Учитель года 2021
Здравствуйте, уважаемые члены жюри!
Здесь размещены мои работы муниципального этапа регионального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года России".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация проектной деятельности в начальной школе
При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится деятельностно-ориентированное обучение, т.к. именно оно помогает решить задачу формирования общеучебных умений и навыков. В начальной школе этому способствует организация проектной деятельности.
Основу проектной деятельности составляет метод проектов, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Как правило, проектной деятельностью занимаются педагоги основной школы. Но проблема состоит в том, что попытки навязать проект в основной школе извне не всегда результативны. Проект возникает только как форма удовлетворения интереса самого ученика. Именно поэтому важно овладеть основами способа проектирования и сформировать интерес к нему ещё на этапе начальной школы. Но здесь возникает ещё одна проблема : полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Задача учителя начальной школы заключается в том, чтобы подготовить необходимую почву для данного вида деятельности.
В этом учителю помогут проектные задачи, т.к. они являются прообразом проектной деятельности.
«Проектная задача - задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребёнка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально имеет групповой характер.»
Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных. Проектная задача может быть решена за 15 минут или за несколько уроков. [2]
Основные педагогические цели проектных задач:
1-3 классы
- Способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества.
- Возможность наблюдать за способами работы как отдельных учащихся, так и целой группы.
4 класс
- Выявлять у школьников способность к переносу известных способов действий в новую для них модельную ситуацию.
В начальной школе проектные задачи применяют на разных уроках: русского языка, математики, окружающего мира, технологии. Включение в учебный процесс задач подобного типа позволяет учителю в ходе учебного года системно отслеживать пути становления, прежде всего, способов работы и способов действий учащихся в нестандартных ситуациях вне конкретного (отдельного) учебного предмета или отдельно взятой темы, т. е. осуществлять мониторинг формирования учебной деятельности у школьников. Следует также отметить, что регулярное использование учителем таких задач способствует повышению познавательного интереса учащихся. По замыслу авторов (А.Б. Воронцова, В.М. Заславского и др.), решение проектных задач встраивается в учебный план, в рабочую программу учебного предмета, таким образом выделяется урочное время на этапе обобщения предметного материала (в конце четверти, полугодия, учебного года).[2]
Что значит - задача решена? Это означает, что создан реальный продукт, который можно представить публично и оценить. Важно определить, насколько дети способны самостоятельно распределить работу по решению задачи. Важно правильно рассчитать силы детей, чтобы «продукт» получился. Количество заданий в проектной задаче – это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена. Вмешательство учителя должно быть минимальным, поэтому надо предоставить детям надежные опоры: это чёткие и понятные инструкции, справочный материал.
После изучения темы учителю недостаточно провести одну проверочную работу, чтобы составить ясное и полное представление об уровне усвоения школьниками учебного материала, формирования коммуникативных навыков. Создав на уроке нестандартную ситуацию, учитель сможет более объективно оценить знания детей и определить их проблемы. Для педагога важно найти, придумать такую ситуацию, которая была бы интересна детям. Проектные задачи являются эффективным средством создания этого.
Следуя замыслу авторов этого метода, учителя нашей школы на этапе разработки календарно-тематического планирования на предстоящий учебный год отводят в нём место для проектных задач. Как правило, это обобщающие уроки в конце изучения какой-то большой темы или раздела.
Например, в 3 классе по математике после изучения темы «Площадь» мною была запланирована проектная задача «Делаем ремонт в детской комнате». Детям было предложено помочь семье вымышленного героя рассчитать количество и стоимость материалов, которые нужно купить для ремонта.
Класс делится на группы. Каждая группа получает кейс с условием задачи, заданиями и анкетой для рефлексии, а также всеми необходимыми данными о размере и стоимости материалов.
Дидактические цели
1. Демонстрация комплексного использования освоенных математических умений в нестандартных условиях квазиреальной ситуации.
2. Проверка умения пользоваться чертежом и таблицами для поиска оптимального решения задачи.
