Материалы конкурсных заданий на городской конкурс "Педагогический дебют 2020"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан»
«Детский сад комбинированного вида №16»
Интегрированное развивающее занятие
Тема: «Изготовление тряпичной куклы – Пеленашка»
Доминирующая область: «Социально-коммуникативное развитие»
Форма организации деятельности: образовательная деятельность
Возрастная группа: подготовительная к школе группа (6-7лет)
Подготовил:
воспитатель: Кобзева О.А.
Бугуруслан – 2020г.
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Раздел | Стр. |
I. | Пояснительная записка | 3 |
II. | Конспект образовательной деятельности | 4-14 |
III. | Список литературы | 15 |
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данное занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет.
В занятии использованы технологии, различные виды народных тряпичных кукол.
Эта образовательная деятельность поможет сформировать интерес к истории, традициям своего народа, культуры, что помогает детям чувствовать себя её частью, ощутить гордость за свою страну богатую славными традициями. Воспитанники узнают много интересного о разновидностях и особенностях каждой куклы, смогут самостоятельно изготовить некоторые виды кукол.
Идея занятия:
- познакомить с историей возникновения тряпичной куклы; познакомить с техникой изготовления народной тряпичной куклы «Пеленашка»;
- развивать и обогащать знания о куклах, их разновидностях, способах изготовления;
- воспитывать интерес к народной тряпичной кукле и бережное отношение к культуре своего народа.
- Образовательная деятельность в детском саду (конспект образовательной деятельности)
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ | ||
1. | Ф.И.О. педагога | Кобзева Ольга Александровна |
2. | Доминирующая образовательная область | Социально-коммуникативное, познавательное развитие, художественно-эстетическое, речевое развитие. |
3. | Вид деятельности детей | Игровая Коммуникативная Познавательная Музыкальная Художественное творчество |
4. | Форма организации | Образовательная деятельность |
МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ | ||
1. | Тема образовательной деятельности | «Изготовления тряпичной куклы - Пеленашка» |
2. | Методы и приемы реализации содержания занятия |
- предложение узнать о народной тряпичной кукле; -предложить научиться делать тряпичную куклу своими руками. Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД; -беседа, игра-имитационная;
-сюрпризный момент (девочка приносит в группу тряпичную куклу, которую сделала совместно с мамой), постановка проблемы.
- народная подвижная игра; - виртуальная экскурсия в музей народных кукол через интерактивный стол; - чередование видов деятельности; - продуктивная деятельность, изготовление тряпичной куклы.
- словесное поощрение в ходе образовательной деятельности; - самооценка и взаимооценка выполненной работы детьми. |
3. | Интеграция образовательных областей | Социально - коммуникативное: беседа, народная игра; Художественно-эстетическое: изготовление тряпичной куклы; Познавательное развитие: расширение уточнение представлений о народной тряпичной кукле; Речевое развитие: свободное общение с взрослыми и детьми. |
4. | Возрастная группа: | Подготовительная к школе группа (6-7лет) |
5. | Цель: | способствовать приобщение детей к истокам русской культуры, через народную тряпичную куклу. |
6. | Задачи: | Задачи: Обучающие: - познакомить с историей возникновения кукол, способами их использования; -познакомить с техникой изготовления народной тряпичной куклы; - обучать детей изготавливать тряпичных народных кукол самостоятельно м с помощью воспитателя. Развивающие: - развивать и обогащать знания о куклах, их разновидностях, способах их изготовления, материалах, используемых для их изготовления; - развивать мелкую моторику рук. Воспитывающие: - воспитывать интерес к народной тряпичной кукле и бережное отношение к культуре своего народа; - воспитывать интерес и любовь к творчеству, народным играм. |
7. | Планируемые результаты: | Сформированы представления детей о русской народной кукле, материалах, необходимых для изготовления. |
8. | Организация среды для проведения образовательной деятельности | Центр речевой активности: Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. Русские народные сказки «Василиса Прекрасная», «Крупеничка», «Десятиручка», стихи и загадки. Центр игры: создание развивающей среды и совместное изготовление атрибутов к играм. Музыкальный центр: моноблок, магнитофон, ноутбук. Виды кукол (обрядовые, обереговые, игровые), разновидности тканей, технологические карты по изготовлению тряпичной куклы, арт-объекты (панно «Мельница», панно «Окно», панно «Весёлый праздник», панно «Чудо-дерево»). Интерактивное оборудование: интерактивный стол. |
9. | Подготовка к игре на занятиях и в режимных моментах | Предварительная работа: - Беседа «Наши игрушки» -Просмотр презентации «Куклы наших бабушек» - Рассматривание кукол, материала для изготовления кукол - Чтение художественных произведений, стихов - Народные подвижные игры - Игры с куклами -Детско-родительский проект по изготовлению народной тряпичной куклы «Закрутка» |
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ | 20 мин. | ||
