Консультации для педагогов

Бычкова Анна Александровна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тревожность, тревога или страх ?

Следует отличать тревогу от тревожности. Ес- ли тревога – это эпизодическое проявление беспокойства, волнения ребенка, то тревож-

ность является устойчивым состоянием.

*Тревожность не связана с какой-либо опреде- ленной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявле-

нии страха. Например, страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства.

*Страх может развиться у человека в любом возрасте: у детей от 1 года до 3 лет нередки

ночные страхи, на втором году жизни, по мне- нию известного профессора А. И. Захарова,

наиболее часто проявляется страх неожидан- ных звуков, страх одиночества, страх боли, и связанный с этим страх больницы и медицин- ских работников. В 3-5 лет для детей характер- ны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. В 5-7 лет ведущим становится

страх смерти. От 7 до 11 лет дети больше всего

боятся “быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают”.

*Каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако, если их очень много можно

говорить о проявлениях тревожности в харак- тере ребенка.


Т р е в о ж н ы й р е б е н о к

Ч т о о т л и ч а е т т р е в о ж н о г о

р е б е н к а ?

Тревожный ребенок

  • не может долго работать, не уставая;
  • ему трудно сосредоточиться на чем-то;

  • любое поручение вызывает излишнее бес- покойство;

  • во время выполнения заданий очень напря- жен, скован;

  • смущается чаще других;
  • часто говорит о напряженных ситуациях;

  • как правило краснеет в незнакомой обста- новке;

  • жалуется, что ему сняться страшные сны;
  • руки у него обычно холодные и влажные;
  • у него нередко бывает расстройство стула;
  • сильно потеет, когда волнуется;
  • не обладает хорошим аппетитом;
  • спит беспокойно, засыпает с трудом;
  • пуглив, многое вызывает у него страх;
  • обычно беспокоен, легко расстраивается.

*Причины возникновения тревожности

  • Неадекватные требования родителей к возможно- стям и потребностям своего ребенка (“Ты непремен- но должен быть отличником!”).

  • Повышенная тревожность самих родителей (“С такими оценками нашего ребенка не остьавят в этом классе. Что мы с ним будем делать дальше?”).

  • Непоследовательность родителей при воспита- нии ребенка (“Ладно, сегодня я не буду тебя за это ругать, но в следующий раз, если …”).

Предъявление ребенку противоречивых требований (“Тебе нельзя этого делать, ты еще маленький!”, “Веди себя соответственно, ты же уже взрослый!”).

  • Аффективность (чрезмерная эмоциональность) родителей или хотя бы одного из них( “Я знала, что так будет…”, “Как мы это переживем …”, “Что же теперь делать …”).

  • Стремление родителей сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей

(“Посмотри, как сын моего приятеля Степан отлич- но играет в шахматы, обыгрывает даже взрослых. А ты же едва научился ходить конем и пешкой”).

  • Авторитарный стиль воспитания в семье (“Я мать, и мне лучше знатьc кем тебе дружить!”).

  • Гиперсоциальность родителей: стремление ро- дителей все делать правильно, соответствовать об- щепринятым стандартам и нормам “Учиться только в школе недостаточно. Мальчики должны уметь многое: знать английский язык, играть на скрипке, заниматься в спортивной секции …”).

Как правильно вести себя с тревожными детьми

  • Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
  • Не сравнивайте ребенка с окружающими.

  • Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.

  • Способствуйте повышению самооценки

ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что.

  • Чаще обращайтесь к ребенку по имени

  • Демонстрируйте образцы уверенного пове- дения, будьте во всем примером.

  • Не предъявляйте к малышу завышенных требований
  • Будьте последовательны в воспитании.

  • Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.

  • Используйте наказание лишь в крайних случаях.
  • Не унижайте ребенка.

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ СКАЗКОТЕРАПИЮ В РАБОТЕ С ПЕДАГОГАМИ. 
5 упражнений, чтобы снять психологическое напряжение у педагогов (для тренинга) 

В статье вы узнаете, какие упражнения помогут диагностировать и корректировать профессиональные страхи воспитателей и сплотить педагогический коллектив. 

Используйте сказкотерапию не только в работе с детьми, но и с педагогами. Благодаря проекции на сказочных героев вы увидите их бессознательные мотивы. В статье – пять упражнений для тренинга с педагогическим коллективом. 

Какие методы сказкотерапии использовать в работе с педагогами. Во время тренинга воспитатели будут раскрашивать животных, рисовать карту сказочного леса, совместно сочинять сказку, сравнивать свои черты характера с характерами сказочных животных. 

Какие упражнения входят в тренинг. Упражнения, которые вы увидите в статье, – это авторская проективная сказкотерапевтическая методика. Вы можете изменять условия их выполнения, подстраиваясь под те задачи, которые вам нужно выполнить на занятии с педагогами. 

🌲Карта сказочного леса 

Цель: провести диагностику межличностных отношений в коллективе, наладить контакт, отработать навыки взаимодействия. 

Инструкция. Предложите каждому воспитателю выбрать из колоды карточку с названием сказочного животного, которое ему понравилось. Участники приклеивают выбранную карточку на ватмане и обводят ее в рамку. Попросите педагогов «обустроить» жилище для своего животного и нарисовать на ватмане тропинки ко всем остальным. На каждой тропинке участник должен написать, как его животное взаимодействует с другими и в чем ему может помочь каждое из других животных. В конце упражнения обсудите с участниками изображение карты, которая у них получилась. Совместно придумайте название сказочному лесу. 

✏Медитативное рисование 

Цель: провести психологическую разгрузку. 

Инструкция. Предложите педагогам вспомнить, какие животные встречаются в сказках. После этого раздайте им карточки, на которых изображены сказочные животные для раскраски. Каждый должен выбрать одно из изображений. Подготовьте акварельные краски, кисточки, темные фломастеры и гелевые ручки. Участникам нужно будет раскрасить красками животное, которое они выбрали. Затем предложите им украсить его узорами в стиле зендудл с помощью фломастеров и гелевых ручек. Пример раскрашенных изображений сказочных животных смотрите на третьей полосе обложки. 

👭Совместная сказка 

Цель: сформировать взаимодействие в коллективе, развить творческое мышление. 

Инструкция. Для упражнения «Совместная сказка» необходимо использовать сказочный кубик (рисунок). Чтобы сделать его, вырежьте заготовку из бумаги или картона, как это показано ниже. На гранях кубика изобразите стрелу, корону, ключ, мешочек, дерево и сундук. Склейте заготовку так, чтобы получился куб. Участники по очереди бросают кубик. Каждый сочиняет одно или два предложения по мотивам изображения. Задача участников – продолжить историю предыдущего рассказчика, сохраняя сюжет. Упражнение длится до тех пор, пока не наступит логический финал сказки, либо вы можете сами завершить историю. По ходу упражнения записывайте сказку, которую сочиняют педагоги, на бумаге от руки либо на диктофон. В конце упражнения прослушайте сказку и проведите шеринг. 

