Мастер класс для педагогов

Тема: «Ознакомление с гжельской росписью, как средство развития художественно - творческих способностей у детей дошкольного возраста».

Актуальность:

 В наше время мы живем в условиях цифровых технологиях. Родителям в силу своей занятости проще дать гаджет ребенку, что бы он его не отвлекал. Походы в театры, музеи на выставки разного рода уже не актуальны. Дети попросту не знают историю, не знают о русской культуре. Поэтому хочется, что бы дошкольники узнали о народном промысле. Прописаны эти задачи в программе ООП ДОУ написанной на основе программы  «От рождения до школы» под. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева и др. Выбор данной темы считаю актуальной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_pedagogov.docx24.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска"Детский сад №353 "Солнышко"

Мастер класс для педагогов

Тема: «Ознакомление с гжельской росписью, как средство развития художественно - творческих способностей у детей дошкольного возраста».

Ядрышникова Ирина Ранисовна


 Мастер класс для педагогов

Тема: «Ознакомление с гжельской росписью, как средство развития художественно - творческих способностей у детей дошкольного возраста».

Цель: повышение педагогического мастерства.

Задачи:

- ознакомление с инструментами и особенностями нанесения краски при росписи Гжель

Оборудование: кисти разного диаметра (широкая, средняя, и тонкая), синяя, белая гуашь, палитра, стаканчики с водой, доска для показа образца рисования, образцы рисунков, бумажные шаблоны посуды.

Ожидаемые результаты: продукт «Синяя птица»

Актуальность:

 В наше время мы живем в условиях цифровых технологиях. Родителям в силу своей занятости проще дать гаджет ребенку, что бы он его не отвлекал. Походы в театры, музеи на выставки разного рода уже не актуальны. Дети попросту не знают историю, не знают о русской культуре. Поэтому хочется, что бы дошкольники узнали о народном промысле. Прописаны эти задачи в программе ООП ДОУ написанной на основе программы  «От рождения до школы» под. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева и др. Выбор данной темы считаю актуальной.

    Декоративное рисование в детском саду решает следующие задачи:

- развивать у детей чувство композиции в связи с построением узора на различных формах;

- развивать чувство цвета;

- развивать способности различать стили в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в своём творчестве;

- совершенствовать технические навыки рисованию кистью и карандашом.

Григорьева Галина Григорьевна в своих работах выделяет такие методы обучения как: наблюдение, рассматривание, работа с образцом, поэтапный показ, показ способов изображения элементов.

Ознакомление с декоративным рисованием  начинается со второй младшей группы от 3-4 лет . Продолжаем формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров. Познакомить детей с городецкими изделиям.  

В средней группе продолжаем формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров. Знакомим детей с городецкими изделиями.

В старшей группе продолжаем знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о дымковской и филимоновской игрушках и их росписи. Познакомить с росписью Полхов-Майдана, гжельской росписи.

В подготовительной группе продолжать развивать декоративное творчество детей; умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись)

Сейчас мы остановимся на «Гжели»:

История гжели. (слайд 4)

И придумали мастера лепить посуду, да стали расписывать её узорами разными. (слайд 5)

изображали мастера на фарфоровых изделиях: цветы, птиц, животных, людей, природу. Узор всегда расположен в центре изделия.

Используется три основных цвета: белый (составляющего фон изделия), синий и голубой, которыми выполняется сам рисунок.( слайд 6)

А сейчас рассмотрим основные элементы гжельской росписи. Капельки, бордюры, точки и линии. Точки и прямые линии – это тонкий графический рисунок, выполняется он тонкой кистью. Здесь вы видите разные виды точек, прямых линий, разные формы сеточек, которые состоят из точек и прямых линий.  (слайд 7)

Бордюры. Бордюр наносится в основном на край изделия. Виды бордюр: дугообразный, спиралеобразный, волнистый, односторонний, разносторонний (слайд 8)

Капелька - этот мазок лежит в основе многих узоров и элементов. «Капельки» бывают горизонтальные, вертикальные. Так же «капелькой» изображают цветочки, листочки. Очень красиво смотрятся капельки, расположенные с одной или двух сторон от стебелька, когда идет уменьшение размера капельки от основания стебелька до верхушки (слайд 9)

Самое трудное в гжельской росписи - это "мазок с тенью". Особенность заключается в том, что одним движением кисти достигается широкий диапазон перехода цвета от глубоких, темных тонов до очень светлых и легких. Мазки наносятся всей кистью обильно насыщенной краской, с разным нажимом. Нажмем на кисть сильнее – темный оттенок, слабее – светлый.(слайд10)

На одном из занятий по художественно-эстетическому развитию, рисование, на тему «Посуда», мы рисовали чайную пару по мотивам гжельской росписи. После занятия дети начали задавать вопросы: «Как же появилась гжель?», «Как составить узор и расписать предметы по мотивам гжельской росписи?»