I. | Вводная часть (начало занятия) | Создание проблемной ситуации. Создание мотива для деятельности детей. Определение цели | 3мин. |
1.1 | Создание интереса к образовательной деятельности | Дети сидят играю. В группу заходит девочка, в руках тряпичная кукла. Подходит к воспитателю и говорит: Ребенок: Смотрите Ольга Александровна, какую куклу мы сделали с мамой. Воспитатель: Какая красивая у тебя кукла, ребята подойдите посмотрите какую необычную куклу принесла Маша. Воспитатель: Маша, а ты знаешь, как называется такая кукла? (Да, мне мама сказала, что это народная тряпичная кукла, с которой играла моя мама и моя бабушка). Воспитатель: Да ребята, это народная тряпичная кукла, сделанная своими руками. Дело в том, что раньше, когда не было магазин игрушек, наши бабушки делали их своими руками из различной ткани. Воспитатель: Ребята, а почему, она называется народной? (Потому что ее сделал народ). Правильно. | 2 мин |
1.2 | Мотивация деятельности детей | Воспитатель: Ребята, как вы думаете, где мы можем ещё увидеть такие куклы, если их в наше время нельзя купить в магазине? Как называется место где хранятся старинные предметы? Такое место есть у нас в городе, и в нашем детском саду. (Музей) -Я вам предлагаю пройти в мини-музей нашего детского сада. | 1 мин |
II. | Основная часть | Ввод нового материала | 14 мин. |
2.1 2.2. 2.3. | Работа на интерактивном столе Игра-импровизация Продуктивная деятельность | Деятельность проходит в мини-музее детского сада -Ребята, сейчас мы с вами совершим виртуальную экскурсию в музей «Народной тряпичной куклы». Там мы узнаем какие виды тряпичных кукол бывают. -Тряпичные куклы делились на три вида: куклы-обереги, игровые куклы, обрядовые куклы. - Как вы думаете к какому виду кукол относится эта кукла? (Обереговая) -Это кукла «Кормилка» - символ мамы. Чтобы дети всегда были сыты и здоровы. Она служила оберегом. - Ребята рассмотрите сколько у нас в нашем мини-музее экспонатов. -Много кукол представлено, на дереве, в хороводе, на мельнице. -А вот эта кукла «пеленашка» - первая кукла младенца. - А хотите ли вы ребята сами научиться делать такую куклу? (Да) -Прежде чем приступить к изготовлению куклы, мы проведем небольшую разминку. С давних пор на Руси любили играть в разны игры. Предлагаю вам поиграть в игру «У Маланьи, у старушки». Повторяйте движения за мной. У Маланьи у старушке (хлопают в ладоши) Жили в маленькой избушке (присесть, сложить руки домиком) Семь сыновей (семь пальцев) Все без бровей (очертить брови пальцем) Вот с такими ушами (растопырить ладони, поднести к ушам) Вот с такими носами (показать нос, с двумя растопыренными руками) Вот с такими усами (нарисовать пальцем усы, развести руки в стороны) Вот с такой головой (очертить большую голову) Вот с такой бородой (показать руками с наклоном в низ) Ничего не ели (поднести ко рту одну руку – чашку, другую – ложку) На неё глядели и всё делали вот так… (любое движение). Воспитатель: Теперь можно приступить к изготовлению кукол. Ребята, сегодня мы с вами изготовим куклу «Пеленашка», это кукла была, самой первой игрушкой младенца. Для изготовления куклы-пеленашки понадобиться:
Последовательность выполнения:
| |
III. | Заключительная часть | Оценка деятельности детей, самооценка и поощрение Подведение итогов образовательной деятельности | 3 мин. |
3.2 | Подведение итогов образовательной деятельности | Воспитатель: -Как прекрасно сегодня потрудились ваши руки. У всех у вас получилась очень красивая и интересная кукла. -Что можно делать с этой куклой? (играть) -Я вам предлагаю поиграть с этой куклой, давайте её убаюкаем. - Ребята давайте вспомним какую куклы мы сегодня изготовили? (Кукла – пеленашка) -Понравилось вам делать куклы? (Да) -Какие сложности вы испытывали во время изготовления данной куклы? -Думаю, что эта кукла будет у вас любимой игрушкой или же она может стать необычным подарком вашим близким. -Что нового и интересного вы узнали сегодня? Вы запомнили какие были раньше куклы? Изучение прошлого о жизни наших бабушек помогает нам лучше узнать традиции и обычаи наших предков. Будем любить нашу Родину, культуру, и тем мы будем сильны. -А теперь, я вам предлагаю немного поиграть в нашем мини-музее с куклами, которые вы изготовили. | 3 мин |
IV. | Дальнейшая разработка темы (развивающая среда) | ||
4.1 | Книжный центр | Подбор книг, журналов и иллюстраций о русской народной тряпичной кукле. Художественная литература: Русские народные сказки «Василиса Прекрасная», «Крупеничка», «Десятиручка», стихи и загадки. | |
4.2 | Центр творчества | Разновидности тряпичных кукол: обрядовые, обереговые, игровые. Рисунки, коллекции тканей, технологические карты по изготовлению тряпичной куклы, арт-объекты (панно «Мельница», «Чудо-дерево», панно «Окно», панно «Весёлый праздник») Проекты детско-родительские по теме «Изготовление тряпичной куклы». | |
4.3 | Центр двигательной активности | Комплексы пальчиковой гимнастики о народной кукле, атрибуты к игре, подбор комплекса упражнений и подвижных игр по теме. | |
4.5 | Музыкальный центр | Подбор русско-народных песен |
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Методическая литература
1. Рыжова, Н., Логинова, Л. Мини-музей в детском саду [Текст]. М.: Линка-Пресс, 2016 г.
