Методическая копилка
Методическая копилка - информационный банк методического материала по предмету.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
С.Д. Соловьёва
Технология выполнения обрывной аппликации. Берёза
Белово
Наш адрес:
652600, г.Белово,
Кемеровская область,
ул. Советская, 44,
тел.: 8 (38452) 2-29-96
e-mail: dtdm_belovo@mail.ru
www.edubel.ru
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодёжи имени Добробабиной А.П.
города Белово»
С.Д. Соловьёва
Технология выполнения обрывной аппликации
«Берёза»
Белово, 2019
С.Д. Соловьёва педагог дополнительного образования, почётный работник общего образования Российской Федерации»
Автор: С.Д. Соловьёва
С60 Технология выполнения обрывной аппликации. Берёза [Текст]: методическая разработка /автор С.Д. Соловьёва. – Белово: МБУДО «Дворец творчества детей и молодёжи имени Добробабиной А.П. города Белово», 2019. - 22 с.
Методическая разработка содержит план-конспект занятия по технологии выполнения обрывной аппликации: «Берёза», предназначена для занятий по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Мастерская фантазий» в рамках изучения темы «Аппликация», а также может быть использована во всех образовательных учреждениях, как для работы в объединениях декоративно-прикладной направленности, так и на уроках технологии по соответствующим разделам тем. Данная рекомендация может быть полезна педагогам дополнительного образования, реализующим программы декоративно-прикладной направленности, а также учителям школ, ведущим предмет «Технология».
Содержание
1 | Пояснительная записка …………………………………………. | 4 | ||
2 | План-конспект занятия «Технология выполнения обрывной аппликации «Берёза» ………………………………..................... | 5 | ||
3 | Заключение ………………………………………………………. | 14 | ||
4 | Интернет-ресурсы ……………………………………………….. | 15 | ||
5 | Приложения …………………………………………………........ | 16 | ||
Пояснительная записка
Художественное образование и эстетическое воспитание подрастающего поколения было и остаётся важнейшей образовательной задачей. Необходимо развивать у детей чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. В дополнительной общеразвивающей программе «Имастерская фантазий» большое внимание уделяется развитию у учащихся понимания эстетики природы, способности видеть красоту живой природы, и воплощать её в поделках и аппликациях.
Раздел программы «Мастерская фантазий» по теме «Аппликация» содержится блок занятий, посвящённых различным изучению различных видов аппликаций таких: как предметная, обрывная, флористическая, объёмная, прорезная.
Цель изучения данного раздела: обучение выполнению различных аппликативных техник из бумаги.
Задачи:
- обучение выполнению таких видов аппликаций как: предметная, обрывная, флористическая, объёмная, прорезная.
- развитие творческих способностей, художественного мышления;
- воспитание любви к природе родного края, способности эмоционально откликаться на её красоту.
В ходе занятий по данной тематике осуществляются также конструктивные и технологические задачи:
Конструктивные задачи:
- Выбор размера, формы, оттенка цвета, способы наклеивания.
Технологические задачи:
- Этапы выполнения операций (разметка, оформление); овладение приемами работы с инструментами при изготовлении элементов аппликации, сборка и оформление работы.
В данной методической разработке предлагается занятие по изучению учащимися вида аппликации – «Обрывная» аппликация.
Технология выполнения обрывной аппликации «Берёза»
План-конспект занятия
Цель: - выполнение деталей аппликации способом «обрывания»;
- выполнение обрывной аппликации «Берёза».
Задачи:
Обучающая: - дать понятие об обрывной аппликации, как об одном из
видов аппликативных техник;
- учить выполнять фигурные обрывы на деталях,
относительно её контура.
Развивающая: - развивать мелкую моторику рук.
Воспитывающая: - воспитание любви к природе родного края,
способности эмоционально откликаться на её красоту;
- воспитывать аккуратность в работе над аппликацией.
Тип занятия: Занятие по получению новых знаний.
Вид занятия: Практическое занятие.
Возраст: 9 лет.
Методы организации занятия: наглядный, словесный, практический, проектно-конструктивный.
Оборудование для педагога:
- План-конспект занятия.
- Набор иллюстраций к игре «Виды аппликаций».
- Осенняя лесная опушка /форма для заполнения берёзами/. Наборы комплектов для рефлексии – 10 шт. В каждом наборе: берёза жёлтого цвета - 1 шт., берёза зелёного цвета - 1 шт., берёза синего цвета - 1шт.), нарезанная на полосы 4х16 см., бумага белого цвета (10 шт.).
