Непрерывное образование в детском саду и школе
В данном разделе представлен материал по проблеме преемственности между дошкольным учреждением и начальной школой в вопросах комплексной подготовки к школе. Готовность ребенка определяется не только интеллектуальной, но и социально-личностной, эмоциональной и мотивационной готовностью.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: ПРЕЕМСТВЕННЫЕ СВЯЗИ ДОУ, ГИМНАЗИИ, РОДИТЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ, КАК ЗАЛОГ НЕПРЕРЫВНОГО КАЧЕСТЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Иконникова Т.С., учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия № 2» ЕМР РТ
Сергеева Е.А., воспитатель 1 категории
МБДОУ д/с № 14 «Звездочка» ЕМР РТ
«Школьное детство никогда не начинается на пустом месте…» -
Л.С. Выготский.
Актуальность. Анализ литературы по проблемам обеспечения непрерывности образовательного процесса показал, что должно быть грамотное взаимодействие между сферами дошкольного и школьного образования, обеспечение между ними преемственности образовательных целей и задач. При этом изменяется ведущий тип деятельности, могут меняться формы и методы обучения, к ребенку предъявляются иные требования, но главное остается неизменным – это единство образовательного процесса на всех возрастных ступенях. Гармоничное развитие личности начинается в детском саду и продолжается в школе. Необходимо обеспечить согласованность с учетом единой системы планирования взаимодействия школы и детского сада, наладить тесное сотрудничество воспитателей и педагогов начального звена, родителей и воспитанников (будущих первоклассников).
Цель: Выстроить взаимодействие начальной школы и детского сада, как системы образовательных институтов, в вопросе роста образовательного потенциала личности ребенка.
Объект: Процесс осуществления личностной, социально-психологической, психомоторной, интеллектуальной и эмоционально-волевой готовности ребенка к школе.
Предмет: специфика осуществления готовности в условиях взаимодействия детского сада и школы.
План работы:
- Диагностика мотивационной готовности к школе воспитанников подготовительной группы МБДОУ д/с № 14 «Звездочка».
- Взаимодействие детского сада и начальной школы: проведение совместных мероприятий, работа с детьми, в том числе, для снятия внутреннего напряжения перед неизвестностью (школой), консультация родителей по вопросам адаптации к школе, предъявляемым требованиям к будущим первоклассникам и т.д.
- Мониторинг результатов совместной деятельности, оценка их эффективности с точки зрения преемственных связей ДОУ и школы.
На первом этапе совместной работы была проведена диагностика сформированности элементов внутренней позиции школьника. Дл этого использована методика Т.А. Нежновой «Беседа о школе» [1, c.8]. Цель: выявить уровень мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе, сформированность внутренней позиции школьника и характер ориентации на школьно-учебную деятельность. Результаты исследования на рисунке 1.
Рис. 1 Сформированность элементов внутренней позиции школьника
Исследование показало низкий уровень понимания необходимости учения, а также выявило необходимость формирования интереса к учебным видам деятельности. На основании полученных результатов был разработан план мероприятий.
Второй этапы включает реализацию форм преемственной связи и направлен на формирование внутренней позиции школьника, эмоциональной и интеллектуальной готовности к школе.
1. На базе МБОУ «Гимназия № 2» учитель, который будет набирать первоклассников, начиная с декабря предшествующего года, проводит занятия в рамках «Школы будущих первоклассников» по субботам для воспитанников подготовительных групп. В нашем случае, учитель выходит на связь с воспитателем, приходит на родительское собрание, знакомится, приглашает детей на занятия.
2. Со своей стороны педагог дошкольного учреждения проводит анкетирование родителей, на тему «Готовность к школьному обучению детей и родителей», результаты которого интерпретирует совместно с учителем. Так, в 2019-20120 учебном году, по результатам анкетирования было выявлено, что большинство родителей недооценивают значимость мотивационной готовности к школе. Поэтому в практику взято обязательное проведение тематических родительских собраний, консультаций, разработаны памятки-буклеты на тему «Психологической поддержки родителей в подготовке ребенка к школе». Кроме того, в детском саду работает почта, куда родители могут обратиться с интересующими вопросами по школьному обучению. Ответы на свои вопросы родители могут получить на следующем родительском собрании.
