Для вас, родители!

Наталья Юрьевна Киреева

Всем родителям хорошо известно, что должны делать для ребенка педиатр, логопед, воспитатель детского сада и школьный учитель. Нужен ли в этом перечне еще и детский психолог? А если нужен, то с какого возраста? Чем детский психолог отличается от других специалистов? Когда нужно к нему обращаться? Эти и многие другие вопросы часто волнуют родителей. Попробуем ответить на некоторые из них.

Хотелось бы развеять распространенный «миф» о психологах в дошкольном учреждении. Большинство родителей полагают, что слово «психолог» образуется от слова «псих». Из чего далее делают совершенно неверный вывод о том, что если с их ребенком в саду работает психолог, то их сын или дочь психически ненормальные. Уверяю вас это не так. Педагог - психолог в детском саду работает с нормальными детьми и их индивидуальными особенностями, а не отклонениями.

Существует еще одно ошибочное мнение, что: психолог, психоневролог, невропатолог, дефектолог и нейропсихолог - это все одно и то же. То есть врачи, которые работают с отклонениями в психике, с ее дефектами. На основании этого родители требуют от психолога невозможного. Обратите внимание на сочетание слов: педагог-психолог. В первую очередь педагог. Это сообщает мамам и папам о том, что данный специалист не врач. Психолог детского сада располагает информацией, касающейся в основном не физического, а психического состояния ребенка. Он может только предположить диагноз и направить ребенка к соответствующему специалисту. Поставить диагноз и тем более работать с ним он не может и не имеет права.

Цель работы педагога - психолога - сделать жизнь ребенка в условиях ДОУ удобной, комфортной, прежде всего с точки зрения детской психики, общих и индивидуальных особенностей ее развития.

Психолог выявляет скрытые причины некоторых детских неудач, поступков, нарушение развития психических процессов, эмоциональной сферы и особенностей поведения. Для того чтобы вместе с родителями и другими специалистами ДОУ помочь ребенку справиться с ними еще до школы.

Для решения поставленных задач, педагог-психолог планирует свою работу по нескольким направлениям:

Первое направление – это консультации. Они бывают двух видов: те, которые планирует сам психолог, и по «запросу родителей». Первые психолог проводит в течение года по темам, которые, по его мнению, актуальны для детского сада, возрастной группы и контингента родителей. Консультации «по запросу» - любые проблемы, которые волнуют близких малыша. И это необязательно вопросы, связанные с развитием крохи или его поведением. Будь то мама или папа, бабушка или дедушка, вы можете и должны обращаться к психологу, когда вам кажется, что с ребенком что-то не так.

Второе направление – это диагностика. В течение всего учебного года проводиться психолого-педагогическая диагностика. Она включает в себя контроль над усвоением знаний, умений и навыков детьми разных возрастных групп в соответствии с программой, по которой работает детский сад, Если результаты показывают, что малыш «не справляется», плохо себя ведет, не владеет навыками самообслуживания в соответствии с возрастом, проводится дополнительные исследования на зрелость основных психических процессов. И если на этом уровне выявляются проблемы, то психолог совместно с воспитателем и родителями старается их решить.

Психологическое сопровождение детей в период адаптации, также в течение года изучается отношения в детском коллективе, выявляются лидеры, и те, с кем «никто не дружит», совместно с воспитателем планируется работа по улучшению взаимоотношений между детьми.

Помимо плановой диагностики, о которой шла речь, так же проводятся и «ситуативные» исследования. Например, затянулся процесс адаптации, появились у ребенка страхи, с помощью специальных тестов и методик выявляется причина. И проводится коррекционная работа.

Позже в подготовительных группах проводиться отдельный вид диагностики - это комплексная оценка готовности ребенка к школе. Если ваш ребенок будет не совсем готов к школе, то психолог вам подскажет, на что именно нужно будет обратить внимание.

