Материалы для педагогов

Воробьева Галина Федоровна

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Когалыма «Колокольчик»

Консультация – практикум

на тему:

«Игры, направленные на развитие межличностных отношений детей в детском саду»

Педагог-психолог

                                                                                                  Воробьева Г.Ф.

г. Когалым, 2018г.

Ввести ребенка в мир  человеческих отношений –

одна из важных задач воспитания личности

ребенка дошкольного возраста. Детей надо

приучать жить среди людей, формируя у них

определенные психологические качества

(внимание, волю, эмоции) и навыки общения.

В.А. Сухомлинский

В свете ФГОС ДО педагогический коллектив должен обеспечить психолого-педагогическое условия реализации ООП ДО.

Одним из этих условий (которые представлены на слайде)  является поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности.

В детском коллективе неизбежны конфликтные ситуации.  Мир взаимоотношений дошкольников разнообразен. Они дружат, ябедничают, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют. Все это протекает естественным образом. Но все чаще приходится наблюдать в общении между детьми проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Смотрим телевизор, часто видим жестокое обращение друг с другом, конфликты подростков, взрослых. И все это берет свои корни глубоко в детстве.

   Поэтому важная задача современного воспитания - формирование гуманных межличностных отношений между дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе. Ведь именно здесь дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения.

От того, как сложатся отношения ребенка с первой в его жизни общественной формацией - группой детского сада - во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, его дальнейшая судьба.

Если существуют проблемы, и их вовремя не начать корректировать, то у ребенка может формироваться негативизм, который может проявиться через агрессивность, замкнутость, тревожность, демонстративность и т.д.

В средней, старшей группе детского сада существуют достаточно устойчивые избирательные отношения. Дети занимают разное положение среди сверстников: с одними хотят играть, других в игру не принимают.

И чтобы помочь ребенку преодолеть отчужденное отношение к сверстникам;развивать чувство единства, сплоченности группы; а также настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт можно использовать игры.

  1. Поздоровайся без слов.

Давайте сядем вкруг и возьмемся за руки. Предлагаю вам поздороваться со мной и друг с другом. Но здороваться мы с вами будем не словами, а с помощью рук.

Закройте глаза. Сейчас я дотронусь до того, кто сидит справа от меня, он примет мое приветствие и точно таким же образом дотронется до своего соседа, передавая привет ему, и так далее, пока мое приветствие опять ко мне не вернется.

  1. Эхо.

Цель этого упражнения – настроить детей друг на друга, дать каждому

ребенку возможность почувствовать себя в центре внимания.

Тот, кто сидит справа от меня, называет свое имя и прохлопывает его в ладоши, вот так: «Га-ля, Га-ля», а мы дружно , как эхо, за ним повторяем. Таким образом все по очереди назовут и прохлопают свое имя.

  1. Я очень рада, что Сережа в группе есть.

Давайте споемпесенку про то, как мы рады друг друга видеть. В руках я держу клубочек. Когда я начну петь, то отдам его тому, про кого спою. Тот, кто клубочек получает, обматывает нитку вокруг пальца и передает его следующему, пропевая песенку. Клубочек ко мне вернулся. А сейчас давайте все вместе поднимем руки вверх, опустим их вниз, положим на колени. Старайтесь все делать одновременно, ведь если кто-то замешкается, наш круг разрушится.

  1. Доброе животное.

Давайте возьмемся за руки и представим, что мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе. Вдох – все делают шаг вперед. Выдох – шаг назад. Наше животное дышит очень ровно и спокойно. А теперь послушаем, как бьется его большое сердце. Тук – шаг вперед, тук – шаг назад. Очень хорошо!

  1. Самый лучший сосед – мой сосед справа. (Комплименты).

Самый лучший сосед – мой сосед справа. Он (имя) очень добрый, внимательный, помогает другим. А теперь вы похвалите друг друга по очереди.

  1. Магнит.

