Дополнительная образовательная деятельность "Волшебные шашки"
Дополнительная образовательная деятельность "Волшебные шашки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnye_shashki.doc | 275 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление
1. Пояснительная записка……………………………………………...............3
1.1. Актуальность………………………………………………….................5
1.2. Педагогическая целесообразность…………..........................................6
1.3. Цели и задачи программы……………….………..................................7
1.4.Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса................................................................................................................7
1.5. Этапы реализации Программы................................................................9
2.Ожидаемые результаты освоения Программы….……...............................................................................................9
3. Мониторинг реализации Программы …………………..………..................9
4. Учебно-тематический план..............................................................................11
5. Материально-техническое обеспечение……….............................................14
6.Список литературы……………………………………………………….........15
7. Приложение (паспорт программы) .…………………….……………...........16
1. Пояснительная записка
Программа разработана на основе пособий Барский Ю.П., Городецкий В.Б. Сеня, Храбрик и шашки. Правила шашек. Книга для детей младшего школьного возраста. – М.: Владос, 1998. Прекрасное учебное пособие для самых юных. Материал изложен в форме сказки, что делает обучение приятным и интересным. После каждой главы даются задания и упражнения для закрепления материала. Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» и реализуется в МДОУ детский сад д. Дюдьково.
Продолжительность реализации программы — 1 год. Содержание программы составлена с учетом возрастных особенностей и в соответствии с СанПин 2.4.3648-20 (требования к организации режима дня и учебных занятий), предназначена для детей 6-7 лет, реализуется она через кружковую работу. Занятия проводится 1 раз в неделю, длительность составляет 30 минут. Количество обучающихся детей в группе может колебаться от 8 до 12человек.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями на 3 июля 2016 года)
- Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 года № 1726-р);
- ФГОС ДО, Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
- СанПиН 2.4.3648-20 от 28.09.2020г. № 28
- Письмо Минобразования РФ от 14.03.2000г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»
- Устав МДОУ детский сад д. Дюдьково
«Шашечная игра-мать шахматной,
и достойная мать».
Эммануил Ласкер
«Если шахматы---король игр,
то шашки – его премьер министр».
Феликс Жан
1.1. Актуальность
Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры. Значительна роль шашек и в эстетическом воспитании. Шашки – игра творческая. В этом и заключается секрет ее привлекательности. Шашки обладают исключительно сложным и занимательным игровым механизмом, предоставляют широкие возможности для применения логических, творческих, умственных способностей детей.
Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий. Правила игры в шашки просты и общедоступны. Поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение как о весьма легкой и простой. В действительности же научиться хорошо играть в шашки – дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины.
Игра в шашки поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. И совершенно необходимо сохранять, и развивать систему обучения шашкам в дошкольных учреждениях.
Для планомерной и последовательной работы с детьми по основам шашечного искусства просто необходима обучающая программа занятий. Настоящая программа предназначена для учреждений дошкольного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.
Отличительной особенностью данной программы является большой акцент на начальную подготовку детей, в основном старшего дошкольного возраста, начинающих с «нуля».
1.2. Педагогическая целесообразность
Программа направлена на формирование общей культуры дошкольников и развитие интереса к игре в шашки как к интеллектуальному досугу, развитие интегративных качеств, обеспечивающих социальную успешность, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение здоровья детей дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными требованиями к выпускнику детского сада. Содержательная связь тематического плана программы позволяет педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач (развитие любознательности, познавательных способностей для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов, успешной социализации в современном мире), что дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.
В приложение программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, речи, внимания; умению анализировать, обобщать и делать выводы. Примерные сценарии занятий, викторин и развлечений могут служить для разработки собственных сценариев на любую тему.
1.3. Цели и задачи программы
Цель программы:
организация досуга и развитие творческого потенциала личности воспитанников в процессе обучения игре в шашки;
Задачи программы:
Образовательные:
– обучение технике игры в шашки;
– ознакомление детей с теорией шашечной игры.
Развивающие:
– активизация мыслительной деятельности дошкольников: тренировка логического и стратегического мышления, памяти и наблюдательности;
– развитие умственных способностей: умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления;
– обучение умению ориентироваться на плоскости.
Воспитательные:
– воспитание отношения к шашкам как к серьезным и полезным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
– воспитание настойчивости, целеустремленности, уверенности и воли к победе;
– выработка у воспитанников умения применять полученные знания на практике.
1.4. Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса
- игра и игровое общение (способствуют возникновению и проявлению активности, стимулирующей познавательную активность);
- проблемно-поисковый метод (способствует достижению высоких результатов);
- игры-конкурсы;
- игры-путешествия;
- игры- соревнования;
- интеллектуальные (викторины) игры.
Особенности руководства
Руководство детской шашечно-игровой деятельностью осуществляется на основе сотрудничества, при этом учитываются цели и задачи самого ребенка, его способности и потенциальные возможности.
Выигрыш или проигрыш в игре-состязании стимулирует познавательную деятельность детей, желание узнавать новое, расширять свой кругозор. Работа в кружке предусматривает совместную деятельность детей, что положительно влияет на развитие общения, так как возникает необходимость самостоятельно распределять между собой работу, обсуждать композицию, проявлять взаимопомощь для достижения положительного результата.