2. Лыкова, Л. «Я леплю свою игрушку»
3. Бударина, Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством [Текст]: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. СПб.: «Детство-Пресс», 2015. – 384 с.
4. Косарева, В. Н. Народная культура и традиции [Текст]: занятия с детьми 3 -7 лет.
5. Берстенёва, Е., Догаева, Д. «Кукольный сундучок». Традиционная народная кукла своими руками. М.: «Детство-Пресс» ,2017.
Детская литература
6. Н. Г. Юрина. Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. М.: АСТ, 2017. – С. 492
7. Русские народные сказки «Василиса Прекрасная», «Крупеничка», «Десятиручка», стихи и загадки.
Электронные (интернет) ресурсы:
8. Тряпичные куклы: www.rukukla.ru
9. Тряпичные куклы: www.krupenichka.ru
Кобзева Ольга Александровна, воспитатель МАДОУ «Д/с №16», г. Бугуруслан
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Приобщение детей к истокам народной культуры является актуальной темой в наше современное время. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей русскую самодельную куклу. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов.
Почему я выбрала куклу, как средство приобщения детей к народной культуре? Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа.
Современные дети в основном играют плассмасовыми игрушками фабричного производства и мало представляют себе, в какие куклы играли наши предки, какую славную историю имеет русская народная тряпичная кукла. Родители имеют недостаточно знаний о русской народной тряпичной кукле, истории её возникновения, технологии изготовления, что ведет к потери культурно-исторических ценностей русского народа.
Я провела эксперимент с хорошо играющими детьми разных возрастных групп, посещающие МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №16» города Бугуруслана. Детям были представлены заранее приготовленные из ткани три куклы-закрутки – Пеленашка, Бессоница и Куватка. Были подготовлены рассказы об истории каждой куклы и правилах игры с ней, а также разработан сценарий практического занятия «Изготовление тряпичной куклы».
Эксперимент показал, что данные виды кукол практически не вызывают игрового интереса у детей, вовлеченных в эксперимент. Они не знают, что с ними делать и как играть, не способны сами сфантазировать эмоции и чувства кукол, хотя с обычной фабричной куклой они могут играть долго и их игра основана на предметных действиях с ней. Детям были предложены (помимо названных кукол) матрешки и фабричные куклы, а так же соответствующие игровые атрибуты (мебель, посуда, кусочки ткани). В первую очередь девочки выбрали кукол современных и играли в них достаточно долго. Матрешки в игре использовались не как куклы, а как предметы интерьера или игрушки-погремушки для кукол-дочек. С народными куклами дети не знали, что делать, и воспринимали их также как предметы интерьера. Они выстраивали игру с посудой и другими бытовыми предметами. Либо у них возникали игровые действия друг с другом без кукол. После пояснения детям правил игры с этими куклами игра продолжалась не более 5-10 минут.
Ребенок в своей игре воспроизводит то, что видит в повседневной жизни, поэтому он выбирает современную фабричную куклу – более понятную и привычную. Способы использования и сюжеты к ней подобрать проще. А народная кукла предполагает создание некого сказочного сюжета. Наши дети не умеют играть в сказку. Они не знают, что такое народная, рукотворная кукла (и многие даже никогда не видели ее). Но интерес к рукотворной кукле у детей безусловно есть. Они внимательно слушали рассказ о том, как бабушки делали этих кукол и как играли с ними. Но этот интерес носил преимущественно познавательный характер. Желание поиграть самим с такой куклой у детей не возникает. Не появляется желание у детей поиграть с матрешкой. Интерес к ней носит так же познавательный характер. Дети ее разбирают, строят всех матрешек в ряд, рассматривают, но не играют.
Данный эксперимент показал путь разрешения этой проблемы и подтвердил, предположения о том, что можно подобрать интересный сюжет и способы действия с народной куклой – сделать ее вместе с детьми. Это позволяет развить у них творческое начало, воображение, фантазию на основе ознакомления с традициями и культурой своего народа.
Направление образовательной деятельности: гражданско-патриотическое
Идея проекта: приобщение детей к истокам русской народной культуры, через ознакомление с народной тряпичной куклы.
Цель проекта: способствовать развитию у детей познавательно-творческой активности, наблюдательности, стремления к самостоятельному творчеству.
Задачи проекта:
- познакомить с историей возникновения кукол, способами их использования;
-познакомить с техникой изготовления народной тряпичной куклы;
-развивать и обогащать знания о куклах, их разновидностях, способы изготовления, материалах, используемых для изготовления;
-воспитывать интерес к народной тряпичной кукле и бережное отношение к культуре своего народа, воспитывать любовь и гордость к своей Родине;
-воспитывать интерес и любовь к творчеству, народным играм, народной музыке;
-вовлечение родителей в творческую и продуктивную деятельность.
В ДОУ создан совместно с родителями мини-музей «Куклы наших бабушек» (народные куклы).