  1. Аплодисменты.

  1. Паутинка дружбы.

Остальные игры вы можете посмотреть в картотеке. (предложить картотеку игр, направленных на сплочение детского коллектива)

         Позитивный микроклимат, психологический комфорт также способствует объединению детей, закладывает традиции межличностных взаимоотношений в детском коллективе.

     Эмоциональное благополучие ребенка достигается путем создания атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением.

         Невозможно дать однозначных рекомендаций по созданию позитивного микроклимата в группе детского сада, но некоторыми предложениями воспользоваться можно. Я хочу предложить некоторые приемы, которые можно применять в своей практике для сплочения детского коллектива:

  • Ввести ритуал        утреннего приветствия «Давайте поздороваемся» (сплочение группы, психологический настрой на  совместную деятельность);
  • Утро в группе можно начинать с приветствия «Минута вхождения в день» это может стать традицией.

(Дети,  посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у девочек – нежные и ласковые. Мы любим свои руки ведь они могут все: и обнять друга, и поднять упавшего товарища, и дать корм голодным птицам, и красиво накрыть на стол. А за что ты (имя ребенка) любишь свои руки? )

ВОТ Я И ВАМ КОЛЛЕГИ   ПРЕДЛАГАЮ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС, ЗА ЧТО ВЫ ЛЮБИТЕ СВОИ РУКИ? А теперь все возьмемся за руки, повернемся  друг к другу, улыбнемся друг другу, поделимся своим теплом друг с другом. И с этим хорошим настроением уважаемые педагоги, продолжим его.

  • «Уголок настроения» - для отслеживания причин плохого настроения у детей и его дальнейшей коррекции, можно использовать следующий прием. На небольшом ватмане разместить фотографию группы детей, от каждого ребенка провести ниточку на конце которой будут приклеиваться кружочки. Цвет кружочка можно поменять в зависимости от настроения: красный цвет – хорошее настроение; синий – настроение плохое. Придя утром в детский сад, дети могут отмечать свое настроение, в течение дня если у ребенка настроение меняется, то цвет кружочка тоже может поменяться. Сначала дети будут сосредоточены только на цвете своего кружочка и на своем настроении, но после систематических бесед и анализа настроений дети будут обращать внимание на настроение других и появятся вопросы: «Ты чего такой грустный?», «У тебя плохое настроение?», «Что случилось?»

СЕЙЧАС Я ПРЕДЛАГАЮ КАЖДОМУ ИЗ ВАС ЗАГЛЯНУТЬ В СЕБЯ, И ОПРЕДЕЛИТЬ КАКОЕ ЖЕ НАСТРОЕНИЕ У НЕГО И ПРИ ПОМОЩИ КРУЖОЧКА ПОКАЗАТЬ  СВОЕ НАСТРОЕНИЕ.  Теперь нам с вами всем наглядно видно, какое настроение в нашей группе.

  • использование принципа М.Монтессори: принцип изолированности  ребенка от группы в случае конфликтной ситуации между детьми. Предложить ребенку побыть одному! («Волшебный диванчик», «Сердитый стул», «Ковер мира»).
  • Использование в течение дня игры-правила:«Кричалки-шепталки-молчалки», «Поём-молчим» (для выброса накопившейся отрицательной энергии у детей);
  • копилка добрых слов «Комплименты нашей группы», которую можно оформить в виде книги, плаката, своеобразного указа или поместить на панно;

  • Можно в группе завести «Шкатулку добрых дел», за каждый добрый поступок в неё класть красную фишку,  за плохой - синюю. В пятницу проанализировать, каких фишек больше, это помогает детям задуматься над своим поведение и «вкладом» в общие хорошие дела всей группы.

Данная работа проводится не только в детском саду, но и в семье. Поэтому вам, педагогам, необходимо просвещать родителей, проводить для них консультации, открытые мероприятия, активно сотрудничать с ними.

