Аналитический отчет учителя-дефектолога
анализ работы педагога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ao_2020-21.docx | 42.55 КБ |
ao_2021-22.docx | 43.5 КБ |
ao_2022-23.docx | 44.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
г. Нижневартовска детский сад №10 «Белочка»
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
работы учителя-дефектолога
Тухватуллиной Ризиды Робертовны
за 2020– 2021 уч. год
г. Нижневартовск
Аналитический отчет о работе учителя-дефектолога
детского сада № 10 «Белочка»
Тухватуллиной Ризиды Робертовны
за 2020 – 2021 учебный год
Характеристика групп.
Работа в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР велась с 1 сентября 2020 года по 31 мая 2021 года. В группу по решению ТПМПК были зачислены 12 детей, в течение года 4 ребенка выбыло, 4 ребенка прибыло, итого на конец года - 12 детей. Все дети имеют заключение ЗПР.
Целью работы являлось создание условий для развития и адаптации детей в различных сферах жизни: социальной, учебной, бытовой и максимальная компенсация отклоняющегося развития.
Годовое планирование коррекционной работы осуществлялось по следующим направлениям:
- Обследование познавательного развития детей (начало, середина и конец года).
- Разработка плана коррекционной работы и поэтапная его реализация.
- Коррекционно-развивающая деятельность с детьми (фронтальные, индивидуальные и подгрупповые занятия).
- Консультирование родителей детей.
- Консультирование воспитателей и специалистов ДОУ.
- Методическая работа.
Диагностика.
В сентябре 2020 учебного года была проведена диагностика познавательного развития детей, содержательными критериями которой стали:
- уровень запаса представлений об окружающем мире;
- особенности восприятия;
- пространственно-временные представления;
- особенности мышления, внимания и памяти;
- исследование уровня элементарных математических представлений;
- состояние моторики;
- уровень саморегуляции.
Были разработаны индивидуальные маршруты развития.
В январе 2021 года была проведена промежуточная диагностика познавательного развития детей, с целью отслеживания положительной динамики и редактирования индивидуальных маршрутов развития.
В мае 2021 года была проведена итоговая диагностика, которая показала стойкую положительную динамику развития – ФЭМП 9 человек и незначительную динамику развития 2 человека группы; окружающий мир соответственно 6 и 5; речевое развитие – 9 и 3.
Сравнительные таблицы по результатам диагностики можно посмотреть в приложении.
Для диагностики детей использовались следующие материалы: Практический материал С.Д. Забрамной, Диагностический альбом О.Б. Иншаковой.
Коррекционно-развивающая работа.
Коррекционно-развивающее обучение строилось с учетом актуальных возможностей каждого ребенка. Формы работы: - фронтальные занятия (утренний круг) - подгрупповые занятия (ФЭМП и ознакомление с окружающим миром) - индивидуальные занятия (ИКР). Занятия организовывались таким образом, чтобы, опираясь на игру, постоянно подводить детей к выполнению учебных заданий.
Ежедневно с детьми велась работа по следующим направлениям:
- формирование базовых предпосылок учебной деятельности (навыков имитации, понимания инструкций, навыков работы по образцу и т.д.);
- сенсорное и сенсомоторное развитие;
- формирование пространственно-временных отношений;
- умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты; формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления);
- формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;
- развитие социально-бытовых навыков;
- коррекция двигательных расстройств (общей и мелкой моторики), развитие навыков зрительно – моторной координации;
- развитие эмоционального, речевого, предметно-действенного и игрового общения с окружающими;
- развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, воображения);
- обучение и воспитание детей по адаптированным программам дошкольного образования;
- повышение педагогической компетентности в вопросах воспитания, обучения и развития всех участников образовательного процесса, включая семьи воспитанников.
- организация интеллектуального и личностного развития детей с учетом коррекции нарушений развития и индивидуальных особенностей, развитие познавательной активности;
- социальная адаптация: становление способности к сотрудничеству с взрослыми и детьми в игре и другой совместной деятельности;
- формирование позитивных личностных качеств;
- формирование навыков самообслуживания;
- подготовка к школьному обучению и интеграция в общество.