Участники: воспитанники подготовительной к школе группы, педагоги, родители.
Форма участия - коллективная.
Тип проекта: творческий.
Сроки и длительность проекта: сентябрь–октябрь.
Предполагаемый результат проекта:
- сформируются информационно-коммуникативная, трудовая, социальная, креативная компетентность;
- расширятся представления о истоках народной культуры, через народную тряпичную куклу;
- повысятся воспитательные компетентности родителей в социокультурном образовании дошкольников, через реализацию детско-родительских проектов.
Данный проект связан с содержанием общесадовского проекта «Русская изба», дополняет и расширяет его содержание.
- Организационный этап
- Создание плана проекта; (Приложение 1)
- Постановка целей и задач проекта;
- Определение направлений, объектов и методов;
- Подбор оборудования и материалов;
- Предварительная работа с детьми и родителями.
II. Практико-ориентировочный этап
В процессе реализации проекта использовались различные виды деятельности.
Беседа с детьми: «История возникновения куклы» (Приложение 2). Формировать у дошкольников чувства патриотизма и любви к своей Родине через знакомство с русскими народными играми и игрушками наших бабушек.
Творческая работа детей: «Рисование фартука для матрёшки» (Приложение 3).
Развитие мелкой моторики, внимания, памяти, закрепление знаний цвета, формы, цифры, воспитывание усидчивости, аккуратности, самостоятельности. Самостоятельно выбирать сочетание цветов; закрепить навык рисования цветными карандашами; учить ориентироваться на листе бумаги; закрепить умение украшать простые по форме предметы.
Прослушивание песен, сказок, рассказов по теме проекта. Знакомство с народным фольклором и народными играми.
Изготовление арт-объекта и макета для оформления мини-музея (Приложение 4)
Знакомство с разными областями человеческой деятельности: историей и фольклором, природой и культурой нашего народа.
Оформление мини-музея «Куклы наших бабушек» (Приложение 5). Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями).
Детско-родительский проект по изготовлению «Тряпичной куклы – Закрутки» (Приложение 6).
«Детско-родительский проект по изготовлению современных игрушек своими руками (Приложение 7).
Творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что естественно сказывается на результатах
Открытое занятие на тему: «Изготовление тряпичной куклы» (Приложение 8) Формирование элементарных представлений об истории Руси через знакомство с куклой – оберегом.
Мастер-класс для педагогов «Изготовление тряпичной куклы – Кормилка» (Приложение 9).
Обучение педагогов изготовлению тряпичных кукол.
Составление образовательного маршрута совместной деятельности родителей и детей по изготовлению «Здравствуй, кукла! Как живёшь?» (Приложение 10).
Совместная работа родителей и детей по изготовлению тряпичных кукол.
Подведение детей к пониманию важности и ценности народной игрушки и проявлять интерес к традициям, истории, культуре своего народа.
- Творческий этап
1) Собрать информацию об истории народной тряпичной куклы. Благодаря этому заданию дети познакомятся с историей развития народной куклы, таким образом, прививается интерес к русскому народному творчеству народа нашей страны.
2) Создать мини-музей «Куклы наших бабушек». У детей появится интерес к традициям и обрядам русского народа, усовершенствуются трудовые навыки: сворачивание, скручивание, завязывание, пеленание. Дети научатся разыгрывать с помощью кукол различные ситуации соответствующие традиционным обрядам, расширить представления о русских обрядовых куклах, традициях, праздниках и обрядах.
3) Создать детско-родительский проект по изготовлению «Тряпичной куклы –Закрутка». Таким образом взаимодействовать с родителями в организации исследовательской деятельности, для пополнения мини-музея тряпичными куклами, сделанными своими руками.
4) Создать арт-объекты и макеты для мини-музея «Куклы наших бабушек». Оформление мини-музея.
5) Провести мастер-класс «Изготовление куклы-оберега «Кормилка»». Обучение педагогов изготовлению тряпичных кукол. Пополнение мини-музея «Куклы наших бабушек».
Предварительный просмотр:
Приложение 1.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап | Основной этап | Заключительный этап |
- Изучение сайтов и литературы, содержащей материал по теме проекта с образцами изготовления народных кукол; - составление памяток, консультаций, рекомендаций; - постановка цели и задач проекта; - выявление знаний детей о тряпичной кукле; - подбор литературы для работы с детьми; - выбор основных мероприятий; - подбор наглядного материала; -создание дидактических игр; -создание эстетической обстановки атмосферы национального быта – русский уголок; -создание мини-музея «Куклы наших бабушек» | - Беседы, наблюдения, занятия с детьми по теме проекта; - просмотр презентации «Народная тряпичная кукла». - изготовление народных кукол. Чтение художественной литературы; - народная сказка «Василиса Прекрасная» или матушка кукла; - сказка «Крупеничка»; - сказка «Десятиручка»; - норвежская сказка «Куколка в траве»; - стихи о куклх авторы Г. Заславская, Л. Рубальская, В. Берестов; - потешки, поговорки, загадки. Дидактические игры, направленные на закрепление полученных знаний развития творчества и воображения; - «Составь картинку»; - «Кто ты куколка моя?»; - «Узнай по описанию»; - «Узнай элемент узора»; - «Закончи узор»; - «Народные промыслы»; - «Что из чего». Пальчиковые игры: - «Наперсток»; - «Не плачь куколка моя»; - «Катины куклы». Хороводные игры: - «Платок»; - «Приехала купаленка». Рассматривание книг, иллюстраций, альбомов с народными куклами. Составление описательных рассказов «Моя любимая кукла». Слушание произведения П.И. Чайковского «Новая кукла». Разучивание русских народных песен, песен-закличек, песен-игр, хороводов, колыбельных, игра на народных инструментах. | -Мастер-класс для педагогов на платформе «Изготовление народной тряпичной куклы - Кормилка»; - создание мини-музея «Куклы наших бабушек»; -открытое занятие в подготовительной группе на тему: «Изготовление народной тряпичной куклы – Пеленашка». |
Предварительный просмотр:
Приложение 2.
