Материал конкурсных заданий на региональный этап Всероссийского конкурса "Педагогический дебют - 2022"

Осипова Евгения Анатольевна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Приобщение детей к истокам народной культуры является актуальной темой в наше современное время. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.  Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине. Так же как и любое другое чувство, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, я считаю необходимым пробудить это чувство в детях в ходе реализации данного проекта, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Почему я выбрала данную тему? На мой взгляд данная тема важна тем, что дает возможность ребенку любого возраста не только узнать о множестве русских народных промыслов и изучить их, но и приобщиться к истокам русской культуры, увидеть самобытность нашего народа, восхититься мастерством, и проникнуться патриотизмом к своей Родине.

Направление образовательной деятельности: гражданско-патриотическое

Идея проекта: приобщение детей к истокам русской народной культуры, через изготовление пряника своими руками.

Цель проекта: приобщать детей к русской народной культуре через знакомство и изготовление   пряников

Задачи проекта: 

- способствовать формированию патриотических чувств у детей: любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории.

- ознакомиться с историей развития русской национальной кухни через изготовление пряников

- продолжать знакомство детей с народным декоративно- прикладным искусством.

- способствовать развитию интереса к русским народным произведениям.

- создать условия для активации творческого мышления детей.

- расширять сотрудничество с родителями.

- обогатить опыт сотрудничества родителей с детьми

- сформировать у детей представления об истории пряника, элементами технологии его приготовления, многообразии видов;

-воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.

- формировать художественно — эстетическую культуру во всех видах деятельности: познавательной, музыкальной, игровой, учебной, трудовой.

- развивать познавательные и творческие способности старших дошкольников;

- создать условия по формированию у дошкольников и их родителей ценностного отношения к культуре своего народа

Участники: воспитанники подготовительной к школе группы, педагоги, родители.
Форма участия – коллективная, групповая, индивидуальная.

Тип проекта: творческий.
Сроки и длительность проекта: сентябрь–февраль.
Предполагаемый результат проекта: 

дети познакомились с традицией пряничного искусства, проявили неподдельный интерес к пряничному делу;

- у воспитанников расширилось представление о характере творческой деятельности мастера-прянишника, народных традициях;

- дети научились отличать особенности разных видов пряников; воспитанники освоили азы росписи пряников;

- дети проявили живой эмоциональный отклик на народные традиции и их практическое воплощение в пряничном деле;

- родители воспитанников высказали интерес к проекту, дали ему положительную оценку, проявили желание освоить искусство изготовления пряников и сделать это семейной традицией.

        Данный проект связан с содержанием общесадовского проекта «Русская изба», дополняет и расширяет его содержание.

I.  этап  подготовительный

  1. Создание плана проекта;
  2. Постановка целей и задач проекта;
  3. Определение направлений, объектов и методов;
  4. Подбор оборудования и материалов;
  5. Предварительная работа с детьми и родителями.

           II.  этап практический  

В процессе реализации проекта использовались различные виды деятельности.

-Беседы с детьми «Как жили люди на Руси»  (Приложение  ).  

     Закрепить знания детей о истории России и укладе жизни наших предков. Дать элементарные сведения о строительстве и устройстве русской избы, о предметах быта, традициях русских людей.

 -Беседа с детьми на тему: «История деревянной ложки» (Приложение )

     Расширить кругозор детей об истории и народных традициях, познакомить с предметами быта старины, нацелить на воссоздание культурных ценностей русского народа. Прослушивание песен, сказок, рассказов по теме проекта.

     Развитие у детей интереса к произведениям русского народного творчества. Знакомство с народным фольклором и народными играми. 

     Познакомить с характерными чертами русского народного фольклора, и народными играми. Разучивание малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, частушки, пестушки, приговорки, чистоговорки). 

    Способствовать развитию образной речи детей средствами малых форм фольклора.

- Инсценировка с использованием различных видов кукольного театра: «Как солнышко в пряник попало», «Волшебное путешествие зернышка».

Способствовать формированию развития творческих способностей, через театрализованную деятельность

- Изготовление русских пряников

     Сформировать у детей представление об истории русского пряника, через технологию его изготовления.

- Детско-родительские проекты (Приложение 1)

      Повышение активности родителей через приобщение к участию в жизни детского сада

- Изготовление мини-музеев (Приложение 2 )

       Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями.

-Открытое занятие на тему: « Пряничная сказка » (Приложение 3)

III. Заключительный этап

Мы узнали:

  • На Руси издавна на праздники пекли пряники
  • Что такое пряники и почему они так называются
  • Люди, которые пекли и продавали пряники, назывались пряничниками
  • О продуктах для пряничного теста
  • Рецепты пряничного теста
  • Предварительные итоги:
  • научились искать и получать информацию из различных источников;
  • познакомились с увлекательной историей появления пряника на Руси ;
  • можем рассказать о видах пряника, определить их на вкус;
  • узнали о русских традициях;
  • освоили технологию изготовления и украшения пряника;
  • научились замешивать соленое тесто, лепить из него;
  • расписывать узорами, готовые изделия сахарной глазурью.

      1) Собрать информацию о жизни Людей на Руси. Благодаря этому заданию дети познакомятся с историей жизни русского народа.

  2) Создать мини-музеи «Образование тряпичной куклы». «Пряничная мозайка » «Из истории праздника » У детей появится интерес к традициям и обрядам русского народа, познакомятся с разными областями человеческой деятельности: историей и фольклором, природой и культурой

3) Создать детско-родительский проект  « Сладкая жизнь нашей семьи »

4) Провести мастер класс для педагогов «Лента времени: До, после и сейчас».

Оценка эффективности реализации проекта

Критерий1.

Продуктивность деятельности.
Показатели: повышение уровня участия в творческих  конкурсах по художественно-эстетическому развитию.
Критерий 2. Личностное развитие воспитанников.
Показатели: личностное отношение детей к культурным ценностям своего народа.
Критерий 3. Раскрытие возможностей и развитие индивидуальных способностей воспитанников.
Показатели: результаты участия детей в конкурсах, фестивалях, выставках; креативность в выполнении практических заданий.
Критерий 4. Овладение новыми гибкими базовыми навыками.
Показатели: применение театральной и продуктивной деятельности в совместных играх, умения критически мыслить, взаимодействовать друг с другом.
Критерий 5. Рост удовлетворенности родителей результатами деятельности детского сада.
Показатели: положительные отзывы родителей в средствах СМИ активное совместное взаимодействие при проведении  мероприятий с детьми.

   Оценка рисков

1.Недостаточное оснащение материалами: формами для изготовления разного вида пряников.

Пути минимизации: привлечение родителей в работу для изготовление наглядного материала.

2.Отсутствие заинтересованности у детей, родителей и педагогов  в проекте.

Пути минимизации: Создание благоприятной эмоциональной атмосферы для детей. Проведение мастер-классов для родителей и педагогов

3.Возникновение дефицита времени при работе над проектом.

Пути минимизации: четкое и реальное планирование, использование рекомендаций.

4. Отсутствие взаимопонимания с родителями.

Пути минимизации: Привлечение родителей в проектную деятельность по изготовлению пряников. Демонстрация достижений детей перед родителями

Дальнейшее развитие проекта

- Продолжить организацию среды,  в которой дети могут легко погрузиться в быт народов, проживающих на данной территории: русского, татарского, мордовского, немецкого и других народностей.

- Продолжать знакомить с характерными предметами быта, народным творчеством, местным фольклором, с народными играми.

