Главные вкладки
3. Вклад в повышение качества образования, распространение собственного опыта
3.1 Выступления на научно-практических конференциях, семинарах, секциях
3.2 Открытые занятия, мастер-классы
3.3 Наличие опубликованных статей, научных публикаций, имеющих соответствующий гриф и выходные данные
3.5 Повышение квалификации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zolotaya_osen.docx | 21.16 КБ |
rech_pedagoga.docx | 22.79 КБ |
tematicheskoe_zanyatie.doc | 50.5 КБ |
seminar-praktikum_klassnyh_rukovoditeley.docx | 80.12 КБ |
urok_obrazov.plodov.doc | 58.5 КБ |
obrazovanie_plodov.pptx | 1.83 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в средней группе «Золотая осень»
Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи:
1. Учить детей называть приметы осени, изменения в природе; уточнить и закрепить знания о деревьях.
2. Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
3. Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.
Предварительная работа.
– Наблюдения за живой и неживой природой.
– Составление гербария из осенних листьев и др.
Ход занятия:
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это…» (осень)
-Мы украсили нашу группу листочками, потому, что на улице осень и наше занятие об осени и называется: «Золотая Осень».
-А теперь давайте отгадаем загадки и узнаем признаки осени.
1.Листья в воздухе кружатся,
Тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад —
Это просто. (листопад)
-Как вы думаете, что такое листопад?
-Листопад –это опадение листьев у деревьев и кустарников. Листья могут опадать одновременно все в определённый период года(осенью)
2.Стало ночью холодать,
Стали лужи замерзать.
А на травке — бархат синий.
Это что такое? (Иней)
-Как вы думаете, что такое иней?
-Иней - это тонкий снежный слой, получающийся в результате испарения на охлаждающейся поверхности в холодное время (ночью).
3.Ветер тучу позовет,
Туча по небу плывет.
И поверх садов и рощ
Моросит холодный. (дождь)
4.Стало хмуро за окном,
Дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи
Появились всюду. (лужи)
5.В сером небе низко
Тучи ходят близко,
Закрывают горизонт.
Будет дождь.
Мы взяли. (зонт)
Игра: «Осенью» (с мячом).
Ребята, я предлагаю вам игру с мячом, которая называется «Осенью».
- Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний лист.
Листья осенью (что делают) — Листья осенью желтеют, опадают и т. д.
Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т. д.
Урожай осенью — Урожай осенью убирают.
Птицы осенью — Птицы осенью улетают.
Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.
Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
- Молодцы, правильно ответили на вопросы, а теперь давайте поговорим об осени.
-Ребята, первый осенний месяц – это сентябрь. Давайте вместе повторим!
-Это какая осень? (Ответы детей)
- Да, это ранняя осень. Что бывает ранней осенью? (Ответы детей. Листья на деревьях начинают желтеть, птицы собираются в стаи, люди убирают с огорода урожай и т. д.)
- А как готовятся к зиме звери? (Ответы детей. Звери строят норки, делают запасы. Белки и зайцы начинают менять шубки с летних на зимние. У зимней шёрстки мех гуще, пышнее и цвет подходит к зимней природе. Белочка делает запасы в дуплах, медведь наедает подкожный жирок, делает себе около большой коряги берлогу: стеллит сухие листья, натаскивает еловые ветки)
- Какие работы у людей в саду, в поле? (Люди убирают урожай).
- Ребята, так откуда опадают листья?
-С деревьев!
- Где растут деревья? (На улице, в лесу, в парке, в сквере)
-Почему люди сажают деревья? (Они приносят пользу людям)
-Какие бывают деревья? (Высокие, низкие)
-Какую пользу приносят деревья (очищают воздух, плодами питаются звери и птицы)
-Молодцы ребята! Давайте немного отдохнем!
Физминутка.
Дети с листочками в руках стоят в кругу и вместе с педагогом произносят стихотворение.
Мы — осенние листочки. (Машем головой вправо-влево.)
Мы на веточках сидели. (Медленно поднимаем руки вверх, затем плавно опускаем вниз.)
Дунул ветер – мы цепочкой (Дети поворачиваются в сторону водящего.)
Друг за другом полетели. (Бегаем по комнате за мамой на носочках.)
Полетели, полетели,
И на землю сели. (Присаживаемся на корточки.)
Ветер снова набежал (Встаем на носочки, тянемся вверх руками.)
И листочки все поднял,
Повертел их, покрутил, (Кружимся вокруг себя на месте.)
И на землю опустил. (Снова садимся на корточки.)
- Молодцы! А теперь давайте соберём наши красивые листочки в корзину.
Игра «Разбери овощи и фрукты»
Вы обо мне сегодня говорили, а вот и я,
Привет осенний вам друзья!
Не видались целый год!
За летом следом мой черед!
Вы рады встретиться со мной?
Дети. Да!
Вед.Милая, осень, конечно мы рады встречи с тобой. И мы готовились к ней.
Дети приготовили для тебя стихи
Стихи детей
Осень – ласковое слово,
Теплые денечки,
Потому, что солнце дружит
С легким ветерочком.
Дует, дует ветер
Дует задувает.
Жёлтые листочки
С дерева срывает.
Осень наступила,
Холоднее стало.
Солнышко за тучи
Быстро убежало.
Осень по тропинке
С дождиком шагает,
Клены и рябинки
Тихо раздевает.
Осень красит золотом
Рощи и леса.
Слышатся прощальные
Птичьи голоса.
Осень – желтенькое слово,
С желтою картинкой,
Потому, что пожелтели
Листья на осинке.
Жёлтые листочки
В воздухе кружат
По стеклу дождинки
Весело стучат
13. Листья золотом расшиты,
Тропки дождиком умыты,
В ярких шапочках грибы,
Все нам, Осень, даришь ты!
Осень. Листья, листья, листопад,
Засыпает лес и сад.
Будто золото кружится
И ковром кругом ложится
Листьев дружный хоровод
Выходи плясать, народ!
Танец с листочками
Ребята а вы любите играть?
