Дистанционное обучение учащихся

Перкина Ольга Юрьевна

Тренировочные тесты по литературе для подготовки к ЕГЭ

Роман И.С.Тургенева " Отцы и дети"

https://docs.google.com/forms/d/1gvjg833YTxzKKqExD...

Роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита"

https://docs.google.com/forms/d/1YHK3koIMxSaOAo4Kd...

Роман Л.Н.Толстого "Война и мир"

https://docs.google.com/forms/d/18ibW0WolvF8rZB0L8...

Тренировочные тесты по русскому языку для подготовки к ОГЭ

Тест № 1 https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSexWpMpqqOLw..

Тест № 2. https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSdnbfz6TPHMl..

Тест № 3 https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScitsSQY1ShG..

Тест № 4 https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSdCXj06EQF3g..

Тест № 5 https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSd3I-c2YWL1w..

Тест № 6 https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSdJLqlVCkexd..

Тест № 7 https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSfnmudKB7sLu..

Тест № 8 https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSfmFxWwrvXfL..

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как писать отзыв на стихотворение:

(Инструкция)

1Выберете одну из целей вашего отзыва:

1) привлечь внимание к стихотворению, повлиять на мнение других людей, поспорить по поводу оценки художественных образов;

2) желание поделиться впечатлением о прочитанном с людьми, которые находятся далеко;

3) стремление разобраться в прочитанном.

 В зависимости от выбранной цели выберете жанр отзыва. Это может быть статья, письмо, эссе.

Отзыв всегда предполагает слушателей, собеседников. Это могут быть друзья, учитель, библиотекарь, широкая аудитория. От того, к кому вы обращаетесь, зависит и форма отзыва, и содержание.

 Продумайте название своего сочинения. Хотя слово "отзыв" уже может стать названием. Вместе с тем работа может иметь и другой заголовок: "Стихотворение, которое тронуло", "Приглашение к размышлению", "Уроки любви".

2Подберите материал и расположите его в зависимости от строения сочинения.

Имейте ввиду: отзыв состоит из двух основных частей. В первой части высказывается мнение о том, понравилось или не понравилось стихотворение. Во второй части обосновывается, аргументируется высказанная оценка. Четкой грани между частями нет.

 Обязательно включите в свою работу элементы анализа стихотворения, свое мнение о том, как автор относится к изображаемым лирическим образам. Оцените, в чем особенности его восприятия, в чем новаторство в создании стихотворения.

 Литературоведение предлагает несколько вариантов анализа. Для создания отзыва не стоит работать над всеми пунктами. Выберете только те, которые вам помогут подобрать необходимые аргументы.

Примерный план анализа стихотворения.

 1. Название.

 2. Дата написания.

 3. Реально-биографический и фактический материал.

 4. Жанровое своеобразие.

 5. Идейное содержание: а)ведущая тема, б) основная мысль, в) эмоциональная окраска чувств, г) внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.

 6. Интерпретация стихотворения.

 7. Структура стихотворения: а) основные образы; б) изобразительные средства (эпитеты, метафоры, аллегория, сравнение, гипербола, литота, ирония, сарказм), в) синтаксические фигуры (повтор, антитеза, анафора, эпифора, инверсия), г) звукопись (аллитерация, ассонанс), д) стихотворный размер, рифма, способы рифмовки, е)строфика (двустишие, трехстишие, пятистишие, катрен, октива, сонет).

ИЛИ

Вопросы и задания к стихотворению:

  1. Какое настроение вызывает это стихотворение?
  2. Какими способами поэт создает это стихотворение? Какие языковые средства он для этого использует (звуки, слова, построение предложений)?
  3. В чем особенности звуковой формы стихотворения? Какие образы создаются при помощи сочетаний звуков?
  4. Какие слова употреблены в переносном значении? Зачем?
  5. Как вы думаете, какой смысл выявляется в том, что каждая вторая строка в стихотворении короче первой?
  6. Есть ли в этом стихотворении человек? Найдите строки, которые подтверждают присутствие человека. Что он чувствует?
  7. Обратите внимание на особенность построения стихотворения. Сколько в нем частей? Чем интересна каждая часть?
  8. Как проведенный вами анализ помогает понять смысл стихотворения?

