Аттестация
Актуальность.
Изучив теоретический материал по данному вопросу, я сделала вывод о том, что необходимо углубить знания и изучить методики экспериментирования более углубленно, т.к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Под дьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, О.Л. Князева). Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе.
Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Цель:
- создание комплексной системы опытно-экспериментальной работы с детьми, направленной на развитие познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
- изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;
- создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
- развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.
План работы на 5 лет
№ | Содержание работы | Сроки выполнения |
Профессиональное: | ||
1. | Работа над методической темой, её теоретическое изучение, изучение имеющегося опыта работы. Использование полученных теоретических знаний на практике | сентябрь-октябрь |
2. | Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через печатные издания и Интернет | октябрь-май |
3. | Презентация своих профессиональных достижений: выступления на научно-практических и научно-теоретических семинарах, конференциях; личное участие в профессиональных конкурсах разных уровней; наличие публикаций в специализированных педагогических изданиях, размещение авторских материалов в сети Интернет и т. д. | сентябрь |
Методическая работа | ||
1 | Изучать опыт работы лучших педагогов района, города, регионов через Интернет. | Ноябрь |
2 | Посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом на разных уровнях. | Декабрь |
3 | Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. | Январь |
4 | Изучение темы: «Организация мини-лаборатории в детском саду». Создание развивающей среды, создание мини лаборатории. | Февраль |
5. | Консультация: «Создание условий для экспериментирования детей дома». | Март |
6. | Самоанализ по изученной теме | Апрель |
Психолого-педагогическое | ||
1 | Освоить инновационные технологии. | Март |
Инновационные | ||
1 | Мультимедийные технологии как средство развития познавательной активности дошкольника | Апрель |
2 | Создание картотеки игр-экспериментов в детском саду (2мл.гр.) | Май |
2021- 2022 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки выполнения |
Профессиональное: | ||
1. | Работа над методической темой. | В течение года |
2. | Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через печатные издания и Интернет. | сентябрь
|
3 | Изучить теоретические аспекты по данной проблеме в педагогике и дидактике. Ознакомиться с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования | октябрь-май |
4. | Презентация своих профессиональных достижений: выступления на научно-практических и научно-теоретических семинарах, конференциях; личное участие в профессиональных конкурсах разных уровней; наличие публикаций в специализированных педагогических изданиях, размещение авторских материалов в сети Интернет и т. д. | Октябрь |
Методическая работа | ||
1 | Разработка программы кружка по экспериментальной деятельности | Ноябрь |
2 | Принимать активное участие в работе районного методического объединения, организовать проведение на базе своего ДОУ. | Декабрь |
3 | Продолжать работать с детьми и участвовать в конкурсах, в том числе и дистанционных. | Январь |
4 | Изучать опыт работы лучших педагогов района, города, регионов через Интернет. | Февраль |
5 | Дополнить материал по теме к региональной программе дошкольного образования.