Беседа с детьми старшей группы на тему: «История возникновения тряпичной куклы на Руси» (по музейному экспонату).
Образовательные области: познание, коммуникация, художественное творчество.
Цель: познакомить детей с одной из форм общения в русских крестьянских поселениях в прошлом - посиделками. Показать самобытность русского народа, проявляющуюся в мастерстве, в устном народном творчестве (песнях, потешках); познакомить с историей создания куклы. Помочь ориентироваться в прошлом и настоящем куклы. Воспитывать уважение к историческому прошлому своего народа, стремление сохранять и обогащать свое наследие.
Оборудование: куклы (из палочки, из соломы, тряпичная кукла, дымковская кукла, матрешка, пупсы, кукла Барби,Беби-боны).Кусочки ткани на каждого ребенка.
Ход нод
Воспитатель: Проходите гости дорогие. Гость на гость- хозяину радость. Просим в нашу светлицу! Красному гостю- красный место, Спасибо вам гости, что пришли на посиделки. Вот так, дети, встречали раньше гостей бабушки ваших бабушек. В давние времена в каждом селе были свои посиделки.Роднило их одно: собирались, чтобы себя показать и на других посмотреть, попеть частушки, мастерством своим блеснуть, истории послушать.
И я вам сегодня тоже расскажу историю. А вот про кого, вы узнаете, если отгадаете мою загадку;
- Ей косички заплетаем
И в колясочке катаем
Спать кладем и кормим в срок –
Про кого прочла стишок? (кукла).
- Да, дети, куклы тоже имеют свою историю.
- Куклу на Руси во время игры называли ласково «Живуля», что значит «дитя», «ребенок». Первая кукла была похожа на обыкновенную палочку, у нее не было ни рук, ни ног (показ образца). Грустно было играть с ней. Прошло немного времени, и люди научились делать куклу из соломы (стригушка). Она была лучше деревянной. У нее была голова, ручки и ножки (показ соломенной куклы).
- Дети, как вы думаете, с соломенной куклой играть было интересно? (она легко ломается).
- А вот когда человек нашел глину, он узнал, что поместив ее в воду, можно что-то вылепить.
- И конечно он вылепил куклу, раскрасил ее угольками, а после красками. Они получались яркими, красивыми. Эти куклы делают до сих пор (показ дымковской игрушки).
- Прошли годы и человек придумал тряпичную куклу, их еще называли оберегами. Куклу брали в руки,три раза поворачивали против часовой стрелки и приговаривали: «Отвернись злом, повернись добром». Этих кукол любили, берегли, передавали по наследству.
- Я предлагаю вам, дети, сделать вместе со мной куклу- оберег.
- Нужно взять кусок ткани, посередине положить кусок ваты, перетянуть концами ткани.
- Раскрашивать лицо долго не решались, т. к. считали, что глаза- зеркало души- необходимо закрывать, чтобы защищать внутренний мир от сглазу. Такую куклу клали в люльку к младенцу и укачивали.
-Давайте и мы с вами покачаем своих кукол. Споем ей колыбельную.
-Дети, качая кукол, поют:
Березонька, скрип, скрип.
Моя доченька спит, спит
Моя доченька уснет,
Ее сон унесет,
Унесет ее в садок, под малиновый кусток,
А малинка упадет, дочке в ротик попадет.
Спи доченька маленька, малиночка сладенька.
Березонька скрип, скрип, а доченька спит, спит.
Воспитатель: А еще я хочу вам показать известную во всем мире – МАТРЕШКУ. Она родилась сто лет назад. Ее придумал художник С. В. Малютин. Кукла была необычна тем, что внутри 1-й куклы сидела кукла поменьше, а в то еще меньше. И назвали ее старинным русским именем Матрешей. А потом придумали пластмассу – прочный, гибкий, небьющийся материал одевать. Дети с удовольствием с ними играли.
-И мы с вами сейчас поиграем в народную, старинную игру «Желудь».
Считалка: Раз, два, три, четыре, пять
Мы собрались играть
Вдруг сорока прилетела и тебе водить велела.
Водящий встает в круг, участники игры передают,за спиной желудь при этом все повторяют слова: Гуси- лебеди летали,они желуди кидали и кричали: У меня, У меня…Водящий должен был угадать, у кого желудь.
