Важные материалы

Михайлова Виктория Сергеевна

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  КАЗЕННОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"РЫБКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"
САФОНОВСКОГО РАЙОНА  СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

_____________________________________________________________________

215525, Смоленская область, Сафоновский район, д. Рыбки, ул. Школьная, д.6

Тел. (48142) 6 01 13, e-mail: gurenkova1965@mail.ru

Программа:

«Одаренные дети»

(русский язык)

                                                           

Михайлова В.С.,
учитель русского языка и литературы

2019 год

Пояснительная записка

Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых детей, внедрение новых образовательных технологий,    расширение возможности для участия   способных школьников в конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах.

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта общего образования (Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015г. №1577), на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Сроки  реализации: 2019/2020 -2020 /2021 гг.

Этапы работы:

1 этап - аналитический - при выявлении одаренных детей учитываются их интересы и успехи  в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и т.д.

Цель: подготовить условия для формирования системы работы с одаренными обучающимися в классе.

2 этап - диагностический - на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.

Цельапробация системы работы с одаренными  обучающимися.

На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы: спецкурсы, миникурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы,  зачеты, проектные задания и т.д.

3 этап - этап формирования, углубления и развития способностей  обучающихся.

Цель  программы : создание условий  для выявления, поддержки и развития одаренных детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения для удовлетворения социального заказа родителей.

Задачи:

1)      создание системы целенаправленного выявления и отбора одарённых детей  в разных областях науки и творчества;

2)      организация научно-исследовательской и поисковой  деятельности обучающихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации,  воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию;

3)      отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

4)      расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в городских, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.

5)      развитие спектра образовательных услуг, удовлетворяющих потребности,  интересы детей.

Основные направления реализации программы:

 -выявление  одаренных  обучающихся;

 -создание банка данных «Одаренные дети»;

 -разработка индивидуальных форм работы

 -внедрение в учебный процесс  современных, интерактивных технологий

 -использование активных форм и методов организации образовательного процесса;

 -развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит  школьникам демонстрировать свои достижения на школьных, районных,  областных,  всероссийских   олимпиадах,  конкурсах;

-включение старшеклассников в научно-исследовательскую деятельность с последующим выходом на школьные, районные,  всероссийские  ученические конференции;

 Организация  воспитательной работы в рамках программы:

-формирование духовного потенциала личности, её развития, направленного на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;

-формирование общечеловеческих ценностей, общекультурной компетенции;

-утверждение здорового образа жизни школьника;

 -развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей одарённых детей.

 Основные мероприятия по реализации программы
I. Диагностика: 


1. Изучение диагностических методик, основанных на   доступности и  информативной емкости. 
2. Создание банка тестов для диагностирования  обучающихся по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей. 
3. Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования. 
4. Изучение личностных потребностей одаренных  обучающихся путем собеседования. 
5. Изучение работы  обучающихся на уроке путем посещения занятий учителем. 
6.  Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми. 


II. Развитие творческих и познавательных  способностей:

 
1.  Доступность и широкое привлечение  обучающихся к проведению школьных олимпиад и конкурсов. 
2. Проведение школьных олимпиад в два этапа: домашний и собственно школьный. 
3.  Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов: 
- творческие ответы; 
- выполнение творческих тематических заданий; 
- выполнение проблемных поисковых работ; 
- выступления в лекторских группах; 
- назначение ответственными за проведение предметных недель; 
- приобщение (в различных формах) к работе учителя; 
- повышение степени сложности заданий; 
- интеграция учебных и научно-исследовательских заданий. 


III. Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности: 
1.  Выносить на публичное своевременное поощрение успехов  обучающихся (молнии-объявления). 
2. Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях, на итоговых школьных конференциях. 

Ожидаемые результаты

- формирование системы работы с одаренными обучающимися;

- формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей. Выработка стратегии и тактики функционального, педагогического, социально-психологического и научно-методического обеспечения для изучения и развития способных и одаренных детей школы.

- повышение качества образования, индивидуализация обучения и воспитания.

- увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях; повышение показателей успешности детей на  районных, областных, всероссийских олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.

- изменение  показателей социального статуса, социального интеллекта и школьной

   успеваемости.

