Конспект занятия для 2 младшей группы "Зимующие птицы"
Предварительный просмотр:
Автор разработки Андреева Ольга Николаевна воспитатель
МБДОУ д/с №56 г. Белгорода
Зимующие птицы
2018г.
Тема: «Зимующие птицы»
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «художественно –эстетическое развитие».
Возраст детей 3-4 года.
Обучающие задачи:
Формировать элементарные представления детей о птицах.
Формировать представление детей о сезонных явлениях природы.
Развивающие задачи:
Развивать связную речь детей.
Развивать внимание, память, воображение.
Воспитательные задачи:
Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру,
Воспитывать желание заботиться о птицах.
Материалы к занятию: Использование ИКТ ,аудиозапись «Голоса зимующих птиц»; кормушка; иллюстрации зимующих птиц (воробья, снегиря, синицы, клеста), карандаши, листы бумаги с изображением контуров птиц, блюдца с ягодами рябины, семечками, шишкой. дидактическая игра «Накорми птичку».
Предварительная работа:
- наблюдение за птицами во время прогулок;
- рассматривание дидактических картинок «Зимующие птицы»;
- дидактическая игра – пазлы «Птицы зимой».
Ход образовательной деятельности.
( фоном звучит аудиозапись голосов зимующих птиц).
Воспитатель - Ребята, посмотрите, что я принесла на занятие?
Воспитатель - Правильно – это кормушка. А для чего она нужна?
Дети- кормить птиц зимой.
Воспитатель - А разве не все птицы улетели в теплые края? Какие птицы остались?
Дети называют знакомых им птиц ( сорока, ворона, воробей, синица, (свиристель, снегирь сойка и др)
Воспитатель- давайте вспомним как выглядят наши соседи птицы. предлагает детям отгадать загадки + демонстрация наглядного материала картинки зимующих птиц из загадок)
Воспитатель - Ребята, много птиц осталось с нами зимовать, но почему они пролетели мимо и не сели на мою кормушку?
Дети- в кормушке нет корма
Воспитатель - Но я что-то не могу вспомнить, чем же питаются птички зимой? Ребята, чтобы узнать о птицах больше, надо отгадать загадки .
1. Озорной мальчишка в сером армячишке
По двору шныряет, крошки собирает (воробей).
2. Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки клевать
С первым снегом на рябине он появится опять (снегирь).
3. Непоседа, невеличка, желтая почти вся птичка.
Любит сало и пшеничку. Как зовут ее? (синичка).
4. Кто там прыгает, шуршит, клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым – Клё! Клё! Клё! Поёт со свистом (клёст).
Воспитатель. - Ребята, посмотрите внимательно на птичек и скажите, чем они все похожи?
Дети - у всех птиц есть туловище, голова, лапки, клюв, крылья, хвост, а тело покрыто перьями.
Воспитатель. - Зачем птицам крылья?
Дети- чтобы летать
Воспитатель. - Зачем птицам лапки?
Дети - передвигаться по земле, цепляться за ветки.
Воспитатель. - Зачем птицам клюв?
Дети - есть, пить (демонстрация заводной игрушки – «птичка клюет зернышки»)
Воспитатель. - Ребята, чем отличаются эти птицы друг от друга?
Дети-(размером, цветом перьев)
Воспитатель. - Правильно, воробей и синица поменьше, а снегирь и свиристель побольше. И по окраске перьев они разные: у снегиря грудка красная, а у синицы желтая. А еще, повадки у птиц разные: воробьи любят сидеть на кустиках, клест - на еловых ветках, снегири на веточках рябины. Воспитатель - Дети, как одним словом можно назвать этих птиц, которые не улетели в теплые края, а остались с нами зимовать?
Дети- зимуюшие.
Воспитатель - Для птиц самое страшное не холод, а голод, когда нечего кушать птицы прилетают из леса поближе к человеку. Люди – добрые, они пожалеют малых пташек и накормят их: кого зернышками, кого крошками, а кого и салом. Вот и к нам сегодня прилетели птички за помощью. Посмотрите на свои рисунки: от холода, голода они стали белыми, давайте раскрасим их.