Так давайте поиграем
Игра:«Собираем урожай»
Дети по сигналу строятся в две колонны: «Овощи» и «Фрукты». Преодолевают полосу препятствий (пролезают в тоннель, перешагивают через барьер, затем прыгают на двух ногах из обруча в обруч), берут овощ или фрукт (из общей корзины) и кладут в ящик. Затем бегом возвращаются, передают эстафету и встают в конец своей колонны. Эстафета продолжается до тех пор, пока последний участник команды не вернется в свою команду «Овощей» и «Фруктов».
Осень. Весело у вас ребята!
Встречи с вами очень рада!
За песни и за танцы, за стихи спасибо.
Но мне пора уходить в лес возвращаться…
А этот вот подарок от меня примите
(Корзинка с яблоками)
Прощается уходит
Вед.: нам радостно, нам весело, на празднике своем,
Пусть дети улыбаются
Осенним ясным днем!
Вот и закончился наш праздник, но осень ещё продолжается
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад «Торга»
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ
«Речь педагога как фактор развития речи детей дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель:
Дорджиева У.С.
п.Комсомольский
2020г
«Речь педагога как фактор развития речи детей дошкольного возраста»
Цель:
- повышение культуры речи детей и профессиональной компетентности воспитателя ДОУ.
Задачи:
- уточнить и закрепить знания воспитателями культурных и методических требований к речи детей дошкольного возраста и речи педагога;
- способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.
Требования к качеству речи педагога ДОУ
Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.
Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.
М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи".
Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.
Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.
В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога, выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней.
К компонентам профессиональной речи педагога относятся:
качество языкового оформления речи;
ценностно-личностные установки педагога;
коммуникативная компетентность;
четкий отбор информации для создания высказывания;
ориентация на процесс непосредственной коммуникации.
Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:
Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.
Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.
Практикум «Проверьте свою грамотность».
Организация: Предложить выбрать жюри и разделиться на 2 команды, У каждого участника игры на стуле лежит буква (гласные и согласные в равном количестве). Участникам игры необходимо разделиться на две команды: команду гласных букв и команду согласных букв.
1.Задание Разминка: “На вопросы – не зевай, очень быстро отвечай!”.
(Это задание оценивается по одному баллу за правильный ответ).
Члены команд по очереди быстро и не задумываясь заканчивают предложения и отвечают на вопросы.
1.Иглы колкие торчат прямо с детства у… (ежат).
2.В аквариум чистой водицы нальёшь, плавать, плескаться будет там… (ёрш).
3.Через горы и леса в край родной летит… (птица).
4.Кукарекает спросонок Милый, добрый… поросенок? Ответ: петух
5.Кто грызет на ветке шишку? Ну, конечно, это… мишка? Белка
6.Кто с утра в хлеву мычит? Я так думаю, что... кит? корова
7.Кружевную паутину сплел искусно... Буратино? паук
8.Меж коряг устроил домик шар колючий - добрый… гномик? ёж
9. Должностное лицо, руководящее детским садом. (Заведующая).
10. Когда цапля стоит на одной ноге, то она весит 3 кг. Сколько будет весить цапля, если встанет на две ноги? 3 кг
11. Группа живущих вместе близких родственников. (Семья).
12.Как далеко в лес может забежать заяц? Ответ: до середины. Дальше он уже выбегает из леса.
13.Куда идет цыпленок, переходя дорогу? Ответ: на другую сторону дороги.
14.Когда черной кошке лучше всего пробраться в дом? Когда дверь открыта.
2.Задание Говорун
Для развития четкой артикуляции и дикции мы часто используем на занятиях скороговорки. Попробуем и мы с вами проговорить некоторые из них.
(Командам предлагается бросить кубик и выбрать скороговорку. Их всего 6.
Необходимо всем вместе произнести ее быстро и слаженно 3 раза подряд.
На подготовку дается 3 минуты. Максимум за это задание можно получить 3 балла (слаженность, быстрота, четкость).
• Флюорографист флюорографировал флюорографистку.
• Корабли лавировали, лавировали да не выловировали, ведь не веровали в вероятность вылавировать.
• Выскороговаривай скороговорки на скороговорном скороговорящем конкурсе скороговорок.
• Траектория тарахтящего драндулета проложена по внедорожной территории.
• Партизаны партизанили в партизанских зонах, за границами партизаны не партизанили.
• Не тот, товарищи, товарищу товарищ,
Кто при товарищах товарищу товарищ,
А тот, товарищи, товарищу товарищ,
Кто без товарищей товарищу товарищ.
3. “Родственные (однокоренные) слова”.
На мольберте выставить 2 листа с написанными словами. Например, лес и снег.
Задние: Игрокам предлагается написать на карточках однокоренные слова и прикрепить на ветки.( оценивается по одному баллу за слово
Лес – лесок, лесочек, лесник, лесничий, лесовод, лесные, подлесок, перелесок, полесье. .
Снег – снежок, заснеженный, снеговик, снежинка, Снегурочка, снежки, снегопад, снежный.
4. “Почему так называется?” (Этимология).
Задание: Объяснить, почему так называются растения.
- Ежевика – куст ежевики покрыт острыми шипами, как у ежа.
- Шиповник – веточки покрыты острыми шипами.
- Малина – от слов “малый”, “маленький”. Ягода малины состоит из малых частей, как бы сплетенных между собой.
- Смородина – “смрад” - запах, листья и ягоды сильно пахнут.
5. Найдите похожие по звучанию слова:
Задание: Подобрать схожее по звучанию слово в быстром темпе. (кто быстрее и правильнее назовет слово, той команде балл)
- Спички – синички,
- Врач – мяч,
- Значок – крючок,
- Ключи – кирпичи,
- Стол – пол,
- Халат – салат,
- Елка – иголка,
- Белка – стрелка,
- Зайцы – пальцы,
- Яйцо – крыльцо,
- Огурец – продавец,
- Дворец – певец,
- Пирог – творог,
- Ворона – корона,
- Топор – забор,
- Нора – дыра.