- Активно сотрудничать с краеведческим музеем и детской библиотекой по проведению мастер-классов с детьми и выставок.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

муниципального образования «город Бугуруслан»

«Детский сад комбинированного вида №16»

Конкурс «Педагогический дебют-2021»

Номинация «Молодые воспитатели дошкольных

образовательных организаций»

Образовательный проект:

«Пряники русские сладкие, вкусные…»

 

Автор проекта:

Осипова Евгения Анатольевна,

воспитатель  МАДОУ «Д/с№16»

город Бугуруслан, 2021

                                                                                              И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

Вадим Шафран

1. Обоснование необходимости проекта

       Приобщение детей к истокам народной культуры является актуальной темой в наше современное время. Именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к традициям предков, их мудрости и культуре. Проблема заключается в том, что в наше время дети не знакомы с русскими традициями, бытом, русской кухней. Недостаток знаний об обрядах и традициях пряничного искусства на Руси был выявлен при беседе с детьми. Реализуя проект, дети смогут узнать историю возникновения пряничного мастерства. Изучить технологию изготовления пряников. Познакомиться с культурными традициями приготовления этих обрядовых сладких кушаний на Руси.

2. Цель и

основные задачи проекта

Цель проекта: приобщать детей к русской народной культуре через знакомство и изготовление   пряников.

Основные задачи проекта:

 - научить детей выявлять отличительные особенности разных видов пряников;

 - сформировать у детей представления об истории пряника, элементами технологии его приготовления;

- создать условия для развития интереса дошкольников к народному творчеству, культуре и традициям;

  • - способствовать развитию интереса к русским народным произведениям;

- развивать мелкую моторику пальцев рук;

- воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства;

- создать условия по формированию у дошкольников и их родителей ценностного отношения к культуре своего народа.

3.Участники проекта

Воспитанники подготовительной к школе группы (6-7лет), воспитатели, родители.

4.Сроки проекта

Сентябрь 2021г. – Февраль 2022г.

5.Новизна проекта

Новизна данного образовательного проекта опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на формирование интегрированного качества «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту» и через углубление содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» за счет обучения детей лепки из теста пряников различных видов и различным способом.

6. Страте

гия и механизмы  достиже-

ния поставлен-

ной цели и задач

I. Подготовительный (аналитический, мотивационный) этап

1. Постановка целей и задач проекта.

2. Создание плана проекта.

3. Работа по подбору иллюстраций и видеоматериалов по теме

4.Просмотр цикла мультфильмов: «Пряник» «Пряничный человечек», «Приключение Петрушки», «Тульский пряник»

5. Анкетирование родителей «Что вы знаете про пряники?».

II. Практический этап

В процессе реализации проекта использовались различные виды деятельности.

-Цикл бесед с детьми по теме проекта «Как жили люди на Руси», «Тульский пряник» «Рождественский пряник» и др. (Приложение).

-Прослушивание песен, сказок, рассказов по теме проекта.

-Разучивание малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, частушки, пестушки, приговорки, чистоговорки) 

-Разучивание народных, дидактических игр. 

-Инсценировка с использованием различных видов кукольного театра: «Как солнышко в пряник попало», «Волшебное путешествие зернышка»

Научно-исследовательская деятельность

- Изготовление разных видов пряников.

-Детско-родительские проекты: «Изготовление пряников по семейным рецептам», «Книга лучших рецептов пряников»

- Создание мини-музеев

III. Заключительный этап

Анализ и оценка результатов проекта

7.Рабочий план реализации проекта

1. Цикл интегрированных занятий, знакомящих с историей возникновения пряника, многообразием форм и способов выпечки, пряничными традициями.

2. Научно-исследовательская деятельность

- Эксперименты с мукой, с пряностями. (Приложение).

3. Моделирование (составление оригинальных рецептов) (Приложение).

4.Лепка пряников из различного материала и разными способами.(Приложение).

5. Роспись готовых изделий

6.Создание мини-музея «Пряничная мозаика», «Образование тряпичной куклы», «Из истории праздника» (Приложение).

7.Детско-родительские проекты «Изготовление пряников по семейным рецептам», «Книга лучших рецептов пряников» (Приложение).

8. Создание альбомов «Какие пекли пряники на Руси».

9. Выставка пряников, изготовленных детьми.  

8.Прогнози-руемые

результаты реализации проекта

- дети познакомились с традицией пряничного искусства, проявили неподдельный интерес к пряничному делу;

- у воспитанников расширилось представление о характере творческой деятельности мастера-прянишника, народных традициях;

- дети научились отличать особенности разных видов пряников; воспитанники освоили азы росписи пряников;

- дети проявили живой эмоциональный отклик на народные традиции и их практическое воплощение в пряничном

деле;

- родители воспитанников высказали интерес к проекту, дали ему положительную оценку, проявили желание освоить искусство изготовления пряников и сделать это семейной традицией.

9.Оценка эффектив-ности реализации проекта

Критерий 1. Продуктивность деятельности.
Показатели: повышение уровня участия в творческих  конкурсах по художественно-эстетическому развитию.
Критерий 2. Личностное развитие воспитанников.
Показатели: личностное отношение детей к культурным ценностям своего народа.
Критерий 3. Раскрытие возможностей и развитие индивидуальных способностей воспитанников.
Показатели: результаты участия детей в конкурсах, фестивалях, выставках; креативность в выполнении практических заданий.
Критерий 4. Овладение новыми гибкими базовыми навыками.
Показатели: применение театральной и продуктивной деятельности в совместных играх, умения критически мыслить, взаимодействовать друг с другом.
Критерий 5. Рост удовлетворенности родителей результатами деятельности детского сада.
Показатели: положительные отзывы родителей в средствах СМИ активное совместное взаимодействие при проведении  мероприятий с детьми

10.Оценка рисков

1.Недостаточное оснащение материалами: формами для изготовления разного вида пряников.

Пути минимизации: привлечение родителей в работу для изготовление наглядного материала.

2.Отсутствие заинтересованности у детей, родителей и педагогов в проекте.

Пути минимизации: Создание благоприятной эмоциональной атмосферы для детей. Проведение мастер-классов для родителей и педагогов

3.Возникновение дефицита времени при работе над проектом.

Пути минимизации: четкое и реальное планирование, использование рекомендаций.

4. Отсутствие взаимопонимания с родителями.

Пути минимизации: Привлечение родителей в проектную деятельность по изготовлению пряников.

Демонстрация достижений детей перед родителями.

11.Дальней-

шее

развитие проекта  

Продолжить организацию среды, в которой дети могут легко погрузиться в быт народов, проживающих на данной территории: русского, татарского, мордовского, немецкого и других народностей. Продолжать знакомить с характерными предметами быта, народным творчеством, местным фольклором, с народными играми. Активно сотрудничать с краеведческим музеем и детской библиотекой по проведению мастер-классов с детьми и выставок.

12.Ресурсы

Кадровые: - создание творческой группы по реализации проекта.

Информационные: - развитие сотрудничества с родителями и социальными партнерами.

Научно-методические: - подбор методической литературы по реализации проекта, интернет – ресурс.

Материально – технические: наличие проектора, ноутбука, наличие в ДОУ   музея «Русская изба» с необходимыми экспонатами.

                     Список используемой литературы:

 Князева. О.Л., Маханёва. М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. С.Петербург.2017.

Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.- М.: 2005.

Информационные источники.

Виды пряников http://www.1hleb.ru/about/articles/2821.html

История пряника http://www.hlebopek.ru/pryanik/,

http://www.novostioede.ru/article/istorija_pranika1/

История пряника http://www.tkf-lakomka.ru/070000.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан» «Детский сад комбинированного вида №16» МАДОУ «Д/с №16» Образовательный проект « Пряники русские сладкие, вкусные…» Автор проекта: Осипова Евгения Анатольевна, воспитатель МАДОУ «Д/с№16» город Бугуруслан, 2021

Слайд 2

Проект «Пряники русские сладкие, вкусные…» Вид проекта: творческий Сроки и длительность проекта: долгосрочный, рассчитан на 6 месяцев, сентябрь–февраль. Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители. Возраст детей: 6 – 7 лет Формы организации деятельности детей: коллективная, групповая, индивидуальная .

