игры-разминки дают детям возможность размяться, так как они основаны на принципе общей доступности и имеют элементы соревнования («Делай как я», «Зеркало»). Для прогулок используют игры вольные, так как их выполнение требует простора и свободы передвижения (« Я рисую – угадай», «Море волнуется») В дальнейшем можно применить игры творческого самоутверждения, где дети смогут показать свои артистические способности и умение перевоплощаться («Волшебная верёвочка», «Изобрази профессию»).
Проблема развития речевого творчества в системе образования подрастающего поколения в настоящее время все шире привлекает внимание философов, психологов, педагогов. С одной стороны общество ориентировано на потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем, с другой стороны в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников, которое является важным компонентом речевого творчества.
Речевое творчество – самостоятельная речевая деятельность детей по построению связных высказываний, создание собственных речевых конструкций.
Выделяют следующие виды речевого творчества:
1. Пересказ.
2. Сочинительство по сюжетным картинкам и по большим картинам.
3. Составление рассказов, сказок из личного опыта.
4. Составление сюжетных повествовательных рассказов по темам.
5. Речевая импровизация – высказывания, самостоятельно построенные ребенком в новой ситуации с активным использованием речевых умений.
Для работы в данном направлении существуют следующие методы:
- упражнения на уточнение понимания смыла образных слов и выражений с переносным значением;
- придумывание историй с обязательными словами (например, придумать историю, чтобы в ней были персонажи: заяц, волк, медведь, дерево, цветок, грибы);
- соединение (контаминация) сюжетов произведений разных жанров (например, в одной сказке должны встретиться герои разных сказок, сюжет составляет ребенок);
- придумывание необычных окончаний к известным сказкам;
- подбор синонимов, антонимов, определений, характеризующих персонажа, его настроение, состояние, действия и поступки;
- составление сравнений; - использование речевых игр и упражнений;
- выразительное чтение;
- скандирование;
- разучивание потешек, скороговорок;
- упражнения на постановку ударения которое меняет смысл слова (пИли – пилИ, пОмни – помнИ, зАмок – замОк, заплАчу – заплачУ, стоИт – стОит, полкИ – пОлки...);
- иллюстрирование поговорок, сказок, пословиц, загадок;
- составление описательных рассказов;
- развивающая речевая среда в группе (наличие дидактических игр, детской художественной литературы, в том числе и познавательного характера, различных видов театра).
В детском саду используется широкий арсенал средств- специальные речевые занятия, дидактические игры, народные игры, игры-драматизации, речевые и проблемные ситуации, « режиссѐрские игры», викторины, этические беседы, в которых основное внимание уделяется развитию коммуникативной функции речи. Работа педагогов направлена на развитие коммуникативной компетенции дошкольников. То есть не только на умение формулировать мысль в словах, строить текст( монолог), но и прежде всего -на умение строить «диалогическое отношение» с партнѐром , а также обмениваться с ним чувствами, налаживать взаимодействие и взаимопонимание не только со взрослыми, но и со сверстниками. Также в практике по развитию речевого творчества активно применяется фантазийный бином и синквейн. Стоит сразу отметить , что данные методы больше затрагивают дошкольников старшего и подготовительного возраста. Фантазийный бином - это такой способ развития связной речи, при помощи которого у детей формируется умение создавать речевое высказывание креативного типа. Данный приѐм разработал всем нам известный писатель Джани Родари. Конечно пользоваться фантазийным биномом дошкольники сознательно не могут, поэтому этой форме работы дошкольников обучают. Предлагаются следующие формы использования фантазийного бинома:
1.Рассказ по одному слову (прием «брошенного слова» - по Д. Родари) Детям предлагается послушать ( найти, отгадать) слово : мяч, и подумать какие ассоциации всплывают когда он слышит слово мяч( футбольный мяч, солнце как мяч, игрушечный мяч, заколдованный мяч) Потом предлагается рассказать( сначала при помощи педагога, потом самостоятельно) про свой получившийся предмет: мяч похож на солнце , потому что он катится как солнце по небу, такой же круглый. Заколдованный мяч это вовсе не мяч , а ѐжик, которого заколдовала Баб Яга за то, что он помог выбраться девочке из избушки
2.Рассказ по опорным словам (два или три) с близкими смысловыми полями, сначала с наглядной опорой, а потом без нее. Детям предлагается три слова-предмета и предлагается составить сначала предложения, а потом рассказ: Белка дуб и орех. Однажды белка нашла орех. Долго она искала куда бы его спрятать, чтобы зимой полакомиться. И вдруг увидела старый заброшенный дуб. Теперь в старом дубе лежит орешек белочки. 3.Рассказ при помощи «фантазийного бинома» Дж. Родари (два - три слова без смысловой связи между собой) Здесь возможно несколько вариантов: - на основе двух или трех слов, одно из которых обязательно является существительным собственным или названием одушевленного предмета: мышь, портфель, крыша. - рассказ по существительному нарицательному и глаголу. Фантастическая ситуация создается посредством развития фантастической гипотезы: ручка, поѐт. - рассказ по существительному нарицательному и прилагательному ( азбука живая) - по неологизму, полученному из двух слов, объединение пары слов в одно слово. В этой игре очень помогают разрезные картинки -половинки. Дети наглядно собирают новый предмет. А потом придумывают новое название. После этого опять же составляют историю про этот предмет- конфокружка, медволисоволк.
