Информация для родителей

Колчина Мария Константиновна

В данном разделе будет содержаться информаци для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_gadzhetov_na_rechevoe_razvitie.docx17.11 КБ

Предварительный просмотр:

Колчина Мария Константиновна

Влияние гаджетов на речевое развитие ребенка

Стремительный рост технического прогресса привносит в повседневную жизнь человека все больше средств, без которых нельзя представить наш обычных день. Невозможно отрицать, что такие средства как мобильная связь и интернет стали важными помощниками, открывшими множество возможностей, недоступных еще пятнадцать лет назад. И уже в настоящее время мобильный телефон не просто чудо техники, а реальность повседневной жизни, как взрослых, так и детей.

Многие родители специально дают своим детям гаджеты. Цели могут быть разными: для развития ребенка, пресечения его капризов и истерик, во время долгого ожидания в очередях или чтобы выкроить для себя немного свободного времени.

В специальном исследовании, которое было представлено на встрече педиатрических академических обществ в Торонто, исследователи выявили связь между портативными устройствами и языковым развитием малышей. В исследовании приняли участие 894 ребенка в возрасте от 6 месяцев до 2 лет за период более четырех лет (с 2011 по 2015 годы). На основе оценок и записей родителей исследование показало, что к 18 месяцам многие дети (двадцать процентов) использовали портативные устройства не менее 28 минут каждый день.

Влияние продолжительности использования гаджета было связано с задержкой речи. Оно влияло и на другие способы общения. Например, использование девайса малышом было связано так же с задержкой социальных взаимодействий.

Одним из наиболее частых и ранних последствий «информатизации» детства являются расстройства аутистического спектра, нарушения речевого развития и коммуникации, негативно отражающиеся на формировании мышления, усвоении социальных навыков, на познавательной активности ребенка и на его поведении. Нельзя игнорировать того, что эволюционно артикуляционный аппарат ребенка с рождения готов к произношению звуков, но для развития речи (т.е. умения посредством слов излагать свои мысли в устной и письменной форме) требуется время. Развитие речи, активно происходящее в первые три года жизни невозможно без детско-родительского общения. Исключительно мотивация постичь мир взрослых заставляет ребенка трудиться над расширением активного словаря, над шлифовкой правильного произношения.

Желание быть понятым, услышанным, сообщать о своих потребностях, делиться фантазиями и размышлениями (наполненное смыслом общение со значимым взрослым) — это движущая сила речевого развития. Позитивно окрашенная реакция родителей, их заинтересованное внимание к речи ребенка, эмоционально насыщенное ежедневное вербальное общение, чтение книг, заучивание стихов и песенок, комментарии, адресованные ребенку родителями по поводу происходящего на улице и дома, все это обязательные составляющие поддержания высокой мотивации к вербальному общению ребенка и развитию у него речи.

Известно, что в настоящее время практически у каждого ребенка есть доступ к мобильному телефону или даже свой собственный аппарат. Безусловно, это очень удобно для родителей, которые могут поделиться нужной информацией, занять ребенка при недостатке времени и т.д. Однако параллельно возникают и факторы, которые говорят об отрицательном влиянии мобильных телефонов на правильную речь детей.

В последние годы и родители, и педагоги всё больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но отвечает другому человеку, когда он сам включён в диалог. Причем, включён, не только слухом и артикуляцией, но всеми своими действиями, мыслями и чувствам.

Для того, чтобы ребёнок заговорил, необходимо, чтобы речь была включена в его конкретные практические действия, в его реальные впечатления и главное – в его общение со взрослыми.

 Речевые звуки, не обращённые ребёнку лично и не предполагающие ответа, не затрагивают ребёнка, не побуждают к действию и не вызывают каких-либо образов. Они остаются «пустым звуком».

Таким образом, воздействие мобильного телефона на речевое развитие ребенка отрицать невозможно, и, если мы хотим, чтобы речь детей была полноценной, то необходимо задуматься и постараться ограничить общение ребенка и мобильного телефона. Безответственное пользование достижениями цивилизации становится фактором риска дезинтеграции и деградации психических функций и поведения детей, семей и общества.

Библиографической список:

  1. Карпов А.М., Чудновский Е.В., Герасимова В.В. и др. Компьютерная деятельность детей — фактор риска психических и личностных нарушений. Тезисы докладов III международного симпозиума «Феномены природы и экологии человека». — Казань, 1997. — С. 201-202.
  2. Развитие личности ребенка / Под ред. Л.А. Головей. — Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010. — 576 с.
  3. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. — М.: Смысл, Эксмо, 2004. — 512 с.
  4. Керделлан К., Грезийон Г. Дети процессора: как Интернет и видеоигры формируют завтрашних взрослых. Пер. с фр. А. Лущанова. — Екатеринбург: У-Фактория, 2006. — 272 с.
  5. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция. — СПб: Речь, 2011. — 432 с.
  6. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. — М.: ВЛАДОС, 1999. — 360 с.