Есть такая притча: Человек хотел озадачить мудреца, который знал ответы на все вопросы. Поймал бабочку и решил: сомкну ладони, где находится бабочка и спрошу: «О, мудрейший! Бабочка в ладонях у меня живая или мертвая?» Если скажет «мертвая», разомкну руки, и она улетит, а если «живая», незаметно сомкну руки и покажу мертвую бабочку. Пришел, спросил. А мудрец ответил: « Все в твоих руках, человек!»

Уважаемые педагоги! Поддержка положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу  в ваших руках!

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 города Когалыма «Колокольчик»

Консультации

на тему:

«Секреты эффективного взаимодействия с родителями»

                                                                                         педагог-психолог

                                                                                      Воробьева Г.Ф.

Успешность работы педагога во многом зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении с родителями принадлежит педагогу - он профессионал и официальный представитель образовательного учреждения.

Испытывали ли вы трудности при общении с родителями, может быть недопонимание? Не желание идти на контакт? Если да, то вы не одиноки – каждый педагог может столкнуться с этим, особенно молодые специалисты, не имеющие большого опыта взаимодействия.

Сейчас я поделюсь с вами некоторыми секретами эффективного общения с родителями.

«Правила построения эффективного общения».

Важно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов».Самые универсальные – это:

  • Улыбка,
  • Имя собеседника,
  • Комплимент.

        Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее).

         В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.

Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

         Кроме этих правил существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником:

1. Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.

Мы интуитивно точно сразу же определяем, какие глаза смотрят на нас: мягкие, нежные, пронизывающие, жесткие, пустые, радостные, холодные…  

Отсутствие взгляда также может быть сигналом.  Можно   подчеркнуто отводить глаза, показывая, что игнорируешь партнера, не хочешь иметь с ним дела.  

Чтобы построить хорошие отношения с другим человеком, ваш   взгляд   должен встречаться с его взглядом около 60-70% всего времени общения.   При переговорах никогда не следует надевать темные очки, потому что у других появится ощущение, что их разглядывают в упор.

  1. Психологическое пространство.

В общении людей важно, на каком расстоянии они разговаривают, стоят или сидят, как располагаются в пространстве и насколько это удобно для них.  Если это расстояние больше 5 метров, то вряд ли получится долгий разговор.

Общение на близком (интимном) расстоянии возможно лишь с близкими людьми. С малознакомыми людьми при сильном приближении разговор может не получиться. Собеседники почувствуют себя напряженно, им будет неудобно говорить друг с другом. Пример: ситуация в лифте.

Считается, что наиболее подходящая дистанция для доверительного общения от 40 см- до 1м.

Однако нет точного расстояния удобного для всех людей. Люди все разные. У каждого человека есть его личное психологическое пространство.

  1. Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
  2. Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
  3. Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
  4. Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!»,  «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»

«Основы построения беседы с «трудным» родителем».

Любой специалист ОУ знает, как нелегко беседовать с так называемыми «трудными» родителями.

- Каких родителей можно назвать «трудными»?

Агрессивные, конфликтные, они стремятся оправдать собственное родительское бессилие в воспитании своего ребенка: «Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы заниматься ребенком!»; «Вы же воспитатели, педагоги, это Ваша обязанность учить и воспитывать детей!».

Родители в позиции растерянности и беспомощности, которые постоянно жалуются педагогу, просят о помощи: «Ребенок нас не слушает, мы не знаем, что делать, помогите нам!».

На первой фазе общения с такими родителями, необходимо дать им «выпустить пар», при этом сохраняя эмоциональную отстраненность, т.е. не позволить себе зарядится отрицательными эмоциями этого родителя. Как показывает опыт, необходимо «продержаться» примерно 10-15 минут, пока родитель в форме монолога будет высказывать свои претензии или жаловаться.

