Проектная деятельность
Сегодня государством поставлена задача - воспитать новое поколение: активное, творческое, любознательное.. По мнению Е.С. Евдокимовой, Н.А. Виноградовой, И.В. Штанько и др. проектирование - это комплексная деятельность, участники которой осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни, являющаяся для дошкольников инновационной в рамках ФГОС. Метод проектов - один из методов обучения, который способствует развитию творческих способностей, самостоятельности мышления, помогает ребенку сформировать уверенность в своих силах. Проектная деятельность позволяет объединить педагогов, детей, родителей. Ребенок выступает не как объект педагогического воздействия, а полноправный субъект общего творческого процесса. Эмоциональное общение, участие в общем деле способствуют сплочению коллектива взрослых и детей.А так же способствуют социализации детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
harakteristika_proekta.kalendar_otkrytiy.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания
Калининградской области
«Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Особый ребёнок»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ
«Календарь открытий»
Руководитель: Слюсарь Ирина Викторовна, учитель-дефектолог
Участники проекта: Свидерская Светлана Петровна, учитель
Калининград
2015
Характеристика проекта
Тип проекта – информационно-практико-ориентированный, творческий, коллективный, долгосрочный.
Исполнители - учитель, социальный педагог, учитель-дефектолог.
Целевая группа - подростки и молодые инвалиды с умеренной и глубокой умственной отсталостью в возрасте от 15 лет и старше, родители воспитанников.
Характер проекта – творческая работа.
Практическая направленность проекта в том, что каждый ребенок изготавливает свой календарь, принимает участие в изготовлении общего календаря открытий, дидактических игр.
Структура – блок теоретических знаний, практическая деятельность, опытно-экспериментальная работа, экскурсии, творческая работа.
Доминирующая деятельность в проекте – игровая, творческая.
Метод проектов целесообразно было применить, так как:
- он направлен на решение значимых для детей проблем (расширение кругозора, социализация, интеграция знаний, получение практического опыта);
- способствует получению значимого результата (теоретического и практического);
- стимулирует самостоятельную деятельность воспитанников (допрофессиональная подготовка: полиграфия, приготовление пищи);
- подразумевает поэтапность действий, что является необходимым условием усвоения знаний воспитанниками;
- направлен на результат (материальный продукты: брошюра, календарь, макет «Набережная кораблей», поделки детей, выставка детских работ, изготовление дидактических игр и создание мини-музея).
Актуальность.
Особое значение для развития личности детей с ОВЗ имеет фактор социализации, расширение круга общения, формирование представлений об окружающем мире. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировоззрения ребенка. Существенную роль в этом направлении играет музейная педагогика. В процессе посещения музеев дети приобретают навыки общения, получают новые знания, личный практический опыт. Во время экскурсий ребята расширяют свой кругозор, учатся ценить прекрасное в окружающем мире, познавать его многообразие. Музейная педагогика способствует усвоению опыта общественной жизни и отношений. Насыщенная событиями и безопасная деятельность детей-инвалидов в музее, тесное взаимодействие взрослых и детей – все это способствует благоприятной социализации детей с ОВЗ.
Особое значение данная работа приобретает в среде детей-инвалидов с нарушением интеллекта. При обучении детей с нарушением интеллекта рекомендуется включать их в процесс активной практической деятельности (Баряева Л.Б., Белопольская Н.Л.). Осмысленный и посильный труд является мощным средством реабилитации, дающим молодым людям уверенность в себе и осознание ценности своей жизни.
Современное полиграфическое оборудование и программное обеспечение позволяют выпускать качественную продукцию и при этом большинство операций не требуют высокой профессиональной подготовки. Простота обращения с аппаратурой, постоянный набор несложных операций и получаемый качественный продукт делают данную работу привлекательной и доступной для лиц с нарушением интеллекта.
А возможность реализовать свою практическую деятельность в материально значимом продукте значительно повышает социальную адаптацию и личностный рост лиц с ОВЗ.
Цели проекта:
- расширение кругозора и социальных контактов детей инвалидов через тесное сотрудничество с Музеем Мирового океана;
- социально-средовая адаптация;
- обучение доступным операциям по изготовлению иллюстрированных календарей;
Достижение целей требует решения следующих задач:
- формирование представлений о том, что Калининград морской город;
- знакомство с кораблями «Исторической набережной» Музея Мирового океана, историей создания водных видов транспорта, морскими профессиями;
- расширение знаний о правилах безопасного поведения на воде, корабле, формирование умений адекватно вести себя в незнакомом окружении;
- обучение выполнению допечатных видов деятельности (выбирать и фотографировать объекты; отбирать удачные и неудачные снимки для дальнейшей работы; выполнять доступные операции на ПК и сканере);
- обучение выполнению печатных видов работ (копировальные работы);
- обучение выполнению послепечатных видов работ (ламинирование; обрезание на резаке; брошюровка);
- формирование навыков приготовления пищи.
