" Я -педагог"

Гончарова Светлана Александровна

Конкурсные материалы

   Визитная карточка:    https://disk.yandex.ru/d/OtLLbUaNiqLG4Q

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _prezentatsiya_prakticheskih_dostizheniy.pptx1.6 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Воскресенский детский сад № 4 " Рябинка " Гончарова Светлана Александровна Воспитатель высшей квалификационной категории Педагогической стаж работы 29 лет Курсы повышения квалификации: НОЧУО ДПО " Актион - МЦФЭР" ООО " ТЦ Сфера " " Ранний детский аутизм: диагностика, коррекция, сопровождение " 36 ч. /дистанционно / -2020 год -НОЧУО ДПО " Актион -МЦФЭР" Москва " Организация предметно- пространственной среды детского сада по ФГОС ДО" 72 часа- удостоверение-2020 год Почетная грамота министерства образования, науки и молодёжной политики Нижегородской области за добросовестный творческий труд , достижение высоких результатов в профессиональной деятельности -2020 год ФГБНУ " Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования"- курс вебинаров по актуальным проблемам дошкольного образования " Воспитатели России"- 30 уч. часов.- сертификат " Актион - МФЭЦР " " Агрессивные дети дошкольного возраста: технологии выявления и приемы работы " 72 часа -2021 год В 2020 году окончила ЧОУ ВО " Академия Управления и Производства" по специальности " Психология". В 2020-2021 годах прошла переподготовку в ООО "ИОЦ "Северная столица" по специальности " Педагог- психолог в сфере дошкольного образования ". Моё педагогическое кредо " Скажи ребёнку – и он забудет, объясни – и он запомнит, позволь ребёнку сделать что-то самому - и он поймёт ".

Слайд 2

Тема: «Ознакомление детей с устаревшей лексикой через организацию поисково - исследовательской деятельности» 2

Слайд 3

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОГО ВКЛАДА ПЕДАГОГА В РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Научно-исследовательские: Изучение методической литературы, интернет- ресурсов по вопросам ознакомления детей старшего дошкольного возраста с устаревшей лексикой; Изучение передового педагогического опыта; Проведение констатирующего эксперимента с целью выявления ошибок в понимании устаревших слов и установления их причин. Методические: Изучение авторских программ, методических разработок; Составление рекомендаций для родителей по работе с устаревшей лексикой с детьми 5-6 лет; Обогащение РППС по данной теме; Изготовление пособий, для поддержки самостоятельности и инициативы; Разработка плана мероприятий по взаимодействию с родителями; Анкетирование родителей с целью выяснить, какие пути и средства используют в семье для объяснения детям устаревшей лексики ; Подборка книг и картотека пословиц, загадок и поговорок с данными словами для обогащения речи детей. Организационно-педагогические: Участие в работе муниципальной методической площадки « Год до школы»; Трансляция опыта работы в сети Интернет; Проведение мастер-классов для педагогов и родителей воспитанников. 3

Слайд 4

Теоретическое обоснование личного вклада в развитие образования Согласно точке зрения Р.М. Фрумкиной , «есть цепочка - от слова к его пониманию, смыслу, и обратно - от смысла к слову, к имени; правила, по которым организованы такие цепочки - это правила языка. Э ти связи - образные связи - помогают ребенку воспринимать значение слова. Дети ищут связи между предметом и образом передающего этот предмет слова. Слово поначалу неотделимо для ребенка от предмета. » По словам Е.И . Тихеевой « Всякое знание, олицетворяющееся в слове, вытекает из опыта, т . е. восприятий, получаемых субъектом из внешнего мира, мира конкретных явлений и вещей. Ребенок не может еще отличать слово от вещи; слово совпадает для него с обозначаемым им предметом. Язык развивается наглядным, действенным путем. Чтобы давать названия, должны быть налицо все предметы, с которыми эти названия должны быть связаны ». А.Я. Герд, М.М. Стасюлевич, Армстронг , Т. Гексли выдвигали теорию о том, что поисково-исследовательская деятельность способствует формированию готовности к самостоятельной умственной деятельности, создание атмосферы увлеченности познанием, доставление радости детям от самостоятельного поиска и развития». По мнению Д.Н. Шмелева , лексическое значение слова - это отражение в слове реальной действительности: предмета, процесса, признака предмета или процесса и отношения . Произнося какое-либо слово, мы вызываем в сознании образ какого-то определенного предмета . Вышедшие из употребления предметы и сами по себе не в одинаковой степени исчезли из жизни, поэтому ,не в одинаковой степени, вышли из живого употребления и слова, обозначающие их. 4

Слайд 5

АКТУАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОГО ВКЛАДА ПЕДАГОГА В РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Внимание к проблеме толкования устаревшей лексики детьми старшего дошкольного возраста в документах: Концепции дошкольного воспитания ( о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Часть II пункт 2.6 ФГОС В программе « Радуга » Опыт показывает, что : У детей формируется правильное толкование и усвоение устаревшей лексики Расширяется кругозор Проявляется любознательность, активность, инициативность, совершенствуется речь Ф ормируется эмоционально окрашенное чувство причастности детей к наследию прошлого Происходит эмоционально-чувственное постижение окружающей действительности Произведения литературы лучше воспринимаются детьми, если повествование вызывает у них наглядные представления, знакомо по личному опыту .

