Когнитивные развитие. Внимание. Педсовет.
Опубликовано 11.03.2021 - 9:45 - Гурдуз Олеся Михайловна
Когнитивное развитие. Внимание.
Дети с самого рождения активно строят свою собственную реальность посредством экспериментирования, являясь «маленькими учеными», которые усердно постигают законы нашего мира.
Ранний возраст — период активного исследования различных свойств предметов: формы, величины, причинно-следственных связей, характера движений, явлений и т.п. Благодаря активной игре, ребенок приобретает разнообразные умения, которые позволяют ему чувствовать себя более уверенно в физическом и эмоциональном отношении. Все, что ребенок делает в течение первых лет своей жизни, воздействует на его когнитивное, моторное, социальное и личностное развитие. Например, когда ребенок идет по бревну, с одной стороны он учится тому, как нужно сохранять равновесие, а с другой — усваивает когнитивное понятие узости и личностное понятие уверенности. Что же такое это «когнитивное развитие и почему так важно играть с детьми?!
Когнитивное развитие — развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика. Это процесс формирования и развития когнитивной сферы, в частности – восприятия, внимания, воображения, памяти, речи, мышления. Теория когнитивного развития была разработана швейцарским философом и психологом Жаном Пиаже.
Разберем такой процесс как внимание.
Внимание — процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач. Теоретически и операционально внимание характеризуется уровнем (интенсивностью, концентрацией), объемом, селективностью, скоростью переключения (перемещения), длительностью и устойчивостью.
В раннем возрасте у дошкольников совершенствуется и внимание. У младшего дошкольника преобладает непроизвольное внимание, вызываемое внешне привлекаемыми предметами, событиями и людьми, а у старшего дошкольника проявляется способность к произвольному сосредоточению внимания, особенно если оно регулируется речью.
С.Л. Рубенштейн отмечает, что у ребенка после 3 лет резко повышается уровень устойчивости внимания и показывает относительно высокий уровень к 6 годам, что является одним из показателей готовности ребенка к школе. Отвлеченность 2-4-летнего ребенка в 2-3 раза больше отвлекаемости 4-6-летнего.
Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Именно оно делает наши психические процессы полноценными. Известно, что смотреть и видеть, слушать и слышать – далеко не одно и то же. Только внимание дает нам возможность видеть, слышать, в полном смысле слова воспринимать окружающее. Как необходимое условие в окружающей действительности, внимание имеет большое значение для любой деятельности, особенно для обучения.
Свойства внимания можно и нужно развивать. Растущему ребенку важно понимать, почему он должен быть внимательным, а для этого его необходимо научить быть внимательным. Для этого разработано несколько базовых принципов:
Постепенное усложнение поставленных задач. Если дошкольник получает какое-либо непростое задание, чаще всего ему не удается выполнить его с первого раза. Следует учесть особенности внимания детей этого возраста и разделить предложенное задание на несколько упрощенных этапов. Для каждого этапа необходимо подготовить подробную словесную инструкцию, с помощью которой кроха наверняка справится с поставленной задачей. Со временем нужно усложнить действия и увеличить их объем. Обдумывая инструкцию, ребенок пытается перевести ее в самоприказ – проговаривает вслух или про себя запланированные действия.
Удержание инструкции в памяти. Многократное проговаривание (взрослым или самим ребенком) полученной инструкции – залог того, что малыш запомнит заданный алгоритм действий и сам сможет контролировать их выполнение. Если что-то пойдет не так, следует провести дополнительный инструктаж. Словесное повторение задачи закрепляется осуществляемыми действиями.
Формирование самоконтроля. При выполнении задания малыш дошкольного возраста время от времени сам себя проверяет, объясняя себе или окружающим, что нужно сделать. К примеру, дошкольник рисует орнамент, сравнивает его с рисунками других детей, находит неточности и исправляет их. Дополнительным стимулом может стать одна из особенностей детской психологии – желание посоревноваться (победитель, выполнивший задачу самостоятельно и без ошибок, поощряется).
Дошкольный возраст отличается значительными переменами во всех разновидностях и свойствах внимания. Несмотря на преобладание пассивного внимания, малыш уже способен манипулировать несколькими предметами одновременно: многие его действия приобретают характер автоматизма, в связи с чем повышается возможность рассредоточения.
С овладением средствами управления развивается произвольное внимание. В младшем возрасте эти средства носят внешний характер (фраза взрослого, указывающий жест). В старшем возрасте появляются новые особенности: подобным средством управления становится речь самого малыша, приобретающая планирующую функцию. Например, собираясь в зоопарк, кроха говорит: «Первым делом я посмотрю на слона, а затем пойдем к медведям». Задавшись целью, малыш заранее намечает объект, а после внимательно его осматривает и оценивает особенности. Таким образом ребенок начинает осознавать и понимать значение и конечную цель предстоящей деятельности, что дает толчок развитию активного внимания.
У маленьких детей внимание очень непостоянно и все время переходит с одного предмета на другой. Если вы намерены заняться развитием внимания вашего ребенка, то предлагаем вам ознакомиться с нормами концентрации внимания детей по возрастам.
2 года – 4-10 мин
3 года – 6-15 мин
4 года – 8-20 мин
5 лет – 10-25 мин
6 лет – 12-30 мин
7 лет – 14-35 мин
Следует отметить, что мозг ребенка не развивается сам по себе. На него оказывает большое влияние окружающая среда и характер домашней обстановки. Динамичные телевизионные программы и ультрабыстрые видеоигры, которые сегодня стали нормой, совсем не способствуют развитию внимания. Дети ими легко увлекаются, однако их избыточный просмотр может привести к ухудшению концентрации внимания и агрессивности.
Давайте разберемся, каким образом мы можем обеспечить ребенку среду, способствующую развитию внимания.
1. Свежий воздух. Убедитесь, что ребенок имеет достаточно времени для игр на открытом воздухе.
2. Дыхание. Дети с плохой концентрацией часто имеют неглубокое и неэффективное дыхание. Без достаточного количества кислорода мозг и тело не могут функционировать должным образом. Игрушки, которые поощряют непрерывные выдохи, являются превосходными тренажерами для улучшения дыхательной функции ребенка. К ним относятся: мыльные пузыри, свистки, духовые инструменты, воздушные шарики (их надувание).
3. Рукоделие. Ручная работа является идеальным средством, позволяющим улучшить концентрацию внимания, зрительно-моторную координацию и обрести навыки решения проблем.
4. Настольные игры развивают не только концентрацию внимания, но и социальные навыки, спортивный азарт и волю к победе.
5. Чтение. Начните читать ребенку как можно раньше и делайте это регулярно. Время чтения должно быть ограничено возможностями концентрации внимания вашего ребенка. После чтения просите малыша пересказать вам историю. Спрашивайте о возможных вариантах продолжения истории. Выбирайте произведения, которые нравятся малышу и вызывают интерес, чтобычтение стало любимым ритуалом.
6. Помощь. Привлекайте ребенка к приготовлению еды и помощи по дому. Давайте ему поручения, чтобы он чувствовал себя значимым помощником.
7. Поддержка. Если у ребенка что-то не получается, не спешите выполнить это вместо него. Будьте рядом, подбадривайте, сохраняйте его веру в свои способности. Так вы научите ребенка терпеть разочарование и пробовать снова и снова, пока навык не будет освоен.