В случае с «агрессивным» родителем, нужно стараться выслушивать молча, оставаться спокойным, не теряя вежливой доброжелательности. А в случае с «жалующимся» родителем, спокойно киваем собеседнику головой, вставляем нейтральные фразы: «Я Вас слушаю», «Я Вас понимаю…».

Почувствовав нашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнёт «остывать», он успокоится и будет готов  разговору.

Вторая фаза беседы с родителем – конструктивный диалог.

Чтобы избежать противостояния с родителями:

  • Показать родителю свою положительную настроенность по отношению к его ребенку.
  • Не надо навязывать своё мнение родителям (давление приводит к протесту).

А что делать с нашими эмоциями?

Наши эмоции – это основная позиция, которая влияет на нашу коммуникацию.

Мы все знаем, что эмоции у нас есть. Но нам постоянно говорят: «Ты пришел на работу, оставь эмоции дома.»   А можно? А если их постоянно сдерживать? (Нарастает напряжение) Можно ли сказать человеку «Успокойся» и он успокоится? Нет….

Эмоциональный интеллект (EQ) – это способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоций окружающих с тем, чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей. (по Д. Гоулмену)

Как показывают исследования специалистов эффективность любой деятельности человека на 33% зависит от IQ, и на 67% зависит от EQ.

Приемы управления негативными эмоциями.

  1. Рефрейминг
  2. Техника «Согласие»
  3. Я – высказывание
  4. Активное слушание

Рефрейминг – изменение точки зрения на ситуацию для придания ей иного значения. На практике рефрейминг может осуществляться несколькими способами:

- найти в ситуации другую сторону, более позитивную.

- отметив негатив, мы показываем выгоду, используя союз зато.

Анекдот: Приходит лиса к зайцу и просит написать характеристику на осла. Тот недолго думает и пишет: «туп и упрям». Справедливо? На это лиса ему говорит: «Но это же характеристика на повышение.» «А что писать?» «Напиши: устойчив в своих убеждениях и упорен в их достижениях.»

Можно сказать о ребенке в негативе, а можно сказать в позитиве «мальчик сильно шумел и всем мешал»         или «он превзошёл самого себя, и в этот раз его слышали не только мы, но еще и соседи.» У мамы реакция будет другая?

- я слишком вспыльчивая, зато…(быстро отходчивая)

- он слишком грубый зато … (искренний, прямой)

Навык находить плюсы облегчает нашу коммуникацию.

Техника согласие - позволяет смягчить напряженность ситуации, когда одна или обе из конфликтующих сторон теряют контроль над собой, над своими эмоциями и словами.

Техника состоит в том, чтобы найти в словах партнера что-то, с чем можно согласиться, и ответить на его выпад (обвинение, претензию) не противостоянием, а согласием, при этом не отступая  от своей позиции.

Когда человек в негативном состоянии, говорить нет не стоит, это еще более усугубит ситуацию. А что мы можем сделать? Согласиться. С чем? (с его точкой зрения).

- Вы недостаточно профессиональны.

- да, мне есть куда расти.

- Ты совсем сошла с ума.

- да, иногда может показаться, что я действую, не как.

- Ты в каком тоне со мной разговариваешь!

- да, бывает иногда людям кажется, что мой тон воспринимается собеседниками как обидный.

Я –высказывание – это форма эффективного и бесконфликтного сообщения. Когда мы чем-то недовольны, мы говорим как? Ты мне ……

Цель – выразить чувства по поводу поведения другого без критики и обвинений.

Эмоции и чувства

Что вызвало эти эмоции

Пояснение почему так

Пожелания, просьба

Ты никогда меня не слушаешь

Мне неприятно

Когда я вижу, что собеседник меня не слушает

Ведь я говорю достаточно важные вещи

Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю

Вечно ты хамишь

Я злюсь и мне обидно

Когда со мной так разговаривают

Я знаю, что ты можешь быть более уважительным ко мне

В свою очередь я постараюсь быть более терпимой.