| Март |
6 | Создание памятки для родителей: «Экспериментируем с детьми дома». | Март |
Психолого-педагогическое | ||
1 | Изучить литературу по темам: возможности организации экспериментирования в дошкольном образовательном учреждении (О.В. Дыбина, Л.Н. Прохорова, И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир); развивающиеся возможности мышления (А.Н. Поддьяков, И.С. Фрейдкин, О.М. Дьяченко). | Апрель |
Инновационные | ||
1 | Обогатить предметно – развивающую среду для реализации на практике опытно – экспериментальной деятельности детей –оформить уголок « Юный исследователь», который включает оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов: | Апрель |
2 | Дополнение картотеки игр-экспериментов в детском саду (ср.гр.) | Май |
2022- 2023 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки выполнения |
Профессиональное: | ||
1. | Работа над темой самообразования. Подведение итогов. Оформление результатов. | В течение года |
2. | Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через печатные издания и Интернет. | сентябрь
|
3 | Презентация своих профессиональных достижений: выступления на научно-практических и научно-теоретических семинарах, конференциях; личное участие в профессиональных конкурсах разных уровней; наличие публикаций в специализированных педагогических изданиях, размещение авторских материалов в сети Интернет и т. д. | октябрь-май |
4. | Посещение семинара или курсов по воспитанию дошкольников. | Октябрь |
Методическая работа | ||
1 | Разработка проекта «Опытно-экспериментальная деятельность детей. | Ноябрь |
2 | Принимать активное участие в работе районного методического объединения. Выступление с обобщением опыта работы. | В течение года |
3 | Продолжать работать по теме и участвовать в конкурсах, в том числе и дистанционных. | В течение года |
4 | Изучать опыт работы лучших педагогов района, города, регионов через Интернет. | Февраль |
5 | Систематизировать материал к региональной программе дошкольного образования, оформить его в виде сборников по возрастам. | Март |
Психолого-педагогическое | ||
1 | Изучить статью: «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах». | Апрель |
Инновационные | ||
1 | Создание обучающих презентаций для знакомства детей и их родителей с различными приемами экспериментирования | Апрель |
2 | Дополнение картотеки игр-экспериментов в детском саду (ст.гр) | Май |
2023-2024 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки выполнения |
Профессиональное: | ||
1. | Повышение уровня квалификации на курсах, семинарах, дистанционных курсах по вопросам внедрения ФГОС ДО | В течение года |
2. | Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через печатные издания и Интернет. | сентябрь
|
3 | Презентация своих профессиональных достижений: выступления на научно-практических и научно-теоретических семинарах, конференциях; личное участие в профессиональных конкурсах разных уровней; наличие публикаций в специализированных педагогических изданиях, размещение авторских материалов в сети Интернет и т. д. | октябрь-май |
4. | Использование полученных теоретических знаний на практике | октябрь |
Методическая работа | ||
1 | Принимать активное участие в работе районного методического объединения, организовать проведение на базе своего ДОУ. | В течение года |
2 | Продолжать работать по теме и участвовать в конкурсах, в том числе и дистанционных. | В течение года |
3 | Изучать опыт работы лучших педагогов района, города, регионов через Интернет | февраль |
4 | Публикации в Социальной сети работников образования разработок занятий и внеклассных мероприятий, выступлений, творческих и практических работ, в том числе воспитанников. | март |
Психолого-педагогическое | ||
1 | Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста. | апрель |
Инновационные | ||
1 | Дополнение картотеки игр-экспериментов в детском саду (подг.гр.) | Апрель-май |
2 | Использование методики «Выбор» Л.Н.Прохоровой, направленной на изучение мотивации детского экспериментирования | май |
2024-2025 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки выполнения |
Профессиональное: | ||
1. | Анализ и обобщение материала | В течение года |
2. | Прохождение курсов или посещение семинаров по теме самообразования, по реализации ФГОС ДО | сентябрь
|
3 | Работа над темой самообразования | октябрь-май |
4. | Презентация своих профессиональных достижений: выступления на научно-практических и научно-теоретических семинарах, конференциях; личное участие в профессиональных конкурсах разных уровней; наличие публикаций в специализированных педагогических изданиях, размещение авторских материалов в сети Интернет и т. д. | октябрь |
Методическая работа | ||
1 | Принимать активное участие в работе районного методического объединения, выступление с обобщением опыта работы. | В течение года |
2 | Продолжать работать с детьми и участвовать в конкурсах, в том числе и дистанционных. | В течение года |
3 | Консультация для родителей по теме: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников» | февраль |
Психолого-педагогическое | ||
1 | Изучить литературу Александра Иванова: «Человек. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду». | апрель |
Инновационные | ||
1 | Пополнение мини лаборатории и оснащение её необходимыми материалами и пособиями для опытов. | Апрель-май |
2 | Знакомиться с новыми формами, методами и приемами в воспитании обучении детей дошкольного возраста в соответствии с методической темой. | В течение года |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_plan_povysheniya_kvalifikatsii.doc | 117.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 86 комбинированного вида»
Ново-Савиновского района г.Казани
Индивидуальный план повышения квалификации
В межаттестационный период
2021-20125 гг
Тема: « Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности»
Воспитатель: Пугачева С.Н..
