Родителям

Ольга Валентиновна Баласанова

Профилактика суицида

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_vesti_sebya_s_podrostkom.doc58.5 КБ
Файл suitsidalnye_priznaki.docx14.39 КБ

Предварительный просмотр:

«Как вести себя с подростком»:

  1. Согласитесь с беспокойством и неудовольствием. 

Это возраст, полный противоречий и беспокойства. Ничего ненормального нет в том, что поведение подростка изменчиво и непредсказуемо, что он мечется от крайности к крайности, любит родителей и одновременно ненавидит их и т.д.

  1. Избегайте попыток казаться слишком понимающим. Избегайте таких высказываний как «Я отлично понимаю, что ты чувствуешь». Подростки уверены, что они неповторимы, уникальны в своём роде. Их чувства, это даже для них самих  что-то новое, личное.  Они видят себя, как сложных и таинственных существ, и они искренне огорчены, когда в глазах других их переживания выглядят простыми и наивными.
  2. Различайте согласие и разрешение, терпимость и санкционирование. Родители могут терпимо относиться к нежелательным поступкам детей (например, новая прическа) – то есть поступкам, которые не были санкционированы, не поощрялись родителями.
  3. Разговаривайте и действуйте как взрослый. Не соперничайте с подростком, ведя себя, так как он, используя молодежный жаргон. Подростки нарочно принимают стиль жизни, отличный от стиля жизни их родителей, и это тоже составляет часть процесса формирования их личности. Так начинается отход от родителей.
  4. Одобряйте подростка и поддерживайте его сильные стороны. Ограничьте комментарии, относящиеся к дурным сторонам характера подростка. Напоминание о недостатках может сильно затормозить общение подростка с родителем. Многоэтапной задачей родителя является создание таких отношений и предоставление подростку такого жизненного опыта, которые будут укреплять характер и создавать личность.
  5. Избегайте акцентировать слабые стороны. При обнаружении другими слабых сторон характера подросток чувствует боль. А если причина этой боли –  родители, то она дольше не проходит.
  6. Помогите подростку самостоятельно мыслить. Не усиливайте зависимость от вас. Говорите языком, который поможет развить независимость: «Это твой выбор», «Сам реши этот вопрос», «Ты можешь отвечать за это», «Это твоё решение». Родители должны подводить детей к самостоятельному принятию решений и учить сомневаться в правильности мнений ровесников.
  7. Правда и сочувствие рождают любовь. Не торопитесь вносить ясность в те факты, которые, по вашему мнению были извращены. Родители, скорые на расправу,  не научат уважать правду. Некоторые родители излишне торопятся точно сообщить, где, когда и почему они были правы. Часто подростки встречают такие заявления упрямством и злобой. Таким образом, иногда и правда  превращается в смертельное для семейных отношений оружие,  если единственная цель – это докопаться до истины.
  8. Уважайте потребность в уединении, в личной жизни. Этот принцип требует некоторой дистанции, что может показаться для некоторых родителей невозможным.
  9. Избегайте громких фраз и проповедей. Попробуйте разговаривать, а не читать лекции. Избегайте заявлений, типа «Когда я был в твоем возрасте…», «Это меня ранит больше чем, тебя…».
  10. Не навешивайте ярлыков. «Аня глупая и ленивая. Она никогда ничего не добьётся». Такое «навешивание» ведет к тому, что предсказание исполняется само собой. Ведь дети склонны соответствовать тому, что о них думают родители.
  11. Избегайте неоднозначных высказываний. Обращение родителя к подростку должно содержать одну информацию: понятный запрет, доброжелательное разрешение или отрытую возможность сделать выбор.
  12. Избегайте крайностей: давать полную свободу также неверно, как и «закручивать гайки».
  13. Сохраняйте чувство юмора.