При использовании «фантазийного бинома» в работе по развитию речевого творчества стало заметно, что на основе новых представлений дети составляют богатые и интересные рассказы. С удовольствием представляют, что предметы живые и могут разговаривать двигаться, воображают их в разных ситуациях. Синквейн- стихотворение, состоящее из пяти нерифмованных строк. Существует два вида синквейна- традиционный, дидактический. В своей практике мы чаще всего используем дидактический синквейн. Структура дидактического синквейна состоит в том, что в первой строке синквейна задается тема, которая заключает в себе одно слово. ( Лето) Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия) — они обозначают свойства предмета или признаков выбранного объекта или предмета, данного в первой строке.( жаркое , солнечное) Третья строка образована тремя глаголами, а также деепричастиями. Она описывает характерные действия или события, происходящие с предметами. ( купаться, загорать, отдыхать) Четвертая строка — это фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту( можно поехать на море) Пятая строка — итог, вывод.( время года) Если касается дошкольников , то сами составить синквейн без специального обучения дошкольникам сложно. Поэтому первоначально нужно учить строить синквейн путѐм загадки. Причѐм структуру синквейна переворачивать с конца на начало. Получается что-то вроде описательной загадки, сначала используются описательные схемы, чтобы привлечь зрительный анализатор. Кроме того количество слов. Подбираемых дошкольником может изменяться , т.е не придерживаться структуре синквейна . Дидактический синквейн будет выглядеть так: Морское животное Очень нравиться . потому что красивое и доброе Плавает , спасает людей, выныривает из моря Чѐрный, мокрый, весѐлый, озорной Кто это?( дельфин)
В традиционном синквейне считается количество слогов в строчке: 2-4-6-8-2, таким образом можно закрепить навык деления на слоги, а также составить небольшое , правда нескладное стихотворение. Детям предлагаются картинки , и просят выбрать только те в названии которых 2 слога: машина, кукла, мяч. Чтобы построить следующие строки предлагается выбрать дошкольникам те характеристики, которые подходят именно к кукле, кроме того нужно посчитать общее количество слогов в словах-4 ( ест кашу, едет в гараж, спит в кроватке) (дремлет сладко, видит сон прекрасный, летит в ворота) (Маша купит платье кукле, Маша любит куклу, Миша несѐт орех) Последнюю строчку- вывод дети могут додумать сами( как она прекрасна, ура всѐ будет классно, ах как она красива). Работа по составлению синквейнов- источник неиссякаемого творчества для детей и взрослых
Каждый ребѐнок реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, речевые. Может чувствовать себя творцом, поэтом. Стоит отметить, что использование этих приѐмов в развитии навыков сотрудничества в речевом творчестве дошкольников не только заинтересовывают детей и развивают их творческое мышление, но и заинтересовывают педагогов. Необычная форма заманивает воспитателей, позволяет им делать новые открытия, формы работы по развитию речевого творчества детей.
Литература:
1. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2–х т. Изд. 2–е, стереотипное. Т. 1: Пер. с франц. – М. : Мир, 1996. – 496 с., ил.
2. Кыласова Л. Е. Развитие речи – Волгоград, 2008. – 332 с.
3. Леонтьев, А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии / А. А. Леотьев. – М. : МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.
4. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения - М. : Педагогика, 1986. – 203 с.
5. Логинова В. И. К. Д. Ушинский как основоположник методики развития речи. – М. ,1979.
6. Миронова, Н. Использование текстов художественной литературы в речевом развитии дошкольников / Н. Миронова // «Дошкольное воспитание», № 10, 2006 г.
7. Танникова Е. Б. Формирование речевого творчества дошкольников – Москва, 2008. – 95 с.
8. Стрельцова Л. Е., Тамарченко Н. Д. Мастерская слова. Часть 1. Учебник по литературному чтению. — М. : Ювента, 2001. — 144 с.
9. Ушакова, О. С. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников / О. С. Ушакова. - М. : ИПТ, 2001 г.
10. Фалькович Т. А. Барылкина Л. П. Развитие речи, подготовка к освоению письма М: “ВАКО”, 2005г.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования «город Бугуруслан»
«Детский сад комбинированного вида №22»
Консультация «Как правильно организовать НОД?»
Подготовила: Лапшина Е.Ф., воспитатель МАДОУ «Д/с № 22» г. Бугуруслана
Бугуруслан – 2017
Консультация «Как правильно организовать НОД?»
В связи с выходом документа «ФГТ к структуре ООП дошкольного образования» произошло много изменений в организации воспитательно-образовательной работы в ДОУ.
Введение «ФГОС ДО» в работу ДОУ полностью подтверждает данные изменения.
Одно из таких изменений – организация непосредственно образовательной деятельности. Прошло немало времени с выхода первого документа (ФГТ), но до сих пор некоторые педагоги не умеют правильно написать конспект, организовать и провести НОД. Это связано с тем, что прежняя модель проведения занятий существовала долго и вы к ней привыкли.
Сейчас многие педагоги пытаются преобразовать занятие и сделать из него новую НОД. Они берут конспект занятия «по старинке», включают вначале какую-нибудь проблемную ситуацию, продуктивную деятельность и – готово! А сущность не изменилась!
Это происходит потому, что педагоги не совсем понимают суть совместной деятельности педагога с детьми, не видят, чем непосредственно образовательная деятельность отличается от занятия.
Чтобы правильно организовать НОД, нужно хорошо разобраться в некоторых вопросах и выявить разницу между «занятием» и «НОД»…
Отличительные особенности непосредственно организованной деятельности прежде всего в –
* формах её организации,
* в изменении позиции педагога по отношению к детям,
* в обновлении структуры НОД.