3Чтобы правильно интерпретировать стихотворение, подумайте, что скрывается за словами поэта. Выделите ключевые слова, подумайте над их скрытым смыслом. Сжатое слово становится концентрированным, многозначным. С.Я.Маршак говорил: "Как Золушка, одетая в платье, которое ей подарила фея, простое обыкновенное слово преображается в руках поэта".

Выглядеть это может примерно так.

Как будто внутренность собора -

Простор земли, и чрез окно

Далекий отголосок хора

Мне слышать иногда дано.

 Пастернак. «Когда разгуляется»

 Читая стихотворение, я представляю залитую солнцем землю, чистую даль сквозь прозрачную листву. Вдали - маленькую церковь с маковками: луковичками и колоколенкой, Кажется, что со стен глядят лики святых, даже не со стен, а с высоты. Да и церковь - видение, мираж. Нечто нереальное, призрачное, которое уходит в бесконечную даль, так и неразгаданную ни учеными, ни философами. Поэт уловил гармоническую связь между Богом, Природой и Человеком. Его лирический герой искренен в своих чувствах. Разве можно без веры, для красногословца коснуться самого святого: таинства молитвы. Поэтому и дрожь, и слезы счастьяПастернак - волшебник. Поэзия по его велению вмещает и мазок художника, и звук музыканта. Приглядитесь и прислушайтесь к этому стихотворению, и вам откроется новый лик поэзии.

4Особенность лирики заключается в том, что она сосредоточена прежде всего на внутреннем мире человека. В ней отсутствует описание событий. Внутренний смысл нужно понимать через эмоциональность. К тому же лирическое стихотворение бессюжетно.

 Именно поэтому большую роль играет ассоциативное мышление. Для аргументации используйте произведения других авторов и проводите сравнительный анализ. Обращайтесь к произведениям живописи и музыки. Например, если вы пишите отзыв на стихотворение Блока "Незнакомка", используйте картины с одноименным названием Крамского и Глазунова.

5Заканчивая работу над отзывом, проверьте, достаточно ли у вас аргументов, нет ли ненужного, постороннего материала. Отредактируйте свою речь. Не забывайте, что ваша работа написана в публицистическом стиле, поэтому должна быть эмоциональной и яркой. Она должна воздействовать на ваших слушателей. Используйте для этого в своем сочинении предложения разные по строению. Уместны будут градация, инверсия, многосоюзие, назывные и безличные предложения.

Обратите внимание

Не сбивайтесь на пересказ стихотворения.

Полезные советы

Прежде чем писать отзыв, внимательно несколько раз прочтите стихотворение. Расставьте все паузы, определите роль авторских знаков препинания.



Предварительный просмотр:

Контрольная работа за 1 полугодие 10 класс                                                                                                          Вариант 1

  1.  Реализм – это направление в литературе и искусстве, деятели которого…

               1) стремятся понять и изобразить взаимодействие человека с окружающей средой

               2) поднимают в своих произведениях проблемы воспитания, просвещения и гражданского

           служения

       3) принимают культ гордой и эгоистически настроенной личности

       4) обращаются к духовному миру героя, его внутреннему «Я».

  1. В отрывке из поэмы «Медный всадник»:

Ещё кипели злобно волны,

Как бы под ними тлел огонь,

Ещё их пена покрывала,

И тяжело Нева дышала,

Как с битвы прибежавший конь.

      А.С. Пушкин использует следующие художественно-выразительные средства:

а) гипербола, метафора, оксюморон               б) метафора, эпитет, сравнения, олицетворение

в) аллегория, олицетворение, перифраз         г) эпитеты, сравнения, антитеза

  1. Укажите произведение и автора по отрывку:

А) «…Лестница вилась, и вместе с нею вились его быстрые мечты. «Идите осторожнее!» — зазвучал, как арфа, голос и наполнил все жилы его новым трепетом. В темной вышине четвертого этажа незнакомка постучала в дверь, — она отворилась, и они вошли вместе. Женщина довольно недурной наружности встретила их со свечою в руке, но так странно и нагло посмотрела на Пискарева, что он опустил невольно свои глаза…»

