Учебно-методическое обеспечение
Программно-методический комплекс образовательного процесса
Рабочая документация
- Должностная инструкция инструктора по физической культуре.
- Инструкция по охране труда в период проведения занятий.
- Паспорт физкультурного зала
- Положение о физкультурном зале.
- Акт-разрешение на проведение занятий в физкультурном зале.
- Акт испытаний спортивного оборудования.
Документы по планированию
- Годовой план работы инструктора по физкультуре
- Тематическое планирование по темам недели.
- Перспективные планы работы по всем возрастным группам.
- Календарное планирование по всем возрастным группам.
Рабочая документация
- «Рабочая программа инструктора по физической культуре»
- Папка по работе с родителями
- Папка с физкультурными досугами и праздниками
- Папка с конспектами занятий (сюжетных, бессюжетных, тематических)
- Папка по взаимодействию с воспитателями и другими узкими специалистами.
- Папка по мониторингу развития
- Информационная справка по результатам мониторинга
- Журнал индивидуальной работы с детьми.
- Списки детей по подгруппам здоровья
- Нормативы оценки по достигнутым достижениям
- Тесты на определение скоростно-силовых качеств, выносливости,
на определение координации движений, волевых качеств.
- Папка со сценариями физкультурных развлечений по ОБЖ
- Акты проверок организации оздоровительной работы в группах
- Памятки по ОБЖ
- Наглядное пособие по физической культуре.
- Журналы
- Папка с подвижными играми по темам недели
Картотеки
- Картотеки с комплексами утренних гимнастик по возрастам
- Картотеки комплексов НОД по всем возрастным группам
- Картотеки подвижных игр по всем возрастным группам
- Картотеки малоподвижных игр по всем возрастным группам
- Картотека пословиц , поговорок, загадок о спорте
- Картотека построения и перестроения
- Картотека этюдов на расслабление
- Картотека этюдов на расслабление
- Схемы круговой тренировки
- Картотека лечебной гимнастики
- Картотека игр при болезнях носа и горла
- Картотека игр на формирование правильной осанки
- Картотека НОД по темам недели
- Картотека дыхательной гимнастики
- Картотека психогимнастики
- Картотека пальчиковой гимнастики
- Картотека ОРУ по лексическим темам
Программно-методическое обеспечение.
- С.Б. Шарманова, А.И. Федоров Физическое воспитание детей дошкольного возраста: теория и практика. 1, 2 часть .2003г.
- С.Б.Шарманова А.И Федоров . Методические особенности использования развивающих упражнений в физическом воспитании детей младшего дошкольного возраста.2001г.
- С.Б.Шарманова Круговая тренировка в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста . 2001г.
- Н.Ф. Дик ,Е.В. Жердева. Развивающие занятия по физическому воспитанию и укреплению здоровья для дошкольников.2005г
- С.Шарманова Применение средств художественной гимнастики в физическом воспитании детей дошкольного возраста .2001г.
- В.И.Возная, И.Т. Коновалова Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ. 2006г.
- Т.А. Тарасова Контроль физического состояния детей дошкольного возраста. 2005г.
- Т.С. Овчинникова, А.А. Потапчук. Двигательный игротренинг для дошкольников.
- Е. А. Екжанова Е.А. Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»2005 г.
- А.А. Потапчук «Как сформировать правильную осанку у ребенка» Сфера, 2009г
- С. Шарманова, Е. Орешкова «Подвижные игры как средство предупреждения плоскостопия у детей» Уральская академия 2011г.
- Т.Б. Сидорова «Познавательные физкультурные занятия» Учитель 2011г
- Н.И. Николаева «Школа мяча» Детство-Пресс 2008г.
- Т.Г. Хромцова «Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице» учебное пособие , Центр педагогического образования Москва. 2007.