Ты всегда берешь без спроса мои вещи

Мне очень неприятно

Когда без спросу берут мои вещи

Я не противы, чтобы ты брал что хочешь

Только предварительно предупредив меня об этом

Активное слушание.

Как  вы понимаете, что вас слушают?

Если я с вами буду разговаривать, а при этом смотреть в окошко, наблюдать, как там птички чирикают. Вам будет приятно?

Приемы активного слушания

Открытые вопросы – позволяют получить от собеседника максимально возможное количество информации. (Как ваш ребенок проводит выходные?)

Уточнение – вы просите собеседника уточнить отдельные моменты его высказываний, если сомневаетесь, что правильно их поняли. (правильно ли я поняла, что ребенок любит больше всего рисовать на обоях…)

Перефразирование – можно использовать, чтобы убедиться, что вы правильно поняли собеседника, для получения развернутой информации пог отдельным вопросам.

Сопереживание (эмпатия)- это присоединение к собеседнику на его эмоциональном уровне для создания с ним доверительных отношений посредством максимально точного отражения его чувств, эмоций и перпеживаний. (да, я вижу, что это ситуация вас беспокоит, я вижу, что вы расстроены..)

Огтзеркаливание- позволяет продемонстрировать внимание и уважение к словам собеседника, обратить его внимание на то, что быфло важно для вас/,дать возможность услышать себя со стороны и помочь увидеть другие аспекты разговора.

Эхо (цитирование)- дословное повторение основных мыслей, которые высказал собеседник.

Суммирование – поможет акцентировать внимание на основных моментах и подвести разговор к логическому завершению.

Подведение итогов (резюмирование) – повторение всех важных идей в сжатом обобщенном виде.

Психологическая разминка «Очень я собой горжусь!»

1"Очень я собой горжусь, я на многое гожусь". Стоя, свести лопатки, улыбнуться и подмигивая левым, потом правым глазом.

2. "Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача". Положив на лоб левую ладонь, затем правую.

3. "Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче".

Потирая ладонь о ладонь.

4. "Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего". Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо.

5. "На пути у меня нет преграды, все получиться так, как надо". Руки в стороны, кулаки сжать, делая вращения руками

6. "Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу". Руки на поясе, делая наклоны вправо – влево.

7. "Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен - и я прекрасна". Руки на поясе наклоны вперед-назад.

8. "Я бодра и энергична, и дела идут отлично". Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге.

9. "Вселенная мне улыбается, и все у меня получается". Сложив руки в замок, делая глубокий вдох.

Варианты поведения, влияющие на эмоциональное

 напряжение в процессе диалога

                   ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу рисунки смайликов гнев радость

                   Снижающие напряжение

              Похожее изображение

                 Повышающие напряжение

  1. Предоставление партнеру возможности выговориться

Перебивание партнера

  1. Вербализация эмоционального состояния (своего, партнера)

Игнорирование эмоционального состояния (своего, партнера)

  1. Подчеркивание общности с партнером (сходство интересов, мнений и т.д.)

Подчеркивание различий между собой и партнером

  1. Проявление интереса к проблемам партнера

Демонстрация незаинтересованности в проблеме партнера

  1. Подчеркивание значимости партнера, его мнения в ваших глазах.

Принижение партнера, негативная оценка его личности

  1. Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации

Поиск виноватого и обвинение партнера (это вы виноваты …- защита)

  1. Обращение к фактам

Переход на личности.

  1. Спокойный, уверенный темп речи

Резкое убыстрение темпа речи

  1. В случае вашей неправоты, немедленное ее признание.

Оттягивание момента признания своей неправоты или отрицание ее.

  1. Поддержание оптимальной дистанции, установление контакта с глазами собеседника

Избегание пространственной близости

Памятка для педагогов

«Секреты эффективного общения»

Секрет эффективного общения №1 – активное слушание

Эффективное общение начинается с активного слушания, при котором вы внимательно воспринимаете информацию, исходящую от собеседника, и демонстрируете эмпатию. Если понимаете о чём идёт речь и согласны с позицией говорящего, киваете головой, если нет – задаёте уточняющие вопросы и выражаете своё мнение.