Цели и задачи педагогической деятельности.
Цель работы:
Всестороннее развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в соответствие с его возможностями и максимальная адаптация к окружающей действительности.
Основными задачами образовательной и коррекционно-развивающей работы с детьми данной категории являются:
Основные направления работы.
Для достижения поставленных целей и задач необходима система тесного взаимодействия всех участников образовательного процесса: родителей, педагогов детского сада и самого воспитанника. Таким образом, на протяжении учебного года осуществлялось 3 основных направления педагогической деятельности учителя-дефектолога:
- Воспитательно-образовательная и коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ;
- Консультативно – просветительская работа с педагогами ДОУ;
- Консультативно – просветительская работа с семьями воспитанников.
Таблица 1
Содержание работы с детьми.
Направление работы | Условия реализации |
Диагностическое направление (октябрь, апрель) |
|
Реализация программ дошкольного воспитания |
|
Реализация коррекционно-развивающих программ |
|
Результативность образовательной работы с детьми.
Результативность освоения воспитанниками содержания адаптированной рабочей программы дошкольного образования можно изучить по данным диагностики в сравнении начальных показателей с конечными. Эти результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты освоения детьми основной адаптированной программы дошкольного образования по образовательным областям.
Группа 17 дети с ЗПР 12 детей (5-6 лет)
Уровни освоения | Познавательное развитие (ФЭМП) | Познавательное развитие (окружающий мир) | Речевое развитие | |||||||||
н.г. (10 д.) | к.г. (12 д.) | н.г. (10 д.) | к.г. (12 д.) | н.г. (10 д.) | к.г. (12 д.) | |||||||
Высокий | - | - | 2 | 18% | - | - | 2 | 18% | - | - | - | - |
Средний | 5 | 45% | 7 | 72% | 4 | 37% | 4 | 37% | 4 | 33% | 9 | 75% |
Низкий | 6 | 55% | 2 | 10% | 7 | 63% | 5 | 45% | 6 | 67% | 3 | 25% |
Освоение детьми основной адаптированной программы дошкольного образования
по образовательной области «познавательное развитие» ФЭМП
Из представленной диаграммы наблюдается позитивная динамика формирования элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ. На начало коррекционного обучения высокий уровень сформированности математических представлений у детей группы отсутствовал, тем временем как на конец первого года обучения он составил 18%: ребята знают основные 4 цвета, различают и называют геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), конструируют из них легкие постройки, воспринимают, дифференцируют величину. Данная динамика является следствием системной коррекционной работы в ДОУ, а также регулярного закрепления пройденного материала со стороны воспитателей по ежедневным рекомендациям учителя-дефектолога.
Из диаграммы так же видно снижение количества с низким уровнем сформированности математических представлений за счет достижения детьми лучших результатов. Тем не менее, на конец учебного года остается 10 % воспитанников с низкими показателями в результате системных психофизических расстройств (ЗПР, аутистический синдром), что требует дальнейшей коррекционно – развивающей работы в данном направлении.
Освоение детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования по образовательной области «познавательное развитие» Окружающий мир
Данная диаграмма свидетельствует о некоторых позитивных изменениях представлений об окружающей действительности воспитанников группы. В результате коррекционной работы количество детей с высоким и средним показателями увеличилось до 18% и 37% соответственно. Данная динамика является следствием системной коррекционной работы в ДОУ, регулярного закрепления пройденного материала со стороны воспитателей по ежедневным рекомендациям учителя-дефектолога, а также следствием естественного повышения детской заинтересованности и любознательности, свойственного детям старшего дошкольного возраста. Ребята с высоким и средним уровнем обладают сформированным кругом возрастных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, отражают знания в игровой деятельности. Тем временем, как у воспитанников с низким показателем круг представлений сужен и ограничен лишь близкой бытовой тематикой. Наличие низких показателей на конец учебного года обусловлено системными нарушениями познавательной сферы (ЗПР, аутистический синдром, отсутствие речи), в результате чего не удалось на данном этапе сформировать познавательные мотивы и заинтересованность, у детей резко ограничены представления об окружающем мире.