(Дети раскрашивают.)
Воспитатель: Вот и ожили, согрелись наши птички.
Воспитатель предлагает провести физ.минутку «Птички»
Вот летели птички, птички невелички. Всё летали, всё летали, Крыльями махали. | Махать руками, как крыльями |
На дорожку сели, Зёрнышки поели. Клю, Клю, Клю, Клю, Клю, Клю, Клю, Клю, Как я зёрнышки люблю. | Присесть на корточки. Указательными пальцами постучать по дорожке. |
Пёрышки почистим, Чтобы были чище. Вот так, вот так, Вот так, вот так, Чтобы были чище. | Руками «почистить» предплечья, как бы обнимая себя. |
Прыгаем по веткам, Чтоб сильней стать деткам. Прыг – скок, прыг – скок, Прыг – скок, прыг – скок, Прыгаем по веткам. | Прыжки на месте. |
А собачка прибежала И всех птичек распугала. Кыш – полетели, На веточки сели. | Все убегают на стульчики. |
Воспитатель -Птички - попрыгали, размялись и захотелось птичкам покушать. Летом и осенью они питались жуками, кузнечиками, гусеницами. Но сейчас, зимой, жуки и кузнечики спят под двумя одеялами – осенним и зимним, не добраться до них. Птицам тяжело найти себе корм под снегом..,
Д.Игра «Накорми птичку».
Воспитатель – ребята , у нас на столе блюдца с рябиной, хлебными крошками, семечками, шишками.
Воспитатель - Я дам вам картинки с птицами, а вы назовите птичку и найдите ей корм.
(Пальчиковая гимнастика «Зимующие птицы»)
Воспитатель - А теперь давайте потренируемся кормить птичек.
«Прилетайте, птички!» («зовущие» движения пальцев)
-Сала дам синичке (4 раза – «режущие» движения одной ладони по другой)
-Приготовлю крошки (пальцы щепоткой – «крошим хлеб»)
-Хлебушка немножко.
Эти крошки – голубям (вытянуть вперед правую руку с раскрытой ладонью)
Эти крошки – воробьям (то же левой рукой)
Галки да вороны
Ешьте макароны! (тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»)..
Воспитатель - Дети, вместе мы разобрались как надо помогать птицам зимой. Давайте положим корм в кормушку для наших пернатых друзей, а на прогулке – подвесим ее на ветку дерева. (дети выкладывают корм из блюдечек в кормушку) воспитатель читает стихотворение Р. Бухараева «Кормушка».
Медленно, медленно падает снег.
Тихо по снегу идет человек.
В шапке и в шубке своей меховой,
Красные санки везет за собой.
В санках желтеет кормушка для птиц:
Для воробьев, голубей и синиц.
Падает, падает, падает снег,
Доброй дороги тебе, человек!
Использованная литература:
- «Развитие речи в детском саду» Н. В. Рыжева.
ООО Издательство АСТ и ООО Издательство Артель 2007г
- материалы и Интернет-ресурсы.
Загадки о птицах.
Приложение.
В серой шубке перовой, и в морозы он герой.
Скачет, на лету резвится, не орел, — а все же птица!
( Воробей)
Чик-чирик! За зернышком прыг!
Клюй, не робей! Кто это?…
(Воробей)
Пусть я птичка-невеличка,
У меня, друзья, привычка
– Как начнутся холода,
Прямо с севера – сюда
(Снегирь)
На кормушку к нам зимой прилетает птица,
С желтой грудкой пуховой шустрая ….. (Синица)
Хоть я не молоток -
По дереву стучу:
В нём каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.
(Дятел)
Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.
(Дятел)
Снегирь
Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
- С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять (Снегирь)
Сорока
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут её ...(Сорока)
***
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её (Cорока)
***