Технологии

Дронова Наталья Николаевна

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД №39 «ПОЛЯНКА»

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ

ТЕХНОЛОГИЯ

РАЗРАБОТЧИК: воспитатель 1 категории Дронова Наталья Николаевна

г.о. Клин, пос.Нарынка

ПОЯСНИТИЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизации сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) не только в системе школьного , но и дошкольного образования.

В статье 20. Закона об образования в РФ» говорится, что в образовательных организациях осуществляется инновационная деятельность «в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учётом основных направлений социально- экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования.

Для современного этапа развития образования в условиях реализации ФГОС ДОхарактерен переход от традиционных массовых средств информации (книги, телевидение, кинофильмы) к так называемым новым информационным технологиям - мультимедийным презентациям, компьютеризированным системам хранения информации, лазерным каналам связи и т.д.

    Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.

   «Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую связаны с компьютером (компьютерные технологии).

   Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является  адаптация человека к жизни в информационном обществе.

  Абсолютно ясно, что ИКТ становится основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий в качестве средства обучения, общения, воспитания. Поэтому с уверенностью можно сказать, что ИКТ являются неотъемлемой частью процесса обучения дошкольников. Это не только доступно и привычно для детей нового поколения, но и удобно для современного педагога.

  Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен требованием современного развивающегося общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду, в десятки раз более производительному и творческому.

  Именно внедрение ИКТ позволит наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка дошкольного возраста.

В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Современное информационное пространство требует владения компьютером не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве.

На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.

Актуальность использования ИКТ в организации педагогического процесса, обусловлена необходимостью повышения качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

«Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество» («Концепция досрочного социально- экономического развития РФ на период до 2020 года», а так же Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.12 года №273-ФЗ, Письмо Министерства образования РФ от 25.05.2001 года №753/-16 «Об информатизации дошкольного образования»)

Применение ИКТ в обучении определило важный принцип – принцип индивидуализации. Согласно требованиям ФГОС нового поколения каждый обучаемый следует индивидуальному ритму обучения, со своим именно ему необходимым темпом и уровнем освоения образовательной программы, с заданной глубиной изучаемого материала.

Цели и задачи

Цель:

формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, умению принимать оптимальные решения, формированию исследовательских умений и подготовки личности «информированного общества».

Развитие интеллектуальных, творческих способностей детей, умение самостоятельно приобретать новые знания.

Задачи:

  • Заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка.
  • Повысить уровень познавательных возможностей.
  • Развивать произвольное внимание, навык самоконтроля.

Ожидаемый результат:

  • Развитие у детей познавательной активности, творческого мышления.
  • Формирование начальных навыков компьютерной деятельности у детей дошкольного возраста.
  • Развитие умения закреплять полученные знания и навыки.
  • Формирование умения работать самостоятельно, увеличение объёма предлагаемого для ознакомления материала.

Что такое ИКТ?

Информационно-коммуникационные технологии в образовании это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

 По направлениям использования информационно-коммуникационных технологий в системе деятельности ДОУ можно поделить на:

- использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми;

- использование ИКТ в процессе взаимодействия ДОУ (педагога) с родителями;

- использование ИКТ в процессе и организации методической работы с педагогическими кадрами.

ИКТ в дошкольном образовании.

 Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества являются:

 - игровая деятельность;

 - создание положительных эмоциональных ситуаций;

 - работа в парах;

  - проблемное обучение.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.

В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами, возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др.), которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

 - предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

 - несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

 - движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

- проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

- предоставляет возможность индивидуализации обучения;

- ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;

- в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;

- позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);

- компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

Применение на занятии ИКТ способствует так же:

 - сделать занятие эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным; сокращению времени для контроля и проверки знаний детей; обучающиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля.

Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме.

Основной целью применения ИКТ является: развитие мышления формирование приемов мыслительной деятельности.

Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно создавать как педагогу, так и детям, различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение детей к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения учащихся. Для этого использую различные методы и приемы. Педагогом используются развивающие методы и приемы:

1.     метод анализа

2.     метод сравнения

3.     метод обобщения

4.     метод классификации

5.     формулировка понятий

6.     внутренний план действий

При подготовке к занятиям педагог использует электронные ресурсы учебного назначения:

1.     мультимедийные курсы

2.     презентации к занятиям

3.     логические игры

4.     тестовые оболочки

5.     ресурсы Интернет

6.     электронные энциклопедии.

При разработке занятия с использованием ИКТ уделяется особое внимание на здоровье обучающихся. План проведения занятия включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий.

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях:

- помогает преодолеть трудности

- создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания педагога и детей и их сотрудничества в учебном процессе.

Использование мультимедийных презентацийна занятиях сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения ребят. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика.

Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.

Кроме того, фрагменты занятий, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного занятий– принцип фасциации ( принцип привлекательности). Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на занятиях, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

Достаточно широкое распространение мультимедиа проекторов позволяет значительно увеличить наглядность за счет использование педагогом в ходе занятия мультимедиа презентации.

Применение компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит педагогу за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.

Высокая степень эмоциональности детей дошкольного возраста значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Занятия позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс.

Занятия с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения.

Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. Занятия с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся.

            Основа любой современной презентации –  облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на занятии зависят, конечно, от содержания этого занятия  и цели, которую ставит педагог.

           Таким образом, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности.

           Кроме того, в процессе замысла, создания новых заданий для коррекционно-развивающих занятий с использованием компьютера и мультимедийного проектора, развиваются и совершенствуются креативные качества педагога, растёт уровень его профессиональной компетентности. Желание взрослого разнообразить деятельность детей, сделать занятия ещё более интересными и познавательными, выводит их на новый виток общения, взаимопонимания, развивает личностные качества детей, способствует отличной автоматизации полученных на занятиях навыков на новом коммуникативном этапе педагогического и коррекционного воздействия. Таким образом, информатизация образования открывает воспитателям новые пути и средства педагогической работы.