          -     расширение диапазона мероприятий для раскрытия способностей  обучающихся;

- издание исследовательских работ  обучающихся;

- нормативное и методическое обеспечение деятельности,  направленной на работу с одаренными детьми;

Диагностики: 

  1. Опросник Г. Дэвиса «Определение творческих способностей».
  2. Методики оценки общей одарённости (А.И.Савенков).
  3. Тесты «Оценка уровня школьной мотивации по методике Н.Г.Лускановой.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет 

Литература

Триместр 1 Урок 23

Дата 06.11.2020

Тема урока

Одухотворенность и чистота любви в стихотворениях А.С. Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь ещё, быть может…»

Ссылки

Цели урока

 

чтение и анализ стихотворений А.С.Пушкина по указанной теме

наблюдение за тем, как развивается тема поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина

обучение анализу стихотворения

сопоставление произведений М.Ломоносова, Г.Державина, А.Пушкина

Результаты обучения для учащихся

отработают навыки сопоставительного анализа стихотворений;

научатся  систематизировать, выделять главное, обобщать

обогащать словарный запас, работать над овладением  художественными средствами языка

Основные идеи, отработанные по теме урока

Стихотворение, о котором сейчас пойдет речь, завершает период Михайловской ссылки поэта. Именно его он везет в Москву в сентябре 1826 года. Поэт уже знал о казни пяти декабристов, о ссылке в Сибирь своих друзей. Но его участь оставалась пока неясной. Пушкину предстояла встреча с новым царем Николаем I. А стихотворение, которое он везет в Москву – «Пророк»

Задания

Время

1 мин

Чем будут заниматься учителя

Объясняет принцип разминки. Делит на группы

и чем будут заниматься ученики

Уч-ся желают друг другу доброго дня.

1. Мотивационный этап

Разминка. Эмоциональное настроение. Деление на группы

Задание 2

Погружение в тему

3 мин

Учитель зачитывает эпиграф к уроку.

— Вот вам тема, — сказал ему Чарский:

 — поэт сам избирает предметы для своих песен;

 толпа не имеет права управлять его вдохновением.

А.С.Пушкин. Египетские ночи

1. Учащимся предстоит самим определить тему урока после прослушанного чтения.

Чтение диалога Чарского и импровизатора из произведения А.Пушкина «Египетские ночи»(глава2)

Вопрос: Какова же тема нашего урока? Обращаем внимание на эпиграф.

Для размышления: на чьей вы стороне в этом диалоге? (Ответ заслушать в конце урока)

Учащиеся делают вывод и определяя

ют тему урока.

Задание 3

Слово учителя

5 мин

Итак, на сегодняшнем уроке я приглашаю вас к серьезному разговору на сложнейшую тему: кто такой поэт и зачем его поэзия нужна людям, миру?

 На уроке мы будем читать и учиться анализировать пушкинские стихотворения, чтобы глубже их понять и высказать о них свои собственные суждения.

 А.С.Пушкин считал поэзию «ангелом-утешителем». Она не раз спасала поэта, давала ему силы для жизни и борьбы, возрождая его испепеленную душу. Тема поэта и поэзии проходит через все творчество Пушкина. Его первым опубликованным стихотворением было «К другу стихотворцу»  (1814), строка  из которого начинает на урок, а одним из последних – «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836)

 В своем творчестве Пушкин выстроил целую концепцию о месте поэта в мире, о взаимодействиях поэта и общества, о творческом процессе. Основные вехи этой концепции, главные опоры пушкинского «нерукотворного памятника» – поэтические манифесты: стихотворения: «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824), «Пророк» (1826), «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830). «Эхо» (1831), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»(1836) (название стихотворений записаны на доске или показаны на слайде)

Не все стихи нам удастся сегодня прочитать на уроке. Некоторые из них вы рассмотрите дома. А мы начнем!

Стихотворение, о котором сейчас пойдет речь, завершает период Михайловской ссылки поэта. Именно его он везет в Москву в сентябре 1826 года. Поэт уже знал о казни пяти декабристов, о ссылке в Сибирь своих друзей. Но его участь оставалась пока неясной. Пушкину предстояла встреча с новым царем Николаем I. А стихотворение, которое он везет в Москву – «Пророк»

Учащиеся устно отвечают

 Задание 6 

15  мин

Учитель читает стихотворение «Пророк»

Учащиеся слушают

Задание 7

Вопросы для анализа:

7 мин

Что вы скажите об этом стихотворении? Каковы ваши первые впечатления? Чтение комментария

Определите основную тональность стихотворения. Какими способами она создается?

Проанализируйте лексику стихотворения. (Обилие архаизмов и старославянских слов; обилие глаголов в повелительном наклонении)

Комментарий к словам.

В чем особенность композиции стихотворения? Каковы его смысловые части?

Почему это стихотворение мы рассматриваем в указанной теме? (Поэт – это пророк)

Какими качествами личности должен, по мнению Пушкина, обладать истинный поэт-пророк? Что необходимо, чтобы поэт стал пророком?

Принадлежит ли поэт, обреченный быть пророком, самому себе или он глашатай высших помыслов, неких Божественных идей? Прокомментируйте свое мнение.