3. Проверка умения восстанавливать недостающую в таблице информацию.
4. Умение критически относиться к произведенным действиям с предметным содержанием.
5. Отработка навыков сотрудничества в микрогруппах: коллективно-распределительная деятельность при решении ряда практических задач
Предметные знания и умения и метапредметные действия,
на которые опирается проектная задача.
Предметные
1. Умение находить периметр и площадь прямоугольника.
2. Умение применять таблицу умножения и производить действия умножения и сложения в концентре «Сотня» и «Тысяча».
3. Умение работать с величинами: переводить их из больших в меньшие, сравнивать, вычислять.
Метапредметные
1. Умение планировать (восстанавливать этапность проведения ремонтных работ).
2. Умение анализировать данную информацию с точки зрения заданного условия конкретного задания.
4. Умение обобщать полученную информацию (для выполнения итогового задания).
5. Умение читать, дополнять и самостоятельно составлять таблицы для решения поставленных задач.
6. Умение работать с чертежом.
7. Умение договариваться для выполнения коллективно-распределительной работы при решении ряда задач.
8. Умение принять мнения одноклассников и выбирать оптимальный вариант решения задачи.
9. Умение объективно оценивать свои умения, рефлексировать.
Но предметные задачи я использую не только на уроках, но и во внеклассной работе. Так, в прошлом учебном году в преддверии празднования 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне ребята работали над проектной задачей «Герои ВОВ». Ребятам было предложено создать «Книгу памяти для школьного музея».
Работа осуществлялась в 3 этапа.
Проектировочный этап:
Ребята объединились в 3 группы по микротемам: «Герои-земляки», «Дети-герои воины», «Животные-герои войны». Распределили обязанности между участниками группы.
Практический этап:
В течение недели ребята собирали информацию по своей теме. Для этого дети посетили школьную библиотеку, пользовались ресурсами сети Интернет . Помощь в подборе материала им оказала наш библиотекарь.
Через неделю группы собрались в полном составе, ознакомили участников своей группы с информацией, которую им удалось добыть.
Первая группа нашла информацию о коллективном подвиге новокузнечан: Александра Красилова , Леонтия Черемнова и Ивана Герасименко.
Вторая группа нашла информацию о подвигах пионеров-героев: Марата Казея, Зины Портной , Володи Дубинина, Гали Комлевой, Саши Бородулна, Валентина Котика, Лёни Голикова.
Третья группа узнала о том, что героически сражавшимся солдатам помогали и животные: голуби, собаки, лошади, кошки и даже обезьяна.
После этого оформители приступили к выполнению своей части задания: созданию страниц Книги Памяти.
В результате работы над проектной задачей учащиеся приобрели навыки поиска информации, работы в группах, работы на компьютере (поиск информации в Интернете, набор текста, вывод текста в печать), умение применять предметные навыки в нестандартных условиях.
Итогом работы над проектной задачей была презентация Книги Памяти на уроках окружающего мира в 3 Г и 3 В классах.
Также в прошлом учебном году в конце 3 четверти ребятам была предложена межпредметная проектная задача «Праздник «Масленица».
Дидактические цели данной проектной задачи:
1. Создание условий для группового взаимодействия при решении проектной задачи.
2. Развитие у учеников навыков самостоятельной и групповой работы.
3. Духовно-нравственное воспитание школьников через ознакомление с народными традициями.
Метапредметные УУД, которые формируются при решении проектной задачи:
Познавательные: понимать научный текст, изображения, схемы; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию. Включаться в творческую деятельность.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, перенося навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную. Осваивать способы пошагового итогового контроля результата.
Коммуникативные: уметь слушать, принимать чужую точку зрения, представлять свою.
Ребятам было предложено разработать сценарий праздника. Класс разделился на группы. У каждой было своё задание. Одна группа должна была найти информацию о традициях и обрядах, другая –прочитать старинный рецепт выпечки блинов и перевести старинные меры веса в современные , третья - подготовить игры, четвёртая - изготовить куклы-мартенички. Информацию дети должны были найти в дополнительных материалах, которые предлагались каждой группе.