Компьютер, мультимедийные средства – инструменты для обработки информации, которые могут стать мощным техническим средством обучения, коррекции, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.

ИКТ дадут возможность любому педагогу напрямую выходить в информационное пространство как с обращением за методической помощью в разные сервисные службы, так и с трансляцией своего опыты работы. ИКТ позволят воспитателю более широко  общаться на разных методических мероприятиях, например видео - мастер - классы, вебинары и др. значительно сокращается работа с бумажными носителями, так как почти вся текстовая информация составляется и хранится в электронном виде; меньше уходит сил и времени при подготовке наглядно-дидактического сопровождения к НОД. С помощью ИКТ  создаются условия для профессионального саморазвития: используются электронные учебники, статьи; в сети Интернет можно знакомиться с периодикой, обмениваться информацией с коллегами посредством электронной почты. Общение с родителями воспитанников с помощью ИКТ - еще одна реальность.

Использование компьютера для ведения документации. Компьютер может оказывать неоценимую услугу воспитателям и "продвинутым" родителям по составлению всевозможных планов мероприятий с помощью программ-организаторов, вести индивидуальный дневник ребенка, записывать различные данные о нем, результаты тестов, выстраивать графики, в целом отслеживать динамику развития ребёнка. Это можно сделать и вручную, но временные затраты несопоставимы.

Применение ИКТ: Подбор иллюстративного материала к совместной организованной деятельности педагога с детьми и для оформления стендов, группы. Подбор дополнительного познавательного материала. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов. Оформление групповой документации, отчётов. Создание презентаций в программе РowerРoint для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми и педагогической компетенции родителей в процессе проведения родительских собраний. При создании единой базы методических и демонстрационных материалов у педагога появляется больше свободного времени.  Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению. Позволяет воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке. Что способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

Вывод

Бесспорно, что в современном образовании  компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития детей  достаточно простым и эффективным. Средствами мультимедиа позволит наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности.

В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.

Список литературы:

1.Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008

2. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., № 5

3. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера



Предварительный просмотр:

Результаты использования ИКТ технологии в подготовительной группе за 2019-2020 учебный год

Воспитатель: Дронова Н.Н.

№ п/п

Фамилия , имя ребенка

Активность

на занятиях

Развитие новых представлений и навыков

Формирование информационной компетенции

Проявление творчества

Средний балл

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1

Ахмедова Диана

 3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

2

Витковкий Денис

2

3

2

3

2

2

2

2

2

2,5

3

Елкина Настя

3

3

3

3

2

3

3

3

2,8

3

4

Папава Валерия

2

3

2

3

2

2

2

3

2

2,8

5

Сербина Лилия

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

6

Сорокин Артем

2

2

2

3

2

2

2

2

2

2,2

7

Томсов Данила

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

8

Трофимкин М.

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

9

Трофимкина Н.

3

3

3

3

2

3

3

3

2,8

3

10

Шевченко Костя

3

3

3

3

2

3

2

3

2,8

3

11

Касьян Таисия

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

12

Калугин Данила

1

2

2

2

1

2

1

2

1,2

2

13

Шимолин Рома

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

14

Привалов Матвей

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

15

Манукян Оганес

2

2

2

3

2

2

2

3

2

2,5

Средний балл (%)

26

60

26

73

10

46

20

60

17

70

1 – не сформирован, 2 – на стадии формирования, 3 – сформирован

Н.г. – 10%                                         35%                                   55%

К.г. – 0%                                            30%                                   70%

Вывод: к концу учебного года произошло преодоление интеллектуальной пассивности детей на занятиях. Дошкольники научились получать и актуализировать полученные знания.

Результаты использования ИКТ технологии в разновозрастной группе за 2018-2019 учебный год

Воспитатель: Дронова Н.Н.

№ п/п

Фамилия , имя ребенка

Активность

на занятиях

Развитие новых представлений и навыков

Формирование информационной компетенции

Проявление творчества

Средний балл

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1

Гаджиев Тельман

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

Глушенков Саша

3

3

2

3

2

3

2

3

2

3

3

Золкина Яна

3

3

2

3

2

3

3

3

2,8

3

4

Исакова София

3

3

2

3

2

3

2

3

2,2

3

5

Олейник Павел

2

3

2

3

2

3

3

3

2,2

3

6

Пикалов Артем

3

3

2

3

2

3

2

3

2,2

3

7

Сафронов Миша

3

3

3

3

2

3

3

3

2,8

3

8

Степанян Жанна

1

2

2

2

1

2

1

2

1,2

2

9

Ткачук Дима

2

2

1

2

1

2

2

2

1,5

2

10

ШароваДаша

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

11

Шеремет Владик

2

2

2

2

1

2

1

2

1,5

2

12

Семкин Максим

2

2

2

3

2

2

2

2

2

2,2

13

Сербина Лиля

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

14

Витковский Денис

2

2

2

3

2

2

2

2

2

2,2

15

Томсов Данила

2

3

3

3

2

3

2

3

2,2

3

16

Ахмедова Диана

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

17

Папава Валерия

3

3

3

3

2

3

3

3

2,8

3

18

Тепаносян А.

1

2

2

2

1

2

1

2

1,2

2

19

Шевченко Костя

3

3

3

3

2

3

3

3

2,8

3

20

Трофимкин М.

3

3

3

3

2

3

2

3

2,5

3

Средний балл (%)

45

70

30

80

15

70

30

70

40

78

1 – не сформирован, 2 – на стадии формирования, 3 – сформирован

Н.г. – 10%                                         50%                                   40%

К.г. – 0%                                            22%                                   78%

Вывод: к концу учебного года у большинства детей сформировалась информационная компетентность. Они научились творчески подходить к выполнению заданий, повысилась интеллектуальная активность на занятиях.