🙇Сказочная загадка 

Цель: провести диагностику личностных черт, отработать навыки эмпатии. 

Инструкция. Разложите перед участниками карточки с названием сказочных животных. Каждый педагог выбирает одну из карточек вслепую. Затем по очереди участники описывают черты характера выбранного животного. Пока один описывает, остальные отгадывают. Когда животное отгадано, участник называет схожие и противоположные сказочному животному черты своего характера. 

✉Хранитель мыслей 

Цель: провести диагностику профессиональных страхов и скорректировать их. 

Инструкция. Предложите педагогам выбрать карточку с названием сказочного животного, который им понравился. Обсудите, чем именно нравится это животное, какие у него есть сильные и слабые стороны в характере. Попросите представить участников, что персонаж стал хранителем их мыслей. Спросите, как он может помогать в работе и от каких профессиональных страхов может освободить или уберечь. 

21 животное из сказок и упражнений 

1. Кот 2. Лиса 3. Сова 4. Петух 5. Курица 6. Волк 7. Лягушка 
8. Змея 9. Змей Горыныч 10. Конь 11. Коза 12. Свинья 13. Ворон 14. Гусь 
15. Лебедь 16. Собака 17. Жар-птица 18. Сокол 19. Медведь 20. Заяц 21. Мышь 

Яна Акинкина, педагог-психолог ГБПОУ «Колледж сферы услуг № 3», Москва 
"Справочник педагога-психолога. Детский сад.№ 5 (май), 2018"



Предварительный просмотр:

Электронный журнал

Электронный журнал «Справочник педагога-психолога. Детский сад»

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Сказкотерапевтический тренинг-путешествие для педагогов

Мария Харитонова
педагог-психолог высшей квалификационной категории МБДОУ «ЦРР-детский сад № 178», г. Чебоксары,
Ольга Николаева
педагог-психолог высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 182 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей», г. Чебоксары

В статье – сценарий сказкотерапевтического тренинга-путешествия для педагогов "Для чего Снежной королеве Кай?". Тренинг поможет провести февральскую профилактику профессионального выгорания. Кроме воспитателей, к участию в тренинге можно пригласить родителей.

ДЛЯ КОГО, ЗАЧЕМ И КАК

Участники: педагоги, родители (на усмотрение организаторов тренинга).

Цель: провести профилактику эмоционального выгорания, сплотить коллектив, наладить взаимодействие участников тренинга.

Материалы и оборудование: ткань синего цвета или прозрачный полиэтилен, картинки с изображением льда, дуба, бумаги, дров; фольга, чистые листы бумаги, пять длинных чистых лент.

Продолжительность: 60 минут.


Перед входом в помещение, где будет проходить сказкотерапевтическая встреча, положите большой обруч или круг из каната (если много участников). Внутри него и снаружи по контуру разложите два ряда карточек с разными изображениями. Обруч будет выполнять роль сказочного трамвайчика. Внешний ряд карточек – это билетики, внутренний ряд карточек – посадочные места для участников.

Вход в сказочное пространство

7 мин

Педагог-психолог: Всем участникам предлагаю переместиться в сказочное пространство на трамвайчике «Воображай и проезжай!».

Упражнение «Трамвайчик “Воображай и проезжай”»

Цель: провести рефлексию сильных и слабых сторон педагогов в общении с родителями, проанализировать актуальные проблемы взаимодействия.Раздайте педагогам чистые листы бумаги и карандаши.

Педагог-психолог: По очереди вытягивайте из внешнего круга «билетик» – карточку с картинкой. Затем вытягивайте «посадочное место» – карточку из внутреннего круга. Ваша задача – найти аналогию между двумя картинками. Карточки могут попадаться совершенно разные. Вы должны придумать, что у них общего. Например, на карточке-билетике изображен ежик, а на посадочной карточке попалось изображение мячика. Ежик и мяч – круглые, катятся. Всем понятно? Тогда начнем!

Основной часть

45 минПедагог-психолог: Встанем все плотно в круг и возьмемся за руки. Слышите пульс друг у друга? Так бьется наше теплое любящее сердце. Сейчас мы попадем в снежную сказку. Наша задача во время сказочного путешествия – чтобы сердце не заледенело, а осталось таким же живым, как сейчас. В добрый путь!

Игра «Снежный вихрь»

Участники образуют два круга – внешний и внутренний, берутся за руки, начинают движение в противоположные стороны и хором повторяют слова за педагогом-психологом.

Педагог-психолог и участники тренинга:

Еле, еле, еле, еле
Снег кружится каруселью,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Вот и сказка. Заходите.

Педагог-психолог: Мы попали в сказочную страну. Напомню историю, которая произошла здесь. В одной семье родился мальчик. Он быстро рос и был очень добрым. Родители назвали его Кай. Как-то раз пролетел по их улице снежный вихрь, который сметал все на своем пути. Люди разбегались в разные стороны. А когда все стихло, родители поняли, что их мальчик пропал. Его унесла Снежная королева. И тогда жители сказочной страны, то есть вы, решили отправиться на поиски единственного сына этой семьи, чтобы освободить его из ледяного плена.

Упражнение «Заколдованная река»

Вам понадобятся: ткань синего цвета или прозрачный полиэтилен (река), картинки с изображением льда, дуба, бумаги, дров.Разложите картинки с изображением льда, дуба, бумаги, дров с противоположной от участников стороны «реки».

Педагог-психолог: Вы оказались на берегу реки, через которую необходимо перебраться, чтобы продолжить путь. Перебраться можно на лодке, но в нее поместится только половина участников. Сами выберите участников, которые переплывут нашу реку на лодке. Пусть они перейдут на другой берег.

Проследите, чтобы на «другой берег» перешла примерно половина участников.

Педагог-психолог: Остальным предстоит задача посложнее. Как же переправиться на ту сторону? Выход есть. На противоположном берегу растет дуб, в корнях которого спрятано нечто волшебное, с помощью чего можно построить мост. Вы не можете слушать друг друга. Дальше вам придется общаться только жестами. А та группа участников, которая переправилась на другой берег, обнаружила среди корней подсказки: то, из чего можно построить мост. Необходимо каким-то образом передать информацию второй группе участников. Попробуйте передать ее с помощью пантомимы.


Например, первая команда достает подсказку с изображением дров и должна жестами объяснить слово. Когда вторая команда отгадает его, то может переправить на другой берег всех участников. Так нужно разгадать все загадки, которые спрятаны в корнях дуба.