Освоение детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
По диаграмме видно, что в результате коррекционно-развивающей работы на конец учебного года 75% воспитанников достигли средних показателей сформированности речи: пользуются фразовой речью, строят грамматически верные речевые высказывания, заучивают и воспроизводят небольшие стихотворения по возрасту, однако в речи отмечается нарушение произношения звуков позднего онтогенеза. У воспитанников с низким уровнем сформированности речи (25%) практически отсутствует речевое общение, дети пользуются лишь лепетными, усеченными словами, жестами для выражения собственных потребностей.
В результате ежедневной работы по развитию речи у детей с низкими показателями отмечается системное нарушение произношения, что накладывает отпечаток на снижение внятности и разборчивости речи, а у некоторых детей (2 ребенка) речь отсутствует, у них снижено речевое общение и контакты с окружающими и сверстниками. Системными нарушениями познавательной сферы (дети с УО, аутистическим синдромом).
Анализируя данные таблицы и диаграмм можно смело судить о наблюдающейся позитивной динамике освоения детьми адаптированной образовательной программы дошкольного образования по исследуемым образовательным областям в течение учебного года. Так же можно отметить, что более результативному освоению программы препятствовала плохая посещаемость ввиду частой заболеваемости детей, а также в периоды стационарного и реабилитационного лечения.
Результативность консультативно – просветительской работы
с родителями и педагогами ДОУ
За учебный год была проведена следующая работа в данном направлении.
Работа с педагогами ДОУ | ||
| Ежедневно | |
| 6 консультаций | |
| Октябрь | |
| Декабрь | |
| Январь | |
| Февраль | |
| Март | |
| Апрель | |
Работа с родителями | ||
| В течение года по вторникам | |
| 4 консультации | |
| Октябрь | |
| Декабрь | |
| Март | |
| Апрель | |
| онлайн | |
| ||
| ||
| Еженедельно по четвергам | |
| 2 |
6. Методическая работа
В ходе учебного года была осуществлена следующая методическая работа.
| В течение учебного года согласно тематическому планированию |
| 2 |
| |
| Январь Апрель |
| Индивидуальные тетради |
| Октябрь |
| Ноябрь |
Задачи на 2021-2022 учебный год.
1. Необходимо продолжить работу над познавательным развитием у детей с ОВЗ.
2. Пересмотреть организацию работы с родителями и продолжить поиск оптимальных форм взаимодействия, повышающих мотивацию родителей в устранении имеющихся пробелов развитии ребёнка и его социальной адаптации.
3. Повышение своего профессионального уровня.
4. Пополнение кабинета играми и пособиями.
Вывод:
Работу дефектологической службы в детском саду «Белочка» за прошедший учебный год можно признать удовлетворительной.
Учитель – дефектолог Р.Р. Тухватуллина
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
г. Нижневартовска детский сад №10 «Белочка»
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
работы учителя-дефектолога
Тухватуллиной Ризиды Робертовны
за 2021– 2022 уч. год
г. Нижневартовск
Аналитический отчет о работе учителя-дефектолога
детского сада № 10 «Белочка»
Тухватуллиной Ризиды Робертовны
за 2021 – 2022 учебный год
Характеристика групп.
Работа в группе компенсирующей направленности велась с 1 сентября 2021 года по 31 мая 2022 года. В группу по решению ТПМПК были зачислены на начало учебного года 12 детей, в течение года 1 ребенок выбыл, 3 ребенка прибыло, итого на конец года - 14 детей. С детьми велась ежедневная коррекционно-развивающая деятельность. Группа разновозрастная: 6 детей - подготовительного возраста, 8 детей - старшего возраста.
Целью работы являлось создание условий для развития и адаптации детей в различных сферах жизни: социальной, учебной, бытовой и максимальная компенсация отклоняющегося развития.
Годовое планирование коррекционной работы осуществлялось по следующим направлениям:
- Обследование познавательного развития детей (начало, середина и конец года).
- Разработка плана коррекционной работы и поэтапная его реализация.
- Коррекционно-развивающая деятельность с детьми (фронтальные, индивидуальные и подгрупповые занятия).
