Авторские программы
Азбука добра 1 класс
Энциклопедия дружбы 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Азбука добра 1 класс | 111 КБ |
Страница рабочей тетради Энциклопедии дружбы | 56 КБ |
Пояснительная записка к Энциклопедии дружбы | 59.5 КБ |
Занятие 1 Энциклопедии дружбы | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к курсу «Азбука добра»
«Добрая привычка – это нравственный капитал,
который растет беспрестанно,
процентами с него
человек пользуется всю жизнь»
К. Д. Ушинский
Формирование личности человека происходит в конкретном образовательном пространстве. Сущность образовательного пространства определяется через философское понимание смысла пространства вообще, представляющего собой соединение сред, находящихся в отношениях и связях между собой, образующих целостность и единство. К числу ведущих сред образовательного пространства мы относим следующие: культуросообразная среда; обучающая среда; здоровьесберегающая среда; психокоррекционная среда; креативная среда; информационная среда; коммуникативная среда, художественная (в том числе музыкальная) среда. Анализ практики показывает, что независимо от того, на что направлена та или иная среда её содержание базируется на нравственности. При этом нравственность выступает тем интегрирующим началом, способным систематизировать все аспекты базовой культуры личности в условиях функционирования образовательного пространства.
Нравственность как философская категория мыслителями разных веков трактовалась по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства… Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут человека справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями”.
В кратком словаре по философии понятие нравственности отождествлено с понятием мораль.
Мораль (латинское mores-нравы) – нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом).
В этическом словаре под моралью, или нравственностью понимается специфическая форма общественного сознания, которая представляет собой совокупность принципов, требований, норм и правил, регулирующих поведение человека во всех без исключения сферах его общественной и личной жизни, его отношение к обществу, к той социальной группе, представителем которой он является, к себе как к члену данного общества, а также к выполнению возложенных на него социальных обязанностей.
На современном этапе нравственность рассматривается как социальный закон, регулирующий взаимоотношения людей между собой; как способ найти компромисс среди совершенно разных людей; как механизм построения оптимистичного будущего с общечеловеческим содержанием.
Образовательное пространство, в свою очередь, является моделью общества, в которую погружается школьник, переступая порог гуманитарной гимназии. Формирование нравственности процесс длительный и весьма сложный. Поэтому никто из ученых не призывает сформировать её на уроке чтения, музыки или любом другом уроке в гимназии. Так как доказано жизнью, одно знание нравственных законов, а не следование им, не позволяет относить того или иного человека к категории нравственных людей. Поэтому, в условиях образовательного пространства гуманитарной гимназии необходимо последовательное решение следующих воспитательных задач:
- выработка нравственного сознания, включающего устойчивые нравственные убеждения, понятия;
- развитие глубоких нравственных чувств;
- формирование навыков поведения.
Остановимся на содержании основных понятий.
Нравственное сознание- отражение в сознании человека принципов нравственности, т.е. норм поведения, регулирующих отношение людей друг к другу и к обществу. Нравственное сознание выражается в форме нравственных понятий и убеждений. Важнейшими нравственными понятиями являются добро, долг, справедливость, совесть, честь, счастье. Содержание нравственного понятия связано с оценкой и поступка, и его мотива.
Нравственные чувства – переживание человеком своего отношения к поступкам и действиям, регулируемыми нормами нравственности. Нравственные чувства наряду с интеллектуальными и эстетическими относятся к высшим чувствам, наиболее богатым по содержанию и сложным по структуре. К сфере нравственных чувств относятся: сопереживание, сочувствие, эмпатия, чувства долга, ответственности за результаты своей деятельности, честь, ответственность за свое поведение и т. д.
Поведение, обусловленное нравственными нормами и принципами, регулирующими отношения людей в обществе, принято считать нравственным поведением. Важнейшим условием воспитания нравственного поведения является формирование нравственного сознания, нравственных понятий, нравственных чувств. Из определений нравственных понятий вытекает взаимосвязь и взаимозависимость задач нравственного воспитания.
При включении школьников в образовательное пространство гуманитарной гимназии, содержание деятельности его субъектов сориентировано на следующие направления:
- раскрывать учащимся содержание общечеловеческих нравственных ценностей и обосновывать их значение для общества в целом и для личности каждого ученика в отдельности;
- добиваться превращения общественных норм и правил поведения в глубокие личные убеждения учащихся, в их действенно – волевую сферу;
- прививать школьникам добросовестное и постоянное выполнение нравственных норм и правил поведения дома, в школе, в общественных местах;
- воспитывать невосприимчивость к аморальному поведению в учебной, трудовой, общественной деятельности, в личных делах и поступках учащихся.