Выполнив задания, каждая группа презентовала свою работу классу. В итоге, объединив результаты своей работы, дети подготовились к внеклассному мероприятию, которое позже провели с участием родителей.
Работа над проектными задачами позволяет мне наблюдать за формированием у моих учеников познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД. В то время как дети, окунувшись с головой в проблему, не подозревают, что именно я диагностирую. Они увлечены решением задачи, работают не «на учителя», а на свою общую цель и тем самым, не задумываясь об этом, демонстрируют свои истинные предметные знания, коммуникативные навыки в гораздо более полном объёме. Зачастую именно в такой обстановке раскрываются учащиеся, на обычных уроках находящиеся в тени.
Однако, для определения результативности работы над формированием УУД я не ограничиваюсь наблюдением. В конце каждого года обучения я провожу диагностическую работу по отслеживанию уровня сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД. Эти работы показали положительную динамику достижения метапредметных УУД у моих учеников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 и 2012 гг./ М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2014. – 35 с.
2. Воронцов А.Б., Заславский В.М., Егоркина С.Е. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / Под ред. А.Б. Воронцова. — М.: Просвещение, 2010. — 176 с. (стандарты второго поколения).
3. Нестерова Н. В. Развитие творческого мышления на уроках окружающего мира // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 14. – С. 71–75. – URL: http://e-koncept.ru/2016/46515.htm.
4. Улитко В.В. Проектные задачи в начальной школе: Методические материалы для учителя /. — Тирасполь: ПГИРО, 2014. — 64 с.
5. Чумакова И. А. Проектная задача как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников: учебно- методическое пособие для учителя. – Глазов, 2012. – 144 с
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность «То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно». Л. Выготский Проектная деятельность помогает формированию познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД способствует повышению познавательного интереса у учащихся
Проблемы:
Алексей Борисович Воронцов, к андидат педагогических наук, доцент МГУ «Проектная задача - задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребёнка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально имеет групповой характер».
Отличие проекта от проектной задачи Н е соответствует возрастным возможностям младших школьников
Основные педагогические цели проектных задач
Инновационность применения проектных задач
Что значит «задача решена»? … создан реальный продукт, который можно публично представить и оценить « Продукты» деятельности:
П роектная задача « Делаем ремонт в детской комнате»
Дидактические цели Проектная задача « Делаем ремонт в детской комнате»
Предметные знания и умения, на которые опирается проектная задача Проектная задача « Делаем ремонт в детской комнате»
Метапредметные действия, развивающиеся в ходе решения проектной задачи Проектная задача « Делаем ремонт в детской комнате»
Использование проектных задач во внеклассной деятельности Проектная задача «Герои Великой отечественной войны» Проектная задача праздник «Масленица»
Работа над проектной задачей «Герои Великой отечественной войны» Проектировочный этап Поиск информации
Работа над проектной задачей « Герои Великой отечественной войны » Практический этап Презентация страниц «Книги Памяти»
Работа над проектными задачами позволяет
Система оценивания
Рефлексивная анкета 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 да нет
Итог решения проектной задачи по А.Б. Воронцову
Изменение уровня сформированности УУД Результативность применения проектных задач
Предварительный просмотр:
Эссе «Я-учитель»
«Обучая учусь.»
Сенека Старший
Счастлив тот человек, кто нашёл свой путь в жизни и, идя по нему, не жалеет о своём выборе. Я могу сказать о себе, что я – счастливый человек, потому что ни разу не усомнилась в своем решении стать учителем даже спустя восемнадцать лет работы в школе.
Почему я стала учителем? Что повлияло на мой выбор профессии? Задумываясь над ответом на эти вопросы, я понимаю, что выбора как такового и не было. Вспоминая своё детство, я поняла, что природа учителя была во мне всегда, с малых лет.