- Консультирование родителей детей.
- Консультирование воспитателей и специалистов ДОУ.
- Методическая работа.
Диагностика.
В сентябре 2021 учебного года была проведена диагностика познавательного развития детей всех групп, содержательными критериями которой стали:
- уровень запаса представлений об окружающем мире;
- особенности восприятия;
- пространственно-временные представления;
- особенности мышления, внимания и памяти;
- исследование уровня элементарных математических представлений;
- состояние моторики;
- уровень саморегуляции.
Были разработаны индивидуальные маршруты развития.
В январе 2022 года была проведена промежуточная диагностика познавательного развития детей, с целью отслеживания положительной динамики и редактирования индивидуальных маршрутов развития.
В мае 2022 года была проведена итоговая диагностика, которая показала стойкую положительную динамику развития – ФЭМП 7 человек и незначительную динамику развития 7 человек группы; окружающий мир соответственно 9 и 5; речевое развитие – 8 и 6.
Сравнительные таблицы по результатам диагностики можно посмотреть в приложении.
Для диагностики детей использовались следующие материалы: Практический материал С.Д. Забрамной, Диагностический альбом О.Б. Иншаковой.
Коррекционно-развивающая работа.
Коррекционно-развивающее обучение строилось с учетом актуальных возможностей каждого ребенка. Формы работы:
- фронтальные занятия (утренний круг)
- подгрупповые занятия (ФЭМП и ознакомление с окружающим миром)
- индивидуальные занятия.
Занятия организовывались таким образом, чтобы, опираясь на игру, постоянно подводить детей к выполнению учебных заданий.
Ежедневно с детьми велась работа по следующим направлениям:
- формирование базовых предпосылок учебной деятельности (навыков имитации, понимания инструкций, навыков работы по образцу и т.д.);
- сенсорное и сенсомоторное развитие;
- формирование пространственно-временных отношений;
- умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты; формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления);
- формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;
- развитие социально-бытовых навыков;
- коррекция двигательных расстройств (общей и мелкой моторики), развитие навыков зрительно – моторной координации;
- развитие эмоционального, речевого, предметно-действенного и игрового общения с окружающими;
- развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, воображения);
- обучение и воспитание детей по адаптированным программам дошкольного образования;
- повышение педагогической компетентности в вопросах воспитания, обучения и развития всех участников образовательного процесса, включая семьи воспитанников.
- организация интеллектуального и личностного развития детей с учетом коррекции нарушений развития и индивидуальных особенностей, развитие познавательной активности;
- социальная адаптация: становление способности к сотрудничеству с взрослыми и детьми в игре и другой совместной деятельности;
- формирование позитивных личностных качеств;
- формирование навыков самообслуживания;
- подготовка к школьному обучению и интеграция в общество.
Цели и задачи педагогической деятельности.
Цель работы:
Всестороннее развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в соответствие с его возможностями и максимальная адаптация к окружающей действительности.
Основными задачами образовательной и коррекционно-развивающей работы с детьми данной категории являются:
Основные направления работы.
Для достижения поставленных целей и задач необходима система тесного взаимодействия всех участников образовательного процесса: родителей, педагогов детского сада и самого воспитанника. Таким образом, на протяжении учебного года осуществлялось 3 основных направления педагогической деятельности учителя-дефектолога:
- Воспитательно-образовательная и коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ;
- Консультативно – просветительская работа с педагогами ДОУ;
- Консультативно – просветительская работа с семьями воспитанников.
Таблица 1
Содержание работы с детьми.
Направление работы | Условия реализации |
Диагностическое направление (октябрь, апрель) |
|
Реализация программ дошкольного воспитания |
|
Реализация коррекционно-развивающих программ |
|
Результативность образовательной работы с детьми.
Результативность освоения воспитанниками содержания адаптированной рабочей программы дошкольного образования можно изучить по данным диагностики в сравнении начальных показателей с конечными. Эти результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты освоения детьми основной адаптированной программы дошкольного образования по образовательным областям.