Слайд 3

Участники проекта Дети, воспитатели ДОУ, родители

Слайд 4

Цели проекта: приобщать детей к русской народной культуре через знакомство и изготовление пряников.

Слайд 5

- научить детей выявлять отличительные особенности разных видов пряников; - сформировать у детей представления об истории пряника, элементами технологии его приготовления; - создать условия для развития интереса дошкольников к народному творчеству, культуре и традициям; - способствовать развитию интереса к русским народным произведениям; - развивать мелкую моторику пальцев рук; - воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства; - создать условия по формированию у дошкольников и их родителей ценностного отношения к культуре своего народа. Задачи:

Слайд 6

Ожидаемые результаты дети познакомились с традицией пряничного искусства, проявили неподдельный интерес к пряничному делу; - у воспитанников расширилось представление о характере творческой деятельности мастера-прянишника , народных традициях; - дети научились отличать особенности разных видов пряников; воспитанники освоили азы росписи пряников; - дети проявили живой эмоциональный отклик на народные традиции и их практическое воплощение в пряничном деле; - родители воспитанников высказали интерес к проекту, дали ему положительную оценку, проявили желание освоить искусство изготовления пряников и сделать это семейной традицией .

Слайд 7

Этапы проекта I этап подготовительный – сентябрь – 2021г. II этап практический – октябрь- январь 2021/22 г.г. III этап заключительный – февраль 2022г.

Слайд 8

I этап- подготовительный сентябрь – 2021г. Проводилась предварительная работа с детьми и родителями по теме: Мы знаем, что это можно узнать о пряниках? Детям задавались вопросы: Любите ли вы пряники? Знаете ли вы, почему пряник назвали пряником? Что добавляют в пряник? Какие бывают пряники? Знаете ли вы самые знаменитые пряники? Сколько лет прянику? Как испечь пряник? и др. На все вопросы мы так и не смогли ответить

Слайд 9

Мониторинг образовательно-педагогического процесса по теме: “ Что мы знаем о пряниках ” Методы исследования Беседы с детьми Создание проблемных ситуаций Наблюдения Иллюстрации Дидактические игры

Слайд 10

Результаты мониторинга на начало проекта низкий уровень- 30% средний уровень-17% высокий уровень- 53%

Слайд 11

Материально-техническое и методическое обеспечение проекта - Иллюстративный материал с изображением изделий из муки, трудовых действий пряничников -Иллюстративный материал с изображением видов пряников, продуктов для пряничного теста Оборудование для работы(скалки, пряничные доски, формочки, стеки, фартучки, кондитерские мешочки с глазурью, косынки) История пряника мультимедийные презентации, подбор мультфильмов: «Пряник» «Пряничный человечек», «Приключение Петрушки», «Тульский пряник» « Пряник » « Пряничный человечек » , « Приключение Петрушки » , « Тульский пряник » Дидактический игры : «Подбери продукты для пряничного теста» , «Сложи пряник», дидактическое упражнение «Повтори узор» и др.

Слайд 12

Мы решили: спросим у родителей, о том, что они знают о пряниках и людях, которые их пекут сделать пряничное тесто своими руками почитаем книги посмотрим мультимедийную презентацию о пряниках сделаем выставку рисунков и поделок Создадим мини-музей «Пряничная мозаика» в группе

Слайд 13

II этап – основной практический – октябрь- январь 2021/22 г.г. Вот какие узоры у нас получились Подарки пряников для малышей в детский игровой уголок

Слайд 14

Цикл бесед с детьми по теме проекта «Как жили люди на Руси», «Тульский пряник» «Рождественский пряник» Инсценировка с использованием различных видов кукольного театра: «Как солнышко в пряник попало», «Волшебное путешествие зернышка»

Слайд 15

Цикл интегрированных занятий с использованием авторского пособия «Ленты времени»

Слайд 16

Мини-музей «Пряничная мозаика»

Слайд 17

Детско-родительские проекты: «Книга лучших рецептов пряников» «Книга лучших рецептов пряников»

Слайд 18

Детско-родительские проекты: «Изготовление пряников по семейным рецептам»

Слайд 19

III этап заключительный – февраль 2022г. Краткосрочные результаты реализации проекта Мы узнали: На Руси издавна на праздники пекли пряники Что такое пряники и почему они так называются Люди, которые пекли и продавали пряники, назывались пряничниками О продуктах для пряничного теста Рецепты пряничного теста Предварительные итоги: научились искать и получать информацию из различных источников; познакомились с увлекательной историей появления пряника на Руси ; можем рассказать о видах пряника, определить их на вкус; узнали о русских традициях; освоили технологию изготовления и украшения пряника; научились замешивать соленое тесто, лепить из него; расписывать узорами, готовые изделия сахарной глазурью.

Слайд 20

Оценка эффективности реализации проекта Критерий 1. Продуктивность деятельности. Показатели: повышение уровня участия в творческих конкурсах по художественно-эстетическому развитию. Критерий 2. Личностное развитие воспитанников. Показатели: личностное отношение детей к культурным ценностям своего народа. Критерий 3. Раскрытие возможностей и развитие индивидуальных способностей воспитанников. Показатели: результаты участия детей в конкурсах, фестивалях, выставках; креативность в выполнении практических заданий. Критерий 4. Овладение новыми гибкими базовыми навыками. Показатели: применение театральной и продуктивной деятельности в совместных играх, умения критически мыслить, взаимодействовать друг с другом. Критерий 5. Рост удовлетворенности родителей результатами деятельности детского сада. Показатели: положительные отзывы родителей в средствах СМИ, активное совместное взаимодействие при проведении мероприятий с детьми.

Слайд 21

Оценка рисков . 1.Недостаточное оснащение материалами: формами для изготовления разного вида пряников. Пути минимизации : привлечение родителей в работу для изготовление наглядного материала. 2.Отсутствие заинтересованности у детей, родителей и педагогов в проекте. Пути минимизации : Создание благоприятной эмоциональной атмосферы для детей. Проведение мастер-классов для родителей и педагогов 3.Возникновение дефицита времени при работе над проектом. Пути минимизации: четкое и реальное планирование, использование рекомендаций. 4. Отсутствие взаимопонимания с родителями. Пути минимизации: Привлечение родителей в проектную деятельность по изготовлению пряников. Демонстрация достижений детей перед родителями.

Слайд 22

Дальнейшее развитие проекта - Продолжить организацию среды, в которой дети могут легко погрузиться в быт народов, проживающих на данной территории: русского, татарского, мордовского, немецкого и других народностей. - Продолжать знакомить с характерными предметами быта, народным творчеством, местным фольклором, с народными играми. - Активно сотрудничать с краеведческим музеем и детской библиотекой по проведению мастер-классов с детьми и выставок .

Слайд 23

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан» «Детский сад комбинированного вида №16» МАДОУ «Д/с №16» Образовательный проект « Пряники русские сладкие, вкусные…»



Предварительный просмотр:

Эссе на тему: «Особенности воспитания и развития

детей раннего возраста в образовательной среде ДОО»

    «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира.

        Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться…»

                                                          Е.И. Тихеева

        В настоящее время уделяется особое внимание к качеству образования и воспитания детей раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях. Это внимание вызвано убедительными доказательствами того, что опыт, полученный ребенком в раннем возрасте, говорит о том, как взрослые относились к нему, кто его окружал, была ли у него возможность свободно играть и общаться.