Б)  «…Это был старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым; черты лица, казалось, были схвачены в минуту судорожного движенья и отзывались не северною силою. Пламенный полдень был запечатлен в них. Он был драпирован в широкий азиатский костюм. Как ни был поврежден и запылен портрет, но когда удалось ему счистить с лица пыль, он увидел следы работы высокого художника. Портрет, казалось, был не кончен; но сила кисти была разительна. Необыкновеннее всего были глаза: казалось, в них употребил всю силу кисти и все старательное тщание свое художник…»

В) «…Этот почтенный гражданин находился уже на Исакиевском мосту. Он прежде всего осмотрелся; потом нагнулся на перила, будто бы посмотреть под мост: много ли рыбы бегает, и швырнул потихоньку тряпку с носом. Он почувствовал, как будто бы с него разом свалилось десять пуд; Иван Яковлевич даже усмехнулся…»

  1. О каком персонаже идет речь? Укажите произведение и автора.

«… не старался  изменить  не только данного  ему  богом образа, но и своего костюма, в котором ходил в деревне. Платье ему шилось по  вывезенному им из деревни образцу. Серый  сюртук  и жилет нравились ему и потому,  что в этой полуформенной одежде он  видел  слабое воспоминание ливреи, которую  он носил некогда, провожая покойных господ в  церковь или  в гости;  а ливрея в воспоминаниях  его  была  единственною  представительницею достоинства…»

_______________________________________________________________________________________________

     

 5. Установите соответствие:

А.  барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах… мы видим его в мае месяце 1859 года, уже совсем седого, пухленького и немного сгорбленного...

1 Павел Петрович Кирсанов

Б. боевой генерал 1812 года, полуграмотный, грубый, но не злой русский человек, всю жизнь свою тянул лямку, командовал сперва бригадой, потом дивизией и постоянно жил в провинции, где в силу своего чина играл довольно значительную роль

2 Николай Петрович Кирсанов

В.  человек высокого роста, в длинном балахоне с кистями... обнаженная красная рука... ленивый, но мужественный голос..

3  Евгений Васильевич Базаров

Г.  человек среднего роста, одетый в темный английский съют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки... На вид ему было лет сорок пять...

4  Отец Н.П.Кирсанова

Запишите комбинацию букв и цифр:

6. Прочитайте стихотворение, выполните задания

   Безумных лет угасшее веселье

   Мне тяжело, как смутное похмелье.

   Но, как вино  – печаль минувших дней

   В моей  душе чем старе, тем сильней.

   Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

   Грядущего волнуемое море.

   Но не хочу, о други,  умирать;

   Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

   И ведаю, мне будут наслажденья

   Меж горестей, забот и треволненья:

   Порой опять гармонией упьюсь,

   Над вымыслом слезами обольюсь,

   И может быть – на мой закат печальный

   Блеснёт любовь улыбкою прощальной.

                                                     А.С.Пушкин

Какой художественный приём, основанный на сопоставлении,  использован в 1 – 4 строках стихотворения?        

А. Как называются художественные образные определения «угасшее» (веселье), «печальный» (закат), «прощальной» (улыбкою) и др.,  несущие экспрессивно-эмоциональную нагрузку в стихотворении А.С.Пушкина?        

Б. Какие строки раскрывают  содержание, которое вкладывает   поэт в  понятие «наслажденья». Запишите номера этих строк.

        

В. Укажите термин, которым в литературоведении называют художественный приём противопоставления, в данном стихотворении выявляющего конфликт в душе лирического героя («веселье» – «печаль», «умирать» – «жить»).         

Г. Какое чувство, упоминаемое в конце стихотворения, озаряло  жизнь Пушкина,  было той путеводной звездой, которая вела поэта на протяжении всего творческого пути?        

Д. Выпишите из данного стихотворения строку, которая как нельзя лучше выражает суть всего пушкинского творчества.

Е. Дайте связный ответ на вопрос в объёме 5-8 предложений, опираясь на конкретный литературный материал.

Что лежит в основе стихотворения А.С.Пушкина: банальные сетования на жизнь или философские размышления (о чём)?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Контрольная работа за 1 полугодие 10 класс                                                                                                          Вариант 2

  1. Выберите правильную последовательность смены одного литературного направления другим:

   А) сентиментализм, классицизм, реализм, романтизм;

   Б) классицизм, реализм, сентиментализм, романтизм;

   В) классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм

   Г) романтизм, сентиментализм, реализм, классицизм.