Учащиеся отвечают на вопросы

Физминут

ка «Для поднятия настроения»

1 мин

Выполня

ют физичес

кие упр-я

Задание 8

Чтение стихотворе

ния учащимися.

6 мин

 

Самостоятельная работа учащихся со стихотворением «Поэт» и «Поэту»

Какой художественный прием использует Пушкин при построении этих стихотворений? (Антитеза)

Какие образы противопоставляются?

Какое новое звучание приобретает образ поэта в данных стихотворениях?

В чем причина одиночества поэта?

Формативно оценивает

Учащиеся читают стихотворения

Задание 8

Индивиду

альное самостоя

тельное задание:

6 мин

Назовите «три памятника» в русской литературе. Напишите названия на доске. (Ода Горация «К Мельпомене» в переводе М.Ломоносова, Г.Р.Державин. «Памятник», А.С.Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»)

Что общего в композиции этих стихотворений? Проанализируйте строфику данных произведений. О чем каждая строфа?

Учащиеся отвечают письменно  и устно, форматив

но оценивают друг друга

Задание 9

Исследова

тельская работа

Сравнение стихотворений Горация, Державина и  Пушкина по строфам:

величие своего памятника;

пространственные границы его посмертной славы;

её временные границы;

главная заслуга в поэзии;

образ Музы.

Читают, сравнива

ют, отвечают на вопросы , ведут диалог,групповая оценка

Источники, оснаще

ние и оборудова

ние

Теоретические справочники, постеры, маркеры, дидактический материал, дескрипторные карточки

Последую

щие задания и чтение

Прочитайте стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом». Как в нем звучит проблема отношений поэта и читателей? Выпишите из него строки, которые, на ваш взгляд, могли бы стать «крылатыми» словами.

Сравните стихотворение «Поэт» и «Поэту». В чем причина одиночества поэта?

Напишите небольшое сочинение-рассуждение на тему «Что значит быть истинным поэтом?»

Выучите стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» наизусть.

Анализ и оценивание урока

Обобщающая рефлексия стикерами на постеры со смайликами. Подведение итогов урока. Суммативное оценивание учителем.

1 мин



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  КАЗЕННОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"РЫБКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"
САФОНОВСКОГО РАЙОНА  СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

_____________________________________________________________________

215525, Смоленская область, Сафоновский район, д. Рыбки, ул. Школьная, д.6

Тел. (48142) 6 01 13, e-mail: gurenkova1965@mail.ru

Программа:

«Интеграция  в групповую технологию методов и приёмов

других педтехнологий  на уроках русского языка»

Михайлова В.С.,
учитель русского языка и литературы

2020 год

Современные подходы к модернизации российского образования, внедрение стандартов нового поколения определяют приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения. Для подготовки таких учащихся педагогам необходимо использовать в обучении современные образовательные технологии. Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут подросткам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности, где важная роль отводится урокам русского языка и литературы.

Поиск  ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?" привели ученых и практиков к попытке "технологизировать" учебный процесс, т.е. превратить обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом, и в связи с этим в педагогике появилось направление – педагогические технологии.

Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи. Это не противоречит творческим процессам личностного совершенствования, так как каждая из педагогических технологий имеет собственную зону, в пределах которой происходит развитие личности.

К современным педагогическим технологиям относятся:

  • Предметно-ориентированные технологии
  • Технологии личностно-ориентированного обучения
  • Технология эвристического обучения
  • Диалоговые технологии
  • Игровые технологии
  • Информационно-коммуникационные технологии
  • Здоровьесберегающие технологии.

Остановлюсь на технологиях, элементы  которых применяю в своей практике:

1) предметно-ориентированные технологии

К ним относятся

а) технология дифференцированного обучения. Дифференциация осуществляется не за счет того, что одним ученикам дают меньший объем материала, а другим больший, а за счет того, что, предлагая учащимся одинаковый его объем, учитель ориентирует их на различные уровни требований к его усвоению. При дифференциации учащихся учителю необходимо опираться на следующее: общий уровень обученности, развития ученика; отдельные особенности психического развития; индивидуальные особенности ученика; неспособность ученика усваивать предмет по тем или иным причинам; интерес ученика к тому или иному предмету. Оценив каждого учащегося по данной схеме, можно приблизительно отнести его к той или иной группе. Однако необходимо учитывать то, что ученик может (и должен!) передвигаться из одной группы в другую; поэтому рекомендуется проводить диагностику примерно раз в полугодие. Карточки могут быть использованы для организации деятельности учеников на целый урок либо на 15-20 минут в зависимости от целеустановки.

Рассмотрим один из подходов к обучению учащихся на уроках русского языка в рамках технологии дифференцированного обучения, когда предлагается делить содержание обучения русскому языку по трем уровням сложности: А, В и С, где уровень А может обеспечивать обучение в общеобразовательных классах и в классах естественно-научного, математического, технического и других профилей. Уровень сложности В рекомендован учащимся, ориентированным на профильное гуманитарное образование, а уровень С рассматривается как уровень углубленного изучения материала.