Знаменитое выражение «Что наша жизнь? Игра» применительно к маленькому ребенку. Первые годы своей жизни проводит играя. Игра для него – и жизненно важная потребность, и средство всестороннего развития. Через игру он познает окружающий мир, так как встречается с различными предметами, знакомится с ними, узнает их названия и то, как можно их использовать, изучает их основные  свойства. В игре малыш приобретает свои первые навыки и умения, которые становятся базой для более сложных форм поведения. Благодаря игре,  происходит развитие психических процессов, таких как восприятие, память, внимание, воображение, речь и мышление, волевые навыки.

 Организуя игровое пространство в группе, я понимаю, что в раннем возрасте ребенку нужно достаточно места для двигательной активности, где он мог бы ходить, преодолевая препятствия, бегать, играть с машинками, катать тележку. Кроме места для подвижных игр, в групповой комнате организовано пространство для спокойных занятий - рисования, лепки, аппликации, игр с конструктором. К концу 2-го года жизни у ребенка одновременно появляются сложные игрушки, такие как машинки, велосипеды, трансформеры, сборно-разборные игрушки. И тут необходимо непосредственное участие взрослого, который показывает, как нужно обращаться с той или иной игрушкой, ведь в раннем возрасте ребенок подражает нам, а мы используем игру для развития и воспитания.

        Наиболее важной для детей раннего возраста, на мой взгляд, является проблема эмоционального благополучия и индивидуального комфорта ребёнка при взаимодействии с предметно-пространственным окружением. Состояние эмоционального благополучия отечественные учёные рассматривают как показатель психологического здоровья ребёнка, иными словами психологической безопасности, защищенности и комфортности, положительного фона настроения и душевного равновесия. Поэтому, организовывая игру и среду, я основываюсь на том, что каждая игра должна проходить весело. Начинать и заканчивать ее необходимо при положительном настрое. Нельзя принуждать ребенка к той или иной игре, а так же не перегружать.

В нашей группе дети с удовольствием играют в игру «Шкаф находок». В этот шкаф дети приносят все необычное, что находится в окружающем мире и природе и может быть интересным для описания, сравнения, воспитания наблюдательности. Это может быть красивый листочек, фантик, камешек. Важно только для поддержания интереса дать детям план-задачу к примеру:

- Чем тебе нравится этот камешек?

- На что (или кого) похож? А потом мы вместе придумываем интересную волшебную  историю этого камешка. Взрослея, дети  сами придумывают свои истории и получают поощрение за самые интересные: аплодисменты, воздушные поцелуи и др.

  Ученые говорят о том, что половина дошкольников не замечают происходящего рядом с ними  плохого, а 9 из 10 равнодушно проходят мимо. Поэтому, наблюдая за своими воспитанниками беззаботно играющими друг с другом, думаю о том, как бы не опоздать сделать самое главное, заложит семена доброты в детях.

В своей работе использую идею выдающегося педагога Ш.А. Амоношвили, организуя в группе с детьми игру «Мешочек добрых дел». Обыкновенный, но симпатичный, яркий мешочек. И рядом лежит коробочка с мелкими предметами: камешками, ракушками. В течение дня за каждое сделанное дело в мешочек помещаем мелкий предмет из коробочки. Итоги подводим в конце недели, подсчитывая количество предметов-добрых дел. А дел добрых у нас может быть целое множество: поделиться конфетой, помочь товарищу, пожалеть младшего и т.д. Тут главное вовремя заметить, поддержать, похвалить.

Ребёнок растёт. Если бы взрослые знали, как тяжело каждый день расти, то отнеслись бы с пониманием к ребёнку, к его нынешней жизни, к его сегодняшнему дню. Что из него вырастет в будущем, зависит только от нас, от того, в каких условиях ребёнок взрослеет, какая атмосфера вокруг него.

В чем же особенности воспитания и развития детей раннего возраста в детском саду? Конечно же в том, чтобы он был окружен заботой и вниманием, виде позитивные примеры и проявление любви и доброты, чтобы играя постигал премудрости этого сложного для взрослых, но такого понятного и гармоничного для ребенка мира.

        



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан»

«Детский сад комбинированного вида №16»

Разработка педагогического занятия

Тема: «Пряничная сказка»

Доминирующая образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

Форма организации деятельности: интегрированное занятие

Возрастная группа: подготовительная к школе группа (6-7лет)

Воспитатель: Осипова Евгения Анатольевна

Подготовил:

воспитатель: Осипова Е.А.

Бугуруслан – 2021г.


СОДЕРЖАНИЕ

Раздел

Стр.

I.

Пояснительная записка

3

II.

Конспект образовательной деятельности

4 -15

III.

Список литературы

16


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данное занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет. В занятии использованы технологии (ИКТ -технологии, здоровьесберегающие, игровая  ) яркая современная наглядность.

Образовательная деятельность «Пряничная сказка» поможет сформировать интерес к истории и традициям русского народа. Дети узнают много интересного о разновидностях и особенностях пряников, смогут самостоятельно изготовить некоторые виды пряников.

Идеи занятия:

-познакомить с историей жизни людей на Руси; познакомить с техникой изготовления пряника;

- развивать и обогащать знания о пряниках, их разновидностях, способах изготовления;

-воспитывать интерес к истории русского народа и бережное отношение к культуре своего народа.

  1. Образовательная деятельность в детском саду (конспект образовательной деятельности)

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1.

Ф.И.О. педагога

Осипова Евгения Анатольевна

2

Образовательные области

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

4.

Вид деятельности детей

Игровая

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская

Изобразительная

Восприятие художественной литературы и фольклора

5.

Форма организации

Образовательная деятельность

МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1.

Тема образовательной деятельности

«Пряничная сказка»

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

  1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей:

- предложение узнать о жизни людей на Руси;

-предложить научиться изготавливать своими руками пряники.

Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД;

 -беседа; проблемная ситуация

  1. Приемы организации практической деятельности детей:

-сюрпризный момент, постановка проблемы, продуктивная деятельность, изготовление пряников

  1. Приемы поддержания интереса у детей:

- народная подвижная игра

- чередование видов деятельности;

- похвала

  1. Приемы оценки и самооценки:

- словесное поощрение в ходе образовательной деятельности;

- самооценка и взаимооценка выполненной работы детьми.

3.

Интеграция образовательных областей

Социально – коммуникативное развитие: беседа, народная игра;

Художественно-эстетическое развитие: изготовление пряника;

Познавательное  развитие: решение проблемных, ситуаций расширение уточнение представлений о жизни людей на Руси;

Речевое развитие: беседы, ситуативный разговор, ответы детей.

4.

Возрастная группа:

Подготовительная к школе группа (6-7лет)

5.

Цель:

способствовать приобщению детей к истокам русской культуры, через изготовление пряников.

6.

Задачи:

 Обучающие:

-Познакомить детей с избой — жилищем крестьянской семьи, с ее устройством

-познакомить детей с видами русских пряников и их изготовлением;

-обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками.

  -расширять словарный запас детей;

 Развивающие:

-развивать детское творчество, фантазию в работе;

- развивать у детей воображение, творческую самостоятельность, активность, мелкую моторику рук;

Воспитывающие:

-воспитывать у детей интерес к народным традициям, народному творчеству, желание сделать пряник своими руками, так чтобы это доставляло радость;

- воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, интерес к занятию.

7.

Планируемые результаты:

Сформированы представления детей о традициях русского народа, о русском народном творчестве, о разновидностях пряников и материалах для их изготовления.

8.

Организация среды для проведения образовательной деятельности

Центр речевой активности: Детская энциклопедия. Русские народные сказки «Василиса Прекрасная», «Пряничный домик», стихи, загадки, пословицы, поговорки.