Давайте по порядку…
* Что нам предлагают ФГТ – ФГОС? Из образовательного процесса исключается учебный блок, но исключается не процесс обучения, а меняется форма занятий. В совместной деятельности детей и взрослых появляется новая форма – непосредственно образовательная деятельность, наполненная новым содержанием. Если раньше была позиция - учебная деятельность и игра, то сегодня - игра и другие виды детской деятельности. Решать поставленные цели и задачи теперь нам предлагается в совместной деятельности взрослого и детей (НОД и режимные моменты) и самостоятельной деятельности детей. Нам предлагают отказаться от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий. А это требует обращения педагогов к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли им, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом не догадывались.
Для этого нам рекомендуют использовать: игровые приёмы, частую смену видов деятельности, разнообразные игровые задания, которые позволяют создавать положительный эмоциональный фон, атмосферу непринужденности, добиваться поставленных целей. И именно для этого делают акцент на интеграцию образовательных областей.
Если раньше на занятии главной целью было освоение знаний, умений, навыков (ЗУН), то теперь основная цель – подлинная активность (деятельность) детей, а освоение знаний, умений и навыков – побочный эффект этой активности. Основная деятельность реализуется через детские виды деятельности.
Они по ФГОС немного изменились и вам их нужно выучить заново: (8)
☼ игровая,
☼ познавательно-исследовательская,
☼ коммуникативная,
☼ восприятие художественной литературы и фольклора,
☼ конструирование из разных материалов,
☼ изобразительная,
☼ двигательная,
☼ самообслуживание и элементарный бытовой труд.
Выбор видов деятельности осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач.
Примеры форм образовательной деятельности и виды занятий в Приложении 1.
* Следующая отличительная особенность – меняется стиль поведения взрослого (педагога): от административно-регламентирующего к непринужденно-доверительному, партнёрскому. Необходимо помнить основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А.Короткова:
- включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми (не «над», не «рядом», а «вместе»);
- добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения), а чтобы этого достичь, нужно максимально заинтересовать детей (мотивация);
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Партнерская позиция педагога способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умение принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению цели, благоприятствует эмоциональному комфорту.
На занятии основная модель организации образовательного процесса – учебная. Педагог озвучивает тему занятия и даёт готовые знания («педагог говорит – ребёнок слушает и запоминает»). Основные формы работы с детьми при организации НОД – рассматривание, наблюдения, экспериментирование, исследования, коллекционирование, реализация проектов, мастерская и т.д. Здесь процесс усвоения детьми новых знаний является более эффективным, потому что опирается на личный опыт ребенка и зону его интересов. Нельзя обязать ребёнка понять что-либо, его нужно заинтересовать. Поэтому задача педагога так построить НОД, чтобы максимально удержать внимание ребенка, его интерес, увлеченность учебной деятельностью.
* Вот мы перешли к третьей отличительной особенности – структура. И первоначально нужно продумать мотивацию, с которой начинается непосредственно образовательная деятельность. Мотивация бывает разная: практическая, игровая, познавательная. Она должна содержать то, что вызовет интерес, удивление, изумление, восторг детей, одним словом то, после чего дети захотят «этим» заниматься. Перед тем как перейти к структуре НОД, мне хочется сделать акцент вот на чём.
Одной из основных особенностей НОД является системно-деятельностный подход к её организации. Или просто «деятельностный подход» – организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики (Л.Г.Петерсон). В условиях деятельностного подхода ребёнок-личность выступает как активное творческое начало, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. И именно с позиции технологии деятельностного подхода необходимо соблюдать принципы построения, или структуру НОД. Здесь структуру НОД я даю упрощённую, впоследствии мы её будем разбирать, дробить и конкретизировать каждую её часть (полный разбор в Приложении 2).
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
1. Создание игровой ситуации (проблемной ситуации, целевой установки, любой мотивации), стимулирующей активность детей к поиску ее решения. Здесь также может быть любое упражнение на организацию детей.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
2. Проектирование решений проблемной ситуации. Выполнение действий. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность, либо дети сами добывают знания, путём исследований, поиска, открытий…
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
3. Анализ результатов деятельности, рефлексия. Подведение итогов.
Итак, разберём каждую из трёх частей…
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ НОД, особенности работы по созданию игровой мотивации на разных возрастных этапах.
Младший возраст: вы сообщаете детям, что у каких-то игровых персонажей что-то случилось, обращаетесь к детям с вопросом, согласны ли они оказать требуемое содействие, исподволь предлагаете детям свои варианты выхода из сложившейся ситуации…
Средняя группа: можно привести персонаж т.к. в этом возрасте детьми уже освоены роли, или дети принимают на себя роль и действуют в ней. Для этого педагог предлагает детям поиграть. Затем совместно с детьми, действующими в роли, ставится вначале игровая задача (необходимо что-то сделать), а затем учебная (научимся это делать).
Старшая группа: главное не персонажи, а сюжеты, сюжетосложения (самого персонажа нет, а есть письмо). Сюжеты могут быть продолжительными (путешествие на машине времени). В ходе непосредственно образовательной деятельности может использоваться небольшая атрибутика, установленные роли, меняющиеся роли.
В подготовительной группе потребность в создании игровой мотивации сохраняется, но здесь уже можно добавить проблемные ситуации. Проблемная ситуация – спланированное, специально задуманное педагогом средство, направленное на пробуждение интереса у детей к обсуждаемой теме. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребёнок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Правильно созданная проблемная ситуация способствует тому, что ребенок: сам формулирует проблему (задачу), сам находит ее решение, решает и самоконтролирует правильность этого решения.
