:«Материаловедение. Натуральные волокна. Изготовление куклы-Крупяницы»
Конспект урока в соответствии с ФГОС. Технология, Литературное чтение.
Каверина Светлана Михайловна - учитель технологии, Солдаткина Наталья Евгеньевна – учитель начальных классов.
Технологическая карта урока – 7 класс (для детей с ОВЗ). Дата проведения: 03.12.2019г.
Тема урока: «Материаловедение. Натуральные волокна. Изготовление куклы-Крупяницы»
Цель: Обобщение знаний о видах натуральных тканей у учащихся с ОВЗ на примере изготовления куклы-Крупяницы.
Тип урока: бинарный; урок-игра.
Задачи:
- способствовать расширению представлений о волокнах и тканях растительного происхождения;
- систематизировать знания по материаловедению;
- способствовать воспитанию эстетического вкуса, внимательности, используя средства художественного выражения.
Форма работы учащихся: индивидуальная, групповая.
Форма урока: игровая технология, технология-беседа.
Целевая аудитория: учащиеся 7-х классов с ОВЗ.
Планируемые результаты | |||
Предметные: - закрепляем понятия: материаловедение, волокно, текстильные волокна, натуральные растительные волокна; - систематизируем у учащихся с ОВЗ знания о натуральных волокнах; - обучаем технологии изготовления народной куклы; - расширяем кругозор учащихся о народных традициях, обычаях; - стимулируем интерес к творчеству А.С. Пушкина. | Метапредметные: - формируем способность понимать цель урока, применять знания и умения на практике; - формируем способность к рассуждениям; -осваиваем умение анализировать; -формируем компетенции оценки результатов деятельности (своей – чужой). | Личностные: - повышаем умение слушать, чётко отвечать, концентрировать внимание; - расширяем умение излагать свои мысли, приводить примеры, делать вывод; - учим умению работать в группе, договариваться; - воспитываем интерес к ручному труду, работе с натуральными материалами, любовь и уважение к культурному наследию России, приобщаем к ее традициям, обычаям. | |
Межпредметные связи: история, черчение | |||
Ресурсы урока | |||
Для учителя: - Рабочая программа по предмету технология 5 класс - Учебник. Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.В.Синица, В.Д.Симоненко. - Интернет-ресурсы: «Ярмарка мастеров». - Кабинет технологии; - Раздаточный материал (информационные карты, схемы, таблицы, наглядные пособия коллекций «Хлопок», «Лен», «Шерсть», «Шелк», образцы волокон (иллюстрации); музыкальное сопровождение. | Для учащихся: - Учебник. Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.В.Синица, В.Д.Симоненко. - Образцы изделий; - Натуральные ткани для шитья, выкройки деталей куклы, ножницы, иглы, портновские булавки, игольницы, швейные нитки, портновский мел. | ||
Ход урока | |||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | ||
Актуализация необходимых знаний | |||
- приветствие; - загадка о теме урока; - настрой обучающихся на работу. | - приветствуют учителя; - разгадывают тему урока, погружаются в стихотворную часть урока. Время работы - 3 минуты. | ||
Мотивация познавательной деятельности | |||
- Определить исходный уровень знаний учащихся о понятиях: «волокна», «ткань», «сырьё», «одежда», «ручные швы», народные куклы; - Помочь учащимся сформулировать тему урока как учебную проблему: задать учащимся несколько вопросов, на которые они не смогут ответить, т.е. использовать ситуацию недостатка знаний, и отметить, что эти вопросы необходимо выяснить в ходе изучения темы. | - отвечают на вопросы; - рассуждают; - приводят примеры. Время работы -5 минут. | ||
Организация познавательной деятельности | |||
- Постановка вопросов; формирование вместе с обучающимися темы урока. 1. Из чего шьют одежду? 2. Какие виды тканей вы знаете? 3. Для изготовления каких изделий используют ткань? 4.А как вы думаете, из чего же делают материал или ткань для одежды? И где берут сырьё для производства ткани для одежды? 5. Какие ткани можно назвать натуральными? 6. Что вы можете рассказать о них? -Предлагаем учащимся попробовать дать определение понятиям: «материаловедение», «волокно», «натуральное волокно», направляем на правильность определений. - Предлагаем учащимся отгадать загадки по теме:
А в них и нитки, да рубашки. (ХЛОПОК)
Синюю шапочку нашел. Из земли вырастает, Весь мир одевает. (ЛЕН)
Куколкою был пока. Попрошу, чтоб не скупился – С нами шелком поделился! (ШЕЛКОПРЯД)
Ходят шуба, да кафтан. (БАРАНЫ и ОВЦЫ) - Предлагаем изготовить куклу-оберег Крупяничку из натуральных тканей, знакомим с историей кукол-оберегов на Руси.
- Организую рефлексию, подведение итогов работы на уроке, подвожу учащихся к выводам и обобщениям: Рефлексия. Продолжите, пожалуйста, фразу: • Я научился…………………………………………………………… • Было интересно……………………………………………………. • Было трудно……………………………………………………….. • Заставило задуматься……………………………………………… | - Отвечают на вопросы, рассуждают, предполагают, дискутируют, приводят доказательные примеры. - Повторяют то, что пригодится для открытия новых знаний. - Предлагают, высказывают своё мнение, сравнивают, дают определения. - Рассматривают, рассуждают. - Отгадывают загадки. Время работы – 10 минут.
- Выбирают натуральные ткани для изготовления куклы Крупянички. - При помощи выкройки обводят и вырезают детали куколки: основание-мешочек для наполнения зерном; голову куколки; платочек. - Собирают основание, голову швом вперед иголка, наполняют зерном, наполнителем, соединяют их вместе скрепляющим швом. Завязывают куколке платочек. - Убирают рабочее место. Время работы – 20 минут | ||
Подведение итогов | |||
Вопрос: «Что полезного для себя узнали вы на уроке?» Вопрос: «Как вы думаете, зачем надо знать, из каких волокон изготовлена ткань?» Вопрос: «Пригодятся ли вам в будущей жизни эти знания по материаловедению?» - Учитель устно спрашивает о самооценке каждого учащегося; интересуется, чья работа больше всего понравилась. |
-Время работы -2 минуты | ||
Дополнительный материал: Пособия по волокнам, таблицы по т/б при ручных швейных работах. | |||
Диагностика достижения планируемых результатов: Проверить полученные навыки на последующих уроках. Закрепление представлений о волокнах и тканях растительного происхождения. | |||
Дополнительные творческие задания: Попробовать изготовить самостоятельно на основе деталей для Крупянички, кукол-героев к сказкам А.С.Пушкина; нарисовать растения и животных, которые причастны к производству натуральных тканей. | |||
Самоанализ | |||
Достижения | Сложности | Предложения | |
Ученики осознали необходимость в получении новых знаний, навыков шитья и их применении. | - Необъективность оценок своей и чужой работ.
| Проводить в дальнейшем подобные уроки, приглашать для участия в мероприятиях учащихся 613 школы. | |