Доклад на тему: Организационно-оздоровительные функции процесса трудовой подготовки учащихся школы ОВЗ 8 вида

Соколова Валентина Павловна

Основой трудовой профессиональной подготовке учащихся служит обучение с присущими ему функциями: образовательной и развивающей. Их содержание выходит за рамки данной статьи и раскрывается в специальной литературе.

В условиях вспомогательной школы трудовая подготовка решает более широкий,

чем собственно обучение, круг задач и дополнительно осуществляет ряд организационно-оздоровительных функций. Сведения о них позволяют работникам школы видеть весь круг задач трудовой подготовки и соответственно осуществлять ее организацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организационно-оздоровительные

функции процесса трудовой подготовки учащихся
школы ОВЗ 8 вида

Основой трудовой профессиональной подготовке учащихся служит обучение с присущими ему функциями: образовательной и развивающей. Их содержание выходит за рамки данной статьи и раскрывается в специальной литературе.

В условиях вспомогательной школы трудовая подготовка решает более широкий,

чем собственно обучение, круг задач и дополнительно осуществляет ряд организационно-оздоровительных функций. Сведения о них позволяют работникам школы видеть весь круг задач трудовой подготовки и соответственно осуществлять ее организацию.

        Организационно-оздоровительные функции направлены на обеспечение продуктивности учебно-воспитательного процесса и улучшение здоровья учащихся.

Прогностическая функция

Одна из ее задач – оценка состояния и развития производственного окружения школы и возможностей трудоустройства выпускников. С помощью местных административных органов, биржи труда, центра занятости молодёжи выявляются перспективы работающих предприятий (учреждений) и создания новых. Устанавливается потребность в рабочих кадрах, видах доступных учащимся профессий, возможность продолжения профессионального обучения на производстве, в ПТУ и т.п. Такой прогноз составляется на возможно более длительный срок.

Другая область осуществления данной функции – учет возможности появления новых условий обучения в самой школе (предстоящее уменьшение или увеличение контингента учащихся, изменение их возрастного состава, глубины дефектов, изменения в материальном обеспечении школы и т.п.).

В план развития трудовой подготовки может быть также включена задача создания при школе учебно- производственного предприятия.

Прогностическая функция реализуется в планировании учебного процесса учителем. Работа учителя относится к сложным видам интеллектуальной деятельности, для которых необходимо предварительное планирование: составление прогноза оптимальной организации решения дидактических задач.

Однако следует отметить, что предварительное планирование не должно «жёстко» определять действия педагога – дефектолога. Реализуя план, учитель его может перестраивать в зависимости от результатов текущего контроля усвоения материала учащимися.

Функция профессионального отбора и профориентации.

В связи с присущей умственно отсталым лицам разноуровневостью психофизических свойств и различием в  темпах индивидуального развития разных свойств(гетерохронностью выявление трудовых возможностей учащихся и профориентация во вспомогательной школе существенно отличаются от решения этих задач в массовой школе.

Самоопределение умственно отсталых подростков в выборе профессий, как правило, не может служить основой профориентации т.к. эта способность к моменту окончания школы у них останется крайне недостаточной. Профессиональный отбор осуществляется работниками школы. Он должен учитывать трудовые возможности учащегося и ряд других условий, среди которых существенную роль играет возможность близких родственников оказывать помощь выпускнику школы в первые годы его самостоятельной трудовой деятельности. Известно, что лица с низкими трудовыми способностями, проработав с такой  помощью 4-5 лет, значительно продвигаются в овладении профессий.   Основная задача профотбора состоит в определении уровня профессионально важных качеств школьников и особенностей динамики их развития. Полученные данные соотносятся с содержанием профессиональном несложных видов труда и на этой основе делается вывод о верхней и нижней границах потенциальных возможностей ребёнка в профессиональном обучении.

В течение года обучения профессии (обычно это 5 класс) трудовые способности уточняются и возможен перевод на другой вид труда. В старших классах такой перевод нецелесообразен в связи с тем, что учащиеся не успевают должным образом овладеть новой профессией.

Школа и родители (выполняя рекомендации школы) в процессе обучения воспитывают положительное отношение учащегося к изучаемой профессии, что и составляет основное содержание профессиональной ориентации. К факторам, определяющим ее успешность, относятся:

        -соответствие содержания профессии индивидуальным психофизическим возможностям учащегося;

        -применение методов обучения, позволяющих ребёнку достигать поставленных перед ним - трудовых целей и, следовательно, получать удовлетворение от труда.

-пропаганда изучаемой профессии (беседы, экскурсии, посещение выставок и т.п.)

-положительный морально-психологический климат в учебно - трудовой группе;

-педагогический такт учителя;

-уровень оборудования, материально-технического обеспечения и эстетического оформления учебных и учебно-производственных мастерских;

Контрольно-регулятивная функция

Одна из главных причин недостаточной эффективности трудового обучения во вспомогательных школах и ПТУ, в которых учатся умственно отсталые подростки - это слабость педагогической технологии.