Педагог-психолог: Вот вся команда снова воссоединилась и готова двигаться дальше. Но, как и положено, вас захватили в плен разбойники. Дорогие участники, чтобы сбежать от разбойников, нужно ощупать все поверхности их пещеры и найти тайный выход.

Тактильно-двигательное упражнение «Сон в плену»

Педагог-психолог: Прикасайтесь к поверхностям комнаты, в которой происходит действие. Трогать поверхность можно любыми частями тела: руками, ногами, носом, головой, ушами, спиной. Обращайте внимание на то, какой частью тела обстановка ощущается ярче, лучше.

Дайте участникам пять минут, в течение которых они смогут свободно передвигаться по комнате.

Арт-терапевтическое упражнение «Чудесный сон»

Педагог-психолог: Вы так устали от этого бесконечного движения, что вас сморил крепкий сон. Засыпайте там, где вы сейчас находитесь.

Участники застывают на месте и «засыпают».

Педагог-психолог: Пока вы спали, вам всем приснился один и тот же сон. Вы проснулись и начали рассказывать друг другу о том, что в нем увидели. Чтобы лучше разобраться в том, что снилось, вы решили нарисовать общий сон. Сделайте это с помощью той части тела, которая больше всего помогала вам в поиске выхода из пещеры разбойников.

Участники делятся на пары, берут карандаши и ватман. Каждый должен обвести две свои части тела, которые наиболее чутко передавали ощущения в предыдущем упражнении. На листе ватмана они рисуют эпизоды «сна». Затем из всех фрагментов нужно выложить единую картину, общий сон из разных сюжетов. Во время упражнения включите спокойную музыку. По окончании упражнения проведите небольшую рефлексию по общей картине.

Педагог-психолог: Вы долго шли. Попали в плен, увидели сон, вырвались из пещеры разбойников и наконец добрели до королевства Снежной королевы. Перед вами разбросаны льдинки – куски фольги. Чтобы найти мальчика, которого вы так усердно искали, нужно сложить из «льдинок» что-то доброе, что напоминает о жизни, семье, любви и дружбе.

Упражнение «От любви растает лед»

Участники берут куски фольги, сколько хотят, и любого размера. Нужно придать фольге образ, который ассоциируется у них с перечисленными качествами: например, сердце, птица, человек, цветок и т. д. Размер фигурок может быть разным. Затем нужно объяснить, что это за фигурка, как они ее сделали – рвали, мяли, складывали фольгу, и почему сделали именно так.

Педагог-психолог: Снежная королева улетела из замка, а вы отправились на поиски мальчика. В одном из залов вы нашли его, но он заколдован.

Разделите участников на две команды с помощью вопроса: «Какая для вас Снежная королева: злая, недостойная жалости, любви и прощения или несчастная женщина, которую нужно пожалеть?»

 Проведите дискуссию между командами.

Первая команда – «слуги Снежной королевы». Это те, кто поддерживает, жалеют ее и несмотря ни на что находят в ней качества, за которые ее можно пожалеть как женщину. Им предстоит ответить на вопрос, зачем Кай нужен Снежной королеве.Вторая команда – «родственники Кая». Это те, кто считает Снежную королеву злой, вредной и недостойной любви и прощения. Им предстоит ответить на вопрос, почему мальчик должен вернуться к родственникам.

Педагог-психолог: Споры, споры, разговоры. Но нам пора Кая спасать.

Выберите участника, который исполнит роль Кая.

Упражнение: «Волшебное зеркало»

Вам понадобятся ленты.

Участники встают в общий круг. Участник, которого выбрали на роль Кая, встает в центр круга.

Педагог-психолог: Когда Снежная королева украла мальчика, осколки попали ему в уши… Часть осколков попала Каю в глаза… Несколько осколков ранили руки и ноги… Одна льдинка попала в рот…

Одновременно с речью повязывайте ленточки участнику на уши, глаза, руки, ноги, рот.

Педагог-психолог: Итак, вы преодолели много препятствий, нашли похищенного мальчика. Но он вас не слышит, не видит и не может двигаться. Он заколдован. Ленты – это родительские запреты. Попробуйте снять эти запреты. Нужно подойти к Каю, снять один из запретов, говоря при этом: «Я разрешаю тебе… (например, говорить) для того, чтобы ты… (например, мог сказать своим родителям, как ты их любишь)». Так поступайте со всеми запретами-лентами.

Участники выполняют задание.

Педагог-психолог: Кая мы нашли. Но Снежная королева не может его просто так отпустить, он ей тоже нужен. Она уступит, если Кай найдет среди толпы любящие глаза матери.

Упражнение «Любящие глаза»

Вам понадобятся чистые листы бумаги. Отведите Кая в сторону. В это время в кругу нужно выбрать участников на роли мамы и папы. Раздайте всем чистые листы бумаги. Дайте установку: участники, которые исполняют роль родителей, должны изобразить нежный любящий взгляд, а все остальные – взгляд безразличный, злой. Участники закрывают лицо чистыми листами и оставляют видимыми только глаза. Входит Кай. Он должен обойти всех участников, посмотреть им в глаза и отыскать среди них добрые любящие родительские глаза и проигнорировать злые и безразличные. В конце обсудите, было ли легко Каю, смог ли он выполнить поставленную задачу.

Педагог-психолог: Наше сказочное путешествие подошло к своему завершению. Мы с вами проделали большой путь, спасли мальчика, разгадали сложные задачи. Пора возвращаться обратно.

Выход из сказки. Рефлексия

8 мин

Участники встают в два круга. Внешний двигается вправо, внутренний – влево. Все повторяют слова за педагогом-психологом.  

Педагог-психолог и участники тренинга:

Еле, еле, еле, еле
Снег кружится каруселью,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Все обратно возвратитесь.

Педагог-психолог: Вот мы и вернулись обратно. Теперь есть время, что бы рассказать о своих чувствах, подумать над проработанным сюжетом.


Участники обсуждают впечатления от тренинга.

 


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тренинг для педагогов на сплочение коллектива

Слайд 2

« Обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности» Курт Левин В любом коллективе (учебном, производственном) возникает вопрос, связанный с групповой сплоченностью. Вопрос этот важен потому, что от уровня развития коллектива, степени его сплоченности зависит эффективность работы учреждения, а также психологический комфорт каждого ее члена.

Слайд 3

Цель тренинга – это сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия. Задачи тренинга: • Повысить сплоченность коллектива; • Повысить взаимопонимание между педагогами; • Повысить самооценку педагогов; • Формирование благоприятного психологического климата в коллективе; • Повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех. • Осознание каждым педагогом своей роли, функций в группе; • Развитие умения работать в команде;

Слайд 4

« Сплочение – это возможность для коллектива стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Все Мы нуждаемся в поддержке, и получить ее мы можем только в своей группе! Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!»