Степень новизны.
В данном проекте предлагается серия целевых экскурсий в тесном контакте с родителями. Местом проведения является как специально организованная среда (группа), так и объекты культуры (Музей Мирового океана). Воспитанники совместно с учителем создают дидактическое обеспечения проекта, материальный продукт (календарь).
Можно выделить пять этапов развития проекта:
- Подготовительный этап
Включает в себя организационную, материально-техническую, психологическую, воспитательную, образовательную (предварительное обсуждение тем занятий) и научно-методическую (отбор параметров для отслеживания динамики) подготовку.
- Вводный этап
Проводится на базе музея и включает различные формы работы по разработанным темам. Выбор формы занятий зависит от возрастных и психологических особенностей детей. Также учитывается возможность опоры на различные анализаторы, которые определяют вид деятельности детей: наблюдение, рассматривание, рисование, конструирование.
Согласно предложениям музея и плану проекта «Календарь открытий» были разработаны следующие темы экскурсий: «Город-крепость Калининград-Кенинсберг», «Наш город у моря. Старый порт», «Ладейный двор», «Мой первый парус», «Ловись рыбка большая и маленькая», «Школа боцмана», «Покорение глубин», «Космическая одиссея», «Звёздное небо».
- Основной этап
Основная часть этого этапа проходит в центре в специально отведенные часы на занятиях дефектолога, учителя, социального педагога. На данном этапе занятия строятся с учетом развития и расширения объёма памяти, внимания, восприятия, активного и пассивного словаря. Стимулируются и развиваются основные функции мышления, которые наиболее страдают у детей с нарушением интеллекта: анализ (наблюдая за объектами, воспитанники рассматривают и изучают их строение), сравнение (дети находят сходство и различия разных видов водного транспорта), умение устанавливать взаимосвязи (крепости нужны, чтобы защищать город; парус - чтобы плыть), обобщение (дети учатся объединять транспорт на основе выделения существенных признаков).
На этом этапе также используется большое количество разнообразных видов деятельности: рисование по образцу, различные виды аппликаций, коллективные коллажи, конструирование, изготовление брошюры и календаря, создание дидактических игр, приготовление пищи.
- Итоговый этап
Этот этап представляет собой творческий отчет по итогам работы за год. Результаты деятельности детей находят своё отражение в создании календаря, мини-музея «Музей открытий», выставок детских работ, изготовлении дидактических игр с сотрудниками центра, проведении игры «Найди клад», посещении родителями «Мини-музея».
- Аналитический этап
Основное содержание данного этапа - аналитическая, научно-методическая работа. Проводится изучение динамики в развитии ребенка, и определение наиболее продуктивных методов и форм и корректировка занятий с сотрудниками музея.
Технология
Работу по проекту следует выстраивать по следующей схеме:
1. Работа с детьми (предварительная работа; совместная деятельность; подведение итогов).
2. Работа с педагогами (презентация темы; методическая работа; практический этап; аналитический этап).
3. Работа с родителями (презентация темы; обучение родителей; организация совместной деятельности; организация свободного времени с детьми; подведение итогов).
Используемая и рекомендуемая литература
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1985
- Дыбина О.В. Рахманова Н.П. «Неизведанное рядом». - М., Сфера, 2005.
- Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. - М., Сфера. 2006.
- Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. - М., Владос, 2004.
- Коль М. «Глина и тесто». - М., Астрель. 2004.
- Курочкина Н.А.Знакомим с пейзажной живописью. - СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС,2001.
- Куликовская И.Э.Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст.-М,2005.
- Лыкова А.И. Изобразительная деятельность в детском саду. М., Карапуз,2007.
- Малышева А.Н. Аппликация в детском саду. Ярославль. Академия развития,2000.
- Морозова А.Н. Музейная педагогика. - М., Сфера. 2006.
- Мусиенко С.И., Бутылкина Г.В. «Оригами в детском саду: пособие для воспитателей дет. сада.».-М.,Обруч.2010.
- Стребелева Е.А. «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии».- М., 2001.
- Е.Скоробогатова «Волшебные игры с детьми».-М.,2008.
- Шарыгина Т.А. Беседы о воде в природе. - М., Сфера. 2010.