Также в качестве мотивации можно использовать игры с правилами, дети следят за выполнением правил. Используется игра-соревнование с установкой на выигрыш (используются фишки). Дать возможность каждому ребёнку побывать в ситуации выигрыша и проигрыша.
При отсутствии мотивации, нет развития логики.
Правила построения мотивации:
- учёт возраста (в старшем возрасте познавательный интерес вытесняет игровую мотивацию);
- мотивация должна быть экономной (2-3 мин), она не должна доминировать, иначе теряется познавательный интерес;
- завершённость ситуации, персонаж должен проявляться в течение непосредственно образовательной деятельности.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ НОД.
Наметив задачу для совместного выполнения (дети выбирают себе цель или несколько целей, целеполагание), взрослый, как равноправный участник, предлагает всевозможные способы ее реализации. В самом процессе деятельности исподволь он «задает» развивающее содержание (новые задания, способы деятельности и пр.); предлагает свою идею или свой результат для детской критики; проявляет заинтересованность в результате других; включается во взаимную оценку и интерпретацию действий участников; усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряет содержательное общение, провоцирует взаимные оценки, обсуждение возникающих проблем. Ответы детей не оценивать, принимать любые. В процессе деятельности воспитатель всегда спрашивает детей «Зачем, почему ты это делаешь?», чтоб ребенок осмысливал каждый шаг. Если ребенок делает что-то не так, дать ему возможность самому понять: «что именно не так», можно на помощь отправить более смышленого ребенка.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ НОД.
Итоги и рефлексия.
Прежде всего, данную часть характеризует «открытый конец»: каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу. Оценка взрослым действий детей может быть дана лишь косвенно, как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать – что получилось.
Не спрашивать у детей: понравилось или нет? Спросить надо: «Зачем вы все это делали?», чтоб понять, осознал ли ребенок цель… Или «А для чего вам это нужно было?», «Может ли вам это пригодиться когда-нибудь?»…
Найти, кого за что похвалить, не только за результат, но и за деятельность в процессе работы.
При организации непосредственно образовательной деятельности профессиональная позиция педагога состоит в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию малыша по содержанию обсуждаемой темы. Нужно вам заранее подумать, как обсуждать детские «версии»: не в жёстко-оценочной форме (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге. Только в этом случае дети будут стремиться быть «услышанными» взрослыми. При этом в течение всей НОД ребёнок попадает в ситуацию, в которой ему необходимо аргументировать, возражать, высказывать просьбу и оценку, вступать в другие виды коммуникации, т.е. говорить. Вот это и есть системно-деятельностная технология.
И ещё некоторые нюансы в организации НОД.
1. Педагог должен быть эмоциональным, артистичным, использовать максимум наглядности, элементы сказки, сюрприза, множество игровых моментов.
2. Дети не должны сидеть за столами, только при работе в тетрадях или с раздаточным материалом. Они должны перемещаться в групповом пространстве (педагог использует для этого динамические, релаксационные паузы, пальчиковые игры, логоритмику, игротреннинги, физминутки, игры-хороводы, связанные общей темой).
3. И, конечно же, интеграция НОД, которая предполагает смену видов детской деятельности (драматизация сказки с конструированием из строительного материала, изготовление атрибутов к какой–либо игре с театрализацией; слушание музыкального произведения с чтением стихов, рассматриванием произведений изобразительного искусства и рисованием и т.д.).
Вы же знаете, как часто у детей меняются настроение и интересы… от в этом и заключается преимущества НОД, смена, взаимопроникновение в различные области. Преимущества интегрированных НОД заключается также в повышении мотивации обучения, во время которого какое-либо явление рассматривается с нескольких сторон, формируя познавательный интерес.
Подталкивая воспитанников к мыслительной деятельности, интегрированная НОД в детском саду учит детей получать информацию, мысля нестандартно, сравнивать и обобщать ее, делать выводы. Вы прекрасно знаете, что переключение на разнообразные виды деятельности помогает удерживать внимание детей, что повышает эффективность НОД, снимает утомляемость и перенапряжение. Дети занимаются с большим интересом.
И вот теперь, выявив кардинальные различия между занятием по старинке и занятием-НОД, вы можете сделать вывод, что занятие-НОД – это занимательное дело, которое основано на одной из специфических детских деятельностей (или нескольких – интеграции), осуществляемых совместно со взрослым, и направлена на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей (интеграция содержания образовательных областей).
НОД должна обеспечить активность детей, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, поиск и экспериментирование. И хотя занятие переходит в другую форму, процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Но он обучает детей так, повторюсь, чтобы они об этом не догадывались. Это главный постулат новых преобразований.
Приложение 1.
Формы образовательной деятельности
(Примеры форм работы)
Двигательная детская деятельность
☺ Подвижные игры с правилами
☺ Подвижные дидактические игры
☺ Игровые упражнения, игровые ситуации
☺ Соревнования, досуги
☺ Ритмика, аэробика, детский фитнес
☺ Спортивные игры и упражнения.
☺ Аттракционы
☺ Спортивные праздники
☺ Гимнастика (утренняя и пробуждения)
☺ Организация плавания
Игровая детская деятельность
☺ Сюжетные игры, игры с правилами
☺ Создание игровой ситуации (по режимным моментам используя произведения писателей)
☺ Игры с речевым сопровождением
☺ Пальчиковые игры
☺ Театрализованные игры
Продуктивная детская деятельность
☺ Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества
☺ Реализация проектов
☺ Детский дизайн
☺ Опытно-экспериментальная деятельность
☺ Выставки, мини музеи
Чтение детской художественной литературы
☺ Чтение, обсуждение
☺ Заучивание, рассказывание
☺ Беседа
☺ Театрализованная деятельность
☺ Самостоятельная художественная речевая деятельность
☺ Викторина, КВН
☺ Вопросы и ответы
☺ Презентации книжки
☺ Выставки в книжном уголке
☺ Литературные праздники, досуги.