Центр игры: Мини-музей «Русская изба»

Уголок ряжения: русский народный сарафан для Забавушки -1шт.,русский народный сарафан для девочек-3шт., косоворотки-3шт.,печь-1шт.,столы -2шт.,стулья-7шт.,поднос-1шт.,противень-2шт.,скалки-7шт.,доски-7шт.,тарелочки-7шт.,чашечки-7шт.,влажные салфетки-1уп.

Музыкальный центр: моноблок, магнитофон, ноутбук, подборка русских народных песен.

9.

Подготовка к игре на занятиях и в режимных моментах

Предварительная работа:

- Беседа «Как жили люди на Руси»;

- Рассматривание иллюстраций пряников;

-Чтение художественных произведений, стихов;

- Народные подвижные игры;

- Работа с пособием «лента времени»;

-Разучивание поговорок, потешек, пословиц на данную тему.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

17 мин.

I.

Вводная часть (начало занятия)

Создание проблемной ситуации. Создание мотива для деятельности детей. Определение цели

2мин.

1.1

Создание интереса к образовательной деятельности

Дети сидят играют. Воспитатель находит сундучок, вертит в руках и говорит:

Воспитатель: Какой красивый, старинный сундучок, интересно, что же там внутри?(открывает, достает лапоть)

Воспитатель: Что это?

Дети: Лапоть

Лапоть:(Запись1)Я лапоток не простой, а волшебный. Могу перенести вас в древние времена, когда ваши прабабушки были такими маленькими как вы. Хотите?

Дети: Да

Лапоть:(Запись2)Возьмитесь крепко за руки, закройте глаза и повторяйте за мной:

(Запись 3)Лапоть, лапоть, лапоток

Лапоть- стоптанный бочок

Собирайся с нами в путь

Только вот что не забудь:

Поверни ты время вспять

Лет на сто, сто пятьдесят

Деятельность проходит в Мини-музее «Русская изба» детского сада

Воспитатель: Ой, где это мы? Кто хозяин этой избы? Как много здесь интересных вещей. На полу половички расстелены, вот сундук кованный, чугуны, самовар, ухват. Печка, горячая еще-значит, хозяйка не далеко ушла. Где же она?

2мин.

II.

Основная часть

Ввод нового материала

13 мин.

2.1

2.2

Создание проблемной ситуации

Продуктивная деятельность

                           В горницу входит хозяйка избы

Воспитатель: Здравствуйте,детишки-девчонки и мальчишки

Я гостей ждала, наряжалася

Красиво оделася, украшалася.

А зовут меня, Забавушка.

Садитесь поудобнее, каждому найдется и местечко, и доброе словечко. Вы знаете, я люблю ещё сказки рассказывать, да разные истории.  Вот послушайте: есть у меня домовой Кузя, мы с ним дружим и не ссоримся, но что-то стал Кузя сердиться на меня. То ложку уронит, то клубочки мои спрячет. Уж чем я ему не угодила? Не знаю. Вот думаю, чем его задобрить? Ой, слышите, он и сейчас бормочет?

А, посмотрите-ка, Кузя, сам к нам пожаловал(беру игрушку).

Кузя:(Запись1) "Обидела ты меня, Хозяюшка, тем, что не потчуешь меня сладостями разными. Вот сладостей напечёшь, как в прошлом году, перестану сердиться на тебя!

Воспитатель: Чем же можно Кузю моего угостить, чтоб сердиться и дуться перестал? Ребята, вы не знаете?

Дети: Сладостями

Воспитатель: Ой, а я и забыла совсем, я же тесто с утра еще затеяла. Можно пряничков испечь

Кузя:(Запись2) А я люблю пряники печатные - вкусные, ароматные!

Воспитатель: Ребята, поможете мне испечь пряничков для моего Кузи?

Дети: Да, поможем

Воспитатель: Хорошо. Я сегодня хочу увидеть вас мастерами пряничного искусства.

Кузя:(Запись3) Подождите, не спешите, я расскажу вам кое-что интересное

Воспитатель: Давайте послушаем, ребята.

(включаю презентацию)

Кузя:(Запись4) (Слайд2 )«На Руси считался хорошим подарком – пряник. Пряники дарили на любое торжество. Пряник появился на Руси очень давно. Только раньше его называли "медовый хлеб". Почему, как вы думаете?

Дети: Потому, что это был хлеб с добавлением меда.

Кузя:(Запись5)  (Слайд3) А еще потому, что пряники делали из мёда, ржаной муки и ягодного сока. Да, именно добавление мёда отличает пряник от другой выпечки. А почему же он стал называться "пряником"?  

Дети: потому, что стали добавлять пряности.

Воспитатель: Верно, ребята, отсюда и название -пряник (пряный, ароматный).

Кузя:(Запись 6) А может кто-нибудь из вас знает, что такое пряности?

Кузя:(Запись 7) (Слайд 4) Пряности - это такие ароматные вещества, южных растений, которые добавляют в пищу в малых дозах для аромата.

Воспитатель: Ну так что же такое пряности? (Ответы детей)

Кузя:(Запись 8) Ой, не терпится мне уже начать делать пряники!

Воспитатель: Подожди, Кузенка, не торопись!

Ребенок: По способу приготовления пряники делятся на 3 вида:(Слайд 5) Печатные, фигурные и лепные.

(Слайд6) Для изготовления печатных пряников использовали специальные пряничные доски. (Слайд 7)

Воспитатель: Посмотрите ребята, у нас тоже есть пряничные доски. Как вы думаете, из чего они сделаны?       (Ответы детей)

Ребенок:(Слайд 8) Когда мы отпечатываем эту доску на нашем куске теста, то получается пряник и много узоров на нем.

Ребенок:(Слайд 9) Для изготовления фигурных пряников нужны специальные формы. (Слайд10) Благодаря этим формам и вырезаются пряники.

Воспитатель: У вас, наверное, дома тоже есть такие формы, и вы с мамой готовите печенье?

Ребенок:(Слайд 11) Лепные пряники- самые древние пряники. Их просто лепили из медового теста в форме животных и птиц так же, как мы лепим из пластилина.

Воспитатель: А как вы думаете, какие фигурки могли лепить?

Дети: Фигурки козы, коня, оленя, коровы.

Ребенок:(Слайд 12) Для изготовления данного вида пряников нужно из теста раскатать жгутики (колбаски) и затем слепить нужную фигурку.

Воспитатель: Теперь, ребята, выберите каким способом вы будете изготавливать пряник. (Спросить по именам несколько человек)

Воспитатель: А как ты будешь делать, расскажи?

Воспитатель: Перед изготовлением наших пряников, давайте разомнем наши ручки.

Пальчиковая игра «Тесто»

Быстро тесто замесили (Имитируем замес теста)

На кусочки разделили (Имитируем разделку на кусочки)

Раскатали все кусочки (раскрытыми ладонями выполняем движения вперед- назад)

И слепили прянички (Прикладываем ладонь к ладони)

Прянички с вареньем

Всем на удивленье!

Воспитатель: А теперь, гости дорогие прошу к столу!

Изготовление пряников детьми.

Воспитатель: Для начала нужно тесто смять в шарик, затем раскатать. Тесто удобнее всего раскатывать на специальной доске.(Раскатываю) Наша лепешка не должна быть слишком толстой, для того, чтобы изготовить больше пряников, но и тонкой тоже, иначе не получатся наши прянички. (Помогаю детям изготавливать пряники)

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Какие замечательные пряники у нас получились!

Пряники медовые,
сладкие подовые,
с мятою, корицею,
угощу сторицею!

Кузя:(Запись 9) Ребята, а я знаю поговорку о пряниках: «Даром что не грамотный, а пряники ест писанные». А вы какие знаете? (ответы детей)

Воспитатель: А я тоже знаю: «Книга не пряник-а к себе манит».