 Результаты использования ИКТ технологии в разновозрастной группе за 2017-2018 учебный год

Воспитатель: Дронова Н.Н.

№ п/п

Фамилия , имя ребенка

Активность

на занятиях

Развитие новых представлений и навыков

Формирование информационной компетенции

Проявление творчества

Средний балл

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1

Вавилова Арина

2

3

2

3

2

2

3

3

2,2

2,8

2

Яцковский Р.

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

Синтюрина Э.

2

2

1

2

1

2

1

2

1,2

2

4

Васильченко В.

2

3

2

3

2

2

2

3

2

2,8

5

Калинина Н.

2

3

2

3

2

3

3

3

2,2

2,8

6

Колядина-Мецкер А.

3

3

2

3

2

3

2

3

2,2

2,5

7

Лапин Артем

2

3

2

3

2

2

2

2

2

2,5

8

Мартынов М.

2

3

2

3

2

2

2

2

2

2,5

9

Гладкова Даша

2

3

2

2

2

2

2

2

2

2,2

10

Осин Вадим

2

3

2

3

2

2

2

2

2

2,5

11

Липатова Женя

2

3

2

3

2

2

2

3

2

2,8

12

Ильина Катя

2

3

2

3

2

2

2

2

2

2,5

13

Егорова Уля

2

2

1

2

1

2

1

2

1,2

2

14

Пикалов А.

2

3

3

3

2

2

3

3

2,5

2,8

15

Золкина Яна

2

3

2

3

2

2

2

2

2

2,5

16

Сафронов М.

3

3

3

3

2

3

3

3

2,8

3

17

Шеремет В.

2

2

1

2

1

2

1

2

1,2

2

18

Шарова Даша

3

3

3

3

2

3

3

3

2,8

3

19

Майоров Рома

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

Средний балл (%)

26

84

26

79

10

32

37

53

15

80

1 – не сформирован, 2 – на стадии формирования, 3 – сформирован

Н.г. – 15%                                         65%                                   20%

К.г. – 0%                                            20%                                   80%

Вывод: к концу учебного года у большинства детей повысилась активность на занятиях. Они стали более творчески подходить к выполнению заданий. Научились актуализировать и систематизировать свои представления и навыки.



Предварительный просмотр:

Результаты использования ИКТ технологии

Критерии: формирование умений работать с информацией, умение принимать оптимальные решения, формирование исследовательских умений и подготовка личности «информированного общества».

2017-18 уч.год

2018-2019 уч.год

2019-2020 уч.год

В результате использования технологии произошло преодоление интеллектуальной пассивности на занятиях. Дошкольники научились получать и актуализировать полученные знания.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -

ДЕТСКИЙ САД №39 «ПОЛЯНКА»

ТЕХНОЛОГИЯ

ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Разработчик:

воспитатель I категории

Дронова Н.Н.

г.о. Клин, пос. Нарынка

ПОЯСНИТИЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проектирование - это создание, конструирование замысла и предварительная разработка основных деталей деятельности в конкретных условиях.

Педагогическое проектирование - это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности педагогов и детей.

Деятельность проектирования всегда имеет цель создание нового объекта или процесса. Это продуктивная деятельность, её  продуктом выступает проект. Педагогический проект - это система планируемых  и реализуемых действий, необходимых условий и средств для достижения определённых целей, которые в свою очередь зависят от приоритетных педагогических ценностей.

Проектная деятельность — это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. В проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, свои поступки. Суть проектной деятельности — активизировать и поддерживать интерес детей к обозначенным в данной деятельности разнообразным проблемам. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, восполнять недостающие знания и обретать умения, развитие критического мышления.

Атмосфера современного детского сада должна быть насыщена разнообразными ситуациями, побуждающими детей к творческой самостоятельности, к проявлению фантазии, чтобы каждый ребенок в соответствии со своими склонностями и интересами приобрел опыт успешной творческой деятельности. Самостоятельно дошкольник еще не может справиться со всеми этими проблемами, в этом ему должен помочь педагог, владеющий новыми педагогическими технологиями.

Педагоги в своей работе используют методы проблемного и развивающего обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов и т.д. Однако такой подход носит фрагментарный характер. А хотелось бы, чтобы такая работа была постоянной. И решить эту проблему сможет интегрированный подход к обучению, который направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. В частности метод проектов, который актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, связан с развивающим обучением и может широко использоваться в учреждении любого типа, в любой группе детского сада. Именно проекты способны увязать не слишком веселый образовательный процесс с реальными событиями, которые время от времени происходят в жизни ребенка, что привлекает и может заинтересовать даже самого непоседливого малыша. Кроме того, именно проектная деятельность в ДОУ позволяет превратить любой коллектив в сплоченную команду, члены которой смогут сообща работать над решением даже самых сложных и нетривиальных задач. В таких условиях каждый ребенок может почувствовать себя нужным, заинтересованным в выполнении важной задачи. Тематические проекты, объединяющие все способы познания, дают возможность каждому ребёнку выбрать тот путь познания, который ему органичен. Вместе с тем, действуя каждый в своём направлении (кто-то лепит, рисует, читает, “пишет” книжки, делает опыты) все вместе получают максимум сведений, наглядно представленных результатов, раскрывающих эту тему с разных сторон. Метод проектов позволяет развивать у воспитанников умение наблюдать, общаться, уважать чужое мнение, действовать совместно с другими детьми, быть занятыми общим делом. Познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно проектная деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии ее связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Исследовательская деятельность доставляет ребенку радость, оказывая положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности растущего человека. Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.