6. “Пословицы и поговорки”. Исправьте ошибки в пословицах.
Задание: Найти ошибку и исправить.
- После драки много хромых (Храбрых).
- Одна голова – хорошо, а две – некрасиво (Лучше).
- Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра (Сегодня).
- Пришел, увидел, купил (Победил).
- У каждого своя голова на шее (Плечах).
- Мало хотеть – надо клянчить (Уметь).
- Землю красит солнце, а человека – парикмахер (Труд).
- На всякий урок (час) ума не напасешься.
- Бесплатный сыр бывает только у мышки ловкой (В мышеловке).
- Испокон века телевизор (Книга) растит человека.
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад «Торга»
Тематическое занятие
«Новый год»
Подготовили воспитатели:
Кокуева Баира Михайловна
Дорджиева Ульяна Сергеевна
п.Комсомольский
2020г
Тема: «Новый год».
Форма: Интегрированное занятие.
Цель: Создать условия для закрепления и расширения знаний о предстоящем новогоднем празднике, о признаках зимы, закрепление знаний основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый); основных математических представлениях – один - много.
Задачи:
- Образовательные:
- пополнять и активизировать словарный запас глаголами: идет (снег), дует (ветер), весит (елочная игрушка); прилагательными: нарядная, красивая, колючая, новогодняя, пушистая, холодный (ветер).
-закрепить знания зеленого, красного, синего и желтого цветов;
- соотносить предмет по цвету;
- закрепить элементарные математические представления один – много.
- Развивающие:
-развивать активную речь детей;
- развивать воображение, внимание, речь, мышление;
- развивать творческие способности,
- развивать мелкую моторику.
- Воспитательные:
- воспитывать толерантность, дружеское отношение между собой;
- воспитывать активность, инициативность;
- создать радостный настрой;
- воспитывать любознательность, познавательный интерес.
- Интеграция областей: игровая, социально-коммуникативная, познавательно исследовательская, художественно - эстетическая
Материалы и оборудование: искусственная елочка, новогодние елочные игрушки красного, желтого и синего цвета.
Содержание организационной деятельности детей:
Организационный момент. Игровая ситуация.
Воспитатель рассаживает детей. Обращает внимание на осанку.
Основная часть. Рассматривание елки.
Воспитатель:
Ребята, сегодня к нам в гости пришла елочка-красавица, всем ребятам нравится. Давайте поздороваемся с елочкой.
Дети здороваются
Воспитатель: посмотрите дети, какая она красивая.
Воспитатель дотрагивается до веточки елочки.
Ой, я укололась. Елочка, елочка колкая иголочка. Посмотрите дети, какая елочка пушистая, зеленая. Подходите поближе, посмотрите какие у нее иголочки. А иголочек на веточке много или мало? (Много)
Можете потрогать веточки. Колючая елочка? (Да, колючая). А какого цвета елочка (Зеленая). А теперь садитесь на свои стульчики. Ой, молодцы, как вы все красиво сели, спинки ровные, ножки вместе стоят у всех.
Воспитатель: А кто из вас знает, на какой праздник к нам приходит елочка? Ответы детей - на Новый год.
Воспитатель: Правильно, на Новый год! А скажите мне, пожалуйста, Новогодний праздник в какое время года бывает летом или зимой?
Ответы детей – зимой
Воспитатель: Правильно, зимой. А какая погода у нас зимой на улице? Какие приметы зимы вы знаете?
Ответы детей – холодно, идет снег, мороз, дует холодный ветер.
Уточнение назначения предметов.
А что делают с елочкой на новый год? (Наряжают, украшают).
А у нас елочка не украшенная, давайте мы ее нарядим. (Да).
Вот у меня елочные игрушки, посмотрите какого цвета этот шар?
Ответы детей – синего.
Воспитатель: Правильно, синего.
А этот?
Ответы детей – желтого.
Воспитатель: Молодцы, желтого.
Саша, а этот шар какого цвета?
Красного.
Воспитатель: Верно, красного.
Адель, скажи, пожалуйста, елочных игрушек у меня на столе много или мало? (Много.)
А в руке я держу сколько шаров? (Один)
Воспитатель: Правильно, Адель, молодец. В руке у меня один шар, а на столе шаров много.
А теперь я вас буду по очереди просить подать мне шар синего, желтого или красного цвета, вы мне будете их подавать, а я повешу их на нашу елочку.
Давид, подай мне, пожалуйста, синей шар.
Спасибо, молодец.
Катя, подай, пожалуйста, шар желтого цвета.
Молодец.
И и.д.
Посмотрите, какая у нас теперь елочка? (Нарядная, красивая, праздничная). А какого цвета на ней шарики? (Синие, красные и желтые).
Да, наша елочка теперь настоящая красавица.
- Физкультминутка
Звучит музыка, в зал входит Снегурочка
СНЕГУРОЧКА:
Здравствуйте, мои друзья!
Всех вас рада видеть я:
И больших, и маленьких,
Шустрых и удаленьких.
Я - Снегурочка, все дети
Дружат издавна со мной,
Я люблю мороз и ветер,
И метелицу зимой.
Девочки-красавицы,
Танец вас зовет!
А ёлочка пушистая
Огнями расцветет.
Танец - повторялка
Воспитатель: молодцы.
СНЕГУРОЧКА:
Дед Мороз всё не идет,
А ведь скоро Новый год!
Уж пора б ему прийти,
Задержался он в пути.
Дедушка Мороз, ау!
Слышишь, я тебя зову? (Зовет Деда Мороза, но он не идет)
СНЕГУРОЧКА:
Нет, не слышит. Ребята! А давайте все вместе его позовем, может быть тогда он придет. (Зовут вместе с детьми Деда Мороза)
Звучит музыка для входа Деда Мороза под песню
ДЕД МОРОЗ:
Здравствуйте, дети!
Здравствуй, внученька моя, Снегурочка!
Поздравляю всех детей!
Был у вас я год назад,
Снова вас я видеть рад.
Подросли, большими стали.