И тогда у нас зародился проект «Сине- голубая Гжель».

Был проведен опрос детей по модели трех вопросов:

Что знают дети- «Гжельской росписью украшает посуду, сувениры»

Что хотели узнать- «Как же появилась гжель?», «Как составить узор и расписать предметы по мотивам гжельской росписи?»

Где можно узнать- «Прочитать в книгах, посмотреть в интернете»

Был составлен план по проекту, пройденные этапы отмечались мной и детьми.

Были определены цели и задачи. (Ожидаемые результаты)

И началась кропотливая работа. Мной была изучена методическая литература по изобразительной деятельности это: «Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду» стр142-147 автор Вера Борисовна Косминская, «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно прикладным искусством» стр. 26-40, автор Оксаны Алексеевной Скоролуповой. Была подобрана художественная литература (сказки, стихотворения, загадки), изготовлены дидактические игры, создан альбом с иллюстрациями, для дальнейшего использования.

Основной этап:

 Проводились беседы с детьми: «История гжели и её истоки», «Особенности промысла гжель», «Разнообразие форм гжели и способ изготовления изделий промысла гжель»,

Начинали рисовать простыми карандашами повторяя узоры по образцу, проводили экспериментирование по смешиванию гуашевой краски (синий и белой) для получения оттенка нужного цвета, снова возвращались к образцам и повторяли узоры уже рисуя гуашевыми красками и кисточками, частые повторения и работа над своими ошибками дали свои результаты. В тетради с заданиями «Готовим руку к письму» дети так же работали по образцу, рисовали фломастерами повторяя узоры, прорисовывали знакомые узоры в раскрасках, (чайник, матрешка), пробовали голубым карандашом, затем гуашью. Детям это понравилось, но им хотелось не повторять, а творить самим. Было решено создать трафареты, что бы дети могли сами в свободное время пользоваться ими и рисовать.

 Конструировали из бумаги чайные пары, бокалы, дети с большим удовольствием украшали их, создавая узоры по мотивам гжельской росписи.

На непосредственно образовательной деятельности по художественно эстетическому развитию (рисование) расписывали гжельскую посуду, использовали пластинографию на образовательной деятельности, для украшения тарелочки.

Читали художественную литературу: Сказка «Нежно – голубое чудо» M.Боброва Легенда – сказка «Откуда в Гжели синий цвет» Стихотворение «Сине-белая посуда» С.Вахрушев « Взял мастер в руки кисть» Н. Савченко «Незатейливый узор» Н.Радченко

Заучивали стихотворения: «Узоры Гжели», «Гжель»

Играли в дидактические игры: «Рисование узоров по образцу»

«Разрезные картинки», «Расскажи про свой узор», «Узнай по описанию», подвижные игры : Ловишки с бегом», «Жмурки», «У медведя во бору», придумывали сказки: «Гжельская роза»

Совместно с музыкальным руководителем Мариной Викторовной провели итоговое совместное мероприятие. Дети пели песни, частушки, играли в игры. («Девочка Россия» муз.и сл. Эльмира Путилова, Частушки «Гжель», Русско-народная игра «Голубая ленточка»)

А в заключении проекта была нарисована «Синяя птица». Рисунки детей выставлены на выставке.

Цель проекта была достигнута:

-Дети научились передавать простейшие элементы узора (розу, листики, завитки, волнистые линии, решетку, точки, спираль);

- Научились самостоятельно выбирать цвет, материал.

-У детей повысился интерес к декоративно – прикладному виду деятельности.

Список литературы

  1. Григорьева Г.Г.
  2. Косминская В.Б.
  3. Программа ООП ДОУ д/с № 353 написанной на основе программы  «От рождения до школы» под. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева и др.

Интернет ресурсы:

  1. pril1.doc (yandex.ru)
  2. Игра-лото Русский сувенир.rar (yandex.ru)
  3. Сказка «Нежно – голубое чудо» M.Боброва
  4.  Легенда – сказка «Откуда в Гжели синий цвет»
  5.  Стихотворение «Сине-белая посуда»
  6.  С.Вахрушев « Взял мастер в руки кисть»
  7.  Н. Савченко «Незатейливый узор» Н.Радченко