Проектная деятельность является актуальной, так как охватывает разные стороны развития личности дошкольников, начиная с младшего возраста. Организация проектной деятельности детей позволяет осуществлять воспитателю интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей друг с другом и воспитателем, их активное сотрудничество и творчество, познание и труд. Интеграция — один из ведущих принципов реализации содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Проектная деятельность сочетается с игрой, что также принципиально для осуществления педагогической работы с дошкольниками, и является коллективным продуктом и творчеством для каждого ребенка.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия, всестороннее развитие способности и использование творческого потенциала детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • Развивать в детях способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, открывать что-то новое, способность к гибкому, глубокому осознанию своего опыта.
  • Сформировать у каждого ребенка элементы ключевых компетентностей, развивать социальные навыки общения и поведения в обществе, помочь поверить в свои силы, оценить свои чувства и понять чувства других, заложить основы широкого гуманитарного образования .
  • Предоставить каждому ребенку возможность не только получать знания, но и развивать творческие способности и коммуникативные навыки, формировать начальные навыки исследовательской деятельности.
  • Сформировать у воспитанников развитое творческое мышление, желание заниматься творческой деятельностью, получать удовольствие от результатов труда.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

  • Развитие у детей познавательной и творческой активности, творческого мышления.
  • Формирование начальных навыков исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.
  • Развитие умения применять полученные знания и навыки на практике, в реальной жизни.
  • Формирование умения работать сообща, договариваться с товарищами, находить общее решение.

С точки зрения педагога проектная деятельность в ДОУ хороша тем, что предполагает самостоятельную деятельность детей, в результате чего они учатся отыскивать и использовать в своих целях необходимую информацию. Кроме того, так ребенок получает возможность преобразования теоретических данных в практический опыт, который вполне может ему помогать на всем протяжении его жизни. Суть же технологии проектной деятельности в ДОУ заключается в такой организации образовательного процесса, при которой обучаемые с желанием получают теоретические и практические данные, участвуют в мероприятиях творческого плана, а также решают постоянно усложняющиеся задачи самого разнообразного характера. Любой проект обязательно должен иметь не только познавательную, но и прагматичную ценность. Ребенок должен знать, какие конкретно данные он получает, и где он сможет их использовать на практике. Это основной тезис технологии проектной деятельности в ДОУ. Сегодня такой точки зрения стараются придерживаться практически все современные образовательные учреждения, которые стараются отыскать разумный баланс между получением практических и теоретических знаний.

ВИДЫ ПРОЕКТОВ

  • исследовательско-творческие - осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна и пр.).
  • ролево-игровые - проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по- своему решают поставленные проблемы;
  • информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, витражи и т.п.;
  • творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр., например «Театральная неделя».

Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения  проблемы и применить их на практике.

Актуальной  для дошкольного образования является следующая типология проектов:

  • По доминирующему методу:исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
  • По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.
  • По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
  •  По характеру контактов: осуществляется  внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект)
  •  По количеству участников: индивидуальный, межгрупповой, групповой и комплексный.
  •  По продолжительности: краткосрочный(одно или несколько занятий, 1 неделя— месяц), средней продолжительности(2—4 месяца), долгосрочный(учебный год).

Проекты требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата.

Планирование любой проектной деятельности в обязательном порядке должно начинаться с обсуждения и обдумывания следующих вопросов: “Для чего вообще нужна эта работа?”, “Ради чего ее стоит осуществлять?”, “Что станет с конечным результатом труда после завершения работы?”, “В какой форме следует реализовывать продукт»… Об этом же говорят и требования ФГОС. Проектная деятельность в ДОУ важна еще и тем, что учит детей четко распределять и планировать свое время. Важно научить их так распределять проект по определенному временному отрезку, чтобы на решение каждого этапа проблемы оставалось достаточное количество времени. На каждом из этапов должны использоваться личностно-ориентированные технологии, так как способности каждого ребенка могут значительно отличаться от аналогичных у сверстников.

Важно помнить при реализации проекта, что проектно-исследовательская деятельность в ДОУ должна активно использовать не только творческий метод познания. Очень важны эксперименты, в ходе которых ребенок получает бесценный научный опыт, который наверняка пригодится ему и в дальнейшей жизни. Вообще, уникальность проектного метода состоит в том, что он способствует разностороннему развитию личности обучаемого: ребенок становится цельной, всесторонне развитой личностью с хорошо развитой самооценкой и умением отвечать за все свои действия. Что же касается побудительных мотивов исследовательской деятельности, то в таком амплуа должны выступать обсуждения проблемной темы. Это не только помогает ребенку обнаруживать новые стороны и нюансы интересующей его темы, но и позволяет вовлечь в обсуждение весь коллектив. Это в любом случае очень полезно, так как «совместный разум» может помочь в решении действительно сложных задач.

Структура проекта:

1). Начальная фаза – 1 этап – подготовительный.

  • Разработка концепции. Ответ на следующие вопросы:
  • Почему выбран именно этот проект?
  • Какова текущая ситуация?
  • Какие проблемы решает данный проект?
  • В чём заключается результат данного проекта?

2). Ключевая фаза – 2 – 3 этап – составление плана проекта.

  • Разработка проекта? (Практический и обобщающий)
  • В ходе проекта могут проходить изменения. Главное – не точное выполнение плана, а эффективность работы (достижение цели проекта)

3). Фаза реализации – 4 этап – внедренческий.

Выполнение основных мероприятий, необходим для достижения цели.

4). Разработка конспектов занятий – структура мероприятий по каждой теме.

5). Фаза завершения – 5 этап – заключительный – подведение итогов, оценка результатов и их корректировка.

Условием освоения каждого этапа является коллективная мыслительная деятельность воспитателей, что позволяет:

  • ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве ДОУ;
  • усвоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей;
  • уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей;
  • объединять усилия всех субъектов педпроцесса, в том числе родителей.

Коллективно проектировать можно: утренники, вечера развлечений, дни творчества, каникулы. Творческие группы специалистов способны разрабатывать системные и системно-транслируемые проекты.