Каждое из указанных направлений выполняет определенные функции, а в совокупности они раскрывают технологию воспитания у младших школьников целостной системы нравственных ценностей. В каждом конкретном случае могут взаимодействовать разные стороны процесса: нравственное просвещение, убеждение и приучение, возможно равномерное взаимодействие всех сторон воспитания.
Дальнейшее развитие человека невозможно без осознания себя как носителя нравственности. Сначала нравственные действия дети осуществляют по внешнему побуждению. Оно исходит от субъектов образовательного пространства (их требования, авторитет, оценки), от мнения сверстников (соревновательный аспект), диктуется общественным мнением. А далее внешние побудители переходят в стадию действия по внутренним побуждениям – мотивам и определяются интересом, ответственностью, любознательностью, самоутверждением и т.д. Это процесс отражает этап личностного становления ребенка, когда зарождается внутренняя мотивация.
При этом сам ребенок выступает активным субъектом образовательного пространства. Он, согласно концепции Н.Е.Щурковой, вступает в целенаправленно организованное взаимодействие с миром во всем его многообразии: природой, наукой, производством, искусством, а также вещами и предметами, их окружающими, и, главное, людьми. Это взаимодействие с окружающим миром осуществляется через организацию основных видов деятельности школьника: познавательную, трудовую, художественную, спортивную, общественную, ценностно-ориентировочную, коммуникативную.
Эффективность данного взаимодействия зависит от осмысленного наполнения педагогом всех видов деятельности нравственным содержанием, погружения школьника в систему истинно нравственного взаимодействия.
Все вышесказанное послужило основанием для разработки и апробации факультативного курса «Азбука добра» для учащихся 1 классов гуманитарной гимназии. Данный курс является пропедевтическим в целостной системе нравственного воспитания гуманитарной гимназии.
Авторский коллектив выражает благодарность Литяйкиной Ольге Геннадьевне, зав. кафедрой педагогики, психологии и управления образованием, канд. пед наук, доценту, Приходченко Татьяне Николаевне, канд. пед. наук, доценту кафедры педагогики дошкольного и начального образования, Вальчук Елене Васильевне канд. пед. наук, доценту кафедры дошкольного и начального образования Мордовского РИО за поддержку проекта.
Целью курса является формирование у младших школьников систематических первичных представлений о нравственности в рамках освоения понятий “добро - зло” и общего знакомства с группой нравственных понятий о правде, честности, справедливости и других в процессе изучения правил поведения.
Средства достижения цели: интегрированный подход к обучению, фантазирование, аудио сопровождение, просмотр видеофильмов. Основные формы подачи материала могут быть разными: игра-путешествие, телепередача, сообщение сказочных героев, пресс-конференция, комбинированный урок.
Основной принцип построения программного материала - последовательное обучение детей нормам нравственности, познания и самосовершенствования своей личности. Внутри программы каждый раздел имеет сквозную идею (Этика приветствия; Этика отношений с окружающими; Этика поведения), в логике которой выстраиваются все темы занятий. Последняя тема каждого раздела – своеобразное подведение итогов, анализ нравственных знаний, умений и навыков, приобретенных детьми.
Поскольку этический курс - занятие не совсем обычное, обращенное в первую очередь к внутреннему миру ребенка, занятия не могут вестись только традиционными методами. Помимо беседы, обсуждения на занятиях, диалогов необходимы работа в группах, игры, решения моральных дилемм и т.д.
Занятия курса «Азбука добра» рассчитаны на то, чтобы для ребенка стали естественными и органичными проявления великодушия, порядочности, благородства и неприемлемыми – лживость, предательство, высокомерие, грубость. Систематические занятия дополняются внеклассной деятельностью детей, ориентированной на их участие в этическом общении, взаимодействии.
Согласно представленной программе для первого класса предлагается занятия, которые проводятся один раза в неделю по 35 мин. Их содержание строится по концентрическому принципу. Оно углубляется и расширяется с опытом учащихся.
Первый раздел курса «Азбука добра» посвящен основам этики общения. Его педагогическая задача – формировать у младших школьников этические основы общения; уважение, доброжелательность по отношению к людям.