Наглядный материал, инструменты и материалы для учащихся:
- Шаблон кроны берёзы /10 шт./;
- шаблон бугорка /10 шт./;
- шаблон ствола берёзы /10 шт./;
- картон синего цвета (1 лист);
- цветная бумага жёлтого цвета (1лист);
- клей-карандаш;
- ножницы;
- карандаш;
- вата;
- клеёнка;
- салфетка.
Зрительный ряд:
- Образцы аппликаций;
- Презентация: Технология выполнения обрывной аппликации «Берёза».
Технические средства обучения:
- Компьютер, мультимедийный экран.
Музыкальный ряд:
- П.И. Чайковский «Октябрь» /Из цикла «Времена года»/.
Этапы учебного занятия:
1. Организационно-мотивационный;
2. Подготовительный;
3. Первичное усвоение новых знаний /практическая работа/;
4. Итоговый;
5. Контроль и оценка знаний /рефлекасия/.
Ход занятия:
1. Организационно – мотивационный этап
Педагог:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня вновь для нас открыла двери наша творческая мастерская! На смену жаркому лету пришла прохладная осень! И природа, словно, извиняясь за то что отвела нам так мало летних солнечных дней, дарит нам расцвеченную яркими красками, осень. А основной краской осени является какая краска, ребята?
/Ответы детей/
- Правильно, основная краска осени - жёлтая.
Много замечательных аппликативных работ мы с вами уже выполнили на осеннюю тематику. И на этом занятии нам предстоит выполнить ещё одну замечательную аппликацию. Называется она «Берёза» /педагог демонстрирует образец аппликации/ /Приложение №1/
2. Подготовительный этап
Педагог демонстрирует образец аппликации.
Педагог:
- Ребята, какое дерево изображено на данной аппликации?
/Ответы детей/
- Берёза
Педагог:
- Правильно. А какие, почему вы решили, что это дерево - берёза?
/Ответы детей/
- Ствол белого цвета;
- Потому что на стволе есть полоски.
Педагог:
- Верно. Кора берёзы имеет белый цвет и в некоторых местах растрескивается. Издали, нам, кажется, что на стволе как-будто нанесены чёрточки чёрного цвета.
В золотом убранстве лес осенний снова,
И наряд сменила милая береза,
Золотом покрылись все её листочки,
На макушке к небу в синеньком платочке.
Ты, березка белая, хороша собою,
И зимой и летом, раннею весною,
Заплетает косы ветерок игривый,
Нежный и прохладный, даже шаловливый.
Гордою осанкой манишь и чаруешь,
С тополем, что рядом о любви воркуешь,
Согревает солнышко веточки и листья,
Их рисует осень золотою кистью.
Не жалеет осень ни сребра, ни злата,
Как художник осень красками богата,
В золотом убранстве лес осенний снова,
И наряд сменила милая береза.
Такие прекрасные стихи об осенней берёзе написала замечательная поэтесса Любовь Бондаренко.
Рассмотрим нашу аппликацию подробнее. Эта аппликация отличается от тех, что мы делали с вами раньше. А какие аппликации вы делали раньше, вы вспомните, поиграв в игру под названием «Определи виды аппликаций» /Приложение №2/. У меня есть иллюстрации с разными видами аппликаций. Я раздам эти иллюстрации нескольким ребятам. Отвернусь и буду считать до 10-ти. В это время вы должны будете передавать иллюстрации друг другу по кругу. Как только я закончу считать, игра останавливается. У кого в руках окажется иллюстрация, тот отвечает на вопрос: «Как называется этот вид аппликации?». Если ученик не сможет ответить на вопрос, то ему помогает кто-то из товарищей, кто знает ответ на этот вопрос.
Педагог:
- Итак, ребята, мы поиграли, а теперь давайте перечислим какие виды аппликаций мы знаем.
/Ответы детей/
Педагог:
- Правильно, мы уже изучили такие виды аппликаций как: предметная, обрывная, флористическая и объёмная аппликации.
3. Первичное усвоение новых знаний
Педагог демонстрирует обрывную аппликацияю «Осенний день». /Приложение №3/
Педагог:
- Ребята, какие особенности вы видите в деталях этой аппликации?
/Ответы детей/
- детали имеют рваные края.