Так же проводиться коррекционная работа. Дети все разные. Один ребенок развивается быстрее, другой медленнее. Психические процессы тоже формируются скачкообразно. И порой бывает, что развитие какой-то психической функции нужно чуть-чуть подтолкнуть, чтобы наладилось нормальное усвоение знаний или поведение. С этой целью планируется и проводится с ребенком коррекционная работа. Предварительно получив ваше согласие.

Развивающая работа. В каждом новом учебном году выбирается направление, на которое в течение года будет делать основной акцент. Например, тема формирования межличностных отношений в детском коллективе и навыков общения у дошкольников. Исходя из выбранной темы, планируется развивающая работа. В ходе которой малыши учатся общаться, вместе играть, решать конфликты, избегать ссор.

И конечно, так же проводится индивидуальная работа.

Не нужно пугаться, если педагог - психолог назначает вам встречу для беседы о вашем ребенке. Приглашая вас, он хочет поделиться информацией о психическом и эмоциональном состоянии вашего малыша.

Родители и сами, могут прийти на прием к психологу, если их интересует:

  • адаптация ребенка к детскому саду
  • уровень развития психических процессов
  • эмоциональное состояние малыша
  • его самооценка
  • положение, которое он занимает в группе среди сверстников (почему, например, все стремятся с ним дружить, или наоборот)
  • отношение ребенка к воспитателям
  • уровень его тревожности или агрессии…

Если у вас появилась проблема, и вы готовы ее сформулировать, педагог - психолог постарается помочь выявить причины ее возникновения. С помощью надежных и апробированных методик, тестов и опросников он выработает рекомендации, следование которым поможет скорректировать нежеланные проявления в поведении вашего ребенка. Психолог так же поможет подобрать литературу о развитии детей, об играх и пособиях для дошкольников.

Таким образом, в детском саду педагог-психолог присутствует в первую очередь для того, чтобы всеми сторонами «соблюдались интересы ребенка».

 

Труд педагога-психолога, как правило, не очевиден родителю, но ребенку он, поверьте, необходим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx57.29 КБ
Файл ego_velichestvo_uspeh.docx15.77 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация педагога-психолога МДОУ детский сад № 4 «Малышок»

 с. Улёты Киреевой Н.Ю. для родителей:

«Как организовать досуг ребенка во время карантина

Сейчас у нас наступила тяжелая пора и вынужденный карантин заставил взрослых со своими детьми находиться в своих домах круглосуточно. Закрыты все общеобразовательные и дошкольные учреждения. Как же родителям и детям организовать досуг и совместное времяпрепровождение. Как распланировать день, чтобы дети имели возможность общаться, развлекаться, и развиваться? Ребенку дошкольного возраста, в отличие от школьника, нужно помочь организовать свою деятельность.

Прежде всего, взрослые должны организовать свой день так, чтобы как можно меньше распорядок дня ребенка дома отличался от распорядка дня в детском дошкольном учреждении. Ведь карантин закончится, и дети вернутся к привычной размеренной жизни в детском саду. И лучше, чтобы малышу не пришлось заново к нему привыкать. Родителям нужно понимать, что изменилось только место пребывания большей части дня ребенка, а его деятельность должна и впредь быть такой, как и была (по возможности), или немного изменена.

Психологи советуют подобрать иллюстрации для малышей с подробным распорядком дня и повесить его так, чтобы ребенок постоянно его мог видеть (см. ниже) . Важно, чтобы у ребенка были четкие ожидания по поводу того, что будет происходить в течение дня — когда будет время для игр, чтения и отдыха.

День должен начинаться с гигиенических процедур, утренней гимнастики, завтрака. В течение дня родители (или другие взрослые, которые будут находиться с ребенком дома) должны организовать учебную, игровую, самостоятельную деятельность ребенка. Если это ребенок старшего дошкольного возраста, то он более самостоятелен, и поэтому контролировать его самостоятельную деятельность не обязательно, а вот малышам младшего дошкольного возраста нужна помощь взрослого.

Итак, какую деятельность предложить дошкольнику в течение дня?