Второй раздел курса называется «Добро и зло». Он предусматривает ознакомление детей с нормами нравственности в диапазоне «добра и зла» в отношениях с окружающими людьми – в школе, на улице, в семье, с соседями и т. д. У младших школьников формируется эмоциональная отзывчивость на переживания другого человека, уважение к старшим и младшим.
Третий раздел курса посвящен этикетным формам поведения в школе, театре, музее, дома, на улицах города. Дети знакомятся с правилами поведения, основанными на нравственных законах. Построение поведения в соответствии с правилами позволяет младшему школьнику быстрее включиться в мир гимназического сообщества.
Четвертый раздел «Жизнь по законам добра» посвящен этике отношений в школьном и классном коллективе. Дети с помощью педагога анализируют различные жизненные ситуации, проблемы многообразной деятельности коллектива, собственные поступки. Овладение нормами нравственной культуры пробуждает у школьника интерес к своей внутренней жизни, вызывает потребность в самооценке, в сопоставлении себя с другими людьми.
Пятый раздел «Добро побеждает зло» является системообразующим разделом, позволяющим обобщить накопленный нравственный опыт в течение первого года изучения факультативного курса. Практическими показателями усвоения нравственных знаний, умений и навыков является характер отношений в коллективе первоклассников и вне его, нравственная мотивация поведения, эмпатия.
Занятия курса «Азбука добра» проходят в увлекательной форме, они эмоциональны, разнообразны по выбранным формам и методам. Дети играют, поют, ставят небольшие театральные сценки, состязаются в знании нравственных пословиц и поговорок. Занятия рассчитаны не на морализаторское воздействие, а на живое и непосредственное включение ребенка в мир добрых отношений и добрых дел.
Программа курса «Азбука добра» получила высокую оценку на экспертном совете Мордовского Республиканского института образования и была рекомендована для школ Республики Мордовия.
Остановимся подробнее на содержании занятий курса
№ урока | Тема занятия |
Этика приветствия | |
1 | Здравствуй, гимназия! |
2 | Добрые традиции гимназии |
3 | Доброе утро, учитель! |
4 | Здравствуйте, ребята! |
Добро и зло | |
5 | Ежели вы вежливы |
6-7 | Почтение родителей – уважение себе |
8 | Старших надо уважать, малышей – не обижать |
9 | Доброе слово, что ясный день |
Энциклопедия этикета | |
10 | 1 Б идет в школу |
11 | 1 Б идет в столовую |
12 | 1 Б идет в библиотеку, медпункт |
13 | 1 Б идет в театр (театральный этикет) |
14 | 1Б идет на экскурсию |
15 | 1 Б идет домой (повседневный этикет) |
16 | 1 Б идет по городу |
Жизнь по законам добра | |
17 | Узнай себя. Из чего сделаны девчонки? Из чего сделаны мальчишки? |
18 | Ладушки – ладошки (мой сосед по парте) |
19 | Раздели печаль и радость другого |
20 | Жить – Родине служить |
21 | Если радость на всех одна |
22 | Мама, я могу быть волшебником! |
23 | Самый «классный» класс |
24 | Мы соберем большой хоровод (подарок коллективу) |
Добро побеждает зло | |
25 | Сказка ложь, да в ней намек! (путешествие в волшебную страну) |
26 | Нам счастья не сулит обида чья-то |
27 | Мы рисуем добро |
28 | 1 Б несет добро детям |
29 | 1 Б несет добро бабушкам и дедушкам |
30 | 1 Б несет добро нашему городу |
31-33 | Добро, что солнце (итоговые занятия) |
Раздел 1. Этика приветствия
Задачи раздела
- формировать представление у младших школьников об этикетных формах приветствия;
- способствовать успешной адаптации и социализации первоклассников в условиях гуманитарной гимназии;
- освоение кодекса гимназиста как совокупности нравственных правил.
Содержание деятельности
В рамках этого раздела содержание деятельности включает
- обучение умению общаться в коллективе, вести диалог; употреблять вежливые формы приветствия; пользоваться различными средствами выразительности речи;
- формирование коммуникативных навыков.
Содержание проблемы
Актуальным вопросом является формирование умения толерантного межличностного общения. Согласно возрастным особенностям, со сменой ведущего вида деятельности первоклассник испытывает затруднения в выборе форм приветствия, прощания, не знает, как вести себя во время разговора, не может умело пользоваться громкостью, темпом речи. При этом вежливое общение нами рассматривается как нравственная основа построения отношений в детском коллективе.
