Исследовательские проекты обучающихся
Задачи, которые могли бы стать теоремами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadachi_kotorye_mogli_by_byt_teoremami.ppt | 770.5 КБ |
vnevpisannnye_okruzhnosti.ppt | 874.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Объект исследования : треугольники. Предмет исследования : геометрические задачи на применение определения и свойств треугольников, методы и приёмы их решения. Методы исследования : сравнение, обобщение, аналогии, изучение литературных и Интернет-ресурсов, анализ и классификация информации. Цель исследования: Изучить свойства треугольников, найти задачи, которые можно сформулировать как теоремы, показать эффективность применения таких задач, составить сборник некоторых задач, которые могли бы стать теоремами для учащихся на ОГЭ, ЕГЭ.
Актуальность исследования : Геометрические задачи, связанные с треугольниками, очень содержательны и встречаются во многих задачах. Цель моей работы: найти такие задачи, которые могли бы быть теоремами. Метод работы: поиск и решение задач, которые можно применять при решении других задач, как теоремы, в различных сборниках.
1.1. Задачи о высоте и медиане прямоугольного треугольника. В прямоугольном треугольнике, с острым углом в 30° высота и медиана, проведенные из вершины прямого угла, делят прямой угол на три равные части.
Доказательство. Рассмотрим Δ BKC . С K - медиана, поэтому AK = KC = BK ( K - центр окружности описанной около прямоугольного треугольника ABC ). ے В= 60°, следовательно, Δ BKC равносторонний. С M - медиана Δ B К C . Рассмотрим прямоугольный Δ BMC . ے M СВ= 30° (30°+ 60°= 90°– свойство острых углов прямоугольного треугольника) . С M – биссектриса Δ B К C , поэтому ے K С M = ے МСВ = 30°. ے A С K = 90° –60°= 30°. Углы A С K , K С M , MC В равны . Утверждение доказано. Δ АВС прямоугольный , ے А =30 °
Если в прямоугольном треугольнике высота и медиана, проведенные к гипотенузе делят прямой угол на равные части, то у этого треугольника острые углы 30 ° и 60 ° .
Доказательство В прямоугольном Δ АВС: СМ высота, СК – медиана (К А=КС=КВ). В равнобедренном Δ СВК СМ - высота, следовательно, и медиана. МК=МВ=0,5ВК=0,5ВС. В прямоугольном Δ ВМС катет МВ равен половине гипотенузы ВС , поэтому угол МСВ = 30 ° , тогда угол МВС =60 ° . Острые углы треугольника: 30 ° и 60 ° . В прямоугольном Δ АВС углы АСК, КСМ и МСВ равны. Найти величины острых углов Δ АВС
2.1. Исследование задач на применение свойств треугольников. Задачи, которые могли бы стать теоремами. 1 . Биссектриса прямого угла в любом прямоугольном треугольнике с неравными катетами делит пополам угол между медианой и высотой, проведенными к гипотенузе.
AN – медиана прямоугольного треугольника, АМ – биссектриса, АК – высота. Доказательство Δ ABN и Δ ANC – равнобедренны е , BN = NA = NC ( N – центр окружности, описанный около треугольника) . ے В = ے BAN = a . , ے С = 90 ° - ے BAN = 90 ° - a . (сумма острых углов прямоугольного треугольника 90 ° ). Δ AKC – прямоугольный ( AK его высота по условию), следовательно ے KAC = a . ے BAM = ے MAC = 45 ° ( AM – биссектриса прямого угла А ), ے NAM = 45 ° – a , ے К AM = 45 ° – a . ے NAM = ے К AM = 45 ° – a , < АСВ = 90 0 – α, значит < КАС = 90 0 – (90 0 – α)=α < МАК = 45 0 – α. Э то значит, что биссектриса прямого угла прямоугольного треугольника делит пополам угол между медианой и высотой, проведенными к гипотенузе .
2. И еще одна задача из учебника « Геометрия 7-9 классы. Л.С. Атанасян)
Утверждение о квадрате биссектрисы любого угла треугольника Квадрат биссектрисы любого угла треугольника равен разности произведений сторон треугольника, образующих избранный угол и отрезков, на которые биссектриса делит третью сторону треугольника. BD ² = AB*BC - AD*DC.
Вместо заключения « Я не волшебник, я только учусь». Работа над проектом помогла мне понять: «Не боги горшки обжигают!» А это значит, что в будущем, когда получу образование, я смогу открывать неоткрытые факты, может быть, в том числе и теоремы.