Рассмотрим варианты разноуровневых карточек по теме 9-го класса, которые я использую на своих уроках, например, по теме: «Повторение материала, изученного в 5–8-х классах».

А I. Среди приведенных предложений найдите двусоставные и односоставные. Подчеркните грамматические основы. 1. Штурмана, знаешь, народ хитрый. 2. Вот желают нам, морякам, люди счастливого плавания… 3. Тихие рыболовы, как у нас.

II. Исправьте ошибки в приведенных предложениях. 1. Жажда к славе была для героя самым важным качеством. 2. В своем сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю. 3. На картине запорожцы о чем-то смеются и веселятся.

В I. Выполните синтаксический разбор предложений, дайте им характеристику. 1. В голове гудит от постоянного напряжения. 2. Мне вернули журнал лишь в конце недели. 3. Дама с собачкой вышла во двор.

II. Составьте предложения, употребив слова к счастью, безусловно, наконец в одном случае в качестве вводных слов, в другом – как члены предложения. В последних примерах определите, к какой части речи эти слова относятся.

С I. Произведите полный синтаксический разбор предложений, расставив недостающие знаки препинания. 1. Николка нахмурился и искоса как птица посмотрел на Василису. 2. Каюсь в скверном. 3. Что у вас делается?

II. Составьте два предложения, употребив слово как. В первом случае оно будет входить в состав сказуемого, во втором – в сравнительный оборот.

Дифференцированный подход позволяет в условиях классно-урочной системы реализовывать творческие возможности всех учеников. При этом работа с сильными учениками должна идти не по пути увеличения объема изучаемого материала, а по пути разнообразия заданий. Например:1)составление текстов диктантов;2) составление карточек-заданий по изучаемому материалу; 3) составление обобщающих таблиц для работы на уроке; 4) сочинение лингвистических сказок (миниатюр); 5) работа с дополнительной литературой; 6) проверка индивидуальных заданий; 7) выполнение обязанностей консультанта по групповой работе. Дети, испытывающие трудности в обучении, наоборот, получают посильные задания. Таким образом, не испытывая стресса, они достигают базового уровня обученности. Например, если весь класс пишет диктант, то слабые ученики выполняют задания по карточкам.

б) технология концентрированного обучения

Цель концентрированного обучения состоит в повышении качества обучения и воспитания учащихся через создание оптимальной организационной структуры учебного процесса, сближение обучения с естественными психологическими особенностями человеческого восприятия. «Погружение» по русскому языку предшествует изучению литературы и, выполняя свои задачи, направлено на то, чтобы вызвать интерес к тем текстам и авторам, с которыми учащиеся встретятся на занятиях по литературе. Для того чтобы вызвать желание читать ту или иную книгу, читаются интересные эпизоды, используются рассказы о жизни писателя или поэта. Карточки с заданиями (по возможности) составляются на основе литературных произведений, причем и здесь соблюдается принцип ритмичности. Например, уроки в 6классе. Если первый день «погружения» по литературе посвящается славянской мифологии, то в первый день по русскому языку учащиеся выполняют такое задание:
Спишите, подчеркните основы, расставьте знаки препинания:
1. Перун бог грома и молнии. 2. Ярило бог в_-сеннего солнца покр_витель любви пл_дородия. 3. Самое страшное вр_ждебное человеку б_жество Морана. Она живет на севере в недрах скал. Морана б_гиня ночи зимы смерти.

Тема этого урока по русскому языку «Тире между подлежащим и сказуемым». По орфографии повторяется правописание безударных гласных в корне слова.

При использовании концентрированного обучения:

1. Материал изучается крупными блоками.
2. Особую роль играет многократность вариативного повтора.
3. Успешному усвоению материала помогают опоры, которые применяются в обучении постоянно. При составлении опор используются символы, рисунки, сдвоенная, строенная запись, особую роль играют цвет и шрифт.
4. При объяснении нового материала обязательно проговаривание в парах: ученики и слушают внимательнее, потому что им нужно будет это повторить, и имеют возможность обратить внимание на то, что могло быть ими пропущено во время объяснения учителем.
5. Лучшему усвоению материала способствует взаимообучение, так как ученики усваивают 90% от того, чему учат сами.
6. На занятиях используются дидактические игры, которые дают возможность ученикам не только успешнее усваивать материал, но и отдохнуть.
7. Особую роль в овладении грамотным письмом играет словарная работа.