Педагог:
- Правильно, ребята, делали кроны дерева, кустика и бугорка и даже ствола выполнены способом обрывания, а не вырезания.
Педагог:
- Что напоминают вам эти обрывные края в деталях?
/Ответы детей:/
- обрывные края деталей напоминают листья.
Педагог:
- Правильно.
- Обратите внимание, ребята, что обрывы бумаги выполнены по внешнему краю детали так, что их форма сохранена.
Педагог демонстрирует обрывную аппликацияю «Берёза».
Педагог:
В аппликации «Берёза» вам предстоит выполнить крону дерева и бугорок, сохранив их первоначальную форму.
Обрыв бумаги происходит по контуру детали, именно такой вид аппликации называется – обрывная аппликация. Конечно обрывной край, выполненный на деталях, привлекает зрителя тем, что он смотрится необычно! В нашей аппликации приём обрывания бумаги очень уместен, так как рваный край детали кроны дерева напоминает выступающую ветку или листья.
Педагог:
- Итак, ребята, запомните:
Вид аппликации, выполненной с обрывами, выполненными по контуру деталей, называется «Обрывная» аппликация.
Проверка наличия инструментов и материалов /Приложение №4/
Педагог:
- Прежде чем приступить к работе, проверим, все ли принадлежности есть у вас на столе. А это: лист бумаги жёлтого цвета, лист картона синего или голубого цвета – по вашему выбору, клей-карандаш, простой карандаш, ножницы (для вырезания ствола дерева), клеёнка, салфетка.
Повторение правил техники безопасности
Педагог:
- Вспомните, ребята, какие правила техники безопасности нам пригодятся на занятии?
Ответы детей:
- правила работы с ножницами;
- правила работы с клеем.
Педагог:
Как нужно работать с ножницами?
Ответы детей:
- с ножницами нужно работать аккуратно, не задевая руками лезвий;
- ножницы следует держать дальше от глаз.
Педагог:
А как нужно работать с клеем?
Ответы детей:
- с клеем нужно работать аккуратно, не допуская попадания в глаза и на одежду;
- при наклеивании использовать достаточное количество клея.
Педагог:
- Ребята, перед тем, как вы начнёте работу, давайте вспомним наши русские народные пословицы. Я буду говорить начало, а вы конец пословицы
- Где хотенье, там… (уменье).
- Глаза боятся, а руки… (делают).
- Поспешишь, людей… (насмешишь).
Педагог:
- Замечательные слова! Давайте, не забывать эти мудрости, ребята, в ходе нашей работы.
Практическая работа
Педагог:
- Рассмотрим образец аппликации /педагог демонстрирует образец обрывной аппликации «Берёза»/.
- Какая деталь аппликации должна быть наклеена первой?
Возможные ответы детей:
- крона дерева.
Педагог:
- Верно. А почему?
/Ответы детей/
- потому что на неё будут наклеены другие детали.
Педагог:
- Правильно. Деталь кроны берёзы та деталь, на которую будет наклеена деталь ствола, затем на деталь ствола будет наклеена деталь бугорка.
Практическая работа
Выполнение деталей аппликации «Берёза» /Приложение №5/
Педагог:
- Как вы и сказали, ребята, первой деталью, которую мы наклеим на основу будет «крона» дерева.
Подготовка деталей аппликации.
1. На бумаге жёлтого цвета по шаблону обводим деталь кроны дерева и деталь бугорка;
2. Отрезаем ножницами лишнюю бумагу;
3 Отрезаем ножницами детали кроны дерева и бугорка друг от друга.
Выполнение кроны и бугорка.
1. Берём деталь кроны дерева так, чтобы пальцы находились близко к её
контуру;
2. Аккуратно, делая короткие движения пальцами, обрывем деталь по контуру (так выполняем деталь кроны дерева и деталь бугорка).
Педагог:
- Сейчас нам предстоит выполнить свол дерева. Эту деталь мы вырежем ножницами, но перех этим нам следует обвести её на белой бумаге по шаблогу.
Выполнение детали ствола дерева.
1. Обвести шаблон ствола на бумаге белого цвета;
2. Вырезать ствол по контуру.
Педагог:
- Ребята, вы немного устали, давайте отдохнём.
Физминутка "Мы – листики осенние"
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.
(Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся.)