     Когда человеку не подходит климат, он начинает болеть. Психологический климат в семье для ребенка еще важнее. Если такой климат становится непереносимым для ребенка, деваться ему некуда: не уедешь, родителей не сменишь… Хрупкая неустойчивая психика ребенка не выдерживает: он срывается в депрессию, уличную тусовку, алкоголь, наркотики. Поэтому, даже ребенок далек от идеала и совсем не похож на Вас, БУДЬТЕ МУДРЫ:
- когда скандал уже разгорелся, сумейте остановиться, заставьте себя замолчать - даже если Вы тысячу раз правы;
- опасайтесь!
В состоянии аффекта ребенок крайне импульсивен.
Та агрессия, которую он проявлял по отношению к Вам, обернется против него самого. Любой попавший под руку острый предмет, лекарство в Вашей аптечке - всё станет реально опасным, угрожающим его жизни;
- не кричите, не распускайтесь.

Ведь ребенок действительно может подумать, ЧТО ВЫ ЕГО НЕНАВИДИТЕ.
Он будет в отчаянии, а Вы, оглохнув от собственного крика, его крика о помощи не услышите.
- похвалите своего ребенка с утра, и как можно раньше, и как можно доходчивее, теплее! - не бойтесь и не скупитесь, даже если собственное настроение никуда… (кстати, это и средство его улучшить!) Ваше доброе слово, объятие, поцелуй, ласковый взгляд - подпитка душевная на весь долгий и трудный день, не забудьте!… И на ночь - не отпускайте во тьму без живого знака живой любви…

 

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С ПОДРОСТКОМ



Предварительный просмотр:

Признаки  (индикаторы) готовящегося суицида

Особенности поведения

- любые внезапные непонятные изменения в поведении;

- безрассудные поступки, связанные с риском для жизни

- высокая импульсивность

- уход «в себя», от общения или, наоборот, активное стремление к общению с окружающими

- общая заторможенность, бездеятельность (все время лежит на диване) или, напротив, двигательное возбуждение

- употребление алкоголя и других ПАВ

 - враждебное отношение к окружающим

- раздаривание вещей и пристраивание домашних животных

- утрата интереса к тому, что раньше было значимо

- самоизоляция в урочной и внеклассной деятельности

- ухудшение работоспособности

- небрежное отношение к своим школьным принадлежностям (при том, что ранее было другое)

-  частые прогулы (отсутствие на определенных уроках)

Эмоциональные проявления

- сниженное настроение, заторможенность, тоска

- переживание горя

- выраженная растерянность, чувство вины, безысходности, страхи и опасения

- переживание неудачи, собственной неполноценности, малозначимости

-повышенная раздражительность, слезливость, капризность

- тихий монотонный голос или, напротив, экспрессивная речь

- тоскливое выражение лица, бедность мимики

- резкие и необоснованные вспышки агрессии

Словесные (непосредственные высказывания и записи на страничке в соц.сетях)

- о бессмысленности жизни вообще и своей, в частности, пессимизм, невидение перспектив

- о чувстве беспомощности, вины («Я никому не нужен…Всем только мешаю»)

- собственной ненужности, никчемности («Я ничтожество! Ничего собой не представляю!», «Я – тварь. Всем приношу несчастья…»)

- шутки о желании умереть («Никто из жизни еще живым не уходил!»)

- сообщения о плане, способе самоубийства, о приобретении средств самозащиты

- фразы, связанные с прощанием с жизнью («Последний раз встречаемся…, смотрю любимые фотографии…»)

Особенности внешнего вида и продуктов деятельности

- изменение внешнего вида

- безразличие к своей внешности, преобладание мрачных (серых, черных) цветов в одежде и на страничке в соцсетях

- использование символики смерти в татуировках, аватарке, рисунках (кресты, черепа, надгробия; атрибуты и орудия смерти; символы смерти (круг, вписанный в треугольник, разделенный вертикальной линией)

- интерес к неформальным объединениям (готы, эмо), сайтам с суицидальной направленностью («прах»)

- рисунки по теме смерти на последних страницах тетрадей

- тема одиночества, кризиса, утраты смысла в сочинениях на свободную тему или в размышлениях на уроках гуманитарного цикла

Физические проявления

- жалобы на плохое самочувствие, ощущение физического дискомфорта в различных частях тела при видимом отсутствии болезней (головные боли, чувство нехватки воздуха, боли в груди, сухость во рту, боли в животе)

- запоры, диарея, потеря или чрезмерное усиление аппетита

- бессонница или, наоборот, сонливость, отсутствие чувства отдыха после сна