Школьные олимпиады
Математические олимпиады являются одной из разновидностей соревнований. Сегодня олимпиады по математике являются наиболее массовой формой внеклассной работы по математике.
- расширение кругозора учащихся;
- развитие интереса учащихся к изучению математики;
- общий подъем математической культуры, интеллектуального уровня учащихся;
- выявление учащихся, проявивших себя по математике, для участия их в следующем туре олимпиад и для организации индивидуальной работы с ними;
- знакомство учащихся с важнейшими проблемами и методами современной математики.
Олимпиада 2011 -2012 уч.год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5klass.docx | 15.24 КБ |
6klass.doc | 34.5 КБ |
7klass.doc | 33 КБ |
8klass.doc | 207 КБ |
9klass.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Олимпиадные задачи для 5 класса с решениями
В шести кружках, расположенных в форме равностороннего треугольника расставьте числа 31, 32, 33, 34, 35, 36 так, чтобы сумма чисел на всех трех сторонах треугольника была одинаковой и равнялась 100.
Ответ.
31
34 36
35 32 33
Есть 6 карточек с цифрами 1,2,3,4,5 и 6. Используя их, можно составить два трёхзначных числа, например, 645 и 321. Вася составил эти числа так, что их разность оказалась самой маленькой из всех возможных. Чему равна эта разность?
Ответ. 47 (412-365 = 47)
Разделите фигуру на четыре равные фигуры.
Ответ.
В семье четверо детей, им 5, 8, 13 и 15 лет. Детей зовут Аня, Боря, Вера, Галя. Сколько лет каждому ребенку, если одна девочка ходит в детский сад, Аня старше Бори и сумма лет Ани и Веры делится на 3?
Ответ. Вере 5 лет, Боре 8 лет, Ане 13 лет, Гале 15 лет.
Приехало 100 туристов. Из них 10 человек не знали ни немецкого, ни французского языка, 75 знали немецкий язык и 83 знали французский. Сколько туристов знали французский и немецкий языки?
Ответ. 68 туристов знали и французский и немецкий языки.
( 100 - 10 = 90 (чел.) – знали немецкий или французский языки;
90 – 75 = 15 (чел.) – не знали немецкого языка;
90 – 83 = 7 (чел.) – не знали французского языка;
90 – (15 + 7) = 68 (чел.) – знали и французский и немецкий языки.)
Предварительный просмотр:
Задания школьного тура олимпиады по математике для учащихся 6 класса
2011-2012 учебный год
1. В записи 52*2* замените звездочки цифрами так, чтобы полученное число делилось на 36.Укажите всевозможные решения.
2. Прямоугольник разделен двумя отрезками на четыре прямоугольника, площади трех из которых 2 см2, 4см2 и 6 см2.Найдите площадь прямоугольника.
2 | 4 |
6 |
Разрежьте изображённую на левом рисунке фигуру на две одинаковые части.
4. Возраст старика Хоттабыча записывается числом с различными цифрами. Об этом числе известно следующее:
Если первую и последнюю цифру зачеркнуть, то получится двузначное число, которое при сумме цифр, равной 13, является наибольшим;
Первая цифра больше последней в 4 раза.
Сколько лет Хоттабычу?
ОТВЕТЫ И РЕШЕНИЯ 6 класс
Число делитсяна36,если оно делится и на 4и на9.Так как сумма цифр 5,2,2 равна 9,то сумма двух недостающих цифр должна равняться 0,9 или18. Учитывая, что число должно делиться на 4, а предпоследняя цифра равна 2, то последняя цифра может быть лишь 0 или 4 или 8. Тогда ответ будет:52524,52128,52020, 52920.
Так как верхние прямоугольники имеют общую сторону и площадь правого в 2 раза больше, то и его вторая сторона в 2 раза больше. Аналогично и вторая сторона правого нижнего прямоугольника будет больше стороны верхнего левого прямоугольника в3 раза. А это означает, что площадь нижнего правого четырехугольника будет в 6 раз больше площади левого верхнего прямоугольника, то есть будет равна 12 см2. Поэтому площадь всего прямоугольника будет равна 24см2.
4. Так как после зачеркивания получается наибольшее число с суммой цифр 13, то вторая и третья цифры равны 9 и 4. Так как первая цифра больше последней в 4 раза и все цифры различны, то первая цифра будет 8, а последняя 2. В результате получаем число 8942. Старику Хоттабычу 8942 года.
Предварительный просмотр:
Задания школьного тура олимпиады по математике для учащихся 7 класса
2011-2012 учебный год
1. В таблице 4х4 расставить 16 чисел так, чтобы сумма чисел по любой вертикали. Горизонтали и диагонали равнялась нулю. (Квадрат имеет 14 диагоналей, включая малые. Состоящие из трех, двух и одной клеток)
2. Не выполняя деления, докажите, что значение выражения 35125+28125+63554 делится на 679.
3. К некоторому трёхзначному числу приписали цифру 7 сначала слева, а потом справа – получили два четырёхзначных числа, разность которых равна 882. Найдите трёхзначное число.
4. Решите уравнение: х - 674-1=4
5. Мама посчитала, что если дать детям по 4 конфеты, то 3 конфеты останутся лишними. А чтобы дать по 5 конфет, двух конфет не хватает. Сколько всего детей?