Изучение существующей практики показывает, что трудовое обучение фактически осуществляется на основе следующих двух положений:

1. Ознакомление учащихся с учебным материалом, не предусматривающее полноценного его усвоения большинством из них (сообщающий метод обучения).

2. Использование многократного повторения бессистемно и на низком методическом уровне.

Такая практика формирует отрицательное отношение учащихся к обучению и не направлена на пополнения фонда их развития. Одна из причин указанного положения состоит в отсутствии у учителя достаточно полных сведений о динамике прежде всего умственного развития учащихся. Индивидуальное усвоение учебного материала учитывается недостаточно. В результате, почти полностью отсутствует непосредственная связь между процессами преподавания и развития учащихся. Поверхностные оценки индивидуальной обучаемости школьников (выделение «сильных, средних, слабых») недостаточны для оптимального подбора методов обучения и воспитания. В то же время известно, что регуляция любой сложной деятельности человека (а педагогическая работа относится к их числу) не может быть успешной без опоры  на полноценную информацию о получаемых результатах.

        Для преодоления указанного недостатка служит система контроля учителем результативности осуществляемого им учебного процесса. Получаемая при этом информация служит основой поиска и применения, эффективных для каждого конкретного случая обучающих методик.

Система контроля результатов обучения должна удовлетворять следующим требованиям: регулярность и оперативность получения информации, индивидуализация и объективность результатов контроля, охват профессионально важных качеств учащихся. В связи с большой социальной значимостью задачи развития умственно отсталых учащихся, осуществляемая учителем (а также руководством школы) система контроля результатов учебного процесса, должна занимать такое же положение в учебно-воспитательной работе, как и собственно обучение.

Санитарно- гигиеническая функция

Осуществление санитарно-гигиенической функции, прежде всего основано на положениях, выработанных для всех школьных учреждений и ПТУ. Они предусматривают соблюдение определённых требований к микроклимату учебно-производственных помещений (температуре, влажности, скорости движения воздуха), уровню производственных шумов и вибраций, составу воздуха, освещённости и окраске помещений. Те же требования ограничивают физическую нагрузку учащихся и предусматривают определенную продолжительность рабочего дня для подростков на производстве (в возрасте от 15 до 16 лет – 4 ч., от 16 до 18 лет -6 ч., при пятидневной рабочей недели соответственно 5 и 7ч.), а также нормы переноски тяжестей.

К реализации рассматриваемой функции относятся меры по предупреждению производственного травматизма и создания условий для соблюдения учащимися правил личной гигиены.

Необходимость более строгого выполнения указанных требований во вспомогательной школе обусловлено присущими учащимся психофизическими недостатками. При этом особенно важным является индивидуальный подход, учитывающий психопатоподобное, астеноневротическое состояние, нарушения анализаторов, гидроцефалию, парезы и другие сопутствующие олигофрении дефекты.

При составлении расписания уроков физическая и умственная нагрузка учащихся распределяется равномерно по дням недели.

Для предотвращения переутомления учащихся на занятиях проводятся физкультпаузы (физкультминутки). Дыхательные упражнения, стимулирующие работу центральной нервной системы, проводят перед началом теоретического этапа занятия для снятия умственного утомления, которое возникает на предыдущем общеобразовательном уроке.

К мерам предупреждения производственного травматизма, помимо выполнения требований к состоянию техники мастерских, относится недопущение захламленности, небрежности в складировании материалов, изделий и в хранении инструмента.

Терапевтическая функция

Свойственная умственно отсталым детям интеллектуальная недостаточность в большинстве случаев сочетается с ослабленностью  здоровья, различными соматическими и нервными заболеваниями. Это снижает их возможности в трудовой профессиональной подготовке. Возникает большая потребность в систематических врачебных осмотрах, уточнении медицинского диагноза илечении.

Школьный врач участвует в подготовке и проведении профотбора учащихся по видам труда. Он предоставляет учителям трудового обучения и мастерам производственного обучения сведения об индивидуальных состояниях школьников, в отношениях которых должны применяться особые   меры ; педагогического воздействия. Так щадящий режим труда необходим учащимся, страдающим невротическими проявлениями, повышенной нервной истощаемостью, психической ранимостью. Такие дети чаще всего неспособны осваивать профессии металлообработки.

Большие сложности в трудовом обучении проявляются у детей с психопатоподобным поведением. Их приучение к порядку и правилам работы в мастерской во многом зависит от организованности и дисциплинированности остальных учащихся группы. Действенной мерой служат внушающие беседы, которые проводятся не только учителем, но и врачом. Благоприятный для педагогической коррекции фон поведения на уроках труда может создаваться у таких учащихся путём медикаментозного лечения.

Специальные исследования показывают, что положительные результаты достигаются при использовании приёмов психотерапии (внушение, аутогенная тренировка, гипноз). С их помощью повышается работоспособность учащихся, ликвидируются аффективные состояния и конфликтные ситуации.

Взаимное общение педагогов и медицинских работников школы осуществляется путём регулярно проводимых последними бесед, а также с помощью доступной для учителей медицинской документации.