Семинары
Семинар Повышаем психологическую устойчивость работоспособность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4.seminar_povyshaem_psihologicheskuyu_ustoychivost_rabotosposobnost.docx | 24.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №10«Колобок»
Семинар - практикум для педагогов по профилактике психоэмоционального напряжения
Тема: «Повышение работоспособности и эмоциональной устойчивости»
Воспитатель: 1 кв. категории
Регина Исрафиловна.
Городской округ г. Химки
Московская область 22 сентябрь 2017г.
Воспитатель: Абдулазизова Р.И.
(Слайд №1)
Тема: «Повышение работоспособности педагогов ДОУ»
Цель: улучшение эмоционального состояния педагогов. Восстановление психического равновесия.
Снятие нервного напряжения.
Задачи:1. познакомить педагогов с различными методами рефлексии;
2. Дать возможность применить полученные знания на практике.
Педагог: Регина Исрафиловна.
- Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня мы проведем наш семинар с элементами тренинга.
Все вы знаете что Тренинг – это обучение опытом. Он предусматривает то, что присутствующие имеют возможность поделиться и обменяться между собой знаниями и проблемами, а также поработать вместе для поиска решения.
Это чудесная форма для налаживания общения, профилактики напряжения и переутомления.
.
(Слайд №2 Упражнение «Имя – ассоциации»)
Цель: развитие нравственных взаимоотношений, знакомство с особенностями характера друг друга, подчеркивание индивидуальности каждого, сплочение коллектива.
И первое что мы сделаем -это попробуем снять напряжение.
Сейчас я раздам всем вам листочки, на которых вы напишите свое имя и ассоциацию к имени с определением качеств характера. Определенное качество характера должно начинаться с буквы с которой начинается Ваше имя.
(каждому участнику предлагается назвать свое имя и охарактеризовать себя первой его буквой)
Например: Женя – жизнерадостная, Лена – ласковая и т. д.
А теперь я попрошу вас озвучить то, что вы написали.
(слад №3 Упражнение «Кто быстрее?»
Цель: сплочение коллектива, снятие напряжения.
Для следующего упражнения вам необходимо выйти в цент зала.
У вас получилась одна команда.
Инструкция: ваша задача построить заданную фигуру, используя всех участников команды.
(см. слайд №4 показ фигур) • квадрат; • треугольник; • круг; • ромб; • угол; • букву.
Вы отлично справились с упражнением. Вы молодцы! Можете пройти на свои места.
Психолог: И так мы свами знаем что в последнее время проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила:
Выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуя творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.
Увеличивается не только нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление.
Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться не профессионалом; страх перед контролем.
Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению, известному как «синдром эмоционального выгорания».
(слайд №5)
Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключений эмоций в ответ на психотравмирующее воздействие.
Профессиональная деятельность педагогов изобилует факторами, провоцирующими эмоциональное выгорание:
высокая эмоциональная загруженность,
ежедневная и ежечасная необходимость сопереживать,
сочувствовать, нести ответственность за жизнь и здоровье чужих детей.)
Диагностика эмоционального состояния (автор Люшер)
(слайд№2 результаты диагностики)
Цель: определение эмоционального состояния.
Психолог: следующее упражнение поможет вам, немного разобраться в себе, задуматься над тем, какое место в вашей жизни занимает работа, личная жизнь.
(Слайд №6). Упражнение «Лестница» цель: осознание себя как личности, находящееся на определенном промежутке жизненного пути и профессиональной деятельности.
Всем участникам раздаются листочки со схематичным изображением лестницы, и предлагается отметить свое местонахождение на лестнице на сегодняшний день. (По мере прохождения упражнения ведущий задает участникам вопросы):
- подумайте и ответьте, Вы поднимаетесь вверх или опускаетесь вниз?
- устраивает ли Вас Ваше местоположение на лестнице?
- Что мешает находиться наверху:
- Вы в силах устранить причины, которые мешают вам двигаться вверх?
Обсуждение по кругу.
Психолог: Наша профессия одна из самых энергоемких профессий.
В этой профессии мы отдаем очень много энергии, которую необходимо восполнять.
(слайд №7) Упражнение «Волшебный магазин».
Цель: умение договариваться и идти на компромисс.
Каждый из вас выставляет на продажу свой товар. В данном упражнении товар – это качество вашего характера, которым вы может поделиться, а взамен заказать себе что-нибудь другое.
Например: меняю 500граммов уравновешенности на 100 граммов общительности. Если у кого-то из присутствующих есть желание отдать 100 граммов своей общительности и получить за это 500 граммов моей уравновешенности, то это значит, что сделка состоялась. Если ваш товар не продается, то Вам необходимо сделать рекламу, предлагаемому качеству (чем оно замечательно, полезно, в чем может помочь).
Важно, чтобы каждый из вас предложил свой товар.
Обсуждение:
- какие чувства вызвало у вас это упражнение? (часто это ощущение потерянности в момент, когда не находится человек, который мог бы совершить с вами обмен так?)
Психолог: теперь Вы знаете, какие у Вас есть качества, которые помогают вам в профессии и, которыми Вы можете поделиться.
Вы осознаете, чего Вам не хватает и понимаете, что над этим нужно и можно работать.
Современный педагог обязательно должен владеть навыками снятия стрессового напряжения, которое может возникнуть в процессе работы.
Это необходимо для сохранения здоровья не только педагогов, но и детей.
Мы с вами знаем, что существует много способов снятия стресса.
(слайд №3 способы саморегуляции)
Самой быстрый и эффективный способ – это саморегуляция.
Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью силы слов (аффирмация), мысленных образов (визуализация), управления мышечным тонусом и дыханием.
В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:
- эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);
- эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);
- эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).
Существуют естественные способы саморегуляции психического состояния, к которым относятся: длительный сон, еда, общение с природой и животными, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое
Своевременная саморегуляция выступает своеобразным психогигиеническим средством. Она предотвращает накопление остаточных явлений перенапряжения, способствует полноте восстановления сил, нормализует эмоциональный фон деятельности и помогает взять контроль над эмоциями.
Естественные приемы регуляции организма являются одними из наиболее доступных способов саморегуляции:
- смех, улыбка, юмор;
- размышления о хорошем, приятном;
- различные движения типа потягивания, расслабления мышц;
- наблюдение за пейзажем;
- рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей;
- купание (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
- вдыхание свежего воздуха;
- высказывание похвалы, комплиментов и пр.
Кроме естественных приемов регуляции организма существуют и другие способы психической саморегуляции (самовоздействия).
Способы саморегуляции, связанные с управлением дыханием
Управление дыханием — это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность. Обычно, когда мы бываем чем – то расстроены, мы начинаем сдерживать дыхание. Высвобождение дыхания – один из способов расслабления.
А сейчас я вас попрошу закрыть глаза и по возможности расслабьте мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании, в течении 1 минутки дышите медленно, спокойно и глубоко. Я засекаю время.
(слайд. Упражнение «Передышка». Цель: регуляция дыхания. (музык. сопровождение)
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Цель: установление обратной связи.
В заключение мне хотелось бы узнать, что было для вас самым трудным (неприятным, что больше всего понравилось (запомнилось? Начните со слов, «Мне сегодня…»