Игровая деятельность

Игра всегда привлекает ребенка. Она является ведущей деятельностью в дошкольном детстве. Игровая деятельность способствует развитию у ребенка навыков, умений, необходимых для самообслуживания и оказания помощи взрослым. В сюжетно-ролевых играх ребенок воспроизводит и моделирует уборку, стирку, прием пищи, одевание и раздевание на примере куклы или другой игрушки.

Трудовая деятельность

У малышей есть желание самостоятельно выполнять некоторые трудовые поручения — мыть посуду, накрывать на стол, убирать, подметать. Поэтому ребенку следует давать посильные трудовые поручения. Которые будут способствовать становлению его личности, формированию объективной самооценки и самоутверждению.

Художественно-продуктивная деятельность

Рисование, лепка, аппликация, конструирование — это то, что, ребенку нравится делать больше всего после игры. В этих видах художественно-продуктивной деятельности малыш имеет возможность воплотить свои замыслы и реализовать творческие способности, независимо от взрослого.

Обратите внимание!

1. Важно, чтобы родители контролировали пребывание ребенка перед компьютером или планшетом. Нужно организовать пребывание на свежем воздухе (в условиях карантина это возможно во дворе дома, обязательно частое проветривание помещения, в котором ребенок проводит время.

2. Ребенку также будет полезно послушать сказку, рассказ, выучить стихотворение, пересказать прочитанное произведение. Это можно сделать с помощью вопросов, рисунков. Интересная форма работы – это составление сказки, возможно ее героями будут нереальные фантастические создания и пусть ребенок дает волю своим фантазиям, а взрослый записывает сказку и собирает в семейную копилку. возможно это войдет в добрую традицию в вашей семье, и таких произведений будет еще много.

3. Сейчас есть много интересных настольных игр, которые развивают логическое мышление, память, внимание — и это тоже будет интересным времяпрепровождением, для вас и ваших детей.

4. Еще одним не менее интересным занятием для ребенка будет исследовательская деятельность. Можно с ребенком провести различные опыты, ознакомиться со свойствами некоторых материалов.

5. Можно организовать тематические домашние вечеринки, подготовить сценарий, костюмы, декорации, конкурсы, призы. Также, можно устроить семейный просмотр фильма, предварительно проведя инсценировку посещения домашнего кинотеатра с продажей и покупкой билетов соков, поп-корна.

6. Не изолируйте ребенка от общества. Поддерживайте контакт с друзьями и близкими. Ребенок может общаться с друзьями и близкими, которых вы не можете посетить лично, используя видеочаты.

7. Некоторое время можно уделить просмотру мультфильмов и развивающих и познавательных видео на YouTube канале.

8. И не забывайте про тихий час.

Надеюсь, что эта информация будет для Вас полезной. Будьте здоровы!



Предварительный просмотр:

Его величество Успех, или как быть с нерадивым ребенком.

Что делать с ленью? Совсем ничего не хочет делать!

- За занятия не усадишь! Только и слышно: «У меня не получится!»

Ох, как часто приходится слышать от родителей эти горькие слова!  Действительно, что же делать? 

Для начала, поменять на ребенке «табличку»! С «плохого» на «хороший». Поверьте, он не нарочно! Ну, кто же добровольно откажется от похвалы взрослого, гордости родителей, да и просто осознания собственного могущества и окрыленности успехом?! А вот не получается…. И не без причины.

Действительно, нередко диагностика развития «нерадивых» чад указывает на реально существующие трудности, связанные с недостаточной сформированностью той или иной познавательной функции. Ему невероятно сложно быть внимательным, или очень трудно выучить стихотворение. Скорость мыслительных процессов недостаточна, чтобы сразу понять принцип решения задачи, особенности мелкой моторики не позволяют каллиграфически  выводить строчки. «Ты что, совсем ничего не понимаешь?! У тебя в голове пусто?!» - возмущается взрослый. «Видимо, да!» - отвечает сам себе ребенок. И опускает руки.

