Методическая работа
На данной странице представлены различные методические разработки из опыта моей педагогической деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.99 КБ |
![]() | 387.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Алексеевская СОШ» Бавлинского муниципального района РТ
Семинар учителей русского языка и литературы
Урок русского языка "Повторение и обобщение изученного о причастии и деепричастии"
Учитель русского языка и литературы
Осипова Светлана Николаевна
21 декабря 2012 года
Урок русского языка "Повторение и обобщение изученного о причастии и деепричастии"
УЭ – О
- определить уровень знаний по темам “Причастие” и “Деепричастие”,
- систематизировать полученные знания о причастии и деепричастии (общее грамматическое значение, морфологические, синтаксические признаки; орфографические правила, изученные в данных разделах),
- воспитывать умение слушать товарища, формировать навык самостоятельной работы
- развивать навык самоконтроля и взаимоконтроля.
Оборудование:
- интерактивная доска, компьютер
- компьютерная презентация к уроку,
- дифференцированный раздаточный материал,
- карточки-схемы
- Презентация.
ХОД УРОКА
- ОРГМОМЕНТ.
УЭ -1 Мотивация. –Ребята, а вы любите сказки? Тогда слушайте, но эта сказки будут необычные. А в чем необычность, постарайтесь мне потом ответить?
Чтение сказки (сказка про причастие)
Однажды я, проснувшись утром, увидел, что превратился в причастие.
Вот те раз – причастие: не прилагательное, не глагол – причастие. Вот такой ребёночек.
А что, очень даже я похоже на своих родителей. От мамы – глаза – признаки, отвечаю, как и она, т.е. прилагательное, на вопросы какой, какая?
Модничаю, как мама, т.е. склоняюсь по падежам, бываю в единственном и множественном числе. Люблю общаться с друзьями, в основном, с существительными, хотя могу побыть и одно. С подружкой «не» то дружу, то ссорюсь, и пишусь поэтому с «не» то слитно, то раздельно. Как мама, чаще всего бываю определением. А какие причастные обороты мы с друзьями устраиваем!
От папы у меня признак по действию, папы ведь должны больше делать, чем говорить. Зато папа любит вспоминать о бывших заслугах, так и я, бываю то совершенного, то несовершенного вида.
И вообще, я люблю часто работать самостоятельно, т.е. бываю действительным, а иногда отдыхаю (пусть другие потрудятся), становясь страдательным.
А как вам нравится: «девочка» или «улыбающаяся девочка», «ученица» или «победившая ученица»?
Вот такое я – причастие.
Сказка про деепричастие
Однажды я, проснувшись утром, увидела, что превратилась в деепричастие. Я – деепричастие?
Что же делать? Я же не самостоятельная часть речи, особая форма глагола. Но, подумав секунд пять, призналась себе любимой, что ничего страшного не произошло. Оглядев себя в зеркале, увидев, что я – ого- го, принялась за анализ ситуации.
И вывод напросился сам собой: быть рядом с глаголом – это же здорово! Как жена при муже – богатыре, обозначаю добавочное действие. Бываю в настоящем времени, наслаждаясь сегодняшним днём, бываю и в прошедшем, вспомнив что – то приятное. С друзьями часто празднуем деепричастные обороты. А вот с «не» чаще всего держусь на расстоянии, иногда только допуская её в свою жизнь.
В предложении бываю обстоятельством, подчеркнуть же меня надо двумя значками – точкой и тире. А как же, я же деепричастие.
УЭ 2 Постановка темы, целей и задач урока
Этап урока Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
- Итак, как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке? -По теме «Причастие» и «Деепричастие» мы изучили весь материал. А контрольную еще не писали. Так чем же сегодня мы будем заниматься? -Урок сегодня необычный: урок-смотр знаний. Я так думаю, что сегодня вы покажете свои знания и умения по теме «Причастие» и «Деепричастие». Ваши ответы будут подсчитывать мои помощники Лена и Вера. Итак, начинаем! | О причастиях и деепричастиях. Повторять и закреплять знания и умения по теме «Причастие» и «Деепричастие» | Постановка темы урока Формулировка целей урока |
УЭ – 3 Работа по теме урока
Цель: Проверить уровень подготовки к работе на начальном этапе.
- Устный опрос.
-Какая часть речи называется причастием? Что вы знаете о причастии?
-Какая часть речи называется деепричастием? Что вы знаете о деепричастии?
Итак, вы продемонстрировали свои знания по теме «Причастие и деепричастие».
Теперь ваша задача - показать свои умения и навыки.
Готовы?
2. Работа с текстом (текст на доске) и на карточке у всех учащихся.
1. Художник Борис Иванович в туман… по…кравшись к л…бедям стал целит…ся.
2. П…думав он решил стр…лять мелкой дробью надеясь убить побольше птиц с…девших на озер… .
3. Зар…див ружье пр…готовился выстр…лить.
4. Но стало казат…ся ему что не в лебедя а в человека он стреля..т.
5. В…помнилась поэтическая сказка о девушк… пр…враще…ой в лебедя.
6. Опустив ружье он долго любовался гордыми птицами потом п…пятившись отош…л.
7. Заворожившие красотой лебеди так и (не ) узнали о страшной опас…ности гр…зивш… им.
8. Такова власть красоты.