- Ну вот, дети, а потом появились и куклы Барби, а теперь и Бебибоны (показ кукол). И вот моя история подошла к концу.
- Ребята, так какая же история появления кукол?
-Вам было очень интересно послушать мою историю? Что вы расскажите дома своим родетелям.
Предварительный просмотр:
Творческая работа детей: «Рисование фартука для матрёшки»
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
https://youtu.be/VhxqAbLdFFk - Детско-родительский проект по изготовлению куклы "Закрутка" (Приложение 6)
Предварительный просмотр:
https://youtu.be/13ue2kbvXLM - Детско-родительский проект по изготовлению современных игрушек своими руками (Приложение 7)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан»
«Детский сад комбинированного вида №16»
Интегрированное развивающее занятие
Тема: «Изготовление тряпичной куклы – Пеленашка»
Доминирующая область: «Социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое, речевое развитие»
Форма организации деятельности: образовательная деятельность
Возрастная группа: подготовительная к школе группа (6-7лет)
Подготовил:
воспитатель: Кобзева О.А.
Бугуруслан – 2020г.
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Раздел | Стр. |
I. | Пояснительная записка | 3 |
II. | Конспект образовательной деятельности | 4-14 |
III. | Список литературы | 14 |
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данное занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет.
В занятии использованы технологии, различные виды народных тряпичных кукол.
Эта образовательная деятельность поможет сформировать интерес к истории, народным традициям своего народа. Узнают много интересного о разновидностях и особенностях каждой куклы, смогут самостоятельно изготовить некоторые виды кукол.
Идея занятия:
- познакомить с историей возникновения тряпичной куклы; познакомить с техникой изготовления народной тряпичной куклы «Пеленашка»;
- развивать и обогащать знания о куклах, их разновидностях, способах изготовления;
- воспитывать интерес к народной тряпичной кукле и бережное отношение к культуре своего народа.
- Образовательная деятельность в детском саду (конспект образовательной деятельности)
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ | ||
1. | Ф.И.О. педагога | Кобзева Ольга Александровна |
2. | Доминирующая образовательная область | Социально-коммуникативное, познавательное развитие, художественно-эстетическое, речевое развитие. |
3. | Вид деятельности детей | Игровая Коммуникативная Познавательная Музыкальная Художественное творчество |
4. | Форма организации | Образовательная деятельность |
МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ | ||
1. | Тема образовательной деятельности | «Изготовления тряпичной куклы - Пеленашка» |
2. | Методы и приемы реализации содержания занятия |
- предложение узнать о народной тряпичной кукле; -предложить научиться делать тряпичную куклу своими руками. Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД; -беседа, игра-имитационная;
-сюрпризный момент (девочка приносит в группу тряпичную куклу, которую сделала совместно с мамой), постановка проблемы.
- народная подвижная игра; - виртуальная экскурсия в музей народных кукол через интерактивный стол; - чередование видов деятельности; - продуктивная деятельность, изготовление тряпичной куклы.
- словесное поощрение в ходе образовательной деятельности; - самооценка и взаимооценка выполненной работы детьми. |
3. | Интеграция образовательных областей | Социально - коммуникативное: беседа, народная игра; Художественно-эстетическое: изготовление тряпичной куклы; Познавательное развитие: расширение уточнение представлений о народной тряпичной кукле; Речевое развитие: ответы детей. |
4. | Возрастная группа: | Подготовительная к школе группа (6-7лет) |
5. | Цель: | способствовать приобщение детей к истокам русской культуры, через народную тряпичную куклу. |
6. | Задачи: | Задачи: Обучающие: - познакомить с историей возникновения кукол, способами их использования; -познакомить с техникой изготовления народной тряпичной куклы; - обучать детей изготавливать тряпичных народных кукол самостоятельно м с помощью воспитателя. Развивающие: - развивать и обогащать знания о куклах, их разновидностях, способах их изготовления, материалах, используемых для их изготовления; - развивать мелкую моторику рук. Воспитывающие: - воспитывать интерес к народной тряпичной кукле и бережное отношение к культуре своего народа; - воспитывать интерес и любовь к творчеству, народным играм. |
7. | Планируемые результаты: | Сформированы представления детей о русской народной кукле, материалах, необходимых для изготовления. |
8. | Организация среды для проведения образовательной деятельности | Центр речевой активности: Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. Русские народные сказки «Василиса Прекрасная», «Крупеничка», «Десятиручка», стихи и загадки. Центр игры: создание развивающей среды и совместное изготовление атрибутов к играм. Музыкальный центр: моноблок, магнитофон, ноутбук. Виды кукол (обрядовые, обереговые, игровые), разновидности тканей, технологические карты по изготовлению тряпичной куклы, арт-объекты (панно «Мельница», панно «Окно», панно «Весёлый праздник», панно «Чудо-дерево»). Интерактивное оборудование: интерактивный стол. |