- Л.И. Пензулаева «Оздоровительная гимнастика комплексы упражнений». Мозаика –синтез Москва 2018г
- Л.И. Пензалаева «Физическая культура в д/с младшая группа». Мозаика –синтез Москва, 2017Г
- Л.И. Пензалаева «Физическая культура в д/с СРЕДНЯЯ ГРУППА» Мозаика –синтез Москва, 2017г.
- Л.И. Пензалаева «Физическая культура в д/с Старшая группа» Мозаика –синтез Москва, 2015г.
- Л.И. Пензалаева «Физическая культура в д/с Подготовительная группа» Мозаика –синтез Москва, 2017г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_osvoeniya_programmy_obrazovatelnoy_oblasti.docx | 39.5 КБ |
metodiki.docx | 23.62 КБ |
sistema_fizkulturno.docx | 16.88 КБ |
formy_i_priemy_organizatsii.docx | 15.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Мониторинг освоения программы образовательной области
«Физическое развитие»
Мониторинг используется исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).
Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей»
В соответствии с ФГОС дошкольного образования к целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка:
Индивидуальная карта освоения программы образовательной области «Физическое развитие»
№ п/п | Программное содержание | 1-3 года | 3-4 года | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | |
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей | |||||||
1-3 года | |||||||
хорошо спит, активен во время бодрствования | |||||||
имеет хороший аппетит, регулярный стул | |||||||
3-4 года | |||||||
легко и быстро засыпает, спокойно спит, с аппетитом ест; | |||||||
редко болеет острыми респираторно-вирусными инфекциями (2 раза в год) | |||||||
4-5 лет | |||||||
легко и быстро засыпает, с аппетитом ест; | |||||||
редко болеет острыми респираторно-вирусными инфекциями (1–2 раза в год). | |||||||
5-6 лет | |||||||
легко и быстро засыпает, с аппетитом ест; | |||||||
редко болеет острыми респираторно-вирусными инфекциями (1–2 раза в год). | |||||||
6-7 лет | |||||||
легко и быстро засыпает, с аппетитом ест; | |||||||
редко болеет острыми респираторно-вирусными инфекциями (1раз в год). | |||||||
Воспитание культурно-гигиенических навыков | |||||||
1-3 года | |||||||
умеет правильно мыть руки и насухо их вытирать; | |||||||
умеет самостоятельно кушать и пользоваться салфеткой; | |||||||
употребляет слова «спасибо», «пожалуйста». | |||||||
3-4 года | |||||||
приучен к опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых); | |||||||
владеет навыками поведения во время еды, умывания, умеет пользоваться носовым платком, причёсываться, следит за своим внешним видом; | |||||||
охотно включается в выполнение режимных моментов и гигиенических процедур. | |||||||
4-5 лет | |||||||
проявляет привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом; | |||||||
имеет элементарные представления о том, что полезно и вредно для здоровья; | |||||||
сформированы навыки культуры еды, культуры поведения, умеет следить за своим внешним видом | |||||||
5-6 лет | |||||||
умеет быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу; | |||||||
имеет навыки опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых); | |||||||
сформированы элементарные навыки личной гигиены (самостоятельно чистит зубы, моет руки перед едой; при кашле и чихании закрывает рот и нос платком); | |||||||
владеет простейшими навыками поведения во время еды, пользуется вилкой, ножом. | |||||||
6-7 лет | |||||||
усвоил основные культурно-гигиенические навыки: быстро и правильно умывается, насухо вытирается, пользуясь только индивидуальным полотенцем, чистит зубы, полощет рот после еды, моет ноги перед сном | |||||||
правильно пользуется носовым платком и расческой; | |||||||
следит за своим внешним видом; | |||||||
быстро раздевается и одевается, вешает одежду в определенном порядке, следит за чистотой одежды и обуви | |||||||
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни | |||||||
1-3 года | |||||||
имеет простейшие понятия о важности для здоровья соблюдений правил личной гигиены, занятий физическими упражнениями, прогулки (знает, что нужно мыть руки, чистить зубы, делать зарядку, гулять на свежем воздухе и т.д.); | |||||||
при небольшой помощи взрослых пользуется индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком | |||||||
3-4 года | |||||||
имеет простейшее представление о полезной и вредной для здоровья пище; | |||||||
владеет элементарными знаниями о правилах личной гигиены, важных для здоровья (мыть руки, чистить зубы, делать зарядку, гулять на свежем воздухе) о значении сна; | |||||||
умеет бережно относиться к своему здоровью, здоровью других детей; | |||||||
умеет сообщать о самочувствии взрослым, избегать ситуации, приносящих вред здоровью; осознает необходимость лечения; | |||||||
знает физические упражнения, укрепляющие разные органы, знает о необходимости закаливания; | |||||||