(М.М. Пришвин «Власть красоты»)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока определить уровень знаний по темам “Причастие” и “Деепричастие”, систематизировать полученные знания о причастии и деепричастии (общее грамматическое значение, морфологические, синтаксические признаки; орфографические правила, изученные в данных разделах), воспитывать умение слушать товарища, формировать навык самостоятельной работы развивать навык самоконтроля и взаимоконтроля.
Работа с текстом 1. Художник Борис Иванович в туман… по…кравшись к л…бедям стал целит…ся. 2. П…думав он решил стр…лять мелкой дробью надеясь убить побольше птиц с…девших на озер… . 3. Зар…див ружье приготовился выстр…лить. 4. Но стало казат…ся ему что не в лебедя а в человека он стреля..т. 5. В…помнилась поэтическая сказка о девушк… превраще…ой в лебедя. 6. Опустив ружье он долго любовался гордыми птицами потом п…пятившись отош…л. 7. Заворожившие красотой лебеди так и (не ) узнали о страшной опасности гр…зивш… им. (8) Такова власть красоты.
Правильный вариант текста (1) Художник Борис Иванович, в туман е по д кравшись к л е бедям, стал целит ь ся. (2) П о думав, он решил стр е лять мелкой дробью, надеясь убить побольше птиц, с и девших на озер е . (3) Зар я див ружье, приготовился выстр е лить. (4) Но стало казат ь ся ему, что не в лебедя, а в человека он стреля е т. (5) В с помнилась поэтическая сказка о девушк е , превраще нн ой в лебедя. (6) Опустив ружье, он долго любовался гордыми птицами, потом, п о пятившись, отош е л. (7) ) Заворожившие красотой лебеди так и не _ узнали о страшной опасности, гр о зивш ей им. (8) Такова власть красоты.
Анализ текста Можно ли эти предложения объединить в текст? Почему? 2.О чем этот текст? 3. Озаглавить текст. Дать несколько вариантов заглавий. 4. Определить основную мысль текста. 5. Определить тип речи. Пояснить свой ответ. 6. Сколько абзацев можно выделить в этом тексте? Значит сколько микротем в этом тексте? 7. Объяснить графически пропущенные орфограммы, расставить знаки препинания. 8. Графически объяснить причастные и деепричастные обороты
Выписать из текста причастия и деепричастия в таблицу (работа в карточках с дальнейшей взаимопроверкой) Причастия Деепричастия сидевших подкравшись превращенной подумав заворожившие надеясь грозившей зарядив опустив попятившись
Графический диктант Найти предложения, соответствующие схемам 1.
Перестроить предложения так, чтобы обособленный причастный оборот стал необособленным. Записать полученные предложения (работа по парам в тетради) 1 . Подумав, он решил стрелять мелкой дробью, надеясь убить побольше птиц, сидевших на озере. 2. Вспомнилась поэтическая сказка о девушке, превращенной в лебедя. 3. Заворожившие красотой лебеди так и не узнали о страшной опасности, грозившей им.
Ключ 1. Подумав, он решил стрелять мелкой дробью, надеясь убить побольше сидевших на озере птиц. 2. Вспомнилась поэтическая сказка о превращенной в лебедя девушке . 3. Заворожившие красотой лебеди так и не узнали о грозившей им страшной опасности .
Произвести морфемный и словообразовательный разбор слов (работа в тетрадях) 1 ряд – подумав 2 ряд - сидевшие
Перестройте словосочетания так, чтобы приставка НЕ стала частицей, т.е. писалась бы раздельно со словом ( выполняем устно) Неисследованная местность Нескошенная трава Нерешенная проблема Невыполненное задание Несостоявшееся соревнование
Заполнить таблицу: в первую колонку - глаголы, во вторую – деепричастия (самостоятельная работа) (Не)трудясь, (не)найдешь счастья; (не)посеяв, (не)соберешь урожая; (не)убив медведя, шкуры (не)продают; (не)взявшись за топор, избы (не) срубишь.
Ключ Глаголы Деепричастия не найдешь не трудясь не продают не убив не соберешь не посеяв не срубишь не взявшись
Найти ошибки в написании Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Исправить их. (устно) Мороженная рыба замороженная рыба поджареное мясо кованные сапоги жаренное на масле филе задача решенна Морож ен ая рыба – отглагольное прилагательное заморож енн ая рыба – страдательное причастие поджар енн ое мясо- причастие кова н ые сапоги- отглагольное прилагательное жаренное на масле филе – страдательное причастие задача реш ен а – краткое страдательное причастие
Подведение итогов урока 1. Вспомните цели урока. 2. Как вы думаете, достигнуты ли они? 3. Какие этапы работы вызвали трудности, почему? 4. Как вы оценили результаты своей работы на уроке? а) Я все понял(а), могу этот материал объяснить другому; б) Я сам (а) все понял(а), но объяснить другому не берусь; в) для полного понимания мне нужно повторить тему; г) Для меня оказалось трудным…. д) Я ничего не понял(а).
Слово экспертам-помощникам
Домашнее задание Повторить правила, на которые были допущены ошибки Морфологический разбор 1 причастия и деепричастия Подготовиться к сочинению по картине С. Григорьева «Вратарь» (с использованием причастий и деепричастий) (см. упр. 187).