Воспитатель: Какие же вы молодцы! И поговорки знаете! А теперь скажите мне пожалуйста, пряники то мы слепили, а что теперь с ними делать будем?

Дети: Нужно поставит в печь

Воспитатель: А как мы их поставим в печь?

Дети: Пряники нужно положить на противень, и поставить в печь

Воспитатель: Хорошо, мы берем противень, который мы смажем маслом, затем кладем на него наши пряники и отправляем в печь. Противень с пряниками в печь я поставлю сама. Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

Дети: Потому что там огонь, и можно обжечься.

Воспитатель: Правильно, молодцы! (Беру кочергу, мешаю угольки и приговариваю:)

Воспитатель: «Чтобы печка разогрелась-надо жару поддавать, чтоб частушка лучше спелась-надо пляской помогать!»

Кузя:(Запись 10) Ребята, а пока наши пряники готовятся, я предлагаю вам поиграть.

Воспитатель: Как ты хорошо придумал, Кузя, я как раз знаю одну игру. Поиграем ребята?

Дети: Да

Воспитатель: Игра называется «Коза-дереза».

Проводится игра "Коза-дереза."(Дети встают в круг, в центре - водящий. Водящий и дети говорят слова, выполняя следующие действия):

Коза-дереза -

(Дети идут по кругу, высоко поднимая колени, кулачки прижаты с боков к голове, указательные пальцы выпрямлены, изображая рожки)

Пол аршина глаза,

(Приседают, указательные пальцы соединяют с большими в форме очков и приставляют их к глазам)

Хвост помелом,

(Встают, делают наклон вперёд, руки сзади прижаты к спине, машут "хвостиком")

Голова горшком.

(Приставляют руки к голове и качают ею.)

Ты копытом не стучи, что нам делать - покажи.

(Ставят руки на пояс, "стучат копытцем." Далее водящий придумывает и показывает любое упражнение, дети копируют.  Затем выбирается новый водящий и игра повторяется.)

Воспитатель: Посмотрите что у меня есть. (Показываю картинки с изображением тульского пряника и пряника изготовленного в наши дни)

Воспитатель: Что изображено на этом прянике? (Ответы детей)

Воспитатель: А как выглядит пряник который изображен на этой картинке?

Воспитатель: Как вы думаете, какой из двух видов пряников начали изготавливать раньше? (Ответы детей)

Воспитатель:  Как вы думаете, в какое окошко на ленте времени мы можем расположить картинку с изображением тульского пряника?

Кузя:(Запись 11) Ой, как же вкусно запахло! Может наши пряники уже готовы?

Воспитатель: Ребята, вы пока присаживайтесь, а я посмотрю готовы ли наши прянички.

III.

Заключительная часть

Оценка деятельности детей, самооценка и поощрение

Подведение итогов образовательной деятельности

2 мин.

3.1

Подведение итогов образовательной деятельности

Пока достаю ухватом пряники из печи и пою частушку:

На Руси пекли хозяйки

Кулебяки да блины,

Но хорошие хозяйки

Лишь по пряникам видны!

Воспитатель: Пряники печатные (показываю)

До того приятные,

Мы не сразу их съедим

А сначала поглядим.

Кузя:(Запись 12) Приглашаю вас испить чайку с пряничками сладкими-ароматными! (наливаем чай)

Воспитатель: Как прекрасно сегодня потрудились ваши ручки.

Понравилось вам изготавливать пряники?

Дети: Да

Воспитатель: А тебе Кузенька понравилось?

Кузя:(Запись 13) И мне тоже очень понравилось! Ох и вкусные прянички у вас получились!

Воспитатель: Ребята, а у всех ли получились прянички?

Воспитатель: А каким способом можно изготовить пряники?

Воспитатель: Кого вы можете научить готовить пряники?

2 мин

IV.

Дальнейшая разработка темы (развивающая среда)

4.1

Книжный центр

Подбор книг, журналов и иллюстраций о жизни людей на Руси. Художественная литература: русские народные сказки «Василиса Прекрасная», «Пряничный домик», стихи и загадки.

4.2

Центр творчества

Разновидности пряников: вырезные, фигурные, лепные. Фото различных видов пряников.

Проекты детско-родительские по теме «Изготовление пряников по семейным рецептам».

4.3

Центр двигательной активности

 Комплексы пальчиковой гимнастики, атрибуты к играм, подбор комплекса упражнений  и подвижных игр по теме.

4.5

Музыкальный центр

Подбор русских народных песен

                                                                       3.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Методическая литература

1.Рыжова, Н., Логинова, Л. Мини-музей в детском саду [Текст]. М.: Линка-Пресс, 2008 г.

          2.Лыкова, Л. «Я леплю свою игрушку»

          3.Бударина, Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством [Текст]: методическое пособие для педагогов

дошкольных образовательных учреждений. СПб.: «Детство-Пресс», 2015г.

          4.Косарева, В. Н. Народная культура и традиции [Текст]: занятия с детьми 3 -7 лет.

5.Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»: Учебно- методическое пособие. СПб.: «Детство-Пресс», 2002г.

6.Ботякова О.А., Голякова Л.Ф., Прокофьева С.А. «Российский этнографический музей- детям»: Методическое  

   пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. СПб.: «Детство -Пресс» 2001г.

Детская литература

7.Н. Г. Юрина.  Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. М.: АСТ, 2017г.

8. Русские народные сказки «Василиса Прекрасная», «Пряничный домик», стихи и загадки.

Электронные (интернет) ресурсы:



Предварительный просмотр:

                    Беседа с детьми старшей группы на тему:

                              "Как жили люди на Руси"

Цель: Закрепить знания детей о истории России и укладе жизни наших предков. Дать элементарные сведения о строительстве и устройстве русской избы, о предметах быта, традициях русских людей.

Задачи:

Обучающие: Знакомить детей с жизнью людей на Руси , расширять представления о том чем они питались, на чем готовили еду, как одевались, какую носили одежду в будни и праздники, как работали и отдыхали.

Развивающие: Развивать речевую активность посредством русского народного фольклора. Обогатить словарь детей: изба, рубаха, лапти, портки, ставни, наличники.

Воспитательные: Способствовать развитию дружеских отношений между детьми. Воспитывать ценностное отношение к семейным народным традициям и совместному труду взрослых и детей. Прививать умение внимательно слушать воспитателя, аккуратно выполнять работу.

Методы и приёмы: Словесные (беседа с элементами рассказывания воспитателем, объяснение). Наглядные (Иллюстрационно-демонстрационный материал, показ).

 Материал к занятию: иллюстрации русских народных сказок, иллюстрации с избами, русскими народными костюмами, предметы быта крестьянской семьи: посуда (глиняная, деревянная), игрушки (дымка, матрешка).

Ход занятия:

Звучит русская народная мелодия, дети входят в группу, их встречает воспитатель в русском народном костюме.

Воспитатель:

Здравствуйте, гости дорогие!

Гости званные, да желанные!

Я очень рада встрече с вами! Я хочу подарить вам тепло своих ладошек и познакомиться с вами. Я буду называть своё имя и здороваться с каждым из вас ладошками. А вы будете громко называть своё имя в ответ.

Вот мы и познакомились!

Теперь проходите, да поудобнее располагайтесь!

Ребята, скажите мне пожалуйста. как называется страна, в которой мы живем?

Дети: Страна, в которой мы живем, называется Россия.

Воспитатель:  Правильно. Россия. А в старину нашу страну ласково называли Русь-матушка. А вы, ребята, знаете, как жили люди на Руси в старину? А хотите узнать? Так слушайте:

Слава нашей стороне,

Слава русской старине

И про эту старину,

Я рассказ свой поведу,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли!

Воспитатель: Русский народ славен дружбой и силой. А еще говорят, что он радушный и гостеприимный. Как вы это понимаете?