А меня-то вы узнали? (Да!)
У меня есть к вам вопрос,
Кто я, дети… (Дед Мороз)
Воспитатель:
Очень ждали, Дед Мороз,
Мы тебя сегодня!
До чего же рады все
Встрече новогодней!
Хоровод мы заведём,
Песню для тебя споём!
СНЕГУРОЧКА:
Наша ёлка так красива,
Так нарядна и стройна!
Дед Мороз, но почему же
Без огней стоит она?
ДЕД МОРОЗ: Эту мы беду исправим,
Все огни гореть заставим!
Скажем дружно: «Раз, два, три,
Наша ёлочка свети!»
Звучит музыка для зажигания огоньков.
Воспитатель:
Знают все, мороз шутник,
Он хитрец и озорник!
Берегите уши, нос,
Если рядом Дед Мороз.
Проводится игра «Заморожу!»
ДЕД МОРОЗ:
Вы, детишки, не зевайте,
Щёчки быстро закрывайте! (замораживает щёки)
А теперь держитесь пуще,
Заморожу ваши ушки! (замораживает уши)
Берегите ваши плечи,
Заморожу – не заметишь! (хватает за плечи)
Ох, и шустрый же народ,
В этом садике живёт!
ДЕД МОРОЗ:
Ох, и здорово играли,
Свою ловкость показали!
ДЕД МОРОЗ:
Славно мы повеселились, поиграли, порезвились
А теперь пришла пора послушать ваши стихотверения.
Стихотворения ребят.
ДЕД МОРОЗ:
Вот и праздник новогодний нам заканчивать пора!
Много радости сегодня вам желаю, детвора!
Чтобы вы росли большими,
Чтоб не знали вы забот!
СНЕГУРОЧКА:
А мы с Дедушкой Морозом
К вам вернёмся через год!
До свидания!
- Закрепление пройденного материала
Скажите, кто сегодня к нам приходил в гости? (Елочка, Дед Мороз, Снегурочка). А какого цвета елочка? (Зеленая). У елочки на веточках растут листики ? (Нет, иголки). А что можно сказать про ее иголочки, какие они? (Колкие). Мы с вами елочку нарядили, какая она стала? (Красивая, нарядная, праздничная). Какого цвета шарики мы вешали на елочку? (Желтые, красные и синие).
Воспитатель: Елочка с нами прощается ребята, но она еще придет к нам в гости на праздник, вместе с Дедом Морозом и Снегурочкой через год.
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для классных руководителей "Психологические методы и приемы взаимодействия классного руководителя с родителями»
Цель: повышение профессиональной компетенции классных руководителей ХОД СЕМИНАРА
Организация пространства
- Приветствие. Введение в тему
Приветствие ведущего
Упражнение «Имя + настроение руками»
Ведущий предлагает педагогам назвать свое имя и показать свое настроение сейчас с помощью рук, без слов.
Упражнение «Продолжи предложение»
Участникам раздаются листы с началом фразы Родители - это…». Задание: быстро, не раздумывая продолжить фразу и передать ведущему.
Далее проводиться обсуждение результатов выполнения данного задания и причин восприятия педагогами родителей .
Основная часть
1 блок
Упражнение «Солнце – воздух – вода» (деление на 3 подгруппы).
Ведущий просит участников разделиться на три подгруппы с помощью расчета Упражнение «Ассоциации»
Каждая подгруппа придумывает свои ассоциации с родителями и записывает их на своем листе.
1 – ассоциация «растения» («Если бы родители были растениями, то это были бы…»)
2 – ассоциация «транспортное средство» («Если бы родители были бы транспортными средствами, то это были бы…»)
3 – ассоциация «животное» («Если бы родители были бы животными, то это были бы…»).
Время выполнения – 2 минуты.
Далее представитель каждой подгруппы рассказывает об ассоциациях участников (их
может быть несколько) и коротко поясняет «почему» сравнили с тем или иным. Ведущий предлагает проанализировать участникам, ассоциаций какого плана было больше -
негативных, позитивных, нейтральных- и почему.
Обобщение: все родители очень разные. Найти подход к каждому, установить контакт- наша задача .
Основная часть
2 блок
Мини-лекция «Психологические методы и приемы эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями .
Эффективное общение – это…
- Принятие того, что сообщает партнер по общению,
- Принятие его чувств,
- Отказ от осуждения партнера.
-
Мы должны показать собеседнику (в нашем случае – родителю ), что понимаем его мысли и чувства. Мы можем и не согласиться с тем, что говорит или делает родитель, но мы в силах принять его чувства. Как? Принятие можно продемонстрировать невербально (мимика, жесты, поза, тон) и вербально (слова).
Как известно, этапы взаимодействия классного руководителя и родителя следующие:
- Установление контакта.
- Прояснение предмета разговора.
- Обсуждение и принятие совместного решения с опорой на ресурсы родителя. Вопрос группе:
«КАКОЙ ИЗ ЭТИХ ЭТАПОВ ДЛЯ ПЕДАГОГА, КАК ПРАВИЛО, САМЫЙ СЛОЖНЫЙ?»
Как правило, встреча среднестатистического педагога и среднестатистического родителя выглядит примерно так (надеюсь, у вас по-другому): минуя установление контакта («чего это я перед ним буду прыгать?»), сразу к 2 этапу («Так, я вызвал(а) вас потому, что ваш ребенок опять не учиться, плохо себя ведет, конфликтует с педагогами и вообще он какой-то стал неуправляемый, ….. Что у вас дома происходит? Вы вообще занимаетесь его воспитанием?» и т.д. и т.п.)
Установление контакта – это так просто для педагога и так непросто для родителя . Правило трех П: ПРИНИМАЕМ – ПОНИМАЕМ – ПОДДЕРЖИВАЕМ.
Как это делаем? Используя невербальные (мимика, жесты, поза, тон) и вербальные (слова) средства общения.