Формы реализации
- беседы,
- игры,
- викторины,
- игры-путешествия,
- конкурсы чтецов,
- конкурсы рисунков.
Учащиеся должны знать и уметь:
- употреблять слова приветствия, прощания, обращения с просьбой, выражать слова благодарности;
- правильно вести себя во время беседы;
- умело использовать темп, тон, громкость речи, мимику и жесты;
- вести объяснение и доказывать правильность своей точки зрения.
Раздел 2. Добро и зло
Задачи раздела
- Воспитание добрых качеств личности как определяющих в повседневном поведении отношение детей к другим людям (уважение, доброжелательное отношение к каждому);
- осуществление взаимосвязи представлений детей о добре и зле, полученных при изучении раздела программы, с повседневной жизнью, формирующей опыт нравственного поведения.
В содержание деятельности по этому разделу входит формирование у детей нравственных представлений в диапазоне «добра и зла», реализация добрых дел по отношению к окружающим людям – в школе, на улице, в семье, с соседями и т. д. Формирование эмоциональной отзывчивости на переживания другого человека, уважение к старшим и младшим.
Содержание проблемы
Добрый поступок - это основа нравственности. Формирование нравственности необходимо начинать с противопоставления добра и зла в жизни человека и анализа последствий их проявления. Мотивация поступка как фактор анализа намерений ребенка (мотив- добро, поступок-зло..?)
Формы реализации
- беседы,
- игры,
- викторины,
- игры-путешествия,
- конкурсы чтецов,
- конкурсы рисунков.
Учащиеся должны знать и уметь:
- знать существенные признаки, отличающие добрых людей от злых;
- употреблять добрые слова в обращении с людьми;
- учить делать добро и не совершать злых поступков;
- уметь анализировать свое поведение и поведение других детей с точки зрения добра и зла;
- уметь проявлять знаки уважения и любви к родителям, родственникам и заботиться о них.
Раздел 3. Энциклопедия этикета
Задачи раздела
- формировать представление у младших школьников о поведении в общественных местах (школе, столовой, библиотеке, театре, церкви, такси, магазине, транспорте и т.д.);
- изучить существующие виды этикета;
- формировать навыки поведения в общественных местах в соответствии с изученным сводом законов этики.
Содержание деятельности
Формирование навыков нравственного поведения при посещении театра, библиотеки, медпункта, столовой. Поведение на улицах города, в транспорте, в лифте. Этикетные формы поведения гимназиста. Этикет для мальчиков. Этикет для девочек.
Содержание проблемы
Под этикетом в широком смысле понимается совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям, формы обращения и приветствий, нормы поведения в общественных местах, манеры и одежда. Этикет – это форма поведения, обхождения, правил учтивости, принятые в данном обществе. Задача учителя посредством занятий данного раздела формировать у младших школьников целостное представление об этикете и побуждать желание соблюдать его законы.
Формы реализации
- беседы,
- игры,
- викторины,
- игры-путешествия,
- конкурсы чтецов,
- конкурсы рисунков.
Учащиеся должны знать и уметь:
- знать существующие виды этикета, взаимосвязь этикета и культуры общения;
- иметь представление о приличиях и манерах поведения;
- уметь адекватно применять правила этикета в зависимости от сложившейся ситуации.
Раздел 4. Жизнь по законам добра
Задачи раздела
- вооружить младших школьников знаниями о морали и целесообразности соблюдения нравственных норм;
- формировать потребности и мотивы нравственного поведения у младших школьников;
- обогатить эмоциональный мир детей путем вовлечения их в разнообразную этико-ориентированную деятельность;
- научить проявлять сильные стороны характера, понимать себя и других, сочувствовать, сопереживать.
Содержание деятельности
Основное содержание деятельности – осмысление необходимости понимать других, сочувствовать человеку, сопереживать ему.
Исходное положение: в школе учащиеся не только получают знания, но и учатся жить, здесь формируются базовые нравственные качества.
Содержание проблемы
Ученик и школьный коллектив. Интересы личные и коллективные. Знания в жизни человека. Младший школьник в семье. Поведение и действия достойного сына, дочери.
Формы реализации
- конкурс знатоков;
- беседа;
- игра с последующей рефлексией;
- день добрых сюрпризов;
- конкурс рисунков;
- смотр талантов.