Признаки проекта:

  • наличие цели (нет цели – нет проекта);
  • изменение (перевод образовательного процесса в желаемое состояние;
  • ограниченность во времени (любой проект имеет начало и конец);
  • уникальность проекта;
  • ограниченность требуемых ресурсов.

Основные требования к проекту:

  • наличие проблемы, требующего поиска решения;
  • проект – это игра “всерьёз”;
  • детская самостоятельность;
  • сотворчество ребят и взрослых;
  • применение знаний на практике.

Содержание проекта

  1. Тема.
  2. Пояснительная записка.
  3. Цели.
  4. Задачи.
  5. Участники проекта.
  6. Тип проекта:
  • по методу:
  • по количеству участников:
  • по продолжительности:
  1. Формы работы.
  2. Ожидаемый результат.
  3. Содержание проекта (тематическая база).
  4. Структура проекта (схемы, методические разработки).
  5. Программное обеспечение (литература).
  6. Оборудование и материал.
  7. Приложение (фотоматериал, конспекты, видео приложение и т. п.).

МЕХАНИЗМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Воспитатель – организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта, при этом – партнер и помощник ребенка в его саморазвитии.
Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, ребенок знакомится с различными точками зрения, имеет возможность высказать и обосновать свое мнение.
Технологии проектирования необходима соответствующая  организация предметно-развивающего пространства группы. В группе помещают документы, книги, различные предметы, энциклопедии, доступные для их понимания. Возможен выход детей в библиотеки, музеи или другие учреждения, если это необходимо для реализации проекта.
Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители. Возможны совместно-индивидуальные, совместно-взаимодействующие, совместно-исследовательские формы деятельности.

Одно из достоинств технологии проектирования в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты коллективных усилий группы. Частным, конкретным результатом работы для детей может быть рисунок, аппликация, альбом, сочиненная сказка, подготовленный концерт, спектакль, книга, урожай и др. В ходе реализации проекта у детей развивается самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию.

ВЫВОД

Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности;развиваются способности представления результатов своей деятельности и хода работы; презентаций в различных формах с использованием специально подготовленного продукта проектирования (макетов, плакатов моделей, театрализации, сценических представлений); практического применения знаний в различных ситуациях. Это в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Что соответствует социальному заказу на современном этапе.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Николаева Е.Н., Федорчук В.И., Захарина Е.Ю. Здоровьесбережение и здоровье формирование в условиях детского сада. Метотодическое пособие, - СПб, Детство- пресс, 2015
  2. В.А. Дергунская. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие – М. Центр педагогического образования, 2012
  3. Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. М.2006.
  4. Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых. \\ Развитиеличности. 2000 №1.
  5. Вазина К.Я. Саморазвитие человека и технологическая организация образовательного пространства. Челябинск, 2007.
  6. Метод проектов.// Российская педагогическая психология. Т.1 М., 1993.
  7. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Изд-воСфера. М., 2011.
  8. Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: история и современность: Учеб. Пособие. М., 2011.
  9. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в обучении старших дошкольников.\\ Дошкольнаяпедагогика. 2010 №1.
  10. Интернет ресурс SYL.ru: https://www.syl.ru/article/170884/new_proektnaya-deyatelnost-v-dou-tehnologii-proektnoy-deyatelnosti-v-dou


Предварительный просмотр:

Мониторинг результатов проектной деятельности в подготовительной группе за 2019-2020 учебный год

Воспитатель: Дронова Н.Н.

№ п/п

Фамилия , имя ребенка

Познавательный интерес

Развитие продуктивной деятельности

Развитие межличностных отношений

Творческая активность

Средний балл

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1

Ахмедова Диана

2

3

3

3

3

3

2

3

2,5

3

2

Витковкий Денис

3

3

2

3

3

3

2

2

2,5

2,8

3

Елкина Настя

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

4

Папава Валерия

2

3

3

3

2

3

3

3

2,5

3

5

Сербина Лилия

3

3

2

3

2

2

3

3

2,5

2,8

6

Сорокин Артем

2

3

2

2

2

2

2

2

2

2,2

7

Томсов Данила

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

8

Трофимкин М.

3

3

2

3

2

3

3

3

2,5

3

9

Трофимкина Н.

3

3

2

3

2

3

3

3

2,5

3

10

Шевченко Костя

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

11

Касьян Таисия

1

2

2

3

1

2

2

3

1,5

2,5

12

Калугин Данила

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1,2

13

Шимолин Рома

2

3

1

2

2

3

1

2

1,5

2,5

14

Привалов Матвей

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

15

Манукян Оганес

2

3

2

3

1

2

2

3

2,2

2,8

Средний балл (%)

33

80

20

70

20

54

33

70

50

88

1 – не сформирован, 2 – на стадии формирования, 3 – сформирован

Н.г. – 18%                                         32%                                   50%

К.г. – 4%                                            8%                                   88%

Вывод: на конец учебного года отчетливо видна динамика развития познавательного интереса. Укрепились межличностные отношения, возросла творческая активность.

Мониторинг результатов проектной деятельности в разновозрастной группе за 2018-2019 учебный год

Воспитатель: Дронова Н.Н.

№ п/п

Фамилия , имя ребенка

Познавательный интерес

Развитие продуктивной деятельности

Развитие межличностных отношений

Творческая активность

Средний балл

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1

Гаджиев Тельман

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

2

Глушенков Саша

2

3

2

3

2

2

2

3

2

3

3

Золкина Яна

2

3

1

2

2

2

2

3

1,8

2,5

4

Исакова София

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

5

Олейник Павел

2

3

2

3

2

2

2

3

2

2,8

6

Пикалов Артем

2

3

2

3

2

2

2

2

2

2,5

7

Сафронов Миша

2

3

2

3

2

3

3

3

2,2

3

8

Степанян Жанна

2

3

2

3

1

2

1

2

1,5

2,5

9

Ткачук Дима

2

3

2

2

2

3

2

2

2

2,5

10

ШароваДаша

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

11

Шеремет Владик

2

3

2

2

2

2

2

3

2

2,5

12

Семкин Максим

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

13

Сербина Лиля

2

3

2

3

2

3

2

2

2

2,8

14

Витковский Денис

2

3

2

2

2

3

2

2

2

2,5

15

Томсов Данила

2

3

2

2

2

3

2

2

2

2,5

16

Ахмедова Диана

3

3

3

3

3

3

2

3

2,8

3

17

Папава Валерия

2

2

2

2

2

2

1

2

1,8

2

18

Тепаносян А.