Между прочим, героем этой сцены может стать ребенок, мыслительные способности которого развиваются в полном соответствии с нормой. Что-то осталось непонятым, а выполнять задания необходимо, но как?! «Ты чем  слушал! Пока не сделаешь – никакого телевизора!»   Может быть, и сделал бы, но не могу! И не буду…

Оба случая, как ни печально, скорее всего, объединяют неадекватная самооценка, неуверенность в своих силах и превалирующая стратегия избегания. И немудрено! Ведь жизненный опыт ребенка подсказывает: «Не получится. Сколько ни старайся – будут одни неприятности…». И только вечером, перед сном, так здорово представить себя круглым отличником, или стать «суперменом» - тем, у кого получается всегда…

Получается всегда… «Так не бывает!» - часто отвечают родители «нерадивых» детей. Неужели? А как же  крылатая истина: «Отрицательный результат – тоже результат?» Или: «Не получается лишь у того, кто ничего не делает?» Действительно, а что на самом деле важно - чтобы ребенок красиво написал упражнение №185, или чтобы он научился находить выход из любых затруднительных жизненных ситуаций?

Хромой и слепой.

Хромой человек однажды пришел на постоялый двор и устроился там среди других посетителей.
- Из-за моей хромоты я лишен возможности быстро передвигаться и никогда не смогу попасть на султанский пир, - сказал он своему соседу.
Человек, к которому он обратился, поднял голову и сказал:
- Я тоже приглашен на пир, но мне еще труднее попасть туда, чем тебе, потому что я слеп и не вижу дороги.

Тут в их разговор вмешался третий посетитель. Он сказал:
- Вдвоем вы располагаете средством достичь вашей цели, если только согласитесь воспользоваться этим средством. 
Слепой может отправиться в путь, неся на спине хромого. Вы должны использовать ноги слепого, чтобы идти, и зрение хромого, чтобы его направлять.

Вот так эти двое получили возможность достичь конца пути, где их ожидал пир. Но по дороге они остановились на отдых в другом постоялом дворе. Здесь им встретились еще двое несчастных, которые также хотели попасть на пир и не могли. Слепой и хромой стали им объяснять свой метод, но один из этих людей был глухим, а другой немым. Немой слышал их объяснение, но не мог передать их своему приятелю. Глухой мог говорить, но ему нечего было сказать.
Эти двое не попали на пир потому, что в это время поблизости не оказалось того третьего человека, который объяснил бы им особенности их затруднения, а потом подсказал бы, как это затруднение преодолеть.

Эта притча Идрис Шаха из книги "Караван сновидений" прекрасная иллюстрация мысли – не получатся лишь тогда, когда не хватает собственных сил, и нет рядом того, кто сможет помочь.

«Помочь?! А как же самостоятельность? Так и привыкнет, чтобы ему помогали!». Здесь хочется отметить некоторую разницу между понятиями «помочь» и «сделать за него». Третий из притчи, подсказавший слепому и хромому решение, сам никого не нес на руках и не бежал рядом, указывая дорогу. Он лишь помог! А путь они прошли сами! И с каждым шагом обретали уверенность в своих силах и осознавали масштабы своих возможностей. То есть именно то, чего не хватает «нерадивым» детям. То, что приходит с опытом успеха.

- Никогда не поверю, что ты не можешь!

- Сегодня ты сделал это быстрее, чем вчера!

- Как написано это слово, мне очень нравится!

- Очень интересная мысль высказана вот здесь, в сочинении! Ты это сам придумал?

- То, что ты так настойчиво отказываешься делать задание, говорит, по-моему, о значительной силе твоего характера! Ты многого можешь достичь!

- Это раньше у тебя не получалось, а сейчас мы вместе разберем, как это делается и у тебя получится! Сейчас убедишься сам!

Найдите зерно успеха в каждом поступке вашего и ребенка, и он в любом случае сумеет попасть на пир к султану! https://sdp.ucoz.ru/news/ego_velichestvo_uspekh_ili_kak_byt_s_neradivym_rebenkom/2009-12-05-3