  1. Назовите авторов и жанры следующих произведений:

 А) «Медный всадник»;

 Б) «Арап Петра Великого»

 В) «Обыкновенная история»;

 Г)  «Обломов»

 Д) «Свои люди-сочтёмся»;

 Е) «Шинель»

  1. Установите соответствие между предметно-бытовой деталью и героем романа:

А) Василий Иванович Базаров

1) серебряная пепельница в форме лаптя

Б) Павел Петрович Кирсанов

2) томик стихов А. С. Пушкина

В) Николай Петрович Кирсанов

3) клетчатый балахон с кистями

Г) Евгений Базаров

4) вензель из волос в черной рамке и диплом под стеклом

Запишите комбинации букв и цифр:

  1. Укажите название  поэмы Пушкина, в которой дана оценка личности и деятельности Петра I, прокомментируйте эту оценку.

1) «Пророк»

2) «Медный всадник»

3) «Свободы сеятель пустынный»

4)  «Бахчисарайский фонтан»

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. По какому принципу вводятся образы Обломова и Штольца в роман?

  А) по принципу сравнения;             Б) по принципу антитезы (противопоставления);

 В) по принципу дополнения;          Г) по принципу сопоставления.

  1.  Деталь, отражающая особенность образа жизни Обломова:

 А) галстук    Б) сюртук   В) халат    Г) шляпа

  1. Почему А. Н. Островский назван «отцом русского национального театра»?

А) возродил традиции предшественников в драматургии

Б) своим творчеством оказал определяющее влияние на последующее развитие русской драматургии

В) построил здание Малого театра

  1. Чем закончилась дуэль Е. Базарова и Павла Петровича Кирсанова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»:

1) смертью Базарова

2) смертью Кирсанова

3) ранением Кирсанова

4) герои отказывались стрелять друг в друга

  1. Назовите журнал, редактором которого был Н. А. Некрасов.

а) «Эпоха»                б)«Русский вестник»        в) «Современник»             г) «Время»

  1. Укажите жанр «Кому на Руси жить хорошо?».

а) драма     б)повесть             в)роман-эпопея                 г)поэма-эпопея

11.  Сколько было мужиков, отправившихся на поиски счастливого на Руси?

а)5              б)9          в)7          г)3

12. Кто первым встретился мужикам-правдоискателям?

а)Ермил Гирин       б)Оболт-Оболдуев             в)поп     г)Матрена Тимофеевна

13. Укажите произведение и автора по отрывку:

А) «…Лестница вилась, и вместе с нею вились его быстрые мечты. «Идите осторожнее!» — зазвучал, как арфа, голос и наполнил все жилы его новым трепетом. В темной вышине четвертого этажа незнакомка постучала в дверь, — она отворилась, и они вошли вместе. Женщина довольно недурной наружности встретила их со свечою в руке, но так странно и нагло посмотрела на Пискарева, что он опустил невольно свои глаза…»

_______________________________________________________________________________________

Б)  «…Это был старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым; черты лица, казалось, были схвачены в минуту судорожного движенья и отзывались не северною силою. Пламенный полдень был запечатлен в них. Он был драпирован в широкий азиатский костюм. Как ни был поврежден и запылен портрет, но когда удалось ему счистить с лица пыль, он увидел следы работы высокого художника. Портрет, казалось, был не кончен; но сила кисти была разительна. Необыкновеннее всего были глаза: казалось, в них употребил всю силу кисти и все старательное тщание свое художник…»

_______________________________________________________________________________________

В) «…Этот почтенный гражданин находился уже на Исакиевском мосту. Он прежде всего осмотрелся; потом нагнулся на перила, будто бы посмотреть под мост: много ли рыбы бегает, и швырнул потихоньку тряпку с носом. Он почувствовал, как будто бы с него разом свалилось десять пуд; Иван Яковлевич даже усмехнулся…»

_______________________________________________________________________________________________

14. Укажите рядом с персонажем название произведения:

Феклуша ______________________________________________________

Ермила Гирин _________________________________________________

Асессор Ковалев________________________________________________

Волков________________________________________________________

Ситников______________________________________________________

15. Напишите развёрнутый ответ на вопрос:

В чем противопоставлены образы Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной в романе И.А.Гончарова «Обломов»?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Контрольная работа за 1 полугодие 10 класс                                                                                                          Вариант 3

  1. Определите литературное направление:  Возникло в конце XVIII века — первой половине XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.

