Главные вкладки
Логопед51
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Буду рада поделиться с вами своим многолетним опытом работы с детьми, имеющими не только нарушение речи, но и нарушение зрения.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА
В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Основная задача учителя – логопеда: коррекция звукопроизношения ребёнка и развитие его речи в целом.
Как известно – мышление и речь неразделимы. Чем выше интеллект, тем более развита речь. А речь, в свою очередь является мощным стимулом развития мышления. Строительным материалом для мозга является сенсорно – перцептивный образ, т.е. мозг, получая какую – либо информацию извне, обрабатывает её и «даёт приказ» к тому или иному действию. Таким образом, происходит психический процесс. Психика – это свойство высокоорганизованной материи отражать окружающую действительность и на основе этого отражения регулировать поведение деятельности. Существует 13 сенсорных каналов (ощущений), через которые мозг получает информацию. Основные из них:
1 .Зрительный (мир глазами: форма, цвет, величина, пространство).
2. Слуховой (мир в звуках).
3. Обонятельный.
4. Вкусовой.
5. Тактильный.
6. Кинестетический.
Все каналы должны работать. Чем больше каналов включено в познание предметов и явлений, тем больше информации поступает в мозг, тем полноценнее развитие мышления, речи и снова мышления.
Как видим, основным информационным каналом является зрение. Что же происходит, если этот канал недостаточно развит или отсутствует вообще?
Своеобразие развития речи у детей с патологией зрения проявляется в отставании формирования речевых навыков, накоплении языковых средств и выразительности движений. Причины этого:
- сужение познавательного процесса;
- ограничение возможностей подражательной деятельности;
- уменьшение возможности развития двигательной сферы;
- уменьшение или искажение получаемой зрительной информации;
- органические нарушения головного мозга, вызывающие различные отклонения в развитии детей.
Речевые нарушения у детей с дефектами зрения встречаются в два раза чаще, чем у нормально видящих детей. Кроме того, удлиняются все этапы усвоения речи. Особенности работы учителя – логопеда в специализированном дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушением зрения заключается в том, что она требует знаний в области офтальмологии, тифлопсихологии, тифлопедагогики.
Чтобы обеспечить детям благоприятные условия для обучения, необходимо:
1.Создать соответствующие условия для зрительного восприятия (достаточная освещённость помещения, удобное размещение детей соответственно окклюзии (заклейки лучше видящего глаза оклюдером для активизации зрительных процессов хуже видящего), расположение наглядного материала на уровне глаз детей и на доступном расстоянии, соответствующая длительность зрительных нагрузок, организация во время занятий разнообразных коррекционных упражнений для зрения, способствующих снятию напряжения, усталости, утомления).
2.Применять специфические средства наглядности и оптимально их использовать.
3.Использовать специальные методы обучения и вести коррекционно – педагогическую работу с учётом особенностей нарушения зрения каждого ребёнка.
4.Подходить к обучению индивидуально, учитывая психофизические особенности детей.
Особенности работы над звукопроизношением.
Подготовительный этап более продолжителен, чем у детей с нормальным зрением. Направление работы:
- развитие слухового, зрительного и речевого внимания;
- развитие ориентировки в пространстве, относительно своего тела и на листе бумаги;
- формирование речевого дыхания;
- отработка артикуляционных поз;
- развитие мелкой моторики.
На данном этапе необходимо заинтересовать детей, дать им освоится в кабинете, вызвать потребность в общении с педагогом, т.к. дети часто некоммуникабельны и с трудом вступают в контакт. Особое внимание обращается на речевую инструкцию, поскольку дети страдают крайне неустойчивым произвольным вниманием. Детям полезны и интересны игры на развитие психических процессов: «Что изменилось? »,
«Кто ушёл? », «Подбери по цвету, форме, величине », «Выложи по образцу »,
«Лабиринт » и т.д. Для успешного обучения необходимо развивать слух, в этом помогут игры на различение речевых и неречевых звуков: «Что
звучит? », «Кто позвал? », «Где звонят? », «Дразнилки ».
Выполняя упражнения для развития речевого дыхания, необходимо помнить, что не следует напрягать мышцы шеи и лица, т.к. при этом напрягаются и зрительные мышцы. Вдох и выдох должны быть спокойными, глубокими и равномерными.