Методы и приемы:
- «Рефлексивное» и «активное слушание»,
- «Обратная связь»,
- «Я-сообщение»,
- приемы снижения эмоционального напряжения
Мы не можем посылать свои мысли и чувства прямо собеседнику. Мы пользуемся вербальными средствами общения. В качестве слушателя мы интерпретируем сообщение с большей или меньшей степенью точности. Для того, чтобы понять сообщение как можно точнее, полезно применить один из необходимых навыков – ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ
(сообщение о том, что именно вы услышали).
Вам известно, что существуют ЗАКРЫТЫЕ И ОТКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ.
ЗАКРЫТЫЕ | ОТКРЫТЫЕ |
Подразумевают однозначные ответы:»да», «нет» | Подтверждение, что вы услышали предыдущую информацию и проявление интереса к тому, что говорит родитель |
Ограничивает общение | Стимулирует общение |
«Вы сердитесь на учителя математики, потому что он не помогает вашему ребенку?» | «Какая, по-вашему, помощь нужна вашему ребенку по математике? |
Рефлексивное слушание требует от педагога понимания многообразия чувств
родителя и способности установить с ним эмоциональный контакт. В результате родитель чувствует, что его слушают и стремится продолжить разговор.
ВАЖНО: желание выслушать родителя (его, может быть, больше и не кому выслушать), уделить ему достаточно времени + принятие как негативных, так и позитивных чувств родителя. Вербализация чувств: «Вы чувствуете…., потому что…», «Вы огорчены…,
потому что…».
С чего обычно начинается общение двух людей. С приветствия, в нашем случае – со слова
«Здравствуйте». И оно может происходить по разному и иметь в результате различный результат.
Упражнение «Здравствуйте!»
ПОДОЗРЕНИЕ | ЗЛОСТЬ | КРАЙНЯЯ УСТАЛОСТЬ | ИСТЕРИЯ |
ГРУСТЬ | УВЕРЕННОСТЬ | ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ | ВРЕДНОСТЬ |
ОТВРАЩЕНИЕ | СТРАХ | ПРЕВОСХОДСТВО | РАЗДРАЖЕНИЕ |
ЯРОСТЬ | ОСТОРОЖНОСТЬ | САМОДОВОЛЬСТВО | ПОДАВЛЕННОСТЬ |
СКУКА | УДИВЛЕНИЕ | БЕСПОКОЙСТВО, ТРЕВОГА | ПОНИМАНИЕ ЧУВСТВ ДРУГОГО |
СОЧУВСТВИЕ | РАДОСТЬ | ОБИДА | ГНЕВ |
ДОСАДА | ОБВИНЕНИЕ | СЕРДИТО | СТРОГО |
Каждому участнику дается карточка с названием эмоции, которую может испытывать любой человек. Задача: не показывая карточку остальным участникам, произнести слово
«Здравствуйте», пытаясь изобразить предложенную эмоцию. Задача остальных при этом: попробовать понять, какие чувства, эмоции вложил в это слово участник и назвать ее.
Дополнительно: а что вы почувствовали в этот момент сами? Хочется ли дальше строить разговор?
Обобщение: все успешно справились с данным заданием, то есть понимание, «как надо» и «как не надо» у нас есть. Но не все так просто: порой мы настолько переполнены своими чувствами (чаще негативными) по поводу родителя , что, как бы мы не пытались
соблюдать все необходимые рекомендации для эффективного общения, родитель (а он тоже человек!) в первые секунды «считывает» все наши эмоции и чувства на
невербальном уровне, вне зависимости от того, какие бы «сладкие» речи мы не говорили при этом.
Знакомство с памятками
ПАМЯТКА « ТЕХНИКИ И ПРИЕМЫ УСТАНОВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОНТАКТА С СОБЕСЕДНИКОМ»
- Приветствие: улыбка, обращение по имени.
- Установление контакта глаз.
- Сообщение о вашем восприятии собеседника, его чувств, установок, эмоционального состояния. Примеры: «Мне кажется, что Вы чувствуете…»; «Не чувствуете ли Вы себя несколько…»; «Вы несколько расстроены…».
- Сообщение о своем эмоциональном состоянии (в данный момент).
- Сокращение дистанции (социальной и физической).
- Проявление дружеского расположения.
- Предоставление возможности выговориться.
- Сохранение самообладания.
- Подчеркивание значимости собеседника для вас.
- Подчеркивание общности с собеседником (сходство интересов, мнений и т.д.).
- Проявление интереса, сочувствия к проблемам собеседника.
- Уважение мнения, точки зрения собеседника.
- Обращение к социально одобряемым мотивам поступков.
- Предоставление собеседнику возможности почувствовать свое превосходство над вами.
- Признание перед собеседником своей неправоты раньше его.
- Не замыкание в беседе на себя, на свое состояние, свои мысли; попытка мысленно встать на место партнера и понять, какие события привели его в это состояние, попытка почувствовать, а каково было бы самому в этом состоянии.
- Осуществление наблюдения за собеседником, обращение особого внимания на невербальные средства общения: выражение лица, визуальный контакт, интонацию и тембр голоса, позы и жесты, дистанцию между собеседниками.
- Использование «языка» собеседника при передаче ему информации, ясность изложения.
- Передача своей информации в сжатой форме.
ПАМЯТКА « ТЕХНИКИ И ПРИЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ, ПРОБУЖДЕНИЯ ИНТЕРЕСА»
- Метод «зацепки»: кратко излагается небольшое событие, личные впечатления как исходная точка для беседы.
- Стимулирование игры воображения: в начале беседы ставятся вопросы по ряду проблем, которые должны в ней рассматриваться.
- Прямой подход. Краткое сообщение причин, по которым была назначена беседа.
- Подчеркивание положительного вклада партнера в предстоящее решение проблемы.
- Подчеркивание положительных последствий успешного решения проблемы для дел и для собеседника лично.
- Объяснение того, что собеседник не пострадает в результате совместной работы или что риск не велик, как ему кажется.
- Снятие напряженности: теплые слова, шутка и т.д.
- Определенная доза юмора.
- Временный уход от решения проблем до более благоприятного момента.