1

2

1

2

1

1

1

1

1

1,2

19

Шевченко Костя

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

20

Трофимкин М.

2

3

2

3

2

3

2

2

2

2,8

Средний балл(%)

15

90

15

60

15

55

15

50

12

80

1 – не сформирован, 2 – на стадии формирования, 3 – сформирован

Н.г. – 15%                                         55%                                   12%

К.г. – 8%                                            12%                                   80%

Вывод: на конец учебного года больше половины детей имеют высокий уровень познавательной активности. Повысились социально-коммуникативные навыки, продуктивная деятельность.

Мониторинг результатов проектной деятельности в разновозрастной группе за 2017-2018 учебный год

Воспитатель: ДроноваН.Н.

№ п/п

Фамилия , имя ребенка

Познавательный интерес

Развитие продуктивной деятельности

Развитие межличностных отношений

Творческая активность

Средний балл

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1

Вавилова Арина

2

3

2

2

2

3

2

2

2

2,5

2

Яцковский Р.

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

Синтюрина Э.

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

4

Васильченко В.

2

3

2

2

2

3

2

2

2

2,5

5

Калинина Н.

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

6

Колядина-Мецкер А.

2

3

2

2

2

3

2

2

2

2,5

7

Лапин Артем

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

8

Мартынов М.

2

3

2

3

2

3

2

2

3

3

9

Гладкова Даша

2

3

2

2

2

3

2

2

2

2,5

10

Осин Вадим

2

3

2

3

2

3

3

3

2,2

3

11

Липатова Женя

3

3

2

2

2

3

2

2

2,2

2,5

12

Ильина Катя

2

3

2

2

2

3

2

3

2

2,5

13

Егорова Уля

1

2

2

2

2

2

2

2

1,8

2

14

Пикалов А.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

15

Золкина Яна

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

16

Сафронов М.

2

3

2

3

2

3

3

3

2,2

3

17

Шеремет В.

1

2

1

2

2

2

1

2

1,2

2

18

Шарова Даша

2

3

2

2

2

2

2

2

2

2,2

19

Майоров Рома

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

Средний балл (%)

16

70

10

32

10

63

21

32

20

75

 

1 – не сформирован, 2 – на стадии формирования, 3 – сформирован

Н.г. – 22%                                         58%                                   20%

К.г. – 8%                                            17%                                   75%

Вывод: по результатам мониторинга на конец учебного года дети имеют высокий уровень развития познавательного интереса. Большинство детей владеют навыками установления контактов, возросли результаты продуктивной деятельности.



Предварительный просмотр:

Результаты использования технологии проектной деятельности

Критерии: изменения в познавательном развитии детей, развитии творческих способностей, изменение межличностных отношений между детьми

2019-20 уч.год

         

2018-19 уч. год

       

2017-18 уч. год

       

В результате использования технологии отчетливо видна динамика развития познавательного интереса, совершенствуется продуктивная деятельность дошкольников.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД №39 «ПОЛЯНКА»

 ТЕХНОЛОГИИ

 РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

 ДОШКОЛЬНИКОВ

РАЗРАБОТЧИК: воспитатель 1 категории Дронова Н.Н.

г.о. Клин, пос.Нарынка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой. Дошкольное детство – особый период в развитии личности. В этот период память по скорости развития опережает другие способности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Ребёнку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания. Одним  из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

Речевое развитие включает владение речью: как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; ознакомление с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных ее жанров; формирование звуковой аналитическо – синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте.

АКТУАЛЬНОСТЬ

    Сформированная в России в течение многих десятилетий  система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения.  Разработан и вступил в силу Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Эти изменения были необходимы в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечения качественного образования детей дошкольного возраста.

Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Поэтому целенаправленная разнообразная работа воспитателя с детьми с помощью различных инновационных и развивающих технологий, использование разнообразных форм работы с родителями и педагогами приведет к положительной динамике показателей развития речи дошкольников  остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.

Цели и задачи

Цель:формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком.

Задачи:

  • овладение речью как средством общения и культуры,
  • обогащение активного словаря,
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи,
  • развитие речевого творчества,
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы,
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте,
  • развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха.

Ожидаемый результат

  • освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
  • формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове.
  • Воспитание любви и интереса к художественному слову.

Инновационные педагогические технологии по развитию связной речи дошкольников

Познавательно - речевое развитие у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими.

Применение инновационных педагогических технологий способствует:

  • повышению качества образования;
  • повышению квалификации воспитателей;
  • применению педагогического опыта и его систематизации;
  • использованию компьютерных технологий воспитанниками;
  • сохранению и укреплению здоровья воспитанников

Развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без использования инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

Многие ученые с помощью проведенных исследований доказали, что развитие речи дошкольника сказкотерапией – наиболее эффективный и доступный для него способ совершенствования разговорных способностей.

Цели и принципы речевой сказкотерапии.

           Целью такой работы всегда является применение сказок как средства развития связной речи у дошкольников. Добиться поставленной цели возможно путем анализа трудов отечественных и зарубежных ученых по данной теме, практического использования существующих методов для решения проблем речевого развития с последующим выявлением эффективности каждого этапа проведенной работы.