Если треугольники равны, то их периметры также равны. (№ 145) Геометрия: 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций. А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир./ – М.:Вентана –Граф:2015 . приложение
Если высота треугольника совпадает с одной из его сторон, то такой треугольник прямоугольный. (№ 147 1 ) Задача из учебника: Задача – теорема:
В прямоугольном треугольнике высоты пересекаются в вершине прямого угла. (№ 148 1 ) Задача из учебника: Задача - Теорема :
4. Середины сторон равнобедренного треугольника являются вершинами равнобедренного треугольника.(№ 222) 5. Угол между биссектрисами смежных углов прямой. (№271 1 ) 6. В прямоугольном треугольнике середина гипотенузы является центром описанной окружности. (№561)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ВВЕДЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Объект исследования : вневписанные окружности. Предмет исследования : геометрические задачи на применение определения и свойств вневписанной окружности, методы и приёмы их решения. Методы исследования : моделирование, сравнение, обобщение, аналогии, изучение литературных и Интернет-ресурсов, анализ и классификация информации. Цель исследования: Изучить свойства вневписанной окружности, показать эффективность применения теории вневписанных окружностей при решении задач ЕГЭ, составить сборник некоторых задач, которые могли бы стать теоремами для учащихся на ЕГЭ.
Гипотеза : Скрытая красота и сила вневписанной окружности как подспорье в решении геометрических задач ЕГЭ. При решении задач понадобится геометрическое воображение и достаточно простые геометрические сведения, которые известны всем. При более внимательном исследовании задач, убеждаешься в их востребованности, оригинальности, полезности, возникает ощущение красоты, закона и порядка в природе. Актуальность исследования: Геометрические конфигурации, связанные с вневписанными окружностями, очень содержательны и встречаются во многих задачах. ВВЕДЕНИЕ Вневписанная окружность представляется изысканным элементом геометрии треугольника.
Окружность называется вневписанной в треугольник, если она касается одной из сторон треугольника и продолжений двух других сторон. 1.1. ПОНЯТИЕ ВНЕВПИСАННОЙ ОКРУЖНОСТИ ТРЕУГОЛЬНИКА "Каждый треугольник определяет семейство окружностей , помогающих глубже и полнее понять " устройство " треугольника ". И.Ф. Шарыгин. А В С О К N N
А В С К b К а К c
1.2. СВОЙСТВА ВНЕВПИСАННОЙ ОКРУЖНОСТИ Свойство 1: Центр вневписанной окружности треугольника есть точка пересечения биссектрисы внутреннего угла, противолежащего той стороне треугольника, которой окружность касается, и биссектрис двух внешних углов треугольника. Дано : ∆ АВС ; окр. (О; r ); М, N , К – точки касания. Доказать: О – точка пересечения биссектрис В, КАС, N СА . Доказательство: Окружность касается сторон САК, то центр окружности О равноудален от сторон этого угла, следовательно, он лежит на биссектрисе САК. Аналогично, точка О лежит на биссектрисе АС N . Т. к. окружность касается прямых ВА и ВС, то она вписана в АВС, а значит её центр лежит на биссектрисе АВС. А В С О К М N
Свойство 2 . Расстояния от вершины угла треугольника до точек касания вневписанной окружности со сторонами этого угла равны полупериметру данного треугольника. 2p = (AC + СА 1 )+(AB + ВА 1 ) = (AC + CC 1 )+(AB + BB 1 ) = AC 1 + AB 1 = 2AC 1 = 2AB 1 АВ 1 = АС 1 = p , что и требовалось доказать . 1.2. СВОЙСТВА ВНЕВПИСАННОЙ ОКРУЖНОСТИ Дано: ∆ АВС ; окр. ( О ; r a ) – вневписанная. Доказать: АВ 1 = АС 1 = p . Доказательство. ВВ 1 = ВА 1 , СА 1 = СС 1 , АВ 1 = АС 1 . Отрезки касательных, проведенных к окружности из одной точки, равны, поэтому В 1 r a r a r a С 1 А 1 О А В С
Свойство 3 . Радиус вневписанной окружности, касающейся сторон данного внутреннего угла треугольника, равен произведению полупериметра треугольника на тангенс половины этого угла, т.е. Пусть САВ = 1.2. Свойства вневписанной окружности. НЕКОТОРЫЕ СООТНОШЕНИЯ С РАДИУСАМИ ВНЕВПИСАННЫХ ОКРУЖНОСТЕЙ Дано: ∆ АВС ; окр. ( О; r a ) – вневписанная. Доказать: Доказательство. О В 1 r a А В С С 1 А 1 r a . r a p ∆ АОС 1 – прямоугольный ОС 1 =АС 1 . 2 tg p r a Остальные формулы выводятся аналогично.