соблюдает навыки гигиены и опрятности в повседневной жизни | |||||||
4-5 лет | |||||||
знает, что надо одеваться по погоде, регулярно гулять, заниматься зарядкой; | |||||||
имеет представление о полезной и вредной для здоровья пище; | |||||||
знает части тела и органы чувств человека и их функциональное назначение; | |||||||
сформирована потребность в соблюдении режима питания, знает важность сна, гигиенических процедур для здоровья; | |||||||
умеет устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствия; | |||||||
имеет представление о составляющих здорового образа жизни | |||||||
5-6 лет | |||||||
имеет начальные представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон) и факторах, разрушающих здоровье; | |||||||
знает о значении для здоровья человека ежедневной утренней гимнастики, закаливания организма, соблюдения режима дня; | |||||||
имеет представление о роли гигиены и режима дня для здоровья человека; | |||||||
имеет представление о правилах ухода за больным. | |||||||
6-7 лет | |||||||
имеет сформированные представления о здоровом образе жизни: | |||||||
об особенностях строения и функциями организма человека, | |||||||
о важности соблюдения режима дня | |||||||
рациональном питании | |||||||
значении двигательной активности в жизни человека | |||||||
пользе и видах закаливающих процедур, роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье | |||||||
Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации) | |||||||
1-3 года | |||||||
прыгает на месте и с продвижением вперед; | |||||||
может бежать непрерывно в течение 30–40 с; | |||||||
влезает на 2–3 перекладины гимнастической стенки (любым способом); | |||||||
берёт, держит, переносит, бросает и катает мяч. | |||||||
3-4 года | |||||||
энергично отталкивается в прыжках на двух ногах, прыгает в длину с места не менее чем на 40 см; | |||||||
проявляет ловкость в челночном беге; | |||||||
умеет бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями педагога. | |||||||
4-5 лет | |||||||
прыгает в длину с места не менее 70 см; | |||||||
может пробежать по пересеченной местности в медленном темпе 200–240 м; | |||||||
бросает набивной мяч (0,5 кг), стоя из-за головы, на 1 м. | |||||||
5-6 лет | |||||||
может прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см) | |||||||
прыгать в обозначенное место с высоты 30 см | |||||||
прыгать в длину с места (не менее 80 см) | |||||||
прыгать с разбега (не менее 100 см) | |||||||
Прыгать в высоту с разбега (не менее 40 см) | |||||||
прыгать через короткую и длинную скакалку | |||||||
умеет лазать по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа | |||||||
умеет метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5–9 м | |||||||
умеет метать предметы правой и левой рукой в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3–4 м, | |||||||
умеет сочетать замах с броском | |||||||
умеет бросать мяч вверх, о землю и ловить его одной рукой | |||||||
умеет отбивать мяч на месте не менее 10 раз, | |||||||
умеет отбивать мяч в ходьбе (расстояние 6 м). | |||||||
владеет школой мяча | |||||||
6-7 лет | |||||||
может прыгать на мягкое покрытие (с высоты до 40см) и мягко приземляться | |||||||
может прыгать в длину с места (на расстояние не менее 100 см) | |||||||
может прыгать с разбега (180 см); | |||||||
может прыгать в высоту с разбега (не менее 50 см) | |||||||
прыгает через короткую и длинную скакалку разными способами | |||||||
может перебрасывать набивные мячи (вес 1 кг) | |||||||
может бросать предметы в цель из разных исходных положений | |||||||
попадает в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 4–5 м | |||||||
может метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5–12 м | |||||||
может метать предметы в движущуюся цель; | |||||||
Накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями) | |||||||
1-3 года | |||||||
легко ходит в разных направлениях и в различном темпе, ходит с перешагиванием через предметы (высота 10 см); | |||||||
бросает предметы в горизонтальную цель (расстояние 1 м), двумя руками, поочередно правой и левой рукой; | |||||||
может пробежать к указанной цели; | |||||||
воспроизводит простые движения по показу взрослого | |||||||
3-4 года | |||||||
сохраняет равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости | |||||||
сохраняет равновесие при перешагивании через предметы | |||||||
может ползать на четвереньках | |||||||
может лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом | |||||||
умеет ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное воспитателем направление | |||||||
может катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м | |||||||
может бросать мяч двумя руками от груди | |||||||
бросает мяч из-за головы | |||||||
ударяет мячом об пол | |||||||
бросает мяч вверх 2–3 раза подряд и ловить | |||||||