ОТВЕТЫ И РЕШЕНИЯ 7 класс
1.
0 -к к 0
к 0 0 -к
-к 0 0 к
0 к -к 0
2. 35125+28125+63554=
=(35+28) 125+63554=63125+63554=63(125+554)=63679 – делится на 679
3. Пусть х – данное трехзначное число. Если припишем к нему цифру 7 слева, то получим число 7000 + х. Если припишем к нему цифру 7 справа, то получим число 10х+7. По условию задачи разность полученных четырехзначных чисел равна 882. Рассмотрим два случая:
7000+х-(10х+7)=882 и 10х+7-(7000+х)=882
Решив первое уравнение, получим х=679, решив второе уравнение, получим х=875. Следовательно, искомое трехзначное число 679 или 875.
4. Модуль числа равен 4 только в двух случаях: когда это число равно 4
или – 4. Поэтому корни данного уравнения являются корнями уравнения
х - 674-1=4 (1) или уравнения х - 674-1= - 4 (2)
Уравнение (1) равносильно уравнению х - 674=5, корни которого являются корнями уравнения х - 674=5 (1а) или уравнения х - 674= - 5 (1б). уравнение (1а) имеет корень х1 = 679, а уравнение (1б) имеет корень х2 = 669. Числа х1 и х2 являются корнями данного уравнения.
Уравнение (2) равносильно уравнению х - 674= - 3, которое не имеет корней, т.к. не существует числа, модуль которого равен отрицательному числу – 3.
5. Пусть было х детей, тогда конфет было 4х+3 или 5х-2. Решите уравнение
4х + 3 = 5х - 2,
получим его единственный корень 5. Следовательно, детей было 5.
Ответ: 5 детей
Предварительный просмотр:
Задания школьного тура олимпиады по математике для учащихся 8 класса
2011-2012 учебный год
Вычислите:
, если a=7,4 и b =
Постройте график функции у = .
3. Решите уравнение
4. Дан треугольник ABC. Точка M лежит на стороне BC. Известно, что AB = BM и AM = MC, угол B равен 100. Найдите остальные углы треугольника ABC.
5. Имеется три кучки камней: в первой – 10, во второй – 15, в третьей – 20. За ход разрешается разбить любую кучку на две меньшие; проигрывает тот, кто не сможет сделать ход.
ОТВЕТЫ И РЕШЕНИЯ 8 класс
= = ab= 7,4 ∙ = 1.
2. D(y) = (-∞;2)
Учитывая, что |х-2| = x – 2 при х>2 и |х-2| = -(x – 2) при х<2, перепишем функцию в виде
У =
4. угол А=60, угол В= 20. Указание. Треугольники ABM и AMC – равнобедренные, поэтому углы при их основаниях равны. Обозначим эти углы x и y соответственно. Тогда по свойству внешнего угла AMB для треугольника AMC, имеем x=2y. Отсюда сумма углов A и C равна 4y=180–100, значит у=20.
5. После каждого хода количество кучек увеличивается на 1. Сначала их было 3, в конце – 45. Таким образом, всего будет сделано 42 хода. Последний выигрывающий 42-й ход сделает второй игрок.
Предварительный просмотр:
Задания школьного тура олимпиады по математике для учащихся 9 класса
2011-2012 учебный год
Пусть х и у – такие целые числа, что 3х+7у делится на 19. Докажите, что 43х+75y тоже делится на 19.
Решая задачу: «Какое значение принимает выражение x2000 + x1999 + x1998 + 1000x1000 +1000x999 + 1000x998 + 2000x3 + 2000x2 + 2000x + 3000 (x – действительное число), если x2 + x + 1 = 0?», Вася получил ответ 3000. Прав ли Вася? Ответ обосновать.
Возможна ли такая компания, в которой у каждого ровно 10 друзей, а у любых двух – ровно 4 общих друга?
4. Упростите выражение:
, где .
В треугольнике АВС
ОТВЕТЫ И РЕШЕНЯ 9 класс
Доказательство. Попробуем представить Отсюда:
Отсюда, .
Ответ: нет, не прав. Трехчлен x2 + x + 1 не имеет действительных корней. Следовательно, при заданном условии вычислить значение выражения невозможно.
Ответ: нет, невозможна. Пусть такая компания возможна и состоит из n человек. Тогда в ней имеется пар, у каждой из которых список общих друзей состоит из 4 человек. Если записать эти списки подряд, то получим список, в котором 2n(n – 1) позиций. При этом каждый участник компании является общим другом для каждой пары своих друзей (всего таких пар – = 45) и ни для какой другой пары. Поэтому он упомянут в списке 45 раз, и всего в списке 45n позиций. Таким образом, должно выполняться равенство 2n(n – 1) = 45n, что невозможно ни при каких натуральных значениях n.
Решение: т.к. , то , тогда .
5. 1)Проведём СН так, чтобы <ВАС = <НСА = β
2)Из
3) Рассмотрим треугольник АВС. α + α + β + β + 600 = 1800. Следовательно, α +β = 600
4)
5) Треугольник DBE прямоугольный, следовательно,
6) DE – катет, лежащий против угла в 300. Следовательно, DE = 5.
Ответ. 5 см