3. Сергеева Е.А. (воспитатель) организовала предметно-развивающую среду в своей группе, выделив в ней «Уголок первоклассника» для организации сюжетно-ролевой игры «Школа». Что позволяет детям психологически готовиться к школе. Они проигрывают новые для себя роли, знакомятся с новыми обстоятельствами. Педагог проводит беседы, направленные на формирование положительного эмоционального отношения к школе.
Рекомендации: Необходимо включить чтение литературы о школе: стихотворения, рассказы, устные самостоятельные рассказы воспитателя о школе, сюжетно-ролевые и театрализованные игры. Взрослый может рассказать что-то из личного опыта. Необходимо выслушать ребят, хотят ли они сами в школу, может быть есть какие-то волнения и переживания. Если у кого-то из детей есть старшие братья или сестры, которые ходят в школу, можно их пригласить и попросить поделиться впечатлениями, историями. Также можно пригласить выпускников детского сада, обучающихся в начальном звене, их впечатления, истории, события. Можно организовать экскурсию в школу. Сбор информации, впечатлений и историй должен заканчиваться беседой с углубленным характером, для того чтобы формировать правильное представление о школе и учебной деятельности.
4. В предшествующий год учитель посещала занятия детей подготовительной группы. Анализировали их совместно с воспитателем. Также приглашала детей в школу на урок-игру. Однако, современная ситуация в мире (пандемия) вносит свои требования. В этом году мы предлагаем следующую форму работы (см. конспект «Школа ждет тебя, чудесный ребенок»).
На третьем этапе для изучения сформированности мотивационного компонента и изменения его уровня с момента диагностики его на первом этапе, вновь было проведено исследование с помощью методики Т.А. Нежновой «Беседа о школе».
Цель: оценка динамики изменений уровня мотивационной готовности воспитанников ДОУ в результате взаимодействия ДОУ и начального звена гимназии, реализации форм преемственных связей.
Рис.2 Сформированность элементов внутренней позиции школьника на контрольном этапе
На рисунке 2 прослеживается динамика развития мотивационной готовности дошкольника по каждому элементу внутренней позиции школьника. Это доказывает необходимость обеспечения преемственности между ступенями образования (ДОУ и начальной школой) при подготовке к школе, подчеркивает значимую роль непрерывного образования.
Выводы
Подготовка к школе заключается не только в интеллектуальном развитии ребенка (освоении определенных ЗУН), но необходимо создать условия комфортного перехода дошкольника в мир первоклассника. Здесь важно сформировать внутреннюю позицию школьника, мотивационную готовность к обучению. Она формируется за счет использования таких инструментов как:
– стимуляция интереса к новым знаниям;
– формирование навыков поиска интересующей информации в книгах, журналах и справочниках;
– объяснение, с использованием примеров, общественной значимости школьного учения и ее осознание ребенком;
– формирование умения сравнивать результаты своей работы с образцом и видеть свои ошибки;
– поощрение стремления к успеху и формирование адекватной самооценки;
– создание в семье радостной атмосферы «перехода ребенка в новый статус».
После того как ребенок освоит мотивы к обучению, осознает их и примерит на себя, необходим переход от осознанного выполнения определенных действий, заданий требуемых школой к неосознанному. Для этого ребенок должен научиться использовать внутренние мотивы, произвольно управлять своими действиями и поведением, а не опираться на эмоциональные импульсы. Добиться этого можно с помощью:
– формирования со стороны взрослого заданий с проговоренной целью его выполнения, и воздействия на мотивацию ребенка с помощью дополнительных стимулов;
– тренировку умения подчинять свое "хочу" слову "надо";
– поощрение желания трудиться и доводить начатое дело до конца.