А) сентиментализм       Б) классицизм    В) романтизм

2. Определите автора фрагмента и произведение. Проанализируйте отрывок по следующему плану:

  1. Место отрывка в сюжете и композиции произведения.
  2. Как в данном фрагменте отразились тема и проблематика произведения.
  3. Средства изобразительности, использованные автором для выражения своей позиции.

Боже, какие есть прекрасные должности и судьбы! Как они возвышают и услаждают душу! Но, увы! Я не служу и лишен удовольствия видеть тонкое обращение с собою начальников.

Всё, что ни встретите на Невском проспекте, всё исполнено приличия: мужчины в длинных сюртуках с заложенными в карманы руками, дамы в розовых, белых и бледно-голубых атласных рединготах и шляпках.

Вы здесь встретите бакенбарды единственные, пропущенные с необыкновенным и изумительнымискусством под галстух,  бакенбарды бархатные, атласные, черные как соболь или уголь, но, увы, принадлежащие только одной иностранной коллегии.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Кто из героев пьесы «Гроза»…

А)…мечтал изобрести вечный двигатель, получить за него миллион  и обеспечить работой бедных людей?

Б)…утверждал, что есть люди с пёсьими головами, что «огненного змия стали запрягать.. для ради скорости»?

В)… при упоминании о том, что должен кому-то долг отдать, свирепел и ругался?

Г)…утверждал, что Литва на нас с неба упала?

Д)…будучи человеком образованным, беспрекословно подчинялся самодуру?

Е)…обещает отправить Кулигина к городничему за стихи Державина «Я телом в прахе истлеваю, умом громам повелеваю»?

Ё)…довела сына до абсолютного безволия, дочь – до бегства из дома, невестку – до самоубийства?

Ж)…говорил, что возьмёт да и пропьёт свой последний ум, и пусть тогда маменька с ним, с дураком, и мучится?

З) приехал в Калинов из Москвы?

  1. Несостоятельность взглядов Базарова раскрывается:

а) в идейных спорах Базарова и П. П. Кирсанова

б) в любовном конфликте с Одинцовой

в) в диалогах с Аркадием Кирсановым

г) в отношениях с Ситниковым и Кукшиной

  1. О каком персонаже идет речь? Укажите произведение и автора.

«… не старался  изменить  не только данного  ему  богом образа, но и своего костюма, в котором ходил в деревне. Платье ему шилось по  вывезенному им из деревни образцу. Серый  сюртук  и жилет нравились ему и потому,  что в

этой полуформенной одежде он  видел  слабое воспоминание ливреи, которую  он носил некогда, провожая покойных господ в  церковь или  в гости;  а ливрея в воспоминаниях  его  была  единственною  представительницею достоинства…»

________________________________________________________________________________________

  1. О каком герое говорится в следующем отрывке из статьи «Что такое обломовщина?»?

Ясно, что... не тупая, апатическая натура, без стремлений и чувств, а человек чего-то ищущий, о чем-то думающий. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, — развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства.

а) о Штольце            б) об Алексееве   в) об Обломове                   г)о Тарантьеве

  1.  Кто из героев «Кому на Руси жить хорошо?» определил счастье как «покой, богатство, честь»?

а) мужики-правдоискатели

б) поп

в) Григорий Добросклонов

г) Матрена Тимофеевна

  1. Кому из поэмы «Кому на Руси жить хорошо?» принадлежат следующие слова?

Эх! Эх! Придет ли времечко

Когда (приди, желанное!)...

Дадут понять крестьянину,

Что розь портрет портретику,

Что книга книге розь?

Когда мужик не Блюхера

И не милорда глупого — Белинского и Гоголя

С базара понесет?