ПАМЯТКА « ТЕХНИКИ И ПРИЕМЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ОРИЕНТАЦИИ В ПРОБЛЕМАХ, ИНТЕРЕСАХ, МОТИВАХ И ПОЗИЦИЯХ СОБЕСЕДНИКА»
- Выяснение (расспрашивание) заключается в обращении к говорящему за уточнениями.
А) открытые вопросы требуют дополнительной информации к первоначальному сообщению. Пример: «Я не совсем понимаю, что вы имеете в виду».
Б) закрытые вопросы требуют ответов в форме «да» или «нет». Пример: «Вы предлагаете оставить все, как сейчас?».
- Перефразирование (вербализация) состоит в передаче говорящему его сообщения словами слушающего.
А) собственная формулировка сообщения горворящего в деталях, подробная.
Примеры: « Как я понял вас»; «По вашему мнению…»; «Другими словами, вы считаете…».
Б) собственная формулировка сообщения говорящего в сокращенном, обобщенном виде; выбирается только существенное, главные моменты сообщения. Примеры: «Если теперь подытожить сказанное вами, то…»; «Таким образом…».
- Развитие мыслей собеседника. Это могут быть: а) логические следствия сообщения собеседника,
б) интерпретация слов собеседника: выдвигаются предположения относительно причин высказываний собеседника. Пример: «Если исходить из того, что вы сказали, то выходит, что…».
Знакомство с памяткой «Методы и приемы снижения эмоционального напряжения»
«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ СНИЖЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ ПАРТНЕРА ПО ОБЩЕНИЮ»
Перечень методов и приемов, СНИЖАЮЩИХ напряжение | Перечень методов и приемов, ПОВЫШАЮЩИХ напряжение |
1. Предоставление партнеру возможности выговориться. | 1. Перебивание партнера. |
2. Вербализация эмоционального состояния : а) своего, б) партнера. | 2. Игнорирование эмоционального состояния: а) своего, б) партнера |
3. Подчеркивание общности с партнером (сходство интересов, мнений, единство цели и др.) | 3. Подчеркивание различий между собой и партнером, преуменьшение вклада партнера в общее дело и преувеличение своего. |
4. Проявление интереса к проблемам партнера. | 4. Демонстрация не заинтересованности в проблеме партнера. |
5. Подчеркивание значимости партнера, его мнения в ваших глазах. | 5. Принижение партнера, негативная оценка его личности. |
6. В случае вашей неправоты – немедленное признание ее. | 6. Оттягивание момента признания своей неправоты или отрицание ее. |
7. Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации. | 7. Поиск виноватых и обвинение партнера. |
8. Обращение к фактам. | 8. Переход «на личности». |
9. Спокойный и уверенный темп речи. | 9. Резкое убыстрение темпа речи. |
10. Поддержание оптимальной дистанции, угла поворота и наклона тела. | 10. Избегание пространственной близости, контакта глаз. |
Предлагаю проработать некоторые приемы снятия напряжения.
Упражнение «Нас с тобой объединяет» + «Подчеркивание значимости»
Каждый участник обращается к соседу, находит общее между собой и тем человеком, к которому он обращается, заканчивая следующее предложение «Нас с тобой
объединяет…» «Мне нравится в тебе…»
Мини-тест «Умеем ли мы слушать»
Опросник «Умеем ли мы слушать?»
Инструкция: «Обведите в кружок номера тех утверждений, в которых описаны
ситуации, вызывающие у Вас неудовлетворение, досаду или раздражение при беседе с любым человеком».
№ | Утверждение |
1. | Собеседник не дает мне шанса высказаться. У меня есть, что сказать, но нет возможности вставить слово. |
2. | Собеседник постоянно прерывает меня во время беседы. |
3. | Собеседник никогда не смотрит в лицо во время беседы, и я не уверен, слушает ли он меня. |
4. | Разговор с таким партнером (см. №3) часто вызывает чувство пустой траты времени. |
5. | Собеседник постоянно суетится: карандаш и бумага занимает его больше, чем мои слова. |
6. | Собеседник никогда не улыбается. У меня возникает чувство неловкости и тревоги. |
7. | Собеседник постоянно отвлекает меня своими вопросами и комментариями. |
8. | Что бы я ни сказал, собеседник всегда охлаждает мой пыл. |
9. | Собеседник постоянно пытается опровергнуть меня. |
10. | Собеседник «передергивает» смысл моих слов и вкладывает в них иное содержание. |
11. | Когда я задаю вопрос, собеседник заставляет меня защищаться. |
12. | Иногда собеседник переспрашивает меня, делая вид, что не расслышал. |
13. | Собеседник, не дослушав до конца, перебивает меня лишь затем, чтобы согласиться. |
14. | Собеседник при разговоре сосредоточенно занимается посторонними делами: играет ручкой, протирает стекла очков и т.д. и я твердо уверен, что он при этом невнимателен. |
15. | Собеседник делает выводы за меня. |
16. | Собеседник всегда пытается вставить слово в мое повествование. |
17. | Собеседник смотрит на меня очень внимательно, не мигая. |
18. | Собеседник смотрит на меня, как бы оценивая. Это беспокоит. |
19. | Когда я предлагаю что-нибудь новое, собеседник говорит, что он думает так же. |
20. | Собеседник переигрывает, показывая, что интересуется беседой, слишком часто кивает головой, ахает и поддакивает. |
21. | Когда я говорю о серьезном, собеседник вставляет различные истории, шуточки и анекдоты. |
22. | Собеседник часто смотрит на часы во время разговора. |
23. | Когда я обращаюсь к нему при встрече, он бросает все дела и смотрит внимательно на меня. |
24. | Собеседник ведет себя так, словно я мешаю ему делать что-то очень важное. |
25. | Собеседник требует, чтобы все соглашались с ним. Любое высказывание завершается вопросом: «Вы тоже так думаете?» или «Вы не согласны?» |
А теперь проанализируете, не делаете ли Вы сами таких (отмеченных Вами) ошибок, при общении с людьми.