Группа 18 дети с ЗПР 14 детей (5-6 лет)
Уровни освоения | Познавательное развитие (ФЭМП) | Познавательное развитие (окружающий мир) | Речевое развитие | |||||||||
н.г. (12 д.) | к.г. (14 д.) | н.г. (12 д.) | к.г. (14 д.) | н.г. (12 д.) | к.г. (14 д.) | |||||||
Высокий | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Средний | 4 | 29% | 7 | 50% | 4 | 29% | 9 | 64% | 4 | 29% | 8 | 57% |
Низкий | 8 | 71% | 7 | 50% | 8 | 71% | 5 | 36% | 8 | 71% | 6 | 43% |
Освоение детьми основной адаптированной программы дошкольного образования
по образовательной области «познавательное развитие» ФЭМП
Из представленной диаграммы наблюдается позитивная динамика формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. На начало коррекционного обучения средний уровень сформированности математических представлений у детей группы составлял низкий процент, тем временем как на конец первого года обучения он составил 50%: ребята знают основные 4 цвета, различают и называют геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), конструируют из них легкие постройки, воспринимают, дифференцируют величину. Данная динамика является следствием системной коррекционной работы в ДОУ, а также регулярного закрепления пройденного материала со стороны воспитателей по ежедневным рекомендациям учителя-дефектолога.
Из диаграммы так же видно снижение количества с низким уровнем сформированности математических представлений за счет достижения детьми лучших результатов. Тем не менее, на конец учебного года остается 10 % воспитанников с низкими показателями в результате системных психофизических расстройств (УО), что требует дальнейшей коррекционно – развивающей работы в данном направлении.
Освоение детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования по образовательной области «познавательное развитие» Окружающий мир
Данная диаграмма свидетельствует о некоторых позитивных изменениях представлений об окружающей действительности воспитанников группы. В результате коррекционной работы количество детей со средним показателям увеличилось до 64% и с низким – снизилось до 36% соответственно. Данная динамика является следствием системной коррекционной работы в ДОУ, регулярного закрепления пройденного материала со стороны воспитателей по ежедневным рекомендациям учителя-дефектолога, а также следствием естественного повышения детской заинтересованности и любознательности, свойственного детям старшего дошкольного возраста. Ребята с высоким и средним уровнем обладают сформированным кругом возрастных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, отражают знания в игровой деятельности. Тем временем, как у воспитанников с низким показателем круг представлений сужен и ограничен лишь близкой бытовой тематикой. Наличие низких показателей на конец учебного года обусловлено системными нарушениями познавательной сферы (УО, отсутствие речи), в результате чего не удалось на данном этапе сформировать познавательные мотивы и заинтересованность, у детей резко ограничены представления об окружающем мире.
Освоение детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
По диаграмме видно, что в результате коррекционно-развивающей работы на конец учебного года 57% воспитанников достигли средних показателей сформированности речи: пользуются фразовой речью, строят грамматически верные речевые высказывания, заучивают и воспроизводят небольшие стихотворения по возрасту, однако в речи отмечается нарушение произношения звуков позднего онтогенеза. У воспитанников с низким уровнем сформированности речи (43%) практически отсутствует речевое общение, дети пользуются лишь лепетными, усеченными словами, жестами для выражения собственных потребностей.
В результате ежедневной работы по развитию речи у детей с низкими показателями отмечается системное нарушение произношения, что накладывает отпечаток на снижение внятности и разборчивости речи, а у некоторых детей (4 ребенка) речь отсутствует, у них снижено речевое общение и контакты с окружающими и сверстниками. Системными нарушениями познавательной сферы (дети с УО).
Анализируя данные таблицы и диаграмм можно смело судить о наблюдающейся позитивной динамике освоения детьми адаптированной образовательной программы дошкольного образования по исследуемым образовательным областям в течение учебного года. Так же можно отметить, что более результативному освоению программы препятствовала плохая посещаемость ввиду частой заболеваемости детей, а также в периоды стационарного и реабилитационного лечения.
В школу выпустились 6 детей.
Результативность консультативно – просветительской работы
с родителями и педагогами ДОУ
За учебный год была проведена следующая работа в данном направлении.