Конечно, подготовка к школе не начинается за месяц или два до окончания детского сада. Важны все знания, умения и навыки, которыми овладел ребенок за весь период посещения дошкольного учреждения. Должно быть соответствие школьным требованиям.
До недавнего времени под преемственностью было принято понимать обеспечение постоянности в обучении и воспитании. При этом представление о преемственности у учителей начальной школы, воспитателей и родителей было разное. Учителя ожидали от ребенка определенных знаний, умений, навыков, правил и норм поведения. Для воспитателя, обеспечить преемственность, значит подготовить такого ребенка, к которому со стороны школы не было бы претензий, для этого детей нагружали таким количеством знаний, большинство из которых в школе не реализовывалось. Зачастую происходило дублирование программы первого класса в подготовительной группе. Родители же при подготовке ребенка к школе стремились пораньше обучить его всему, не задумываясь о том, что некоторые знания ему сейчас ни к чему. В результате у детей наблюдалась переутомляемость, а личностное развитие ребенка упускалось из виду. Как доказывает проведенное исследование, работа в таком ключе не приносит положительных результатов, необходимо также воздействовать на мотивационную сферу готовности дошкольника.
ФГОС ориентирует нас именно на развитие личности ребенка. Здесь преемственность между детским садом предполагает, что на этапе дошкольного возраста обеспечивается личностное, интеллектуальное, физическое развитие ребенка, формируются предпосылки учебной деятельности, а школа, опираясь на сформированный фундаментальный уровень дошкольника, заложит ключевые компетенции, составляющие основу умения учиться.
Непрерывность образования предполагает, что при переходе ребенка из детского сада в начальную школу появившиеся у него личностные качества переходят вместе с них на следующий возраст и являются основой его дальнейшего развития. Для этого обязательно необходимо формировать у ребенка позитивное отношение к своей личности, адекватную самооценку. Сформированная самооценка личности ребенка отражает социально-психологическую готовность ребенка к обучению в школе. Заниженная самооценка помешает наладить дружеские отношения со сверстниками. Она может служить возникновению тревожности перед ответом на вопрос учителя. Может сформироваться мнение: «Я не смогу, поэтому не буду пробовать». Завышенная самооценка подпитывает излишние амбиции, ребенок может решить, что он все хорошо знает, отсюда два варианта: перестает качественно выполнять задания, а также очень тяжело реагирует на отсутствие постоянной похвальбы либо ревнует к успехам других детей.
Таким образом, школа должна интересоваться жизнью и успеваемостью своих будущих учеников. Должен быть обеспечен двухсторонний контакт между школой и детским садом. Важно обеспечить взаимодействие образовательного учреждения с семьей. Родители обязаны принимать участие в подготовке ребенка к школе. В их силах обеспечить психологически комфортную атмосферу перехода с дошкольного образования в школу. Члены семьи могут заинтересовать ребенка, создать предпосылки мотивационной готовности личным примером, случаями из их школьной жизни. Переход ребенка с детского сада в начальную школу будет наиболее эффективен и безболезнен при тесном сотрудничестве ДОУ, школы и семьи!
Предварительный просмотр:
Конспект «Школа ждет тебя, чудесный ребенок!»
В рамках работы над вопросом подготовки воспитанников детского сада к школе и организации преемственных связей ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников, была выявлена проблема: сниженный уровень внутренней мотивации к учебе в школе в связи со страхом перед неизвестностью, страхом от предстоящих изменений, связанных с выпуском из детского сада и поступлением в школу.
Обоснование проблемы:
- детям недостаточно информации;
- слышали от старших товарищей недостоверную информацию;
- боятся встречи с учителем;
- переживают, что не справятся со школьной программой;
- недостаточно информации у родителей о том, как именно поддержать ребенка, особенно, в период адаптации.
Цель: познакомить детей с учителем, снять внутреннее напряжение, заинтересовать школьной жизнью.