Слайд 5

Заповеди сплоченного коллектива Проявляйте искренний интерес к другим людям. Пусть люди с которыми вы общаетесь, почувствуют что они вам интересны. Помните, что в любом языке для человека нет звука значительней и приятней, чем звук собственного имени. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других на разговор о них самих. Говорите о вещах интересующих вашего собеседника. Почаще улыбайтесь. Найдите источник любви и подключитесь к нему. Заряжайтесь от него, как аккумулятор от розетки. Полюбите себя. Как вы думаете о себе, и относитесь к себе, так и люди будут думать о вас и относиться к вам. Научитесь представлять себя в «шкуре» другого и смотреть на мир его глазами. Научитесь доверять людям. Не ожидайте от людей сразу многого. Будьте терпеливы. Не бросайте сеять дружелюбие. Делайте приятное людям. Дарите подарки, говорите комплименты. Не критикуйте, не превозноситесь, не осуждайте. Честно и искренно оценивайте достоинства людей. Вызывайте в людях положительные эмоции через юмор, шутки. Старайтесь услышать и понять окружающих, способствуйте созданию дружного и сплоченного коллектива. Уважайте мнение и выбор коллеги. Учитесь прощать мелкие огрехи – с кем не бывает! Являясь неотъемлемой частью коллектива, оставайтесь яркой, неординарной, творческой личностью. Если коллектив не такой, каким вы его хотите видеть, начните его изменять с себя. Начинайте каждый свой день с вопроса: «Что я могу сегодня сделать на пользу группе?» Ответив на вопрос, начинай действовать. Талантливы все и вы тоже! Проявляйте свои способности. Участвуйте постановке праздников. Ответственно относись к выполнению поручений на пользу коллектива, но не становись его тягловой силой. Будьте активными в выполнении общего дела и сделайте его приятным и важным для всех. Запомните, что радость жизни зависит от её разнообразия. Учитесь радоваться работе, отдыху, успеху и трудностям. УСПЕХОВ ВАМ!

Слайд 6

УПРАЖНЕНИЯ НА СПЛОЧЕНИЕ Упражнения на сплочение позволяют участникам тренинга почувствовать себя единой слаженной командой. Тренинги командообразования традиционно включают в себя большое количество упражнений на сплочение, они поднимают тонус группы, повышают её включенность и нацеленность на результат, что в свою очередь увеличивает результативность тренинга. Упражнения на сплочение в короткие сроки превращают разрозненную группу в единый, слаженный и четко работающий механизм. За это их и ценят. Для Вас подобраны качественные упражнения на сплочение , которые пользуются заслуженной популярностью у тренеров-практиков. Эти упражнения помогут Вам поучаствовать в эффективном и интересном тренинге.

Слайд 7

Уважаемые коллеги! Выберите для себя тренинговое имя, напишите его.

Слайд 8

1.Упражнение «Квадрат» (5-10 мин.) Цель : прочувствовать каждого участника группы. Ход упражнения Станьте в круг, и закройте глаза. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат. После того, как квадрат будет построен, не открывать глаза. Вопросы: Все ли уверены, что они стоят в квадрате? Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены. Квадрат действительно должен быть ровным. И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, предложить открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс. Так же можно строиться в другие фигуры. Во время упражнений участники переживают сильные эмоции и делают массу выводов, поэтому после каждого этапа можно устраивать небольшое обсуждение, где можно говорить пожелания своим коллегам для улучшения работы. Самый главный вопрос здесь: каким образом задание можно было сделать качественнее и быстрее?

Слайд 9

2. Упражнение «Коллаж» Время проведения: 40-45 мин. Цель: сплотить коллектив и поближе узнать каждого участника группы. Материалы : ватман, клей, цветные картинки животных. Ход упражнения Педагогический коллектив делится на 2 группы, педагоги садятся за столы, и им предлагаются ватманы, клей, нарисовать цветные картинки животных (можно использовать) трафарет. Из предложенных картинок каждый участник группы выбирает соответствующие ему животное, как он видит и чувствует себя в данном коллективе. Выбрав какого животного нарисует, каждый располагает и приклеивает их на ватмане так, как чувствует свое расположение в коллективе. После выполненной работы каждый участник (по желанию) дополняет свои картинки фоном с помощью карандашей. Вопросы для обсуждения :  Почему вы выбрали именно этого животного?  Чувствуете ли вы себя в коллективе, как это животное?  Были ли сложности при выполнении упражнения?

Слайд 10

3. Упражнение «Дом» Цель : осознание своей роли в группе, стиля поведения. Время: 15 минут. Ресурсы: карточки с изображением предметов мебели, быта и т.д. Ход упражнения: участники делятся на 2 команды. Ведущий дает инструкцию : «Каждая команда должна стать полноценным домом! Каждый человек должен выбрать, кем он будет в этом доме – дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за Вами! Но не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным домом! Постройте свой дом!». Психологический смысл упражнения: Участники задумываются над тем, какую функцию они выполняют в этом коллективе, осознают, что все они нужны в своем «доме», что способствует сплочению. Обсуждение: Как проходило обсуждение в командах? Сразу ли Вы смогли определить свою роль в «доме»? Почему Вы выбрали именно эту роль? Я думаю, Вы все поняли, что каждая часть Вашего «дома» важна и нужна в нем, каждая несет свою определенную функцию, без которой дом не может быть полноценным !

Слайд 11

4. Упражнение «Групповой рисунок по кругу» Всем участникам выдается один лист-ватман и карандаши (фломастеры, маркеры). Задача — задумав картину (любой образ), нарисовать только один ее элемент, после чего листок передается соседу справа. Таким образом, каждый участник получает листок с одним элементом. Задача — дорисовать один элемент и передать соседу справа. Рисунки передаются до тех пор, пока круг не замыкается. Обсуждается целостность получившихся картин и привлекательность. Упражнение позволяет развивать эмпатию участников, умение видеть позицию другого, в целостном действии развивает сплоченность коллектива. Подпишите лист ,чтобы узнать чей он.