Секрет эффективного общения №2 – резюмирование

Резюмирование невозможно без активного слушания. Когда ваш собеседник закончит говорить, подытожьте сказанное им своими словами и уточните, правильно ли вы уловили суть сказанного. Преимущество резюмирования в том, что оно исключает недопонимание, а собеседник чувствует, что его уважают, слушают и понимают.

Секрет эффективного общения №3 – честность и своевременность

Чтобы избежать неловких ситуаций и, соответственно, сделать общение более эффективным, старайтесь быть честными со своими собеседниками. Но не забывайте, что честность должна быть уместной и своевременной.

Секрет эффективного общения №4 – толерантность

Толерантно относитесь к чужому мнению и стилю общения, поскольку не все умеют адекватно выражать свои мысли. Спокойно реагируйте на неуместные реплики, пусть ваша толерантность станет проявлением вашего профессионализма.

Законы эффективного общения с родителями

«Взаимодействие ради ребенка»

  • Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет, а не нотации и угрозы.

  •  Не беседуйте с родителями второпях, на бегу. Если не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз!

  •  Разговаривайте с родителями спокойным тоном, без назиданий и нравоучений! Если вы видите лицо собеседника без улыбки, улыбнитесь ему сами.

  •  Умейте терпеливо выслушать родителей, давая возможность высказаться по всем наболевшим вопросам!

  • Не спешите с выводами! Обдумайте то, что услышали от родителей!

  • То, что родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, детей и педагогов!

  •  Готовясь к встрече с родителями, помните, что любой родитель хочет услышать хорошее о своем ребенке, дающее шанс на будущее!

  •  Каждая встреча с семьей должна заканчиваться конструктивными предложениями для родителей и ребенка!

Подготовил: педагог – психолог МАДОУ «Колокольчик»

                                               Воробьева Г.Ф



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду»

«Все мы родом из детства». А. Экзюпери

Многие наши привычки, радости, как и многие наши проблемы и разочарования родом из детства.

Понятие «здоровье» имеет три составляющие: физическое, психическое, социальное.

Психологическое здоровье подразумевает целостное состояние личности, которое часто выражается такими понятиями, как: «эмоциональное самочувствие», «эмоциональное благополучие», «внутренний душевный комфорт».

Одна из самых важных потребностей в жизни человека (по А. Маслоу) - потребность в безопасности в раннем возрасте обеспечивается в основном родителями. Если ребенок получает от родителей любовь и поддержку у него возникает состояние эмоционального комфорта, а это обеспечивает доверительное и активное отношение к миру, формирует высокую самооценку, самоконтроль; ориентацию на жизненный успех, а эмоциональное неблагополучие может проявиться в расторможенности, агрессии; подавленности; в страхах; обидах; изолированности, которые будут сопровождать его всю жизнь.

Условия эмоционального благополучия детей в группе детского сада:

  • быстрая адаптация к условиям детского сада (постепенное приучение к режиму, пище, позволение приносить в группу любимую игрушку, во время утреннего приема использование различных сюрпризных моментов, подвижных игр);
  • наличие в группах «телефонов доверия», по которым можно позвонить маме;
  • наличие «семейных альбомов», «уголков психорелаксации»;
  • «зональность развивающей среды», позволяющая детям рассредоточиться;
  • разумная занятость детей, в течение всего дня;
  • применение физминуток  во время организованной образовательной деятельности;
  • часто плаксивым детям можно давать установку на интересный завтрашний день;
  • проведение «утра радостных встреч», позволяющих каждому ребенку ощутить себя в центре внимания;
  • демократичный стиль общения воспитателя – не над, а рядом, вместе, глаза в глаза;
  • соблюдение воспитателем принципов психолого-педагогического сопровождения детей, главным из которых является:     

«Ребенок всегда прав. Неправым может быть только взрослый, чья программа ребенку не интересна» (И.Сеченов).