2) технология личностно-ориентированного обучения

Приоритетные задачи личностно-ориентированных технологий в педагогике – формировать и развивать интеллект и речь учеников, развивать критическое и творческое мышление. К этим технологиям относятся педагогические мастерские, модульное обучение, метод проектов, обучение как исследование

На своих уроках я использую метод проектов – самостоятельную исследовательскую деятельность ученика, которая имеет не только учебную, но и научно-практическую значимость. Эта технология актуализирует важнейшие речевые умения, вовлекая учеников во все виды речевой деятельности, совершенствует умение работать с текстами разных стилей и типов речи на уровне информационно-смысловой обработки. Этапы работы над учебным проектом:1.Предварительный выбор старшеклассником темы 2.Составление плана 3.Изучение литературы по данной теме и сбор материала 4. Создание собственного текста 5.Защита 6.Ответы на вопросы по теме проекта. В пример можно привести проекты, созданные учащимися 7 класса по теме «Особенности читательских интересов семиклассников» и 8 класса по теме «Анализ литературной и политической деятельности поэтов-декабристов», с которыми они выступали на конференции «Я – исследователь» и областной научной конференции.

3) игровые технологии

«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», – писал В.А. Сухомлинский. Начало любой игры – это, прежде всего, эмоциональная установка на игру, на восприятие игровых задач, когда активизируется мыслительная деятельность и воображение ребенка. Установку на игру обычно создаю в увлекательной форме, иногда с использованием слайдов, рисунков, кинофрагментов. Следующим структурным элементом игры являются игровые задачи, которые соединяются с учебными задачами. Для соединения дидактических (учебных) и игровых задач необходимы правила игры. Они организуют поведение играющих, обеспечивают игрокам равные условия. Обязательным структурным элементом игры является ее результат. Результат может быть наглядным (выиграл, отгадал, выполнил); менее заметным (получил удовольствие, заинтересовался вопросом).

Среди многообразия игр, которые используются в работе с детьми в школе, различают сюжетно-ролевые и дидактические игры. Отличительной особенностью ролевых игр является то, что ученики вместе с учителем становятся исполнителями определенных ролей. Ролевые игры развивают фантазию, воображение и речь, имеют большое значение в нравственном воспитании. Дидактические игры специально создаются в учебно-воспитательных целях, являются познавательными и развивающими. В своей практике широко использую словесные игры; уроки-путешествия, например, на уроке литературы в 8А классе при изучении творчества М.Ю.Лермонтова «Путешествие по лермонтовским Тарханам»; уроки-викторины по творчеству писателей и поэтов; лингвистические кроссворды, к составлению которых привлекаю самих учеников.

4) информационно-коммуникационные технологии

Использование новых информационных технологий в обучении позволяет рассматривать школьника как центральную фигуру образовательного процесса и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъектами. При этом учитель перестает быть основным источником информации и занимает позицию человека, организующего самостоятельную деятельность учащихся и управляющего ею. Его основная роль состоит теперь в постановке целей обучения, организации условий, необходимых для успешного решения образовательных задач.

Таким образом, ученик учится, а учитель создает условия для учения; авторитарная по своей сути классическая образовательная технология принуждения трансформируется в личностно – ориентированную. Обучение предполагает общение на уроке как между учителем и учащимися, так и общение учащихся друг с другом. Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать как бы участником того или иного события. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.

Использование ИКТ в преподавании любого предмета таит в себе неограниченные возможности. С помощью этих технологий можно решать такие педагогические задачи, как обучение в сотрудничестве, активизация познавательной деятельности, осуществление дифференцированного, индивидуализированного, личностно-ориентированного подхода, разрешать проблемы разноуровневого и группового обучения. К тому же возможности использования компьютера на уроке впечатляют, создают атмосферу психологического комфорта, ведут к успешности. Принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс – интерактивность, позволяющая развивать активно-деятельностные формы обучения. Именно это новое качество позволяет надеяться на реальную возможность расширения функционала самостоятельной учебной работы – полезного с точки зрения целей образования и эффективного с точки зрения временных затрат. Эти технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению, вовлекает их в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

И именно использование ИКТ на уроках русского языка и литературы позволяет мне наполнить уроки новым содержанием, осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению, организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями, развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся, организовать урок в соответствии с современными требованиями.

Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволили мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным.

Хороший урок невозможно представить без хорошо сформулированной темы, постановки его целей и задач, планирования этапов, а также цели на каждом отдельном этапе урока. Обычно для этого используется классная доска, на которой выписываются все необходимые термины, составляются таблицы и схемы. Теперь у нас есть прекрасная возможность заранее подготовить весь необходимый материал, расположить его в нужной последовательности и поместить на слайды. Качество изображения на слайдах значительно лучше, чем на классной доске, а учитель, освобождаясь от постоянной работы у доски, имеет возможность больше внимания уделить ученикам. Презентации позволяют оживить урок, внести игровые моменты.

