Региональный компонент
Региональный компонент
Доклад-поликультурная среда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad-polikulturnaya_sreda.docx | 17.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Малыш»
Доклад
Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста как средство воспитания основ толерантности
у детей дошкольного возраста.
Составила: воспитатель
Лыскина Л.О.
г. Городовиковск 2019
Окружающий нас мир меняется, и меняемся мы. К сожалению, сегодня явно наблюдается тенденция к ужесточению нашей среды.
Перед педагогами стоит задача сделать все, зависящее от нас, чтобы окружающий мир не стал враждебнее для всех и каждого.
«Завтра начинается сегодня» - это высказывание, по моему точно выражает сущность педагогики и объясняет почему задача снижения агрессивности в обществе ложится на нас, воспитателей.
Умение жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей, т. е. толерантность не передается по наследству. В каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начнется формирование соответствующих качеств личности, тем большую устойчивость они приобретают.
Мы сформулировали для себя задачи:
-Помочь детям адаптироваться в окружающей социальной среде.
-Воспитать у детей дошкольного возраста основ толерантности – качества, помогающего непохожим друг на друга людям жить в мире и согласии.
В основе их решения лежат следующие концептуальные идеи:
-Обоснование понятия «толерантность» как одного из важнейших направлений гуманистического воспитания.
-Формирование понятия «толерантность» как основы новой социальной идеологии, включающей такие понятия как: личность, семья, гражданственность, общество.
-Развитие понятия «толерантность» как средства глобального человеческого мышления и мировоззрения, направленного на предупреждения конфликтов, экстремизма и насилия.
-Формирование понятия «толерантность» как основа этических представлений.
Основой содержания моей работы стало в данном случае поликультурное воспитание.
Наши детские коллективы многонациональны. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20 -30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности.
Для плодотворного воспитания и развития детей необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Я имею в виду гармонизацию отношений в группе на основе позитивного сотрудничества.
Современные дети развиваются в многонациональной культурной среде. Воспитание терпимости к другим, чьи вкусы, привычки, взгляды отличаются от собственных, поможет дошкольникам найти общий язык не только со сверстниками, педагогами, родителями, но и с представителями других культур. Воспитание уважения к себе и другим в дошкольном детстве будет способствовать толерантному отношению к людям разных национальностей и культур.
Каждый человек развивается в определенной культуре, а если она представляет собой многонациональную модель, то в системе образования необходимо сохранить такие принципы, как уважение и понимание общероссийской и национальной культур, взаимное уважение и взаимная терпимость к другим культурным ценностям, традициям наций, религиозным воззрениям. Это обеспечит сохранение единого образовательного и культурного пространства не только дошкольного образовательного учреждения, но и страны, реализацию культурных и образовательных запросов всех народов России, развитие лучших традиций российского образования, повышение нравственного, духовного потенциала личности и страны в целом.
Рассматривая содержание образования как средство развития личности, при создании модели воспитания можно определить, что поликультурное образование - это условие воспитания социокультурной толерантности. Именно поликультурное образование создает условия:
Для овладения детьми культурой своих предков и другого народа;
формирования у них представлений о многообразии культур в России и мире;
воспитания положительного отношения к культурным различиям, самореализации личности;
развития способов эффективного взаимодействия с представителями различных культур;
воспитания ребенка в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.
Особое место среди многообразия факторов процесса воспитания занимают произведения искусства, литературы, исторические памятники, музеи и т. п., отражающие ментальные ценности народа, которые обеспечивают формирование внутренней мотивированности к восприятию и познанию ценностей другой нации, способностей их оценить и принять, расширить пространство межкультурных коммуникаций, что рождает национальную совместность и терпимость. Именно социокультурная толерантность детей является базовой ценностью при формировании их национального самосознания на основе освоения культурных ценностей и осознания себя как субъекта истории.
Поликультурное образование обеспечивает переход на новый уровень взаимодействия и взаимообмена между культурами. Оно создает условия для активизации деятельности, позиций и убеждений детей и взрослых в сообществе. В рамках поликультурного образования обеспечивается сознательное усиление в конкретном содержании и процессе воспитания восприимчивости к правам и свободам других. Поликультурное образование проявляет характер нравственно-этического поведения детей, формирует их компетентность в культурно-историческом пространстве других национальностей. В поликультурном пространстве дошкольного учреждения создаются предпосылки для осознания собственной национальной и культурной самобытности и признания самобытности другой этнической группы. Поликультурное образование подчеркивает специфику процесса воспитания социокультурной толерантности. . Усиление в дошкольном образовательном учреждении многоэтнических, многокультурных, многоязыковых аспектов и других элементов национальных региональных субкультур создает предпосылки для воспитания социокультурной толерантности.
Приобретение в детском возрасте опыта социальной коммуникации и общения обеспечивает воспитание чувств сострадания, сопереживания, благородства, почитания, терпимости, солидарности, сопричастности, рождающих нравственно-эстетическую гармонию в рамках социального взаимодействия - человек-человек. Усвоенные нравственные ценности формируют у ребенка опыт толерантных способов общения, противостояния негативному в культуре и социуме, способность к содействию и сотворчеству в деятельности, умение понять и принять позицию другого, потребность гармонизировать деятельность и взаимоотношения с миром, привязанность к своей культуре, истории, языку, родным местам.
Эстетические ценности - чувственные ценности, представленные эстетическими чувствами, отношениями, вкусами, идеалами. Эти ценности выражаются в категориях прекрасного, безобразного, комического, трагического и т. д. Искусство рассматривается в данном случае как вид специфической эстетической деятельности, в которой действительность отражается и оценивается через художественный образ, концентрирующий взаимосвязь содержания мира, и изобразительно-выразительный способ его передачи. Эстетические ценности обеспечивают формирование у ребенка способности воспринимать, переживать и оценивать мир чувств другого человека. В процессе общения с искусством у ребенка формируются эстетические представления, суждения, оценки о произведениях, творческое продуктивное воображение, интеллектуально-художественные способности, культура чувств. Показателями социокультурной толерантности детей младшего дошкольного возраста являются сочувственный и доброжелательный тип поведения, такие личностные качества, как самостоятельное нахождение способов проявления сочувствия к другому; эмоциональная чувствительность, сопереживание, стремление помочь другому, интерес к художественному образу.
Таким образом, воспитание социокультурной толерантности в системе дошкольного образования закладывает модель национального образования в России, ориентированную на формирование гражданской позиции человека. Отсутствие идеалов национального образования ведет к утрате историко-культурного своеобразия народов. Перед педагогической наукой и практикой стоит задача воспитания подрастающего поколения на лучших гуманистических традициях принятия ценностей другого, уважения истории и культуры других народов, самоуважения, толерантности по отношению к другим.
Основной метод: диалог и обмен вербальными и невербальными способами общения, демонстрирующими дружеское поведение и чувство сопереживания и осознанного отношения к ней и к людям, воспитания гордости за свое Отечество.