Познавательное развитие
Конспект занятия по окружающему миру для детей старшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Путешествие Незнайки в Воздушный город».
Возраст детей: 5-6 лет (старшая группа).
Цель: создание условий для представлений детей старшей группы о свойствах воздуха, формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей. Выяснить с помощью экспериментов, какие свойства имеет воздух.
Задачи экспериментирования: способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных и растений; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
Предварительная работа: наблюдения за воздухом на прогулке, загадки про ветер, чтение стихотворения «Ветер, ветер, ты могуч…».
Организационный момент: письмо детям старшей группы от Незнайки; путешествие в Солнечный город, где живет Незнайка, который обратился к детям за помощью.
Ход экспериментальной деятельности: встреча Незнайки в Солнечном городе, который просит детей помочь в решении его проблемы. «Друзья смеются надо мной, потому что я не знаю, что такое воздух. Какой он? Для чего воздух так необходим всему живому на Земле? Какой цвет и запах у воздуха?» - обращается Незнайка к ребятам.
Воспитатель задает детям вопросы про воздух: «Что нас с вами окружает? Что необходимо для жизни на Земле и человеку, и птицам, и животным?
Воспитатель спрашивает у детей, знают ли они, как называется помещение, где проводятся исследования, ставятся опыты, где ученые проводят эксперименты ( Лаборатория ).
Беседа воспитателя с детьми о правилах поведения в лаборатории: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.
Использование художественного слова педагогом:
« Чтоб природе другом стать,
Тайны все ее узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество – внимательность,
А поможет все узнать
Наша любознательность ».
Дети и воспитатель усаживаются за столы.
« Мы опыты начинаем
Интересно здесь бывает.
Постарайтесь все понять,
Много нужно здесь узнать ».
Эксперимент 1.
Воспитатель: « Ребята, а вы знаете, как можно поймать воздух и можно ли его поймать? Опыты с воздушным шариком.
Вывод: значит воздух можно поймать.
Эксперимент 2.
Как можно увидеть воздух. Опыт с емкостью, в которой находится вода. Необходимо набрать воздух, выдохнуть в соломинку, один конец которой опущен в воду.
Воспитатель: «Ребята, скажите, что вы увидели?»
Дети: «Пузырьки».
Вывод: воспитатель обращает внимание детей, что количество пузырьков разное. «Если подуть в соломинку сильно, пузырьков больше, а если слабо, то пузырьков уже меньше. Так значит можно сделать вывод, что когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, а когда мало выдыхаем воздуха, то пузырьков мало. Вот так с помощью соломинку и емкости с водой мы с вами, ребята, увидели воздух».
Воспитатель интересуется у детей, можно ли услышать воздух.
Эксперимент 3. «Слышим воздух»
Воспитатель предлагает послушать воздух. Проводится эксперимент с соломинкой, воздушным шариком. Поднести соломинку ко рту и подуть с краю. Слышатся звуки воздуха (свист, вой). А еще если надуть воздушный шарик, а потом выпустить воздух из него, тоже можно услышать воздух, выходящий из шарика.
Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух и можно также услышать различные звуки воздуха.
Воспитатель спрашивает у детей, можно ли почувствовать запах воздуха.
Воспитатель: «Давайте с вами, ребята, попробуем. Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы можем догадаться, какое блюдо готовит мама на ужин. Каждому из вас я предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы»
Эксперимент 4. «Узнай по запаху».
Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и подносит на блюдце лук, банан, апельсин, так, чтобы дети отгадали по запаху, что перед ними находится.
Вывод: можно сделать вывод, что сам воздух не имеет запаха, но он его переносит.
Итог занятия, выводы:
Воспитатель: «Итак, дети, мы сегодня с вами были настоящими учеными – исследователями. Провели много экспериментов, опытов. Выяснили, что воздух, который нас с вами окружает не имеет цвета, не имеет запаха, но может переносить запахи, мы можем его услышать. Скажите, вам понравилось проводить опыты? А какой опыт понравился больше всего? Что нового вы сегодня узнали?» Ответы детей. «А сейчас давайте сядем в автобус и поедем дальше по Воздушному городу».