В школу я пошла в шесть лет. Читать уже умела хорошо, поэтому учёба давалась легко. А после уроков я собирала у себя дома девчонок, живущих по соседству, и с увлечением начинала учить их всему, что узнала сама. В семь лет пошла в музыкальную школу и начала уже учить соседских девочек не только чтению и письму, но и музыке. И мне, семилетней девочке, удалось научить их читать и даже немного понимать музыкальную грамоту.
Многие девочки играют в школу в детстве, подражая своим учителям, но немногие из них ими становятся. Я не подражала учителям, их манере говорить, не брала в руки подобие указки. Я просто делилась своими знаниями, меня увлекало именно это.
Окончив лицей, я без раздумий поехала поступать в педагогический институт. Отец-шахтёр, полный кавалер Орденов шахтёрский славы, советовал мне продолжить обучение в горно-строительном техникуме в своём родном городе, получить профессию, связанную с горнодобывающей промышленностью. Но я, не задумываясь, отказалась.
Уже после первого курса работала в детском лагере вожатой и поняла, что я на верном пути.
Закончив институт по квалификации «учитель начальных классов», я пришла в родную школу устраиваться на работу, но вакансии учителя начальных классов в ней не было. Меня приняли на работу учителем русского языка и литературы, дали классное руководство в пятом классе. В связи с небольшой разницей в возрасте мне удалось стать для этих детей учителем-другом. Я не была с ними строгой, официальной, непогрешимой. Старалась воспитывать их своим примером, прививать им любовь к родной природе, к музыке, литературе, живописи, воспитывать чувство прекрасного. И в этих детях я видела не только учеников, но и учителей своего педагогического мастерства.
Л.Н. Толстой сказал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, – он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».
Я ощущаю в себе и любовь к своему делу, и огромную любовь к детям. Но я не могу сказать, о себе, что я – совершенный учитель, ведь когда человек достигает совершенства, он достигает высшей ступени своего мастерства, и ему больше не к чему стремиться. А в нашей профессии всегда есть чему учиться, всегда есть место для совершенствования своих профессиональных навыков. Многому мы учимся у коллег, у выдающихся педагогов, читая их труды и изучая их методики. Но учить могут и ученики. Для этого в детях надо видеть не «отличников» или «двоечников», а личность, любить их всяких: умных и тех, кому учеба дается с трудом, послушных и упрямых, застенчивых и бойких. Когда учитель ищет подход к слабому ученику, старается сделать так, чтобы ему самому захотелось узнать что-то новое, решить задачу, которая до этого никак не давалась, он сам становится творцом. Невозможно всех детей учить одинаково, с помощью одних и тех же форм, методов и приёмов. Всегда в классе найдутся ученики, которым будет скучно, если они будут работать вместе со всем классом, потому что их живой ум требует более сложных задач. Найдутся и те, которым сложно понять материал урока. И вот здесь начинается творчество учителя.
А у учителя начальных классов особая миссия. Дети, которые приходят в первый класс, все очень любознательны, в их глазах горит неподдельный огонёк интереса к познанию нового. И учитель должен так провести урок, чтобы ребёнку снова захотелось прийти в школу, чтобы к концу обучения в первом классе этот огонёк не погас. Учителю нужно научиться дарить детям радость познания, радость, вызванную преодолением трудностей при овладении знаниями.
В общении с детьми всегда стараюсь быть искренней, дорожу их доверием, верю в каждого, стремлюсь найти в них положительное, раскрыть творческий потенциал, поощрить даже за маленькие успехи. Воодушевляю и ободряю детей, чтобы они гордились своими достижениями, поверили в себя, свои силы, проявили еще больший интерес к учёбе и испытали радость от полученных результатов. Я хочу воспитать своих учеников хорошими людьми с четким понятием о добре и зле, имеющими на все свою точку зрения и умеющими отстаивать ее.
Я счастлива, когда мои идеи дают хорошие результаты, когда детям нравится заниматься, когда они с удовольствием включаются в работу, и мы вместе стремимся творить что-то новое. Как любимая песня звучит для меня радостное восклицание ребенка: «У меня получилось!».