9. | Подготовка к игре на занятиях и в режимных моментах | Предварительная работа: - Беседа «Наши игрушки» -Просмотр презентации «Куклы наших бабушек» - Рассматривание кукол, материала для изготовления кукол - Чтение художественных произведений, стихов - Народные подвижные игры - Игры с куклами -Детско-родительский проект по изготовлению народной тряпичной куклы «Закрутка» |
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ | 20 мин. | ||
I. | Вводная часть (начало занятия) | Создание проблемной ситуации. Создание мотива для деятельности детей. Определение цели | 3мин. |
1.1 | Создание интереса к образовательной деятельности | Дети сидят играю. В группу заходит девочка, в руках тряпичная кукла. Подходит к воспитателю и говорит: Ребенок: Смотрите Ольга Александровна, какую куклу мы сделали с мамой. Воспитатель: Какая красивая у тебя кукла, ребята подойдите посмотрите какую необычную куклу принесла Маша. Воспитатель: Маша, а ты знаешь, как называется такая кукла? (Да, мне мама сказала, что это народная тряпичная кукла, с которой играла моя мама и моя бабушка). Воспитатель: Да ребята, это народная тряпичная кукла, сделанная своими руками. Дело в том, что раньше, когда не было магазин игрушек, наши бабушки делали их своими руками из различной ткани. Воспитатель: Ребята, а почему, она называется народной? (Потому что ее сделал народ). Правильно. | 2 мин |
1.2 | Мотивация деятельности детей | Воспитатель: Ребята, как вы думаете, где мы можем ещё увидеть такие куклы, если их в наше время нельзя купить в магазине? Как называется место где хранятся старинные предметы? Такое место есть у нас в городе, и в нашем детском саду. (Музей) -Я вам предлагаю пройти в мини-музей нашего детского сада. | 1 мин |
II. | Основная часть | Ввод нового материала | 14 мин. |
2.1 2.2. 2.3. | Работа на интерактивном столе Игра-импровизация Продуктивная деятельность | Деятельность проходит в мини-музее детского сада -Ребята, сейчас мы с вами совершим виртуальную экскурсию в музей «Народной тряпичной куклы». Там мы узнаем какие виды тряпичных кукол бывают. -Тряпичные куклы делились на три вида: куклы-обереги, игровые куклы, обрядовые куклы. - Ребята рассмотрите сколько у нас в нашем мини-музее экспонатов. - А хотите ли вы ребята сами научиться делать такую куклу? (Да) -Прежде чем приступить к изготовлению куклы, мы проведем небольшую разминку. С давних пор на Руси любили играть в разны игры. Предлагаю вам поиграть в игру «У Маланьи, у старушки». Повторяйте движения за мной. У Маланьи у старушке (хлопают в ладоши) Жили в маленькой избушке (присесть, сложить руки домиком) Семь сыновей (семь пальцев) Все без бровей (очертить брови пальцем) Вот с такими ушами (растопырить ладони, поднести к ушам) Вот с такими носами (показать нос, с двумя растопыренными руками) Вот с такими усами (нарисовать пальцем усы, развести руки в стороны) Вот с такой головой (очертить большую голову) Вот с такой бородой (показать руками с наклоном в низ) Ничего не ели (поднести ко рту одну руку – чашку, другую – ложку) На неё глядели и всё делали вот так… (любое движение). Воспитатель: Теперь можно приступить к изготовлению кукол. Ребята, сегодня мы с вами изготовим куклу «Пеленашка», это кукла была, самой первой игрушкой младенца. Для изготовления куклы-пеленашки понадобиться:
Последовательность выполнения:
| |
III. | Заключительная часть | Оценка деятельности детей, самооценка и поощрение Подведение итогов образовательной деятельности | 3 мин. |
3.2 | Подведение итогов образовательной деятельности | Воспитатель: -Как прекрасно сегодня потрудились ваши руки. Ребята давайте вспомним какую куклы мы сегодня изготовили? (Кукла – пеленашка) -Понравилось вам делать куклы? (Да0 -Какие сложности вы испытывали во время изготовления данной куклы? -Думаю, что эта кукла будет у вас любимой игрушкой или же она может стать необычным подарком вашим близким. -Что нового и интересного вы узнали сегодня? Вы запомнили какие были раньше куклы? Изучение прошлого о жизни наших бабушек помогает нам лучше узнать традиции и обычаи наших предков. Будем любить нашу Родину, культуру, и тем мы будем сильны. | 3 мин |
IV. | Дальнейшая разработка темы (развивающая среда) | ||
4.1 | Книжный центр | Подбор книг, журналов и иллюстраций о русской народной тряпичной кукле. Художественная литература: Русские народные сказки «Василиса Прекрасная», «Крупеничка», «Десятиручка», стихи и загадки. | |
4.2 | Центр творчества | Разновидности тряпичных кукол: обрядовые, обереговые, игровые. Рисунки, коллекции тканей, технологические карты по изготовлению тряпичной куклы, арт-объекты (панно «Мельница», «Чудо-дерево», панно «Окно», панно «Весёлый праздник») Проекты детско-родительские по теме «Изготовление тряпичной куклы». | |
4.3 | Центр двигательной активности | Комплексы пальчиковой гимнастики о народной кукле, атрибуты к игре, подбор комплекса упражнений и подвижных игр по теме. | |
4.5 | Музыкальный центр | Подбор русско-народных песен |
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Методическая литература
- Рыжова, Н., Логинова, Л. Мини-музей в детском саду [Текст]. М.: Линка-Пресс, 2016 г.