может метать предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 5 м | |||||||
4-5 лет | |||||||
ходит свободно, держась прямо, не опуская головы | |||||||
уверенно ходит по бревну (скамейке), удерживая равновесие | |||||||
умеет лазать по гимнастической стенке вверх и вниз приставным и чередующимся шагами | |||||||
в прыжках в длину с места отталкивается двумя ногами и мягко приземляется, подпрыгивает на одной ноге | |||||||
ловит мяч руками, многократно ударяет им об пол и ловит его | |||||||
бросает предметы вверх, вдаль, в цель, через сетку | |||||||
чувствует ритм, умеет ходить, бегать, подпрыгивать, изменять положение тела в такт музыке или под счет | |||||||
5-6 лет | |||||||
умеет ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп | |||||||
выполняет упражнения на статическое и динамическое равновесие | |||||||
умеет перестраиваться в колонну по трое, четверо; равняться, размыкаться в колонне, шеренге; выполнять повороты направо, налево, кругом | |||||||
умеет кататься на самокате | |||||||
участвует в спортивных играх и упражнениях, в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах | |||||||
6-7 лет | |||||||
выполняет правильно технику всех видов основных движений: ходьбы, бега, прыжков, метания, лазанья | |||||||
умеет перестраиваться: в 3–4 колонны, в 2–3 круга на ходу шеренги после расчета на первый-второй | |||||||
умеет соблюдать интервалы во время передвижения; | |||||||
выполняет физические упражнения из разных исходных положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции | |||||||
выполняет физические упражнения из разных исходных положений четко и ритмично, в заданном темпе, по словесной инструкции | |||||||
Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании | |||||||
1-3 года | |||||||
охотно выполняет движения имитационного характера, участвует в несложных сюжетных подвижных играх, организованных взрослым; | |||||||
получает удовольствие от участия в двигательной деятельности | |||||||
3-4 года | |||||||
принимает участие в совместных играх и физических упражнениях | |||||||
проявляет интерес к физическим упражнениям, умеет пользоваться физкультурным оборудованием в свободное время | |||||||
проявляет положительные эмоции, активность в самостоятельной и двигательной деятельности | |||||||
проявляет самостоятельность в использовании спортивного оборудования (санки, лыжи, трехколесный велосипед) | |||||||
проявляет самостоятельность и творчество при выполнении физических упражнений, в подвижных играх | |||||||
4-5 лет | |||||||
активен, с интересом участвует в подвижных играх | |||||||
инициативен, радуется своим успехам в физических упражнениях | |||||||
умеет самостоятельно и творчески использовать физкультурный инвентарь для подвижных игр | |||||||
5-6 лет | |||||||
участвует в упражнениях с элементами спортивных игр: городки, бадминтон, футбол, хоккей | |||||||
проявляет самостоятельность, творчество, выразительность и грациозность движений | |||||||
умеет самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры | |||||||
проявляет интерес к разным видам спорта | |||||||
6-7 лет | |||||||
участвует в играх с элементами спорта (городки, бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис) | |||||||
умеет самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры | |||||||
проявляет интерес к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в области спорта | |||||||
проявляет интерес к спортивным играм и упражнениям (городки, бадминтон, баскетбол, теннис, хоккей, футбол) |
Примечание: отметка «+»или «-»
Методы диагностики: наблюдения, беседы с ребёнком
Предварительный просмотр:
Методики, технологии, средства воспитания, обучения и развития детей
Здоровье-сберегающие технологии
Здоровье-сберегающая технология – это система мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды В Законе об образовании 2013 (федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации") предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Здоровье-сберегающие образовательные технологии являются наиболее значимыми по степени влияния на здоровье детей среди образовательных технологий. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем, связанных с психическим и физическим здоровьем детей. Здоровьесберегающие технологии можно распределить в три подгруппы:
- учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся;
- психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);
- организационно-педагогические технологии, определяющие структуру образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний.
Учебно-воспитательные технологии
Концептуальные идеи и принципы:
- физкультурно-оздоровительная деятельность на занятиях по физическому воспитанию, а также в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз и пр.;
- обучение грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья детей;