Развитие артикуляционной моторики необходимо начинать с простых движений, постепенно усложняя их. Принцип «от простого к сложному» используется на всех этапах развития речи. При артикуляционных упражнениях детям с глаукомой нельзя давать упражнения, вызывающие напряжение мышц, детям с отслоением сетчатки нельзя дуть и кашлять.
Специфические приёмы, используемые учителями-логопедами:
- ребёнком должен осуществляться постоянный контроль за артикуляцией взрослого с помощью настенного зеркала;
- при необходимости ребёнок должен «обследовать» артикуляцию взрослого своими руками;
- контроль за артикуляцией может осуществляться с помощью ручного зеркала.
Следует помнить, что взор ребёнка со сходящимся косоглазием должен быть направлен вдаль и вверх в 35 см. от настенного зеркала, а с расходящимся косоглазием – вниз и вблизи, на ручное зеркало.
Вышеизложенные направления в работе на первом этапе сложны и трудоёмки для ребёнка, т.к. требуют многократных упражнений. Очень часто это вызывает негативное отношение ребёнка к занятиям. Следует этот тяжёлый труд превратить в весёлую игру. Детям нравится придумывать речевые сказки с выдуманными ими героями (которых можно озвучить), действиями (которые можно показать), явлениями природы (которые можно изобразить).Такие сказки развивают как языковые, так и неязыковые средства общения: мимику, жесты, интонацию, выразительность, эмоциональность.
На этапе постановки звуков также следует избегать напряжения мышц артикуляционного аппарата, лучше использовать механические способы постановки звуков, чем по подражанию. После атропинизации глаз (диагностическая процедура, которая на некоторое время резко понижает остроту зрения ребёнка) работа должна вестись без опоры на зрение, включаются слуховой и кинестетический анализаторы. С помощью тактильных ощущений ребёнок «рисует» для себя ту или иную артикуляционную позу и пытается её воспроизвести. Кроме того, при произношении того или иного звука вырабатывается то холодная, то тёплая струя воздуха, которую можно ощутить, поднеся тыльную сторону ладони ко рту. Здесь срабатывает температурный канал. Таким образом, вырабатывается умение соотносить зрительные, слуховые, тактильные и двигательные образы, что в дальнейшем приводит к успеху в намеченной цели.
Этап автоматизации звуков для наших детей так же более длителен и сложен, поскольку каждый второй ребёнок имеет так называемый дизартрический компонент. Многократность повторений становится ребёнку неинтересна и скучна. Сложная структура дефекта наших детей, а также более тяжёлые условия работы специалиста (отличные от работы в речевых группах, где учителю-логопеду непосредственно помогают воспитатели), показали необходимость подготовить такие типы заданий для детей, которые позволяли бы параллельно с автоматизацией звука расширить словарный запас и сформировать основные грамматические категории. Для этого был подобран, систематизирован, разработан дидактический речевой материал (речевые игры), который включает в себя разные типы заданий по формированию грамматического строя и активизации словаря детей конкретно для ряда звуков, которые чаще всего нуждаются в коррекции. Исследователи детской речи издавна отмечали, что в определённый период развития ребёнка начинается морфологизация речи: усвоение падежных окончаний, суффиксов и т.д. Свидетельствами усвоения морфологических средств являются т.н. образования по аналогии (молотком – пилом, котёнок – свинёнок), освещённые К.И.Чуковским. По его мнению (и по моим наблюдениям) ребёнок усваивает словарный состав и грамматический строй родного языка путём аналогий. Этот принцип был использован мной при составлении заданий не только по словообразованию, но и по словоизменению. (Данный речевой материал был высоко оценён Нищевой Н.В. и издан издательством «ДЕТСТВО-ПРЕСС» в 2012 году под названием «Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения». Речевые игры на автоматизацию и дифференциацию звуков будут появляться на моей страничке далее.)
На этапах автоматизации звука, формирования лексико–грамматических категорий и развития связной речи используется наглядный метод обучения в сочетании со словесным. Особое внимание уделяется наглядным пособиям, к которым предъявляются специфические требования. На них мы остановимся подробнее. Для знакомства с предметами и явлениями окружающей жизни следует использовать сами предметы или муляжи моделей натуральных предметов и другую объёмную наглядность, которые должны быть исполнены на высоком эстетическом уровне и близки к реальности. Ребёнок должен не только рассмотреть предлагаемый объект, но и потрогать его руками – «исследовать».