Слайд 12

5.Упражнение «Идеальный мир » Материалы: 2 листа ватмана; маркеры разных цветов. Место проведения и исходное положение участников: педагоги делятся на 2 команды, равные по количеству человек. Команды располагаются таким образом, чтобы при обсуждении задания не мешать друг другу. Задание: первой команде нарисовать картину «Идеальный коллектив»; второй команде нарисовать картину «Идеальный коллега», и представить картины всему коллективу. Время: на выполнение задания у группы есть 10 минут. Представление картин проводят 1–2 человека от каждой команды, аргументируя свое видение идеального мира, не более 2 минут

Слайд 13

6.Упражнение «Ассоциации» Цель : Это очень простое и интересное упражнение поможет каждому участнику тренинга прояснить для себя понятие «команда». Размер группы : 8–15человек Время : 10–15 минут Инструкция : Коллеги, наш тренинг называется командообразование . Предлагаю каждому прояснить для себя значение понятия «команда». Упражнение, которое мы сейчас с вами проведем, вроде бы простое, но это не совсем так. Вы в этом убедитесь, когда увидите, какими интересными и неожиданными могут быть взгляды наших коллег на многие вопросы. 1. Возьмите ручки и бумагу. 2. Ваша задача — услышать мой вопрос и записать первые же образы, связанные с ним, которые пришли вам в голову: Если команда — это постройка, то она… Если команда — это цвет, то она… Если команда — это музыка, то она… Если команда — это геометрическая фигура, то она… Если команда — это название фильма, то она… Если команда — это настроение, то она… 3. Проведите опрос участников по тем ассоциациям, что вы назвали… Итоги упражнения: Что вам понравилось в этом упражнении? Какие ответы были для вас самыми интересными? Какие ответы удивили вас? О чем нам говорит это упражнение?

Слайд 14

7.Упражнение «Почта России» Каждый участник тренинга напишет телеграмму, поздравление, пожелание на бланке, указав вместо ФИО описание внешности и характера другого участника, а на обратной стороне бланка нарисует его портрет. Все бланки складываются в почтовый ящик, затем надо угадать кому адресовано послание. Определить, кто из группы соберет их больше.

Слайд 15

8.Упражнение «Подарок» Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия. Время: 3-5 минут. Описание упражнения: Психолог: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешную работу аплодисментами!» Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.

Слайд 16

Рекомендации педагогам по созданию благоприятного психологического климата в коллективе: Развивайте в себе такое качество, как терпимость к другим людям, коллегам, воспитанникам. Нетерпимость приводит к накоплению агрессии, которая в любой момент может вылиться на не в чем не повинных людей, в том числе на близких. Избегайте критиковать других, лучше действительно попытайтесь понять поведение другого человека. Учитесь снимать эмоциональное напряжение после рабочего дня; боритесь с эмоциональным выгоранием. Радуйтесь успехам своих коллег, тогда при вашем успехе, за вас будет кому порадоваться. Избегайте ненужной конкуренции. Ставьте перед собой реальные цели. Находите время для развлечений, хобби. Встречайтесь с коллегами в неформальной обстановке – это способствует сплочению. Ведите здоровый образ жизни: не забывайте о пользе физических нагрузок, прогулках на свежем воздухе и полезной пище.

Слайд 17

Обсуждение: «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы? Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!» Сотрудники ДОУ - это сплоченный коллектив, живущий под одним девизом: "Наша работа - любовь с заботой!"



Предварительный просмотр:

Потребность в индивидуальности педагога особенно остро стоит в современном обществе, т.к от того насколько педагог может проявить себя, реализоваться в профессии зависит его психологическое самочувствие и  результативность труда. Поэтому в общеобразовательных   учреждениях необходимо создавать благоприятные психологические условия, в которых он мог бы реализовать свою личность. А благоприятный психологический климат зависит прежде всего от уровня сплоченности педагогического коллектива.

Сплоченность коллектива – это понятие, раскрывающее особенности межличностных отношений в коллективе, единство ценностных ориентаций, единство целей и мотивов деятельности в пределах совместной деятельности. Товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют хороший социально-психологический климат.

Фактор, воздействующий на социально-психологический климат коллектива, обусловлен индивидуальными и психологическими особенностями каждого из его членов. Сквозь призму личностных особенностей человека преломляются все влияния на него как производственного, так и непроизводственного характера. Поэтому для формирования того или и социально-психологического климата коллектива имеют значение не столько психологические качества членов, сколько эффект их сочетания.

Общая цель: достичь хороших межличностных отношений (специфики формальных и неформальных организационных связей в коллективе и соотношение между ними), демократического уровня в коллективе, оптимального уровня психологической совместимости коллектива, раскрытие внутреннего творческого потенциала педагога.

Задачи:

  • консолидация группы, формирование в ней эмоционально позитивной атмосферы;
  • раскрытие творческого потенциала педагога;
  • активизация и укрепление доверия педагога к самому себе, к собственным желаниям и потребностям, развитие его индивидуальности, расширение самосознания, поиск эффективного индивидуального стиля педагогической деятельности;
  • повышение уровня самооценки педагога;
  • развитие эмоционального восприятия;
  • развитие у педагогов способности к педагогической рефлексии;
  • развитие средств эффективного общения педагога с коллегами по работе;
  • помочь человеку войти в диссоциированное состояние, чтобы увидеть и осознать свои проблемы как бы со стороны, повысить уверенность в себе.

Материалы:

Ватман , цветные карандаши, бумага формата А4,старые  газеты, мяч, игрушка солнышко, магнитофон, записи звуков природы ( горы).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Знакомство

Игра-фантазия «Магия нашего имени»( 10 минут)

Цель: Знакомство участников тренинга друг с другом, умение презентовать себя.

Материала: игрушка солнышко

Участники делятся на пары. Партнеры представляются по имени и обсуждают:

  • От кого я получил свое имя?
  • Есть ли мои тезки среди известных людей?
  • Знаю ли я литературных или кино-героев, носящих то же имя?
  • Как имя влияет на мое поведение в жизни?
  • Нравится ли мне мое имя?( если нет, то какое бы имя я хотел иметь?)
  • Знаю ли я, что означает мое имя?

Этапы работы:

I. Этап – разогрев

Упражнение «Перекинь мяч»( 5 минут)

Цели: вербальное и невербальное общение, сближает членов группы. Оно направлено на раскрепощение членов группы, на установление контактов друг с другом и поиску быстрого решения поставленной задачи.

Материалы: мяч.

Время: 2-5 минут

Процедура: Участники стоят в тесном кругу, им дается небольшой мячик (размером приблизительно с теннисный) и формулируется задание: как можно быстрее перекинуть этот мячик друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8; при большем их количестве целесообразно выполнять упражнение в нескольких подгруппах. Упражнение повторяется 3-4 раза, ведущий просит делать его как можно быстрее. Когда затраты времени доведены примерно до 1 с на каждого участника, ведущий просит изобрести и продемонстрировать способ, которым можно перекинуть мяч так, чтобы он побывал в руках у каждого, потратив лишь 1 с на всю группу. Обычно через некоторое время участники придумывают и демонстрируют соответствующее решение. (Оно состоит в том, что все они ставят сложенные «лодочкой» руки друг над другом и поочередно разводят ладошки в стороны. Мячик, падая вниз, передается из рук в руки и таким образом успевает побывать у каждого участника). Задача решена!