Работа с педагогами ДОУ | ||
| Ежедневно | |
| 6 консультаций | |
| Октябрь | |
| Декабрь | |
| Январь | |
| Февраль | |
| Март | |
| Апрель | |
Работа с родителями | ||
| В течение года по вторникам | |
| 4 консультации | |
| Октябрь | |
| Декабрь | |
| Март | |
| Апрель | |
| октябрь, апрель | |
| ||
| ||
| ||
| Еженедельно по четвергам | |
| 2 |
6. Методическая работа
В ходе учебного года была осуществлена следующая методическая работа.
| В течение учебного года согласно тематическому планированию |
| 3 |
| |
| Октябрь Январь Март |
| Индивидуальные тетради |
| Октябрь |
| Ноябрь |
Задачи на 2022-2023 учебный год.
1. Необходимо продолжить работу над познавательным развитием у детей с ОВЗ.
2. Пересмотреть организацию работы с родителями и продолжить поиск оптимальных форм взаимодействия, повышающих мотивацию родителей в устранении имеющихся пробелов развитии ребёнка и его социальной адаптации.
3. Повышение своего профессионального уровня.
4. Пополнение кабинета играми и пособиями.
Вывод:
Работу дефектологической службы в детском саду «Белочка» за прошедший учебный год можно признать удовлетворительной.
Учитель – дефектолог Р.Р. Тухватуллина
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
г. Нижневартовска детский сад №10 «Белочка»
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
работы учителя-дефектолога
Тухватуллиной Ризиды Робертовны
за 2022– 2023 уч. год
г. Нижневартовск
Аналитический отчет о работе учителя-дефектолога
детского сада № 10 «Белочка»
Тухватуллиной Ризиды Робертовны
за 2022 – 2023 учебный год
Характеристика групп.
Работа в группе компенсирующей направленности велась с 1 сентября 2022 года по 31 мая 2023 года. В группы по решению ТПМПК были зачислены на начало учебного года 10 детей, в течение года 1 ребенок выбыл, итого на конец года - 9 детей. Все дети имеют заключение ЗПР. Группа разновозрастная: 7 детей - подготовительного возраста, 2 ребенка - старшего возраста. С детьми велась ежедневная коррекционно-развивающая деятельность.
Целью работы являлось создание условий для развития и адаптации детей в различных сферах жизни: социальной, учебной, бытовой и максимальная компенсация отклоняющегося развития.
Годовое планирование коррекционной работы осуществлялось по следующим направлениям:
- Обследование познавательного развития детей (начало, середина и конец года).
- Разработка плана коррекционной работы и поэтапная его реализация.
- Коррекционно-развивающая деятельность с детьми (фронтальные, индивидуальные и подгрупповые занятия).
- Консультирование родителей детей.
- Консультирование воспитателей и специалистов ДОУ.
- Методическая работа.
Диагностика.
В сентябре 2022 учебного года была проведена диагностика познавательного развития детей всех групп, содержательными критериями которой стали:
- уровень запаса представлений об окружающем мире;
- особенности восприятия;
- пространственно-временные представления;
- особенности мышления, внимания и памяти;
- исследование уровня элементарных математических представлений;
- состояние моторики;
- уровень саморегуляции.
Были разработаны индивидуальные маршруты развития.
В январе 2023 года была проведена промежуточная диагностика познавательного развития детей, с целью отслеживания положительной динамики и редактирования индивидуальных маршрутов развития.
В мае 2023 года была проведена итоговая диагностика, которая показаластойкую положительную динамику развития – ФЭМП 7 человек и незначительную динамику развития 7 человек группы; окружающий мир соответственно 9 и 5; речевое развитие – 8 и 6.
Сравнительные таблицы по результатам диагностики можно посмотреть в приложении.
Для диагностики детей использовались следующие материалы: Практический материал С.Д. Забрамной, Диагностический альбом О.Б. Иншаковой.
Коррекционно-развивающая работа.
Коррекционно-развивающее обучение строилось с учетом актуальных возможностей каждого ребенка. Формы работы:
- фронтальные занятия (утренний круг)
- подгрупповые занятия (ФЭМП и ознакомление с окружающим миром)
- индивидуальные занятия.