Дети: Потому, что принимал гостей, угощал чаем, пирогами.

Воспитатель: Русский народ дружный и отзывчивый - как вы это понимаете.

Дети: Дружно строили дома, вместе косили сено, убирали урожай.

Воспитатель: Правильно, делали одно дело. Одному человеку справиться было трудно. И никто никогда в помощи не отказывал. Поэтому избы были - красивые и жилось в них уютно, тепло, дружно.

Воспитатель: Как вы думаете, из чего строились избы на Руси? Давайте внимательно рассмотрим иллюстрацию.

Дети: Избы строились из бревен.

Воспитатель: Да, русские избы строились из бревен, потому что дерево хорошо сохраняет тепло. Зимой в избе всегда было тепло, а летом в жару и зной было прохладно и свежо. В лесистых местах, по берегам рек и озер селились, ставили свои дома и хозяйственные постройки наши предки. "Возле леса жить - голодному не быть" Как вы понимаете эту пословицу?

Дети: В лесу растет много грибов, ягод, живут звери и птицы, можно добыть дикий мед.

Воспитатель: Недаром столько пословиц и поговорок сложил народ о дарах леса. Кто знает пословицы?

"Лес поит, кормит, одевает, укрывает, согревает".

"Лес и вода — родные брат и сестра".

"Появились опенки – лето кончилось".

"Где один гриб, там и другой".

Воспитатель: В лесах росли лекарственные травы. Люди на Руси лечились только лекарственными травами. Давно человек заметил, что валериана помогает от болей в сердце, липовый цвет от простуды, подорожник и сок березы лечат раны. Вот так лечились люди на Руси. А жили так: селились рядом родственники и просто соседи. А уж избы строили большие и просторные. Что же касается трудолюбия и старания, то русским людям их всегда было не занимать.

"Семья в куче - не страшна туча"

"Семья сильна, когда над ней крыша одна"

Строили избу одновременно до 20 человек.

"Чем больше рук, тем легче труд"

Каждый хозяин старался выстроить избу понарядней. Окна украшали резными наличниками и ставнями, крыльцо – витыми столбами.

Воспитатель: А теперь мои ребятки отгадайте-ка, загадку:

В избе – изба, на избе – труба.  

Зашумело в избе, загудело в трубе.

 Видит пламя народ, а тушить не идет. Что было главным в избе?

Дети:  Главной была печь.

Воспитатель: В старину говорили: "Печи нет – жизни нет". Почему так говорили? Как вы понимаете?

Дети: Печь избу обогревала, на ней готовили обед, пекли пироги, сушили варежки, валенки.

Воспитатель: Как еще в старину про печку говорили?

Ребенок: 

Русской печки нет добрее,

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Деток спать она уложит.

Воспитатель:  Да, ребята, печь-это сердце дома! Печь кормила всю семью, обогревала дом, на ней спали младшие дети и старики, сушили одежду. Вставала хозяйка поутру, так первым делом начинала растапливать печку.

Русская печь упоминается во многих русских сказках. Сейчас я буду загадывать, а вы отгадывайте, как называется сказка.

         Мишка по лесу идет

         Короб на спине несёт.

         Внучка Маша напекла-

         Несговорчивого Мишу

         Вокруг пальца обвела…

                                      «Маша и медведь». (Слайд).

У Алёнушки-сестрицы

Унесли братишку птицы.

Та с подружками играла,

Братца Ваню проморгала…

                                    «Гуси-лебеди». (Слайд).

         В сказке лисонька-плутовка

         Обманула зайку ловко,

         Из избушки выгнав прочь.

         Плакал зайка день и ночь.

         Но в беде ему помог

         Один смелый петушок.

                                  «Заюшкина избушка». (Слайд).

Он от бабушки ушёл,

Он от дедушки ушел.

Песни пел под синим небом,

Для лисы он стал обедом.

                                   «Колобок». (Слайд).

           У всех женушки, как жены,

          У него лягушка,

           Но в итоге будет рад

           Этому Ванюшка.

                                 «Царевна-лягушка». (Слайд).

Сидит парень на печи,

Уплетает калачи,

Прокатился по деревне

И женился на царевне.

                                   «По щучьему веленью…». (Слайд).

Воспитатель: А еще в избе было много предметов-помощников, а какие – мы сейчас увидим:

1. «Чугунок» (Слайд).

Правильно-это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он очень тяжелый т.к. сделан из чугуна(железа). Особый вид металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

2. «Ухват» (Слайд).

Возле печки всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячий чугунок из печи со щами и кашей.

3. «Самовар». (Слайд).

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили чай с медом, пирогами, блинами. Самовар стал СИМВОЛОМ добра, домашнего уюта и семейного покоя.

4. «Решето». (Слайд).

Ситом сеяли муку, и тогда пироги получались очень пышными и мягкими.

5. «Прялка». (Слайд).

Долгими зимними вечерами хозяйка на ней пряла пряжу. А из неё затем вязали или ткали полотно и шили одежду.

6. «Лучина». (Слайд).

В давние времена не было электричества, поэтому люди пользовались лучинами.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Все сказки вспомнили. Оказывается, во многих русских народных сказках говорится о печи.

Воспитатель: А теперь отгадайте загадку:

 «Всех кормлю с охотою, а сама безротая». (Ложка).

- Если есть деревянной ложкой пища становится ароматнее, вкуснее. Кушая деревянной ложкой никогда не обожжешься. У каждого в семье была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили: «Запасливый гость без ложки не ходит».

А еще деревянные ложки на Руси были музыкальными. (видео)

Воспитатель: Ребята, посмотрите что у меня еще есть. (показываю сундучок) Кто знает, что это?

Дети: Сундучок

Воспитатель: А как вы думаете, что там хранится?

Дети: (дают предполагаемые ответы)

Воспитатель: Да что нам думать и гадать, давайте я его открою и посмотрим. ( открываю, достаю русский народный костюм) Ребята, посмотрите что это?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: В старину мужчины носили рубахи и порты, а женщины – рубахи, сарафаны и кокошники. Традиционной обувью в то время были лапти.

Воспитатель: Правильно, ребята, рубаха была главной одеждой на Руси. Ее носили все: и дети, и мужчины, и женщины. Рубахи шились широкие, мужские – короткие, женские – длинные, ниже колен. Рубахи праздничные украшались по подолу, вороту Но шились и другие рубахи, которые носили каждый день, как они назывались?

Дети: Назывались такие рубахи повседневными. Они были серого цвета.

Воспитатель: А вы знаете, ребята, из чего в давние времена шили одежду?  

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Одежду шили из льняного и шерстяного полотна. А чтобы ткани получались яркими и нарядными их красили. Вы знаете, чем их красили?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: В те времена красок не было. И ткани красили васильком и зверобоем, листьями ягод черники и голубики, корой дуба и липы.

Воспитатель: А сейчас я хочу вам немного отдохнуть и поиграть.

Русская народная игра «Круги»

Выбирается водящий, ему завязывают глаза. Играющие ходят вокруг водящего, стоящего посередине и поют:

Становися во кружок,

Отгадай, чей голосок.

До кого-нибудь коснись,

Отгадать поторопись.

Играющие останавливаются, а водящий ощупывает детей и старается кого-нибудь угадать и назвать.

Тот, кого он верно назовет по имени, идет в круг, становится водящим.

(игра проводится 2-3 раза)

Воспитатель: Русский народ умел не только хорошо работать, но и очень ярко проходили на Руси праздники. Водили хороводы, пели песни, устраивали ярмарки. Вот и мы сегодня и потрудились и отдохнули.

Воспитатель: 

Понравилось ли вам, ребятки?

А что вы узнали о жизни людей на Руси?

Какую одежду носили на Руси?