Психологический смысл упражнения. Демонстрация того, как проблема может быть решена более эффективно с помощью нетривиального подхода к ней и как этому препятствуют стереотипы («перекинуть – значит подбросить вверх, а потом поймать»). Сплочение группы, обучение координации совместных действий.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что мешало сразу же увидеть быстрый способ выполнения задания, какой стереотип при этом активизировался?
  2. Кому первому пришла мысль перебрасывать мяч, не подкидывая, а роняя его, и что подтолкнуло к этой идее?
  3. Какие ситуации, когда стереотипное видение мешало разглядеть простой и нетривиальный способ решения проблемы, встречались в жизненном опыте участников и как удавалось преодолеть эти ограничения?

Игра «Молекулы»( 5 минут)

Цель: снятие напряжения, создание дружеской обстановки.

Члены группы – «атомы» – свободно двигаются по комнате под музыку. По сигналу ведущего (хлопок) Атомы объединяются в молекулы по 2 человека, затем по 3 и т.д. в конце упражнения объединяется вся группа.

2.Этап  Творческие задания.( 30 минут)

Все участники делятся на четыре группы, каждая из которых получает задание

Разминка( для всех)

«Загадки на сообразительность»

Если разобьешь меня, моя работа не остановится. Если сможешь меня коснутся, моя работа закончится. Если потеряешь меня, вскоре найдешь с кольцом. (сердце)

Лежит в тоннеле железное чудовище. Оно может атаковать лишь подавшись назад. О чем идет речь? (пуля)

Упражнение «Придумать рифму слову»( по кругу)

Галка-палка-скакалка-мочалка

Дом-ром-облом-космодром

Упражнение «Применение предметов».Делимся на группы.

Цель: развитие творческого интеллекта.

Материалы: скрепку для бумаг, зубную щетку, карандаш, спичку... и т.д.

Время: 10–15 минут

Процедура: За две минуты найдите как можно больше применений для обувного шнурка и запишите их. Это упражнение, развивающее творческий интеллект для рассмотрения можно брать любой другой предмет.

Вопросы для обсуждения:

  1. Сложно было придумывать новое применение простым и знакомым вещам?
  2. Как можно применять ваш предмет?
  3. О чем заставило задуматься это упражнение?

Игра «Самолетик»( 5 минут)

4 пары: от каждой группы по паре участников – остальные поддерживают. Пары участников берут друг друга за руку и свободными руками делают бумажный самолетик.

Вывод: Вы попытались договориться друг с другом, распределить, кто, что будет делать и выполнить сообща задание.

Упражнение «Островки» (5-10 минут)

Цель: всем участникам разместится на газете (на всей, на половине газеты, на трети).

Материалы: газеты.

Время: 5-10 минут

Процедура: Участники разбиваются на группки по 4-6 человек и на скорость выполняют задания.

Смысл упражнения: Создание условий для воплощения и выдвижения идей о способах действия нестандартной ситуации, сплочение группы, физическая разминка. Участники обмениваются эмоциями и чувствами и озвучивают все свои идеи.

Упражнение «Несуществующее животное»

Время проведения: 10-15 мин.

Цель: сплотить коллектив и поближе узнать каждого участника группы.

Материалы: ватман, цветные карандаши

Ход упражнения

Группа садиться за стол, предлагается ватман, цветные карандаши. Группа должна  договориться какое животное они нарисуют  и составить о нем рассказ: как называется это животное, какое оно ( 5 характеристик), что оно умеет и какую пользу принесет людям.

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему вы выбрали это животное?
  2. Как оно называется, что оно умеет делать?
  3. Были ли сложности при выполнении упражнения?

Релаксация.  «Игра с песком» ( на напряжение и расслабление мышц рук)( вариант1)

Набрать в руки воображаемый песок. Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках. Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы. Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела (лень двигать тяжелыми руками).повторить игру с песком 2-3 раза

Медитация «Горная вершина»( 5 минут) ( вариант 2)

Задача приводимой медитации-визуализации – помочь человеку войти в диссоциированное состояние, чтобы увидеть и осознать свои проблемы как бы со стороны. Это позволяет значительно смягчить негативные переживания, найти новые, неожиданные пути разрешения проблем. Благодаря этому психотехника "Горная вершина" способствует повышению уверенности в себе.

— Вообразите, что вы стоите у подножия огромной горы. Со всех сторон вас окружают каменные исполины. Может быть, это Памир, Тибет или Гималаи. Где-то в вышине, теряясь в облаках, плывут ледяные вершины гор. Как прекрасно должно быть там, наверху! Вам хотелось бы оказаться там. И вам не нужно добираться до вершин, карабкаясь по труднодоступной и опасной крутизне, потому что вы... можете летать. Посмотрите вверх: на фоне неба четко виден темный движущийся крестик. Это орел, парящий над скалами... Мгновение – и вы сами становитесь этим орлом. Расправив свои могучие крылья, вы легко ловите упругие потоки воздуха и свободно скользите в них... Вы видите рваные, клочковатые облака, плывущие под вами... Далеко внизу – игрушечные рощицы, крошечные дома в долинах, миниатюрные человечки... Ваш зоркий глаз способен различить самые мелкие детали развернувшейся перед вами картины. Вглядитесь в нее. Рассмотрите подробней...

Вы слышите негромкий свист ветра и резкие крики пролетающих мимо мелких птиц. Вы чувствуете прохладу и нежную упругость воздуха, который держит вас в вышине. Какое чудесное ощущение свободного полета, независимости и силы! Насладитесь им...

Вам не составляет труда достигнуть любой самой высокой и не доступной для других вершины. Выберите себе удобный участок и спуститесь на него, чтобы оттуда, с недосягаемой высоты, посмотреть на то, что осталось там, далеко, у подножия гор... Какими мелкими и незначительными видятся отсюда волновавшие вас проблемы! Оцените – стоят ли они усилий и переживаний, испытанных вами! Спокойствие, даруемое высотой и сплои, наделяет вас беспристрастностью и способностью вникать в суть вещей, понимать и замечать то, что было недоступно там, в суете. Отсюда, с высоты, вам легко увидеть способы решения мучавших вас вопросов... С поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные поступки... Пауза.

Взлетите снова и снова испытайте изумительное чувство полета. Пусть оно надолго запомнится вам... А теперь вновь перенеситесь в себя, стоящего у подножия горы... Помашите рукой на прощание парящему в небе орлу, который сделал доступным для вас новое восприятие мира... Поблагодарите его...