Познавательно – исследовательская деятельность
☺ Наблюдение, экскурсия
☺ Решение проблемных ситуаций
☺ Экспериментирование, исследование
☺ Коллекционирование
☺ Моделирование
☺ Реализация проекта
☺ Интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады)
☺ Конструирование
☺ Увлечения
Коммуникативная детская деятельность
☺ Беседа, ситуативный разговор
☺ Речевая ситуация
☺ Составление и отгадывание загадок
☺ Игры и игровые ситуации (сюжетные, с правилами, театрализованные)
☺ Этюды и постановки
☺ Логоритмика
Трудовая детская деятельность
☺ Дежурство, поручения, задания
☺ Самообслуживание
☺ Совместные действия
ПРИМЕРНЫЕ ВИДЫ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ В ДЕТСКОМ САДУ
(постепенно от него нужно отходить) | По старой классической форме, но по новой структуре: объяснение, выполнение задания детьми. Итоги занятия. |
2. Комплексное (комбинированное занятие), интегрированное | Использование на одном занятии разных видов деятельности: художественного слова, музыки, изобразительной деятельности, математики, конструирования, ручного труда (в разных сочетаниях).
|
3.Тематическое занятие | Может быть и комплексным, но подчинено одной тематике, например, «Весна», «Что такое хорошо», «наши игрушки» и др. |
4. Итоговое или контрольное занятие | Результаты усвоения программы детьми за определенный отрезок времени (полугодие, квартал, учебный год). |
5. Экскурсия | В библиотеку, ателье, почту, на поле, на стройку, в школу и др. |
6. Коллективное творческое дело | Коллективное рисование, коллективная аппликация: строим улицу нашего города.
|
7. Занятие–труд | Посадка лука, черенкование растений, посадка семян и др. |
8. Занятие-игра | «Магазин игрушек», «Устроим кукле комнату». Вариант: Занятие-аукцион – кто больше расскажет о предмете, тот его и покупает. |
9. Занятие-творчество | Мастерская художника, народных умельцев, сказочника, «Мастерская добрых дел» (поделки из бросового, природного материала, бумаги с использованием элементов ТРИЗ).
|
10. Занятие-посиделки | На фольклорном материале, на фоне трудовой деятельности дети поют, загадывают загадки, рассказывают сказки, водят хоровод. |
11. Занятие-сказка | Все занятие строится по сюжету одной сказки, с использованием музыки, изобразительного искусства, драматизации. |
12. Занятие пресс-конференция | Дети задают вопросы «космонавту», «путешественнику», «герою сказки» и он отвечает на вопросы, затем «Журналисты» рисуют и записывают то, что их заинтересовало. |
13. Занятие-десант | Неотложная помощь. Пример. Идем от обратного: на рисовании спрашиваем детей о том, что у них не получается или получается плохо. Сегодня это будем рисовать, помогут нам те, у кого это хорошо получается. Вариант: совместное занятие детей старшей и младшей группы (сотворчество). Старшие, к примеру, делают фон, младшие рисуют то, что могут. |
14. Занятие комментированного обучения | Например, всей группе детей дается задание – образование числа «7». Один из детей говорит вслух, как он составляет данное число, остальные молча выполняют, если говорящий ошибся, начинается обсуждение. Варианты: воспитатель рисует на доске, дети комментируют изображение, составляют рассказ или воспитатель рисует то, о чем рассказывают дети. |
15. Занятие-путешествие | Цель – развивать монологическую речь детей. Кто-то из детей «экскурсовод», остальные дети задают вопросы. Варианты: путешествие по сказкам, родной стране, городу, республике, в «Страну веселых математиков», по «Красной Книге». |
16. Занятие-открытие (проблемное занятие) | Воспитатель предлагает детям проблемную ситуацию, дети ее сообща решают, делают открытие. Пример: «Что произойдет, если исчезнет бумага?», «Зачем учиться?» Вариант: «Следствие ведут знатоки». |
17. Занятие-эксперимент | Ребенку, к примеру, дают бумагу. Он делает с не все что хочет – рвет, мнет, мочит и т.д. Затем самостоятельно делает вывод. Варианты: со льдом, снегом, магнитом, воздухом. |
18. Занятия-рисунки-сочинения | Воспитатель рисует, дети составляют рассказы. Дети по своим рисункам составляют рассказы. Дети «пишут» письмо-рисунок о событии в детском саду. |
19. Занятие-конкурс | Типа: «Что, где, когда?» Конкурс фантазеров, стихов, сказок. Дети делятся на команды, вопросы обсуждаются сообща, капитан выступает, дети дополняют. Варианты: «Незнайкин мост». Задаются разные вопросы, за правильный ответ команда получает «бревнышко», для построения моста к противоположной команде. За неправильный ответ «бревнышко» опускается на дно реки. Выигрывает тот, кто быстрее построит мост через реку, т.е. больше даст правильных ответов. |
20. Групповые занятия (вариант конкурса) | Дети организуются по группам. Например, на 4 времени года. К занятию готовятся тайно. На занятии рассказывают, «защищают» свое время года, рисуют, рассказывают придуманные рассказы. Побеждает тот, у кого интереснее получится выступление-защита своего времени года (книги, игрушки и т.д.). |
21. «Игра-школа» | Школа космонавтов (физкультурников), школа лесных жителей (зверей), школа юного шофера и пешехода. Рассказывают о себе, поют, танцуют, пантомима и т.д. |
И многие другие, которые вы можете придумать сами… |
Приложение 2.