Учащиеся должны знать и уметь:
- Приобрести нравственный опыт общения с людьми;
- уметь проявлять сильные стороны характера;
- уметь выполнять роль хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу;
- осознавать роль сына или дочери, которые помогают старшим, берегут покой родителей, заботятся о своей семье.
Раздел 5. Добро побеждает зло
Задачи раздела
- сформировать твердое убеждение у младших школьников о непременной победе добра над злом;
- формировать представление о силе добра и его нравственном потенциале;
- обогатить эмоциональный мир детей путем вовлечения их в разнообразную этико-ориентированную деятельность;
- научить проявлять сильные стороны добрых качеств, видеть проявления добра в других людях.
Содержание деятельности
Основное содержание деятельности – осмысление необходимости проявлять только добрые чувства, это позволит ребенку чувствовать себя победителем в любой жизненной ситуации.
Содержание проблемы
Противостояние добра и зла. Дороги добра и дороги зла. Эмоциональное удовлетворение от осуществления доброго поступка. Психологический дискомфорт при проявлении злости и безнравственности.
Формы реализации
- конкурс знатоков;
- беседа;
- игра с последующей рефлексией;
- день добрых сюрпризов;
- конкурс рисунков;
- смотр талантов.
Предполагаемый результат:
- приобретение опыта доброго общения с людьми;
- проявление сильных добрых сторон характера;
- возникновение устойчивого желания совершать добрые поступки;
- построение жизни коллектива по законам победы добра над злом.
Учащиеся должны знать и уметь:
- равноправно общаться, считаясь с интересами других;
- отстоять своё мнение;
- проявлять силу воли и характер в трудных ситуациях;
- расширять круг интересов, способностей и увлечений;
- самостоятельно регулировать отношения с детьми в коллективе.
Предварительный просмотр:
Занятие 1
Тема «Дорогой дружбы»
Остров 3
Старт
Остров1
Остров 4
Остров 2
Остров 5
Задание 1. Расшифруйте послание жителей этих островов.
Из букв составьте слово.
«погимоте» - _________________________________
Остров 1. Жители не умеют здороваться, не знают, как приветствовать друг друга. Нужна помощь.
Разыграйте ситуации приветствия:
1 ряд (команда)- ученик-ученик, ребенок-ребенок
2 ряд (команда)- ученик-учитель, ребенок-взрослый
3 ряд (команда)- ребенок – родитель.
Остров 2. Жители забыли все «вежливые слова» и грустно ждут помощи. Помоги вспомнить, запиши слова.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Остров 3. Жители грустят оттого, что не могут разгадать кроссворд. Помоги им и узнай доброе слово.
1 | |||||||||||
2 |
| ||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
6 | |||||||||||
7 |
1. Два человека, связанные друг с другом добрыми отношениями.
2. Хранилище книг и журналов
3. «Волшебное» слово благодарности
4. Это слова произошло от слова «красный»
5. Животный и растительный мир (одним словом)
6. «Волшебное» слово приветствия 7.Место в школе, где встречаются друзья
Остров 4 . Вспомни и спой песенки о дружбе
Остров 5. Жители этого острова не знают, как просить прощения и извиняться. Помоги им. Запиши слова извинения
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2 Расшифруй запись
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
л | з | и | б | д | а | в | р | т | с | о |
11 | 10 | 9 | 8 | 11 | 7 | 6 | 5 | 11 | 4 | 8 | 6 | 3 | 2 | 1 | 6 | |||
Рефлексия
Я знаю, что____________________________________________________________
Я умею _______________________________________________________________
Я хочу_________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к курсу «Энциклопедия дружбы»
"В воспитании человека важно добиваться,
чтобы нравственные и моральные истины были
не просто понятны, но и стали бы целью жизни
каждого человека, предметом собственных
стремлений и личного счастья".
Свадковский И.Ф.
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Именно учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.
Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.
Пути решения проблем нравственного воспитания могут осуществляться как в процессе специального обучения, так и в свободное время могут быть использованы этические диалоги, нравственные беседы, методика «Этического заряда», коммуникативные упражнения.
Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений учащихся, независимо от содержания, методов, форм воспитательной работы. Процесс воспитания, направленный на развитие всех, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого, исходя из индивидуальности.
