Сказка о падежах.

РахмановаТатьяна Сергеевна

Сказка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл .15.81 КБ

Предварительный просмотр:

В стране Русского языка есть много жителей. На каждом уроке мы знакомимся с каким-то из них. Но сегодня нам предстоит узнать не одного, не двух и даже не трех жителей. А целый шестиэтажный дом. Но сначала давайте посмотрим на доску. Скажите мне, что не так с записями на ней? 

На доске: 

Нина ест каша. 

Дедушка играет с собака. 

Я гуляю с мамой по магазин. 

(Дети отвечают, что нужно изменить окончания в существительных).

Исправляем:

Нина ест кашу. 

Дедушка играет с собакой. 

Я гуляю с мамой по магазину. 

Дети, а знаете кто нам помогает изменять форму слов? Жители того самого шестиэтажного дома. Посмотрите на памятку. Сколько в доме этажей? Сколько окошек? Сколько жителей? И все они называются ПАДЕЖИ. 

Давайте знакомиться с каждым из них поближе. Посмотрите на тот падеж, который живёт выше всех, как его зовут? (Именительный). Какое интересное имя! А знаете почему его так зовут? Он просто всем дарит ИМЕНА. Гуляет по городу и называет предметы: 

-Есть дерево, а вот есть дом, а дальше есть магазин. А в магазине есть люди и товары. За магазином есть кафе. В кафе есть мороженое...

И так он называет предметы до бесконечности. У именительного падежа есть его волшебное вспомогательное слово. Вы уже догадались? (Это слово «есть»). 

Давайте его запишем над стрелочкой от падежа именительного ко второму окошку. 

А вы заметили, что напротив каждого падежа есть два свободных окошка? Как вы думаете для чего они? (Мы будем туда что-то вписывать). 

Давайте во второе окошко на этаже именительного падежа впишем вопросы, на которые он отвечает. Может вы уже догадались, какие это вопросы? (Кто? Что?). 

Может сразу в третьем окошке ответим на них? Кто? (ученик). Что? (школа). 

Хорошо. Теперь перейдём ко второму жителю этого дома. Его зовут Родительный падеж. Он все время ждёт, что кто-то родится, поэтому всегда спрашивает: 

-Нет кого? Нет чего? Нет кого? Нет чего? 

И ему всегда отвечают: 

-Нет дома, нет машины, нет птички, нет гнезда. 

Ребята, как думаете, какое у него слово-помощник? (Нет

Даа! Давайте его запишем над стрелочкой. А какие же вопросы он всегда задаёт? (Кого? Чего?). 

Попробуем заполнить третье окошко. Нет кого? (ученика). Нет чего? (школы). 

Здорово. Переходим к следующему жителю. Как его зовут? (Дательный). Как вы думаете, что же всегда делает этот житель? (Что-то даёт?). Да, это очень щедрый падеж, никогда не откажет никому и ничему. Он всегда говорит:

-Даю! Кому?? Даю! Чему??

И ему всегда отвечают: 

-Кому? Маме! Чему? Столу. 

Давайте и мы ответим на эти вопросы в третьем окошке. Кому? (Ученику). Чему? (Школе). 

Ребята, обратите внимание, что все жители нарисованы так, чтобы вы понимали какую роль они играют в этом доме. Заметили? 

Хорошо, двигаемся дальше. Какой же падеж ещё нас ждёт? (Винительный). А посмотрите на него. Что вы можете сказать о нем? (Он злой, что-то бурчит себе под нос). Да, ребята, он от того и винительный, что всех обвиняет. Ходит и бурчит себе под нос: 

-Виню! Кого? Щенка, папу, брата, жука, соседа. Виню! Что? Стол, дорогу, машину, школу. 

Вот какой обиженный падеж. Какое же у него вспомогательное слово? Правильно, «виню», запишите его над стрелочкой. А его вопросы уже знаете? (Кого? Что?). 

Давайте же на них сразу и ответим. Кого?(ученика) Что?(школу). 

У скольких жителей нам осталось погостить? У двух. Тогда идём в гости к предпоследнему. Как его зовут? (Творительный). Как думаете, чем занимается этот падеж? (Творит). И правда, посмотрите он уже чем-то в окне жонглирует. Чем? (Мячами/шарами). Здорово. А если бы от был художником, чем бы он творил? (Красками) А если бы любил сочинять сказки? (словами). Какие вы молодцы. Его вспомогательное слово «творю», а вопросы «кем?» и «чем?». Попробуем на них ответить? Творю кем? (Учеником). Творю чем? (Школой). 

Вот мы и добрались до самого последнего падежа. Это падеж Предложный. Вы думаете, что он кому-то что-то предлагает? А вот и нет. Наоборот. Ему все всё предлагают, а он думает, и думает, и думает о ком-то, а может о чём-то. И никак не может определиться чем он будет заниматься в дома своих родственников. Поэтому он так и остаётся мыслителем. Как думаете, какое у него слово? (Думаю) А вопросы? (О ком? О чем?). 

Хорошо, попробуем ответить на них. Думаю о ком? ( об ученике). Думаю о чем? (о школе). 

Вот мы и познакомились со всеми падежами. Интересные они жители? (Да). Давайте попробуем это все повторить?