Внеклассная работа
"Ищу я в этом мире сочетанья / Прекрасного и вечного..." (И. А. Бунин) (Поэтический конкурс, посвящённый 150-летию со дня рождения Ивана Алексеевича Бунина.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_poeticheskogo_konkursa_posvyashchyonnogo_150-letiyu_i._bunina.docx | 31.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий поэтического конкурса,
посвящённого 150-летию со дня рождения И. А. Бунина
«Ищу я в этом мире сочетанья
Прекрасного и вечного…»
И. А. Бунин
СЛАЙД 1 (портрет И. А. Бунина, название поэтического конкурса).
СЛАЙД 2 (И. А. Бунин – лауреат Нобелевской премии) (Звучит музыка С. В. Рахманинова «Вокализ»)
1 ведущий: Земля русская! Сколько она дала миру замечательных имён: писателей, художников, учёных.
И в ряду этих выдающихся людей наш земляк Иван Алексеевич Бунин.
2 ведущий: В литературу Иван Бунин вступил поэтом.
СЛАЙД 3 (Поэтический мир И. А. Бунина) В основе его раздумий – вечное: Россия, её природа, жизнь людей с их праздниками и буднями, стремлениями и надеждами. Бунин сказал своё слово о чувстве Родины, о бытии человека на земле.
СЛАЙДЫ 4, 5 (стихотворения о весне, лете). 1 ведущий: Поэт видел жизнь в многоцветье весенних степей, алом вечернем небе,
СЛАЙДЫ 6, 7 (стихотворения об осени) сквозных осенних чащах… Любовь к России у Бунина неотъемлема от любви к природе, её исцеляющей красоте. Глубинная суть отношения поэта к природе наиболее полно выражена в его знаменитом четверостишии:
Нет, не пейзаж влечёт меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
СЛАЙДЫ 8, 9, 10: Любовь
и радость
бытия.
2 ведущий: Радость бытия для Бунина – и в красках природы, в общении с людьми, в священных творческих трудах.
Конкурс чтецов
1 ученик:
* * *
За все Тебя, Господь, благодарю!
Ты, после дня тревоги и печали,
Даруешь мне вечернюю зарю,
Простор полей и кротость синей дали.
Я одинок и ныне — как всегда.
Но вот закат разлил свой пышный пламень,
И тает в нем Вечерняя Звезда,
Дрожа насквозь, как самоцветный камень.
И счастлив я печальною судьбой,
И есть отрада сладкая в сознанье,
Что я один в безмолвном созерцанье,
Что всем я чужд и говорю — с Тобой.
2 ученик:
* * *
…Зачем и о чём говорить?
Всю душу, с любовью,
с мечтами,
Всё сердце стараться
раскрыть –
И чем же? ‒ одними словами!
И хоть бы в словах-то людских
Не так уж всё было избито!
Значенья не сыщете в них,
Значение их позабыто!
Да и кому рассказать?
При искреннем даже желанье
Никто не сумеет понять
Всю силу чужого страданья!
3 ученик:
Слово
Молчат гробницы, мумии и кости, ‒
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.
4 ученик:
* * *
Месяц задумчивый, полночь глубокая...
Хутор в степи одинок...
Дремлет в молчанье равнина широкая,
Тепел ночной ветерок.
Желтые ржи, далеко озаренные,
Морем безбрежным стоят...
Ветер повеет — они, полусонные,
Колосом спелым шуршат.
Ветер повеет — и в тучку скрывается
Полного месяца круг;
Медленно в мягкую тень погружается
Ближнее поле и луг.
Зыблется пепельный сумрак над нивами,
А над далекой межой
Свет из-за тучек бежит переливами —
Яркою желтой волной.
И сновиденьем, волшебною сказкою
Кажется ночь, — и смущен
Ночи июльской тревожною ласкою
Сладкий предутренний сон...
5 ученик:
* * *
Нет солнца, но све՛тлы пруды,
Стоят зеркалами литыми,
И чаши недвижной воды
Совсем бы казались пустыми,
Но в них отразились сады.
Вот капля, как шляпка гвоздя,
Упала – и, сотнями игол
Затоны прудов бороздя,
Сверкающий ливень запрыгал –
И сад зашумел от дождя.