- мотивация детей к ведению здорового образа жизни,
- предупреждение вредных привычек;
- обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни;
- конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.
Психолого-педагогические технологии
Концептуальные идеи и принципы:
- обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье;
- обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника, т.к. эмоциональный настрой, психическое благополучие, бодрое настроение детей является важным для их здоровья;
- создание в дошкольном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для развития детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, состояния соматического и психического здоровья.
- в данной системе взаимодействуют диагностическое, консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое и социальное направления.
Организационно-педагогические технологии
Концептуальные идеи и принципы:
- определение структуры учебного процесса, частично регламентированную в СанПиН, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии;
- организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;
- организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов – Сан ПиНов;
- организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания, организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
- организация профилактических мероприятий, способствующих резистентности детского организма (например, иммунизация, полоскание горла противовоспалительными травами, щадящий режим в период адаптации и т.д.).
Здоровье-сберегающие технологии, применяемые в ДОУ:
Виды здоровьесбере-гающих педагогических технологий | Особенности методики проведения | Время проведения в режиме дня |
Физкультурное занятие | Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение | 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин. |
Динамические паузы | Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия | Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей |
Подвижные и спортивные игры | Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр | Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп |
Ритмопластика | Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка | Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста |
Гимнастика пальчиковая | Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) | С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно |
Гимнастика для глаз | Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога | Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста |
Гимнастика дыхательная | Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы |
Гимнастика бодрящая | Форма проведения различна: упражнения на кроватках; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий группы | Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. |
Гимнастика корригирующая | Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы |
Занятия из серии «Здоровье» | Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития | 1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста |
Релаксация | использование спокойной классической музыки (Чайковский, Рахманинов), звуки природы | В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп |
Технологии эстетической направленности | Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса | Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп |
Самомассаж
| Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму | В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы |
Точечный самомассаж | Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал | Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста |
Гимнастика ортопедическая | Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы |
Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) | Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности | В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом |
Коммуникативные игры | Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. | 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста |
Психогимнастика | Занятия проводятся по специальным методикам | 1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин. |
Технологии музыкального воздействия | Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей |
Сказкотерапия | Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей | 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста |
Предварительный просмотр:
Система физкультурно-оздоровительных
и лечебно-профилактических мероприятий в ДОУ
Психологическое сопровождение развития ребенка:
- диагностика когнитивно-эмоциональной сферы дошкольников;
- занятия по коррекции и развитию психических функций, эмоционально-волевой сферы;
- медико-психологические консультации для родителей по преемственности воспитания детей и уходу за ними.