          Сказкотерапия для дошкольников должна представлять собой процесс, который базируется на следующих принципиальных положениях:

  1. К коррекции необходимо подходить постепенно, начиная с простых упражнений и заканчивая более сложными.
  2. В процессе работы необходимо создать условия, которые помогут ребенку самореализоваться благодаря полученным знаниям и опыту.
  3. Необходимым условием качественной работы является также наличие интегративности и непрерывности. Иными словами, нельзя ограничиваться деятельностью одного специалиста, на помощь к нему должны прийти как родители, так и воспитатели.

Задачи сказкотерапии 

         Программа по сказкотерапии для дошкольников ставит перед собой достижение следующих задач:

  1. Развитие речи при помощи пересказов, рассказов от третьего лица, совместного рассказывания и рассказывания по кругу, а также сочинения собственных сказок.
  2. Выявление творческих способностей ребенка, содействие в их развитии.
  3. Снижение уровня агрессивности и тревожности.
  4. Развитие коммуникативных способностей.
  5. Обучение преодолению страхов и трудностей.
  6. Развитие способности к грамотному выражению эмоций.
  7. Создание устойчивой связи между ребенком, родителем и педагогом.

Чем полезна речевая сказкотерапия для дошкольников 

         Особенности умственного развития детей таковы, что хорошо развитое образное мышление позволяет им думать о явлениях и предметах, а также сравнивать их даже тогда, когда они недоступны зрению. Слушая сказку, ребенок формирует модель действительности, интерпретирует происходящее в ней в реальность.

          Польза сказок для дошкольников зависит от их возраста и объекта произведения. Начиная с 3-х лет детям больше нравится слушать рассказы о животных, о их взаимодействии с людьми. Это обосновано тем, что в это время они часто ассоциируют себя с животными, иногда перевоплощаются в них и подражают им.

           В возрасте 5-6 лет дошкольник начинает ассоциировать себя с людьми и поэтому больше восприимчив к сказкам «с человеческим лицом». Основной целью в этот период является нравственный урок, который должен понять и осмыслить ребенок.

          Правильно подобранные сказки будут легко восприняты детьми и разовьют их речь путем восприятия, запоминания и интерпретации услышанного. Решающим фактором в воспитании ребенка будет качественная сказкотерапия для дошкольников.

«Синквейн»

Синквейн - это метод наглядного моделирования, позволяющий ребёнку зрительно представить такие абстрактные понятия, как звук, слово, текст и научиться работать с ними.

Слово «синквейн» с французского языка переводится как «пять строк» и означает почти дословно «стихотворение из пяти строк». Педагоги же вольно переводят это загадочное слово, как «пять вдохновений», поскольку каждый дошкольник может почувствовать себя творцом.

синквейн используется в наших школах и дошкольных учреждениях с целью научить ребенка мыслить максимально емко, уметь кратко и понятно выражать свои мысли.

Какие правила сочинения синквейна?

Первая строка стиха

- тема дидактическогосинквейна, слово-предмет. По части речи это местоимение или существительное, и отвечает на вопросы: Кто? Что?

Вторая строка –

два слова-признака. По части речи это обычно причастия и прилагательные, отвечающие на вопросы: Какой? Какая? Дошкольник чаще всего будет использовать прилагательные. Если тема синквейна «ПТИЦА», ребенок скажет: «Птица маленькая, серая, но не скажет поющая». Это слово, скорей всего, он отнесет к третьей, следующей строке стиха, где придумает так: «Птица (что делает) поет».

Третья строка

– три слова-действия. По части речи это глаголы и деепричастия, отвечающие на вопрос: Что делает? Что делают?

Четвертая строка -

целая фраза, в которой ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме, свои чувства к предмету синквейна. В классическом синквейне в этой четвертой строке должно быть четыре слова в предложении, а в дидактическом синквейне пусть дошкольник придумает столько слов, сколько он хочет, важен смысл и лексический запас ребенка.

Пятая строка

содержит в себе опять всего одно слово или словосочетание. Это как бы резюме всего стиха, отражающее суть предмета синквейна, мнение автора о нем, синоним к теме синквейна. По части речи это местоимение или существительное, и отвечает на вопросы: Кто? Что?

По своей структуре нерифмованноепятистрочное стихотворение-синквейн похож на ель с острой вершиной и расходящимися вниз лапами ельника: 1-2-3-4-1.

«Технология мнемотаблиц»

Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания».

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи.

Цель обучения мнемотехнике – развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Основные задачи мнемотехники:

Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые художественные произведения;

Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды) ;

Развивать у детей сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;

Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др. ;

Воспитывать у детей любовь к народным и авторским сказкам.

Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета, т. е можно нарисовать все то, что посчитаете нужным.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей и используются для:

- обогащения словарного запаса;

- при пересказах художественной литературы;

- при обучении составлению рассказов;

- при заучивании стихотворений, скороговорок, чистоговорок;

- при отгадывании и загадывании загадок;

Последовательность работы с мнемотаблицами:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

Вывод:

Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

И закончить своё выступления бы хотела словами Чарльза  Диккенса: «Человек не может по-настоящему  усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим».

Список использованной литературы

  1. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. Под ред. Ушаковой О.С.-М: ТЦ Сфера, 2005.
  2. Сидорчук, Т.А., Хоменко, Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений, 2004.
  3. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника: Развиваем речь.-М: ТЦ Сфера, 2008.
  4. Акулова О.В., Сомкова О.Н., Солнцева О.В. и др. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2009
  5. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М., 1994
  6. О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой.+ Конспекты занятий» - М., 2002
  7. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников. 2004, /tmo/260025.pdf
  8. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий/ под ред. О.С. Ушаковой. – М., 2007


Предварительный просмотр:

Мониторинг развития связной речи в подготовительной группе за 2019-2020 учебный год

Воспитатель: Дронова Н.Н.