Слайд 6

Цели и задачи педагогической деятельности. Задачи: Познакомить детей с понятием - устаревшие слова и мотивировать воспитанников на желание узнать их значение . Дать детям представление о красоте родного литературного языка. Воспитывать любовь и уважение к наследию прошлого. Обогатить понятийный словарь детей Формировать активную позицию родителей в воспитании детей, в качестве активных участников, повышать их степень участия в педагогическом процессе . Обогатить предметно развивающую среду группы продуктами детско-родительской деятельности 6 Цель: Познакомить детей со смысловой стороной устаревших слов через организацию поисково – исследовательской деятельности.

Слайд 7

Ведущая педагогическая идея: Поисково- исследовательская деятельность поможет детям понять смысл и значение устаревших слов родного языка 7

Слайд 8

Деятельный аспект личного вклада педагога в развитие образования : Этапы работы I. Аналитический этап - Изучение научной и методической литературы; - Подбор и проведение констатирующего эксперимента для выяснения особенностей толкования устаревших слов детьми; - Анкетирование родителей с целью выяснить, какие пути и средства используют в семье для объяснения детям устаревшей лексики; - Разработка перспективного плана работы с детьми. Разработка модели. II. Основной этап - Реализация системы работы с детьми и родителями по данной проблеме. - Обогащение РППС. III. Заключительный этап - Проведение сравнительной диагностики. - Результативность проведенной работы. 8

Слайд 9

Р абота с литературой ; Подбор диагностического инструментария и анализ ; Создание анкет по выявлению степени участия родителей в образовательной деятельности детей ; Подбор худ. литературы ; Разработка перспективного плана работы с детьми. Разработка модели реализации деятельности Формы работы Индивидуальная деятельность Совместная деятельность Проектная деятельность 9 Подбор методов Деятельный аспект личного вклада педагога в развитие образования I. Аналитический этап С ловесные Методы повышения познавательного интереса и активности детей Н аглядные Методы повышения эмоционального отклика Методы развития творческого потенциала

Слайд 10

10 II. Основной этап Реализация плана работы Мотивация через ч тение худ. литературы Подготовка мини проекта совместно с родителями ( проверка гипотезы) Организация поисковой деятельности ( экскурсия выходного дня) Защита проектов в группе Проблема ( дети не понимают значение устаревших слов). Выдвижение гипотезы. экскурсия в музей обогащение среды подготовка детей к защите проекта

Слайд 11

11 Поставили задачи: 1. Мотивировать детей узнать значение устаревших слов; 2. Организовать экскурсию выходного дня в музей с родителями для сбора информации об устаревших словах; 3. Оформить мини проекты и защитить их в группе перед детьми; 4. Составить с детьми в группе альбом, наиболее употребляемых в народных сказках, пословицах, поговорках, устаревших русских слов. и организовать мини- музей. 1.Мотивация. Через чтение сказки « Василиса Прекрасная» , в тексте которой встречаются такие слова, как – ступа, кудель, прялка, веретено, выявили проблему – трудность в понимании значения отдельных слов. Через развлечение познакомила детей с понятием - устаревшие слова , мотивировала воспитанников на желание узнать их значение . Модель трёх вопросов : «Что мы знаем об устаревших словах? ; Что хотим узнать? ; Что узнали ?» помогла заинтересовать детей и вызвать у них желание активно участвовать в поисково- исследовательской деятельности.

Слайд 12

12 Предварительная работа с родителями На встрече с родителями разработали график посещения музея, согласованный с музеем. Методические рекомендации родителям для работы с устаревшей лексикой с детьми 5-6 лет

Слайд 13

13 Мини- проект : « Устаревшие слова. « Ухват» Мини- проект : « Устаревшие слова . « Коромысло» Проектная деятельность ( работа по ознакомлению с предметом, как средством , помогающим ребенку воспринимать значение слова ) 2. Экскурсия выходного дня Совместно с семьями воспитанников организовали экскурсию выходного дня в музей и участие в создании поисково- исследовательских мини проектов Мини- проект : « Устаревшие слова. « Ступа» Мини- проект : « Устаревшие слова. « Жернова»

Слайд 14

14 3. З ащита проектов в группе. После экскурсии выходного дня, дети совместно с родителями подготовили мини- проекты, которые презентовали в группе. Даша рассказала, что такое « кудель» , из чего её получают и что из неё делают Дима поделился знаниями об ухвате, для чего он нужен, на что похож. Мальчики эмоционально рассказывают , что такое « коромысло» и показывают как его носили… Девочки делятся знаниями о люльке и жерновах

Слайд 15

Вместе с детьми было организовано чтение сказок с данными устаревшими словами: «Петушок — золотой гребешок и жерновцы » , « Жихарка », « Бычок- чёрный бочок белые копытца», «Домовёнок Кузя», «Лисица и Волк »,« Волшебное коромысло », «Горшочек каши» , Каша из топора», «Гуси-лебеди». Обсуждение устаревших слов в произведениях и рассматривание иллюстраций с ними.