Полный разбор НОД.
НОД строится с учетом деятельностного подхода, а единой технологией построения занятий является проблемный диалог.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
1. Введение в игровую ситуацию (или организационный момент).
2. Мотивация.
Формирование представлений о предстоящей деятельности. (Игровая ситуация должна быть непосредственно связана с темой занятия: чему нужно научить детей). Главной задачей на этом этапе является формирование интереса у воспитанников к содержанию НОД, направление внимания детей, раскрытие образовательной задачи. Формирование умений слушать и руководствоваться указаниям взрослого.
3. Постановка проблемы.
Затруднение в игровой ситуации. Этот этап позволяет педагогу познакомить детей с особенностями и задачами предстоящей деятельности, либо созданию проблемной ситуации, требующей разрешения.
Поиск выхода из затруднительной ситуации.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
4. Актуализация знаний.
Задачи этого этапа: актуализация имеющихся знаний, представлений. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений. Деятельность педагога: с помощью наводящих, проблемных вопросов, рассказывания, объяснения, организации поисковой деятельности, подвести детей к воспроизведению информации, необходимой для успешного разрешению проблемной ситуации, либо усвоению нового.
5. «Открытие» детьми новых знаний, способа действий.
На этом этапе воспитатель, используя подводящий диалог, организует построение нового знания, которое четко фиксируется им вместе с детьми в речи.
5. Самостоятельное применение нового на практике. Либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы).
Задача данного этапа: овладение способами действия, применение полученных (уже имеющихся) умений, представлений. Деятельность педагога заключается в организации практической деятельности, оказание необходимой помощи, организации взаимодействия в достижении результата.
Включение нового знания в систему знаний ребенка и повторение. На этом этапе воспитатель предлагает игры, в которых новое знание используется совместно с изученными ранее. Возможно также включение дополнительных заданий на тренировку мыслительных операций и деятельностных способностей, а также заданий развивающего типа, направленных на опережающую подготовку детей к последующим занятиям.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
6. Итог занятия. Систематизация знаний.
Подведение итогов НОД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, обобщение полученного ребенком опыта. В завершение, воспитатель совместно с детьми фиксирует новое знание в устной речи и организует осмысление их деятельности на занятии с помощью вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Что узнали?», «Кому помогли?». Воспитатель отмечает: «Смогли помочь, потому что научились ..., узнали ...».
7. Рефлексия. Формирование элементарных навыков самоконтроля,.самооценки (для младшего возраста – рефлексия настроения и эмоционального состояния, для старшего – рефлексия деятельности, или содержания учебного материала).
КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ
Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубенштейн С.Л. говорил, что «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для из заполнения, для превращения неизвестного в известное, необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».
Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.
Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта.
У воспитателей часто возникают сложности с подбором проблемных ситуаций. Надеюсь, что предложенная мной картотека поможет вам в этом.
Тема: « Грибы» Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие нет. | Тема: «Транспорт» Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним добраться. |
Тема: «Дома», «Свойства материалов» Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать. | Тема: «Фрукты» Путешествуя по пустыне, дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты. Можно ли напиться? |
Тема: «Свойства материалов» В дождливую погоду надо прийти в детский сад, но какую обувь выбрать, чтобы прийти в детский сад, не промочив ноги. | Тема: « Язык мимики и жестов» Путешествуем по миру, но не знаем иностранных языков. |
Тема: « Погодные условия» Отправились в путешествие по Африке, но какую одежду взять с собой, чтобы было комфортно. | Тема: « Свойства металлов» Буратино хочет открыть дверцу, в каморке у папы Карло, но ключ на дне колодца. Как Буратино достать ключ, если он деревянный, а дерево не тонет. |
Тема: «Стороны света» Машенька заблудилась в лесу и не знает, как сообщить о себе и выйти из леса | Тема: «Объём» Знайке необходимо определить уровень жидкости в кувшинах, но они не прозрачные и с узким горлышком. |
Тема: « Погодные условия» Одна подруга живет далеко на Юге, и никогда не видела снега. А другая - живет на Крайнем Севере, там снег никогда не тает. Что можно сделать, чтобы одна смогла увидеть и снег, а другая — траву и деревья (только переезжать они никуда не хотят)? | Тема: « Измерение длины» Красной Шапочке надо как можно быстрее попасть к бабушке, но она не знает, какая дорожка длинная, а какая короткая… |
Тема: « Выше, ниже» Ивану-Царевичу надо найти клад, который зарыт под самой высокой елью. Но он никак не может решить, какая ель самая высокая. | Тема: «Лекарственные растения» Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать. |
Тема: «Почва» Машенька хочет посадить цветы, но не знает, на какой почве цветы будут расти лучше. | Тема: « Свойства дерева» Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться. Думал – думал Буратино как же ему через речку перебраться. Противоречие: Буратино должен перебраться через речку, так как может опоздать в школу, и боится войти в воду, так как не умеет плавать и думает, что утонет. Что делать? |