В младшем и среднем дошкольном возрасте дети очень эмоциональны. Эмоции выражаются у них более бурно. Одна из причин возникновения тех или иных переживаний ребенка - его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда взрослые ласковы в обращении с ребенком, признают его права, а сверстники хотят с ним дружить, он испытывает эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности.

Эмоционально-психологический климат в коллективе – это преобладающий в группе  эмоциональный  настрой, общее психическое состояние детского коллектива, непосредственными компонентами которого являются: общая эмоциональная атмосфера; преобладающее настроение; уровень активности детей.

Основными признаками благоприятного эмоционально-психологического климата являются:

  • хорошее настроение детей в течение всего дня;  
  • свободное отправление детьми всех естественных потребностей, в том числе и потребности в движении;  
  • доброжелательность по отношению к сверстникам и взрослым;  
  • способность детей занять себя интересным делом;  
  • отсутствие детей-аутсайдеров;  возможность беспрепятственно отдохнуть или уединиться;  
  • отсутствие давления и манипулирования детьми со стороны взрослых;  
  • информированность детей о том, как будет спланирован их день и что каждый из ребят намерен осуществить в этот день интересного;  
  • высокая степень эмоциональной включенности, взаимопомощи, сопереживания в ситуациях, вызывающих фрустрацию у кого-либо из воспитанников;
  • желание участвовать в коллективной деятельности;
  • удовлетворенность детей принадлежностью к группе сверстников.

ФРУСТРАЦИЯ - появление переживаний неудачи, возникающих при наличии реальных или мнимых непреодолимым препятствий на пути к цели, в качестве которых выступают те или иные отрицательные образы и представления  

Способы формирования благоприятного эмоционально-психологического климата в группе.

Так как, социально-психологический климат - это результат совместной деятельности детей, их межличностного взаимодействия, то для его укрепления необходимо:

  • ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей;
  • информировать их о ходе реализации совместных задач, поощрять активность, инициативу, креативность;
  • находить общие интересы, которые объединили бы детей и на их основе организовывать общие дела;
  • формировать традиции группы;
  • создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь группы каждого ребенка;
  • привносить общечеловеческие ценности в жизнь коллектива;
  • поощрять к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций;
  • не навязывать друг другу свое мнение, а, выслушивая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению;
  • создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей в группе и сохранению стабильно - положительных отношений между детьми и воспитателем;
  • развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества;
  • развивать эмпатийные способности детей группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение.

К условиям, определяющим эффективность влияния педагогов на психологический климат в детском коллективе, относятся следующие: личностные качества педагогов (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность); профессиональные качества педагогов (теоретическая и методическая вооружённость); ориентация педагогов на эмоциональный комфорт дошкольников.

Каким должен быть современный педагог?

Тип Мери Поппинс

Это весьма образованная особа, замечательно рассказывающая разные истории, хорошо воспитанная и точно представляющая, как следует себя вести в разных ситуациях (как в сказочных, так и в реальных). С другой стороны. Мери Поппинс прекрасно разбирается в детях: понимает, что они чувствуют, думают, хотят или не хотят, т. е. она знает детей как бы «изнутри». Воспитатель – Мери Поппинс совмещает в себе обе эти стороны, преследуя одну-единственную цель – развитие благополучного человека. Она является посредником между миром культуры и миром детей. Мери Поппинс обучает детей так, что они этого не замечают. Она постоянно ставит перед ними новые задачи, создает условия для развития воображения, учит нормам поведения, оптимальным способам разрешения конфликтов. Мери Поппинс обучает по своей программе, превращая ее при этом в программу ребенка.  