Подведение итога: подсчитать число отмеченных ситуаций в процентах от общего числа.
Если результат колеблется в пределах от 70 до 100% (18 и более утверждений) – Вы не очень хороший собеседник. Вам необходимо работать над собой и учиться слушать.
40 – 70% (10-17) – Вам присущи некоторые недостатки. Вы критически относитесь к высказываниям собеседника, и Вам не хватает некоторых достоинств хорошего
слушателя: избегайте поспешных выводов, не заостряйте внимание на манере говорить, не притворяйтесь, не ищите скрытый смысл сказанного, не монополизируйте разговор.
10 – 40% (4-9) – Вас можно считать хорошим собеседником, но иногда Вы отказываете партнеру в полном понимании. Повторяйте вежливо его высказывание, дайте ему
раскрыть свою мысль полностью, приспосабливайте свой темп мышления к его речи и можете быть уверены, что общаться с вами будет еще приятнее.
0 – 10% (до 3) – Вы отличный собеседник, Вы умеете слушать, Ваш стиль общения может стать примером для окружающих.
Многие педагоги говорят: «Чувства родителя, эмоции родителя… А у меня тоже есть чувства и хорошо бы, чтобы родитель тоже знал о них!».
Сообщать родителю о чувствах, испытываемых педагогом, можно как эффективно, так и не эффективно. Различие станет понятным, если уяснить разницу между конструкциями:
«ТЫ-сообщение», «Я-сообщение».
Формула «Я-сообщение» оказывается более эффективной, поскольку она реализует
доверие и уважение, давая родителю возможность сохранить хорошее самочувствие и желание и дальше взаимодействовать с педагогом.
ВАЖНО! ПОКАЗ ВЕРЫ В РОДИТЕЛЯ!!!
- забыть о прошлых неудачах родителя,
- помочь родителю обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей,
- позволить родителю начать с нуля, опираясь на то, что педагог верит в него, в его способность достичь успеха,
- помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.
6. Завершение
Взаимодействие с родителями сложно. Психологических сил педагога тратится больше. В связи с этим необходимо владеть приемами «психологической самоочистки».
- приемы отреагирования – рассказать о ситуации другому человеку, сделать физическое упражнение,
- ритуалы самоочистки – сменить одежду, умыться, «стряхнуть грязь» с рук, смотреть на горящую свечу, «сжигающую» психические загрязнения и т.д.
Упражнение «Солнце: лучики резерва»
Каждый участник получает карточку с изображением солнца. Задание: в кружочке написать свое имя, а на лучиках – свои качества и умения, которые помогают/помогут вам эффективно взаимодействовать при общении с родителями.
Заполнение анкет обратной связи
АНКЕТА ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ СЕМИНАРА
- По 7-бальной системе оцените, пожалуйста следующее (обведите в кружок):
- насколько Вы удовлетворены семинаром в целом: 1 2 3 4 5 6 7
- насколько Вы удовлетворены своей работой на семинаре: 1 2 3 4 5 6 7
- Что в содержании семинара Вам понравилось?
- Что хотелось бы изменить в проведении семинара?
- Продолжите, пожалуйста, предложения (первое, что придет в голову – самое верное!):
- Самым важным в семинаре для меня было…
- Считаю, что семинар помог мне…
- Перед началом семинара я …
- Сейчас, после завершения семинара я …
- Считаю, что при общении классного руководителя с родителем
важно…
- Для меня является важным, чтобы родитель …
- Своим «плюсом» при общении с родителями считаю…
- При взаимодействии с родителем мне хотелось бы, чтобы я…
- Какие психологические вопросы вам хотелось бы обсудить в дальнейшем?
Ритуал завершения – упражнение «Спасибо за общение»
Первый участник подходит к любому из остальных, пожимает ему руку со словами:
«Спасибо тебе за сегодняшнее общение» . Затем второй участник вместе с первым (за руку) подходит к любому из остальных и тоже пожимает руку с теми же словами и так далее, пока все участники группы не окажутся «связанными» рукопожатиями. В
завершении ведущий благодарит всех педагогов за работу и предлагает всем вместе крикнуть во весь голос что-то ободряющее и сплачивающее классных руководителей, например: «Вместе мы – сила!».
Предварительный просмотр:
«Образование плодов и семян у цветковых растений»
Цель: Создание условий для развития познавательных интересов в области биологии и формирование навыков практической деятельности обучающихся.
Задачи:
1. Сформировать у учащихся знания о плоде, как о важном генеративном органе цветкового растения,
2. Развивать навыки работы с натуральными объектами и наглядными пособиями; сформировать умения по классификации плодов; формировать навыки практической деятельности изучения цветковых растений через создание коллекции плодов и семян.
3. Продолжить воспитание бережного отношения к окружающей среде Воспитывать коммуникативные качества, работа в группах.
4. Развитие УУД: Личностные : готовность к самообразованию, самовоспитанию.
Коммуникативные : умение работать в группах, аргументировать свою точку зрения, вступать в диалог;
Познавательные: развивать навыки самопознания живой природы.
Регулятивные : осуществлять познавательную рефлексию в решении учебных задач.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: натуральные объекты, лист самооценки, презентация
Ход урока
1. Организационный этап.
Добрый день, ребята!
-Ученые заметили, что человек лучше усваивает информацию, если в нём преобладают позитивные эмоции.
-Поэтому посмотрите друг на друга, улыбнитесь и начинаем наш урок.
2. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.
-Вы уже знаете, что растение – это живой организм. Он питается, дышит, растет, развивается и размножается. Эти функции выполняют органы, из которых состоит тело растений.
-Давайте вспомним какие виды размножения мы изучили?