В воспитании любого нравственного качества применяются различные средства воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных на формирование нравственных суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы, диспуты по этическим проблемам. Особенность проведения этических бесед, диспутов о морали заключается в том, что они не в коем случае не должны переходить в назидательность, в беседе должны содержаться как можно больше обсуждений с детьми жизненных ситуаций, имеющих нравственное содержание. Темы бесед зависят от возрастных особенностей детей, уровня нравственной подготовленности.
Знание моральных норм есть предпосылка нравственного поведения, но одних знаний недостаточно. Критерием нравственного воспитания могут быть только реальные поступки детей, их побудительные мотивы. Желание, готовность и способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только в процессе длительной практики самого ребенка, только упражняясь в нравственных поступках.
Слово учителя - своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя. Самопознанию, самоусовершенствованию, умению остаться один на один с собственной душой, посвящена работа педагога, его специальные занятия.
Учебно-методический комплекс «Энциклопедия дружбы», реализуемый в рамках этической системы «Воспитание сердца», представляет собой факультативные занятия для учащихся второго класса, направленные на формирование дружбы как общечеловеческой ценности и нравственного качества, способствующего построению системы нравственных отношений в коллективе младших школьников и в обществе.
Представленный курс является логическим продолжением Учебно-методического комплекса «Азбука добра», разработанного для первого класса, опирается на знания о добре как нравственной категории. Программа и методические рекомендации курса «Энциклопедия дружбы» включают в себя, кроме содержания факультативных занятий и методических рекомендаций по их проведению, рабочую тетрадь. Рабочая тетрадь представляет собой рефлексивный, познавательный материал, содержащий игры, головоломки, рисунки, тесты, позволяющий психологически грамотно подготовить детей к освоению и интериоризации нравственного значения категории «дружба».
Мы призываем своих воспитанников, быть правдивыми и откровенными с самим собой, ставить такую цель в жизни, для достижения которой надо было решить задачи, которые соответствуют правилам морали, и никогда не противоречат истинным этическим нормам.
Учитель начальных классов, используя предложенную программу, методические рекомендации и рабочую тетрадь, может решать воспитательные, этические задачи, формировать нравственный опыт в непринужденной, демократической, творческой атмосфере психологического комфорта.
В процессе реализации курса будут реализованы следующие направления:
1. Возрождение духовно-нравственных ценностей.
2. Формирование нравственных основ личности.
3. Формирование гуманистического отношения к окружающему миру.
4. Изучение приоритетных жизненных ориентиров и нравственных ценностей младших школьников.
5. Формирование внутренней потребности к самосовершенствованию.
6. Расширение культурного кругозора, развитие культуры этического мышления, способности морального суждения и оценки, умения самостоятельно принимать решение в ситуации нравственного выбора.
Основные направления и содержание деятельности
Учебная деятельность
Построение системы нравственных межличностных отношений на основе дружбы и взаимопонимания в процессе проведения факультативных занятий и во время перемены.
Внеурочная деятельность
1. Внеклассные мероприятия
2. Нравственные беседы и этические диалоги
3. Практические занятия, направленные на приобретения нравственного опыта
Программа предназначена для учащихся 2 классов и рассчитана на один года, 34 часа (1 раз в неделю).
Содержание занятий курса
№ урока | Тема занятий |
1 | Дорогой дружбы |
2 | Индикатор доброты (тестирование) |
3 | Острова добра и зла |
4 | Река Культуры, болото Бескультурья |
5-6 | Экскурсия в поисках культуры и бескультурья |
7 | По лесным дорожкам |
8 | Восхождение на пик Добра |
9 | Путешествие на архипелаг Дружбы. Остров Взаимопомощи |
10 | Остров Сочувствия |
11 | Остров Любви и Ненависти |
12 | Остров Доверия |
13 | Остров Согласия |
14 | Остров Уважения |
15-16 | Голоса добра и любви (концерт для ветеранов) |
17 | Остров Дружбы. Город Дружбы |
18 | Я - друг |
19 | Близкий друг |
20 | Друзья в классе |
21 | Школьные друзья |
22-23 | В поисках истины, добра и красоты (праздничный концерт ко дню Гимназии) |
24 | Мой друг - учитель |
25 | Друзья во дворе |
26 | Если с другом вышел в путь |
27 | Мои друзья - родители |
28 | Вселенная друзей. Республика Мордовия |
29 | Вселенная друзей. Россия – родина моя |
30 | Вселенная друзей. Планета Земля |
31 | Вселенная друзей. Вселенная |
32 | Дружить – это… (тестирование) |
33-34 | Дорогами «Энциклопедии дружбы» (праздничный концерт) |
Предварительный просмотр:
Занятие 1(вводное)
Тема: «Дорогой дружбы»
Цель: опираясь на знания, полученные в первом классе, познакомить младших школьников с новым нравственным маршрутом – дорогой дружбы; формировать дальнейшее представление о значимости нравственных качеств
Проект занятия:
- Организация класса
- Вступительное слово учителя
- В прошлом году мы долго и много говорили о том, что такое добро и зло, учились различать эти понятия, быть вежливыми друг с другом, в школе и дома, учились поступать красиво и правильно.