Практическая работа
Выполнение аппликации «Берёза» /Приложение №6/
Педагог:
- Ребята, детали для нашей аппликации мы подготовили, теперь нам следует выполнить саму аппликацию.
Чтобы выполнить композицию аппликации правильно, нам следует обратить внимание на расстояние от верхнего и нижнего края основы и расстояния от края левой и правой её части до детали кроны дерева.
Этапы выполнения аппликации.
На основе /картон синего цвета/ выполняем аппликацию.
1. Наклеивание детали кроны дерева /3 см. вниз от верхнего края листа/;
2. Наклеивание детали ствола дерева /1 см. вниз от верхнего края детали кроны/;
3. Наклеивание детали бугорка /1 см. вверх от нижнего края основы/;
Выполнене облаков.
Педагог:
- Чтобы облака из ваты не выглядели тяжёлыми и не смотрелись громоздко, следует взять небольшой кусочек ваты, растянуть его волокна так, чтобы кусочек ваты стал просвечиваться /таким образом, необходимо подготовить 3 детали/.
Наклеивание облаков на основу.
1. Смазать клеем места расположения деталей облаков;
2. Наклеить детали облаков на основу.
Выполнение листопада.
1. Мелко нарвать кусочки бумаги бумаги жёлтого цвета;
2. Наклеить кусочки бумаги по основе.
Педагог:
- Теперь, с помошью карандаша, рисуем растрескавшуюся кору на детали ствола и птичек, в виде галочек, летящих клином.
4. Итоговый этап
Педагог:
Заключительные вопросы по пройденному материалу.
- Итак, ребята, давайте вспомним, как называется вид аппликация, которую мы сегодня выполняли?
Ответ детей:
- Обрывная аппликация.
Педагог:
- Почему данная аппликация являлась обрвыной?
Ответ детей:
- Потому что детали по контуру обрывались.
5. Контроль и оценка знаний /рефлексия/.
Педагог:
- Ребята, покажите работы друг другу. Давайте полюбуемся работами друг друга. Молодцы, ребята! А теперь каждый из вас должен оценить свою работу.
Напоминаю, что работу мы оцениваем по следующим пунктам:
- Аккуратность выполнения деталей:
Обрывы в деталях должны быть выполнены аккуратно и повторять контур;
- Правильность наклеивания деталей на основу /композиция и последовательность/:
Берёза должна была быть наклеена по центру листа так, чтобы снизу до бугорка было расстояние – 1 см. А от вехнего края детали кроны – 3 см.
Первой наклеенной деталью должна быть деталь кроны дерева.
- Аккуратность выполнения аппликации:
основа и детали не должна быть испачкана клеем.
Педагог:
- Ребята, рассмотрите свою работу и отметьте, что удалось и не удалось в работе над аппликацией?
- выполнить обрывной край детали по контуру?
- выполнить аппликацию так, чтобы не испачкать детали и основу клеем?
- что показалось трудным при выполнении аппликации?
Педагог:
- Ребята, оценку «отлично» за выполнение прорезной аппликации «Берёза» можно поставить если:
- край детали был оборван по контуру аккуратно;
- при наклеивании детали и основа не испачканы клеем;
- композиция аппликации выполнена по центру основы.
Педагог:
- А теперь, ребята, каждый из вас мысленно оценит свою работу и поставит себе оценку:
- отлично,
- хорошо,
- удовлетворительно.
Педагог:
- Ребята! Вы выполнили прекрасную аппликацию, изображающую красоту нашей русской берёзки в осеннем убранстве! Ваши аппликации будут представлены на выставке творческих работ «Природа в красках осени» и порадуют и взрослых и ребят. Я надеюсь, что вы получили удовольствие от работы над этой замечательной аппликацией, изображающей красоту родной природы, а теперь, ребята, вам предстоит оценить своё настроение от выполнения самой работы. Понравилось ли вам создавать прекрасный образ берёзки в осеннем убранстве, мы узнаем следующим образом: сейчас вы изготовите общую аппликацию. Эта аппликация будет изображать берёзки на опушке, только деревья будут разными по цвету. Каждый из вас, ребята, получит конверт, в котором будет лежать берёзка синего, зелёного и жёлтого цветов. Цвет берёзки вы выберите таким образом:
- если тебе понравилось выполнять аппликацию, и ты хотел бы научиться выполнять другие обрывные аппликации, то наклей на нашу опушку берёзку жёлтого цвета.