-На какие 2 группы по выполняемым функциям можно разделить все органы растений? (вегетативные, генеративные)
-Вегетативные органы? Назовите их?(корни, стебли, листья, почки)
-Генеративные органы? (плоды, семена, цветки)
-С особенностями строения, какого из генеративных органов мы познакомились на прошлых уроках? (цветок)
-Цветок-это?(укороченный, видоизмененный побег, служащий для семенного размножения)
-Ребята, а для чего нужны цветы в природе?(для кислорода)
3. Постановка учебной задачи
- Я пришла к вам на урок с корзиной в ней находится то, что будет являться предметом нашего изучения. Найти ответ на этот вопрос вам поможет загадка:
Учитель загадывает загадку:
Весной повис-
Всё лето кис,
А сладок стал –
На землю пал.
(Плод)
- Так, что находится в корзине?
-Молодцы, действительно в корзине у меня находятся плоды растений.
Сформулируйте тему урока.
Тема нашего урока: (корректировка темы)
«Образование плодов и семян» Запись в тетрадь.
Какие задачи нам предстоит решить сегодня на уроке? (Слайд 2)
(Узнать: что такое плод? какие плоды бывают? многообразии плодов и их классификации).
Сегодня мы с вами поговорим о плодах, об их образовании и значении , а также проведем поисково-исследовательскую работу. И в конце урока мы должны будем ответить на вопрос:
«На месте чего образуются плоды и зачем они нужны?»
Давайте рассмотрим плоды растений лежащие у вас на столах, назовите их, внимательно рассмотрите. Все ли они одинаковые или есть отличия? Какие?
(размер, цвет, форма.)
Правильно, т.е вы назвали внешние признаки плодов -морфологические.
А теперь, опираясь на знания, которые вы получили, изучив особенности строения цветка, попробуйте сформулировать, что же такое плод?
Запись в тетради. Плод – это генеративный орган цветкового растения.
Какие процессы необходимы для образования плода?
Ответ: Процессы, необходимые для образования плода (слайд 5).
- Образование цветка.
- Опыление
- Оплодотворение
- Образование плода (Слайд 6).
Давайте дополним наше определение.
Плод – орган размножения цветкового растения, образующийся на месте цветка после опыления и оплодотворения. ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ!
А какое практическое значение плодов в природе? (образование семян)
- Давайте посмотрим, из каких основных частей состоит плод.
- Возьмите сливу- разломите пополам. Что наблюдаете? (семя)
- Т.е. главная часть – семя –зародыш будущего растения.
- А чем окружено семя? (мягкое содержимое). Околоплодник.
Запись в тетрадь: ПЛОД= СЕМЯ + ОКОЛОПЛОДНИК
- Ребята, сливу вы легко разделили пополам? Почему? Правильно, т.к. околоплодник- мягкий. В биологии такой тип околоплодника называют сочным.
- А теперь тоже самое проделайте с грецким орехом. Получилось разломить этот плод пополам? Почему? Такой тип околоплодника называется сухой.
-
Итак, мы выяснили, что плоды разнообразны по форме, размерам, окраске, но всех их разделяют на группы : СУХИЕ и СОЧНЫЕ. ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ
- Приведите примеры растений с сухим и сочным околоплодником.
- А теперь возьмите виноград и разломите пополам, что наблюдаете? Сколько семян?
- Сравните со сливой.
- Оказывается плоды и сухие и сочные можно разделить еще на 2 группы: односемянные и многосемянные. Запись в тетрадь
- Приведите примеры односемянных и многосемянных плодов. Кто затрудняется может открыть учебник стр………
- Ребята, что нового узнали о таком органе как плод?
- Каковы общие признаки всех этих плодов? (Развиваются на месте цветка) - Что находится внутри плода независимо от того сочный он или сухой?(семена)
Обобщение полученных знаний на уроке.
- Давайте вспомним тот вопрос, который мы поставили в начале урока и ответим на него.
На месте чего образуются плоды и для чего они нужны? (Слайд 14)
Плоды образуются на месте цветка.
Плоды нужны для распространения семян. (Слайд 15)
Практический этап.
Учитель. Ребята, давайте обобщим полученные знания. Для этого ответим на несколько вопросов. (Тест)
Домашнее задание: поработать с таб классификации плодов. Подготовить информации(1чел из команды) о удивительных плодах!
- Ребята, обратите внимание на экран настроения. В виде чего он изображен? (плод-яблоко). Но он бесцветный и некрасивый! Я хочу, чтоб вы преобразили этот плод. Для этого каждый из вас возьмите стикер (красный цвет – у меня все получилось, я много узнал, желтый – не которые вопросы остались не понятными; зеленый- не доволен результатами работы) и прилепите его на плод. Спасибо за работу!!!!
Плоды
Односемянные Многосемянные
КЛАССИФИКАЦИЯ ПЛОДОВ (Слайд 9 -10)
СОЧНЫЕ ПЛОДЫ: СУХИЕ ПЛОДЫ:
ПОМЕРАНЕЦ: СЕМЯНКА:
- лимон - подсолнечник
- апельсин БОБ:
ЯГОДА: - фасоль
-виноград - горох
- банан - боб
- томат - акация
- черника КОРОБОЧКА:
- лён
КОСТЯНКА: - хлопчатник
- слива - мак
- вишня - фиалки
- малина - табака
-морошка - тюльпана
ТЫКВИНА: ЗЕРНОВКА:
- тыква - пшеница
-огурец - кукуруза
-арбуз ОРЕХ:
ЯБЛОКО: - лещина
- фундук
-яблоко ЖЁЛУДЬ:
-айва - дуб
СТРУЧОК:
- сурепка
- капуста
- редис
- репа
- брюква
-редьки
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Загадка Весной повис- Всё лето кис, А сладок стал – На землю пал.
Плод
Образование плодов и семян
Задачи: Что такое плод? Какие плоды бывают? Многообразие плодов и их классификация.
Плод – это генеративный орган цветкового растения.
Плод – орган размножения цветкового растения, образующийся на месте цветка после опыления и оплодотворения.
О тветы 1 вариант А1 – 3 А2 – 1 В1 – околоплодник, семя С1 – обеспечивает созревание семян, защиту семени, распространению семян. 2 вариант А1 – 1 А2 – 2 В1 - околоплодник, семя С1 – сухие, сочные, односемянные, многосемянные