Вы снова здесь, в этой комнате. Вы вернулись сюда после своего удивительного путешествия...

III. Этап – Завершение

Упражнение «Творческая жизнь»

Цель: обобщить представление частников о своих творческих способностях и найти свое творческое начало.

Время: 7–15 минут

Материалы: бумага, ручки.

Процедура: Участники объединяются в группки по 5-6 человек, получают задание: Сформировать перечень рекомендаций, которые позволят «сделать более творческой собственную жизнь», и записать их. Формируемые рекомендации должны быть реально воплотимы в жизнь всеми участниками или хотя бы большинством из них ( т.е не подразумевать наличие каких-либо редко встречающихся способностей, слишком крупных материальных затрат и т.п).

Обсуждение в группе разобрать все варианты.

Пример:

  1. Регулярно выполнять физические упражнения;
  2. Овладеть техникой медитации и релаксации.
  3. Ведите дневник, пишите рассказы, стихи, песни записывайте умные мысли.
  4. Расширяйте кругозор своих интересов и др.

Литература:

  1. Грецов А.В. Лучшие упражнения для развития креативности. / Учебно-методическое пособие.- СПб., СПбНИИ физической культуры, 2006., – 44 с.
  2. Ильин Е.П. «Психология творчества, креативности, одаренности».-СПб., Питер Серия: Мастера психологии, 2009., – 448 с.
  3. Йири Шерер. Техники креативности:как в 10 шагах найти, оценить и воплотить идею/ Йири Шерер:[пер. с нем. О. Гляйсснер].-М.:СмартБук, 2009.,– 136 с.: илл. – (Инновационные стратегии управления).
  4. 4.Н.В.Самоукина «Игры с которые играют».Психологический практикум .Дубна .Феникс.1996
  5. Шитова Е.В.Практические семинары и тренинги для педагогов .Выпуск 1 Волгоград 2008 г

Занятие 2. «Сплочение педагогического коллектива и развитие творческого потенциала педагогов»        

Педагогические коллективы сегодня раздирают противоречия. В педагогическом коллективе конфликты довольно частое явление. В них бывают порой задействованы все члены школьного социума: педагоги, родители, учащиеся. Нередко при этом легко разрушаются с таким трудом налаженные связи.

В настоящее время, когда именно коллективные условия определяют успехи науки, техники, возникает острая необходимость в людях, владеющих искусством создавать моральный климат в коллективе. Однако в педагогическом коллективе каждый его член может и должен влиять на благоприятность социально-психологического климата. И коллектив становится могучим средством формирования личности только тогда, когда он характеризуется высоким психологическим климатом.

Чтобы успешно преодолевать разрушительные последствия конфликтов, нужно научиться обходить их. А это возможно лишь при высоком уровне развития коллектива и благоприятного социально-психологического климата.

Общая цель: достичь хороших межличностных отношений (специфики формальных и неформальных организационных связей в коллективе и соотношение между ними), демократического уровня в коллективе, оптимального уровня психологической совместимости коллектива, раскрытие внутреннего творческого потенциала педагога.

Задачи:

  • консолидация группы, формирование в ней эмоционально позитивной атмосферы;
  • раскрытие творческого потенциала педагога
  • активизация и укрепление доверия педагога к самому себе, к собственным желаниям и потребностям, развитие его индивидуальности, расширение самосознания, поиск эффективного индивидуального стиля педагогической деятельности;
  • определение стиля поведения, изучение личностной предрасположенности к конфликтному поведению;
  • конструктивное решение конфликтных ситуаций;
  • повышение уровня самооценки педагога;
  • развитие эмоционального восприятия;
  • развитие у педагогов способности к педагогической рефлексии
  • развитие средств эффективного общения педагога с коллегами по работе .
  • помочь человеку войти в диссоциированное состояние, чтобы увидеть и осознать свои проблемы как бы со стороны, повысит уверенность в себе.

1.этап .Разогрев

 Упражнение «Шеренга» (5-10 мин.)

Цель: сплочение коллектива. Упражнение позволяет осознать невербальные средства установления контакта, апробировать их в безопасных условиях группы, проверить свои возможности установления контакта в различных ситуациях, понять, что при установлении контакта не существует универсальных средств и правил, а прежде всего необходимо ориентироваться на человека, с которым взаимодействуешь.

Ход упражнения: участники строятся в шеренгу по : росту; цвету волос; алфавиту имен; размеру ноги; знаку зодиака и т.д.

Инструкция: «Сейчас вам предстоит построиться в шеренгу по цвету глаз, от самых светлых к самым темным. При построении запрещается разговаривать. Итак, начали». На построение дается 2 минуты. Затем предлагается построиться по цвету волос, от самых светлых к самым темным. Условия те же. Последнее задание самое сложное: построиться по росту с закрытыми глазами, не разговаривая.

Вопросы для обсуждения:

  • Что вы сейчас чувствуете?
  • Что вам больше всего понравилось?
  • Трудно ли вам было выполнять упражнение?

2.этап Творческие задания

Упражнение в парах «Елочка»

Обнявших руками за пояс участники должны нарисовать елку. Другая пара так же обнявших должна эту елку вырезать, третья пара обнявшись за пояс должны эту елку раскрасить карандашами. Выигрывает та команда, что быстрее справилась с заданием.

Упражнение «Воздушные замки»

Необходимые материалы: пачка бумаги формата А4.

Время: 25 минут.

Описание: Участники делятся на мини-группы по 3-6 человек. В центре комнаты кладется пачка бумаги и озвучивается следующая инструкция: «Каждой команде необходимо за следующие 15 минут построить из этой бумаги башню. Ничего кроме бумаги использовать нельзя. Башня должна быть выше одного метра в высоту. Побеждает команда, которая построит самую высокую башню».

Обсуждение:

  1. Возникали ли помехи в работе команды? В чем они заключались?
  2. Что помогало команде работать слаженно, совместно выполнять данное упражнение?

 Упражнение «Коллажирование на свободную тему» (30–40 мин)

Коллажирование, как и любая визуальная техника, дает возможность раскрыть потенциальные возможности человека, предполагает большую степень свободы, является безболезненным методом работы с личностью, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества. Кроме того, при изготовлении коллажа не возникает напряжения, связанного с отсутствием у участников художественных способностей, эта техника позволяет каждому получить успешный результат. Коллажирование позволяет определить существующее на данный момент психологическое состояние человека, выявить актуальное содержание его самосознания, его личностные переживания. Значительно расширить возможности техники коллажирования может ее интеграция с другими арт-технологиями. Примером может служить включение в коллаж рисунков, личных фотографий участников, авторами которых они являются, либо на которых они запечатлены, а также использование коллажа в перфомансе и инсталляции.