- если тебе было интересно познакомиться с данным видом аппликации и ты с удовольствием выполнял сегодня задание, то наклей на нашу опушку берёзку зелёного цвета.
- если тебя не заинтересовал данный вид аппликации, и ты не хочешь выполнять обрывные аппликации, то наклей на нашу опушку берёзку синего цвета.
Педагог:
- Закончить наше занятие я хотела замечательным стихотворением про берёзу в период осени:
Облетают листья, осыпаются.
И ещё осыпались не все.
Вот берёза, белая красавица,
В обнажённой предстаёт красе.
Многими поэтами воспетая,
Хороша берёза и зимой.
Только мне она милей одетая
Золотой осеннею листвой!
Это чудесное стихотворение под названием «Осенняя берёза» написал поэт Юрий Губарь. Ребята! Спасибо за ваш труд и замечательные аппликации! Мы встретимся на других занятиях и научимся выполнять многие другие интересные аппликации! До следующей встречи!
Уборка рабочих мест.
Заключение
Подводя итог, можно сказать, что выполнение разнообразных тематических аппликаций, посвящённых изображению природы /как из природного материала, так и из бумаги/, играет важнейшую роль в плане воспитания у ребёнка понимания эстетики окружающей его природы, что в свою очередь пробуждает в ребёнке желание видеть красоту природных форм вокруг себя. Такая потребность, в свою очередь, рождает в понимании детей мысль о бережном отношении к природе, направляет к действиям по её защите и воссозданию.
Интернет-ресурсы:
1. Стихи про осеннюю берёзу. [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://www.stihomaniya.ru/2017/08/stihi-pro-osennjuju-berezu.html - Дата обращения – сентябрь 2019г
2. Стихи осенняя берёза – сборник красивых стихов в Доме солнца [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.sunhome.ru/poetry/osennyaya-beryoza - Дата обращения – сентябрь 2019г
3. HOTPIEER [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://hotplayer.ru/- Дата обращения – сентябрь 2019г
4. Физ. Минутка про осень [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ucthat-v-skole.ru/biblioteka/fizkultminutki/291-osen - Дата обращения – сентябрь 2019г
Приложение 1
Обрывная аппликация «Берёза»
Приложение 2
Обрывная аппликация «Осенний день»
Приложение 3
Игра «Определи виды аппликаций»
Набор иллюстраций
№ | Вид аппликации | № | Вид аппликации |
Предметная | Флористическая | ||
1 | 2 | ||
Обрывная | Объёмная | ||
3 |
| 4 |
Приложение 4
Интструменты и материалы
Приложение 5
Выполнение деталей аппликации «Берёза»
1. На бумаге жёлтого цвета по шаблону обводим деталь кроны дерева и деталь бугорка;
2. Отрезаем ножницами лишнюю бумагу;
3 Отрезаем ножницами детали кроны дерева и бугорка друг от друга.
Выполнение кроны и бугорка:
1. Берём деталь кроны дерева так, чтобы пальцы находились близко к её
контуру;
2. Аккуратно, делая короткие движения пальцами, обрывем деталь по контуру (так выполняем деталь кроны дерева и деталь бугорка).
Выполнение детали ствола дерева:
1. Обвести шаблон ствола на бумаге белого цвета;
2. Вырезать ствол по контуру.
Приложение 6
Выполнение аппликации «Берёза»
Этапы выполнения аппликации:
На основе /картон синего цвета/ выполняем аппликацию.
1. Наклеивание детали кроны дерева /3 см. вниз от верхнего края листа/;
2. Наклеивание детали ствола дерева /1 см. вниз от верхнего края детали кроны/;
3. Наклеивание детали бугорка /1 см. вверх от нижнего края основы/;
Наклеивание облаков:
1. смазать места наклеивания деталей облаков, используя клей-карандаш;
2. Наклеить детали облаков на основу.
Выполнение листопада:
1. Мелко нарвать кусочки бумаги бумаги жёлтого цвета;
2. Наклеить кусочки бумаги по основе.
3. Нарисовать растрескавшуюся кору на детали ствола и птичек, в виде галочек, летящих клином.
Учебное издание
Технология выполнения обрывной аппликации.
Берёза
Методическая разработка
Редактор И.Ю. Иванова
Дизайн обложки С.Д. Соловьёва
Отпечатано в МБУДО «Дворец творчества
детей и молодёжи имени Добробабиной А.П.
города Белово»