На уроках литературы часто использую компьютерные презентации, к созданию которых привлекаю самих ребят. Это могут быть уроки изучения биографии писателя или поэта. При подготовке таких уроков школьникам дается задание собрать необходимый биографический материал, обработать в определенной программе фотографии, иллюстрации, продумать анимацию.

Ученики, опираясь на помощь учителя, намечают план работы, осуществляют подбор материалов, создают презентацию и представляют ее на уроке. Часто темы таких презентаций позволяют осуществить принцип интеграции предметов (например, презентация учеников 9 класса по теме «Искусство серебряного века» можно использовать как на уроках литературы, так и на уроках искусства).

Разнообразные интересы школьников уже не могут быть удовлетворены лишь материалами традиционного учебника и словом учителя. Работа с Интернет-ресурсами позволила мне познакомиться с системой образовательных порталов, в частности с Федеральным порталом «Российское образование», Российским общеобразовательным порталом, Федеральным порталом «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». Впоследствии с этими порталами я также знакомлю и своих учеников, так как представленная информация на сайтах очень важная и нужная. Это и каталоги образовательных ресурсов, и электронная библиотека учебных материалов, включающая различные электронные словари, справочники, энциклопедии.

Меня как учителя – практика особенно заинтересовала Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), представленная на Федеральном портале «Российское образование». В базисном учебном плане на преподавание русского языка в старшей школе отводится 2 часа в 10 классе, 2 часа в 11 классе. При этом предмет «Русский язык» является обязательным экзаменом на государственной итоговой аттестации. Выстроить рационально процесс преподавания русского языка в выпускных классах, систематизировать, обобщить и повторить материал на более высоком уровне мне помогает использование цифровых образовательных ресурсов.

Цифровые образовательные ресурсы являются электронным компонентом процесса изучения русского языка. ЦОРы поддерживают все этапы работы с учебным материалом, я использую их при объяснении, тренировке и контроле. Они предназначены как для коллективной, так и для индивидуальной учебной деятельности.

На этапах повторения и обобщения в 10 и 11 классах использую интерактивные таблицы – сложный электронный объект, поддерживающий материал учебника. Информационное наполнение таблиц снабжено всплывающими подсказками, а ячейки содержат вложения с дополнительной информацией. Таблицы имеют, как правило, несколько уровней интерактивности и, следовательно, включают учебный материал различного уровня сложности.

Интернет-ресурсы представляют обширные материалы, целесообразные для изучения литературного произведения, и как источник накопления литературных знаний (своеобразная энциклопедия), и как средство, позволяющее осуществить литературное развитие учащегося (литературные проекты, гостевые книги, сайты).

Одним из важнейших общеучебных навыков, способствующим успешности ребенка на каждом этапе обучения, является навык беглого, осознанного чтения. Сегодняшний школьник не любящий и не желающий читать. Поэтому мне как учителю литературы важно заинтересовать ребенка, показать ему красоту поэтического и прозаического художественного слова. Как же познакомить их с содержанием программных произведений? Здесь приходят на помощь диски с записями фильмов по их мотивам. Конечно, на уроке нет времени посмотреть фильм в полном объёме, но отдельные эпизоды всё же можно использовать и сопоставить с авторским текстом, тем самым включить в анализ литературного произведения даже слабоуспевающих учеников. Диски с записями произведений различных поэтов и писателей я использую на своих уроках тоже очень часто не только для того, чтобы ознакомить учащихся с текстом конкретного произведения, но показать им идеальное выразительное чтение в исполнении профессиональных артистов. Стремление читать так же, стремление к совершенству – это тоже необходимый и нужный урок.

В практике своей работы я использую «Энциклопедию русской литературы», мультимедиа-пособии из серии «Виртуальная школа» «Уроки литературы Кирилла и Мефодия» и «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия», «Русская литература XVIII-XX век» и другие. Хочу привести примеры использования средств Интернета на уроках:

1) В учебнике «Энциклопедия русской литературы» часто использую страничку «Литературное кафе», в котором можно прослушать или просмотреть фрагмент литературного произведения. Этот метод подачи учебного материала помогает в самом начале изучения произведения заинтересовать детей, побудить их к его прочтению. Так начинались уроки в 10 классе по изучению романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», в 9 классе – романа «Евгений Онегин». В разделе «Учебник» можно найти и биографические данные писателя, и теоретические сведения, и довольно разнообразный иллюстрационный материал. Использование этого учебника очень удобно: все темы подразделены на временные периоды, что облегчает поиск.