Занятия организовывались таким образом, чтобы, опираясь на игру, постоянно подводить детей к выполнению учебных заданий.
Ежедневно с детьми велась работа по следующим направлениям:
- формирование базовых предпосылок учебной деятельности (навыков имитации, понимания инструкций, навыков работы по образцу и т.д.);
- сенсорное и сенсомоторное развитие;
- формирование пространственно-временных отношений;
- умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты; формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления);
- формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;
- развитие социально-бытовых навыков;
- коррекция двигательных расстройств (общей и мелкой моторики), развитие навыков зрительно – моторной координации;
- развитие эмоционального, речевого, предметно-действенного и игрового общения с окружающими;
- развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, воображения);
- обучение и воспитание детей по адаптированным программам дошкольного образования;
- повышение педагогической компетентности в вопросах воспитания, обучения и развития всех участников образовательного процесса, включая семьи воспитанников.
- организация интеллектуального и личностного развития детей с учетом коррекции нарушений развития и индивидуальных особенностей, развитие познавательной активности;
- социальная адаптация: становление способности к сотрудничеству с взрослыми и детьми в игре и другой совместной деятельности;
- формирование позитивных личностных качеств;
- формирование навыков самообслуживания;
- подготовка к школьному обучению и интеграция в общество.
Цели и задачи педагогической деятельности.
Цель работы:
Всестороннее развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в соответствие с его возможностями и максимальная адаптация к окружающей действительности.
Основными задачами образовательной и коррекционно-развивающей работы с детьми данной категории являются:
Основные направления работы.
Для достижения поставленных целей и задач необходима система тесного взаимодействия всех участников образовательного процесса: родителей, педагогов детского сада и самого воспитанника. Таким образом, на протяжении учебного года осуществлялось 3 основных направления педагогической деятельности учителя-дефектолога:
- Воспитательно-образовательная и коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ;
- Консультативно – просветительская работа с педагогами ДОУ;
- Консультативно – просветительская работа с семьями воспитанников.
Таблица 1
Содержание работы с детьми.
Направление работы | Условия реализации |
Диагностическое направление (октябрь, апрель) |
|
Реализация программ дошкольного воспитания |
|
Реализация коррекционно-развивающих программ |
|
Результативность образовательной работы с детьми.
Результативность освоения воспитанниками содержания адаптированной рабочей программы дошкольного образования можно изучить по данным диагностики в сравнении начальных показателей с конечными. Эти результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты освоения детьми основной адаптированной программы дошкольного образования по образовательным областям.
Группа 24 дети с ЗПР 9 детей (6-7 лет)
Уровни освоения | Познавательное развитие (ФЭМП) | Познавательное развитие (окружающий мир) | Речевое развитие | |||||||||
н.г. (10 д.) | к.г. (9 д.) | н.г. (10 д.) | к.г. (9 д.) | н.г. (10 д.) | к.г. (9 д.) | |||||||
Высокий | - | - | 1 | 12% | - | - | 2 | 22% | - | - | - | - |
Средний | 4 | 40% | 5 | 55% | 6 | 60% | 6 | 60% | 3 | 30% | 4 | 44% |
Низкий | 6 | 60% | 3 | 33% | 4 | 40% | 1 | 18% | 7 | 70% | 5 | 56% |
Освоение детьми основной адаптированной программы дошкольного образования
по образовательной области «познавательное развитие» ФЭМП
Из представленной диаграммы наблюдается позитивная динамика формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. На начало коррекционного обучения средний уровень сформированности математических представлений у детей группы составлял низкий процент, тем временем как на конец первого года обучения он составил 55%: ребята знают основные 4 цвета, различают и называют геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), конструируют из них легкие постройки, воспринимают, дифференцируют величину. Данная динамика является следствием системной коррекционной работы в ДОУ, а также регулярного закрепления пройденного материала со стороны воспитателей по ежедневным рекомендациям учителя-дефектолога.
Из диаграммы так же видно снижение количества с низким уровнем сформированности математических представлений за счет достижения детьми лучших результатов. Тем не менее, на конец учебного года остается 10 % воспитанников с низкими показателями в результате системных психофизических расстройств (УО), что требует дальнейшей коррекционно – развивающей работы в данном направлении.