- Постановка целей и задач
- В этом году нас ждет не менее занимательное и поучительное путешествие. Мы отправимся «Дорогой дружбы». В пути нам встретятся веселые приключения, сложные препятствия, и только от нас будет зависеть, преодолеем ли мы их с честью, сможем ли мы заглянуть в «Энциклопедию дружбы».
- Сообщение темы занятия
- Чтобы открыть первую страницу «Энциклопедии дружбы» нам необходимо получить путевые листы (раздаются тетради).
- Работа в тетради
Урок1 (перед глазами карта)
Задание 1. Расшифруйте послание жителей этих островов. Из букв составьте слово.
«погимоте» - помогите
- Это крик о помощи. Разве мы останемся равнодушными? Поможем?
- Итак, наше путешествие начинается.
Остров 1. Жители не умеют здороваться, не знают, как приветствовать друг друга. Нужна помощь.
Разыграйте ситуации приветствия:
1 ряд (команда)- ученик-ученик, ребенок-ребенок
2 ряд (команда)- ученик-учитель, ребенок-взрослый
3 ряд (команда)- ребенок – родитель.
(обсуждение ситуаций, раскрашивание острова в яркие цвета)
- Замечательно, теперь я вижу, что вы помните наши уроки, движемся дальше.
Остров 2. Жители забыли все «вежливые слова» и грустно ждут помощи. Помоги вспомнить, запиши слова в тетрадь
- Давайте посмотрим, ребята, кто больше слов вспомнил, (дети зачитывают слова и соревнуются в их количестве).
- И этот остров стал добрее и вежливее, можно и его закрасить ярким цветом.
Остров 3. Жители грустят оттого, что не могут разгадать кроссворд. Помоги им и узнай доброе слово.
Кроссворд
1д | р | у | з | ь | я | ||||||
2б | и | б | л | и | о | т | е | к | а |
| |
3с | п | а | с | и | б | о | |||||
4к | р | а | с | о | т | а | |||||
5п | р | и | р | о | д | а | |||||
6з | д | р | а | в | с | т | в | у | й | ||
7к | л | а | с | с |
1. Два человека, связанные друг с другом
добрыми отношениями.
2. Хранилище книг и журналов
3. «Волшебное» слово благодарности
4. «… - спасет мир»
5. «Живая» и «Неживая» окружает нас
6. «Волшебное» слово приветствия
7. Место в школе, где встречаются друзья
- Замечательно, вы разгадали кроссворд и помогли жителям отгадать зашифрованное слово. Прочитаем его. Как вы думаете, какого цвета доброта? Закрасьте этот остров.
- Динамическая пауза
Остров 4 . Вспомни и спой песенки о дружбе (желательно заранее заготовить несколько, дети могут двигаться под музыку)
- Продолжение работы над темой
Остров 5. Жители этого острова не знают, как просить прощения и извиняться. Помоги им. Запиши слова извинения в тетрадь.
- И этому острову мы подарили свои знания и доброту. Раскрасим его
- Подведение итогов занятия
- Ребята, покажите мне и своим товарищам ваши работы. Нравятся вам цвета, в которые мы раскрасили острова? Почему? Какие эмоции и чувства вы испытали?
- Хотите ли вы продолжить путешествие по «дороге дружбы» и узнать, куда мы отправимся на следующем занятии? Тогда расшифруйте запись в тетради
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
л | з | и | б | д | а | в | р | т | с | О |
11 | 10 | 9 | 8 | 11 | 7 | 6 | 5 | 11 | 4 | 8 | 6 | 3 | 2 | 1 | 6 | |||
о | с | т | р | о | в | а | д | о | б | р | а | и | з | л | а |
Рефлексия (проводится каждый урок, записывая в тетради)