2) 1-ый урок по творчеству Ф.И.Тютчева. После беседы о впечатлениях от прочитанных стихотворений, актуализации уже имеющихся знаний о Ф.И.Тютчеве, переходим к работе с программой «Кирилл и Мефодий». Включить программу по литературе «Кирилл и Мефодий» ( Значок «Литература». «Уроки литературы.Урок 30. Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество». Записать тему и цель урока, план, рассмотреть портрет поэта. Нажав клавишу «Уроки», переходим к уроку 31. Далее, нажав клавишу «Содержание», можем выйти в Интернет-ресурсы и побывать в усадьбе Тютчева в селе Овстуг, посмотреть портреты родителей. На этом же этапе следует записать и основные темы и мотивы в лирике Ф.И. Тютчева. Итог: используя лекционный метод в рамках информационных технологий, стимулируем интерес к работе с текстовым материалом, развиваем умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы из полученной информации, стимулируем активное слушание, способствующее пониманию учебного материала, развиваем познавательный интерес учащихся, расширяем кругозор, учим работать с дополнительными источниками получения информации, тем самым формируем коммуникативную культуру ученика. При выполнении домашнего задания учащиеся используют информационные технологии: Интернет-ресурсы, статью в уроке 30.

3) На этапах закрепления материала, контролируя знания и умения учащихся, обращаюсь к тестовому контролю. В 10-11 классах активно использую тесты для подготовки учащихся к ЕГЭ. Электронный тестовый контроль позволяет ученику получить оценку своей деятельности сразу по завершении работы, в отличие от бумажного носителя. На уроках закрепления часто использую цифровые образовательные ресурсы по литературе и русскому языку электронные тренажеры «1С. Репетитор по литературе», «1С. Репетитор по русскому языку», ресурсы сети Интернет, с помощью которых учащиеся могут не только применить свои знания в процессе практической деятельности, но и увидеть результат. На официальном информационном портале Единого государственного экзамена выпускники проходят онлайн-тестирование.

При подготовке к урокам использую следующие Интернет-ресурсы:

а) Справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru
б) Издательский дом «Первое сентября», 
https://rus.1sept.ru – газета «Литература», «Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы», «Я иду на урок русского языка».
в) Словесник – 
http://www.slovesnik-oka.narod.ru
г) 
http://www.rusedu.ru/ – архив учебных программ содержит множество различных программ, презентаций, учебных пособий, рефератов.
д) 
http://fcior.edu.ruhttp://eor.edu.ru. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
е) 
http://www.school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
ё) 
http://www.ege.edu.ru/ Официальный информационный портал ЕГЭ.

Диапазон возможностей информационных технологий гораздо шире и зависит от фантазии, творчества и технической подготовленности учителя, но в любом случае можно сделать вывод о том, что применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы не только интенсифицирует процесс обучения, но и повышает мотивацию современного школьника к занятиям, стимулирует его познавательный интерес и повышает эффективность групповой и самостоятельной работы.
Но успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя. Работа в инновационном режиме меняет мировоззрение самого педагога. Учителю–новатору становится самому интересно овладевать СОТ и использовать их в учебно – воспитательном процессе. Тем самым педагог повышает свой социальный статус, также повышается его авторитет. Результатом является рост профессионального мастерства учителя и признание его заслуг на разных уровнях.



Предварительный просмотр:

План   работы

школьного методического объединения

учителей   гуманитарного цикла                                                                                   на 2019-2020 учебный год

Методическая тема школы  школы  «Через качество образования к
развитию человеческого потенциала».

Цель:

Обеспечение качества образования через внедрение в практику новых педагогических и информационных технологий, обобщение передового опыта, самообразование.

Задачи ШМО учителей гуманитарного цикла:

  1. Изучать и активно использовать инновационные технологии,  пользоваться Интернет-ресурсами в учебно-воспитательном процессе с целью развития личности учащихся, их творческих и интеллектуальных способностей, а также улучшения качества обученности.
  2. Совершенствовать качество преподавания предметов естественного цикла путем внедрения современных образовательных технологий.
  3. Организовать целенаправленную работу со слабоуспевающими учащимися через индивидуальные задания, совершенствовать внеурочную деятельность согласно ФГОС.
  4. Повысить уровень подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА по предметам гуманитарного цикла через внедрение современных образовательных технологий (проектной, исследовательской, ИКТ).

Заседание №1

Тема: «Анализ работы ШМО гуманитарного цикла за 2018-2019 учебный год, задачи на 2019-2020 учебный год».

Цель: нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение гуманитарного образования в 2019-2020 учебном году.

Форма проведения: инструктивно – методическое совещание.

Участвуют в работе ШМО: учителя гуманитарного цикла.