а) Павлуша Веретенников               б) Ермил Гирин                 в) автор                 г) Вавила

  1. Назовите авторов и жанры следующих произведений:

 А) «Полтава»;

 Б) «Демон»;

 В) «Отцы и дети»;

Г)  «Обломов»

 Д) «Гроза»;

Е) «Невский проспект»

  1. Напишите развёрнутый ответ на вопрос:

В чем противопоставлены образы Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной в романе И.А.Гончарова «Обломов»?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по литературе, 11 класс 1 полугодие                                                             Вариант № 1

  • Теория литературы.
  1. Соотнесите модернистские течения и основные принципы, ему присущие:

А) Символизм

1) отказ от мистической туманности, стремление к конкретности, красочности, предметности образов.

Б) Акмеизм

2) бунтарство, анархичность, эпатажность, отрицание культурных традиций, экспериментаторство в области рифмы и ритмики

И) Футуризм

3) элитарность, возможность увидеть за внешним «мистически прозреваемую сущность»

  1. Выберете определение: Символ – это

А) поэтический образ, выражающий суть какого-либо явления.

Б) подробность пейзажа, портрета, интерьера, выделенная писателем с целью подчеркнуть её особое, избирательное значение.

      3.  Соотнесите определение с соответствующим видом тропов:

А) Средство художественной выразительности, основанное на преувеличении.

А) оксюморон

Б) Переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту.

Б) гипербола

В) Форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного явления с другим.

В) метафора

Г) Художественный приём соединения несоединимого, например, «грешно-скромная девушка»

Г) сравнение

  • Знание художественных текстов.

      4. Напротив названия каждого произведения (или цикла) напишите имя автора:

А) «На дне»

Б) «Олеся»

В) «Двенадцать»

Г) «Реквием»

Д) «Господин из Сан-Франциско»

Е) «Поединок»

Ж) «Легкое дыхание»

З) «Незнакомка»

И) «Грядущие гунны»

     

      5. Узнайте произведение и автора по отрывку:

А) «…Он был твердо уверен, что имеет полное право на отдых, на удовольствие, на путешествие долгое и комфортабельное, и мало ли еще  на  что.  Для  такой уверенности у него был тот резон, что, во-первых, он был богат, а во-вторых, только что приступал к жизни, несмотря на свои пятьдесят восемь лет. До этой

поры он не жил, а лишь существовал, правда, очень недурно, но все же возлагая все надежды на будущее. Он работал, не покладая рук, -  китайцы,  которых  он выписывал к себе на работы целыми тысячами, хорошо знали, что это значит!..»

Б)  «…Бек-Агамалов отошел на два шага от глиняного болвана, впился в него острым, прицеливающимся взглядом и вдруг, блеснув шашкой высоко в воздухе, страшным, неуловимым для глаз движением, весь упав наперед, нанес быстрый удар. Ромашов слышал только, как пронзительно свистнул разрезанный воздух, и тотчас же верхняя половина чучела мягко и тяжело шлепнулась на землю. Плоскость отреза была гладка, точно отполированная…»

В)  «…От здания к зданию

    Протянут канат.

    На канате — плакат:

    «Вся власть Учредительному Собранию!»

    Старушка убивается — плачет,

    Никак не поймет, что значит,

    На что такой плакат,

    Такой огромный лоскут?

    Сколько бы вышло портянок для ребят,

    А всякий — раздет, разут...»

    6. Укажите средства художественной выразительности, используемые автором в этом отрывке, определите стихотворный размер:

Я мечтою ловил уходящие тени,

Уходящие тени погасавшего дня,

Я на башню всходил, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

И чем выше я шел, тем ясней рисовались,

Тем ясней рисовались очертанья вдали,

И какие-то звуки вдали раздавались,

Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.

                                                    К.Бальмонт

7. С.Есенин «Анна Снегина»

А. Как сам поэт определял жанр «Анны Снегиной»

Б. Определите главную тему поэмы

В. Как высказывается отношение к войне в поэме «Анна Снегина»

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Какому герою пьесы «На дне» принадлежит фраза: «Человек – это звучит гордо!»?

1) Сатину                        2) Луке                     3) Автору

9. Кто из персонажей пьесы «На дне» выражает авторскую позицию?

1. Бубнов     2. Сатин                       3. Клещ                        4. Лука

10.  Перечитайте гл.7 поэмы «Двенадцать», ответьте на вопрос:

Почему товарищи Петрухи посмеиваются над героем, чувствующим угрызения совести?