На основе данной техники нами были разработана методика «Коллажирование на свободную тему», целью которой является знакомство студентов-психологов со стратегиями социального взаимодействия и повышение их коммуникативной компетентности. В ходе работы они получают возможность осознать особенности своего индивидуального стиля взаимодействия с окружающими людьми, что является значимым для эффективного осуществления ими будущей профессиональной деятельности. Особенностью данной методики является то, что создание коллажей происходит в групповой форме, что позволяет включить участников в совместную деятельность и проследить особенности их социального взаимодействия.

Цель упражнения: развить способность группы приходить к общему мнению, идти на компромисс, уметь договариваться.

Материалы: ватман, простые карандаши, глянцевые журналы, клей, соответствующая работе музыка и фантазия участников.

Ход упражнения

Группа садится во круг стола, им предлагаются ватман, простые карандаши, глянцевые журналы и клей. Группа определяется с тематикой коллажа (природа, животные и т.д.), вместе договариваются кто рисует выбранный рисунок(желательно, чтоб вместе, рисунок должен быть объемным). Участники должны распределить цвета и то место на ватмане, которое они будут заполнять.

Вопросы для обсуждения:

  1. Легко ли было определиться с темой?
  2. Были ли трудности при выборе рисунка?
  3. Возникали ли разногласия в ходе работы?

3.Этап          Развитие эмоционального восприятия

Упражнение «Передача»

Необходимые материалы: не требуются.

Время: 5 минут.

Описание: участники образуют тесный круг. Затем ведущий предлагает всем положить руки на плечи друг другу и закрыть глаза. Нужно мысленно передать друг другу все возможные положительные эмоции, чувства, пожелания.

Обсуждение: обмен мнениями.

Упражнение «Щепки на реке»

Необходимые материалы: не требуются.

Время: 10 минут.

Описание: участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Это – берега реки. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой руки. По реке сейчас поплывут Щепки. Один из желающих должен «проплыть» по реке. Участники игры «берега» помогают руками, ласковыми прикосновениями движению Щепки. Когда Щепка проплывет весь путь, она становится краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующая Щепка начинает свой путь...

Релаксация.              Мудрец из храма 

Психотерапевты часто используют в медитативных техниках архетипические образы древнего старца-мудреца, храма, пламени свечи и тому подобные (см. например, Дж. Рейнуотер, (1992), поскольку они позволяют человеку получить доступ к ресурсам собственного подсознания. В описываемой ниже психотехнике применяются все перечисленные архетипы.

— Представьте себя стоящем на поляне в летнем лесу. Густая трава подымается до колен, и лепестки цветов касаются ваших ног. Вокруг деревья, их листвой шелестит теплый ветерок. Солнечные лучи создают причудливую мозаику света и тени. До вас доносятся пересвисты птиц, стрекотание кузнечиков, потрескивание веток. Вам приятен аромат трав и цветов. Кудрявые барашки в синеве летнего неба предвещают отличную погоду.

Вы пересекаете поляну и углубляетесь в лес. Под вашими ногами узкая тропинка. Она едва заметна в траве. Видно, по ней нечасто ходят. Вы не торопясь идете по лесу и неожиданно видите сквозь кроны деревьев крышу здания необычной архитектуры. Вы направляетесь к этому зданию. Деревья отступают, и вы оказываетесь перед удивительным строением. Это храм. Он стоит далеко от суеты городов и уличной толкотни, от погони за призрачным счастьем. Этот храм – место тишины и спокойствия, место для размышлений и углубления в себя. Несколько широких ступеней ведут к тяжелой дубовой двери. Солнечные лучи играют на позолоте узоров, украшающих дверь. Вы подымаетесь по ступеням и, взявшись за золотую ручку, открываете дверь. Она поддается неожиданно легко и бесшумно. Внутри храма – полусумрак и приятная прохлада. Все звуки остаются снаружи. На стенах старинные росписи. Повсюду полки, на которых множество книг, странных фолиантов, свитков. Напротив двери, через которую вы вошли, – большой дубовый стол, за которым сидит старец в белоснежной одежде. Его добрые и мудрые глаза устремлены на вас. Прямо перед ним в подсвечнике горит свеча.

Подойдите поближе к старцу. Это мудрец, знающий все сокровенные тайны мира, события прошлого и будущего. Вы можете спросить его о том, что вас волнует, – и, возможно, вы получите ответ, которого так долго искали... Мудрец указывает вам на свечу. Вглядитесь в это живое пламя, в его волшебную сердцевину. Смотрите на него... Внутри пламени появляется сначала размытый, а теперь все более четкий образ... Переведите взгляд на мудреца. Он держит в руках календарь. На листе календаря четко выделяется дата запомните ее...

Время посещения храма заканчивается. Поблагодарите мудреца за то, что встретился с вами... Вы выходите из храма и прикрываете за собой дверь. Здесь, снаружи, по-прежнему солнечный день. Вы спускаетесь по ступеням и снова выходите на лесную тропинку, по которой возвращаетесь к полянке, где началось ваше путешествие. Вы останавливаетесь, в последний раз окидываете взглядом пейзаж вокруг... и вновь переноситесь сюда, в эту комнату...

Заключение         Упражнение «Обмен»

Необходимые материалы: не требуется.

Время: 5 минут.

Описание: ведущий предлагает участникам тренинга поприветствовать друг друга пожатием рук. Однако это будет не простое рукопожатие. Каждый из участников группы должен подойти по очереди ко всем остальным, скрестить свои руки, взять в них сложенные накрест руки партнера и во время рукопожатия сказать ему что-то очень приятное (комплимент, пожелания и т.п.).

Обсуждение: не требуется.

Рефлексия занятия:

  1. Что понравилось на этом занятии?
  2. Что вызывало трудности?
  3. Чему способствовало проведенное занятие?

Литература:

  1. Грецов А.В. Лучшие упражнения для развития креативности. / Учебно-методическое пособие.- СПб., СПбНИИ физической культуры, 2006., – 44 с.
  2. Ильин Е.П. «Психология творчества, креативности, одаренности».-СПб., Питер Серия: Мастера психологии, 2009., – 448 с.
  3. Йири Шерер. Техники креативности:как в 10 шагах найти, оценить и воплотить идею/ Йири Шерер:[пер. с нем. О. Гляйсснер].-М.:СмартБук, 2009.,– 136 с.: илл. – (Инновационные стратегии управления).
  4. 4.Н.В.Самоукина «Игры с которые играют».Психологический практикум .Дубна .Феникс.1996
  5. Шитова Е.В.Практические семинары и тренинги для педагогов .Выпуск 1 Волгоград 2008 г