1. Научить получать знания, то есть учить учиться; научить трудиться – работать и зарабатывать, то есть учение для труда; научить жить, это учение – для бытия; научить жить вместе с другими людьми, часто не похожими на тебя, – это учение для совместной жизни – вот основные приоритеты современного образования во всём мире. Приоритетной целью современного российского образования также становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. Перед образовательной системой страны стоит непростая задача: формирование и развитие мобильной самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. И это в свою очередь корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника. Обновление образования, естественно, предполагает определенные изменения в деятельности участников образовательного процесса. И в первую очередь, в деятельности учителя. Возникает закономерный вопрос: с чего начать? Как спланировать свой «маршрут», чтобы получить нужный результат? Понятно, что, прежде чем на практике включиться в инновационный процесс, необходимо приобрести определённый багаж Начнем с самообразования. Самоподготовку к деятельности в рамках нового стандарта можно условно разделить на три этапа: (слайд 2)
*знакомство с Федеральным государственным стандартом, *овладение умением планировать уроки, направленные на получение метапредметных и личностных результатов, *овладение умением конструировать уроки с использованием современных образовательных технологий.
2.Анализ текста документа Федерального государственного образовательного стандарта позволяет увидеть принципиальные изменения в разделе «Результаты образовательной деятельности». Он включает не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты. Предметные результаты образовательной деятельности выражаются в получении опыта приобретения, преобразования и применения предметных знаний. Под метапредметными результатами понимаются универсальные учебные действия, которые становятся основой умения учиться. Выделяются познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия. (слайд 3)
*Познавательные УУД (их не следует путать с предметными) предполагают умение учащегося формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждений, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами.
*Коммуникативные УУД – это владение всеми видами речевой деятельности, умение строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета.
*Регулятивные УУД представляют собой умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять её; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию. Под личностными результатами понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса.
Основными методическими принципами современного урока являются: (слайд 4) • субъективация (ученик становится равноправным участником образовательного процесса); • метапредметность (формируются универсальные учебные действия); • деятельностный подход (учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности); • рефлексивность (учащиеся становятся в ситуацию, когда необходимо проанализировать свою деятельность на уроке);• импровизационность (учитель должен быть готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения). Урок должен включать следующие шесть основных этапов: (слайд 5) • мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность); • целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»); • осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно); • коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе); • взаимопроверка, взаимоконтроль; • рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке). Вооружившись знаниями об основных методических принципах и структуре урока, попробуем составить примерный план действий учителя при разработке его сценария.
Во – первых, определим тип такого урока. Урок, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок. При подготовке к такому уроку следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, потребующих импровизации. Как сам урок, так и подготовка к нему может состоять из шести шагов. (слайд 6)
1 – й шаг. Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п.. 2 – й шаг. Конструирование проблемной ситуации. Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама собой, но для достижения поставленной цель, учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату. Поэтому проблемную ситуацию необходимо хорошо продумать и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса. Это можно сделать двумя способами: «с затруднением» или «с удивлением».
Первый способ предполагает, что учащиеся получают задание, которое невозможно выполнить без новых знаний. В ходе проблемного диалога учитель подводит учеников к осознанию нехватки знаний и формулированию проблемы урока в виде темы или цели.
Второй способ предполагает сравнительный анализ двух фактов, мнений, предположений. В процессе сравнения учитель должен добиться осознания учениками несовпадения, противоречия, которое должно вызвать у них удивление и привести к формулировке проблемы урока в виде вопроса.
3 – й шаг. Планирование действий. Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть- коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся.
При подготовке к уроку учитель должен предусмотреть возможные варианты «развития действия», чтобы вовремя «реку направить в нужное русло». Поэтому работая над сценарием урока, следует спланировать применение разных приемов. Например, выдвижение версий, проведение актуализации ранее полученных знаний путем мозгового штурма или выполнения ряда заданий по изученному материалу, составление плана с использование элементов технологии проблемного диалога для определения последовательности действий, их направленности, возможных источников информации. 4 – й шаг. Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо: во- первых, сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами; во – вторых, выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания. Это может быть наблюдение ситуации, в которой проявляется нужное знание. Например, на уроках русского языка, увидев закономерность написания орфограммы, ученики могут сами сформулировать правило, а уже потом проверить себя по учебнику. Это может быть работа с текстом (с таблицей, схемой, рисунком), из которого логически можно вывести признаки понятия, закономерную связь между явлениями, найти аргументы для своей оценки и т. п.. В – третьих, необходимо спроектировать диалог по поиску решения проблемы. Можно предусмотреть подводящий или побуждающий диалог. Подводящий диалог предполагает цепочку вопросов, вытекающих один из другого, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Такой диалог способствует развитию логики. Побуждающий диалог состоит из ряда вопросов, на которые возможны разные правильные варианты ответа. Побуждающий диалог направлен на развитие творчества. Наконец, следует составить примерный опорный сигнал (схему, набор тезисов, таблицу и т.п.), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов. В идеале – каждый элемент опорного сигнала должен выращиваться в диалоге с учениками по ходу решения проблемы. 5 – й шаг. Планирование результата. Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос: «Так как же мы решили проблему?» 6 – й шаг. Планирование заданий для применения нового знания. Следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу. Если сравнить традиционную деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов, то можно увидеть ряд отличий: (слайд 7)
Предмет изменений
|
Традиционная деятельность учителя
|
Деятельность учителя, работающего по ФГОС
|
Подготовка к уроку (слайд 7)
| Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока
| Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения
|
| При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации
| При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами
|
Основные этапы урока
(слайд 8)
| Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя
| Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)
|
Главная цель учителя на уроке (слайд 8)
| Успеть выполнить все, что запланировано
| Организовать деятельность детей:
* по поиску и обработке информации;
*обобщению способов действия;
* постановке учебной задачи и т. д.
|
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)
(слайд 9)
|
Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.
|
Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.
|
Форма урока
(слайд 9)
|
Преимущественно фронтальная
|
Преимущественно групповая и/или индивидуальная
|
Нестандартное ведение уроков (слайд 10)
|
–
|
Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся
|
Взаимодействие с родителями обучающихся
(слайд 10)
|
Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс
|
Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета
|
Образовательная среда (слайд 11)
|
Создается учителем. Выставки работ обучающихся
|
Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов
|
Результаты обучения
(слайд 11,12)
|
Предметные результаты
|
Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные
|
|
Нет портфолио обучающегося
|
Создание портфолио
|
|
Основная оценка – оценка учителя
|
Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки
|
3.Таким образом, сравнив деятельность учителя до введения ФГОС и на современном этапе, понимаем, что она, если не меняется коренным образом, то существенно обновляется. Все нововведения направлены на усвоение обучающимся определенной суммы знаний и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. (cлайд.13) Кроме знания основных нормативных документов ФГОС, методических принципов и структуры современного урока, для достижения новых образовательных результатов необходимо, чтобы учитель четко представлял, какие образовательные технологии следует использовать в учебном процессе.
Информационные источники: 1. Примерные программы по учебным предметам, 2012г УМК «Школа 2100» 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному уроку.
3. А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов. «Как готовить учителей к введению ФГОС.» |
Комментарии
Доклад на тему "Обновление педагогической деятельности в услови
Доклад на тему "Обновление педагогической деятельности в условиях введения ФГОС""
оклад на тему "Обновление педагогической деятельности в условиях
оклад на тему "Обновление педагогической деятельности в условиях введения ФГОС""