2. Лыкова, Л. «Я леплю свою игрушку»
3. Бударина, Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством [Текст]: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. СПб.: «Детство-Пресс», 2015. – 384 с.
4. Косарева, В. Н. Народная культура и традиции [Текст]: занятия с детьми 3 -7 лет.
5. Берстенёва, Е., Догаева, Д. «Кукольный сундучок». Традиционная народная кукла своими руками. М.: «Детство-Пресс» ,2017.
Детская литература
6. Н. Г. Юрина. Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. М.: АСТ, 2017. – С. 492
7. Русские народные сказки «Василиса Прекрасная», «Крупеничка», «Десятиручка», стихи и загадки.
Электронные (интернет) ресурсы:
8. Тряпичные куклы: www.rukukla.ru
9. Тряпичные куклы: www.krupenichka.ru
Предварительный просмотр:
Приложение 10
Образовательный маршрут
«Здравствуй, кукла! Как живешь?»
Уважаемые родители! Этот образовательный маршрут посвящен народной тряпичной кукле. Вот уже более ста лет внимание ученых привлекает народная игрушка. Ведь именно традиционной игрушке отводилась большая роль в воспитании и обучении детей. Всем известен народный обычай, дарить ребенку куклы. В давние времена чаще всего их делали в семье сами, а иногда привозили новые «потехи» с ярмарки. В игре дети изображали трудовую жизнь, повседневные заботы, праздники. Ребенок не только играл в куклы, набираясь жизненного опыта, но и стремился научиться делать кукол самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству, что является одним из главных достоинств самодельной игрушки.
Шаг1. «В какие игры играют ваши дети?»
Анализируя любимые игрушки вашего ребенка, вы можете лучше понимать своих детей. Ведь любимая игрушка - это не что иное, как его суть, отражение переживаний и эмоционального состояния вашего ребенка. Предлагаю вам отправиться на сайт познавательного журнала «Школа жизни.ru», где вы сможете найти интересную и нужную информацию. https://shkolazhizni.ru/archive/0/n-19894/
А в какие игры играли наши бабушки, вы можете узнать, пройдя по
ссылке (http://shkolazhizni.ru/family/articles/19894/, 3,14)
Обсудите с ребенком:
1. Что изменилась в куклах?
2. Нравятся ли ребенку куклы из прошлого?
3. Хотел бы он иметь сейчас таких кукол?
Шаг 2. «А из чего делают кукол?»
Первое - детская игрушка в виде фигурки человека. Второе – в театральном представлении фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом): куклы на нитях (марионетки), тростевые (на тростях), перчаточные (надетые на руку), механические, верховые куклы (перчаточные и тростевые, играющие над ширмой), теневые куклы (плоские тростевые куклы, проектирующие на экран тени или силуэты). Третье - фигура, воспроизводящая человека в полный рост. (словарь С. И. Ожегова).
Интересные факты, как и из чего, изготавливали кукол вы узнаете на сайте
(http://www.rukukla.ru/article/kuhi/toystory/ob_ictorii_kukol.htm,) а о современных куклах на сайте (http://www.tipsboard.ru/iz-chego-delayutsyasovremennye-kukly/).
Обсудите с ребенком:
1. Виды кукол и материал, из которого они сделаны.
2. Проведите анализ ваших кукол.
3. Какие куклы больше нравятся ребенку и почему?
Шаг 3. «Народная традиционная кукла»
С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию. Расскажите ребенку о народных традиционных игрушках, как они передавались из поколения в поколение. Из чего их изготовляли, и кукую, роль играли народные традиционные куклы для наших предков.
Обсудите с ребенком: 1.Как он относиться к своим куклам, как ухаживает, как хранит? 2. Как, по его мнению, нужно это делать?
Шаг 4. «Что такое кукла-оберег?»
А какое предназначение было у кукол в глубокой древности? Это будет интересно и взрослому, и ребенку. Куклы были защитой от сглаза, болезней, несчастий, злых духов. Кукла оберегала человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Ближе познакомиться с куклой-берегиней можно на сайте: https://www.maam.ru/detskijsad/seminar-praktikum-dlja-vospitatelei-kukly-iz-babushkinogo-sunduka.html и http://prazdnichnyymir.ru/den-semi/5694/slavjanskie-kukly-oberegi-2/
Обсудите с ребенком увиденные куклы. Спросите: «Хочет ли он создать свою куклу?» Подготовьте материал, для создания своей куклы опираясь на прочитанный материал.
Шаг 5. «Создаем свою куклу-оберег»
Попробуйте создать совместно с ребенком свою собственную куклу-оберег.
Предлагаю вам посмотреть видеоролик «Кукла-оберег своими руками» http://www.youtube.com/watch?v=rFxymW9kzQw&noredirect=1 мастер-классы http://www.liveinternet.ru/tags/%EA%F3%EA%EB%E0- %EE%E1%E5%F0%E5%E3/
Обратная связь