Развиваемся вместе с лего!

Елена Алексеевна Козлова.

Конструкторы Lego самая популярная игрушка в мире. Роль игры в конструкторы для развития ребенка во многом зависит от того, как организован процесс этой игры. Меняя условия и правила игры, мы можем мягко направлять развитие ребенка в нужное русло: так шумному непоседе конструктор может привить усидчивость и аккуратность, а застенчивый малыш может найти отличный повод для общения со сверстниками.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

LEGO- технология как один из методов развития логико-математического и алгоритмического мышления в ДОО

 Требования современного общества ставит перед образовательными учреждениями различного уровня цель: достижение конкурентного уровня качества образования посредством рационального использования социальных, педагогических, информационных и технологических возможностей.

Прежде всего, это связано с тем, что общество живет в мире постоянного умножения потока информации. Не утонуть в этом информационном потоке, а, точно ориентируясь, решать практические задачи, человеку помогает развитое логическое, алгоритмическое и системное мышление. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума.

Эффективным средством развития предпосылок к учебной деятельности у детей являются алгоритмы и формирование у дошкольников алгоритмических умений. Алгоритмическое мышление - умение точно следовать инструкции, предписанию, правилу, составление последовательности действий. Умение разбить задачу на последовательные шаги ее выполнения, определить стратегию деятельности.

Для алгоритмического мышления характерны следующие черты: умение находить последовательность действий, необходимых для решения поставленной задачи и выделение в общей задаче ряда более простых подзадач, решение которых приведет к решению исходной задачи.

В основе развитого алгоритмического мышления, безусловно, лежит сформированное и развитое логическое мышление.

Одним из средств формирования алгоритмического мышления является комплекс игр-проблем, способствующих формированию умения планировать свои действия, исполнять алгоритмы через разрешение проблемной ситуации, осознание которой вызывает необходимость строгого выполнения определенной последовательности действий.

 Приоритетным направлением по формированию алгоритмического и логического мышления у дошкольников, является применение леготехнологий. Использование леготехнологий в образовательной деятельности также позволяет решить часть задач, обозначенных в ФГОС.

Вот примеры игр, с использованием легоконструирования, которые, способствуют формированию алгоритмического и логико-математического стиля мышления у дошкольников.

  1. Поскольку алгоритмическое мышление непосредственно связано с логическим мышлением, а также, с умением мыслить абстрактно, в  работе с детьми  можно использовать лабиринты из лего. Лабиринт – это головоломки с различными вариантами сложности, а имея базовые пластины, сами блоки лего разных цветов и размеров, можно выстроить целый ковер с замысловатыми ходами  разными путями, тупиками, и, конечно, входом и выходом. Затем возьмите небольшой шарик и начинайте его катать, поворачивая панель то в одну, то в другую сторону. Или придумайте вместе с детьми множество интересных историй и сказок с участием добрых и злых сказочных героев.
  2.  Лего может нам помочь сделать простейшую настольную игру-ходилку. Для это из кубиков лего мы делаем дорожку, делаем так, чтобы кубики шли в определенной последовательности. Дети сами могут определить для себя длину дорожки и варианты последовательности. Задача игроков - первым довести своего человечка до пункта назначения. Например, домик. Ходим не просто так, а по правилам. Здесь два варианта. В первом варианте мы в мешочек складываем кубики тех же цветов, что и дорожка плюс кубик другого цвета - это пропуск хода. Игрок, вытянувший кубик определенного цвета, должен поставить человечка на ближайший кубик такого же цвета впереди. Во втором варианте игры мы используем игральный кубик. Тут просто: сколько выпало, столько и ходим.
  3.  Следующая игра – это игра в стиле Тетрис, используя кубики лего. Для этой игры предварительно собирается головоломка, элементы головоломки сделаны из основных кирпичиков лего. Элементы могут быть любой формы. Чтобы создать более сложную головоломку форму элементов можно менять. Задача детей собрать головоломку на платформе лего или на квадрате определенного размера.
  4.  Любой ребенок хотел бы быть сыщиком или суперменом, создавать и разгадывать разные тайны. Игра «Взломай LEGOКод» позволит детям воплотить свою мечту.

Для создания ЛегоКода вам понадобятся:

 * Кубики Lego 2 x 2 шипа различных цветов

 * Пластина  для Лего 

В схеме кода буква – x, означает, что нужно пропустить определенное количество клеток. Цифра на определенном фоне - вы должны взять именно такое количество кубиков лего,  именно этого цвета. Таким образом, каждая клетка в коде означает блок Lego размером 2 х 2. Приведенный выше код выглядит следующим образом: пример на слайде

Составляйте и взламывайте эти коды вместе детьми. Дети будут в восторге.

  1. Еще одна не менее интересная «Магический квадрат». В этом цветовом магическом квадрате в каждом ряду по вертикали и по горизонтали должны быть расположены по три разных цвета. Нужно определить, какой цвет должен быть в пустой клеточке. Самые простые задания - с одним неизвестным. Есть задания, в которых 2 и 3 неизвестных и даже 4 неизвестных. Самое сложное - 5 неизвестных! Следует начинать с самого простого уровня. Это не сложная игра, если известны правила.
  2. Игра «Магический квадрат»  хорошая подготовка для решения Судоку из лего, где на игровом поле из 16 клеток нужно разместить конструктор 4-х цветов (красный, желтый, синий, зеленый) так, чтобы в каждом столбике, строке и в блоке 2 на 2 каждый цвет встречался только один раз. Для подсказки, первое,    на что  нужно обратить внимание детей: найти ряды, в которых уже по условию известно три цвета - остается только один цвет, нашли - ставьте туда деталь конструктора необходимого цвета - проверяйте... и только потом двигайтесь дальше.
  3.   Еще одна игра «Заполни всю платформу». Для игры  потребуется:
    - базовая платформа LEGO. Можно взять любой размер, который хотите, но чем больше базовая платформа, тем больше времени займет эта игра
    - большой выбор кирпичиков LEGO
    - игровой кубик.

Цель этой игры состоит в том, чтобы добавить и заполнить всю базовую платформу LEGO. Играть могут как 1 ребенок, так и несколько детей сразу. В этом случае у каждого игрока должна быть своя базовая платформа. Кто первым заполнит платформу.

Итак, игроки по очереди  бросают кубик. Затем находят  кирпичик с нужным  количеством шипов (можно объединять 2 или 3 кирпичика,  чтобы получить нужное количество шипов) и  прикрепляют кирпичик  к платформе. Затем бросает следующий игрок. Так игроки по очереди продолжают добавлять  кирпичики на свою платформу. В этой игре дети используют свои   навыки решения головоломок. Игра заканчивается, как только один из играющих заполнит всю платформу.

Для усложнения игры можно использовать 2 кубика. В этом случае нужно сложить  два выпавших числа вместе и  только после этого найти кирпичики с правильным количеством шипов. Или же начать игру с заполненной базовой пластины и, используя вычитание, удалять  все кирпичики ЛЕГО, чтобы освободить всю платформу.

Игр, с использованием легоконструирования на формирование алгоритмического и логико-математического стиля мышления  довольно много. Лего это не просто игрушка, а современная, инновационная методика в образовании, отличный развивающий материал, который позволяет разнообразить процесс обучения дошкольников.

Спасибо за внимание!