Тестовая беседа С.А.Банкова

Конорова Татьяна Анатольевна

 «Тестовая беседа» С.А. Банкова

Данный метод позволяет собрать сведения о запасе представлений ребенка об окружающем мире, его ориентировании в различных жизненных ситуациях, его отношении к окружающей его действительности, является первичным обследованием готовности ребенка к школе. Беседа служит важным средством установления контакта с ребенком, создаст атмосферу доверия, вводит ребенка в ситуацию психологического экспериментирования. Тесты позволяют провести исследование деятельностного компонента ребенка

Возрастные особенности использования.

Методика используется для детей 5 -7-летнего возраста.

Анализируемые показатели:

1. Запас представлений ребенка об окружающем мире;

2. Ориентирование в различных жизненных ситуациях, его отношении к окружающей его действительности;

3. Мотивация к обучению в школе.

Вопросы собеседования

1. Назови свою фамилию, имя, отчество.

2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, и папы.

З. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь: тетей или дядей?

4. У тебя есть брат (сестра), кто старше?

5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год, через два года?

6. Сейчас утро или вечер (день или утро)?

7. Когда ты завтракаешь - вечером или утром? Обедаешь утром или днем? Что бывает раньше - обед или ужин? День или ночь?

8. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.

9. Кем работает твой отец (мать)?

10. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш (ленточка, платье)?

11. Какое сейчас время года - зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?

12. Когда можно кататься на санках - зимой или летом?

13. Почему снег бывает зимой, а не летом?

14. Что делает почтальон (врач, учитель)?

15. Зачем нужны в школе звонок, парта?

16. Ты сам(а) хочешь пойти в школу?

17. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?

18. Каких животных ты знаешь?

19. Каких ты знаешь птиц?

20. Кто больше: корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у собаки или у петуха?

21. Что больше: 8 или 5, 7 или З? Посчитай от З до 6, от 9 до 2.

22. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

Оценка ответов

1. За правильный ответ на все подвопросы одного пункта ребенок может получить один балл (за исключением контрольных).

2. Ребенок может получить 0,5 балла за правильные, но неполные ответы на подвопросы пункта.

З. Правильными считаются ответы, соответствующие поставленному вопросу и достаточно полные, например: «Папа работает инженером на заводе», «У собаки лап больше, чем у петуха, потому что у собаки их четыре, а у петуха – две».

Неверными считаются ответы типа: «Мама Таня», «Папа работает на работе», а также ошибки во временах года, в признаках «больше – меньше».

4. К контрольным заданиям относятся вопросы: 5, 8, 15, 22. Они оцениваются следующим образом:

№ 5 - если ребенок может вычислить, сколько ему будет лет, - 1 балл; если он называет года с учетом месяцев - З балла;

№ 8 - за полный домашний адрес с названием города - 2 балла, за обоснованный по признакам ответ (не менее трех признаков) - 2 балла, до трех признаков 1 балл;

№ 15 - за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики - 1 балл;

№ 22 - за правильный ответ - 2 балла.

5. Пункт 16 оценивается совместно с пунктами 15 и 17. Если в пункте 15 ребенок набрал З балла и дал положительный ответ на пункт 16, то в протоколе отмечается положительная мотивация к обучению в школе (общая сумма баллов при этом должна быть не менее 4).

Оценка результатов беседы

Школьно-зрелыми считаются дети, получившие в сумме 25-29 баллов, среднезрелыми - дети, получившие 21-24 балла, и незрелыми – 15-20 баллов.