Слайд 16

16 Итоговые мероприятия : Развлечение « Такие старые слова» Участие в областном конкурсе Творческих работ- « Язык- душа нации»

Слайд 17

17 Была создана картотека пословиц, загадок и поговорок с данными словами. Так же был составлен альбом устаревших русских слов , наиболее употребляемых в народных сказках , пословицах, поговорках Дидактическая игра: «Загадки прошлого» 4. Развивающая предметно- пространственная среда Создан мини-музей в группе

Слайд 18

18 III. Заключительный этап Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты. Динамика показателей на конец года. Полученные данные свидетельствуют что большинство детей стали понимать значение устаревших слов; знают , где найти их значение; они используют в речи пословицы и поговорки, загадки, считалки, умеют делать соответствующие умозаключения. У детей обогатился понятийный словарь. Таким образом, диагностика на конец года подтверждает значимость и эффективность системы моей работы. Результаты констатирующего эксперимента ( в конце года):

Слайд 19

19 Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты Родители: Почти все родители (90%) считают нужным и важным делом объяснение устаревших слов детям, т.к. ребенок сам без помощи взрослого ещё не может понять смысл слов . Повысился интерес к совместному воспитанию и развитию своего ребёнка. Значительно возросло участие родителей в совместной образовательной деятельности . Благодаря участию родителей обогатилась РППС(альбомы , выставки, фотоматериалы, создан мини- музея. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной поисково – исследовательской деятельности, дети расширили представления об устаревшей лексике, начали находить и понимать устаревшие слова в тексте произведений. Смысл текста, характер образов, поступки персонажей стали детям более ясными, понятными. Повысился интерес к чтению. Дети:

Слайд 20

ДИАПАЗОН ЛИЧНОГО ВКЛАДА ПЕДАГОГА В РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И СТЕПЕНЬ ЕГО НОВИЗНЫ Новизна: Новизна данной работы заключается в организации поиска решения задач через экскурсию выходного дня, совместно с родителями, которые стали активными участниками совместной поисково- исследовательской деятельности. Поисково - исследовательская деятельность направлен на приобретение дошкольниками культурного богатства русского народа и ознакомления со значением устаревших слов. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, которое формируется благодаря созданию особой среды, позволяющей непосредственно с ним соприкоснуться. Такой средой является пространство музея. Главное в музее не ценность самих экспонатов, а наличие условий для самостоятельной деятельности ребенка, для поиска ответов на интересующие вопросы. Сформулированы практические рекомендации для родителей по работе с устаревшей лексикой; Разработан и реализован перспективный план работы; Собрана для детей картотека презентаций, загадок, пословиц; Разработана и сделана дидактическая игра для детей «Загадки прошлого »; Совместно с детьми создали альбом « Устаревшие слова»; Создан мини-музей в группе Разработаны сценарии развлечений 20

Слайд 21

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности. Формы распространения опыта. Выступление на РМО « Как знакомить детей с устаревшими словами при чтении художественных произведений»; - Выступление на педагогическом совете по теме: « Исследуем язык и народное творчество »; Публикации на сайтах опыта работы, рекомендаций для родителей («Особенности толкования устаревшей лексики детьми старшего дошкольного возраста»; буклет « Путешествие в страну устаревших слов»). 21

Слайд 22

Обмен опытом в профессиональных сетевых сообществах Дипломы: Свидетельства: Благодарственные письма : 22 http://dourebinka.okis.ru/neposedi.html http://www.maam.ru/users/602250 http://pedrazvitie.ru/servisy/publik/publ?id=2952 https://nsportal.ru/goncharovas-2020

Слайд 23

Литература 23 Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. - М.: Академия, 2000 . Боголюбская М.К., Шевченко В.В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду.- М.: Просвещение, 1970 . 3 . Голубева А.Н. О чем рассказывают устаревшие слова // Русский язык. – 2004. - №34 . 4 . Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия.- М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 5 . Данилина Т.А,. Лагода Т.С,. Зуйкова М.Б «Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений», Издательство « Аркти » Москва 2008 . 6. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.- СПб.: 1998 . 7. Лобанок Т.С. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. - М.: "Белый Ветер", 2011 . 8 . Парамонова Л.Г. Накопление словарного запаса детьми дошкольного возраста // Дошкольное воспитание.- 2004. - №5. 9. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) - М.: Просвещение, 1967 . 910. Толкачева Ю.В., Ступикова Л.Г. Музей прошлого. Игра – путешествие в мир рукотворных вещей. – СПб.: Детство - Пресс, 2015 .