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Совместная деятельность из цикла «Эмоции и здоровье». Основные задачи: научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации. Деятельность построена в основном на обыгрывании ситуаций, беседах с детьми, проводятся психологические игры, этюды, психогимнастика, релаксация.

Стенд «Страна настроения». После знакомства с основными  понятиями, дети уже самостоятельно определяют свое настроение и рядом с фотографией выкладывают цветную карточку настроения с соответствующей пиктограммой. Желтый цвет характеризует радость, зеленый – спокойствие, серый – страх, грусть. Методика не только позволяет собрать информацию о психологическом самочувствии, но и выполняет определенную психотерапевтическую функцию. У ребенка возникает необходимость и потребность рассказать о своем настроении, потребность выговориться, поделиться тем, что на душе.

«Карточки настроения». Дети раскрашивают квадратики в желтый, зеленый, серый цвет, определяют и закрашивают  свой кружок настроения. «Карточки настроения» показываются родителям.

Эмоциональные шарики «Мое настроение». Воспитатель, родители могут отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня, а дети учатся осознавать свое эмоциональное состояние.

«Мое творчество». Демонстрация увлечений и творческих способностей ребенка на выставках продуктов его творчества (фотоматериалы конструкторских сооружений, рисунки, коллажи, поделки из разнообразных материалов. Цель: показ возможностей, способностей детей сверстникам и родителям.

«Здравствуйте, я пришел». Размещая утром свою фотографию, ребенок начинает чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых. Ребенок – личность, член коллектива.

«Уголок именинника». Постоянное функционирование стенда или уголка с фотографиями детей и обозначением дня их рождения, дополненный гороскопом, названием сезонов, месяца, числа. Цель: познавательного развития, эмоциональное благополучие.

«Паровозик желаний». Персональная именинная посуда, чудесный мешочек для подарков и т. д. Цель: ребенок – центральное лицо в детском коллективе.

«Звезда дня». На самом видном месте вывешивается плакат с фотографией дошкольника, избранного «Звездой дня». Каждый ребенок группы по очереди должен занять это место. Ценность такого компонента в том, что он направлен на формирование положительной «я-концепции», развитие самосознания и самооценки. Ребенок – центральное лицо в детском коллективе.

Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно, что для ростка тепло, свет, влага, удобрение, почва и т.д. Чтобы нормально расти, ребенку нужна любовь, уверенность  в своих силах,  в своей значимости и ценности для нас, взрослых!



Предварительный просмотр:

Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями

(по В.Ф. Ряховскому)

Инструкция: Вашему вниманию предлагаются несколько простых вопросов.

Отвечайте быстро, однозначно «да», «нет», «иногда».

  1. Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?

  1. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?

  1. Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?

  1. Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?

  1. Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?

  1. Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством?

  1. Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?

  1. Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?

  1. Верите ли Вы, что существует проблема «воспитателей и родителей» и что они разговаривают на «разных языках»?

  1.  Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?

  1. Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?

  1. Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?

  1. Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?

  1. У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете?
  1. Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?
  2. Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?

Оценка ответов: «да» — 2 очка, «иногда» — 1 очко, «нет» — 0 очков.

Полученные очки суммируются и определяется, к какой категории относится испытуемый.

3032 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей — это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.

25—29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!

19—24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с «трудными» родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику «присматривания». Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.

14—18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти «общий язык». Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители также стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.

9-13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у вас раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.

4-8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать «другом» каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь его высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.

3 очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Вас отличают необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.



Предварительный просмотр:

Упражнения для  быстрого снятия

сильного эмоционального напряжения

 «Муха»

Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

«Лимон»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

«Сосулька» («Мороженое»)

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1–2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять лежа на полу.

 «Воздушный шар»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы — большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1–2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.

И наконец, при сильном нервно-психическом напряжении вы можете выполнить 20–30 приседаний либо 15–20 прыжков на месте. Данный метод снятия психоэмоционального напряжения широко используется как спортсменами, так и артистами перед ответственными выступлениями.