Организация занятий:
Занятия построены на чередовании различных видов деятельности (рассматривание, слушание, познавательные беседы, выполнение творческих заданий) и проводятся 1 раз в неделю по 30 минут .
Форма занятий – коллективная, подгрупповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия.
По особенностям коммуникативного взаимодействия – игра, соревнования, развлечения. Предлагая выполнение задания в парах, учитываются симпатии дошкольников, уровень их игровых навыков, темперамент.
При приеме детей учитываются три момента:
– желание ребенка,
– способности ребенка,
– желание родителей.
1.5. Этапы реализации Программы
- Этапы реализации программы на год обучения: подготовительный, основной, заключительный.
- На подготовительном этапе - воспитанники знакомятся с историей развития шашек, правилами игры, основными понятиями теории, начинают тренировочные игры.
- На втором основном этапе - воспитанники изучают основы теории шашечной игры, тактические приемы, основы игры в окончаниях, знакомятся с композицией. Вместе с этим проводят тренировочные игры и принимают участие в турнирах.
- На заключительном этапе – воспитанники закрепляют полученные знания, проводятся опросы, проверяются знания и умения, подводятся итоги спортивных выступлений за год.
2. Ожидаемые результаты освоения Программы
– развитость умений анализировать, сравнивать, прогнозировать результаты деятельности;
– повышение уровня развития развиваются пространственное воображение и мышление;
– сформированный интерес к шашкам как к спортивно-интеллектуальному досугу.
Форма подведения итогов реализации программы: шашечный турнир.
3.Мониторинг реализации Программы
(Давыдова Т.Г., Атаян Г.М. Обучение детей игре в шашки. - Справочник старшего воспитателя. № 8\август 2011)
Методика проведения диагностики:
Диагностика сформированности умения детей играть в шашки предусматривает вопросы к ребенку, наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками, а также беседы с родителями о том, как дошкольник играет в шашки дома.
Диагностическая карта сформированности умения старших дошкольников играть в шашки.
Фамилия, имя ребенка | Расставляет шашки на поле | Начало игры | Ход шашек | Бой шашек соперника | Решение диаграмм | Дамка | Доводит игру до конца | |
Ход | Бой | |||||||
Пояснения к пунктам таблицы:
1. Ребенку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры.
2. Педагог спрашивает у ребенка, кто начинает игру и почему? Как определить, кто играет белыми шашками?
3. Педагог предлагает ребенку начать игру, наблюдая за тем, как он делает ходы.
4. В игре педагог создает ситуацию, при которой ребенок имеет возможность бить шашки соперника как по одной, так и несколько.
5. Педагог предлагает разыграть диаграммы в соответствии с определенным условием.
6. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой проходит непосредственно во время игры.
7. Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослыми, так и со сверстниками.
8. Если ребенок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счете битых у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации.
Критерии оценки результатов:
Высокий уровень – ребенок самостоятельно и правильно справился с заданием;
Средний уровень – для правильного выполнения задания ребенку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога;
Низкий уровень – ребенок не выполнил задание даже после подсказки педагога.
4. Учебно-тематический план
- Общее количество часов в год – 36
- Количество часов в неделю – 1
- Количество занятий в неделю – 1
- Периодичность занятий – еженедельно.
№ | Темы занятий | Содержание разделов программы | Количество часов |
1. Наглядно-информационное обращение к родителям с сообщением о начале работы кружка «Волшебные шашки», с указанием целей занятий и просьбой приобрести настольную игру «Шашки». Помощь родителей при подготовке досок и фишек для игры в шашки. 2. Организационный момент: набор детей в кружок. | |||
Входящий мониторинг уровня умений дошкольников играть в шашки. | Определение первичного умения и навыка играть в шашки | 1 | |
«Мудрец. Сказка о происхождении шашек». | Краткая историческая справка о возникновении шашечной игры, | 1 | |
Для родителей | Наглядная информация с описанием истории шашечной игры и правил игры. Проведение анкетирования на тему «Роль игры в шашки в вашей семье» | ||
«Волшебная доска» | Шашечная терминология: доска, фигуры, горизонтали, вертикали, диагонали, центр, край, угол. Правила игры в шашки. | 1 | |
4 | Игры: «Прогуляйся по улице» (а, в, с ... ), «Поднимитесь на лифте» (до нужной цифры), «Ракеты» (пролететь по черным диагоналям, по белым, по самым длинным, по диагоналям из пяти белых клеток, четырех черных и т.д.). | Изучаем правила игры. | 2 |
5. | Рисование шашечной доски с помощью линейки и карандаша на листе бумаги. Повторение правил игры в шашки. | Проект " Цветные шашки" | 2 |
6. | Игра: «Почтальон разносят «письма» по адресам» (где буква - название улицы, а цифра - «номер дома») | Повторение названий: горизонталь, вертикаль, диагональ. | 1 |