УУД
– Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, использует речь для построения речевого высказывания в ситуации общения;
– Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями. Он обладает начальными знаниями о себе, социальном мире, в котором он живёт; обладает элементарными представлениями из области математики, грамоты и т. п. Ребёнок склонен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
– Ребёнок открыт новому, проявляет стремления к получению знаний, положительную мотивацию к дальнейшему обучению в школе, институте.
Подготовительная работа:
В условиях современной ситуации в мире (пандемии) нами была придумана форма онлайн-общения. Конечно, можно использовать и такие программы как ZOOM, Teams, но на практике с детьми маленького возраста проще и эффективнее работать по заданному сценарию, исключающему посторонний шум, сбой связи и т.д. Нами была придумана идея использования смонтированного видеоролика, который в нужных местах воспитатель останавливал и вел беседу с детьми. Такая форма позволяет минимизировать прямые контакты, снижающие риск заражения COVID-19, избежать необходимости согласования расписания школьного учителя и детей ДОУ.
Таким образом, для проведения мероприятия необходимо записать видеоролик, подготовить вопросы беседы, карточки с заданиями, музыку для физминутки.
Сценарный ход
- Организационный момент
Воспитатель: Дорогие ребята, вам пришло письмо, только необычное, а электронное. Я приглашаю вас в музыкальный зал, где мы на большом экране посмотрим, что же нам пришло.
- Просмотр видеоролика
На экране обращение учителя
Учитель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Сергеевна. Я – учитель. А вы уже в подготовительной группе? Значит, скоро вы пойдете в школу. Вы хотите в школу? (воспитатель нажимает паузу, ответы детей).
- Расскажите, что вы уже знаете? Какие буквы, цифры, умеете считать…?
Воспитатель ставит видео на паузу, поддерживает диалог с детьми, стимулирует их отвечать на вопросы.
(Возможные ответы: мы знаем буквы, умеем делать звуковой анализ, знаем прямой и обратный счет и т.д.)
Воспитатель: Ребята, давайте покажем Татьяне Сергеевне, как мы старательно готовимся к школе и чему уже научились.
3. Практическое задание «Составь слово»
- Перед вами три конверта, в которых спрятались слова, но кто-то потрёс конверты и буквы позабыли свои места в слове. Давайте их достанем и составим на магнитной доске слово, обозначающее нарисованный предмет.
1. О, М, Д (дом)
2. Д, С, А (сад)
3. А, М, К (мак)
Учитель: Какие же вы умнички. Столько всего знаете, умеете. Теперь я вижу, что вы готовы к школе.
- Мне кажется, вы волнуетесь и немного переживаете о том, что ждет вас в школе. Поэтому ребята, которые ходили в ваш детский сад, а сейчас учатся в 1 классе, хотят вас поддержать. Послушайте, что они говорят.
(включение видео)
Учитель: Мне сказали, что ваша группа называется фиксики. Это правда? Тогда мы с первоклассниками предлагаем вам выполнить вместе с нами физкультминутку, которую мы часто делаем на уроках, чтобы немного отдохнуть. Она называется «Фиксики». Начинаем.
Физкультминутка На экране физкультминутка, которую выполняют учитель с учениками. Воспитатель вместе с детьми повторяют в музыкальном зале.
Воспитатель: Нравится Вам, Татьяна Сергеевна, как ребята справились с этим заданием?
4. Подведение итогов
Учитель: Дорогие ребята, я вижу, что вы очень старательные, хорошо готовитесь к школе, так многому научились, многое знаете о школе. Сегодня ученики поделились с вами своими впечатлениями о школьной жизни. Теперь вы знаете, что в школе вас очень ждут учителя, они во всем помогут, научат, поддержат. Вы уже освоили одну физкультминутку и знаете, что на уроках мы не только много занимаемся, но и находим время для отдыха.
Помните, в школе Вам будут очень рады. До свидания, Елена Александровна. До свидания, ребята!
Рефлексия
Воспитатель: До свидания, Татьяна Сергеевна.
- Понравилось ли вам письмо?
- Что нового, интересного узнали?
- Хотите в школу?