Освоение детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования по образовательной области «познавательное развитие» Окружающий мир
Данная диаграмма свидетельствует о некоторых позитивных изменениях представлений об окружающей действительности воспитанников группы. В результате коррекционной работы количество детей со средним показателям увеличилось до 64% и с низким – снизилось до 36% соответственно. Данная динамика является следствием системной коррекционной работы в ДОУ, регулярного закрепления пройденного материала со стороны воспитателей по ежедневным рекомендациям учителя-дефектолога, а также следствием естественного повышения детской заинтересованности и любознательности, свойственного детям старшего дошкольного возраста. Ребята с высоким и средним уровнем обладают сформированным кругом возрастных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, отражают знания в игровой деятельности. Тем временем, как у воспитанников с низким показателем круг представлений сужен и ограничен лишь близкой бытовой тематикой. Наличие низких показателей на конец учебного года обусловлено системными нарушениями познавательной сферы (УО, отсутствие речи), в результате чего не удалось на данном этапе сформировать познавательные мотивы и заинтересованность, у детей резко ограничены представления об окружающем мире.
Освоение детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
По диаграмме видно, что в результате коррекционно-развивающей работы на конец учебного года 57% воспитанников достигли средних показателей сформированности речи: пользуются фразовой речью, строят грамматически верные речевые высказывания, заучивают и воспроизводят небольшие стихотворения по возрасту, однако в речи отмечается нарушение произношения звуков позднего онтогенеза. У воспитанников с низким уровнем сформированности речи (43%) практически отсутствует речевое общение, дети пользуются лишь лепетными, усеченными словами, жестами для выражения собственных потребностей.
В результате ежедневной работы по развитию речи у детей с низкими показателями отмечается системное нарушение произношения, что накладывает отпечаток на снижение внятности и разборчивости речи, а у некоторых детей (4 ребенка) речь отсутствует, у них снижено речевое общение и контакты с окружающими и сверстниками. Системными нарушениями познавательной сферы (дети с УО).
Анализируя данные таблицы и диаграмм можно смело судить о наблюдающейся позитивной динамике освоения детьми адаптированной образовательной программы дошкольного образования по исследуемым образовательным областям в течение учебного года. Так же можно отметить, что более результативному освоению программы препятствовала плохая посещаемость ввиду частой заболеваемости детей, а также в периоды стационарного и реабилитационного лечения.
В школу выпустилось 7 детей, 2 ребенка остались в детском саду для дальнейшего обучения.
Результативность консультативно – просветительской работы
с родителями и педагогами ДОУ
За учебный год была проведена следующая работа в данном направлении.
Работа с педагогами ДОУ | ||
| Ежедневно | |
| 6 консультаций | |
| Октябрь | |
| Декабрь | |
| Январь | |
| Февраль | |
| Март | |
| Апрель | |
Работа с родителями | ||
| В течение года по вторникам | |
| 4 консультации | |
| Октябрь | |
| Декабрь | |
| Март | |
| Апрель | |
| октябрь, апрель | |
| ||
| ||
| ||
| Еженедельно по четвергам | |
| 2 |
6. Методическая работа
В ходе учебного года была осуществлена следующая методическая работа.
| В течение учебного года согласно тематическому планированию |
| 3 |
| 4 |
| Октябрь Январь Март |
| Индивидуальные тетради |
| Октябрь |
| Ноябрь |
Задачи на 2023-2024 учебный год.
1. Необходимо продолжить работу над познавательным развитием у детей с ОВЗ.
2. Пересмотреть организацию работы с родителями и продолжить поиск оптимальных форм взаимодействия, повышающих мотивацию родителей в устранении имеющихся пробелов развитии ребёнка и его социальной адаптации.
3. Повышение своего профессионального уровня.
4. Пополнение кабинета играми и пособиями.
Вывод:
Работу дефектологической службы в детском саду «Белочка» за прошедший учебный год можно признать удовлетворительной.
Учитель – дефектолог Р.Р. Тухватуллина