7. | Правила шашечной игры: ловушки в начале партии. Дидактическая игра «Расставь на доске» | Игровая практика. Изучаем правила игры: что считается победой в шашках. | 2 |
Консультация для родителей | «Как научить ребёнка играть в шашечную игру». | ||
8 | Шашечная комбинация | Роль комбинации в шашечной игре. Цели комбинации. Идейное содержание комбинации. Понятие о финальном ударе. Логическая связь мотива, идеи и механизма комбинации. Способы нахождения и подготовки комбинации путем сочетания ее мотива, идеи и механизма. Как изучать технику проведения комбинаций. | 2 |
9. | Игровая практика (2) | Прикосновение к шашке, выигрыш, ничья. Упражнения на выигрыш в различное количество ходов. | 2 |
10. | Индивидуальные игры с отдельными детьми. Парные игры детей. | Игровая практика. | 2 |
Консультация для родителей | «Роль игры в шашки в развитии детей!» Цель: заинтересовать родителей в совместной игре с ребенком. | ||
10. | Способы защиты. | Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. | 2 |
11. | Изучаем правила игры: размены. | Влияние разменов на оппозицию. | 1 |
12. | Практическое закрепление материала. Индивидуальные игры с отдельными детьми. Парные игры детей. | Игровая практика | 3 |
13. | Изучаем правила игры: ничья в шашках. | Правила поведения при игре в шашки исходом которого ничья. | 2 |
Для родителей | Фото калейдоскоп "Юные шахматисты" | ||
14. | Атака и защита (2) | Что означает атака в шашечной партии. Выявление предпосылок для начала атаки. Когда начинать атаку. Значение атаки в общем стратегическом плане партии. Активность в защите. Использование защитительных ресурсов при атаке. Экономил сил - обязательное условие всякой защиты. Атака в партиях мастеров. | 2 |
Индивидуальные игры с отдельными детьми. Парные игры детей. | Игровая практика | 3 | |
15. | Шиворот – навыворот | Игра в поддавки. | 1 |
16. | Особенности хода дамки | Упражнения на выполнение ходов «дамкой». Тренировочные упражнения. | 2 |
17. | Дамка против простых шашек | Умение использовать дамку против простых шашек. | 1 |
Игра-развлечение «Путешествие в сказочное королевство» | |||
18. | Игровая практика "Шашечный турнир" | Соревнования. | 2 1 |
36часа |
5. Материально-техническое обеспечение
- Карточки-дебюты
- Опорные схемы
- Компьютер (в домашних условиях)
- наличие кабинета.
- набор шашек и шашечных досок
- простой карандаш
- линейка
- бумага для рисования.
6. Список литературы
1. Барский Ю.П., Городецкий В.Б. Сеня, Храбрик и шашки. Правила шашек. Книга для детей младшего школьного возраста. – М.: Владос, 1998.
2. Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы. – М.: Просвещение, 2007
3. М. Бодров, В.М. Высоцкий. Центральная партия. - М.: Владос, 1999.
4. И.М. Бодров, В.М. Высоцкий. Курс шашечных окончаний. Часть 1. Две на две.-
М.: Владос, 2001
5. А.А. Косенко. Избранные партии И. А. Тимковского и современная теория.-
М.: Владос, 2001,
6. Давыдова Т.Г., Атаян Г.М. Обучение детей игре в шашки. - Справочник старшего воспитателя. № 8\август 2011
7. Интернет сайт для любителей шашек http://www.kombinashki.ru/roditelyam.php
Приложение 1
Паспорт Программы
Наименование Программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Волшебные шашки" |
Актуальность программы | Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры. Значительна роль шашек и в эстетическом воспитании. Шашки – игра творческая. В этом и заключается секрет ее привлекательности. |
Категория обучающихся | Дети старшего дошкольного возраста (6-7) лет. |
Направленность | Познавательная |
Вид программы | Авторская |
Цель программы | Организация досуга и развитие творческого потенциала личности воспитанников в процессе обучения игре в шашки. |
Задачи | – обучение технике игры в шашки; – ознакомление детей с теорией шашечной игры. – активизация мыслительной деятельности дошкольников: тренировка логического и стратегического мышления, памяти и наблюдательности; – развитие умственных способностей: умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления; – обучение умению ориентироваться на плоскости. – воспитание отношения к шашкам как к серьезным и полезным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность; – воспитание настойчивости, целеустремленности, уверенности и воли к победе; – выработка у воспитанников умения применять полученные знания на практике. |
Ожидаемы результаты реализации Программ | – развитость умений анализировать, сравнивать, прогнозировать результаты деятельности; – повышение уровня развития развиваются пространственное воображение и мышление; – сформированный интерес к шашкам как к спортивно-интеллектуальному досугу. |
Составитель Программы | Громова Елена Владимировна, инструктор по физической культуре |
Заказчик Программы |
|
Срок реализации Программы | 1 год |
Краткое содержание Программы | Игра в шашки поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. И совершенно необходимо сохранять, и развивать систему обучения шашкам в дошкольных учреждениях. |
Координация и контроль реализации Программы | Контроль осуществляется администрацией МДОУ детский сад д. Дюдьково и родителями (законными представителями) детей старшего дошкольного возраста. Формы представления результатов:
|