г.Казань 2020 г
Актуальность.
Изучив теоретический материал по данному вопросу, я сделала вывод о том, что необходимо углубить знания и изучить методики экспериментирования более углубленно, т.к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Под дьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, О.Л. Князева). Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе.
Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Цель:
- создание комплексной системы опытно-экспериментальной работы с детьми, направленной на развитие познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
- изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;
- создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
- развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.
План работы на 5 лет
№ | Содержание работы | Сроки выполнения |
Профессиональное: | ||
1. | Работа над методической темой, её теоретическое изучение, изучение имеющегося опыта работы. Использование полученных теоретических знаний на практике | сентябрь-октябрь |
2. | Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через печатные издания и Интернет | октябрь-май |
3. | Презентация своих профессиональных достижений: выступления на научно-практических и научно-теоретических семинарах, конференциях; личное участие в профессиональных конкурсах разных уровней; наличие публикаций в специализированных педагогических изданиях, размещение авторских материалов в сети Интернет и т. д. | сентябрь |
Методическая работа | ||
1 | Изучать опыт работы лучших педагогов района, города, регионов через Интернет. | Ноябрь |
2 | Посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом на разных уровнях. | Декабрь |
3 | Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. | Январь |
4 | Изучение темы: «Организация мини-лаборатории в детском саду». Создание развивающей среды, создание мини лаборатории. | Февраль |
5. | Консультация: «Создание условий для экспериментирования детей дома». | Март |
6. | Самоанализ по изученной теме | Апрель |
Психолого-педагогическое | ||
1 | Освоить инновационные технологии. | Март |
Инновационные | ||
1 | Мультимедийные технологии как средство развития познавательной активности дошкольника | Апрель |
2 | Создание картотеки игр-экспериментов в детском саду (2мл.гр.) | Май |
2021- 2022 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки выполнения |
Профессиональное: | ||
1. | Работа над методической темой. | В течение года |
2. | Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через печатные издания и Интернет. | сентябрь |
3 | Изучить теоретические аспекты по данной проблеме в педагогике и дидактике. Ознакомиться с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования | октябрь-май |
4. | Презентация своих профессиональных достижений: выступления на научно-практических и научно-теоретических семинарах, конференциях; личное участие в профессиональных конкурсах разных уровней; наличие публикаций в специализированных педагогических изданиях, размещение авторских материалов в сети Интернет и т. д. | Октябрь |
Методическая работа | ||
1 | Разработка программы кружка по экспериментальной деятельности | Ноябрь |
2 | Принимать активное участие в работе районного методического объединения, организовать проведение на базе своего ДОУ. | Декабрь |
3 | Продолжать работать с детьми и участвовать в конкурсах, в том числе и дистанционных. | Январь |
4 | Изучать опыт работы лучших педагогов района, города, регионов через Интернет. | Февраль |
5 | Дополнить материал по теме к региональной программе дошкольного образования. | Март |
6 | Создание памятки для родителей: «Экспериментируем с детьми дома». | Март |
Психолого-педагогическое | ||
1 | Изучить литературу по темам: возможности организации экспериментирования в дошкольном образовательном учреждении (О.В. Дыбина, Л.Н. Прохорова, И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир); развивающиеся возможности мышления (А.Н. Поддьяков, И.С. Фрейдкин, О.М. Дьяченко). | Апрель |
Инновационные | ||
1 | Обогатить предметно – развивающую среду для реализации на практике опытно – экспериментальной деятельности детей –оформить уголок « Юный исследователь», который включает оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов: | Апрель |
2 | Дополнение картотеки игр-экспериментов в детском саду (ср.гр.) | Май |
2022- 2023 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки выполнения |
Профессиональное: | ||
1. | Работа над темой самообразования. Подведение итогов. Оформление результатов. | В течение года |
2. | Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через печатные издания и Интернет. | сентябрь |
3 | Презентация своих профессиональных достижений: выступления на научно-практических и научно-теоретических семинарах, конференциях; личное участие в профессиональных конкурсах разных уровней; наличие публикаций в специализированных педагогических изданиях, размещение авторских материалов в сети Интернет и т. д. | октябрь-май |
4. | Посещение семинара или курсов по воспитанию дошкольников. | Октябрь |
Методическая работа | ||
1 | Разработка проекта «Опытно-экспериментальная деятельность детей. | Ноябрь |
2 | Принимать активное участие в работе районного методического объединения. Выступление с обобщением опыта работы. | В течение года |
3 | Продолжать работать по теме и участвовать в конкурсах, в том числе и дистанционных. | В течение года |
4 | Изучать опыт работы лучших педагогов района, города, регионов через Интернет. | Февраль |
5 | Систематизировать материал к региональной программе дошкольного образования, оформить его в виде сборников по возрастам. | Март |
Психолого-педагогическое | ||
1 | Изучить статью: «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах». | Апрель |
Инновационные | ||
1 | Создание обучающих презентаций для знакомства детей и их родителей с различными приемами экспериментирования | Апрель |
2 | Дополнение картотеки игр-экспериментов в детском саду (ст.гр) | Май |
2023-2024 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки выполнения |
Профессиональное: | ||
1. | Повышение уровня квалификации на курсах, семинарах, дистанционных курсах по вопросам внедрения ФГОС ДО | В течение года |
2. | Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через печатные издания и Интернет. | сентябрь |
3 | Презентация своих профессиональных достижений: выступления на научно-практических и научно-теоретических семинарах, конференциях; личное участие в профессиональных конкурсах разных уровней; наличие публикаций в специализированных педагогических изданиях, размещение авторских материалов в сети Интернет и т. д. | октябрь-май |
4. | Использование полученных теоретических знаний на практике | октябрь |
Методическая работа | ||
1 | Принимать активное участие в работе районного методического объединения, организовать проведение на базе своего ДОУ. | В течение года |
2 | Продолжать работать по теме и участвовать в конкурсах, в том числе и дистанционных. | В течение года |
3 | Изучать опыт работы лучших педагогов района, города, регионов через Интернет | февраль |
4 | Публикации в Социальной сети работников образования разработок занятий и внеклассных мероприятий, выступлений, творческих и практических работ, в том числе воспитанников. | март |
Психолого-педагогическое | ||
1 | Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста. | апрель |
Инновационные | ||
1 | Дополнение картотеки игр-экспериментов в детском саду (подг.гр.) | Апрель-май |
2 | Использование методики «Выбор» Л.Н.Прохоровой, направленной на изучение мотивации детского экспериментирования | май |
2024-2025 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки выполнения |
Профессиональное: | ||
1. | Анализ и обобщение материала | В течение года |
2. | Прохождение курсов или посещение семинаров по теме самообразования, по реализации ФГОС ДО | сентябрь |
3 | Работа над темой самообразования | октябрь-май |
4. | Презентация своих профессиональных достижений: выступления на научно-практических и научно-теоретических семинарах, конференциях; личное участие в профессиональных конкурсах разных уровней; наличие публикаций в специализированных педагогических изданиях, размещение авторских материалов в сети Интернет и т. д. | октябрь |
Методическая работа | ||
1 | Принимать активное участие в работе районного методического объединения, выступление с обобщением опыта работы. | В течение года |
2 | Продолжать работать с детьми и участвовать в конкурсах, в том числе и дистанционных. | В течение года |
3 | Консультация для родителей по теме: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников» | февраль |
Психолого-педагогическое | ||
1 | Изучить литературу Александра Иванова: «Человек. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду». | апрель |
Инновационные | ||
1 | Пополнение мини лаборатории и оснащение её необходимыми материалами и пособиями для опытов. | Апрель-май |
2 | Знакомиться с новыми формами, методами и приемами в воспитании обучении детей дошкольного возраста в соответствии с методической темой. | В течение года |