Примеры орфографических разборов

Млечко Лидия

Начиная с 5 класса, ребята учатся видеть орфограммы и систематизировать их. Для формирования этого навыка на уроках русского языка необходимо прорабатывать орфографический разбор. В рамках 5 класса обучающиеся знакомятся с порядком оформления орфографического разбора, далее "собираются" орфограммы по темам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orfograficheskiy_razbor.docx18.09 КБ

Предварительный просмотр:

ЕСЛИ СЛОВО С ОДНОЙ ПРОПУЩЕННОЙ ОРФОГРАММОЙ

  1. Записать слово
  2. Подчеркнуть орфограмму-букву (та БУКВА, которая требует проверки)

или подчеркнуть орфограмму-пробел (если слово написано с предлогом или частицей)

  1. Поставить черточку и переписать слово еще раз
  2. В переписанном слове выделить ту морфему (приставку, корень суффикс и окончание), в которой находится подчеркнутая орфограмма-буква
  3. В скобках рядом указать объяснение

ОРФОГРАММА В КОРНЕ

гласные

Вода – вода (воды)

Магазин – магазин (слов.слово)

согласные

Зуб – зуб (зубы), ложка – ложка (ложечка)

Радостный – радостный (радости)

Лестница – лестница (сл.слово)

ОРФОГРАММА В ПРИСТАВКЕ

гласные

Подписать – подписать

согласные

Подписать – подписать

ОРФОГРАММЫ В СУФФИКСЕ

(ЕСЛИ ОРФОГРАММЫ В СУФФИКСЕ, ТО ВСЕГДА ОПРЕДЕЛЯЕМ ЧАСТЬ РЕЧИ ТОГО СЛОВА, КОТОРОЕ РАЗБИРАЕМ)

Глаголы

Увидел – увидел (глагол, увидеть)

Наречие

Близко – близко (наречие)

ОРФОГРАММЫ В ОКОНЧАНИИ

(ЕСЛИ ОРФОГРАММЫ В ОКОНЧАНИИ, ТО ВСЕГДА ОПРЕДЕЛЯЕМ ЧАСТЬ РЕЧИ ТОГО СЛОВА, КОТОРОЕ РАЗБИРАЕМ)

Существительные

На столе – на столе (сущ., 2 склонение, П.падеж)

Прилагательные

Синего – синего (прилаг., какого?)

Глаголы

Заморозило – заморозило (глагол, прош. время, ср.род)

Слышит – слышит (глагол, 2 спряжение, слышать)

ОРФОГРАММА-ПРОБЕЛ

Наречие

Вдали – вдали (наречие)

Предлог

На столе – на столе (предлог с существ.)

Частица

Смотрел бы – смотрел бы (частица с глаголом)

ОРФОГРАММА Ь, Ъ ЗНАКИ

глагол

Учится – учится (глагол, что делает?)

Учиться – учиться (глагол, что делать?)

существительное

Мышь  - мышь (сущ., 3 скл.)

Нет задач  – задач  (сущ., 1 скл., мн.числа)

ОРФОГРАММЫ ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЖИ-ШИ

Машина – машина (ши)

Чужой – чужой (чу)


ЕСЛИ СЛОВО С НЕСКОЛЬКИМИ ПРОПУЩЕННЫМИ  ОРФОГРАММАМИ

  1. Записать слово
  2. Подчеркнуть орфограммы-буквы (БУКВЫ в слове, которые требуют проверки) и орфограмму-пробел (если слово написано с предлогом или частицей)
  3. Поставить черточку и переписать слово столько раз, сколько в нем орфограмм
  4. В переписанном слове выделить ту морфему (приставку, корень суффикс и окончание), в которой находится подчеркнутая орфограмма-буква
  5. В скобках рядом указать объяснение

ОБЪЯСНЕНИЕ ИЗУЧЕННЫХ ОРФОГРАММ ДАНЫ ВЫШЕ

Зеленого – 1) зеленого (зелень)

                    2) зеленого (прилагат., какого?)

Забегает – 1) забегает

                   2) забегает (бег)

                   3) забегает (глагол, 1 спр., забегать)