Контрольная работа по литературе, 11 класс  1 полугодие                                                            Вариант № 2

  • Теория литературы.
  1. Соотнесите модернистские течения и основные принципы, ему присущие:

А) Символизм

1) отказ от мистической туманности, стремление к конкретности, красочности, предметности образов.

Б) Акмеизм

2) бунтарство, анархичность, эпатажность, отрицание культурных традиций, экспериментаторство в области рифмы и ритмики

И) Футуризм

3) элитарность, возможность увидеть за внешним «мистически прозреваемую сущность»

     2. Какой период развития русской литературы принято называть Серебряным веком?

     а) 1917 – 1921;     б) 1890 – 1917 гг.;     в) 1900 – 1910;    г) 1860 – 1905.

   

     3.  Соотнесите определение с соответствующим видом тропов:

А) Средство художественной выразительности, основанное на преувеличении.

Г) оксюморон

Б) Переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту.

В) гипербола

В) Форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного явления с другим.

Д) метафора

Г) Художественный приём соединения несоединимого, например, «грешно-скромная девушка»

А) сравнение

  • Знание художественных текстов.

      4. Напротив названия каждого произведения (или цикла) напишите имя автора:

А) «Чистый понедельник»

Б) «Олеся»

В) «Двенадцать»

Г) «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…»

Д) «Грядущие гунны»

Е) «Гранатовый браслет»

Ж) «На дне»

З) «Незнакомка»

И)  «Господин из Сан-Франциско»

     

      5. Узнайте произведение и автора по отрывку:

А) «…Адъютант с почтительным и бесстрастным видом отдал честь. Слива, сгорбившись, стоял с деревянным, ничего не выражающим лицом и все время держал трясущуюся руку у козырька фуражки…»

Б) «…По вечерам этажи "Атлантиды" зияли во мраке как бы огненными несметными глазами, и великое множество слуг работало в поварских, судомойнях и  винных подвалах. Океан, ходивший за стенами, был  страшен,  но  о  нем  не  думали, твердо веря во власть над ним командира, рыжего человека чудовищной величины и грузности, всегда как бы сонного, похожего в  своем  мундире,  с  широкими золотыми нашивками на огромного идола и очень редко появлявшегося на люди из своих таинственных покоев…»

В)  «…И каждый вечер, за шлагбаумами,

 Заламывая котелки,

 Среди канав гуляют с дамами

 Испытанные остряки.

 Над озером скрипят уключины

 И раздается женский визг,

 А в небе, ко всему приученный

 Бесмысленно кривится диск.

6. Укажите средства художественной выразительности, используемые автором в этом отрывке, определите стихотворный размер:

… Поставьте, невольники воли,

 Шалаши у дворцов, как бывало,

 Всколосите веселое поле

 На месте тронного зала.

Сложите книги кострами,

 Пляшите в их радостном свете,

 Творите мерзость во храме,-

 Вы во всем неповинны, как дети!...

                                   В.Брюсов

7.  С.Есенин «Черный человек»

А. Кто такой чёрный человек?        

Б. В чем причина болезни поэта?

В. Как соотносится цвет поэмы с её содержанием?

8. Какому герою пьесы «На дне» принадлежит фраза: «Человек – это звучит гордо!»?

1) Сатину                        2) Луке                     3) Автору

9. Кто из персонажей пьесы «На дне» выражает авторскую позицию?

1. Бубнов     2. Сатин                       3. Клещ                        4. Лука

10. Разыгралась чтой-то вьюга,
Ой, вьюга́, ой, вьюга́!
Не видать совсем друг друга
За четыре за шага!
Снег воронкой завился,
Снег столбушкой поднялся...
— Ох, пурга какая, Спасе!
— Петька! Эй, не завирайся!
От чего тебя упас
Золотой иконостас?
Бессознательный ты, право,
Рассуди, подумай здраво —
Али руки не в крови
Из-за Катькиной любви?
— Шаг держи революцьонный!
Близок враг неугомонный!
Вперед, вперед, вперед

Рабочий народ!              Какое символическое значение получает в приведенном фрагменте образ вьюги?