И ветер, играя листвой,
Смешал молодые берёзки,
И солнечный луч, как живой,
Зажёг задрожавшие блёстки,
А лужи налил синевой.
Вон радуга… Весело жить
И весело думать о небе,
О солнце, о зреющем хлебе
И счастьем простым дорожить:
С открытой бродить головой,
Глядеть, как рассыпали дети
В беседке песок золотой…
Иного нет счастья на свете.
6 ученик:
Пахарь
Легко и бледно небо голубое,
Поля в весенней дымке. Влажный пар
Взрезаю я – и лезут на подвои
Пласты земли, бесценный божий дар.
По борозде спеша за сошниками,
Я оставляю мягкие следы –
Так хорошо разутыми ногами
Ступать на бархат тёплой борозды!
В лилово-синем море чернозёма
Затерян я. И далеко за мной,
Где тусклый блеск лежит на кровле дома,
Струится первый зной.
7 ученик:
* * *
Ветер осенний в лесах подымается,
Шумно по чащам идет,
Мертвые листья срывает и весело
В бешеной пляске несет.
Только замрет, припадет и послушает,—
Снова взмахнет, а за ним
Лес загудит, затрепещет,— и сыплются
Листья дождем золотым.
Веет зимою, морозными вьюгами,
Тучи плывут в небесах...
Пусть же погибнет все мертвое, слабое
И возвратится во прах!
В темную осень земля укрывается
Желтой листвой, а под ней
Дремлет побегов и трав прозябание,
Сок животворных корней.
Жизнь зарождается в мраке таинственном.
Радость и гибель ея
Служат нетленному и неизменному —
Вечной красе Бытия!
8 ученик:
Листопад
(Отрывок)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой.
Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылёк
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом,
Такое мёртвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Заворожённый тишиной…
9 ученик:
* * *
Ещё и холоден и сыр,
Февральский воздух, но над садом
Уж смотрит небо ясным взглядом,
И молодеет божий мир.
Прозрачно-бледный, как весной,
Слезится снег недавней стужи,
А с неба на кусты и лужи
Ложится отблеск голубой.
Не налюбуюсь, как сквозят
Деревья в лоне небосклона,
И сладко слушать у балкона,
Как снегири в кустах звенят.
Нет, не пейзаж влечёт меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия.
10 ученик:
* * *
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет – господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»
И забуду я всё – вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав –
И от сладостных слёз не успею ответить,
К милосердным коленам припав.
СЛАЙД 11: Звучит романс на стихи И. А. Бунина «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…» в исполнении О. Погудина.
СЛАЙД 12 (звучит негромко «Вокализ» Рахманинова; без звука – показ картин, на фоне которых ученик читает стихотворение «Вечер»)
11 ученик:
Вечер
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе лёгким белым краем
Встаёт, сияет облако. Давно
Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.
День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне…
Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.
СЛАЙД 13 (портрет Бунина на фоне природы России). 2 ведущий: Вот всем нам простая программа человеческого счастья. Главное – сама жизнь. То, что мы видим, и то, что мы слышим. Наши близкие и любимые. Природа. «Вот этот сад осенний за сараем…» Всё так просто. Но эту простоту надо постигнуть. Читайте Бунина, он поможет.
1 ведущий: С трагических высот нашего времени нам всё ближе, всё дороже Иван Бунин с его драматической судьбой, с его высокой любовью к прекрасному, мудрому, вечному. «Ищу я в этом мире сочетанья // Прекрасного и вечного…» - писал поэт.
2 ведущий: Бунин служил слову более пятидесяти лет. Его творчество – это наша национальная гордость и слава.
1 ведущий: Россия без Бунина была бы во многом другой страной, потому что в первую очередь мы сами недосчитались бы в себе чего-то очень важного.
2 ведущий: Как никто другой, Бунин помнил о связи времён, о необходимости бережно относиться к прошлому России, её традициям, о роковом пренебрежении ими.
Давайте же и мы будем помнить об этом.
СЛАЙД 14: Спасибо за внимание!
(Звучит музыка С. В. Рахманинова: «Прелюдия», ор. 32, № 12 соль минор.)