Тема: « Часы» Золушке надо вовремя уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились. | Тема: «Свойства воздуха» Незнайка с друзьями пришли на речку, но Незнайка не умеет плавать. Знайка предложил ему спасательный круг. Но он все равно боится, и думает, что утонет. |
Тема: «Увеличительные приборы» Дюймовочка хочет написать письмо маме, но беспокоится, что мама не сможет его прочесть из-за очень маленького шрифта. | Тема: «Средства связи» У слонёнка заболела бабушка. Надо вызвать доктора, но он не знает как. |
Тема: «Свойства бумаги» Почемучка приглашает в путешествие по реке, но не знает, подойдёт ли для этого бумажный кораблик? | Тема: « Свойства копировальной бумаги» Миша хочет пригласить на свой день Рождения много друзей, но как сделать много пригласительных билетов за короткий срок? |
Тема: «Свойства магнита» Как Винтику и Шпунтику быстро найти нужную железную деталь, если она затерялась в коробке среди деталей из разных материалов? | Тема: «Дружба красок» Золушка хочет пойти на бал, но пускают только в оранжевых нарядах. |
Средняя группа
ТЕМА: «Витамины» Средняя группа Ситуация: У мамы Обезьянки заболели все10 маленьких обезьянок. Врач прописал им кушать много витаминов, а мама кроме бананов ничего не даёт. Цель: Активизировать познавательную деятельность детей Область применения: НОД, ситуации во время приёма пищи. |
Тема: «Транспорт» средняя группа Ситуация: Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним добраться. Цель: Обобщать знания детей о видах транспорта Область применения: НОД, прогулка |
Тема: «Что нам стоит дом построить» средняя группа Ситуация: Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать. Цель: Систематизировать знания детей о разных материалах. Область применения: НОД, наблюдения, целевые прогулки, игры с конструкторами. |
Тема: «Лес» Средняя группа Ситуация: Незнайку попросили в детский сад принести для занятий листочки разных деревьев. Он не знает где их найти, и какие они. Цель: Активизировать познавательную деятельность детей . Область применения: Труд, исследовательская деятельность |
Тема: «Обувь» средняя группа Ситуация: В дождливую погоду надо прийти в детский сад, но какую обувь выбрать, чтобы прийти в детский сад, не промочив ноги. Цель: Подвести к пониманию того ,что обувь бывает разная по назначению Область применения: Одевание на прогулку, прогулка, |
Тема: «Рыбы» Средняя группа Ситуация :Пошел Емеля на речку за водой , и поймал щуку.»Отпусти меня Емеля к подружкам» .Кто такие подружки Емеля не знает .Цель: Побудить детей к поисковой деятельности Область применения НОД, настольная игра « Поймай рыбку» |
Тема: «Африка» Средняя группа Ситуация: Отправились в путешествие по Африке, но какую одежду взять с собой, чтобы было комфортно. Цель: Систематизировать знания детей о климате Африки Область применения: НОД. сюжетно-ролевая игра «Путешествие в Африку», чтение «Айболит» Чуковского. Тема: «Север» Средняя группа Ситуация :Белая медведица потеряла своего сыночка Умку. Где же он мог спрятаться? Цель: Активизировать познавательную активность детей .Область применения: Художественное творчество, НОД |
Тема: «Глина» Средняя группа Ситуация: :Сегодня Крош и Нюша нашли глину и все испачкались. Теперь плачут. Пришел умный Лосяш и сказал ,что глина очень полезная. .Цель: Побуждать детей к поиску информации. Область применения: НОД ,исследовательская деятельность с родителями
Тема: «Длина» средняя группа Ситуация: Красной Шапочке надо как можно быстрее попасть к бабушке, но она не знает, какая дорожка длинная, а какая короткая… Цель: Развивать мышление детей Область применения: НОД, совместная деятельность, прогулка |
Тема »ОБЖ» Мытьё рук»» средняя группа Ситуация: В Африке заболели у всех зверей животики. Доктор Айболит не может узнать отчего Цель: Развивать умение высказывать своё предположение Область применения: Режимные моменты(мытьё рук) | Тема:» Птицы» средняя группа Ситуация: Как спасти птиц в холодную суровую зиму. Цель: Подвести детей к пониманию того . что о птицах нужно заботиться Область применения: НОД, наблюдения на прогулке. |
Тема: «Овощи» средняя группа Ситуация: Посадил дед репку у себя в огороде, но она почему-то не выросла. Дед очень переживает, что они с бабкой будут кушать зимой, Цель: Закрепить знания о многообразии овощей, их пользе. Область применения : НОД, во время приёма пищи | Тема: «Дружба красок» Средняя группа Ситуация: Золушка хочет пойти на бал, но пускают только в оранжевых нарядах .Цель: Упражнять детей в смешивании красок Область применения: НОД, исследовательская деятельность |
Тема: «Ткани» Средняя группа Ситуация:
У Красной Шапочки совсем износилась ее шапка. Она попросила бабушку сшить ей новую, но бабушка не знает какую ткань ей лучше купить Цель: Активизировать познавательную активность детей Область применения: Сюжетно-ролевая игра «Магазин тканей» ,коллекции тканей. |
Старшая группа
Тема: «Грибы» Старшая группа Ситуация: Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие нет. Цель: Побудить детей к поиску информации о грибах Область применения: НОД, экскурсия в лес в парк | Тема: «Фрукты» Старшая группа Ситуация: Путешествуя по пустыне, дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты. Можно ли напиться? Цель: Обобщать знания детей о фруктах. Область применения: НОД, сюжетно-ролевая игра «Фруктовый магазин», исследовательская деятельность. |
Тема: «Деревья» старшая группа Ситуация: Дети получают письмо из леса от Лесовичка о том, что там появились люди, которые ломают молодые деревья, ветки, рвут цветы | Тема: Пожар» старшая группа Ситуация: В квартире у тёти кошки пожар. Сторож –дворник кот Василий испугался и не знает, что ему делать Цель: Уточнить правила безопасности при пожаре, развивать мышление Область применения: НОД, игра |