Воспитатель: Молодцы! Я думаю вы сможете рассказать своим друзьям и родителям, всё то о чём узнали!



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по опытно-исследовательской деятельности детей            

                               среднего дошкольного возраста

Тема: «Свойства соли, муки и пряностей»

Цель: Ознакомление детей со свойствами муки и соли через детское экспериментирование.

Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей со свойствами муки и соли, используя приёмы экспериментальной деятельности;
- познакомит детей с процессом приготовления солёного теста для лепки.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности и экспериментированию;
- развивать умение делать выводы по результатам исследования.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность, внимательность при выполнении действий во время экспериментов.
Материалы и оборудование:
воспитателю: колокольчик, фартук, клеёнка, одноразовые тарелки с мукой, солью, мятой, корицей, имбирем, 2 стакана с водой, салфетки, сито, ложка.
детям (на каждого): фартук, клеёнка, емкости с мукой, солью, мятой, корицей, имбирем, 2 стакана с водой, ложки, сито, салфетки, лупы.
Предварительная работа: чтение сказки «Петушок и два мышонка», «Колобок»; рассматривание колосьев пшеницы, картинок с изображением хлебобулочных изделий, лепка баранок, сушек, крендельков из соленого теста.
Методы и приёмы:
- словесные: вопросы-пояснения;
- практические: исследовательская деятельность;
- игровые: обыгрывание стихотворения;
- наглядные: исследование муки и соли, пряностей.

          1.Организационный момент.

Дети входят в группу.
Воспитатель: 
Собрались мы снова вместе, 
Чтобы было интересней.
Много нового узнаем
Что ж, ребята, начинаем?

Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас побывать в лаборатории, где изучают продукты питания. Для начала, я хочу вас познакомить с некоторыми правилами поведения в лаборатории. Как вы думаете, о каком правиле говорит эта табличка? Как вы догадались?

1. не трогать руками глаза,

2. соблюдать тишину,

3. не толкать соседа во время работы,

4. сначала посмотри, а потом повтори,

5. выполнил и положи на место.

Здорово, все с вашей помощью мы познакомились с правилами поведения в лаборатории.

А какие продукты здесь изучают, вы узнаете, отгадав загадки:

1. Без неё, ребята повар просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадёт – испытаешь боль

Вы конечно догадались-

Ну конечно –это… (соль)          (показываю баночку с солью)

Воспитатель: А как вы догадались, что это соль? (ответы детей)

Воспитатель: Для чего нужна соль?

Дети: Соль необходима для приготовления пищи, испечь хлеб.

   Воспитатель: Молодцы ребята!!! Слушаем вторую загадку.

2.Из меня пекут ватрушки,

И оладьи, и блины.

 Если делаете тесто,

Положить меня должны (мука)         (показываю баночку с мукой).

ВоспитательА как вы догадались? (Ответы детей)

Воспитатель: Для чего нужна мука?

Дети: испечь хлеб, пирожки

 Воспитатель: Все что нужно для того чтобы нас пустили в лабораторию мы узнали.  

Воспитатель: Теперь, для того чтобы попасть в лабораторию, нужно  произнести волшебные слова:

ХЛОП-ХЛОП

ТОП-ТОП, ПОВЕРНИСЬ, ПОВЕРНИСЬ

И В ЛАБОРАТОРИИ ОЧУТИСЬ!

Воспитатель: Вот, мы с вами находимся в лаборатории, где проводят опыты. Здесь находится очень много различного оборудования.

Надевайте рабочую одежду, и присаживайтесь за столы.

Воспитатель: Есть еще одно важное правило в лаборатории: это слушать сигнал колокольчика. Он подскажет когда начать и когда окончить работу.

На столе стоят тарелки с мукой и солью, оборудование для опытов.

Воспитатель. Давайте все вместе рассмотрим муку, какая она и на что похожа, поможет нам в этом оборудование, которое находится на столе (Звенит волшебный колокол, а это значит, что пора приступать к изучению муки)

Воспитатель. –колокольчик. Заканчиваем изучение муки. Что вы узнали о муке?   На  что похожа мука? Очень интересно. Какая она? Как узнал(а)? Что для этого использовала? Замечательно.

Дети.  Она похожа на снег, вату, сахар, облака.

Воспитатель.  Почему?

Дети.  Потому что белая.

Воспитатель. Правильно. Молодцы. Возьмите ложечкой горсть муки и посыпьте ее на тарелочку (показ). Ребятки, посмотрите, мука сыплется. Значит она какая?

Дети. Сыпучая, сыплется.

Воспитатель. Давайте проверим, есть ли у муки запах.

Дети. Нет, не пахнет. Она без запаха.

Воспитатель показывает сито? Что это?

Дети: Сито

Воспитатель: Зачем нам нужно сито?

Дети: Чтобы сеять муку, чтобы она стала воздушнее и без мусора

Просеиваем через сито. 

Воспитатель: мука легко просеивается, состоит из мелких частиц;

Воспитатель: у вас на столах стоят стаканы с водой, попробуйте добавить муку в воду и размешать. Что произошло?

Вывод: мука не растворилась, вода стала мутная.

Воспитатель. А теперь я предлагаю изучить соль. Какая она и на что похожа, поможет вам в этом оборудование. (Звенит волшебный колокольчик, а это значит, что пора приступать к изучению соли)

Воспитатель: Что вы узнали о соли? Какого цвета соль?

Дети: Белая, как снег, как сахар, как мука.

Воспитатель: Проверим какая она. Попробуем насыпать.

Дети: Она сыплется.

Воспитатель: Есть у соли запах?

Дети не пахнет.

Воспитатель: Потрогаем ее ложечкой или пальцами. Мягкая?

Дети: Нет, твердая, ложечка не проваливается.

Воспитатель: Давайте попробуем просеять ее через сито.

Соль: не вся просеивается, состоит из крупных кристаллов.

Воспитатель: у вас на столах стоят стаканы с водой, попробуйте добавить соль в воду и размешать. Что произошло с солью?

Дети: не до конца растворилась. Опустилась на дно.

Воспитатель. Ребята, колокольчику интересно, что Маша  узнала  о соли?

 (2-3 индивидуальных ответа ).

Воспитатель: А чем похожи соль и мука.

Дети: Они похожи по цвету, по запаху (не пахнут), сыпучие.

Воспитатель: А чем они отличаются? (Ответы детей)

Воспитатель. Куда кладут Ваши мамы соль?

Дети: В суп, в картошку, солят овощи на зиму.

Воспитатель: Ребята посмотрите, у нас на столе есть еще кое-что, давайте посмотрим что это? (дети рассматривают баночки с пряностями)

Воспитатель: Древние люди обнаружили на земле удивительные ароматные растения. У одних растений очень вкусно пахли листья, у других - семена, у третьих - коренья и даже кора у некоторых деревьев очень приятно пахла. И тогда они эти растения назвали одним словом - пряности, благодаря их пряному вкусу и запаху. Детки, понюхайте аромат пряностей! Они уже готовые измельченные, хранятся они у меня в заветной корзинке. Запомните их название: корица, ваниль, мята.

Воспитатель: Итак, какой вывод мы можем сделать?

Вывод: Пряности имеют ярко выраженный запах.

Колокольчик звенит. 

Воспитатель: Колокольчик говорит нам, что лаборатория закрывается и нам пора возвращаться в детский сад. Давайте произнесем волшебные слова:

ХЛОП-ХЛОП

ТОП-ТОП, ПОВЕРНИСЬ, ПОВЕРНИСЬ,

И В ДЕТСКОМ САДУ ОЧУТИСЬ!

Воспитатель: Что вы узнали нового? С какими трудностями вы столкнулись? Как вы их преодолели?  О чем вы расскажете дома, чем вы занимались в лаборатории?