Виды организации режима двигательной активности ребенка:
Регламентированная деятельность:
- утренняя гимнастика;
- физкультурные занятия в зале и на улице (в теплое и холодное время года);
- физминутки;
- гимнастика после сна;
- спортивные праздники.
2. Частично регламентированная деятельность:
- спортивные упражнения на воздухе;
- подвижные игры на прогулке;
- День здоровья.
3. Нерегламентированная деятельность:
- самостоятельная двигательная деятельность детей в помещении;
- самостоятельная двигательная деятельность детей на воздухе.
Работа с детьми по формированию основ гигиенических знаний и здорового образа жизни:
- Занятия на тему «Познай себя»;
- словесно-наглядные, сюжетно-ролевые игры по развитию представлений и навыков здорового образа жизни;
- моделирование ситуаций по формированию основ безопасности жизнедеятельности;
- полоскание рта после еды.
Оздоровительное и лечебно-профилактическое сопровождение:
1. Профилактические мероприятия:
- комплексы гимнастики после сна;
- комплекс мероприятий по профилактике ОРВИ и гриппа;
2. Общеукрепляющие мероприятия:
- закаливание;
- подбор оптимальной одежды при различных температурах;
- режим сквозного и одностороннего проветривания в течение дня
- свето-воздушные и солнечные ванны.
3. Коррекционные мероприятия:
- осмотр детей с хроническими заболеваниями носоглотки ЛОР врачом;
- ежегодные профилактические осмотры детей специалистами.
Оздоровительный режим осуществляется в зависимости от возраста, времени года:
Закаливающие мероприятия | Возраст | Периодичность Температурный режим |
Утренняя гимнастика | 2-7 лет | ежедневно, 6 – 10 мин. |
Закаливание воздухом (воздушные ванны) | 2-3 года 4-7 лет | +230 С - 200С 220 С - 200 С 5 – 10 мин. |
Прогулки (подвижные игры, упражнения) | 2-7 лет | ежедневно (2 раза в день) |
Целевые прогулки и походы | с 4 лет | 1 раз в 3 месяца |
Физкультурные занятия | 2-7 лет | 3 раза в неделю ( 1раз на улице) |
Проветривание | все помещения ДОУ | сквозное – 2 раза в день, в течение 5-10 мин., до +14 - +16 0 С одностороннее – летом в присутствии детей (во время сна, игр) |
Воздушно-температурный режим: - в группе - в спальне | Ежедневно + 18…+20 0 С +16…+ 18 0 С | |
Одежда в группе | облегченная |
Предварительный просмотр:
Формы и приемы организации - образовательного процесса по образовательной области «Физическое развитие»
Образовательная деятельность | Самостоятельная деятельность | Образовательная деятельность в семье | |
непосредственно образовательная деятельность | образовательная деятельность в режимных моментах | ||
Физкультурные занятия: -развлечения; сюжетно-игровые, - тематические, -классические, -тренирующие, - на улице, Общеразвивающие упражнения: -с предметами, - без предметов, -сюжетные, -имитационные. Игры с элементами спорта. Спортивные упражнения | Комплексы закаливающих процедур оздоровительные прогулки, мытье рук прохладной водой перед каждым приемом пищи, полоскание рта и горла после еды, воздушные ванны, ходьба босиком по ребристым дорожкам до и после сна, Утренняя гимнастика, Упражнения и подвижные игры во второй половине дня; Объяснение Показ Дидактические игры Чтение художественных произведений Личный пример Иллюстративный материал Досуг Театрализованные игры | Подвижные игры Игровые упражнения Имитационные движения Спортивные игры (катание на санках, лыжах, велосипеде и др.); Сюжетно-ролевые игры | Экскурсии в природу Пешие прогулки Беседа Совместные игры Походы Занятия в спортивных секциях Посещение бассейна Чтение художественных произведений просмотр телепередач |