№ п/п

Фамилия , имя ребенка

Знание литературных жанров

Выразительность речи

Владение образными выражениями

Творческая активность

Средний балл

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1

Ахмедова Диана

2

3

2

3

3

3

2

3

2,2

3

2

Витковкий Денис

2

3

2

2

2

3

2

2

2

2,5

3

Елкина Настя

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

4

Папава Валерия

2

3

2

2

2

3

2

2

2

2,5

5

Сербина Лилия

2

3

2

3

2

2

2

3

2

2,8

6

Сорокин Артем

2

3

1

2

2

2

1

2

1,8

2,2

7

Томсов Данила

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

8

Трофимкин М.

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

9

Трофимкина Н.

3

3

2

3

2

3

3

3

2,5

3

10

Шевченко Костя

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

11

Касьян Таисия

1

2

2

3

1

2

2

3

1,5

2,5

12

Калугин Данила

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1,2

13

Шимолин Рома

2

3

1

2

2

3

1

2

1,5

2,5

14

Привалов Матвей

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

15

Манукян Оганес

1

2

1

2

1

2

2

3

1,2

2,5

Средний балл (%)

13

73

7

53

13

60

13

60

18

78

1 – не сформирован, 2 – на стадии формирования, 3 – сформирован

Н.г. – 18%                                         30%                                   52%

К.г. – 4%                                            18%                                   78%

Вывод: на конец учебного года уровень развития связной речи соответствует возрасту. Дети поддерживают беседы на разные темы, владеют достаточным словарным запасом, выразительно читают стихотворения, проявляют творческую активность.

 Родителям  Привалова М., Манукяна О., Калугина Д. даны рекомендации по развитию коммуникативных качеств детей, показаны игры и упражнения для развития связной речи дошкольников.

Мониторинг развития связной речи в разновозрастной группе за 2018-2019 учебный год

Воспитатель: Дронова Н.Н.

№ п/п

Фамилия , имя ребенка

Знание литературных жанров

Выразительность речи

Владение образными выражениями

Творческая активность

Средний балл

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1

Гаджиев Тельман

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

2

Глушенков Саша

2

3

2

3

2

2

2

3

2

3

3

Золкина Яна

2

3

1

2

2

2

2

2

1,8

2,2

4

Исакова София

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

5

Олейник Павел

2

3

2

3

2

2

2

2

2

2,2

6

Пикалов Артем

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

7

Сафронов Миша

2

3

2

3

2

3

3

3

2,2

3

8

Степанян Жанна

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

9

Ткачук Дима

2

3

2

2

2

3

2

2

2

2,5

10

ШароваДаша

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

11

Шеремет Владик

2

3

2

2

2

2

2

2

2

2,2

12

Семкин Максим

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

13

Сербина Лиля

2

3

2

3

2

3

2

2

2

2,8

14

Витковский Денис

2

3

2

2

2

3

2

2

2

2,5

15

Томсов Данила

2

3

2

2

2

3

2

2

2

2,5

16

Ахмедова Диана

3

3

3

3

3

3

2

3

2,8

3

17

Папава Валерия

2

2

2

2

2

2

1

2

1,8

2

18

Тепаносян А.

1

2

1

2

1

1

1

1

1

1,2

19

Шевченко Костя

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

20

Трофимкин М.

2

3

2

3

2

3

2

2

2

2,8

Средний бал (%)

15

75

15

50

15

55

15

35

15

64

1 – не сформирован, 2 – на стадии формирования, 3 – сформирован

Н.г. – 15%                                         45%                                   40%

К.г. – 4%                                            32%                                   64%

Вывод: на конец учебного года больше половины детей имеют высокий уровень развития связной речи. У 32% детей связная речь находится на стадии формирования из-за недостаточного количества речевых контактов, несформированности социально-коммуникативных навыков, неумения подчиняться общим правилам.

Мониторинг развития связной речи в разновозрастной группе за 2017-2018 учебный год

Воспитатель: Дронова Н.Н.

№ п/п

Фамилия , имя ребенка

Знание литературных жанров

Выразительность речи

Владение образными выражениями

Творческая активность

Средний балл

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1

Вавилова Арина

2

3

2

2

2

3

2

2

2

2,5

2

Яцковский Р.

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

Синтюрина Э.

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

4

Васильченко В.

2

3

2

2

2

3

2

2

2

2,5

5

Калинина Н.

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

6

Колядина-Мецкер А.

2

3

2

2

2

3

2

2

2

2,5

7

Лапин Артем

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

8

Мартынов М.

2

3

2

3

2

3

2

2

3

3

9

Гладкова Даша

2

3

2

2

2

3

2

2

2

2,5

10

Осин Вадим

2

3

2

3

2

3

3

3

2,2

3

11

Липатова Женя

3

3

2

2

2

3

2

2

2,2

2,5

12

Ильина Катя

2

3

2

2

2

3

2

3

2

2,5

13

Егорова Уля

1

2

2

2

2

2

2

2

1,8

2

14

Пикалов А.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

15

Золкина Яна

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

16

Сафронов М.

2

3

2

3

2

3

3

3

2,2

3

17

Шеремет В.

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

18

Шарова Даша

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

19

Майоров Рома

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

Средний балл (%)

21

69

15

40

15

68

21

40

25

75

1 – не сформирован, 2 – на стадии формирования, 3 – сформирован

Н.г. – 25%                                         48%                                   27%

К.г. – 8%                                            17%                                   75%

Вывод: по результатам мониторинга на конец учебного года дети имеют высокий уровень развития связной речи. Большинство детей владеют речевыми оборотами для установления контактов, присутствует выразительность и адресность речи.



Предварительный просмотр:

Результаты использования технологии развития связной речи дошкольников

Критерии: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком. 

2017-2018 уч.год

             

2018-2019 уч.год

       

2019-2020 уч.год

                         

В результате использования технологии повысился уровень развития связной речи детей, дети поддерживают беседы на разные темы, присутствует выразительность и адресность речи.