Свойство 4. Радиус вневписанной окружности, касающейся данной стороны треугольника, равен отношению площади треугольника к разности полупериметра и этой стороны. Доказательство. 1.2. Свойства вневписанной окружности. НЕКОТОРЫЕ СООТНОШЕНИЯ С РАДИУСАМИ ВНЕВПИСАННЫХ ОКРУЖНОСТЕЙ Дано: ∆ АВС ; окр. ( О; r a ) – вневписанная. Имеем: S = S ∆ ABC = S ∆ AOC + S ∆А OB – S ∆ BOC , Аналогично выводятся остальные формулы. Доказать: А В С О С 1 b c r a r a r a . а
1.2. Свойства вневписанной окружности. НЕКОТОРЫЕ СООТНОШЕНИЯ С РАДИУСАМИ ВНЕВПИСАННЫХ ОКРУЖНОСТЕЙ Свойство 5. Свойство 6 . Свойство 7 . Свойство 8 . 1 2 3 4 5 6
Свойство 8 . 1.2. НЕКОТОРЫЕ СООТНОШЕНИЯ С РАДИУСАМИ ВНЕВПИСАННЫХ ОКРУЖНОСТЕЙ Следствие 1 . Следствие 2 . = ( r p ) · p = S p S = rp
Задача 1 . Из точки А к данной окружности проведены касательные АТ 1 и АТ 2 . К окружности проведена касательная, пересекающая отрезки АТ 1 и АТ 2 в точках В и С. Докажите, что периметр ∆ ABC не зависит от положения касательной. Запомнить: Р=2∙АТ 1. Решение . По свойству 2: р = АТ 1 . Значит, независимо от положения касательной, периметр ∆ ABC равен удвоенной длине отрезка АТ 1 . Р=2∙АТ 1. 2.1. ПРИМЕНЕНИЕ СВОЙСТВ ВНЕВПИСАННЫХ ОКРУЖНОСТЕЙ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ
Правильному применению методов можно научиться, только применяя их на разнообразных примерах. Г. Цейтен Значит, АВ = р - (р - а) = а, то есть АВ = М N . Задача №2. К двум непересекающимся окружностям проведены две общие внешние касательные и общая внутренняя касательная. Докажите, что отрезок внутренней касательной, заключенный между внешними касательными, равен отрезку внешней касательной, заключенному между точками касания. Доказательство. О О 1 К А В М N С D a Пусть MN = a . АК = р , тогда ВК = р – а. Аналогично доказывается, что CD = MN. X
А В С К b К а К c
2.1. ПРИМЕНЕНИЕ СВОЙСТВ ВНЕВПИСАННЫХ ОКРУЖНОСТЕЙ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ Решение. Задача № 3 . В ∆ ABC проведены биссектрисы AL 1 и BL 2 . Найдите A , если известно, что L 1 L 2 - биссектриса угла AL 1 C . Ответ: 120 º . Точка L 2 по условию лежит на пересечении биссектрисы внутреннего A ВС и биссектрисы внешнего угла AL 1 C треугольника ∆ ABL 1 . Значит, точка L 2 является центром вневписанной окружности ∆ ABL 1 . Следовательно, AL 2 - биссектриса внешнего А треугольника ∆ ABL 1 . Значит, А= 120°.
Задача 4 . (сборник ЕГЭ-2014, под редакцией Ф.Ф.Лысенко). Найдите произведение радиусов всех вневписанных окружностей треугольника со сторонами 4,5,6. Решение: По свойству 8 : r a r b r c = rp 2 . r -радиус вписанной в треугольник окружности, р – полупериметр треугольника. Периметр треугольника Р = 4+5+6=15, р = 15/2. r = S / p . Площадь найдем по формуле Герона: S =√р( p − a )( p − b )( p − a ). S = √7,5(7,5-4)(7,5-5)(7,5-6) = 3,75√7; r =3,75 √7 : 7,5=√7/2. Отсюда, r a r b r c = (√7/2) :(15/2)² = = 225 √7/8 2.1. ПРИМЕНЕНИЕ СВОЙСТВ ВНЕВПИСАННЫХ ОКРУЖНОСТЕЙ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ
Задача. Докажите, что прямая, проходящая через середину стороны ВС и точку пересечения биссектрис ∆ ABC , отсекает на высоте, проведенной к стороне ВС, отрезок, равный радиусу вписанной в этот треугольник окружности. Запомнить: АЕ = r Задача. Дан квадрат ABCD со стороной а. На сторонах ВС и CD даны точки М и N такие, что периметр ∆ CMN равен 2а. Найдите MAN .
Задача . В прямой угол с вершиной С вписаны две окружности, которые не пересекаются. К этим окружностям проведена общая касательная, которая пересекает угол в точках А и В. Найдите площадь ∆ ABC , если радиусы окружностей равны R 1 и R 2 . Запомнить: S = rp = R 1 R 2
Задача. Основание АС равнобедренного треугольника равно 10. Окружность радиуса 7,5 с центром вне этого треугольника касается продолжения боковых сторон треугольника и касается основания АС в его середине. Найдите радиус окружности вписанной в треугольник АВС. Мальцев Д.А. « Математика. Все для ЕГЭ-2011» НИИ школьных технологий , 2011г.
4. Заключение В результате проведённого исследования : рассмотрены свойства вневписанных окружностей; установлена связь между радиусами вневписанных окружностей и полупериметром треугольника, между радиусами вписанной, описанной и вневписанных окружностей; выявлена зависимость площади треугольника от радиусов вневписанных окружностей и полупериметра; разработан комплекс задач по данной теме.
Задачи, которые могли бы стать теоремами: Р=2∙АТ 1. 2. АВ = MN 3. АЕ = r 4. S = R • p H 5. MAN = 180° - ( AMN + MNA ) = 45°. 6. S = rp = R 1 R 2 7. А= 120°.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!! Научно-практическая конференция