Далее следует использовать изобразительную наглядность. Рассматривание её детьми со сходящимся косоглазием должно производиться на подставке. Для детей с узким полем зрения размеры рассматриваемых объектов составляют 5 – 10 см, если острота зрения позволяет видеть их с расстояния 35 см. Экспериментально установлено, что фотографический формат 9х12 должен давать возможность почти всем слабовидящим с узким полем зрения видеть всё изображение, охватывая одним взглядом. Дети с очень низкой остротой зрения нуждаются в усиленном сенсорном развитии сохранных органов осязания, для этого должны использоваться рельефные рисунки. У слабовидящих детей наблюдаются трудности при опознании рисунков и предметов: выявлены замедленность обзора, неточность, пропуск деталей изображения, что приводит к затруднениям в осмыслении содержания рисунков. Основным признаком предмета, его сенсорным содержанием является форма, которая относится к числу физиологически сильных компонентов предметного раздражителя, она тесно связана с содержанием. Чтобы помочь слабовидящим детям различать формы, нужна окантовка (очерчивание изображения чёрным контуром). Познания формы предполагает активизацию смыслового восприятия, формирование представлений, развитие мышления. На зрительное восприятие формы предмета влияет величина предмета, расстояние до глаз (не менее 30 – 35 см.), освещённость, контраст между яркостью объекта и фоном. Цвет, как объективное свойство формы, обладает большой эмоциональной выразительностью. У значительного числа слабовидящих детей нарушено восприятие цвета, наблюдается ослабление восприятия красного, зелёного и синего цветов. Различные проявления в нарушении цветового зрения предполагают учёт индивидуальных особенностей детей в цветоразличении и создания условий, компенсирующих недостатки цветовосприятия. Они могут быть в значительной мере компенсированы путём усиления насыщенности и яркости цветов и тонов в предметах и изображениях, применения специальных средств рисования, подсветов, цветового контраста – как средство моделирования объёмной формы и пространственных отношений. Помните: не следует пользоваться изобразительной наглядностью с глянцевой поверхностью и тем боле – ламинированными пособиями, так как блики создают дополнительный угол преломления световых лучей, что приводит к искажению угла зрения, нарушению фиксации взора, увеличению угла косоглазия, что влечёт за собой снижение остроты зрения.
После предъявления цветного изображения детям предлагается силуэтное изображение предметов, причём для близоруких детей должен предъявляться белый силуэт на чёрном фоне. После этих изображений даются контурные изображения. И далее – наложенные контурные изображения и зашумлённые.
Все наглядные пособия должны быть закреплены на доске на уровне глаз ребёнка, для того, чтобы ребёнок мог фиксировать взор на изображённом предмете, особенно это касается детей с нистагмом.
При демонстрации предметов и объектов надо убрать из поля зрения детей все лишние, отвлекающие внимание предметы: игрушки, картинки и т.д.Однако не следует использовать муляжи и показ постоянно, т.к. это может привести к снижению умственной активности и самостоятельности детей.
Итак, при лечебно – воспитательной работе необходимо использовать:
● дополнительное освещение;
● чередование зрительной нагрузки с нагрузкой на сохранные анализаторы;
● проведение зрительной гимнастики, чередование зрительного восприятия на близком и дальнем расстоянии;
● специфическую наглядность, подбор наглядных пособий с учётом
зрительной патологии;
● наклонную поверхность для детей со сходящимся косоглазие.
Учитывая всё вышесказанное, используя в коррекционной работе следующие методы:
- полисенсорный (максимальное использование слуха, остаточного зрения,
тактильно – вибрационных ощущений при коррекции звукопроизношения);
- практический (игра, упражнение, подражание…);
- наглядный (иллюстрирование, наблюдение…);
- словесный (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж, диалог…);
а также принципы:
- сознательности и активности;
- использования компенсаторных возможностей сохранных анализаторов;
- от простого к сложному;
- научности (аналогии);
- индивидуализации процесса обучения;
- систематичности и последовательности
и, несомненно, взаимосвязь работы всех специалистов ДОУ позволяют добиться положительных результатов в развитии речи, психических функций и эмоциональной сферы наших детей.