Тема: «Выше, ниже» старшая группа Ситуация: Ивану-Царевичу надо найти клад, который зарыт под самой высокой елью. Но он никак не может решить, какая ель самая высокая Цель: Развивать логическое мышление Область применения: НОД, прогулка. | Тема: « Металлы» Старшая группа Ситуация Буратино хочет открыть дверцу, в каморке у папы Карло, но ключ на дне колодца. Как Буратино достать ключ, если он деревянный, а дерево не тонет. Цель: Обобщать знания детей о свойствах металлов. Область применения: Исследовательская деятельность, |
Тема: «Лекарственные растения» старшая группа Ситуация: Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать. Цель: Закрепление правил поведения в опасных ситуациях. Область применения: Сюжетно-ролевая игра: «Поход», прогулка | Тема: « Лес» Старшая группа Ситуация: Сорока принесла в детский сад сюжетную картину, изображающую голые, больные деревья. Задание детям: подумать, что произошло в этом лесу и как можно ему помочь. Цель: Уточнить знания детей о пользе леса Область применения: НОД, экскурсии в лес, в парк |
Тема: « Зима» Старшая группа Ситуация: Ира потеряла по дороге варежки, искала, искала, но найти не смогла, а на улице очень холодно и до дома далеко. Как дойти до него, не заморозив руки? Цель: Развивать мышление, придумывать свой выход из ситуации Область применения: Одевание на прогулку, прогулка. | Тема: «Помоги Золушке» Старшая группа Ситуация: Мачеха велела Золушке к обеду испечь пироги, а муки нет. Помогите Золушке. Цель: Побудить детей к выходу из ситуации Область познания: НОД, Дидактическая игра: «Разложи по порядку» |
Тема «Дары леса» Старшая группа Ситуация: Цель: Активизировать познавательную деятельность в процессе решения проблемы .Область применения :НОД, совместная деятельность | Тема: «Удивительное место на Земле» Старшая группа. Ситуация: Скоро наступят зимние каникулы. Лена и мама поедут в Финляндию ,а Миша в Австралию. Помогите им собрать вещи. Цель: Активизировать познавательную деятельность в процессе решения проблемы. Область применения: Исследовательская деятельность. |
Тема: «Средства связи» старшая группа Ситуация: У слонёнка заболела бабушка. Надо вызвать доктора, но он не знает как. Цель: Развивать познавательную деятельность. Область применения: Сюжетная игра, НОД |
Подготовительная группа
Тема: «Молоко» подготовительная группа Ситуация: Кот Матроскин надоил так много молока, что заполнил им все в доме емкости. Как Матроскин может использовать все это море молока? Цель: Развивать воображение, логическое мышление. Область применения: НОД, познавательные вечера | Тема: «Земля» подготовительная группа Ситуация: Путешествуем по миру, но не знаем иностранных языков. Цель: Развивать умения, как поступить в непредвиденной ситуации Область применения: НОД, сюжетно-ролевая игра, совместная деятельность |
Тема: «ОБЖ» подготовительная группа Ситуация: Машенька заблудилась на улице и не может найти дорогу домой .Что же ей делать? Цель: Закреплять у детей знания правил поведения в опасных ситуациях , развивать мыслительную деятельность. Область применения: НОД, совместная деятельность, прогулки | Тема: «Объём» подготовительная группа Ситуация: Знайке необходимо определить уровень жидкости в кувшинах, но они не прозрачные и с узким горлышком. Цель: Развивать у детей логическое мышление. Область применения: Исследовательская деятельность |
Тема: «Климатические зоны» подготовительная группа Ситуация: Одна подруга живет далеко на Юге, и никогда не видела снега. А другая - живет на Крайнем Севере, там снег никогда не тает. Что можно сделать, чтобы одна смогла увидеть и снег, а другая — траву и деревья (только переезжать они никуда не хотят)? Цель: Развивать умения детей анализировать Область применения: НОД, Самостоятельная деятельность. | Тема: «Муравьи- санитары леса» подготовительная группа Ситуация: В детский сад прилетела сорока с письмом от царя леса Берендея: «Тревога, появился муравьед!» Чем может грозить его появление в лесу? Цель: Уточнить представления детей о пользе муравьёв Область применения: НОД, экскурсии |
Тема: «Условия роста растений» подготовительная группа Ситуация: Машенька хочет посадить цветы, но не знает, на какой почве цветы будут расти лучше Цель: Активизировать познавательную деятельность в процессе решения проблемы Область применения: Исследовательская деятельность | Тема: «История вещей» подготовительная группа Ситуация: Цель: Формирование у детей мыслительных процессов Область применения: Совместная деятельность. |
Тема: «Свойства дерева» подготовительная группа Ситуация: Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться. Думал – думал Буратино как же ему через речку перебраться. Противоречие: Буратино должен перебраться через речку, так как может опоздать в школу, и боится войти в воду, так как не умеет плавать и думает, что утонет. Что делать? Цель: Формировать свою точку зрения в процессе решения проблемы. Область применения: исследовательская деятельность | Тема: «Свойства воздуха» Подготовительная группа Ситуация: Незнайка с друзьями пришли на речку, но Незнайка не умеет плавать. Знайка предложил ему спасательный круг. Но он все равно боится, и думает, что утонет Цель: Упорядочить знания детей о свойствах воздуха. Область применения: Исследовательская деятельность |
Тема: «ОБЖ на воде» подготовительная группа Ситуация: Незнайка шёл по берегу реки и увидел, что кто-то тонет. Как поступить он не знает? Цель: Развивать логическое мышление Область применения: НОД, целевые прогулки на р. Кама |