Вопросы:

  1. Анализ преподавания предметов гуманитарного цикла, качества знаний учащихся по этим предметам за  2018-2019 учебный год.
                                                             
  2. Утверждение плана работы ШМО на 2019-2020 учебный год.
  3. Рассмотрение рабочих программ и календарно-тематического планирования учителей гуманитарного цикла на 2019-2020 учебный год.
  4. Знакомство с нормативными документами на новый учебный год.
  5. Обсуждение и утверждение тем самообразования.

Заседание №2

Тема: «Совершенствование уровня педагогического мастерства учителей гуманитарного цикла, их компетентности в условиях обновления содержания образования в соответствии с новыми образовательными стандартами».

Цель: совершенствовать формы и методы учебной деятельности, способствующие эффективной работе учителей по обеспечению качественного образования и для реализации ФГОС.

Форма проведения: круглый стол.

Участвуют в работе ШМО: учителя гуманитарного цикла.

Вопросы:

  1. Способы моделирования современного урока в контексте профессиональной деятельности учителя, необходимые для реализации ФГОС.
  2. Формирование познавательного интереса учащихся с помощью современных образовательных технологий.  
  3. Здоровьесберегающие технологии и учебная деятельность на уроках  с учетом физиологических особенностей школьников в рамках ФГОС.

Заседание №3

Тема «Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время».

 Цель:    формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса. 

Форма проведения: семинар-практикум.

Участвуют в работе ШМО: учителя гуманитарного цикла.

Вопросы:

  1. Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка, литературы.
  2. Из опыта работы учителей МО по работе с разными категориями учащихся.
  3. Анализ выполнения программ по предметам гуманитарного цикла.
  4. Рассмотрение материалов для промежуточной аттестации.

Заседание №4

Тема: «О реализация практико-ориентированного подхода при организации образовательного процесса»

Цель: определить технологии, методы и средства осуществления системно-деятельностного подхода в учебном процессе.

Форма проведения: круглый стол.

Участвуют в работе ШМО: учителя гуманитарного цикла.

Вопросы:

  1. Формирование практических умений школьников  как основа практико-ориентированного обучения.
  2. Учебные практико-ориентированные задания по химии.
  3. Повышение уровня познавательной активности учащихся посредством практико-ориентированного обучения математике.
  4. Итоговая аттестация ОГЭ в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе.



Предварительный просмотр:

Протокол №2

Заседания ШМО учителей гуманитарного цикла от 7 декабря 2019 года.

Присутствовало: 4 человека.

Отсутствовало: 0 человек.

Повестка дня:

  1. Способы моделирования современного урока в контексте профессиональной деятельности учителя, необходимые для реализации ФГОС.
  2. Практическая составляющая уроков русского языка  как основа формирования компетенций школьников в рамках реализации системно-деятельностного подхода.
  3. Здоровьесберегающие технологии и учебная деятельность на уроках с учётом физиологических особенностей школьников в рамках ФГОС.

По первому вопросу слушали зам. директора по УР, учителя географии Спирину В.Н. с докладом  «Способы моделирования современного урока в контексте профессиональной деятельности учителя, необходимые для реализации ФГОС».

Вера Николаевна отметила, что в современном преподавании произошло изменение ролей участников образовательного процесса. Если в традиционной системе учитель транслирует информацию, а ученик получает готовую информацию, то по новому стандарту учитель организует деятельность ученика по работе с информацией на основе созданной им модели урока, а ученик осуществляет поиск, выбор, анализ, систематизацию и презентацию информации.

По второму вопросу Михайлова В.С. - учитель русского языка и литературы подробно рассказала об активизации познавательных интересов посредством применения ИКТ.  Проектная деятельность обучающихся - это новая  технология обучения. В отличие от традиционной, она позволяет перейти от учения как процесса запоминания к самостоятельной познавательной деятельности. Проект - самостоятельная творческая работа ученика, начиная от идеи и кончая материальным воплощением.

По третьему вопросу слушали  Соколову Е.В., учителя русского языка и литературы. Она обратила внимание на необходимость соблюдения рекомендаций и приёмов, которые связаны со здоровьесберегающей педагогикой. Сегодня каждому учителю необходимо учитывать, что присутствующий на уроке в обычной школе ребенок, как правило, нездоров. И учить его нужно так, чтобы не наносить вред здоровью. Только с учетом закономерностей возрастной физиологии и психологии учитель сможет избрать верную тактику в обучении школьников.

Постановили:

  1. Учителям при проектировании учебных занятий учитывать требования федерального государственного образовательного стандарта, теоретические и методологические основы современного учебного занятия,
  2. Постоянно изучать разнообразие типов современного урока и их конструктивные особенности.
  3. Активно применять в своей работе ИКТ-технологии для активизации познавательной интересов школьников. На уроках с использованием ИКТ обязательно включать элементы здоровьесберегающих технологий.

Предварительный просмотр: