Взаимодействие с педагогами ДОУ
Взаимодействие с педагогами ДОУ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
«СКАЗКА»
«Организация различных видов деятельности, способствующих развитию сенсорных способностей детей среднего дошкольного возраста»
Подготовили:
Оруджова Судаба Джавидовна
Воспитатель МАДОУ ДСКВ «Сказка»
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Для общего гармоничного развития ребёнка, помимо хорошего питания, физических упражнений, необъятной родительской опеки, крайне необходимо развивать у детей сенсорные способности. У детей дошкольного возраста органы чувств и мозг достаточно развиты, чтобы осилить всю информацию. У сенсорного развития имеются свои задачи, свои методы.
Задачи сенсорного развития детей в средней группе.
- обогащать опыт детей способами обследования предметов- важно закреплять у детей полученные ранее навыки и дополнять их новыми.
- совершенствовать восприятие путём активного использования всех органов чувств - у детей обогащать чувственный опыт, умение фиксировать полученные впечатления в речи, чтобы ребёнок мог объяснить то, что он увидел, выполнил, попробовал.
- учить использовать эталоны как общественно обозначенные свойства и качества предметов -составлять предметы по цвету, по форме, по качеству, определять предметы по весу.
В нашей группе есть сенсорный центр. Здесь организуется самостоятельная деятельность (различные игры по желанию детей) и совместная деятельность детей и востателей. Время игр в сенсорном центре не регламентируется.
В нашей группе сенсорный центр разделён на зоны:
1. «Солнышко» (развитие зрительного восприятия) содержит игры – экспериментирования со светом, водой, стеклом.
2. «Угадай-ка» (развитие осязания,) содержит пособия по развитию тактильных ощущений, для развития мелкой моторики рук. Игры-экспериментирования «Попробуй на вкус», «Угадай, что это?».
3. «Шум-Гам» (развитие слухового восприятия) содержит музыкальные инструменты. Звучащие коробочки, мячи, шумелки и шуршалки.
В сенсорном центре организованы различные коллекции, такие как «Гора самоцветов», где дети тонко дифференцируют оттенки цвета, подбирая разные материалы (крышки, кусочки ткани и т. д.); «Книжное царство» (раскладывание книг по порядку в детской библиотеке (от самой толстой до самой тонкой); «Причёска для куклы» (ленты (короткие, длинные, узкие, широкие) для прически куклам с разной длиной волос). В сенсорном центре дети полностью раскрепощаются, могут проявить все свои творческие способности, чувствуют себя намного увереннее и безопаснее.
Продолжая осваивать и закреплять слова, обозначающие более тонкое дифференцирование цвета (розовый, бежевый, серо голубой и т. д., формы, размеры и другие признаки объекта, дети совместно с воспитателями обогащают свой словарный запас слов. Знакомство с цветовыми оттенками даёт ребёнку возможность сопоставить цвета и установить их различие, а также ребенок учится воспринимать цвет конкретных предметов ("Цветной мир"). При помощи усвоения эталонов формы дети узнают соответствующую фигуру, умеют её называть и находить ей применение ("Математический словарик").
Таким образом при организации сенсорного центра большое внимание нами было уделено его внутреннему наполнению, поэтому многие пособия изготовлены самостоятельно. Все игры побуждают детей к активному взаимодействию друг с другом. Наши дети узнают о создании и назначении предмета, играют и экспериментируют с представленными в сенсорном уголке пособиями и в процессе игры обогащают свой чувственный опыт. Сенсорное воспитание мы осуществляем в единой связи с разнообразной повседневной деятельностью детей.
Предварительный просмотр:
«Настольно – печатные игры, как эффективное средство речевого развития у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
Тема данной работы - развитие речи детей дошкольного возраста посредством настольной игры. В данной работе хочу рассмотреть как игра, в частности настольная влияет на развитие речи детей.
Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни.
Актуальность
ФГОС ДО в основных принципах ДО указывает на необходимость поддержки детской инициативы и самостоятельности в специфических, для данного возраста видах деятельности.
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра.
В целевых ориентирах Образовательного стандарта выдвигаются требования к речевому развитию на этапе завершения дошкольного образования.
Таким образом, считаю актуальным изучение и проектирование настольных игр для развития речи у детей дошкольного возраста.
Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Умение играть возникает не путем автоматического переноса, в игру усвоенного в повседневной жизни. Проблема повышения речевой активности остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения.
Дошкольная речь – наиболее простая, естественная форма общения начинает развиваться у ребенка с проявлением первых слов и к семи годам должна быть практически сформирована. Кроме того, повышение речевой активности невозможно без освоения языка и средств невербальной коммуникации.
Какие же формы совместной деятельности педагога с детьми по повышению речевой активности выбрать для работы с детьми дошкольного возраста?
Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а что бы речь была внятна, понятна и интересна другим необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие.
Какие бывают настольные игры?
Современный мир достаточно богат всевозможными играми, настольные игры – это отдельный целый огромный мир для детей.
Содержание настольных игр очень разнообразно. Сюда входят: вкладыши, пазлы, кубики, пирамиды, мозаика, различные шнуровочки, конструктор, лото, домино. Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель, животные, птицы, овощи, фрукты, знакомят с их качествами и свойствами. Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы (времена года, о различных профессиях (Игра «что кому нужно?»). Большой выбор настольно-печатных игр по самой различной тематике: классификация, обобщение, сравнение, счёт, составление задач, ассоциации. Огромное множество игр по развитию речи дошкольников – накопление словаря, развитие фонематический процессов, лексико-грамматических представлений, связной речи детей, по развитию познавательных интересов детей.
Игра "Сказки на магнитах" помогает ребенку развить мелкую моторику рук, логическое и пространственное мышление, творческие способности, а также запомнить сюжет сказки «Волк и семеро козлят». Перемещая фигурки на магнитной подложке можно попросить ребенка рассказать сказку. Одновременно ребенку можно задать множество вопросов по сюжету сказки. Такие упражнения в легкой игровой форме развивают речь и словарный запас малыша.
Развивающее лото "Скороговорки"
Развивающее лото "Скороговорки" предназначено для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Это увлекательный и познавательный для ребенка процесс, в результате которого он приобретает навыки совместного творчества. Ведь играя в лото, ребенок попадает в волшебный мир, который он создал своими руками.
Благодаря использованию настольных игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.
Настольная игра развивает речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.
Наиболее характерны для дошкольного возраста является активное освоение ребёнком речевых конструкций разного типа. Ребёнок активно осваивает форму монолога. Его речь становится контекстной, независимой от наглядно представленной ситуации общения. Параллельно с развитием речи происходит совершенствование грамматического строя, освоение смысловой стороны слова.
Таким образом, роль настольных игр в речевом развитии дошкольников имеет огромное значение. С их помощью они получают необходимые знания. Играя в настольные игры, я способствую раскрытию интеллектуального и творческого потенциала и активности. Создаю доброжелательную обстановку на занятии, учу детей общаться друг с другом, ищу новые пути усвоения знаний, помогаю реализовать личностные способности каждого ребёнка.
Предварительный просмотр:
Использование современных образовательных технологий в процессе ОД по речевому развитию дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО.
Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский писал «Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения.
Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить.
А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно».
Речь - одно из важных направлений развития ребенка.
Сегодня вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны, благодаря речи ребенок познает окружающий мир, выражает свои потребности, высказывает свои чувства и переживания. В процессе развития речи ребенок овладевает языком.
Наблюдения из практики показывают, что ежегодно увеличивается количество дошкольников с низкой речевой активностью. Речь многих детей бедна и примитивна, непонятна для окружающих, т. е. не соответствует возрастным особенностям.
Работая с современными детьми, сталкиваясь с проблемой недостаточно развитой речи детей, а также постоянным поиском средств, облегчающих процесс усвоения детьми нового материала, мы очень заинтересовались и в работе по самообразованию наш выбор пал на изучение содержания инновационной игровой технологии. Наиболее благоприятное речевое развитие в дошкольном детстве происходит в игре, игровых действиях.
Цель игровой технологии в речевом развитии дошкольника - создание максимально благоприятных условий для речевого развития детей посредством игровых технологий.
Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи: - дидактических (становление деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);
- развивающих (развитие речи, обогащение словаря мышления, развитие грамматического строя речи, развитие произносительной стороны речи, развитие диалогической речи как способа коммуникации);
- социализирующих (развитие активности, инициативности, самостоятельности; адаптация к условиям среды и др.);
- воспитательных (дружелюбие, доброжелательности, чувства сопереживания).
Используя игровую технологию в образовательном процессе нам взрослому необходимо обладать доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.
Игровые технологии в речевом развитии можно представить следующими разделами:
- пальчиковые игры
– игры с предметами (игрушками, природным материалом);
– настольные печатные;
– словесные игры
- театрализованная игра
Пальчиковые игры представляют собой некую инсценировку стишков, потешек, небольших сказок, «пальчиковый театр». В этих играх мы решаем проблему развития мелкой моторики рук. Вместе с тем, мы способствуем развитию памяти, умению интонационно и рифмованно воспроизводить сопроводительные тексты.
Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними.
Настольно - печатные игры, так же как игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх ребенку дается не сам предмет, а его изображение. Содержание настольных игр разнообразно. Через настольные игры мы развивает речь детей: пополняем и активизируем словарь, формируем правильное звукопроизношение, развиваем речь, умение правильно выражать свои мысли.
Широко используем в своей работе и словесные игры. Они требуют от детей большого внимания и умственного напряжения. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. С помощью словесных игр мы у детей воспитываем желание заниматься умственным трудом.
Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка.
В театрализованных играх мы знакомим детей с окружающим миром через образы, краски, звуки; обогащаем новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развиваем интерес к литературе. У детей активизируется речь, они активно вступают в диалог со сверстниками и взрослыми.
Деятельность у детей дошкольного возраста посредством игровой технологии ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в следующем сочетании: педагог-воспитанник, воспитанники-родители.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Взаимодействие с родителями – важный этап в развитии детей. Только плодотворное сотрудничество обеих сторон может помочь развить речь ребенка, сделать ее богаче, правильнее, красивее. Для родителей мы оформили наглядные пособия, проводим индивидуальные беседы.
Таким образом, на основании нашего опыта мы сделали вывод о том, правильно подобранная игра создаёт условия для обогащения активного словарного запаса детей и для развития речи, включая дошкольников в образовательную деятельность и речевую активность.
Игра дарит не только минутную радость, но и служит удовлетворению назревших, актуальных потребностей. Так, как в ней моделируются жизненные ситуации, закрепляются свойства, качества, состояния, умения, способности необходимые будущей личности ребенка для выполнения социальных, профессиональных и творческих функций.
Своё выступление мы хотим закончить такими словами:
«Дела? Проблемы? Всё пустое!
Душа Ребёнка- вот святое.
Цветок в душе ещё так мал!
Успей полить, чтоб не завял
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